Ценности нормы обычаи и традиции в культуре. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Типы социальных норм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

3. Ценности и нормы культуры

1. Понятие культуры. Функции культуры

Культура - фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В XVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Именно в этом значении термин «культура» впервые получает достаточно широкое распространение. Главное в нем - просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающая роль при этом принадлежит знанию, хотя и в этот период уже было ясно, что образование является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы быть культурным. Вместе с тем культура еще не стала объектом всестороннего изучения.

Только в XX в. интерес к изучению культуры резко возрастает, о чем свидетельствует рост числа определений культуры. По подсчетам исследователей, в начале XX в. таких определений было около 10. К середине века, как указывают американские ученые А. Крёбер и К.Клакхон, их стало более 150. В наши дни число определений культуры перевалило за 500.

Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Английский этнолог Э. Тайлор, автор книги «Первобытная культура» (1871) - одной из первых, посвященных непосредственно культуре, определяет ее как совокупность знаний, верований, искусств, ценностей, законов, обычаев и других способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества. Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа. Американский социолог Д. Белл определяет культуру как систему эстетических взглядов, нравственных оценок и стиль жизни, как способ поддержания собственной неповторимой индивидуальности.

Сходные определения даются отечественными исследователями. Для Н. А. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». По мнению А. Ф. Лосева, «культура - это предельное обобщение всего». Другие авторы понимают культуру как память, как творчество, как духовное измерение всякой деятельности, как образ жизни народа и т. д.

Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.

В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Поэтому Н. А. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения - скульптурного, живописного, литературного и т. д.

Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).

Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX в., когда материальная культура стала все больше доминировать над духовной.

Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

Ученые показали, что высшие животные (шимпанзе) также обладают культурой: они имеют язык, у них даже есть культурное многообразие, поскольку культуры отдельных популяций отличаются между собой. Однако между культурой животного и культурой человека имеется качественное различие. В основе культуры животных и ее передачи лежат инстинкты. Человеческая культура создается и передается с помощью сознания и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает «животность» и приобретает «человечность». Она выражает и воплощает социальное. По мнению 3. Фрейда, культура включает в себя все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных. В этом суть известной формулы: человек - это культура.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Установлено, что, если в возрасте от двух до двенадцати лет дети исключены из нормальной человеческой жизни, они навсегда остаются дикими. Подтверждением тому могут служить известные случаи из литературы, когда потерянный родителями в лесу ребенок в течение нескольких лет жил и рос в стае зверей. Этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры.

Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых - необходимое условие существования и сосуществования людей.

С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры - наука, искусство, техника и др. - пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Существует еще одна важная функция культуры - ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта - во-первых, критически-творческой деятельности - во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей - как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

Как показывает история, все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. В России такими выдающимися личностями были М. В. Ломоносов, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский, Д. И. Менделеев, А. Ф. Лосев, П. Л. Капица, Л. Ф. Келдыш и др.

Сегодня быть универсальной личностью весьма трудно, практически невозможно, поскольку знания и умения стали необъятными. В то же время возможности стать культурным человеком необычайно расширились. Основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения - отмеченны высокой квалификацией и мастерством.

2. Морфология (структура) культуры

Морфология культуры - раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По классификации М. С. Кагана есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь и социальная организация, и три формы духовной предметности: знание (ценностность), проект и художественная предметность, которая несет в себе художественные образы. По классификации А. Я. Флиера культура включает в себя четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Морфология культуры - это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.

Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества).

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры. Общую морфологическую модель культуры - структуру культуры - в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

1)три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный;

2)три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);

3) обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Таким образом, в едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура - совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической - нравы и обычаи; правовой культуре - мораль; философии - обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре - практические технологии; художественной культуре - обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

Сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;

Средства массовой коммуникации (СМК) - телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между "высокими научными" ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;

Социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие между ними отражены на рис. 1.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Рис. 1. Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое ядро культуры, выступающее в качестве ее основополагающего принципа, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л. Н. Когана и других культурологов, есть несколько видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. ценность духовный культура религия

Основными формами культуры являются: мифология, религия, мораль, искусство, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология - одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражающие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они соединены родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию, возникла хтоническая мифология (от слова хтон - "земля"): люди верили, что существуют могущественные существа с человеческо-звериным обликом; так, древние греки верили в Минотавра (человекобык, связанный с подземным миром), все египетские боги были звероподобны. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом: вспомним греческие мифы об олимпийских богах - Зевсе, Аполлоне, Афине, Венере и т.д.

Религия - форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге религии делятся на:

Монотеистические (иудаизм, христианство, ислам - вера в одного Бога);

Языческие, или политеистические (политеизм - вера во многих богов: восточные культы);

Трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство);

По степени распространенности в мире выделяют:

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

Локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Мораль - форма культуры, которая включает в себя представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, а также запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты - табу).

Искусство - форма культуры, которая отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства - в первобытном обществе - его элементы были слиты, переплетены друг с другом; позже обособились отдельные виды искусства: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Право - форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм - законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Право формируется вместе с государством, является признаком цивилизованного образа жизни людей.

Идеология - форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

Наука - форма культуры, производящая новые знания о мире и человеке.

Философия - форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I в. до н.э. В трех регионах мира: Эллада, Индия, Китай. Древние философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика - форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение жизни человека в обществе в результате активного воздействия на природу, ведения хозяйства с помощью определенных методов и т.п.

3. Ценности и нормы культуры

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы -- это только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обще­ством. Это предпи­сания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поко­ления в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных кон­цепциях.

Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступ­ках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм куль­туры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и кол­лективного примера, наглядные образцы поведения (как опи­санные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведе­ния). Нормативность культуры поддерживается в ходе меж­личностных, массовых взаимоотношений людей и в результа­те функционирования различных социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений и т.п.).

Нормы явно или неявно выра­жаются в разнообразных культурных «текстах»: в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политиче­ской жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции; в образцах поведения родителей, вос­питателей, выдающихся людей и т. п.; в общественных институтах, регламентирующих отношения между людьми; в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.

Множество социокультурных норм подразделяется на три основ­ных слоя:

Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.

Групповые нормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.

Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Например, в патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети -- прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета, для молодежи это означает возможность «продлить детство».

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту пре­ступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного по­рядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую дея­тельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недоста­точность» становятся препятствием для социального прогресса.

Наряду с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от нормативного поведения - бывают двоякого рода. Случайные девиации возникают из-за обстоя­тельств, когда человек оказывается вынужденным нарушить какую-то норму. Он сам раскаивается в содеянном. Регулярные девиации - это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм - от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные - входить в норму.

Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды. Девиации - это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.

Культурная картина мира включает в себя и ценности. Ценности воз­никают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность -- не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная -- не иметь ценности. Цен­ность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века -- религиозно-нравственный, в Новое время -- научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопро­вождается переоценкой ценностей.

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и про­изводные.

Финальные -- высшие ценности и идеалы, важнее и значимее ко­торых нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).

Инструментальные -- средства и условия, необходимые, в конеч­ном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достиже­ния какой-то цели.

Производные -- следствия или выражения других ценностей, имею­щие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать по сферам жизни человека:

1) Витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2) Социальные ценности: общественное положение, трудо­любие, семья, достаток, равенство полов, личная неза­висимость, способность к достижениям, терпимость;

3) Политические ценности: патриотизм, гражданская актив­ность, гражданские свободы;

4) моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, верность;

5)религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание;

6)эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.

Список использованной литературы

1. Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Быстрова. - М. : Издательсво Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - 712 с.

2. Грушевицкая, Т. Г. Культурология [Текст] : учебник / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 687 с.

3. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий [Текст] / С. Н. Иконникова. - СПб. : Питер, 2005. - 474 с.

4. Кармин, А. С. Культурология [Текст] / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. - СПб. : Питер, 2005. - 464 с.

5. Кармин, А. С. Культурология [Текст] : учебник / А. С. Кармин. - СПб. [и др.] : Лань, 2004. - 928 с.

6. Кравченко, А. И. Культурология [Текст] : учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М. : Акад. Проект; Трикста, 2007. - 496 с.

7. Культурология [Текст] : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. - М. : Высш. шк., 2004. - 709 c.

8. Культурология [Текст]: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. - М. : Высшее образование, 2009. - 566 с.

9. Культурология [Текст]: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М. : Библионика, 2007. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение и анализ, основные элементы, структура и функции культуры. Духовные ценности и нормы, присущие большим социальным группам, общностям, народам или нациям. Ценности, идеологии, язык, символы, традиции, обычаи как важнейшие элементы культуры.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Объект, предмет, методы и структура культурологии. Значение и функции культуры, этимология слова. Связь культуры, общества и цивилизации. Структурные элементы культуры, ее основные символы и язык, ценности и нормы. Типология культуры Сорокина и Ясперса.

    шпаргалка , добавлен 06.01.2012

    Компоненты культуры: нормы, ценности, символы и язык. Универсальные оставляющие культуры. Культурная интеграция и этноцентризм. Понятие и содержание культурного релятивизма. Разнообразие субкультур и контркультур. Процесс культурой глобализации.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Ценности как формообразующее "ядро" культуры. Их виды, содержание, структура и свойства. Формирование личностной ценностной структуры. Кризис европейской культуры. Переосмысление ценностных установок и идеалов в духовной жизни российского общества.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Сущность и содержание мира культуры человека, закономерности его развития. Общая характеристика ценностей и направления их воплощения. Культурные ценности, их специфика и значение. Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Система культуры и ее подсистемы: материальная, духовная, социальная и коммуникативная культуры, их функции. Различные формы общения людей и сущностные функции языка. Понятие ценности, идеологии и техники. Типология культуры. Различные типы цивилизации.

    реферат , добавлен 02.11.2008

    Духовная культура - это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2003

    Оценка понятия "традиции", их функции. Формирование представления о связи картины мира с архитектурной моделью дома (избы) посредством изучения духовной и материальной культуры русского народа. Обряды и каноны, связанные с началом строительства.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Структура и функции культурологического знания. Предмет теории и истории культуры как ядра культурологии. Основные функции науки о культуре, ее теоретическое и прикладное направления. Культурология и ментология. Культурные ценности, нормы и образцы.

Традиции являются одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

Различают жесткие традиции , не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции . Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.

Разновидностью традиции является обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.

Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании тех сфер жизни, в которых они реализуются. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения. Например, Б. С. Ерасов выделяет следующие виды ценностей:

Витальные (жизнь, здоровье, безопасность,качество жизни,уровень потребления, экологическая безопасность);

Экономические (равные условия для товаропроизводителей и благоприятные условия для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности);

Социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, терпимость);

Политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир);

Моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим);

Религиозные (Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание);

Эстетические (красота, гармония, стиль и т.д.).

Ценности относительны, изменчивы и подвижны. Они находятся в постоянном движении и часто переоцениваются в рамках конкретной культуры. Развитие культуры, ее стабильность связаны с воспроизводством, распространением, сохранением и изменением ценностей.

Понятие «ценности» связано с понятием «ценностная ориентация». Ценностная ориентация выступает как индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Показателями ценностной ориентации могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. В возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.

Нормы выполняют в обществе очень важные функции. С одной стороны, нормы - это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

С другой стороны, нормы - это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.

Культурные нормы:

Регулируют общий ход социализации;

Объединяют индивидов в группы, а группы – в общество;

Контролируют отклоняющееся поведение;

Служат образцами, эталонами поведения.

Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Существуют различные способы классификации норм например, по сфере применения (в малой или большой социальной группе), в зависимости от строгости их соблюдения и т. д.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840-1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk-ways); нравы (mores); законы (laws). Они составляют основу нормативной системы культуры. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Так например, Т. Парсонс выделяет следующие четыре группы норм: социальные, экономические, политические и культурные.

Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Нормы исторически изменчивы, они зависят от характерных особенностей тех сфер общественной жизни, в которых развиваются.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность.

Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Процесс разрушения культурных норм (аномия) всегда сопровождается созданием новых (нормотворчество).

Аномия – древнегреческое «anomos», означающее «беззаконный», «безнормный», «неуправляемый». Можно определить аномию как разрушение чувства принадлежности индивида к обществу: человек не сдерживается своими нравственными установками, для него не существует более никаких нравственных норм, а только несвязные побуждения, он потерял чувство преемственности, долга, ощущение существования других людей. Аномия вызывает рост девиантных форм поведения людей, т. е. рост преступности, увеличение числа разводов, неразборчивость в сексуальных связях, рост наркомании и самоубийств, психических нарушений происходит в результате нарушения единства культуры. Аномия есть тенденция к социальной смерти, в своих крайних формах она означает смерть общества.

Таким образом, традиции, ценности и нормы культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения целей и защиты некоторых ценностных приобретений. С помощью них в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей и выбор методов их достижения.

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

В духовной культуре могут действовать нормы , которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев особого регулирования поведения человека, свидетельствующих об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающих представления о должном и желательном. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

В культурологии существует следующая классификация норм:

1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и составляющих его группах (нравственные и правовые);

2) экономические;

3) политические;

4) технические или технологические;

5) нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации;.

6) нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов человеческого существования приобретают ценности . Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность, как более сложный и развитой регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности.

Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что положено в основание, например:

ценности витальные , связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

ценности социальные , связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

ценности политические , связанные с идеалами свободы, правопорядка и безопасности, гарантий гражданского равенства;

ценности нравственные , связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека;

художественно-эстетические ценности, связанные с идеалом прекрасного, гармонии, красоты;

семейно-родственные ценности, связанные с идеалом семейного уюта, благополучия и уважения идеалов различных поколений;

ценности трудовые , связанные с идеалами мастерства, талантливости, с результатами труда и т.д.


Природа ценностей такова, что они теологичны , т.е. заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т.д.

Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценностного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими».Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Каждая культура обладает корпусом образцовых норм и ценностей, определяющих ее уникальность и своеобразие. К числу фундаментальных ценностей американской культуры относится «личный успех», в то время как в русской культуре – достижение правды и справедливости. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах никогда не воплощается в людях. В ценностное ядро китайской культуры, регулирующейся конфуцианством, вошел культ древности такой силы, что китайское общество и государство не только просуществовали в почти не менявшемся виде более двух тысяч лет, но и приобрели огромную силу инертности.

Итак, ценности – основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности .

Как отмечал П. Сорокин: «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие. Им это будет гораздо легче, чем людям, либо вовсе не имеющим никакой целостной системы ценностей, либо обладающим системой, основанной главным образом на земных ценностях, от «вина, женщин и песни» до богатства, славы и власти. Такие ценности разрушаются под воздействием кризисов, а их приверженцы остаются полными банкротами, отверженными и беспомощными, не имеющими цели в жизни и никакой поддержки. Люди с трансцендентальной системой ценностей и глубоким чувством нравственного долга обладают ценностями, которых не может у них отнять ни один человек и ни одна катастрофа. При всех обстоятельствах они сохраняют ясность ума, чувство человеческого достоинства, самоуважения. Имея эти качества, они могут вынести любое испытание, каким бы суровым оно не было».

Нормы культуры

Это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма-заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних многоженство - норма, для других - находится под строжайшим запретом.

Различаются нормы по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Последние выступают прежде всего в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ.

Среди социальных норм некоторые исследователи выделяют нормы-правила и нормы-ожидания, нормы запрещающие и нормы поощряющие. К нормам-правилам можно отнести наиболее значимые моральные и правовые нормы, которые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы. Нормы-ожидания - это ожидание желательного поведения, это то, что не является строго обязательным, но хотелось бы. Нормы-ожидания чаще всего проявляют себя в правилах хорошего тона, в моде и т. п.

Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, выработанным человечеством, относятся религиозные и социальные запреты - табу. Так, благодаря запрету половых отношений внутри первобытной родовой общины (экзогамии) община стабильно функционировала как основная форма человеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запрещающие нормы очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже. Например, в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую деятельность.

Нормы поощрения выглядят скорее как призыв к определенному образу действий. Они оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы. Главная задача норм-поощрений - формировать у человека стремление к достижению успеха.

Ценности изучаются под различным углом зрения раз личными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, культурологи, этике. Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации. С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» (Kluckhon С., Strodbeck F.; 157).

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.


Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятии, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Дополнительное значение бытовой культуре при межкультурной коммуникации придает ее стихийный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие - ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание - зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления.

Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми. Например, американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае он знает, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель своей сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможный сексуальный контакт. Если же юноша-американец не знает ценностей арабского общества, он и не будет скрывать, что ему нравится девушка, и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

Культурные нормы и их роль в культуре. Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре формируется система долженствовании и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных, норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы - это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным - от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравнению с другими культурами это - минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

Очень разнообразны обычаи и нормы половых отношений. Молодые люди на островах Самоа наслаждаются свободой и вступают в многочисленные половые связи, из которых только одна ведет к браку. Большинство мужского населения Индии так же, как и в некоторых странах Запада, придерживаются двойной морали: девушки и женщины должны оставаться «чистыми», в то время как юноши и мужчины имеют право изменять им. Это распространяется и на жителей острова Самоа, для которых секс - скорее искусство, и на христиан, которые до недавнего времени считали недостойным не только секс, но и брак.

Во время Второй мировой войны среди американских солдат было широко распространено мнение, что английские девушки чрезвычайно доступны. Как ни странно, со своей стороны, английские девушки утверждали, что американские солдаты были слишком страстными. Исследование, в котором приняла участие Маргарет Мид, привело к интересному объяснению этого противоречия. Выяснилось, что отношения между парами - от знакомства до половых отношений - как в Англии, так и в Америке проходят около 30 различных степеней развития, но последовательность этих ступеней в каждой культуре различна. Так, например, в Америке поцелуи происходят довольно рано, где-то на 5-й ступени, а у англичан это происходит намного позднее, где-то на 25-й ступени. Англичанка, которую поцеловал солдат, не чувствовала себя обманутой, т.е. такие отношения интуитивно считала для себя правильными, но она должна была решить, разорвать ли отношения в этот момент или же отдаться партнеру. Если она решалась на последнее, то американец, для которого такая последовательность отношений привычна, расценивал поведение девушки как доступность. Решение такого конфликта в отношениях самими партнерами на практике невозможно, так как подобные культурно обусловленные формы поведения в большей степени неосознанны. В сознании рождается чувство: партнер ведет себя неправильно.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм - традицию. Первоначально это слово обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный характер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция - это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.

Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчивыми ценами. В редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг является необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торговля является одновременно процессом общения между участниками и поэтому превращается в увлекательную и эмоциональную форму коммуникации. Другим примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая существует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Разновидностью традиции является обряд , который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое значение. На самых ранних стадиях развития культуры процесс потребления пищи значил для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру: так, сила съеденного животного как бы переходила к съевшему его человеку, а злаки и ягоды давали символическое приобщение к силам земли. Подобного рода символические значения и лежат в основе многих религиозных традиций жертвоприношения и таинств.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право , которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права распространяется на все сферы общественной жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия, то, что случается по обыкновению. Но, несмотря на характерные различия, право и обычай связаны между собой. Например, по китайскому закону муж имел право в случае смерти жены на повторный брак. Это право фиксировало обычай и поощряло такую практику поведения как нечто обычное и распространенное. Напротив, повторный брак вдовы осуждался конфуцианскими нормами. Считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. Но эта норма не стала обычаем, практикой поведения, и повторные браки вдов случались довольно часто.

Сравнительный анализ норм права в разных культурах показывает, что они весьма существенно отличаются у разных народов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости.

Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справедливости, этого же он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как социально-экономическими, так и личностными факторами. В зависимости от комбинации этих факторов формируется различное отношение к нормам права. Так, долгие годы правового произвола в нашей стране привели к утверждению в общественном сознании неверия в действенность таких демократических принципов общественной жизни, как неприкосновенность личности, равенство людей перед законом, справедливость судебного разбирательства и т.д. В силу этих причин правовые нормы стали восприниматься не как целесообразные принципы взаимоотношений людей и устройства общества, а как аппарат репрессий и ограничения свободы. В результате в современном российском обществе мы имеем явление правового нигилизма, при котором нормы права не выполняют своей регулятивной функции, и поэтому страна оказалась в высокой степени криминализирована.

Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль , которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т.п.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк - от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.