Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства.

Виктор Васнецов

Три царевны подземного царства

Предыстория

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.

Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники.

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)

В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробужденного края».

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

photo_28.11.2016_14-56-34.jpg

photo_28.11.2016_14-56-44.jpg

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1881. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Виктор Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сюжет

Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева. В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем.

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки - дочерей) Ворона - Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.

Фрагмент обложки книги «Русские народные сказки» Александра Афанасьева

Автор

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова - с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.

Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

Васнецов.jpg

проект пристройки.jpg

Автопортрет. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). 1873. Государственная Третьяковская галерея
Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым. 1899–1901. Москва, Лаврушинский переулок

Золотая царевна

Согласно русской народной сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая - самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь - распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Северорусская (Новгородская, Архангельская губернии) коруна. XIX век. Собрание Натальи Шабельской

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ - царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».

Вторая половина XIX века - это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

Утро стрелецкой казни. Фрагмент. Василий Суриков. 1881. Третьяковская галерея. Москва. Стрелецкая жена одета в традиционную для Руси ферязь, а солдаты Петра I - в европейские костюмы. Так Суриков противопоставляет уходящую в прошлое Древнюю Русь пришедшей ей на смену Петровской эпохе.

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля - «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.

Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей - более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой).

В конце семидесятых годов 19 столетия художнику был дан заказ на три картины для здания управления Донецкой железной дороги. Васнецова всё сильнее тянет к русскому фольклору. Красочнее становятся изображаемые им образы, сказочные сюжеты, и вот, наконец, художник дает жизнь трём прекрасным царевнам: Золотой, Медный и Царевне Каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края — золото медь и уголь. Однако, эта картина не удовлетворила членов правления железной дороги, им не понравились статные девушки в роскошных одеждах и стоящая чуть в стороне их скромная подруга. Эту версию картину купил брат Саввы Ивановича — Александр Иванович Мамонтов.

В 1884 году Васнецов создает второй вариант картины. Он меняет цветовую гамму на более светлую, яркую, и позволяет младший царевне опустить руки вдоль тела. Теперь она не кажется маленькой и неуверенной в себе рядом с подругами. Эту картину выкупил меценат и коллекционер Терещенко. Сейчас она находится в Киевском музее русского искусства.

Год написания картины: 1879.

Размеры картины: 152,7 x 165,2 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.