Герман Гессе – вечный степной волк. Готардский тоннель

Торжественное открытие Готардского тоннеля – кто стоит за сатанинскими ритуалами?
06.08.2016

1 июня 2016-ого года с впечатляющим шоу был открыт самый длинный железнодорожный тоннель, это Готардский тоннель. В присутствии международных политических элит среди прочего, параллельно у северного и южного портала были проведены два театральных представления с участием 300 исполнителей в каждом и с международным прямым эфиром. Всему этому спектаклю, который встревожил и сбил с толку многих зрителей, российский аналитический центр «Катехон» дал следующую оценку: «Сатанинские и содомистскиезрелища показывают художественные и религиозные предпочтения глобалистской элиты. Открытие тоннеля было символическим антихристианским актом поклонения сатане. Постмодерное шоубыло очевидным посланием. Присутствие глав ЕС также имеет свое значение». Кто трезво сравнит Готардскую церемонию со старинными изображениями сатанинских ритуалов из оккультной литературы, должен согласиться с российским наблюдателем «Катехон». Так, например, торжественно исполнялись сомнительные дьявольские практики вплоть до полового акта между человеком и козлом, так называемым Бафометом. ¬¬ К этому публично исполненному сатанинскому ритуалу возникают многие вопросы: чего хотят достигнуть, и кто стоит за этим? Кто соучастники этой инсценировки? Klagemauer.TV занялось выяснением этого вопроса: Главным зачинщиком является немецкий режиссер и бывший директор цюрихского театра «Ноймаркт», Фолькер Гессе. Швейцарский эксперт по сектам, Георг Отто Шмид, чьей задачей было бы предостеречь общественность от такого сатанизма, наоборот, как защитник спорного ритуала, поддерживал Гессе.Так как тех, кто противился этому выдаваемому за Готард-легенду Бафомет-ритуалу, Георг Отто Шмид и Co. сразу беспощадно публично клеймили как христианских фундаменталистов или как теоретиков заговора.Также и МорицЛойенбергер, бывший член Федерального совета Швейцарии, публично встал на сторону Гессе. К церемонии открытия драматурга он выразил только похвалу. Ему понравилась выразительная инсценировка в стиле барокко, которая местами была и «немного» грубой. На весь этот спектакль открытия нового Готардского базисного тоннеля федеральное правительство выделило бюджет в девять миллионов швейцарских франков. От государства, то есть из денег налогоплательщиков, на это мероприятие, к которому среди другого относилось художественное выступление у северного и южного портала под руководством Фолькера Гессе, поступило пять миллионов. Другими основными спонсорами были SBB и Credit Suisse При этом имеет смысл пройти по следу Credit Suisse, который может дать сведения о том, кто способствует проведению сатанинских ритуалов в общественном месте. Credit Suisse уже однажды поддержал Фолькера Гессе. В Credit Suisse работает одна интересная личность: француз-ивуариецТиджанТиам. Он был министром в Кот-д"Ивуаре, принц, легионером ордена Почетного легиона, один из королей Лондонского Сити. Тиам,исполнительный директор Credit Suisse,также является председателем ВЭФ. К участникам ВЭФ относятся Франсуа Олланд и Ангела Меркель, которые тоже присутствовали на открытии Готардского тоннеля. В настоящее времяТиам входит в состав глобальной элиты. Он дружит с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и британским политиком Джорджем Осборном,поддерживает отношенияc большинством глав государств Азии, а также с премьером Китая. Из 54 глав африканских государств он знаком с 40. Тиам является членом французской тайной ложи Le Siècle насчитывающей 500 членов, этот клуб существует с 1940-ых годов. Что эта постановка была не только шоу, но что под видом искусства целенаправленно продвигаются сатанинские ритуалы, также показывают следующие недавние события: менее чем три месяца тому назадвуду-практики немецко-швейцарского деятеля искусства Филипа Руха через мейнстрим вызвали более 800000 проклятий против швейцарского издателя и политического деятеля Роджера Коппеля.Это Вы можете посмотреть в нашей передаче «Смертельная ловушка «Сатира» (www.. Также и театральное представление „FEAR“ немецкого режиссера Фалька Рихтера привело к поджогам против правых политиков. Klagemauer.TV сообщало об этом в передаче на немецком языке «Правосудие обосновало политический приговор «творческой свободой» (www.. Потому что под видом искусства «сатанинской практики» становится все больше, можно прийти к выводу, что это происходит намеренно, чтобы общественность привыкла к этому. Кто же имеет такие бесчеловечные намерения? Многие граждане задаются вопросом: может быть, что такие личности, как режиссер Фолькер Гессе, эксперт по сектам Георг Отто Шмид и исполнительный директор Credit Suisse Тиджан Тиам сами имеют дело с такими сатанинскими ритуалами, потому что они их инсценируют, спонсируют и одобряют? Кто к этому имеет дополнительную информацию, может об этом сообщить вредакцию Klagemauer.TV. Спасибо за информативное сотрудничество!

Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?

Беззаботная молодость Куна неожиданно кончилась, когда с ним приключился несчастный случай, из-за которого молодой музыкант стал калекой. И теперь его единственной радостью стало творчество, которому Кун отдался с головой и со всем пылом нерастраченной юности.

Чтобы рассказать мою историю, мне надо начать издалека. Мне следовало бы, будь это возможно, вернуться гораздо дальше назад, в самые первые годы моего детства, и еще дальше, в даль моего происхождения.

Повесть знаменитого немецкого писателя Германа Гессе "Душе ребенка" во многом автобиографична. Так, в повести одиннадцатилетний мальчик, желая иметь рядом с собой какие-нибудь вещи, принадлежащие любимому отцу, крадет из его комнаты несколько винных ягод. Гессе с любовью и пониманием описывает ощущения своего героя.

Книга лауреата Нобелевской премии Германа Гессе "Игра в бисер" стала откровением для читателей всей планеты. Гессе создал страну, в которую попадают самые талантливые ученые и целеустремленные люди. Все институты этой страны подчинены Игре, собирающей в единое целое наиболее совершенные творения человеческой мысли.
Однако и здесь человеческий дух неспокоен...

Перед вами книга, без которой немыслима вся культура постмодернизма Европы - в литературе, в кино, в театре. Что это - гениальный авангардистский роман, стилизованный под философию сюрреализма, или гениальное философское эссе, стилизованное под сюрреалистический роман?

В рубрике "Из классики ХХ века" - немецкий писатель, Нобелевский лауреат (1946) Герман Гессе (1877-1962): "Из ранних рассказов" (и не только из ранних). Ядро публикации составляет серия новелл "Пешая прогулка осенью", посвященная возвращению героя в места его молодости и первой любви. Элегия в прозе. Перевод Вячеслава Куприянова.

Герман Гессе - Клейн и Вагнер

В скором поезде, после спешки и волнений, связанных с бегством и переездом через границу, после вихря тревог и событий, волнений и опасностей, еще глубоко удивленный тем, что все сошло хорошо, Фридрих Клейн совсем сник. Поезд катился со странной деловитостью - хотя торопиться больше не нужно было - на юг, торопливо пронося немногочисленных пассажиров мимо озер, гор, водопадов и прочих чудес природы, через гулкие туннели и мягко покачивающиеся...

В этой книге немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе (1877-1962) автор предстает тонким стилизатором, мастером историко-литературной игры. Здесь можно встретить легенду времен Римской империи или раннего Средневековья, любовную историю в духе итальянского маньеризма, стилизацию французской новеллы, фантастическую притчу, антиутопию. В основе книги - авторский сборник "Fabulierbuch" ("Книга россказней"). Перевод: Сергей Ромашко

Гессе призывает нас: вперед, подымайтесь выше! Побеждайте себя! Ведь быть человеком – это значит страдать от неизлечимой двойственности, это значит разрываться между добром и злом.


Немецкий романист, поэт, критик и публицист Герман Гессе родился в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя, Мария (Гундерт) Гессе, была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии, замуж за отца Г. вышла, уже будучи вдовой и имея двоих сыновей. Иоханнес Гессе, отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Г. преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Г. с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. Исполняя их желание, в 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. «Я был старательным, но не очень способным мальчиком, – вспоминал Г., – и мне стоило большого труда выполнять все семинарские требования». Но как Г. ни старался, пиетиста из него не получилось, и после неудачной попытки бежать мальчик был исключен из семинарии. Учился Г. и в других школах – но столь же безуспешно.

Некоторое время юноша работал в издательстве отца, а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком и, наконец, в 1895 г. устроился работать продавцом книг в университетском городе Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. Вступив в 1899 г. в литературное общество «Маленький кружок» («Le Petit Cenacle»), Г. опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» («Romantische Lieder») и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи» («Eine Stunde hinter Mitternacht»). В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Г. «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» («Hinterlassene Schriften und Gedichte von Hermann Lauscher») появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд» («Peter Camenzind»). После этого Г. оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

«Петер Каменцинд», как и другие романы писателя, автобиографичен. Здесь Г. впервые касается своей излюбленной темы, которая впоследствии повторялась во многих его произведениях: стремление личности к самосовершенству и цельности. В 1906 г. он пишет повесть «Под колесом» («Unterm Rad»), которая была навеяна воспоминаниями об учебе в семинарии и в которой исследуются проблемы творческой личности в буржуазном обществе. В эти годы Г. пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март» («Marz»). Его роман «Гертруда» («Gertrud») появился в 1910 г., а на следующий год Г. совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии» («Aus Indien», 1913). В 1914 г. выходит роман «Росхальде» («Rosshalde»).

В 1912 г. Г. и его семья окончательно поселяются в Швейцарии и в 1923 г. получают швейцарское гражданство. Будучи пацифистом, Г. выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. Вместе с тем во время первой мировой войны Г. оказывает поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне и выпускает газету, а также серию книг для немецких солдат. Г. придерживался мнения, что война – это неизбежный итог духовного кризиса европейской цивилизации и что писатель должен способствовать рождению нового мира.

В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Под влиянием теорий Юнга Г. пишет роман «Демиан» («Demian», 1919), который печатает под псевдонимом Эмиль Синклер. «Демиан» снискал большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны и пытавшейся наладить жизнь в послевоенной Германии. Томас Манн считал эту книгу «не менее смелой, чем «Улисс» Джеймса Джойса и «Фальшивомонетчики» Андре Жида: «Демиан» передал дух времени, вызвав чувство благодарности у целого поколения молодых людей, которые увидели в романе выражение собственной внутренней жизни и проблем, возникающих в их среде». Разрываясь между домашними устоями и опасным миром чувственных переживаний, герой романа сталкивается с двойственностью своей собственной природы. Эта тема нашла свое дальнейшее выражение в более поздних произведениях Г., где вскрывается противоречие между природой и духом, телом и сознанием.

В 1919 г. Г. покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. А в 1923 г., через год после выхода в свет «Сиддхарты» («Siddhartha»), писатель официально разводится с женой. Местом действия «Сиддхарты» является Индия времен Гаутамы Будды. В этой повести нашли свое отражение путешествие Г. по Индии, а также давний интерес писателя к восточным религиям. В 1924 г. Г. женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года.

В романе «Степной волк» («Der Steppenwolf»), следующем значительном произведении писателя, Г. продолжает развивать тему фаустовского дуализма на примере своего героя, мятущегося художника Гарри Галлера, ищущего смысл жизни. По словам современного литературоведа Эрнста Розе, «Степной волк» был первым немецким романом, проникшим в глубины подсознания в поисках духовной цельности». В «Нарциссе и Гольдмунде» («Narziss und Goldmund», 1930), где действие происходит в средневековой Германии, духу противопоставляется жизнь, аскетизму – жизнелюбие.

В 1931 г. Г. женится в третий раз – на этот раз на Нинон Долбин – и в том же году начинает работу над своим шедевром «Игра в бисер» («Das Glasperlenspiel»), который был опубликован в 1943 г. Этот утопический роман представляет собой биографию Йозефа Кнехта, «магистра игры в бисер», интеллектуального занятия, которым увлекалась элита высокодуховной страны Касталии в начале XXV в. В этой, главной книге Г. повторяются основные темы ранних романов писателя. По словам американского литературоведа Теодора Циолковского, роман «Игра в бисер» доказывает, что Г. «предпочитает... ответственные действия бездумному мятежу. «Игра в бисер» – это не телескоп, направленный на далекое будущее, но зеркало, отражающее с волнующей остротой парадигму сегодняшней реальности».

В 1946 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». В своей речи представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что Г. вручается награда «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм». Г. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и от его имени выступил шведский министр Генри Валлотон, который в ответной речи процитировал Зигурда Клурмана, президента Шведской королевской академии: «Г. призывает нас: вперед, подымайтесь выше! Побеждайте себя! Ведь быть человеком – это значит страдать от неизлечимой двойственности, это значит разрываться между добром и злом».

После получения Нобелевской премии Г. не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

Помимо Нобелевской премии Г. был награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, а также удостоен почетной докторской степени Бернского университета. В 1926 г. Г. был избран в Прусскую академию писателей, однако через четыре года, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями, вышел из состава академии.

Хотя творчество Г. высоко ценили такие выдающиеся писатели, как Манн, Жид, Элиот, к моменту присуждения ему Нобелевской премии он был известен в основном только в германоязычных европейских странах. За последние 25 лет книги Г. переводились на многие языки мира, появились новые монографии и критические статьи о его творчестве – на сегодняшний день Г. считается одним из крупнейших писателей XX в. По словам Т. Циолковского, Г., как и «любой большой художник его поколения... обращается к центральной проблеме начала XX столетия: разрушению традиционной действительности во всех сферах жизни. Г. сумел показать, до какой степени новое является традиционным по своим мыслям и форме; его творчество – это своего рода мост между романтизмом и экзистенциализмом».

В 60...70-е гг. слава Г. выходит за пределы элитарных кругов, творчеством писателя заинтересовалась современная молодежная культура. Некоторые критики отнеслись к этому иронически, считая, что молодежь сделала Г. своим пророком, не особенно вникая в суть его творчества. Особенно возросла популярность писателя среди молодежи Соединенных Штатов, где был создан культ Г. Тем временем творчество писателя стало предметом скрупулезного анализа многих литературоведов и критиков, прежде всего Джорджа Стайнера и Джефри Сэммонза. «Одно дело – искать единства, – писал Сэммонз, – другое – окончательно утвердиться в нем и рассматривать всяческие нарушения гармонии как незначительные и тривиальные...» К началу 80-х гг. культ Г. начал спадать, интерес критиков к романисту уменьшился. Несмотря на это, Г. по-прежнему занимает одно из центральных мест в литературе XX в.

Этот человек прожил необычную, полную событий жизнь. Тысячекратно он убегал из дома и возвращался туда вновь. Один из самых известных немецких писателей прошлого века, лауреат Нобелевской премии, автор глубинных романов. Еще не догадались? Раскрою завесу тайны. Это Герман Гессе.

Родился он в тишайшем, почти райском уголке Германии, милой Швабии. 1877 год был ознаменован этим событием. Детство маленького Германа напрямую связано с Индией – этим чудным, таинственным краем, где был миссионером его дед и откуда мать привезла столько всего интересного и необычного: статуи божков, ароматические масла и прочие причуды. Оттого все сущее казалось мальчику неправдоподобным, глупой выдумкой взрослых.

И уже тогда появляется его маленький черный человек — степной волк. Он будет сопровождать мальчика всю жизнь. И все время, что бы ни приказал этот альтер эго, Герман все будет выполнять с точностью. Примирить двух существ внутри себя – вот, что будет вечной мукой писателя. Ещё ему досталась в наследство от отца нервная болезнь, подарившая припадки, депрессии и головные боли. Но, несмотря на это, малыш был невиданным озорником. Его мать мучилась от многочисленных жалоб на сына. А имя шалуна знал и произносил по нескольку раз на дню весь город, от мала до велика.

Однако, на удивление легко давались мальчику и знания. Он писал стихи, чудесно рисовал, задавал такие философские вопросы, над которыми ломали голову профессора. В 12 (!) он сказал: «Я буду поэтом или никем!»

Но родители не вняли просьбам сына и отправили его по духовной стезе, а именно — в Латинскую школу в Гёттингене.

И вот он – экзамен, решающий судьбу семинариста Гессе. До события – одна ночь. Что бы стал делать сегодняшний студент? Сидеть за учебниками в надежде хоть что-то запомнить, строчить шпаргалки, чтобы списать или просто придавил бы подушку в надежде на русский авось. Что делает Герман? Страх перед экзаменом сваливает его в постель не хуже болезни! Кашель, ухудшение зрения – вот каковы последствия этого ужасного чувства. Но Гессе отлично сдает экзамен. И… в 14 лет из монастыря Клостер, где ему обеспечено бесплатное образование, бежит куда глаза глядят. Потом, правда, его возвращают. Но беглец остался внутри до поры до времени.

Помните себя в 15 лет? Переходный возраст, ломка сознания, мысли о суициде, о переменах. Знакомо? Вот и Гессе знал об этом не понаслышке. Да, человечество могло потерять величайший талант. Имя причины этого – Евгения Кольб. Она – настоящая красавица, да еще и музыкальна. Разрыв между телесным желанием и опасностью наказания мучает Германа до такой степени, что он аж дважды пытается покончить с собой! Но эта любовь будет самой сильной и крепкой.

Итогом несчастной любви становится клиника для душевнобольных, куда прячут ребенка заботливые родители в надежде изгнать из него дьявола и вернуть в лоно церкви. Однако, даже там, в своей темнице, Герман открыто ропщет на Бога. И это в 15 лет!

После отказа Евгении Гессе снова становится беглецом. Он бежит из лицея, потом — из типографии, куда пристроили его родители, начинает гулять, дебоширить, неоднократно попадает в полицейский участок, становится завсегдатаем таверн. Это саморазрушение будет длиться три года.

Но вскоре начинается литературная деятельность писателя. В 27 он выпустил свой первый крупный роман «Петер Каменцинд», и уже никто не узнает в мудром библиофиле бывшего разгульного юношу. И сразу после дебюта появляется широчайший круг знакомых, среди которых сам Зигмунд Фрейд. Более того, Гессе женится на милой Марии, которая стремится окружить его уютом, заботой, домашним теплом…

Но Герман снова сбегает! Причем дважды – незадолго после свадьбы и после рождения третьего сына. После странствий он возвращается к своему тихому мещанскому быту. Его степной волк скалит зубы где-то за занавесом бытия…

В большом семейном доме в стиле ампир Марии чудятся странные вещи – видения, звуки голосов, шаги. Тревога охватывает ее, мрачное предчувствие чего-то ужасного. И это случается. Вот, что странно: сначала ужасы происходят на страницах романа «Рос Хальбе»: в семье, где муж и жена живут вместе только ради сына, малыш заболевает менингитом и умирает. И почти то же самое происходит в реальности – младший ребенок Гессе, Мартин, переносит ту же болезнь, но, к счастью, остается жив, однако, очень слаб и не сходит с больничных коек. Более того, и жену, и младшего сына Гессе охватывает жуткая шизофрения.

Герман Гессе с семьей

В другом романе, «Гертруда», Гессе напророчил себе новую жену – красавицу-певицу с золотым голосом. И ему встречается такая женщина. Ее звали Рут Венгер, и она попалась ему во время одного из побегов от жизни. Увы, счастье писателя продлится вплоть до свадьбы. После торжества пройдет всего три года, которые не принесут счастья ни одному из супругов. К тому же, бедная Рут вдруг потеряет свой дивный голос.

Потом Гессе знакомится с… не ожидайте, что это будет новая жена или любовница, нет. Это один из учеников великого Фрейда — Карл Юнг. Он знакомит писателя с психоанализом, предлагает раскрыть темные стороны своего «я». Вспомнили о черном человеке? Вот его-то Юнг и пытается изгнать из Германа Гессе.

И теперь писатель повторяет кусок из жизни своего персонажа Гарри Галлера. Он разучивает танцы и ежевечерне, надев фрак и лакированные ботинки, начищенные до зеркального блеска, идет на дансинги. Старый 50-летний сухарь танцует с женщинами, чувствует их молодые тела, запахи волос, нежную кожу… И вот уже готов выйти на свет, уже потихоньку зреет самый известный и жуткий роман Гессе – «Степной волк».

Но наступило страшное время в жизни не только Гессе, всей его страны! Пришёл, вскинув в нацистском приветствии руку, коричневый 1933 год.

Вы видели, как горят книги? Как взметаются ранеными птицами страницы, как уничтожаются в адском огне все мысли и замыслы, все понятия и герои? К счастью, Гессе не довелось присутствовать при этом ужасном событии. Однако, в пламени книжных костров одним из первых сожженных людей был Гарри Галлер. Да, да, да. Его создателю лишь швейцарское гражданство спасает жизнь. Вторая мировая проходит мимо Гессе – здоровье не позволяет ему выйти на фронт. Но он остро чувствует потерю духа, ценности человеческой жизни. И за это-то он готов бороться, жертвуя всем на свете. В это время был написан величайший роман писателя – «Игра в бисер».

Это произведение было последним в жизни Гессе. Больше ему нечего было сказать миру. В 1946 году Гессе вручат Нобелевскую премию по литературе за вклад в развитие литературы и пропаганду идеалов гуманизма.

Но что это произошло с бывшим беглецом, странником, бунтовщиком против мещанства? На склоне лет он живет в тихом домике в деревне, с сыновьями и внуками, летом посещает презентабельные курорты, ухаживает за садиком. А в возрасте старше 70 лет (!) старика сажают в тюрьму за совращение юной девушки. И он, сидя в камере, просит дать краски и кисть. Гессе рисует на стене странную картину – пейзаж, на фоне которого поезд въезжает в тоннель в высокой горе. И из темного отверстия клубами валит дым. Утром, когда тюремщики приходят, чтобы отвести писателя на очередной допрос, он глотает какой-то маленький пакетик, уменьшается до размеров кузнечика, прыгает в поезд, снова становится Германом Гессе и скрывается в тоннеле… Однако, это – не пугайтесь – всего лишь один из множества мифов, коими бывает окружено имя любого великого человека…

того я не знаю" - так русский поэт Иннокентий Анненский начал свою статью "Что такое поэзия?». Также можно было бы начать и разговор о постмодернизме, учитывая полную размытость значения этого слова у философов, социологов, культурологов и критиков, однако следует сразу договориться о терминах. Очевидно, что надо различать понятия "время постмодерна", "постмодернистский" и "постмодернизм", которыми часто обозначают прямо противоположное, и указать, что постмодернизмом в этой статье будет называться художественное творчество, возникшее после 1945 года и нацеленное на поиски новых формальных и содержательных приемов или на коренное переосмысление старых.

В американском контексте постмодернистов часто отождествляют или выделяют из писателей так называемой "школы черного юмора", которых, наверное, не стоит выделять отдельно. Интересно, что в целом постмодернизм в США сформировался под значительным влиянием европейской истории (в частности, Второй мировой войны) и европейской литературы (авангардизм, "театр абсурда", экзистенциализм и т.д.), а время существования этого явления большинство критиков относит ко второй половине ХХ века, в пределах 1949-1996 гг., где первая и последняя даты - это годы появления знаковых постмодернистских текстов. Постмодернизм XXI века, первым произведением которого считают экспериментальный "Дом листьев" (2000) Марка Данилевского, уже не так просто классифицировать, потому что он все еще продолжается.

Джон Хоукс / John Hawkes (1925-1998)

Автор одного из первых постмодернистских романов в Америке и еще нескольких десятков произведений разных жанров, который тридцать лет определял стиль литературы США до знаменитого романа Пинчона о людях и ракетах, на который он непосредственно повлиял. Роман Хоукса "Каннибал" (1949) - галлюцинаторное видение Европы, хотя, вероятно, видение внутренней жизни европейцев, их "душевной выгребной ямы". В трех частях романа осмысленны ужасы войны, ведь писатель признавал, что именно отсюда происходит все им созданное, тогда как зло - это единственное чистое слово, которое хотелось бы сохранить. Хоукс описывает события во время Первой мировой войны и сразу после Второй, сводя их к общему знаменателю: немецкой идеологии и характеру, стремящихся восстановить прежнее национальное величие. Несколько отстраненное, иногда даже изысканное изображение насилия и искусный "поток сознания" в его романах оказали влияние на многих авторов, а сам Хоукс прошел художественный путь от сюрреализма к реализму, таким образом подчеркнув стилевое разнообразие постмодернизма.

Уильям Гэддис / William Gaddis (1922-1998)

Автор всего лишь пяти больших эпических текстов, за два из которых он получил высшую литературную премию страны - Национальную книжную. Первое его произведение, "Признание" (1955), о подделках в живописи и о деньгах, которые на этом можно заработать, написано в достаточно традиционном стиле, и в то же время это переосмысление всех классических разновидностей романа, которое обновило романную форму и побудило американских постмодернистов иначе посмотреть на этот заскорузлый жанр. Позже увлекся возможностями диалогической формы, подавая в своих текстах фразы без адресатов и адресантов. Тематика романов Гэддиса: искусство - бизнес ("Дж Р") - религия ("Плотницкая готика") - закон ("A Frolic of His Own"). Свое последнее произведение - "Agapē Agape" - он заканчивает за два месяца до смерти. Это 96-страничный монолог художника, который пытается дописать труд о механическом пианино. Произведение концентрирует в себе все вышеперечисленные темы.

Джозеф МакЭлрой / Joseph McElroy (1930)


Самый сложный автор в этом перечне и к тому же бескомпромиссно сложный, поскольку считает, что читатель должен постоянно балансировать на грани непонимания, осознавая то, что в ХХ веке знание - это незнание. МакЭлрой достигает этого эффекта, перегружая свои девять романов научными терминами, жаргонной лексикой, авторским синтаксисом, нелинейным текстом. Самое показательное его произведение - "Женщины и мужчины" (1987) - часто попадает в списки крупнейших художественных произведений (1192 страницы).

Томас Пинчон / Thomas Pynchon (1937)

Центральный автор американского постмодернистского канона, певец паранойи и энтропии, яркий представитель так называемой "историографической метапрозы", ведь самое главное в его текстах - это "дух времени", поэтому романы и рассказы Пинчона всегда привязаны к конкретному времени и пространству. Так, в частности, сюжеты его произведений разворачиваются во все десятилетия ХХ века, однако есть еще "Мэйсон и Диксон" о XVIII веке и самая "Край навылет" (2013) о событиях 9/11. Своеобразной "Библией постмодернизма" называют его роман "Радуга тяготения" (1976) о событиях Второй мировой войны и Тайрона Слоутропа, который своей чувствительной частью мог предчувствовать те места в Лондоне, куда должны падать немецкие Фау-2. Однако есть мнение, что все, что там происходит - это несколько секунд сновидения Пирата Прентиса перед тем, как в него попадет ракета.

Уильям Говард Гэсс / William H. Gass (1924)

Старейший писатель в этом списке и один из самых интересных литературных критиков США. Автор всего лишь трех романов, который придумал краеугольное понятие "металитературы" (принял его в эссе 1970) для обозначения произведений, содержанием которых является процесс написания художественного текста, а главным персонажем выступает сам писатель. Именно на этом построен его второй роман «Туннель» (1995), который Гесс писал 26 лет и получил за него Американскую книжную премию. В нем говорится о профессоре истории Уильяме Фредерике Колере, который пишет труд "Вина и невиновность в гитлеровской Германии" и постепенно превращается в параноика, что прячет рукопись от жены и решает рыть потайной ход в своем подвале.

Джон Барт / John Barth (1930)

Теоретик и практик постмодернизма, который объяснил почему и как закончился один художественный метод ("Литература исчерпания", 1967) и начался другой ("Литература восполнения", 1979), к которому принадлежал он сам. По мнению критиков, Барт прошел путь от культового автора к классику (тогда как Пинчон наоборот), экспериментируя со всеми эпическими жанрами (от эссе и писем и до "Большого американского романа»), начав как представитель довольно условной "школы черного юмора" (два первых романа), миновав "метапрозу" ("Заблудившись в комнате смеха", "Химера"), исторический роман ("Торговец дурманом") и дойдя до вполне реалистического стиля, об истечении которого он сам же когда-то и объявил.

Роберт Кувер / Robert Coover (1932)

Неутомимый переосмыслитель сказочных и странствующих сюжетов, в творчестве которого понятие "металитературы" раскрывается полнейшим образом. В первых двух романах обращается к теме образования культов. Вокруг человека, который единственный выжил после аварии в шахте - "Происхождение брунистов" (1966), которое в 2014 получило 1000-страничное продолжение "День гнева брунистов"; и вокруг такого любимого американцами бейсбола во "Всемирной бейсбольной ассоциации" (1968). Самым значительным его произведением называют "Публичное сожжение" (1977) - политическую сатиру и частично магический реализм о президенте Никсоне и казни супругов Розенбергов 1953 г. Активно поддерживает электронную литературу, а еще в 1992 году предсказал конец книг (поглощение их гипертекстом), однако вопреки своим утверждением в январе 2017 вышел его роман, продолжающий события "Приключений Гекльберри Финна" Марка Твена.

Доналд Бартелм / Donald Barthelme (1931-1989)

Автор нескольких романов, известный преимущественно своими короткими фрагментарными произведениями, где он старается избегать привычную сюжетную структуру: сборники "Шестьдесят историй" (1981), "Сорок историй" (1987), "Полет в Америку: 45 историй" (2007). Его считают одним из главных представителей "школы черного юмора", хотя его новеллы очень разные по тематике, а по настроению скорее элегически-ироничные, чем грубо высмеивающие смерть и болезнь. Так, в частности, его лирическая новелла "Воздушный шар" вдохновила Д. Ф. Уоллеса оставить философию и стать писателем.

Дон Делилло / Don DeLillo (1936)

Автор 17 романов и лауреат всех возможных премий (за исключением разве что Нобеля), в последнем романе которого персонаж едет в украинский добровольческий батальон и погибает под Константиновкой. Так же, как и Бартелм, он называет Сэмюэля Беккета важным для себя писателем, хотя они заимствуют у него совершенно разные идеи. От романа «Американа» (1971) до романа "Ноль К" (2016) Делилло различными, однако всегда отстраненно уязвимыми и предупреждающими, голосами предсказывает опасность грядущего от терроризма до трансгуманизма. Начав писать уже в достаточно зрелом возрасте, он выстраивает "романы-системы", где даже реальные газетные совпадения на одной полосе победы бейсбольной команды и успехов советской атомной программы (как в его большом романе "Изнанка мир", 1997) являются признаком приближения неизбежного апокалипсиса.

/ David Foster Wallace (1962-2008)

Автор двух завершенных романов и одного незавершенного, двух, наверное, лучших сборников эссе в ХХ веке, а еще многочисленных очерков и рассказов. Первый роман "Метла системы", по его свидетельству, это охудожествленная диссертация, откуда все обычно почему-то вспоминают только первую фразу: "У большинства довольно привлекательных девушек достаточно неприглядные стопы". Самое известное его произведение - (1996) - едва ли не сразу после публикации получило статус культового и подвело итоги американских 90-х. Хотя для самого автора это была попытка ответить на вопрос, как все же живется в США в конце второго тысячелетия. Если несколько сократить авторский ответ на поставленный вопрос (в романе 1079 страниц), то он будет таков: плохо живется. Уоллес придумывает недалекое будущее, где года называются именами спонсоров (пакетов для мусора или мыла), США объединились с Мексикой и Канадой в О.Н.А.Н. (Организация Норт-Американских Наций) с забавным гербом, на котором изображен орел в сомбреро с метлой и баллончиком дезинфицирующих средств в одной лапе и кленовыми листьями в другой. В романе много членов семьи Инкаденца, канадских сепаратистов, наркотиков и авторских примечаний к примечаниям, а также видеокартридж, от просмотра которого может оторвать только смерть.

Ключевые слова: 10 американских постмодернистов, которых нужно прочитать, Джон Хоукс, John Hawkes, Джозеф МакЭлрой, Joseph McElroy, время постмодерна