Причины противоречий между татарами и башкирами. Клесов: ошибка норманской теории, происхождение русских, татар, башкир

Результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central (BMC), специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. "Idel .Реалии" решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья.

Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу "финно-угорского" происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный "ядровой" ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения.
Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место "Великое переселение народов Сибири", приведшее к взаимному "генетическому обмену" в Сибири и части Азии.

Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые "пропорции" генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Центральной Азии у носителей тюркских языков, включая казахского и узбекского, доминирует центрально-азиатский ген (>35%). У башкир его оказалось меньше (~20%). У чувашей и татар Поволжья центрально-азиатского компонента еще меньше (~ 5%).

Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири (ханты, манси, кеты и селькупы) представлен также в западной части Уральских гор. Так, он выявлен у коми (16%), удмуртов (27%), которые относятся к пермской ветви уральских языков. Тот же компонент представлен у чувашей (20%) и башкир (17%), тогда как у татар его доля значительно ниже (10%). Интересно, что этот же ген имеется на незначительном уровне у тюркских народов Центральной Азии (5%).

Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины: у якутов, долган и нганасанов. Этот же компонент обнаружен у носителей монгольских и тюркских языков в районе Байкала и Центральной Азии (5-15%), в меньшей степени (1-5%) - у носителей тюркских языков региона Идель-Урал.

РАЗНЫЙ ИДЕЛЬ-УРАЛ

Регион Идель-Урал населен, как известно, в основном тремя группами народов: уральские, тюркские и славянские. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир - с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык.

Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр (венгров), а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала.

В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима "башкиры" в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры (венгры) формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне.

Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами.

Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их "предками" из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Авторы исследования предполагают, что башкиры, татары, чуваши и носители финно-угорских языков имеют общий тюркский ген, который в Идель-Урале возник в результате тюркской экспансии на регион. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из "финно-пермского" компонента, тогда как у башкир он "мадьярский" (венгерский). Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам.

Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры - единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов.

Ранее "Idel.Реалии" писали о том, что российские СМИ (в том числе, и татарстанские) растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века.

На вопрос А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. заданный автором Евровидение лучший ответ это В плане языка не очень. Обя языка тюркские и очень похожи. Но на лицо - башкиры, в большинстве, сохранили первозданную тюркскую внешность (широкое скуластое лицо, раскосые черные глаза, жесткие волосы) , а татары, веками смешиваясь со славяннами и угорцами, часто бывают голубоглазыми блондинами с ямочками на пухлых щеках...

Ответ от Простолюдин [гуру]
сильно
и внешне и языком, да


Ответ от Derik [активный]
не очень:) языки у нас схожи:)


Ответ от Группа товарищей [гуру]
Тюрки. В плане языка как мы от поляков.


Ответ от Наискосок [активный]
Татары, они русские. По генетике, от урала, до новгородской области, процент татарской крови уменьшается. А, татары которые обозвали себя башкирами создали национальность.


Ответ от Ўный чеболсинец [гуру]
А что, национальность всё-таки определяют составом крови? ? Тогда расизм и нацизм имеют все права!! !
И тем не менее, национальность создают Язык мировоззрения и семейно-социальное Воспитание.


Ответ от Ѕадиджа [гуру]
Внешне отличаются. Язык похож.


Ответ от A. Марков [гуру]
отличаются, но при желании понять друг друга смогут.... ведь можем мы понять чеха или поляка....


Ответ от Гузель Янбердина [новичек]
Генетики доказали, что татары и башкиры два разных народа Татары по отцу азиаты а матери местные угры, а башкиры по отцу европейцы (кельты) и местные женщины. По матери мы родственники. А то, что башкиры воинственные, всем известно. Они подчиняли различные племена в свой союз, и это тоже всем известно. Башкиры состоят из 7 семей- разных этносов, тоже все знают. Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. е. факт зафиксирован! Где? В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, "урыс булмай аптырап юрийляр" по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный.


Ответ от Metalik220871 [активный]
Разница между башкирами и татарами
Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.
До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир.

Чего больше — сходств или различий между башкирским и татарским языками? Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков.

Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский (половецкий, куманский) язык, сегодня не существующий.

Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин».

Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки, присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана.

Существует мнение, что по основным признакам языки схожи на 95%, и к ним метафора «башкиры и татары — два крыла одной птицы» применима больше, чем к самим народностям. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Например, для обозначения слова «лягушка» в башкирском используется и баҡа , и тәлмәрйен , тогда как в татарском только бака .

Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть. Разделение языков произошло в начале XX века, когда в составе РСФСР выделили Татарскую АССР и Башкирскую АССР, и возникла необходимость разграничения народов по административному, этническому, лингвистическому признакам. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени — лексики.

Лексические отличия

В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов.

Фонетические отличия

1. В татарском языке отсутствуют специфические буквы и звуки «ҫ», «ҙ», характерные для башкирского. Поэтому наблюдается различие в написании и звучании таких слов, как «мы» (без — беҙ), «где» (кайда — кайҙа), «короткий» (кыска — кыçка) и т.д.

2. Аналогичная ситуация наблюдается с согласными «ҡ» и «ғ» башкирского языка. В татарском они заменяются на «к» и «г»: алабуга — алабуға (окунь), кайгы— ҡайғы (горе) и т.д.

3. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков (в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского).

ч — с: чәчәк — сәсәк (цветок), чәч — сәс (волосы) и т.д.

с — h: син —һин (ты), суыру — һыуырыу (сосать), салам — һалам (солома) и т.д.

җ — й, е: җидәү — етәү (семеро), җәяү — йәйәү (пешком) и т.д.

Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий.

Различия в окончаниях

(в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского)

и — әй: әни — инәй (мать), нинди — ниндәй (вопр. каков, что за) и т.д.

у — ыу, оу: су — һыу (вода), яту — ятыу (лежать), йөгерү — йүгереү (бегать) и т.д.

ү — еү, өү: китү — китеү (уезжать), көю — көйөү (обгорать) и т.д.

Несовпадение окончаний также характерно при образовании множественного числа существительных (первое слово из татарского языка, второе из башкирского):

дуслар — дуҫтар (друзья), урманнар — урмандар (леса), байлар — байҙар (богачи) и т.д.

В целом же, если использовать список Сводеша (инструмент для оценки родства между различными языками), то можно увидеть, что из 85 базовых слов 66% слов будут идентичны, а в 34% случаях наблюдаются фонетические различия. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий.

§ 13. Татары и башкиры – крупнейшие народы региона

Географическое положение Урало-Поволжья как связующего звена между Европой и Азией, важнейшего перекрестка миграционных путей многих народов, – главная причина появления тюркских народов, башкир и татар, в этом регионе. От нашествия древних кочевников пострадали более слабые этнические группы финно-угров, оттесненные сильными южными соседями. Татары и башкиры со временем стали крупнейшими этносами региона, заняв значительную этническую территорию. Татары – второй по численности этнос России.

Татары и башкиры: два этноса – одна историческая судьба

Этноним «татары» имеет тюркское происхождение. Так назывались племена, жившие в Центральной Азии к юго-востоку от Байкала. Во времена монгольских завоеваний этноним получил широкое распространение, в том числе в Европе.

Этноним «башкиры», по единому мнению ученых, произошел от названия племенного объединения, участвовавшего в этногенезе башкирского этноса – башкурт . При продвижении племен на новые земли Урала наименование обобщилось и распространилось на родственные племена. В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кипчакскими племенами. Еще в Сибири и Центральной Азии древние башкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. С конца IX – начала X в. башкиры жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах. Расселяясь на Южном Урале, они частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Впоследствии многие из этих народов, например часть удмуртов и марийцев, растворились среди башкир. Одна из особенностей башкирского этноса состоит в том, что в памяти башкир до сих пор сохраняются следы древнего родоплеменного деления. Таких групп в составе башкир было более сорока (например, племенные группы юрмат, бурзян, усерган и др.), и этим они напоминают народы Среднеазиатского региона.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена булгар, создавших в Среднем Поволжье одно из ранних (не позже начала Х в.) государств Восточной Европы – ВолжскоКамскую Булгарию. В X – начале XIII в. под политическое влияние Волжско-Камской Булгарии попали и башкиры. В Булгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. В 1236 г. после падения Булгарии татары и башкиры были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде.

В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся татарами. В XIII–XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кипчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кипчакские и монгольские племена. В отличие от татар, башкиры несут в своем облике ярко выраженную монголоидную примесь.

Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар на Среднем Урале сыграли их близкие контакты между собой, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и специфические черты их культуры и быта. Сближение народов происходило в условиях единой исламской конфессиональной среды. Татары были обращены в ислам в IX в., а башкиры приняли его лишь в XVI в. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Башкиры, овладевшие татарским языком, часто записывались татарами.

В условиях национального развития двух тюркских республик – Башкортостана и Татарстана – предприняты меры для более точного определения этнической идентичности представителей титульных народов.

Субэтнические группы татар

Формирование отдельных групп татарского этноса происходило на рубеже XV–XVI вв. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей. На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге – астраханские татары. Касимовские татары (тат. «касыйм татарлары») – одна из групп волго-уральских татар, они говорят на особом диалекте среднетатарского языка и расселены близ города Касимов Рязанской области. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов (хазары, кипчаки), а в XV–XVI вв., при Астраханском ханстве, – сильное воздействие ногайцев. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских – нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе.

Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирскотатарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику.

Наиболее древняя татарская письменность – руническая. С Х в. по 1927 г. татары использовали письменность на основе арабской графики, а с 1928 по 1939 гг. – на основе латиницы (яналиф). В 1939–1940 гг. была введена письменность на основе кириллического алфавита. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов – изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.

Верующие татары – это в основном мусульмане-сунниты , за исключением двух субэтнических групп: кряшен (крещенных татар) и нагайбаков (ногайских татар), крещенных в XVI–XVIII вв. и исповедующих православие.

По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарамимишарями. В начале ХХ в. около 40 % кряшен вновь перешли в мусульманство. Многие характерные черты традиционного быта кряшен сегодня уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Нагайбаки – потомки различных тюркских и монгольских племен, обращенных в XVI в. в христианство. Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен» известны уже с начала XVIII в. Ранее они жили по реке Ик, на границе современных Татарстана и Башкортостана. В начале XIX в. они были переселены российским правительством на новые рубежи страны в Зауралье. Там нагайбаки составили основу казачьих поселений. В современной России в границах Челябинской области имеется Нагайбакский район (центр – село Фершампенуаз).

До принятия ислама значительная часть традиционных народных праздников татар и башкир была связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности. Переплетение традиционных верований и ислама наблюдается и в обрядовой культуре.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами и после них, проводили праздник плуга – сабантуй , включавший общую трапезу, соревнования в беге, стрельбе из лука, национальную борьбу керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для победителей. Проведение сабантуя сопровождалось целым рядом ритуалов и магических действий, включая жертвоприношения. В дни сабантуя имел место обряд изгнания нечистой силы – окуривание дымом или окропление домов и места проведения праздника (мэйдан) водой. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Часто в дни сабантуя люди дают обет в случае хорошего урожая принести в жертву корову, барана или другое домашнее животное, что связано с исламской традицией татар-мусульман Поволжья и Южного Урала.

В летний период в татарских деревнях организовывали жыен (дословно – встречи, сборы) – это был общинный праздник встречи. Вероятно, его также можно считать праздником невест, так как он был одним из немногих массовых гуляний, где юноши и девушки беспрепятственно общались друг с другом в совместных играх, хороводах и выбирали себе суженых. В целом жыен проходили с конца мая до конца июня. В каждом из них участвовали обычно несколько соседних деревень.

В дни зимнего солнцестояния в деревнях проходил обряд нардуган (или нардыван ). По характеру этот старинный обычай напоминает русские святки, с традиционным подворным обходом, ряженьем, посиделками и гаданиями. Групповой обход дворов в дни нардуган сопровождался колядованием – науруз эйтулэр. Колядующие обращались к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просили вознаграждения. Празднование науруза (Нового года) в марте связано с древней системой летосчисления у тюркских народов. Это был двенадцатилетний цикл, в котором каждый год носил имя животного.

В дни национальных праздников, особенно в деревнях, принято надевать традиционную одежду. У башкир и татар были распространены типы одежды, близкие к костюмам приуральских тюрок и казанских татар. Основными элементами женской одежды были туникообразные рубахи кулмэк и штаны ыштан . В будни и праздники непременной частью женского костюма были передники с небольшими нагрудниками. Верхняя женская и мужская одежда была однотипной – поверх рубахи и штанов носили камзолы. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Замужние женщины носили головные уборы в виде покрывала или шапок, которые были широко распространены у многих тюркских народов. Под головной платок (кыекча) надевали налобную матерчатую повязку с нашитым серебряным позументом или мягкую шапочку, украшенную монетами. Полотенцеобразное покрывало накидывали на шапочку и наматывали на голову наподобие чалмы. Чалмообразный кыекча этнографы считают характерным для башкир. Многочисленны женские украшения – крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты, при изготовлении которых ювелиры применяли различные техники: скань, зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Головной убор мужчин (кроме кряшен) – четырехклинная тюбетейка полусферической формы (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка украшалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Эти головные уборы мужчины обязательно надевают и сегодня при посещении мечети.

Источники информации

1. Гумилев Л.Н. Великая Русь и великая степь. М., 1994.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

3. Гумилев Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М., 1994.

4. Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002.

5. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Вопросы и задания

1. Пользуясь книгами Л.Н. Гумилева, подготовьте сообщение об историческом взаимодействии русских с народами великой степи.

2. Какие субэтнические группы татарского этноса можно выделить по географическому распространению, языку и религии? Подготовьте краткое сообщение по одной из этих групп.

3. Какое влияние на национальную культуру татар и башкир оказал ислам? Подготовьте компьютерную презентацию о наиболее значимых памятниках исламской культуры в регионе.

4. Пользуясь топонимическим словарем, определите по карте Европейской части РФ область распространения тюрских топонимов.

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

БАШКИРЫ Многие башкиры ведут кочевую жизнь, в основном занимаясь коневодством и соколиной охотой. Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры - и

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ Крымские татары ходят в мечеть только по утрам в праздничные дни и посты. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами. Посты соблюдаются в Крыму строжайше. На праздник Рамазан

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

ТАТАРЫ ЗАКАВКАЗСКОГО КРАЯ Кавказские татары считают себя потомками орд Чингисхана и Тамерлана; они постоянно помнят о некогда колоссальной мощи и огромных территориях, подвластных этим ордам. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Какие даты ориентируют нас в культурной истории региона? Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно. Однако представления о духовной жизни местных обитателей позволяет сформировать не бытовой инвентарь, а лишь те предметы

Из книги автора

Из книги автора

§ 8. Этническая структура Северо-Кавказского региона Северный Кавказ – самый многонациональный и густонаселенный район Российской Федерации. Естественной границей, отделяющей Северный Кавказ от Закавказья, является Большой Кавказский хребет. Каспийское и Черное моря

Из книги автора

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона Финно-угры – автохтонное (то есть коренное, изначальное) население Урало-Поволжья, но их этногенез шел под влиянием соседних народов.Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское

Из книги автора

Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или

Такси «Лидер»

Черная «хонда» приехала к хостелу на 15 минут раньше назначенного срока. Перед глазами водителя раскачивается православный крестик. 30-летний Виталий твердо уверен, что он русский.

Я сам здесь родился, мои родители, бабушки и дедушки тоже. Кстати, чистых башкир в Уфе практически нет, в основном они в аулах остались. Башкиры и ­татары друг друга не очень любят. Нет, к­онечно, открытой вражды нет, но вот неприятие чувствуется.

10.28

Улица 50-летия СССР

Юлия Пастухова, продавец киоска «Печать Уфы»:

Все национальности различаются только происхождением, местом, где они родились и выросли. Это единственный признак различия. Я русская, но считаю, что ничем не отличаюсь ни от башкир, ни от татар.

11.38

Такси, Кировский ­район

Красивая блондинка Светлана. В ее бежевом «рено» по-женски чисто и вместо шансона играет приятная музыка.

Плевать всем на национальность! - смеется Светлана. - Я вот сама марийка. Если смотреть глубже, наш народ даже не православный - староверы. А сестра моя недавно вышла за татарина замуж. И ничего, не просил он ее ислам принимать. Они вообще про это не думают! Вот при предыдущем президенте национализм, конечно, в республике ощущался заметнее. Он всю деревню к себе притащил, не башкиру в верха вообще не пробиться было. А сейчас новый, его никто не выбирал, он из Москвы Путиным назначен - кого ему тащить?

11.05

Храм Сергия Радонежского

У нас много крещеных татар, - говорит отец Евгений. - Национальность уже не определяет религию. Многие башкиры и татары принимают православие. У нас в храме есть сложившийся костяк прихожан, среди которых много башкир. Человек часто находится в поиске, и многие обретают успокоение души, придя в православие. Детей у нас часто крестят от смешанных браков. Многие наряду с посещением мечети ходят и в православный храм, ставят свечи, просят с­овета. Мусульмане в основном приходят не на службу, а просто поставить свечку, подать записку.

11.28

Центр реабилитации нарко- и алкозависимых «Ковчег»

Нельзя сказать, что больше потребляют наркотики русские или башкиры, - рассуждает директор центра реабилитации «Ковчег» Александр Елисеев. - Это так же как сказать, что гриппом болеют больше татары или казахи. Наркомания - это ведь болезнь.

11.28

Автобусная остановка «Монумент Дружбы»

Девушка лет двадцати в ожидании автобуса. У нее в руках айфон, на крышке которого изображен флаг Великобритании.

Действительно ли в Уфе преобладают люди башкирской национальности?

Ой, я вообще считаю, что башкиры - это вымирающая нация и язык башкирский мертвый. Их осталось очень мало.

Вы хотели бы уехать на ПМЖ в другой город?

Конечно. Молодому человеку здесь делать нечего. Я, например, мечтаю уехать в Лондон. Да об этом все мечтают, просто не признаются...

11.48

В автобусе маршрута № 274

В Башкирии народы отличаются друг от друга обычаями, традициями, - рассуждает Александр Афимов, водитель автобуса. - Вот я - чуваш. Был бы я мусульманином, не был бы крещен. Да и праздники у нас сильно различаются.

12.13

Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан

Римма Утяшева, депутат законодательного собрания, рассказывает:

Я считаю, что самое главное - это межнациональное общение. В детстве я впервые услышала слово «нацмен», так называли представителей всех народов, кроме русского, представителей национальных меньшинств. Но это неправильно. Русский язык не главный, он объединяющий, помогает всем языкам. Иногда некоторые политиканы кричат у нас: «Трагедия! Закрывают татарские школы!» Я всегда очень резко о­твечаю: «Трагедия в том, что закрывают сельские школы!»

12.30

Радио «Свобода»

Корреспондент радио «Свобода» Карим Яушев считает, что в отношениях между татарами и башкирами республики есть проблемы:

Мне надоело видеть, что башкиры не хотят поддерживать национальные интересы татар в Башкортостане. Они строят «мосты дружбы» только с казанскими татарами, а мы остаемся в стороне.

12.43

Улица Карла Маркса

В Башкирии сегодня проживают более ста н­ациональностей. Отличие национальности только в самосознании, - отвечает эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков. - Могу сказать, что ситуация в Башкирии в последние годы изменилась. Нет искусственного перегиба среди наций. Отношения между нациями стали более толерантны. Хотя проблемы, о­тражающие н­ациональные интересы, остаются.

12.51

Общеобразовательная школа № 16 г. Уфы

Моя национальность - русский, - говорит десятиклассник Константин Кудринский. В нашей школе, да и вообще в нашей республике нет никаких проявлений н­ационализма. У меня есть друзья чеченцы и дагестанцы. Они общаются на родном языке в своей семье, чтят традиции. Но в обществе они сразу же адаптируются, разговаривают ­по-русски и держатся с нами на равных.

13.30

Агентство по делам печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан

Поднимаемся вместе с Борисом Мелкоедовым, руководителем Агентства по печати и СМИ, на четвертый этаж. Он рассказывает о своей семье: мать башкирка, отец русский, жена чувашка.

Я не знаю, кто я: нельзя отказаться от части себя! Если я говорю, что я русский, тем самым я отметаю нечто башкирское. У меня уже на уровне подсознания есть вещи, заложенные в детстве, а я воспитывался среди башкир. Н­пример, яблоко в первую очередь имеет для меня башкирское название.

13.02

Буфет Уфимского государственного нефтяного университета

Симпатичная рыженькая девушка Карина Г­ашимова приехала учиться из Нижнего Новгорода, и особенных различий между национальностями не видит:

Они различаются разве только внешне. Отличаются вкусовыми предпочтениями. Кто-то печет беляши, кто-то не печет. Одни любят блины, другие не любят. А я люблю яблочки и огуречики.

Карина на минуту задумывается и добавляет:

А еще они очень жадные и хитрые!

Кто - они?

Татары! Это нормально, у каждого есть недостатки, но именно это я не понимаю.

Ее одногруппник Рустам Газизов, кажется, совсем не обиделся на такой комментарий:

Я по национальности татарин, но я не считаю себя хитрым или жадным. Я хорошо отношусь к людям других н­ациональностей, но на русской я бы не женился.

15.08

Уфимская дневная е­врейская школа «Ор А­внер»

В пятом классе учатся всего шесть человек, из них евреев - трое.

Дети прекрасно уживаются друг с другом, общаются, не дерутся, дружат, - рассказала учительница музыки Марина Хамутинина. - На национальность мы смотрим в последнюю очередь. У нас обучаются и русские, и татары, и башкиры, и евреи. Те, кому это не нравится, детей к нам и не приводят. Более того, многие родители участвуют в наших мероприятиях вместе со своими детьми, приобщаются к еврейской культуре и даже изучают иврит.

16.30

ОАО «УЖХ Сипайловский»

Замдиректора Мансаф Мустафин себя считает однозначно татарином.

Чем мы отличаемся от русских и башкир? У нас, у татар, воспитание более жесткое. И лично меня очень жестко воспитывали: шаг вправо, шаг влево - нельзя. Родители у нас больше в почете, что ли. Моей матери 82 года, а мне 59. До сих пор, если она что-то попросит, я беспрекословно выполняю.

16.42

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Студентка УГНТУ Чен Ян бурно жестикулирует и улыбается.

Девушки из Китая более закрытые, - уверена Ян. Но, глядя на нее, этого не скажешь.

А молодые люди?

О! Парни из Китая не умеют говорить, но хорошо хватают девушку, - говорит Ян, а потом быстро поправляется: - Заботятся о девушках.

Если бы ты полюбила русского парня, ты бы вышла за него замуж?

Я не буду! - восклицает китаянка. - Потому что разная культура и традиции.

18.50

Универмаг «Уфа»

На национальный вопрос, который в нашей республике все-таки стоит остро, хорошо о­тветили наши юмористы, - рассказывает кассир Алла Иванова, русская. - На одном из концертов они спросили: «Знаете, как жужжат башкирские пчелы? А мы вам покажем: зь-зь-зь. А татарские - совсем по-другому: з-з-з».

19.15

Имидж-бюро «Эго-style»

Стилист-имиджмейкер Нелли Исянова:

То, что в Башкирии живут разные национальности, прекрасно. Любят не глядя, дружат не глядя, друг над другом похихикивают иногда. Но национальной розни у нас нет совершенно. Мы даже иногда не понимаем, кто есть кто.

20.33

Улица Мушникова, 15/1

Сергей, 32 года:

Я русский, потому что родители русские и родился я в России. А жена у меня татарка. Люди разных национальностей, по моему мнению, отличаются только языком. Я не брезгую чак-чаком, а жена вполне может съесть крашеное пасхальное яйцо на семейном празднике у моих родителей. Правда, есть категория мусульман, которые относятся к женщинам как к людям второго сорта. Доводилось встречаться. Причем они откровенно удивляются: а как можно по-другому?

21.10

Перекресток проспекта Октября и улицы Шафиева

Рустем Каримов - известный барабанщик и перкуссионист. Он был участником первого состава группы «ДДТ», а сегодня играет в известной группе Funky House Band.

Среди народа национальный вопрос не стоит, к этому вопросу больше подходит музыкальный термин «фьюжн», такое свое­образное смешение многих традиций и культур, и это здорово! Сегодня я живу с русской девушкой и кайфую: она замечательная! Сам же я татарин, и в этом нет секрета. Да и в нашей группе разнонациональный состав, но культура у нас одна. В детстве я часто ездил с родителями в деревню и сейчас балдею от татарского и башкирского колорита и чувства юмора.

22.30

Улица Коммунистическая, 22

Студент Алексей Костин по национальности русский.

Сами посудите: многие ведущие предприятия и организации в республике возглавляют башкиры или татары. ­По-моему, это несправедливо. Правда, между собой татары и башкиры очень дружны, в этом с них стоит взять пример.

22.35

Чрезвычайный жилищный фонд

Гульфира Катран, жительница Чрезвычайного жилищного фонда:

Знаете, когда я училась в училище, у нас была староста-хохлу­­ш­­ка. Она нас почему-то все время делила на н­ации. Так и говорила: «Татары в одну комнату, русские - в другую». А у меня подруга русская была, и мы вместе жить хотели. И я ее спрашивала: «Зачем делишь нас по национальностям? Может, мы хотим жить вместе!» Но она нас все равно расселяла. Замуж я вышла за русского немца из Благоварского района, наш старший сын работал проводником и влюбился в девушку из Белоруссии. А невестка младшего сына - чувашка, внучка со мной живет.

21.30

Улица Пушкина

Возле Театра оперы и балета мне встретились две женщины: башкирка и русская, Зухра Владимирова и Мария Матвеева. Одна в брюках, другая в юбке. На вид каждой лет 35.

Разные национальности не мешают нам дружить уже 20 лет, - с гордостью рассказывает одна.

Сказки у всех одинаковые, - дополняет ее подруга.

1.53

Проспект Октября, 79/1, Rock"s cafe

Громкая музыка не мешает посетителям кафе рассуждать.

Вчера вот матч был. «Ак Барс» с «Трактором» играли. Ну, вы же знаете, вы ведь из Челябинска, - говорит мужчина, несколько минут н­азад подсевший к нам. - Так вот, скажу вам, что все порядочные башкиры болели за «Трактор».

Почему? - удивляемся.

Потому что хватит кормить Казань. Так все думают, не только здесь.

А как по мне, никакой такой проблемы отродясь не было, - включается в разговор мужчина за соседним столиком. - Знаете, чем отличается башкир от татарина? - продолжает хоккейный болельщик. - Башкир - это дикий татарин (смеется). Думаю, отношения башкир и татар между собой точно такие же, как у русских с поляками.

3.30

Торговый комплекс «Мир», «Тема-бар»

Вероника ждет, когда у ее мужа Денчика закончится рабочий день. Он работает кальянщиком в «Теме». В их семейной жизни все только начинается, они женаты один год.

Национальных проб­­лем для нас не существует. Мои родители - татарин и украинка, р­одилась я в Вороне­­же, - говорит молодая жена.

Я вот татарин, так я себя определяю, во-первых, потому что мои родители татары, к тому же знаю татарский язык, - комментирует Денис.

04.20

Клуб «RАЙ», проспект Октября, 115

Екатерина, танцовщица go-go из Казани, идентифицирует себя с русскими.

Я русская, потому что я православная. И вообще глупо людей разделять по национальной принадлежности. Человек - он и есть человек, несмотря на национальность.