Сценарий экскурсии Мир русской избы. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы

Путешествие в прошлое или экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»
"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"
Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В нашем детском саду силами администрации, педколлектива, родителей и воспитанников обустроен мини-музей «Мордовская изба». В небольшой комнате воссоздана обстановка мордовской избы, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением.
У нас в группе есть уголок национальной культуры: здесь представлены книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки мордовских мастеров. В беседах, играх с детьми мы обращаемся к народным традициям, показываем красоту родного города, рассказываем о талантливости, умелости мордовского народа, пробуждая интерес к истории родного края. Но разве можно сравнить даже самые содержательные беседы с «путешествием в прошлое». Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» произвела неизгладимое впечатление на наших воспитанников. Для детей было все необычно, ново, интересно. Вместо привычных вещей они увидели много неизвестных предметов: керосиновую лампу, лучину, прялку, ступу. Удивили их приспособления, предназначенные для глажки белья: зубчатая доска и валик (рубель) и утюг, разогревающийся раскаленными углями. Узнали ребята, что печь занимала в избе центральное место: на ней спали и в ней готовили еду. Вызвали интерес и другие, необходимые в домашнем хозяйстве предметы: необычная «стиральная машинка», представляющая собой ребристую доску, корзинки, горшки, кочерга, ухват. Понравились не похожие на привычные сандалии плетеные лапти. Любовались дети вышивками мордовских мастериц, и много еще замечательного узнали и увидели малыши в музее. Глаза детей горели от удивления и восторга. Особое впечатление произвела на них люлька, подвешенная к потолку, в которой мамы укачивали своих малышей, напевая им мордовские колыбельные песни. Мы тоже послушали запись колыбельной песни, почувствовали нежность, напевность мордовской речи. После экскурсии в группе наши детки укачивали своих кукол, напевая: «Баю-бай…»
Так через предметы старины и увлекательный рассказ экскурсовода дети познакомились с историей своей малой Родины.
Мы еще не раз посетим нашу «Мордовскую избу», еще не все рассмотрено, еще многое предстоит узнать нашим воспитанникам о жизни и культуре своих предков. Встреча с музеем всегда бывает радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Погружаясь в прошлое, мы пробуждаем добрые чувства и с заботой строим счастливое будущее.

Воспитатели: Зазулина О.Н.,
Шляпина Е.Н. 14 группа

Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.

Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.

Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, р азвивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.

Игра с лентой (в группе)

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

Путь-дорожку укажи

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)

Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:

«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)

Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.

Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.

Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)

Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.

Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1747» дошкольное отделение «Звездочка» Москва, 3-ий Митинский переулок, д.6, корп. 2, тел.: 8 (495) 753-32-02

Подготовили и провели

воспитатели ГБОУ «Школа № 1747» д/о «Звездочка»

  • Насртдинова Елена Александровна,
  • Коротеева Марина Александровна.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках.
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол, туеса. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные) .
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из ткани.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
  • Формировать умение узнавать характер музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель» .

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : старинная домашняя утварь, картинки с изображением современных предметов быта и мебели, бубен, ленты по количеству детей, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место - русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: - Вот мы и пришли в нашу избу!

В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает второй воспитатель - Бабушка-Забавушка, в дальнейшем проводящий занятие.

Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!

Дети садятся на лавочку.

Бабушка-Забавушка: - Просим к нам в избу,

Красному гостю - красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «Гости» .

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а знаете, как люди строили свои избы? А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил, - люди добрые, помогите мне избу строить» . «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу» . А строили такую избу из деревянных бревен. «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Что же значит «рубить избу» ? (Построить ее при помощи топора) .

Бабушка-Забавушка: - Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня» .

Бабушка-Забавушка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Для чего она служила? (Была источником тепла и света.) Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?» . Что еще можно было делать на печке? (На печке можно было спать, или лежать, греться.) Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё. А что еще она могла делать? (Печь хлеб, готовить пищу.)

А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. А эта лопатка? (Выслушать варианты ответов детей.) А лопата была нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел.

Воспитатель предлагает почувствовать аромат свежего карава. я

Бабушка-Забавушка: - Какой хлебушек? (Ароматный, душистый, свежий…)

Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А вот еще одна: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Бабушка-Забавушка: - Самое главное место в избе - «красный угол» . «Красный угол» - самое почетное место в доме. Само название угла «красный» означает «красивый» . Его убирали вышитыми полотенцами. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. В доме прорубали невысокие двери с порогом. Когда гость заходил в дом, ему приходилось кланяться на «красный угол» , а уж потом он здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в избу, мог пройти в «красный угол» только по приглашению хозяев.

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а посмотрите, что на полке стоит? Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Для чего нужно было коромысло? Да, ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Обобщающая часть: проводится игра «Старое - новое» . Воспитатель показывает картинки с современными предметами, а дети находят старинные аналоги.

Бабушка-Забавушка: - В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?

Бабушка-Забавушка предлагает девочкам покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.

После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?

Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да) . Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке.)

Дети под руководством воспитателя делают бесшовную тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу-оберег.

Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.)

Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Карусель» .

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого - конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребенок с бубном.

I часть. Дети шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен. Затем он кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

II часть. Под музыку дети бегут по кругу. С ее окончанием каждый быстро старается взять ленту. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра проводится несколько раз.

Бабушка-Забавушка: - Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы) .

Воспитатель: - Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Бабушка-Забавушка: - Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.

В каждом приличном городе должно быть место, в котором можно посмотреть на быт местных народностей и поесть национальной кухни. В одном из недавних постов я показывала такой . А теперь покажу наш, саранский. В один из летних дней мне все-таки удалось попасть на экскурсию в этнографическом комплексе "Мордовское подворье". Три раза пыталась я) И вот смогла!
Предлагаю посмотреть, что же там внутри.

Сначала зрелища, а потом уже хлеб! Поэтому идем в музей.
Чтоб вам было проще попасть внутрь , я просто сфотографировала раскладушку со всей информацией:)

Сразу стоит отметить, что это не совсем аутентичные предметы быта. Это скорее стилизованное, но максимально приближенное к реальности. Скажем так, это "лубок" для туристов города:) Но все равно красиво.

Экскурсия начинается с избы. Достаточно просторная, хочется сказать. Не совсем отражает историческую правду, т.к. мордва изначально жила в землянках. Потом переселилась в избы с парой окон и очагом в середине избы. Этот дом скорее отражает обычную деревенскую современную избу, максимум - столетней давности.

Первым делом проходим в кухню, или как она называется в моей деревне в Дубенском районе - "заднюю" избу. В ней обычно размещается печь, место для приготовления еды, кухонная утварь и обеденный стол.
Над обеденным столом обязательно висит икона в рушниках.

А вот и печь. В то время, когда еще не было умывальников, вместо них служили обычные ведра. Конечно же, рушники с национальной вышивкой. У моей бабушки в деревне очень похожий узор на рушнике, кстати:)
Кухонная утварь на фото справа - ухваты, деревянные ломаты, чтобы "садить" в печь хлеб, коромысло, кочерги. Вообще здесь вся утварь вперемешку, без деления по эпохам. Даже примус затесался:)

Вот рыжая глиняная посуда мне знакома по бабушкиному дому. Черную первый раз вижу.

В Подлесной Тавле у нас развито ремесло резьбы по дереву. Эту скульптуру выполнена там, если нам сказали правду. Ветеце обозначает "пятый":)

А вот "норов" в переводе обозначает "земля". Кстати, в углу правого снимка вы видите зубчатую доску - стиральную машинку прошлого:)

В Мордовии, как и в других регионах страны, было принято собирать целебные или пряные травы и сушили их у печи.

В этой избе "задняя" изба и "передняя" разделены коридором. В нашей деревне коридор обычно проходит сбоку .

Передняя изба. Обычно здесь находились спальные места членов семьи, комоды/шкафы с вещами и сакральные семейные ценности вроде фотографий. В музее в передней избе представлены национальные костюмы. Это, конечно, костюмы праздничные. На вешалке висят пулай - пояс с монетками и вышивкой, обычно украшаемый бахромой. Он был обязательным элементом одежды, также как и головной убор. И нижняя рубашка, обязательно с вышивкой. По крою и вышивке можно было определить к какой этнической группе относилась женщина, ее носившая. Обязательным элементом был и передник.

Полотенца и подушки тоже украшались вышивкой. Одеяло на кровати лоскутное, но я не уверена на 100%, что так было в действительности.

Прялки. В детстве я даже пыталась учиться прясть:) Кстати, коврик на лавочке вязался из тонких полосок ткани. Таким же способом производились и половики.

Интересной особенностью у мордвы является оформление коллажей фотографий. Я так пишу потому, что больше нигде не видела подобного. Бралась большая деревянная рама и в нее в произвольном порядке вставлялись фотографии различного формата. На фото в музее изображены мордовки в национальной одежде. Говорят, что часть из этих фото - подлинники, подаренные музею.

Избу осмотрели, теперь отправляемся осматривать хозяйство. Первым делом - амбар. Вот он, справа.

Во всех амбарах страны. Сусеки:)


Здесь все знакомо каждому - ведерки (хотя лично я такие в мордовской деревне не встречала), гири для весов и рамки для меда. Слева возле гирек можно заметить кусочек интересного девайса. Это терка для картошки. На ней натирали картошку, отжимали сок и производили крахмал. А из крахмала делалась лапша, которую, в свою очередь, использовали в мордовском блюде "лапшевник".

Знаете, что это? Маслобойка или "пахталка". В ней пахтают масло. Я в свое время участвовала в процессе. Потом свежие хлопья масла вылавливают, слипают в комочки, отжимают пахту и бросают в ледяную воду, чтоб застыло. Какую-то часть этого масла используют как обычно - намазывают на хлеб или блины, а большую часть топят в печи, получая топленое масло. Оно ярко-желтого цвета и немного крупинчатой структуры, с ореховым запахом. Меня тут некоторые пытались удивить индийским маслом топленым. Ну что с москвичей возьмешь, им все в диковинку. Ну а мы, дети Поволжья, знаем, что топленое масло это вам никакое не индийское изобретение:) Хотя точно не уверена, что мордва не переняла это от русских.

Перемещаемся во двор, или по-мордовски "кардаз". Дворы бывают как под одной крышей с домом, так и отдельно стоящие. В музее перед сараем находится стилизованный загон для птицы и крупного и мелкого рогатого скота.

Внутри все обычно - ясли для сена или соломы. И макеты животных:) В частности, в Мордовии многие держат овец и баранов.