Нойз мс интервью. Большое интервью Noize MC

Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей.

Один из наиболее обсуждаемых и популярных отечественных альтернативных музыкантов Иван Алексеев, известный как Noize MC, встретил Новый год новым альбомом «Царь горы». «Лента.ру» поговорила с исполнителем о «пятнадцати минутах славы» в эпоху лайков, хамстве полиции и о том, как смешно быть рэпером.

«Лента.ру»: Уже в стартовом треке нового альбома ты повторяешь: «Моя музыка всегда со мной…» Сама по себе эта фраза - одно из стереотипных высказываний многих исполнителей. Но ты же, наверное, имеешь в виду что-то конкретное?

Noize MC: Куда уж конкретнее? Более прямолинейной песни, чем процитированный тобой трек Make Some Noize, на всем альбоме, пожалуй, нет. Ну, разве что «Любимый цвет» еще. Так вот, моя музыка действительно всегда со мной: в любое путешествие я беру с собой микрофон, ноутбук, звуковую карту, гитару, миди-клавиатуру, портативные колонки и кучу всяких проводов. Тексты пишу в смартфоне, иногда в нем же делаю первые наброски инструменталов или записываю на диктофон только что сочиненные гитарные риффы. Я сочиняю песни в метро, самолетах, поездах и автобусах. Альбом «Царь горы» так и был записан - за исключением одной-единственной студийной сессии мы все сделали прямо в туре, в переездах и перерывах между концертами. Make Some Noize - это эпиграф всей пластинки, рассказ о том, как она, собственно, сделана.

Ты уже проверил, как реагирует аудитория на заглавную тему альбома? Насколько далеко расходятся представления публики о «царе горы» с твоими смыслами?

Наша постоянная аудитория в основном все считывает верно. Это песня о скоротечности массового успеха и потребительском отношении публики к артисту; о «пятнадцати минутах славы» и «халифе на час». О том, как музыка из средства самовыражения превратилась в зрелище и соревнование. Но некоторые люди воспринимают этот трек как высказывание о жажде власти, о борьбе за нее - хотя это только поверхностный слой, буквальное прочтение и лишь фасад всей аллегории. А вот что касается хип-хоп-комьюнити, то в этой среде некоторые ребята, напротив, даже перебарщивают с декодингом: ищут в тексте отсылки к конкретным персонам русского рэпа, наезды им какие-то мерещатся. Ничего такого я туда не закладывал - наоборот, это песня как раз про обезличивающую артиста индустрию.

Что такого нашел Баста, чтобы сейчас «заряжать» сольник в «Олимпийском»? И чего ты никогда делать на станешь, даже если продюсеры аргументируют: сделай так - и поедем по стадионам?

Продюсеров у меня нет, а площадки мы и так собираем немаленькие. Да, в Москве это не «Олимпийский», а «Стадиум». Но у нашей группы и музыка более радикальная. Нас почти не крутят по радио. Я редкий гость в телевизоре. Сбербанк на корпоратив не позовет. И я не стремлюсь как-то это изменить. Я постоянно экспериментирую, стараюсь совместить несовместимое: мне, как и раньше, интересны причудливые жанровые гибриды и разнообразная музыкальная палитра - а огромное количество людей по-прежнему, как и десять лет назад, пытается выяснить, это все-таки рок или рэп? Причем порой с такой претензией, как будто они пакет молока покупали, а внутри оказался апельсиновый сок. Да, с точки зрения шоу-биз-маркетинга Noize MC - это сущий кошмар. Такой товар трудно продать через сеть супермаркетов - непонятно, на какую полку поставить. А проблемы с дистрибуцией и мерчандайзингом, скажем так, бьют по объемам продаж. Вася поступил хитрее: под псевдонимом Баста он выпускает более мягкую, порой прямо эстрадную музыку; есть Ноггано - во многом его истинное лицо, как мне кажется, - хотя, конечно, темные стороны его личности там гипертрофированы до гротеска; есть N1NT3ND0 - если честно, моя любимая ипостась, потому что там я вижу то, что больше всего ценю сам: смелый эксперимент, отсутствие какого бы то ни было ориентирования на аудиторию. А у меня сайд-проектов нет. Я мешаю все свои коктейли за одной и той же барной стойкой. Нравится не всем и не все - но уж если нравится, то они со мной всерьез и надолго. Я никогда не стану «рэпером номер один» просто потому, что я не рэпер. «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Форрест? - А разве я не буду самим собой?»

Когда ты прикоснулся к теме Осипа Мандельштама «Сохрани мою речь», это показалось любопытным. Но подобных опытов у тебя пока больше нет. Хотя, мне кажется, сделать хип-хоповый цикл на основе драматичного, классического литературного материала может быть весьма убедительным ходом.

Это штучная вещь. «Сохрани мою речь» Мандельштама бешено срезонировала с моим собственным мироощущением. Я написал эту песню очень быстро, практически мгновенно - так бывает, когда ты даже не сочиняешь, а будто под чью-то диктовку записываешь. Это нельзя поставить на поток, превратить в подход, в метод. Может быть, я еще обращусь к классической поэзии, и не раз. А может, этого больше не будет никогда - не знаю. Вот, например, хип-хопера (неологизм Алексеева для обозначения понятия «хип-хоп-опера» - прим. «Ленты.ру» ) «Орфей и Эвридика», которую мы с Юрием Квятковским в минувшем году поставили в Москве на сцене Tesla 4000 - это, мне кажется, в какой-то степени близко к тому, о чем ты говоришь. В 2017 году я планирую издать аудиоверсию оперы - в качестве концептуального хип-хоп-альбома, и мы повторим постановку в Москве и в Питере ближе к концу года.

Рэп-публицистика, рэп-сатира ныне для тебя совсем не близкие приемы, или нужен опять какой-то особый повод?

Нужно ли мне, чтобы полиция снова нахамила мне на собственном концерте, а потом посадила в спецприемник за ответную реакцию на это хамство? Хочу ли я, чтобы родственники моих друзей снова погибли в аварии, произошедшей по вине босса нефтяной компании? Соскучился ли я по травле в СМИ и людям с автоматами, вылезающими на сцену посреди песни? Нет, не очень. Хотя кому-то, наверное, скучновато без едких рэп-памфлетов на злобу дня. «Эй, что за унылая лента? Больше вирусного контента!»

Допускаешь, если какой-нибудь очередной поборник нравственности доберется до твоей темы «чайлдфри», то может снова прозвучать что-то из серии: «Прислушайтесь, о чем поет Иван Алексеев? Это к чему он призывает новые поколения!?»

Не «прислушайтесь», а «послушайте вот эти четыре строчки, плюнув на остальные сорок! Ай-яй-яй!» Я не то что допускаю, я буду дико удивлен, если этого вдруг не произойдет. Глупо отрицать, что это провокационная песня. Да, провокационная. Огромное количество родителей фактически игнорируют своих детей, не пытаются найти с ними общий язык, не вникают в их интересы и проблемы, а когда потом случается абсолютно закономерный коллапс, виноваты оказываются музыканты с «неправильным репертуаром». Я готов к публичной дискуссии на эту тему, почему нет? Я сам отец двоих детей. Да, конкретно эту песню я им в машине не поставлю и под гитару дома не спою. Поставлю и спою другие. Точно так же, как я им могу включить мультфильм про Карлсона или кино про Буратино, а вот нового «Чужого» посмотрю сам, без них. Многие современные родители вручают своим детям айпад с двухлетнего возраста и идут заниматься своими делами, а потом удивляются, что подростки подписываются на «паблики смерти». Песня «Чайлдфри» - о том, к чему может привести слепое следование чужим советам и мнению «авторитетов» из медиа, о персональной ответственности за собственные жизненные решения. А то, что многие люди не в состоянии отличить лирического героя от личности автора, для меня не новость.

Первый концерт в нынешнем году ты дал в Москве уже 2 января. Это потому, что ты теперь ведешь сравнительно здоровый образ жизни и делать в праздники тебе все равно нечего?

Ровно год назад мы давали концерт в том же месте. Это, кажется, становится доброй традицией. Мне нравятся необычные концерты - с «изюминкой», с концепцией. Что значит «делать в праздники все равно нечего»? Выступать на собственном новогоднем шоу в костюме зайца - это одно из лучших занятий в жизни! Рок-н-ролл гораздо интереснее обычного запоя.

В марте тебе будет 32. Это не те 22-23, когда начиналась твоя популярность и многое вокруг было несколько иным. Как ты ощущаешь свое взросление? И как вообще нужно «стареть» рэперу, чтобы не стать смешным?

По моим ощущениям, я куда более осознанно воспринимаю происходящее вокруг. Меня сложнее спровоцировать, вывести из себя или что-то навязать. Меньше иллюзий в отношении людей. Больше опыта. Ничего особенного - просто мне действительно уже не 22. Рэперу не нужно стареть. А вот взрослеть не помешало бы: осознать, что слово имеет вес и смысл только тогда, когда ты его не девальвируешь пустыми спекуляциями; что это крутые песни делают тебя крутым артистом, а не
наоборот; что все мы - в первую очередь люди, а уже потом - эмси, рок-звезды, диджеи, банковские служащие, дворники, слесари и доктора наук. А, кстати, быть смешным иногда нужно обязательно. Без самоиронии рэперу не повзрослеть. Это же смешно - быть рэпером. Особенно взрослым. Невыносимая боль от неразделенного чувства гипертрофированной собственной важности - главная проблема хип-хоп-мира.

2017-й ты, видимо, отчасти посвятишь гастролям в поддержку нового альбома. Недавно в сети трансляцию твоего концерта посмотрели 250 тысяч человек. Цифра внушительная. Но мне кажется, что твоя офлайн-аудитория, по крайней мере в России, все же в определенной степени ограничена, сосредоточена в нескольких крупных городах и, возможно, из отечественного хип-хопа ничего, кроме Нойза, не слушает. Насколько я прав?

Степень твоей правоты, к сожалению или к счастью, стремится к нулю. Наша онлайн-аудитория как раз достаточно скромна по сравнению с реальной. Я не веду Twitter, не делаю видеоблоги, не «перископлю», не участвую в интернет-перепалках - мне все эти бушующие страсти не очень интересны, я лучше песню сочиню. Хотя от современного артиста аудитория, конечно, в первую очередь ждет не каких-то там песен, а неистового интерактива и незамедлительной реакции на каждый пук, ибо интернет-пук - явление в высшей степени недолговечное, и тут зевать некогда: нужно его срочно публично проанализировать в соцсетях, сорвав на своей незаменимой экспертной оценке заслуженный джек-пот из лайков, просмотров и комментариев. А там уж, может, и на концерт кто-нибудь сходит - селфи сделать и снять видосик с припевом главного хита. Таковы реалии современного мира. И если раньше андеграундом был тот, кого никогда по телевизору не показывают, то сегодня андеграунд - это когда у тебя в Instagram мало подписчиков.

Что же касается нашей концертной публики, то за последние три месяца мы выступили в пятидесяти городах. В небольших городах работаем в залах на тысячу мест, в миллионниках ситуация другая. В зале я периодически вижу людей в фирменных футболках других артистов - аудитория явно пересекается и с ведущими рэп-артистами, и с известными рок-группами.

Наблюдая за современной музыкой и микшируя ее в своих композициях, ты не почувствовал, что приближается момент рождения какого-то нового тренда, какими становились когда-то рэп, хард-рок, панк, гранж, брит-поп?

Я чувствую, что момент назрел. Современная музыкальная культура уже слишком давно пережевывает сама себя. Сейчас может вдруг стать популярным что-то совершенно неожиданное. Возможно, новизна будет заключаться даже не в самой музыке, а в способе ее исполнения и донесения до слушателя, например. Будущее за мультимедиа. Песня без клипа уже воспринимается многими как полдела, как распечатанный текст без звука - то есть о’кей, мне нравятся слова, но этого недостаточно.

Вообще, если посмотреть, что происходило в музыкальной культуре в последние несколько десятилетий, можно увидеть, как маятник массового интереса постоянно курсирует между гитарной и электронной музыкой - с периодичностью примерно в семь-десять лет. Возможно, все вот-вот устанут от рейва и автотюна с драм-машинами, и он опять качнется в сторону очередной реинкарнации рок-н-ролла. А может быть, наконец сменится вся парадигма. Вот это было бы по-настоящему круто и интересно. Но что бы ни случилось, лично я по-прежнему планирую стремиться писать песни, которые и на кухне под гитару хороши, и двадцать тысяч человек на фестивале заставляют прыгать.

Интервью с рэперами

Noize MC: «Психи еще существуют в нашей жизни»

Итак, информация к размышлению. Noize MC. Он же Иван Алексеев. Он же победитель бэттла на hip-hop.ru и человек, записавший лучший альбом года по версии читателей журнала «Афиша». Чтоб вы знали, читатели журнала «Афиша» - это такие люди, которые обычно фалломорфируют на такие малознакомые вам имена, как Babyshambles и Аки Каурисмяки. Не на лаконичное Noize MC. Тоже вполне себе достижение. Ах да. Он же – рэппер, похоронивший журнализда Николая Фандеева. Пишет совместные треки с «Тараканами» и «Ляписом трубецким», выслушивая респекты от Максима Леонидова и Алексея Кортнева. Ага, и вот щас концентрация незнакомых имен на один абзац достигла критический чуть менее чем полностью. Эрго: не человек, а просто праздник какой-то!!111

Так думал молодой повеса, когда поперся в ваш Ростов. Я о себе, надо думать, не об Иване. Ему-то, в отличие от меня, заплатили. Если бы мне заплатили, я бы еще и придумал нормальные вопросы, а так придумал какие придумал. Нам ли быть в печали? Как стало понятно очень скоро, я единственный придумал хоть какие-нибудь вопросы из тех *надцати человек, кто флюродросил на «Урбании» за шоколадки и беджики «press». Еще бы я их не придумал. Это нас с eLect’ом, в два часа ночи на центральной площади города поющих «На районе 3 недели нету плана» шугали мещане, менты и вечно не спящее быдло. И да, это у меня, работника телевидения, на звонки коллег по цеху стоит «Из окна...». Нет, мне однозначно было что спросить у этого парня. Избранные моменты из нашего, наполненного искрометным юмором и интеллектом разговора я и представляю вашему пристальному вниманию. Не за что.


- Noize MC, есть ли у тебя в репертуаре песня, которую ты мог бы назвать своим программным заявлением?

Ну, моё программное заявление разбито на части, главы, которыми и являются песни, поэтому какую-то определенную из них глобальным программным заявлением назвать не могу. Это лишь части целого. Каждый слушатель волен сам собрать их воедино.

Noize MC, по своему собственному утверждению, ты артист, которому на рамки жанра глубоко фиолетово. Но чему ты симпатизируешь в большей степени?

Мне нравится хип-хоп как подход. Это музыка, которая была придумана очень круто и очень вовремя. Это течение, которое по-настоящему остается трогательным только в его изначальном воплощении. То есть когда тебе есть, что сказать и когда у тебя есть багаж пластинок, на которые тебе нужно наложить свой речетатив. А уж что за пластинки ты собираешься ставить - это совершенно по барабану. Мне нравится хип-хоп, как жанр, который изначально не имел своей музыки, а синтезировал различные стили, для того, чтобы создать что-то свое – необычное. Со временем рэперы оказались закольцованными в кругу сэмплируемой музыки, каких-то стандартов и боятся выходить за рамки. Это плохо, на мой взгляд. Потому что хип-хоп – это больше чем просто музыкальный жанр – это подход к созданию музыки.

Приоткрой завесу тайны над новым альбомом, каким он будет? Будешь ли ты, составляя трек-лист альбома помнить о том, что девочки хотят медляков?

Медляки будут, девчонки. В скобках: обычно Noize MC вообще не отвечает на вопросы о новом альбоме, так что три слова в этом свете - грандиозная эксклюзивная инфа.

- Какой вопрос ты сам мог бы задать Noize MC?

- Noize MC, как ты объяснишь ваш дурацкий вид на концерте? Девочки тебя поначалу даже не узнали.

Мы когда выступали на фестивале Кубана неделю назад, познакомились там с чуваком по имени Герман, который жил там в палатке со своей тусовкой. И он сказал, что он сам из Ростова и обязательно нас встретит. И он не наврал, встретил, и привез нам каких-то париков, безумных шмоток, всякого говнища интересного, и мы решили в него наряжаться и выходить на сцену. Так что у нас такой вот имиджевый спонсор сегодня.

- Noize MC, прокомментируй популярную в этих наших интернетах историю про Jagafest (об этой нашумевшей истории с вызывающим гимном "Героин-феста" от Нойза можно прочесть, к примеру, - прим. DEM84) .

Многие просто оказались не готовы воспринять то, что человек может действительно говорить то, что думает, и было много версий по поводу какой-то вирусной рекламы, изначально приплаченных ходов. Я в очередной раз удостоверился в абсолютной гнилости Интернет-сообщества, как минимум. Всех интересует, в первую очередь, вопрос получил ли я бабла за свое выступление. Не получил. И не только, бля, не получил, а еще мне предстоит и своего бабла отдать в придачу этим пид*расам. И поэтому донт белив зе хайп, с одной стороны, - не верьте понтам. А с другой стороны, верьте в психов – они все-таки попадаются иногда еще в жизни.

- Noize MC, вспомни свой самый необычный фристайл?

Мне кажется организатор потребовал, чтобы прекратили это издевательство над артистом, я фристайлов зачитал на диктофон уже штук так триста, но среди них не было необычного ни одного, именно поэтому сейчас я ухожу, и всего. И всего вам хорошего, доброго всего вам, я ухожу. Нет меня зовут не Вова, меня зовут не Дима. Хотя эти имена сейчас популярны. Я сегодня дергал струны гитарные, сегодня было весело, сегодня было угарно, многие говорили буэээ, да он все делает бездарно, я видел этих уродов, они показывали мне факи, я каждому из них объяснил, чего стоят они, мазафака. Всё, рифмы стали плохими, значит я ухожу. Ведь Нойз ЭмСи – это не только имя, НойзЭмСи – это не только музыка. Нойз ЭмСи – это человек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы записывать трек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы давать интервью, все, до свиданья, бл*дь, фак ю.

Так почему все-таки Noize MC? Что сие означает?

MC – это стандартное сокращение «master of ceremony». Нечто вроде конферансье в современном его понимании, но в хип-хоп-культуре так стали называть человека, читающего рэп.

А ты у нас, стало быть, рэпер?

Сложно разобраться, что я такое на самом деле. Рэп-сообщество часто меня за своего не принимает. У нас в группе полный рок-состав, мы используем очень разные жанры. А что касается псевдонима, то он был придуман десять лет назад, когда мне было пятнадцать. Сейчас бы я выбрал что-то на кириллице, как минимум. По крайней мере, реже чувствовал бы себя идиотом, объясняя, как все-таки называется группа, не говоря уж о том, как она пишется.

Ну, в пятнадцать лет, если тебя зовут Иван Алексеев, еще и не то можно было насочинять. Говорят, что распространенные имя и фамилия могут послужить причиной всяких подвигов – творческих и не очень. Вроде как человек, которому досталась такая неброская номинация, потом всю жизнь вынужден доказывать, что он нечто особенное.

Никогда не комплексовал по поводу своего имени. Да и Иванов знакомых у меня исключительно мало. Имя это сейчас, скорее, редкое.

Ты, кстати, школу закончил с золотой медалью. К чему тебе это? Разве рэпер должен быть умным? Вот Пушкин говорил, что «поэзия должна быть глуповата».

А Моррисон говорил, что «песни должны быть слегка глупыми». Полагаю, это значит, что поэзия и, в частности, рэп не должны быть заумными, чтобы их могли понимать многие люди. Но тупыми, бессодержательными тоже быть не должны.

Расскажи о своей творческой биографии.

В десять лет начал учиться музыке – в музыкальной школе по классу классической гитары. «Шевелил осьминогом», как говорит наш барабанщик.

Это когда пальцами по струнам бегают? Отличное выражение.

Во время учебы в музыкальной школе участвовал во множестве конкурсов и фестивалей. Потом основал свою группу. Интересно нам было все: и гранж, и альтернативный металл конца 90-х. Но если говорить о подаче слова, о текстовой составляющей, то хип-хоп всегда был ближе. Мы живем в информационном обществе с огромной скоростью обращения информации, и хип-хоп наиболее подходит для творчества в такой ситуации.

Ты рос в Белгороде. По слухам, там очень специфическая политическая обстановка.

О да! Администрация творит что хочет. Недавно пытались вообще запретить рок-концерты как духовно разлагающие молодежь. Есть комендантский час для подростков. Штрафы за использование мата. Православие там тоже жжет. Скоро уже будет жечь в буквальном смысле слова: администрация и церковь сплелись воедино. Например, несколько лет назад было принято решение вернуть всем улицам дореволюционные названия. Представляете, что там в паспортных столах творилось, когда весь город отправился в документах менять проспекты Ленина на Свято­троицкие? Боюсь подумать, сколько там было денег попилено.

То есть вручаем Белгороду пальму первенства за ретроградство среди городов русских?

Ну не знаю. В Белгороде меня на десять суток не сажали. Пока.

А зачем ты наговорил гадостей волгоградским служителям закона?

Там изначально была напряженная ситуация. Есть примета: если на концерте слишком много ментов – значит, устроители не сумели договориться с администрацией и будут неприятности. У нас есть такая песня – «Бабки в шапку». Во время ее исполнения по сценарию свободные музыканты спускаются в зал и с первых рядов собирают деньги в бейсболку, в то время как из зад­них рядов монеты швыряют на сцену. Мне один раз так в глаз денежкой до крови засветили. То есть я всегда знал, что это опасная песня, но не догадывался насколько. И милиционеры, прерывая песню, приказали «прекратить попрошайничество». Меня это взбесило, и я посвятил этим милиционерам следующую песню – «Кури бамбук», назвав их «животными с красными кокардами». Сразу после концерта мне передали, что милиция очень обижена и что меня приглашают поехать поговорить с каким-то их главным. Я вежливо отказался, тогда меня задержали и отправили в камеру. Там я пробыл до суда. Жара выше сорока, вентиляции и кондиционера нет, железные нары, восемь человек в маленькой комнате. Днем не было света, а на ночь переводили в такую же камеру, где свет, наоборот, вообще не выключался. А жена у меня лежала в роддоме. За несколько дней до этого родился наш сын Вася, я при родах присутствовал. Мы с ней договорились, что я съезжу в Волгоград на один день. Мне даже позвонить ей не дали! В общем, через двое суток отвезли меня на суд, где уже дожидался местный адвокат, который сразу начал с того, что, мол, не хочу ли я через СМИ принести извинения ментам. Я ответил: «А вот этого мне делать не хотелось бы». Тем не менее на суде он сообщил, что я готов извиниться. И я тогда промолчал – решил, что не место сейчас выяснять с ним все это. Я был уверен, что сейчас выпишут штраф и отпус­тят. Но потом мне сообщили, что имелось личное ходатайство начальника местного ГУВД Сицкого о том, чтобы мне присудили максимальный арест по такой статье – 15 суток. Судья Шиповская ушла сама с собой совещаться, вернулась, и – опа! – десять суток. Потом уже, правда, условия были лучше в приемнике. Кровати двухъярусные вместо нар, окно даже открывалось. Хотя все равно жарко было очень.

Подметать улицы тебя водили?

Собирались. Я сразу сказал, что от работы не отказываюсь. Но, когда в газетах пошли сообщения о моем аресте, там все очень перенервничали, очень испугались прессы. Выводить меня на работу на глазах корреспондентов они были не готовы, так что сидел я с отказниками, среди которых нашлись и мои поклонники. Мы с ними потом вместе исполняли тюремный рэп баклажками по шконкам. Классика, в общем.

А что там получилось с этой покаянной песней?

Мне все время намекали, что мое выступление вполне можно переквалифицировать в уголовную статью «публичное оскорбление представителя власти при исполнении» и надо извиниться. Но писал я текст изначально в формате жесткого стеба. Хотят – спою. И с изумлением узнал, что они приняли этот сарказм за чистую монету.

Потом ты дополнил саркастические куплеты, и получился прекрасный клип «10 суток (Сталинград)». С запоминающимися словами, как там… «демонам ада есть чему поучиться у оперов Волгограда». А тебе не страшно с властью бодаться? У тебя сын родился. Милиция еще ладно, но песенка про вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова не может, случаем, обойтись тебе в пару баррелей нефти, бережно залитых в поющую глотку?

Глаза боятся, а руки делают. Я просто говорю то, что думаю. И я отдаю себе отчет, что все может закончиться очень грустно. Но это вовсе не повод, чтобы молчать.

Ты правда был лично знаком с женщинами, погибшими во время аварии с лукойловской машиной, – Верой Сидельниковой и Ольгой Александриной?

Ольга – сестра моей очень хорошей знакомой и коллеги Насти Александриной, той, которая выступает под псевдонимом Стейша, у нас клип совместный вышел несколько месяцев назад. От нее я и услышал эту жуткую историю. Кстати, последнее время стала распространяться совершенно гнилая версия, что мне «заказали» песню «Мерседес-666». Так вот, я заявляю, что песню про чиновника, давящего людей, я написал сам, без каких-либо просьб, оплат и указаний, исключительно по велению собственной души.

Кстати, о гнилых версиях. Еще одна стала довольно популярной: мол, все эти аресты и неприятности – такой грамотный пиар-ход. Десять дней посидел – и вся страна, да и весь мир, о тебе говорит и пишет.

Такие версии могут выдвигать только эмоционально нездоровые люди. То есть сидим мы с продюсером и решаем: оскорбим ментов, меня посадят, поднимем шум. А, у меня как раз жена рожает! Во круто, еще больше огласки! То есть такой вот я демон ада. Единственное реальное последствие этой «пиар-компании» пока – запрет на мое выступление в Чебоксарах. Я там шел хедлайнером, но перед концертом предупредили устроителей, чтобы никакого Noize MC не было.

То есть ты просто честно принимаешь знамя мятежных рокеров 80-х, чтобы встать на баррикадах – с мик­рофоном и гитарой.

Если только с гитарой и микрофоном, то готов. А так я считаю, что массовые беспорядки, революции ни к чему хорошему не приводят. Надо все-таки искать третий путь, на мой взгляд, а не просто идти бить витрины и свергать правительства.

А может, бросишь эти глупости и начнешь петь как все? Про весну, про любовь, про пепси-колу…

Про любовь я и так пою. Про пепси-колу? Я уже спел однажды про «ягуар». Компания-производитель пепси-колы была спонсором концерта – мы наполняли на сцене шприцы этим напитком, а пустые кидали в толпу. Сарказм опять не был понят, причем не только «Ягуаром», что естественно и ожидаемо. Начались сложности с Госнаркоконтролем, которые закончились штрафом за наркотическую пропаганду.

А что бы ты запретил петь со сцены, будь ты министром культуры? Или главой МВД? Есть какие-то действия, которых на сцене быть не должно? Вот за что бы ты мог упечь артиста? Или полная свобода – это приоритет?

Наверное, какие-то ограничения должны быть, хотя я не могу толком представить себе эти границы. Нацистские лозунги со сцены, скажем, – это совершенно некруто. Хотя, если бы я должен был сочинить такой закон, я бы крепко призадумался. Например, часто истеричные люди готовы принимать за чистую монету то, что было сказано с безусловной иронией, например. В общем, я бы думал очень долго.

Говорят, что движение «Наши» хотело с тобой сотрудничать, предлагало на Селигере выступить, гимн им написать. Это слухи?

Нет, они правда года два назад предложили мне написать им гимн. Я и написал. Очень хороший. Там, например, были такие слова:

«Наше движение самое лучшее.

Самое классное, самое честное!

Наше движение не будет задушено!

Это прекрасно! Спасибо инвесторам!

Политика – крайне увлекательное занятие:

Берем гору бабла и старательно тратим его

На проплаченные митинги, фиктивные партии.

Вот она, российская демократия, мать ее!»

Гимн они почему-то не взяли, денег я жду до сих пор. Пока приходится порой петь его самостоятельно, на концертах.

А фанатки у тебя есть? Как там рок-н-ролль­ный дух? Жив еще?

Жив, еще как жив! Но когда вокруг нарастают содомические настроения, я, как примерный семь­янин, прячусь в гримерке и читаю мантры.

Твой последний диск называется «Последний альбом». Он действительно будет последним? У тебя дурные предчувствия?

Нет, это опять-таки стеб. Над суевериями артистов, которые всегда боятся слова «последний», и над тем, как они постоянно устраивают «прощальные гастроли». Но параллельно это еще и история, которую написал наш барабанщик Паша Тетерин. О том, как погибло все человечество в ядерной войне и выжили только 25 музыкантов и один мент. И вот музыканты решили записать последний альбом – не то для этого мента, не то для чего-то еще – под занавес человечества. Издательство «Амфора» выпустило книжку с вложенным диском. Покупайте, читайте.

Apple Music теперь дает возможность своим подписчикам слушать во встроенном плеере не фрагменты песен, а все целиком - для это нужно просто залогиниться

Помню забавное критическое замечание, когда десять лет назад вышел мой дебютник «The Greatest Hits Vol. 1»: «Я не могу слушать этот альбом - там как будто поют двадцать разных людей!» В каком-то смысле этот проект обобщает весь мой накопленный скилл в данной области. А корнями все это уходит в онлайн-баттлы Hip-Hop.Ru - и в плане подхода к драматургии, и в плане дисциплины, которая понадобилась, чтобы довести дело до конца, и Маэстро Эйсид с Репаком тут тоже оказались не просто так. Плюс ко всему это для меня и моей команды музыкальный эксперимент: саунд здесь совершенно нетипичный для Noize MC, хотя главный саунд-продюсер проекта - Кирилл Борисов, работавший с нами над альбомами «Protivo Gunz», «Hard Reboot 3.0» и «Царь горы».

- Слушатели будут узнавать: в этой песне Нойз на самом деле рассказывает о таком-то случае из своей жизни?

90% этих предположений окажутся неверными. Этот клубок не так просто распутать для человека, который не знает меня лично. Но близкие люди досконально поймут, о чем речь. Там много меня - там я в основном.

Видишь, моя жена всегда являлась для меня музой. Но в этом альбоме ее роль и вовсе бесконечно важна. Многие вещи появились из наших с ней разговоров

Когда я понял, что сейчас буду делать хипхоперу, я, как любой рэпер, начал с начала - сочинил . Разослал это всем на имейл, в том числе своей жене. Она, даже не слушая, как это звучит, просто прочитав текст, сказала мне: «Ваня, что это за говно? Это не смешно, в этом вообще ничего нет, это ни рыба, ни мясо ». Я призадумался. И обобщив ее претензии, написал . Это был первый триггер, с которого вообще все завертелось. Так стало понятно, что есть драма Орфея, который забрел не туда, и его музы, которая говорит ему об этом. Дальше стали возникать другие опорные точки.

Переживания протагониста по поводу того, что он погнался за деньгами, расстался с трушностью - это упрощение и дань жанру?

Существует стереотип и существует мой опыт. И мне было интересно поиграть в этом зазоре между ними.

- То есть и тут постмодерн.

Что, кругом все ссылаются на лирического героя? Правда ли было такое? Естественно, у любого артиста было переживание, что он сделал что-то не так. Это чувство знакомо абсолютно каждому, кто выпустил хотя бы один альбом и дал хотя бы пару концертов. Кто-то может заявлять, конечно, что с ним такого не было и он светлый ангел андеграунда, но это только поза.

- Сегодня тебе кажутся смешными идеалы андерграунда пятнадцатилетней давности?

Нет, почему же. Просто некоторые вещи кажутся понятыми превратно. Исполнителями часто движут не столько принципы, сколько комплексы. В процессе карьеры важно отделить одно от другого.

- Ты отделил?

Скажем так, справляюсь с этим лучше, чем пятнадцать лет назад.

- Баттловая линия в опере - это попытка зацепиться за тренд?

Почему? Это часть моей личной истории как она есть. Андрей, ты когда в 2005 году для rap.ru - ты пришел его брать после моей победы над МС Молодым на баттле SGK. Вообще, «Орфей & Эвридика» - это даже скорее баттл-мюзикл, нежели хипхопера: тут же многие конфликты между героями решены в этой риторике, не только линия, о которой ты говоришь.

- Это круто звучит под бит. Почему ты не идешь на какой-нибудь баттл под бит?

Я сталкиваюсь с дилеммой. Либо я не уважаю исполнителя, меня раздражает то, что он делает, его творчество мне неблизко - и тогда я не хочу в нем ковыряться…

- Стоп, то, что ты говоришь больше соотносится с баттлами вроде «Версуса», но баттлы под бит сильно не такие.

Сильно не такие, да. Причем в случае с «Версус BPM» мне скорее не нравится то, что я вижу, а на «Рвать на битах» бывают прекрасные проблески. Но все равно - я вернусь к этой дилемме. У меня отсутствует мотив «он занимает свое место не по праву, и я всем покажу, какой он плохой». Люди, с которыми мне интересно сразиться в творческом плане, вызывают у меня уважение, а не зависть, ревность и ненависть. А практика показывает, что баттл, в котором нет настоящей вражды, получается ватным. Да и мне лень тратить время на такие вещи.

Кстати, именно сцену с баттлами античных героев я переделывал наибольшее количество раз, это самая многострадальная часть альбома: я как раз попытался обобщить и выделить основные типы баттловых претензий, обнажить тот момент, что вне зависимости от конкретных персоналий МС на баттлах зачастую говорят оппонентам одни и те же вещи, по сути. Этот проект отнял огромное количество сил и времени. Я скинул его послушать Влади, он сказал: «Как ты вообще собрал это все воедино?»

- Сколько писал альбом?

Два года. Мне постоянно казалось, что еще полгодика, и я закончу. Дольше всего я переписывал . Последние строчки написал после того, когда решили, что уже точно не будем ничего менять!

- А что ты менял? Объясни на примере.

В случае с баттлами я старался сделать острее. При этом это мой самый длинный альбом - это мой первый альбом без мата. Делать баттл с вымышленными персонажами и такими исходными условиями - это задача. Надеюсь, мне удалось.

© Игорь Клепнёв

- В конце года у вас будет тур по поводу пятнадцатилетия группы. В Москве будете в «Мегаспорте» выступать?

Да, а в Петербурге в «Юбилейном».

- Когда ты начинал, как представлял себя через пятнадцать лет?

Ты знаешь, как-то так и представлял. С поправкой на то, что пятнадцать лет назад рэп-артист, конечно, мог себе представить многое, но не стадионную площадку.

- С какого вообще момента идет отсчет?

С первой совместной репетиции. Предыстория такая. Я записывал песню «Когда-нибудь» - кто следит, знает ее; мы ей открывали концерт на десятилетие. Нужна была бас-гитара. Я знал, что в общаге есть Саша Кислый по прозвищу Панк, который играет на бас-гитаре, и попросил инструмент у него. А когда я пришел возвращать ему бас, он поинтересовался, что я там вообще такое записываю, мол, сыграй что-нибудь из своего. Я ему спел пару песен - и скоро мы уже репетировали у него в комнате.

- Он решил, что это настолько великолепно?

Он был сильно вдохновлен. К тому момент он играл в панк-группе - есть такие группы, где все вроде собирались репетировать, но нажрались и ничего не получилось. А вот наша группа сразу начала нормально функционировать.

А отсчет существования группы мы ведем вот с какого момента. Мы бухали на дне рождения культового общажного персонажа Валеры по прозвищу Черная Пятка и встретили чувака, который утверждал, что он барабанщик. Чтобы немедленно это проверить, мы поехали в ПТУ на Нахимовский проспект, где была репбаза в виде двух комнат. Точно помню, что он сломал там все барабанные палочки, которые смог найти, так что по окончанию репетиции играть ему было уже нечем. Этого человека мы больше не видели никогда, а группа и дальше меняла состав, но начало было положено. Это был конец апреля 2003 года.

- До нынешнего момента из первого состава группы остались только вы с Кислинским?

После всех пертурбаций - да.

- Вы когда-нибудь ссорились с другими участниками группы из-за денег?

Бывало. Но с Кислым - нет, никогда.

- Есть способ этого избежать?

Не знаю ни одной группы, где не было бы таких конфликтов. Всегда кто-то считает, что делает больше, чем получает, - всегда. Видишь, пока ваше общее благосостояние - это ноль, таких вопросов не возникает. Когда появляются первые бабки, тоже все прекрасно, потому что они первые, а у всех, как правило, есть другой источник дохода. А потом все вдруг обнаруживают, что они столько вложили - а получили не столько.

- В какой момент за эти пятнадцать лет ты был ближе всего к полному краху и провалу?

Если говорить именно об ощущении опасения за саму, так сказать, карьеру, то это классическая история в стиле «самый темный час - перед рассветом». Году в 2005-м. Группа существовала два года, но у меня были такие ожидания по поводу всего этого гениального материала! Мне казалось, что его все сразу должны понять, дать нам мешок с миллиардом долларов.

А мы выступали по Подмосковью, по безумным ДК, играли на совершенно неподходящих городских мероприятиях. И мне казалось, что так всегда и будет: поездки на маршрутках в Черноголовку, выступления за ящик пива

Это было незадолго до того, как я выиграл баттл-турнир SGK, выиграл баттл с МС Молодым и меня впервые позвали ездить по стране в составе «Сникерс Урбании». И все начало стремительно меняться. Сейчас вспоминать смешно: два года - это просто ничего в контексте становления группы.

- Сейчас за это время артист успевает и хайпануть, и скатиться.

Ну, видишь, я был тоже двадцатилетним и, видимо, существовал в том же темпе.

- Концерт Noize MC сейчас и десять лет назад - как поменялась аудитория?

Расширилась. Огромное количество людей с нами все эти годы, они уже и детей своих приводят, но и по-прежнему огромное количество молодежи и подростков. Концертная программа поменялась, это уже не «Девочка-скинхед», а «Сохрани мою речь», «Иордан», «Грабли».

- Самые ожидаемые песни на концертах - это…

Ну какой-нибудь «Выдыхай», «Из окна», «Устрой дестрой».

Концерты по три часа вы перестали играть довольно давно. А в чем вообще была необходимость так долго выступать?

А очень много фристайлов было. И очень сильно накуренный я, как правило, был - поэтому их было много. А потом уже все как-то привыкли, что мы играли три часа. Но со временем стало понятно, что концерт на два с чем-то производит большее впечатление и получается более энергоемким.

Вопрос, ответ на который я не перепроверю никак, - и тем не менее: сравни ваши концертные сборы сейчас и пять-десять лет назад? Вы уже проехали свой пик или все еще идете вверх?

Мы идем вверх, да.

- Пятнадцать лет - и только вверх?

Да. Были и спады. Были безумные 14 и 15 годы, когда наши концерты отменяли. Там по-разному получалось себя чувствовать. Но глобально это движение вверх. Причем без скачков, плавное.

- Ты понимаешь причину? Типа вы все делаете правильно и так и должно быть?

Ну, видимо, да. Хотя многие делают правильно, но им это не помогает. Не знаю.

- Можешь представить себя человеком, который не занимается музыкой?

Не могу совершенно точно. Просто по той причине, что есть такое огромное количество вариантов заниматься музыкой, что я за это абсолютно не переживаю. Писать саундтреки, писать музыку для других артистов, заняться вплотную каким-то театрально-киношным творчеством - что-то в этом плане могло быть, но сейчас не является предметом моего основного интереса.

- По сцене скучал бы?

Сцена - это то, без чего не протянуть. Когда долго не выступаю, то уже очень хочется, а первый концерт после большого перерыва всегда получается особенным. Это зависимость.


© Игорь Клепнёв

- Какие выводы ты для себя сделал из этих отмен концертов в 2014-м? Например, что нужно потише себя вести?

Нет, вывод не такой. Не давать прямой зацепки, скажем. Это того же плана опыт, что и в Волгограде (на выступлении в Волгограде Noize со сцены высмеял полицейских и получил десять суток административного ареста. - Прим. ред. ). Существуют варианты высказаться так, чтобы это было настолько же сильно по масштабу воздействия, но не давало поводов тебя зацепить. Это все равно хождение по краю, и никогда не знаешь, что именно посчитают достаточным условием, чтобы устроить гонения. Но этот рубеж музыканту необходимо держать. Вот недавно у ЛСП заблокировали в «ВКонтакте» песню «Номера». Феерическая, конечно, глупость. Что это вообще за новый закон, что нельзя описывать способ самоубийства?

Он не новый, все, кто работает в медиа, хорошо о нем знают - в соответствии с ним ты, например, не можешь прямо писать, что произошло с музыкантом Авичи. Но я впервые вижу, чтобы его действие распространилось на песню.

Для меня это новость. Раньше он так не применялся. У меня-то тогда вообще надо запретить половину дискографии - я одно время очень плотно разрабатывал эту тему, одна песня «Суицид» чего стоит, там сразу четыре способа описано! А как вообще быть с кучей художественных произведений, где это главный момент драматургии. Напрашивается такой длинный список. И все пожимают плечами: «Плохой закон, неправильный, что делать - непонятно». Раньше я думал, что люди пойдут с вилами на Кремль, только когда станет нечего жрать. Но сейчас я понял, что это произойдет, когда закроют ютьюб.

Возвращаясь к предыдущему вопросу - ну а были примеры, когда ты высказался не прямо, а как-то тонко, но и чтобы это произвело эффект?

Бывало. Неоднократно наблюдал на фестивалях организаторов, следящих за моим фристайлом и хватающихся за сердце.

Ну или вот выступал я на Красной площади - и перед песней «Yes Future!», построенной на саркастичных псевдопозитивных социально-политических прогнозах, говорю, мол, я написал этот текст шесть лет назад, но ничего из того, о чем там говорится, до сих пор не сбылось - вы же сами понимаете: ну что можно успеть сделать за шесть лет? Только половину того, что можно успеть сделать за двенадцать!

- Понимаешь ли ты, чем новые двадцатилетние рэп-звезды цепляют своих слушателей?

Да. Это по-прежнему тинейджерский панк-рок. Чисто пубертатные вещи - ровно то, почему мы слушали «Мальчишник», «Сектор газа», «Красную плесень» и «Коррозию металла». Абсолютно те же схемы в основе, но на новом уровне. Новый способ переступить черту, довольно топорный, но в силу возраста исполнителя адекватно работающий.

- Кто из молодых тебе лично нравится?

- «Пошлая Молли» - классная группа. В них помимо игры с традиционными запретными темами есть настоящий рок-н-ролльный драйв, есть неподдельная отвязность. Меня это по-настоящему трогает.

- Кто еще?

Монеточка! Я фанат ее нового альбома, «Раскраски для взрослых» - это цайтгайст в абсолюте. ЛСП - но их ведь молодыми не назвать. Хаски, которому двадцать пять, считается молодым? Вот он крутан. Притом он же сейчас говорит, что собирается вообще с рэпом завязать. И наглядно продемонстрировал, что он имеет в виду: на последнем концерте в Москве он вышел с живой группой, и они валили хардкор как у Bad Brains.

- Хаски сокрушался, что в рэпе нет товарищества, братства и общей среды.

Слишком уж это соревновательный жанр. Хотя я с большим количеством представителей этой сцены поддерживаю приятельские отношения. Думаю, что сцена гораздо менее разобщенная, чем десять лет назад.

- Как тебе кажется, идеалы хип-хопа - они остались или все свелось к наполнению больших залов зрителями?

Появился большой сегмент коммерческого хип-хопа, где главным является то, о чем ты говоришь. Когда-то он был невозможен: рэпом можно было заниматься только по любви, потому что бабок за это не платили. Но это не значит, что пропали артисты, которые это делают из любви к искусству.

Открытая репетиция «Орфея & Эвридики» в Останкино

С десяток лет назад Смоки Мо получил за свой сильнейший дебютный альбом «Кара-Тэ» тысячу долларов и, кажется, ноль роялти. В 2018 году Айза Долматова за дебютный EP получает аванс миллион рублей. Что такое произошло с рэпом?

А просто музыка снова стала платной. Победила модель стриминга - людям не западло заплатить пару сотен за неограниченный доступ к музыке. И последние два года стриминг стал приносить большие бабки. Лейблы не боятся давать большие авансы, потому что они быстро их отбивают.

- Миллион за EP - это много или мало?

Это нормально. Это успех, хорошая цифра. Ну и Айза Долматова очень популярный персонаж в соцсетях, поэтому люди, которые давали ей деньги, - думаю, они знали, что делали. Художественные достоинства обсуждать не буду - это же вопрос про бизнес.

- То есть ты недооцениваешь тексты Гарри Топора (рэпер, соперник Noize MC на «Версусе», по распространенному мнению - гострайтер Айзы. - Прим. ред. )?

Слушай, очень зрелищный, конечно, ей клип сняли - спору нет. Но это как Ольга Бузова: когда есть персонаж, ему пишут материал, он его как-то репрезентует. В коммерческом ключе это способно некоторое время функционировать - ну ок. Если бы мне было 18–22, я бы сейчас трехэтажным матом объяснял, насколько это неправильно. Но сорян, что-то мне надоело за пятнадцать лет (смеется) .

- У тебя были опыты гострайтинга помимо каких-то давних, когда ты писал тексты для Тани Терешиной?

Обширный опыт был, собственно, с хипхоперой. С поп-исполнителями? Давненько не было. В те годы это делалось, чтобы штаны не упали. Сейчас я могу спокойно заниматься тем творчеством, которым хочу. Хотя это тоже было по-своему интересно.

- Ты завидуешь тем, кто сейчас начинает?

Я за них рад. Пропал огромный входной барьер, когда за клип, в котором ничего не происходит, нужно заплатить 20 000 евро. Когда, чтобы нормально записать, нужно обязательно накопить на студию - не факт, кстати, что еще нормально запишут. С другой стороны, люди же быстро расслабляются. У них все это есть, и они начинают меньше стараться. Забавно было это с Чачей обсуждать: он говорит, что, когда начинала группа «Наив», на студию попадали только те, кому очень-очень-очень-очень-очень надо.

- У тебя есть запал все равно заниматься музыкой, если тебя будут слушать 20–30–40 человек?

Очень странно так к этому подходить. Понимаешь, музыка, которую я пишу, в момент, когда я ее пишу, - она для гораздо меньшего количества человек.

- Для одного?

Бывает и так. А то, что с ней потом становится, это, конечно, магия и мистика. Но, понимаешь, в моем случае сочинить музыку, которую будут слушать реально 20–30 человек - это я даже не знаю, как вообще так сделать. Что я такого должен выдать. Даже если я грайндкор-альбом запишу, ну уж пара сотен точно что-то в нем найдут. В мире соцсетей это невозможно - прежде чем сказать, что это кал, ее вынуждены будут послушать несколько сотен тысяч. Неизвестно, не вызовет ли еще это противоположный эффект.

Есть множество американских саунд-продюсеров, которых послушать, - они точно знают, как написать хит. А ты за пятнадцать лет разобрался?

Я понимаю какие-то работающие схемы. Но сознательно не прибегаю. Не знаю, это смешной вопрос. У меня есть один трек, который сделан по всем поп-лекалам. Хочу угореть и выпустить летом.

- Будет ли он под хаус-бит, как сейчас положено?

Да, у меня будет хаус-сингл. Вот и проверим.

- Ну что же… Хаус-сцена , как в 2017–2018-м.

Я на самом деле сначала был удивлен, что весь этот хип-хаус, который в 90-е проскакал уродливым гибридом по ушам слушателей и канул через несколько лет, вдруг столь величественно воспрянул и все собой заполонил. Хотя в детстве мне нравились Technotronic, NYCC, Bomfunk MCʼs - я как ведущий школьных дискотек всю эту сцену знал хорошо и подробно. Мне казалось, что это полностью отработанная схема, которая никому уже не кажется привлекательной. И тут вдруг ничего больше не стало - только трэп и прямая бочка. А лучше совместить! Но, кстати, я все чаще начинаю слышать в самых разных заведениях плейлисты, основанные на хитах конца нулевых: 50 Cent, Нелли Фуртадо, Тимбаленд, ранние хиты Бейонсе. От last season до «хорошо забытого старого» - полшага.

Ивану Алексееву перевалило за 30, а он так и остался кумиром подростков, борцом с системой и неудобным артистом для госструктур.. В нём обоснованный отказ от эмиграции и особый взгляд на арест группы Centr.

сайт: Вы анонсировали англоязычный альбом. В рамках работы над ним изучали, какие тексты пишут ваши британские и американские коллеги?

Иван Алексеев: У меня есть приложение RapGenius, в котором я анализирую треки. Но это не основной источник информации. Скорее, он нужен, чтобы следить за новыми выражениями и фразеологизмами, которые используют рэперы.

сайт: С литературной точки зрения русский рэп богаче, чем западный?

Иван Алексеев: Как правило, русскоязычные тексты сильнее независимо от жанров. В нашем пространстве поэзии уделяется больше внимания. И как ни парадоксально у наших музыкантов кругозор шире. Даже в маргинальной музыке.

сайт: Условный выходец с окраины Екатеринбурга Витя АК-47 всё же образованнее, чем рэпер, воспитанный кварталами Комптона?

Иван Алексеев: Витя АК-47 безусловно стремится к западным аналогам (смеётся), но по сравнению с трэповыми артистами он просто кладезь знаний об окружающем мире. На Западе больше внимания к тому – как. А у нас к тому – что. Там страдает текстовая часть, в России – музыкальная.


сайт: Но при этом уровень концертной индустрии в нашей стране растет?

Иван Алексеев: Это так. Даже несмотря на то, что в России по экономическим причинам происходит спад посещаемости концертов. У людей стало меньше денег, а полный холодильник всегда важнее музыки.

сайт: Были случаи, когда вы пытались повторить какие-то фишки из западных концертных шоу?

Иван Алексеев: Мы подглядели один момент, кажется, у Rammstein. Пустили меня по рукам зрителей в резиновой лодке. Хорошее плавание получилось, я успел зачитать прощальный фристайл минут на пять (улыбается). Потом я увидел эту фишку у Макса Коржа. Нормальная преемственность!


сайт: Какова судьба коллаборации с Фредом Дёрстом, которую вы давно хотите сделать?

Иван Алексеев: История в подвешенном состоянии. Фред скоро приедет в Россию с туром, а мы в одном из городов будем разогревать Limp Bizkit. Так что впереди много встреч, надеюсь, мы доведем до ума идею совместной песни. Недавно, кстати, виделись с Фредом. Он сказал, что ему очень понравился наш последний клип «Иордан».

сайт: Ощущение, что это видео снято где-то на Ближнем Востоке.

Иван Алексеев: На самом деле съемки прошли в Ленинградской области. Иллюзию пустыни создала талантливая команда клипмейкеров – наверное, самая профессиональная, с которой я сталкивался за всю карьеру. Надеюсь, мы еще поработаем.


сайт: Чья была задумка побрить вас наголо?

Иван Алексеев: Моя собственная, но она хорошо легла в общую концепцию клипа.

сайт: Вы тем самым хотели поддержать вокалистку Сашу Соколову, исполнившую припев, которая уже тогда болела раком и, к сожалению, скончалась?

Иван Алексеев: Я понимал, что у этого будет много вариантов прочтения и, в том числе, связанных с онкологическими заболеваниями. Но я сделал это по каким-то внутренним, сугубо личным причинам. Не могу их объяснить.

сайт: Вы несколько раз мелькали на популярном баттле Versus. Для вас этот проект законченная глава?

Иван Алексеев: Я больше не хочу туда возвращаться. Это совсем непохоже ни на спонтанную рэп-схватку, к которой я привык, ни на песенное творчество, как на баттле хип-хоп.ру. Тот вид, в котором существует Versus, меня не вдохновляет. К тому же он требует долгой подготовки, а время – это очень богатый, но ограниченный ресурс. Его лучше тратить на более созидательные вещи. Versus всё-таки разрушительно-вавилонское развлекалово.


сайт: Вы же там подрались с поэтом Юрием Хованским. Вам после этого скандала «отмыться» хотелось или вы, напротив, мужиком себя чувствовали?

Иван Алексеев: Ну, я бы дракой это не назвал. Он вел себя неадекватно, размахивал банкой с пивом, облив меня и мою супругу. Хотя я к нему подошел с миролюбивым настроем, подтрунивал, конечно, но с юмором. Он же воспринял всё с агрессией, поэтому и получил в табло. Точно также в табло мог получить и я, но отвечать Хованский не стал. История, что я его без предупреждения ударил – детский сад... Хотя понятно, что гордиться здесь нечем. Решать вопросы подобным образом – это не моя тема.


сайт: От Versus вы открестились, но зато в качестве члена жюри участвуете в баттле телеканала MTV. Что это за проект?

Иван Алексеев: «Beats & Vibes» чем-то напоминает «Битву за респект», но у него немного другая механика происходящего. Каждому МС дается тема, на которую он пишет трек. После чего два ди-джея – они же саундпродюсеры шоу – по очереди включают минусовки в разных темпах. Сложность в том, что нужно зачитать текст под музыку, которую ты слышишь в первый раз. Участникам придется подстраиваться под бит, на ходу меняя манеру исполнения. Сейчас как раз идет кастинг.

сайт: На днях вы ещё и фристайлили в «Вечернем Урганте» по случаю 120 дня рождения Сергея Есенина. С учётом того, что «Первый канал» государственный, а вы для госструктур артист в последнее время нерукопожатный, удивились приглашению?

Иван Алексеев: Нет, потому что Ваня Ургант делает то, что стоит особняком от всего происходящего на «Первом канале». Он же меня пригласил уже в третий раз. В 2012-ом мы исполнили там песню «Вселенная бесконечна», потом было участие в программе, посвященной дню рождения Пушкина. Плюс, один раз нас позвали пофристайлить с Уиллом Смитом. Правда, пока я добирался до студии, он погуглил, кто такой Noize MC, и отказался от встречи со мной. Уилл Смит же белый и пушистый персонаж шоу-бизнеса. Видимо, его что-то напугало в моей бурной биографии.


сайт: У вас в прошлом году правоохранители половину концертов отменили. На преследовании поставлена точка?

Иван Алексеев: Скорее, многоточие. В прошлом году у нас не только отмены были, но и переносы на другие площадки в день выступления. Мы, конечно, боролись с обстоятельствами. Где-то справились, где-то нет. А так предупреждения организаторам постоянно приходят. Челябинская прокуратура, например, прислала бумагу, что нужно остерегаться концерта Noize MC. Опасные мы! (улыбается).

сайт: Что, как по вашему, не так с городом Красноярск? Сначала там ваш концерт отменили, затем участники движения «Антидилер» способствовали аресту группы Centr.

Иван Алексеев: Видимо, правящие в нём люди упиваются своей властью и таким образом самореализуются.



сайт: Упиваются или пиарятся?

Иван Алексеев: Если ты о Дмитрии Носове и его движении «Антидилер», то тут очевидная пиар-подоплека. Этот человек не гнушается созданием инфоповодов. Он же у нас и борец, и певец, и вообще я удивлен, что Носов до сих пор картины не пишет и кино не снимает. Наверное, скоро начнет (улыбается). Что касается наших печально известных обстоятельств, то там другие цели преследовались.

сайт: История с арестом группы Centr, наверное, созвучна с вашей, с учетом того, вас в своем время посадили на 10 суток?

Иван Алексеев: Да, и в глобальном смысле это означает, что русский рэп стал большим жанром, инструментом влияния. Происходящее с различными рэп-коллективами повторяет историю американского гангста-рэпа первой половины 90-х. Можно провести четкие параллели с группами N.W.A. и Public Enemy. Естественно для людей, которым приходится переживать неприятные эмоции в камере, это негатив. Но зато это показатель признания! Госструктуры бы не обратили внимания на каких-нибудь радикальных дэт-металлистов, собирающих 15 человек на самых кассовых концертах.


сайт: Гонений на русских рэперов будет всё больше?

– С учётом курса, который выбрало руководство нашей страны, перспективы у нас не самые благоприятные.

сайт: Песня «Сохрани мою речь», написанная для фильма об Осипе Мандельштаме, может в связи с этим актуализироваться?

Иван Алексеев: Я посмотрел отдельные сцены картины и понял, что это невероятно своевременная работа. Рома Либеров – большой молодец, что сумел так грамотно выбрать тему и так остро её развить. Что касается уничтожения работ, то технологии изменились. Изъять информацию разом не выйдет. Происходящее тогда и сейчас – не аналогично, а, скорее, рифмуется в тенденциях. Сегодня, к счастью, не 1937 год. Невозможно лишиться жизни за то, что ты написал. По крайней мере в рамках закона. А когда у нас снова будет 37-й, надеюсь, он с прошлым веком будет совпадать лишь в цифрах.

сайт: Осип Мандельштам входит в круг ваших любимых поэтов?

Иван Алексеев: Общение с Ромой заставило меня обратить на него более пристальное внимание. В какой-то мере я открыл для себя Мандельштама заново. Из школьной программы я помнил лишь несколько его стихотворений, ведь поэт был не самым популярным. Но то, что он немного обделен вниманием – незаслуженно.


сайт: Сегодня образ правдоруба вам не мешает?

Иван Алексеев: Ну, это же не придуманная легенда. Я говорю только о тех вещах, которые меня искренне волнуют. Да, это объединяется в сумму впечатлений и раскладывается людьми на стереотипы. Но люди всегда так делают! Им так проще реальность воспринимать. Потому что в голове недостаточно места, чтобы складировать уйму подробностей и деталей. По итогу всё спрессовывается в сжатый пресс-релиз. Я на эту тему не рефлексирую, потому что у меня нет возможности сравнить с тем, как было бы, если бы всё сложилось иначе. Знаешь, когда сводишь в программе песню, можно послушать голос с эффектом и без. Выбрать вариант. Жизнь штука линейная, в ней это, к сожалению, невозможно.

сайт: Через столетия потомки-то всё равно по пресс-релизу судить будут. Как сейчас порой судят о Есенине или Пушкине.

Иван Алексеев: Думать об этом придется уже не мне. Да и как только оглядываешься на то, что о тебе говорят, совершаешь ошибку. Ты смотришь назад и не можешь сделать следующий шаг. Рефлексии мне были свойственны раньше. В период с 2010 по 2012 года, например, когда многие из упомянутых тобой ярлыков были на меня навешаны впервые. Я пытался сопротивляться и разжевывать, но понял, что лишь теряю людей, которым эти объяснения не нужны. Ведь им и так всё понятно. А другая часть аудитории не врубалась даже после разжевывания. Поэтому я оставил эту затею.


сайт: Вы же любите антиутопии. Жизнь в России движется к этому жанру?

Иван Алексеев: Отчасти. Антиутопия может рисовать капиталистическое общество, доведенное до абсурда, или коммунистический террор, как у Джорджа Оруэлла. Но объединяет их то, что правящие круги манипулируют общественным сознанием через контроль информации. У нас в стране тоже попытки предпринимаются и причём иногда довольно успешно.

сайт: Когда вы видите, что гайки закручивают, концерты отменяют, кинематограф поддушивают, войска в Сирию вводят – вам не хочется свалить подальше от всей этой херни? Куда-нибудь на Бали, например?

Иван Алексеев: В такие моменты я начинаю думать о своих детях. Мне очень хочется дать им хорошее образование, сделать разносторонними личностями. Всё это не совсем совместимо с дауншифтингом. Я ценю русский язык и русскоязычное культурное пространство. Поэтому ни о какой эмиграции не задумываюсь. Понятно, что если бы передо мной стоял выбор: либо расстрел или пожизненное – либо переезд, я бы выбрал второе. Не хочу из себя корчить героя-самоубийцу.


Текст: Василий Трунов
Фото: Женя Хажей

Редакция сайт Челябинск выражает благодарность концертному агентству за помощь в проведении интервью.


ЖеняХажей