Райкину объяснили разницу между цензурой и госзаказом. Константин райкин назвал руководителей минкультуры лгунами

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал высказывание художественного руководителя "Сатирикона" Константина Райкина о возвращении сталинских времен и цензуре в искусстве. Об этом во вторник, 25 октября, пишет "Российская газета".

По словам официального представителя Кремля, цензуру не стоит путать с государственным заказом на те или иные произведения. "Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности", - заявил Песков.

"Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, то государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему. Это не цензура, не нужно путать это с заказом государства", - подчеркнул пресс-секретарь российского лидера.

Между тем, считает Песков, те произведения, которые создаются без привлечения средств из госбюджета, не должны лишь нарушать положения законодательства по борьбе с экстремизмом, провоцированием розни на религиозной и иной почве.

Накануне, 24 октября, выступая на VII съезде Союза театральных деятелей России, Райкин выразил обеспокоенность многочисленными попытками различных общественных организаций оказывать давление на творческих людей. "Эти наезды на искусство, на театр в частности. Эти беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности и морали группки оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки. И к которым власть нейтральна", - приводит слова худрука Life .

Кроме того, он пожаловался, что в Министерстве культуры с ним разговаривают как в сталинские времена, а среди представителей мира искусства царят клевета и доносы. "Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. Я сейчас вижу, как явно у кого-то чешутся руки это изменить и вернуть обратно, причем не просто во времена застоя, а еще в более давние, сталинские времена, потому что с нами наши непосредственные начальники разговаривают такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь. Мы сидим и слушаем это. Мы что, не можем высказаться все вместе? Мы то друг на друга клевещем, доносим иногда, ябедничаем и опять хотим в клетку. В клетку-то зачем?" - заявил Райкин в понедельник на съезде.

Нужно отметить, что имя худрука "Сатирикона" не сходит с информационного потока СМИ с прошедшей недели. Так, 19 октября Райкин сообщил, что возглавляемый им театр находится на "пути к гибели" из-за финансовых трудностей, возникших из-за необходимости арендовать помещения на время реконструкции основного здания. По его словам, театр "находится в простое" уже полгода, в результате чего Райкин вынужден "отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля". Он заявил, что театру нужна "некая сумма, которая должна быть заплачена за аренду". При этом народный артист РФ отметил, что в случае, если Минкультуры не сможет оказать помощь, он обратится "куда-то еще".

"Не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич", - удивленно комментировал на следующий день слова Райкина заместитель министра культуры Александр Журавский. По его данным, "Сатирикон" активно гастролирует и ставит премьеры. Также Журавский напомнил, что в начале нынешнего лета состоялась премьера "Лекарь поневоле", а в сентябре он присутствовал на сборе труппы и "ничего тревожного от руководства не слышал". Впрочем, представитель Минкульта сообщил, что ведомство рассмотрит просьбу Райкина о финансовой помощи театру.

Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры Участники форума намерены обратиться к властям с просьбой принять меры для пресечения попыток возрождения цензуры и антиконституционного вмешательства государственных органов в творчество.

Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов - критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина - прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" - проблемы, наверное?".

Впервые за историю театра в сезоне вышла , после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон" вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события - финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали - пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина - последовательная, с

Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года - тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки).

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие - остаться без дополнительной помощи театру.

Присутствующих к цеховой солидарности и борьбе с запретами и цензурой, которые, по его мнению, становятся все более заметными в стране.

«Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры», - сказал актер. Он уверен, что запрет цензуры - это величайшее событие векового значения. Актер также заявил, что не верит оскорбленным чувствам многих активистов, которые якобы в борьбе за нравственность совершают аморальные поступки и «преследуют низкие цели».

Коллеги Константина Райкина по цеху живо отреагировали на его выступление. Худрук Губернского театра Сергей Безруков в разговоре с Metro сказал , что, по его мнению, в искусстве должна быть только внутренняя цензура художника и никакая другая. «Вечное российское “Как б чего не вышло”, к сожалению, порой прогрессирует и приобретает чудовищные формы. Система запретов уничтожает порой всё на своём пути, лес рубят щепки летят», - отметил он.

Позицию Константина Райкина поддержал и Евгений Писарев , худрук театра имени Пушкина: «Главным в речи Райкина я считаю призыв к цеховой солидарности. Мы страшно разобщены. Мы не понимаем, что наши внутренние распри люди извне используют против нас…И сегодня мы видим такую же нетерпимость и агрессию по отношению к иному взгляду в искусстве».

Худрук театра «Ленком» Марк Захаров , в свою очередь, отметил: «Это был порыв, связанный с темой надвигающейся на нас некой власти тьмы, которая уже материализовалась в ряде поступков. Он призывал к консолидации против совершенно диких запретов, который обрушиваются на искусство, на выставки, на театры…».

Кирилл Серебрянников , худрук «Гоголь-центра» выразил уверенность в том, что заказчиками театра являются не чиновники, а общество: «Кто отслеживает качество сделанного продукта? Общество. Оно просто не покупает билеты на плохие спектакли, не ходит в плохие театры, не принимает некачественно сделанную работу. Никакой чиновник не в праве решать какое должно быть искусство – угодное или не угодное, протестное или безопасное. Все решает зритель. Более того, мы часто говорим о культуре и искусстве. В данном случае речь идет именно об искусстве – о работе художника, режиссера, творца».

В интервью НСН генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал заявления Райкина о цензуре в стране преждевременными, но поддержал его опасения о «диктате толпы». «Цензура - это всегда диктат. Диктат власти или диктат толпы. У нас сейчас всё идет к диктату толпы, что даже и власть начинает строиться. Толпа начинает говорить: мы хотим так и так. Если с обкомовскими цензорами можно было справиться, что-то прийти, объяснить. Не всегда, но интеллигенция знала, как можно обходить эти вещи. А вот диктат толпы – это ужасно», – считает директор Эрмитажа.

При этом, Михаил Пиотровский убежден, что в России еще нет цензуры: «Мы ещё не пришли к старым временам. Я бы не сказал, что у нас есть цензура, она пока только появляется». По его словам, от превращения «псевдопонятной демократии в диктат власти» культуру может спасти только государство, как бы парадоксально это не звучало: «Для этого есть только одно лекарство – это широкое обсуждение и определённая защита культуры. А это есть функция государства».

Выступление актера прокомментировали и представители власти. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, в частности: «Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. Но при этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги или с привлечением каких-то других источников финансирования», – заявил Песков во время общения с журналистами (цитата по «Интерфаксу»).

В Министерстве культуры РФ, между тем, удивились словам Константина Райкина. «Нас очень удивили слова Константина Аркадьевича Райкина как по поводу возможного закрытия театра, так и по поводу наличия “цензуры”, “наездов” на театры. У театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений», - отметил замминистра культуры Александр Журавский .

«Замечу, что мы не требуем ничего, что связано с творческими показателями, не вмешиваемся в художественную деятельность, не руководим выбором театральных пьес, материалов. Но при этом хотим, чтобы экономические показатели улучшались», - отметил Журавский.

Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин связал проверки в театре с «местью» министра культуры России Владимира Мединского. По его словам, глава Минкультуры «не может простить» Райкину слова о цензуре и борьбу против «несправедливых» решений, касающихся «Сатирикона». Об этом сам Райкин рассказал Дождю.

«Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Cоюза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра Сатирикон», — сказал Райкин.

Как сообщил худрук «Сатирикона», в течение года в театре прошло шесть проверок, в ходе которых не выявили серьезных нарушений. Райкин расценил эти действия как «официальную попытку» запугать «Сатирикон».

Кроме того, считает Райкин, Мединский пытается остановить реконструкцию здания театра. В 2014 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила реконструировать здание «Сатирикона», а также пристроить новый фасад с расширенной частью для зрителей, площадь которой будет достигать 26,3 тысячи квадратных метров. Строительство осуществляет компания « Ташир» Самвела Карапетяна.

Изначально планировалось, что строительство завершится в 2016 году, затем его перенесли на 2017, сейчас — на конец 2018 года. По информации Дождя, в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это не подтверждают. В театре срыв сроков объяснили строительством метро. По мнению Райкина, сейчас Мединский заинтересован в остановке строительства.

«А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом, это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии»,— пояснил худрук «Сатирикона».

В Метрострое отказались комментировать ситуацию. В группе компаний «Ташир» на запрос Дождя о том, действительно ли к ним обращалось министерство культуры, не ответили. В самом ведомстве не смогли предоставить комментарий о ситуации в «Сатириконе», отметив, что министерство находится в постоянном взаимодействии с театром.

В то же время, один высокопоставленный чиновник рассказал Дождю, что скоро министерство публично озвучит претензии к театру.

Райкин также рассказал, что «Сатирикон» получил президентский грант, что «взбесило министра», хотя такие гранты «получают все федеральные театры».

«Все, кроме нас получили бы, если бы я не стал бороться против этого решения. А нас вычеркивало министерство культуры. Почему? Нас, которые в этом нуждаются больше всего, в этих деньгах. Потому что тогда есть возможность что-то еще сотворить в этом пространстве бездомности, в котором мы сейчас находимся», — сказал Райкин.

В октябре 2016 года Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, закрытие выставок и спектаклей, а также высказался о цензуре в России. Мединский, комментируя слова Райкина, что в России нет цензуры, а театры в стране пользуются «немыслимой» свободой. Кроме того, он подчеркнул, что «уж кому-кому, а [Райкину] жаловаться на цензуру просто нелепо», так как «Сатирикону» никто никогда ничего не запрещал. По мнению Мединского, в слова Райкина были мотивированы какими-то другими причинами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя высказывания художественного руководителя театра, не путать государственный заказ с цензурой.

До выступления на съезде Райкин заявил , что «Сатирикон» испытывает финансовые трудности. Он пояснял, что театр «находится на грани уничтожения», поскольку здание закрыто на реконструкцию, а бюджетные средства, которые выделяет Минкультуры, уходят на аренду площадок для репетиций. После публичной дискуссии Минкультуры пообещало в 2017 году вновь поддержать театр субсидиями.

Константин Райкин призвал «урезонить» министра культуры Владимира Мединского. Такое заявление он сделал в видеосообщении, которое показал телеканал «Дождь». Поводом для заявления, по словам худрука «Сатирикона», стали шесть проверок, прошедшие за минувший год в руководимом им театре. Райкин считает их местью за заявления годичной давности о цензуре в культуре, сделанные им на прошлогоднем съезде Союза театральных деятелей:

речь о несвободных условиях, в которых вынуждена существовать театральная отрасль, имела широкий резонанс и стала обсуждаться далеко за пределами театрального сообщества.

«В течение всего года идут прокурорские проверки, — цитирует Райкина «Коммерсантъ», — они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений нет. А почему же тогда все-таки шесть проверок? Их причина — не желание навести порядок и дознаться до истины, а

это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский».

По мнению Райкина, Мединский мстит за то, что Райкин «несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон».

Громкое заявление не осталось без ответа. На своем брифинге замминистра культуры Владимир Журавский (в сферу его ответственности, кроме прочего, входят театры) рассказал о том, что ведомственных проверок было две (о том, какое ведомство организовало еще четыре, чиновнику неизвестно), и

они выявили «конфликт интересов» при строительстве нового театрально-гостиничного комплекса «Сатирикона».

Радиостанция «Бизнес FM» на своем сайте приводит слова Журавского о том, что «доли в этом инвестконтракте (на строительство — «Газета.Ru») принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству». Правда, отмечает издание, чиновник не назвал ни имен, ни цифр. «Инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется», — приводит источник слова замминистра.

Журавский на брифинге не исключил «судебного пути решения вопросов» в случае с «Сатириконом». В ответ Райкин назвал Журавского «лгуном, таким же как его начальник».

Минкульт и подведомственный ему «Сатирикон» не в первый раз входят в конфликт с хозяйственным оттенком. Год назад худрук «Сатирикона», уже после памятного выступления на съезде СТД, сообщил, что

его театр на тот момент давно находился в простое и не имел средств на новые постановки в связи с необходимостью оплачивать аренду театра «Планета КВН»,

в котором до сих пор играет спектакли текущего репертуара (в основном здании театра идет ремонт). Журавский тогда рассказал «Газете.Ru», что еще в 2016-м Минкультуры выделило «Сатирикону» дополнительные 44,3 млн руб. на аренду «Планеты». «Таким образом, общий объем средств театру на текущую деятельность составил 235 млн руб», — приводил тогда цифры Журавский. «По всей видимости, тревога художественного руководителя («Сатирикона» — «Газета.Ru») касается 2017 года, ассигнования на который до нас Минфином еще не доведены, — рассказывал тогда замминистра. — В любом случае театр мы поддержим». В 2017 году театру выделили сумму, сопоставимую прошлому году — то есть 213 млн руб.

Однако, как видно,

вместе с финансированием текущей деятельности театра федеральное культурное ведомство организовало и проверки театра.

Стоит отметить, что отношения театрального сообщества в последнее время накалены до предела, и заявление Райкина прозвучало как раз на фоне других, не менее горячих событий.

Речь идет о «деле «Седьмой студии», которое было открыто в 2015-м году и все это время расследовалось, пока в мае 2017 года не приобрело куда более громкий и публичный характер. Были допрошены, а затем арестованы создатель «Седьмой студии» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум; кроме того, еще в мае под арестом оказался директорат и хозчасть «Седьмой студии» — бывшие генпродюсер Алексей Малобродский, директор Юрий Итин, бухгалтер Нина Масляева. Поручительства самых именитых деятелей культуры за них не были приняты во внимание следствием и судом.

Кроме того, примерно месяц назад российский филиал всемирной общественной организации «Transparency International» выпустил свой доклад о конфликтах интересов при постановке спектаклей. Из их исследования следовало, что некоторые худруки театров московского и федерального подчинения заказывают сами себе постановки и оплачивают свое участие в спектаклях в качестве артистов.

После дискуссии между антикоррупционерами-общественниками и представителями театрального сообщества выяснилось, что подобные «конфликты интересов» не являются противозаконными:

постановка спектаклей и исполнение ролей в театрах не входит в должностные обязанности худруков.

Интересно, что подобный «конфликт интересов» организация нашла и в «Сатириконе», однако — как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель российского филиала Глеб Гавриш --

в случае с постановками «Сатирикона» подобный конфликт интересов был согласован в Минкультуры.

Соответствующий ответ из прокуратуры, куда обратились общественники, поступил в организацию 14 ноября.

Все это заставило Союз театральных деятелей собрать внеочередное заседание своего секретариата. По его итогам председатель СТД Александр Калягин выступил с заявлением, что ведется разоблачительная кампания против деятелей культуры.

«Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная и которая ведется по нескольким направлениям», — сказал председатель Союза театральных деятелей. Ее частью он посчитал и дело Серебренникова и Апфельбаум, и расследование Transparency. Кроме того, Калягин потребовал от российских властей

«пересмотреть механизмы регулирования творческих процессов», так как действующие фактически вынуждают представителей театров нарушать закон.

«Мы понимаем, что действующие законодательные нормы для регулирования творческих процессов мало пригодны, и нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования, а также с предложением начать подготовку нового закона «О культуре» и привлечении к его подготовке представителей театрального сообщества», — сказал Калягин по итогам заседания.