Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио)

Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина». Размер картины 119 x 98 см, холст, масло. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине», одном из шедевров эрмитажной коллекции. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. На деле же в этой картине Тициан еще раз утверждает гуманистическую и «языческую» основу своего творчества. Великий реалист, решительно переосмысливая религиозно-мистический сюжет, создает произведение, по своему содержанию открыто враждебное реакционно-мистической линии в развитии итальянской позднеренессансной культуры. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа? Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом – уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Июнь 12, 2012

Тициан (Тициано Веччелио) (1485/90–1576) – глава венецианской школы живописи, творивший в XVI веке – много писал на библейские и мифологические сюжеты. В государственном «Эрмитаже» экспонируется 8 его полотен. Среди них – «Кающаяся Мария Магдалина» и «Даная» (не путать с «Данаей» Рембрандта).

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициана

Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую. Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину. Виртуозно передано лицо с глазами, полными слез, припухшие губы, полуобнаженные плечи и грудь с ниспадающими на них прядями роскошных золотистых волос. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Легкими мазками белил, покрытыми прозрачными лессировочными слоями, мастер добивается ощущения блеска шелковистых локонов, всего несколькими ударами кисти он дает почувствовать стеклянную поверхность сосуда с миррой и блики света на нем.

«Даная» Тициана

Тициан, неоднократно обращавшийся к мифологическим сюжетам, никогда не стремился слепо копировать древние образцы. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Желая обмануть судьбу и избежать, смерти, Акрисий обрекает единственную дочь – Данаю – на безбрачие. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Изображение мифологической сцены в картине носит возвышенный и вместе с тем конкретно чувственный характер. Венецианская красавица, обнаженное тело которой передано удивительно живо и пластично, возлежит на пышном ложе; в разверзшихся облаках видна голова Зевса, и падает дождь золотых монет. С жадностью ловит их служанка. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). 1560 г
Поступление в 1850 из собрания Барбариго. Венеция
К образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Среди всех созданных им на эту тему полотен эрмитажное является лучшим. Оно хранилось в мастерской Тициана в его доме и спустя несколько лет после смерти художника стало собственностью патриция Кристофоро Барбариго, которому сын Тициана продал дом вместе с картинами. В 1850 г. из собрания дворца Барбариго "Магдалина" попала в Эрмитаж.
Согласно легенде, Мария Магдалина провела много лет в покаянии в пустыне. В живописи Ренессанса редко можно встретить женский образ, равный по эмоциональной силе созданному Тицианом.
Зал получил название "Тицианова кабинета", так как здесь были собраны полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение веков собрал неисчислимые сокровища…. И среди них особое место принадлежит Картинной галерее классиков венецианского искусства, которая по количеству работ Тициана Вечеллио может быть названа уникальной…" - писал современник. Патрицианское семейство Барбариго связывали с Тицианом долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана дом и картины великого мастера. Среди полотен, ставших гордостью эрмитажной коллекции, упоминается "Кающаяся Мария Магдалина". Эту картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой-то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции.
Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. Другие экземпляры «Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей.

Кающаяся Магдалина

Кающаяся Магдалина
Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Марка, гл. 16, ст. 9; Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 37-48) повествуется о бывшей блуднице Марии Магдалине (названной так по месту рождения - городу Магдале), которая была возвращена к праведной жизни Иисусом, изгнавшим из нее семь бесов. После этого Мария Магдалина стала верной последовательницей Иисуса.
В Средние века «кающимися Магдалинами» стали называть женщин. оставивших проституцию и вернувшихся к нормальной жизни. Это название впервые встречается в уставах соответствующих обителей (для «кающихся магдалин»), возникших в Средние века при женских монастырях Европы. Первые упоминания о таких учреждениях относятся к 1250 г. (города Вормс и Мец). С 1833 г. такие институты («магдалинские убежища») стали появляться и в России.
Образ кающейся Магдалины был очень популярен у мастеров итальянского Возрождения. На этот сюжет писали картины Тициан (1477- 1576), Корреджо (1489-1534), Гвидо Рени (1575-1642) и др., что сделало выражение «кающаяся магдалина» популярным.
В современном языке употребляется преимущественно по поводу тех, кто лицемерно кается в своих прегрешениях (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37-48; 8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду. Такое словоупотребление восходит к уставам убежищ для "кающихся магдалин", возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища организованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. "Кающимися магдалинами" иронически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих проступках.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Кающаяся Магдалина" в других словарях:

    Кающаяся Магдалина - Книжн. Ирон. 1. О распутной женщине, осознавшей свой порок и испытывающей чувство раскаяния. Даже роль кающейся Магдалины придавала Настеньке тысячу новых неуловимых прелестей (Мамин Сибиряк. Переводчица на приисках). Леночка кающаяся Магдалина… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Кающаяся Магдалина - крыл. сл. Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37 48;8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее «семь бесов», после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кающуюся Магдалину изъ себя представлять (намекъ на Св. Писаніе). Ср. Это вотъ только такіе бабники и тряпки, какъ Павлищевъ, свершивъ не мало пакостей въ молодости, послѣ «мякнутъ» и изображаютъ изъ себя кающихся Магдалинъ! К. М. Станюковичъ.… …

    Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361 …

    Кающаяся Магдалина. Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361. Представлять из себя кающуюся Магдалину. Книжн. Ирон. Жалостливо каяться в своих проступках. БМС 1998, 361 … Большой словарь русских поговорок

    Магдалина (кающаяся) иноск. о женщинѣ образумѣвшейся (иногда только въ силу пословицы: лучше поздно, чѣмъ никогда). Ср. Новая раскаявшаяся Магдалина, богомольная и дряхлая Ментенонъ... старалась вразумить старшихъ питомицъ монастыря о настроеніи… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)