Блог татьяны гайдук. Платье с лобстером

Сумасшедший маэстро, безумный гений, эксцентричный сюрреалист — все это о нем. Сальвадор Дали и экстраординарность — почти синонимы. Репродукции картин испанского художника разлетаются как горячие пирожки, его образ используют для фотосессий, а его единичные изобретения мечтают выпустить в тираж. Дали успел поработать сразу в нескольких областях: он внес свой вклад и в дизайн интерьеров, и в модную индустрию, и в… оформление конфет. Предлагаем вам вспомнить самые яркие работы гениального испанца (возможно, о некоторых вы даже и не догадывались).

Телефон-лобстер

Эскиз необычного телефонного аппарата художник придумал в 1935 году, а уже год спустя интересная задумка была воплощена в жизнь. Во многом этому поспособствовал британский миллионер Эдвард Джеймс — он спонсировал художника, столкнувшегося с нехваткой средств, в обмен на его работы (а к тому же был хорошим приятелем испанского гения).

Кстати, если верить красивой легенде, идея создания такого вот телефона родилась в ходе одной из дружеских посиделок, когда кто-то из собравшихся уронил лобстера… на телефон.

Дали неоднократно намекал на сексуальный подтекст в своей задумке — во время разговора губы говорящего должны находиться в районе половых органов омара. Кроме того, лобстер известен как отменный афродизиак. Всего мир увидели 11 копий изобретения — 5 цветных и 6 белых. Практически все они находятся в музеях, разбросанных по всему миру. А вот экземпляр, принадлежавший Джеймсу, в настоящее время выставлен на аукционе Christie’s. Его стоимость оценили в 850 000 фунтов стерлингов (более 68 миллионов рублей). Найдется ли покупатель, мы узнаем в сентябре. А пока посмотрим на еще одного лобстера, созданного Дали.

Платье с лобстером

Дали интересовали все сферы искусства, в том числе и мода. В 20-х годах прошлого века он встретил другого творческого человека с сумасшедшими идеями. Им оказалась легендарная итальянка Эльза Скиапарелли — новатор и революционер в модном мире.

Дизайнер и Дали создали несколько возмутительных (а теперь уже легендарных) предметов гардероба. Их фантазия задолго до Филипа Трейси и Стивена Джонса породила своеобразные головные уборы, в том числе шляпки в виде туфель и шляпки-таблетки, ставшие популярными благодаря Джекки Кеннеди. Позже они придумали сумки в виде яблок и перчатки с накладными ногтями. Но главные творения этого звездного тандема — платья. На самом известном из них изображен любимый Дали вареный лобстер в окружении листочков зелени. Возможно, оно бы и не стало таким популярным, если бы интересную вещь не решилась надеть никто иная, как Уоллис Симпсон — герцогиня Виндзорская, ради женитьбы на которой Эдуард VIII отрекся от престола (все же хорошо, что времена изменились, иначе мы бы не увидели пышную свадьбу Меган Маркл). Кстати, даже последняя коллекция Schiaparelli включала платья с изображением “родственников” омаров — крабов.

Диван-губы

Этот необычный предмет интерьера был создан специально для бутика Schiaparelli. Вдохновила Дали на его создание Мэй Уэст — одна из главных клиенток Эльзы и по совместительству секс-символ своего времени. Впрочем, спонсировал все удовольствие вновь Эдвард Джеймс. Дали не раз говорил, что диван непригоден для сидения — во-первых, он ужасно неудобен, во-вторых, негоже портить предметы искусства. И все же странная вещь вызывала у окружающих неподдельный интерес и восторг.

Да такой, что в 1974 году Сальвадор решил вернуться к работе над диваном, взяв себе в помощники многообещающего дизайнера Оскара Тускетса Бланка. Плод их творческого слияния хранится в комнате Мэй Уэст музея Фигераса (той самой, стилизованной под лицо актрисы). Ну а в 2004 году компания Бланка Bd Barcelona Design, обладающая эксклюзивными правами, начала массовое производство Dalilips (так назвали диван), добавив к “каноническому” красному варианту еще три цвета — черный, белый и розовый.

Но это еще не все. Если вы мечтаете заполучить первоначальную версию дивана, у вас есть шанс: ее, как и телефон-лобстер, выставили на аукцион. Стартовая цена составляет всего 400 000 фунтов стерлингов (более 32 миллионов рублей).

Пиджак-афродизиак

Дали работал над одеждой не только вместе с Скиапарелли, но и самостоятельно. Одно из модных изобретений Сальвадора — пиджак-афродизиак. Первая версия необычного наряда появилась в 1936 году — тогда его украшали порядка 80 стаканчиков с настоящим мятным ликером (и трудно же было не разлить все это дело!). Они крепились к пиджаку при помощи тонких соломинок, а в каждом из них лежала… мертвая муха (видимо, для правдоподобности).

К сожалению, этот вариант не сохранился, хотя его и пытались воссоздать по памяти для ряда художественных выставок. Зато более поздняя версия пиджака, в которой на смену стаканам пришли пронумерованные хрустальные рюмки, осталась не только в памяти современников испанского гения — Дали запечатлен в своем обмундировании на фотографии, которая хранится в архиве Би-би-си и считается одним из символов ХХ века.

Венера Милосская с ящиками

Диван-губы и телефон-лобстер не были единственными предметами интерьера, зародившимися в воображении Дали. Еще одна уникальная работа появилась в 1936 году. Как нетрудно догадаться, основой для нее послужила классическая Венера. Взяв за основу древнюю реликвию, Сальвадор воссоздал ее гипсовую копию, заведомо разделив тело женщины на ящики: один из них — в голове, другие в груди, животе и ногах. Художник еще раз напомнил о тайнах женского тела и его сексуальности.

В 1973 году Дали “переиздал” свою скульптуру. Новая Venus à la Giraffe получила длинную шею, из-за которой исчезли малейшие шансы добраться до ящика в голове (ох уж эти женские мысли), зато из ее живота, символизирующего плодородие, выходит длинный ящик, который невозможно закрыть.

В своих работах художник не раз обращался к теме женской сексуальности — на его эскизах были стулья и столы с женскими ногами и руками. Кстати, их воплотили в жизнь все в той же Bd Barcelona Design, как когда-то по эскизам гения был воссоздан столовый набор Mеnagеre с необычными вилками, ложками и ножами в виде улиток и растений.

Логотип чупа-чупс

Завершает нашу подборку творений художника сладость, с которой мы сталкиваемся каждый (ну или почти каждый) день. Будучи великим изобретателем и креативщиком, Сальвадор просто не мог не оставить свой след в истории рекламы, маркетинга и оформления.

Производство знаменитого каталонского леденца на палочке началось в 1958 году, но только 11 лет спустя его создатель Энрик Бернат обратился за помощью в дизайне к своему соотечественнику и хорошему знакомому.

За весьма приличную сумму (скромностью художник не страдал) Дали изобрел логотип, который мы видим и по сей день практически в первозданном виде. Именно гений сюрреализма догадался разместить логотип на самом верху леденца, чтобы он был хорошо заметен и его было трудно повредить. Заказчик остался доволен.

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, не нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия» — сказал как-то художник …

Целая цепочка философских рассуждений отразилась и в самом творчестве Сальвадора Дали. Или, как еще говорят: «Творчество- это отображение жизни!»

Творчество и эпатаж, в котором жил и творил художник, дают возможность людям помнить его всегда.

Дорогостоящие картины не смущают ценителей искусства и коллекционеров, по сей день множество людей готовы выложить огромные суммы за творения каталонского художника.

Пожалуй, самый яркий и известный представитель сюрреализма , как в живописи, так и в жизни. Другими словами, жизнь была пропитана сюрреализмом не меньше, чем его работы!

Разнообразные сюжеты, те или иные стили и манера написания картин делают творчество Дали многообразным, интересным и уникальным. Каждая творческая натура стремится к развитию,всему новому, неизведанному и интересному, Сальвадор Дали не являлся исключением.

Искушение святого Антония, 1946 год, масло, холст

Родился будущий мистификатор в 1904 году в городе Фигерас, в Каталонии. Мать была глубоко верующим человеком, а отец – атеистом. Это сформировало некую многозначность в его характере. В детстве Дали был неуправляемым, заносчивым и нередко затевал драки без причин. Будущий гений сюрреализма имел фобии, например, панически боялся кузнечиков..

Неусидчивость, стремление всегда и во всех случаях высказать свое мнение, а также бурное воображение не позволило Сальвадору быть прилежным учеником, что в принципе свойственно многим творческим личностям. Этакий эмоциональный бунтарь…

Позже он скажет: «Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!»

В Королевской академии изящных искусств, в которую его приняли, Дали продержался 5 лет, после чего его отчислили, якобы за высокомерное отношение к учителям. Вера в свою исключительность и уникальность была разрушительной на многих этапах жизни творца. Даже попытавшись восстановиться на учебе, продолжить обучение не получилось. Но познакомился и экспериментировал художник с такими техниками как дадаизм и кубизм , именно в академии

Изгнание из академии и непризнание его таланта никак не повлияло на самооценку Сальвадора Дали, он самостоятельно организовывал выставки, на которых вниманию зрителей представлял свои работы. Уехав в 1926 году в Париж, молодой художник знакомиться с Пабло Пикассо. Творчество Сальвадора Дали в 20-х годах имеет сильное влияния Пикассо, это было время для поиска собственного стиля написания картин.

«Плоть на камнях» 1926 год. Дерево, масло

Вдохновением для творческих людей обычно служат взаимодействия с любимыми людьми, ведь именно так можно получить многогранные эмоции, которые помогают создавать разнообразные шедевры. Гала (Елена Дьяконова ) стала Музой и объектом обожания Сальвадора Дали. Необузданная страсть руководила поступками женщины, которая ушла от мужа и полностью отдавшись в руки талантливого и не похожего на всех молодого человека.

Гала была старше своего избранника на целых 10 лет. Но для Дали она была всем — любимой женой и другом, матерью и кухаркой, менеджером и Музой. Он боготворил Гала и неустанно ее изображал то в образе Богоматери, то Еленой Прекрасной. Чтобы эпатажный художник мог спокойно творить, она отгородила его от бытовых забот, а также от поиска покупателей.

«Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги!» так художник выразил свои чувства к своей любимой Музе

Гала приложила не мало усилий, чтобы картины лучше продавались и Дали смог стать известным. Масштабы славы постепенно приобрели совершенно другой уровень, работы художника начали узнавать.

Гала пережила с художником самые тяжелые годы, когда, например, были финансово критические дни в жизни супругов. Было даже так, что для того чтобы согреться и растопить камин, Дали использовал для топлива… собственные картины! Сжигал картины, во имя спасения…

Говорят, что после кончины Гала, не стало и прежнего Дали, он потускнел и потерял, как будто бы свою мистичность. Гала была ярким смыслом в его жизни

«Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто»

Постоянное стремление к совершенству и жажда славы

Самосовершенствование, развитие своего таланта и преобразование техники всегда были свойственны! Дали. Ничего не могло остановить художника, даже когда его исключили из списка сюрреалистов в 1936 году. Реакцией на исключение стала фраза: « Сюрреализм- это я!»
Смело и дерзко…

« Сюрреализм- это я!»

Выставки собирали миллионы людей, творчество художника признавал зритель, искренне восхищаясь холстами. Автобиография Дали, которую опубликовали на всеобщее обозрение, придала художнику величия и популярности. Он стал коммерчески успешен

Умер художник в 1989 году, в возрасте 84 года! Сальвадор Дали хотел, чтобы после смерти его тело заморозили, однако вместо этого его, согласно завещанию, забальзамировали и замуровали в пол театра-музея, где тело находится и по сей день. Дали завещал, чтобы посетители могли ходить прямо по нем, разглядывая его картины, весящие на стенах

Нестандартное решение по поводу своего захоронения, как впрочем и сама его эпатажная жизнь, Вы знали, что сам Дали был атеистом? Дали как то высказался о смерти так: «Смерть завораживает меня вечностью.»

Кстати, мало кто знает, что помимо картин, книг и короткометражных фильмов, Дали создал свою коллекцию ювелирных украшений . А началась ювелирная история еще в Америке в 1941 году. По разработанным эскизам Дали было создано 37 украшений. Он сам прорабатывал все до мелочей: выбор материала, формы, цвета. Все украшение, конечно же, сюрреалистические, но утонченные и завораживающие!

И упаковка для конфеты на палочке Chupa chups тоже его детище, расположение желтого цветка не сбоку, а прямо сверху.

Жизнь и творчество Сальвадора Дали удивляет по сей день не меньше людей. Всем своим поведением в кадре и за кадром, в картинах и в книгах, он явно хотел, чтобы нестандартность поведения и странноватые картины остались в памяти навсегда. Ну что же, ему это удалось!

«Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший! »

А кто сказал, что разглядывая картину, нужно испытывать только положительные эмоции? Или дарить только радость в пределах маленького комфортного несуразного мирка?! И почему люди считают дурным всё то, чего не понимают? А как думаете вы? Всему есть место в этом мире, понятному и не очень >>> <<<

Видео- бонус: мое посещение Выставки Сальвадора Дали в музее в США/ штат Флорида

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаюбыстро на все вопросы

Энди Уорхол как культурное явление: нелогичный успех или феномен поп-арта

изобретения Сальвадора Дали (что и зачем он избрел) раскрывают нам его характер и помогают лучше понять сущность и его живописи которая не всегда понятна и часто скрыта от нас и прежде всего он изобретает удивление и неожиданность да и остроумие... - хотя ботинки с пружинами запомнились мне...

“Но слишком уж большое впечатление осталось у меня от последнего сна, который я видел этой ночью. Там была идея фотографического метода, с помощью которого можно воспроизводить Вознесение. Этот способ я непременно испробую в Америке. Даже уже окончательно проснувшись, я по-прежнему находил эту идею не менее восхитительной, чем она показалась мне во сне. Вот он, мой метод. Обзаведитесь пятью мешками турецкого гороха и пересыпьте их содержимое в один большой мешок. Теперь сбрасывайте горошины с десятиметровой высоты. С помощью достаточно мощного электрического света спроецируйте на этот поток падающих горошин изображение Пресвятой девы. На каждой горошинке, которая, подобно атомной частице, отделена от соседней некоторым свободным промежутком, отразится крошечная часть всего изображения. Теперь надо заснять всю эту картину задом наперед. Благодаря ускорению за счет силы тяготения этот падающий поток при обратной съемке создаст эффект вознесения. Таким образом, вы получите картину Вознесения, согласующуюся с самыми строгими законами физики. Надо ли говорить, что подобный эксперимент в своем роде уникален. Можно усовершенствовать эксперимент, нанеся на каждую турецкую горошинку вещество, которое придаст им вместе свойства киноэкрана”.

С. Дали, Дневник одного гения, М, “ЭКСМО-Пресс”, 2000 г., с. 77-78.

Изобретения Сальвадора Дали

Горячая десятка Анны Романовой, Радио "Си"

Сальвадор Дали был не только гениальным художником, но и изобретателем. Многие его изобретения воплощены в реальности, несмотря на то, что первоначальный замысел казался совершенно безумным. Правда, Дали был не совсем доволен. Он писал: "Все мною изобретенное, воплотилось в жизнь - но не мною и столь бездарно, что и сказать нельзя".

10 место: Спектральные очки-калейдоскоп, преображающие действительность. Это Дали придумал специально для автотуристов в случае, если пейзаж наводит скуку.

9 место: Туфли на рессорах, чтобы наслаждаться ходьбой.

8 место: Хитроумный грим, истребляющий тени. Дали действительно с ним экспериментрировал, тщательно изучая состав, которым пользуются японские гейши.

7 место: Фотомаски для репортеров. Это, пожалуй, скоро станет насущной необходимостью. Все чаще репортеры становятся участниками судебных разбирательств, особенно связанных с нарушением закона о вторжении в частную жизнь. А так - надел фотомаску с портретом Че Гевары, и пусть его потом поищут.

6 место: Пластиковое кресло, застывающее в точном соответствии с фигурой хозяина.

5 место: Еще Дали выдумал платья с разнообразными анатомическими накладками, сконструированными по точным расчетам и в полном соответствии с идеалом женской красоты, рожденным мужским эротическим воображением. Пожалуй, единственной не совсем обычной деталью платьев Дали являются добавочные груди, которые нужно прицеплять к спине. Как полагал Дали, они должны были произвести полный переворот в моде.

4 место: Накладные ногти с маленьким зеркальцем в каждом из них, чтобы смотреться.

3 место: Эх, украли мою идею! Прозрачный манекен - внутрь льют воду и запускают рыбок, чтобы дать наглядное представление о кровообращении.

2 место: Осязательное кино Дали разработал самым подробным образом. Довольно простое приспособление позволит зрителям осязать - в точном соответствии с изображением на экране - все что угодно: шелк, шерсть, мех, шероховатую поверхность раковины, сыпучую струйку песка, гладкую кожу. Здесь Дали продвинулся даже дальше, чем современные компьютерщики. Сколько они не бьются, осязать что-либо с помощью электронных устройств пока никак не получается.

1 место: Вот что написал сам Дали: "Я также изобрел множество инструментов для тайных наслаждений, как телесных, так и духовных. В том числе премерзейшие вещицы, чтобы в припадке бешенства было что разнести в пух и прах, шмякнув о стену. Не менее полезны окажутся и щербатые колесики: взглянешь - и на душе, как ножом по тарелке, заскребут такие кошки, что хоть вешайся. Оные штучки я изобрел ради особо торжественных случаев, когда надо как следует поиграть на нервах и дойти до ручки, а тут-то и понадобится еще одно мое созданьице - хлопушечка, что взрывается точно так, как вылетает пробка из бутылки шампанского - паф!"

Сальвадор Дали (при рождении Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доменек) (исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí Domènech); 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Фильмы: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».

Биография

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти Каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Наиболее известные и значимые произведения

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

Портрет Луиса Бунюэля (1924)

Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.Плоть на камнях (1926)
Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.

Приспособление и рука (1927)

Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).

Незримый человек (1929)

Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).Просвещённые удовольствия (1929)
Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.

Великий мастурбатор (1929)

Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Постоянство памяти (1931)

Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».

Загадка Гитлера (1937)

Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».

Телефон — омар (1936)

Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».

Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)

Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.

Метаморфозы нарцисса (1936—1937)

Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Впоследствии использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.

Параноические превращения лица Гала (1932)

Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.

Ретроспективный бюст женщины (1933)

Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.

Женщина с головой из роз (1935)

Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.

Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936)

Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике» испанца Пабло Пикассо.

Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)

Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет напесок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».

Венера Милосская с ящиками (1936)

Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.

Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)

Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).

К артина «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане — длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).

Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)

Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).

Гиперкубическое тело (1954)

Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).

Тайная вечеря (1955)

Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали завпечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
"Тайная вечеря" - одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчетсве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в сокружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной ("Христос Сан-Хуана де ла Крус", 1951). Сальвадор Дали

Сегодня, 3 июня 2017 года, в эфире телеигра "Кто хочет стать миллионером?". В сегодняшней передаче участвовали две пары игроков. Это Эльмира Абдразакова с Александром Серовым и Ирина Апексимова с Даниилом Спиваковским. Первая пара игроков выбрала несгораемую сумму в 200 тысяч рублей, а вторая пара аж 800 тысяч рублей. К сожалению обе пары игроков проиграли. Первым немного не хватило до выигрыша, в вторым участникам до выигрыша было далеко. Несмотря на трудности, игроки держались хорошо, играли с оптимизмом и решительностью. В статье сначала буду сами вопросы, а в конце можно ознакомиться с правильными ответами в ней.

Вопросы первой паре игроков

  1. Что, образно говоря, делает совесть с человеком, который раскаивается в содеянном?
  2. Как называется поэма Маяковского?
  3. Через что, если верить народной мудрости, лежит путь к сердцу мужчины?
  4. Где цветёт калина в популярной советской песне?
  5. Какое слово в переводе с французского означает "длинный стул"?
  6. Как называется и комнатное растение, и холодная закуска из кабачков и баклажанов?
  7. Дочь какого участника ансамбля "Битлз" стала модельером?
  8. Какой день считается первым днём недели в Израиле?
  9. С какими линиями Александр Васильевич Суворов сравнивал службу и дружбу?
  10. Кто в телефильме "Место встречи изменить нельзя" сыграл саксофониста в ресторане и в кинотеатре?

Вопросы второй паре игроков

  1. Где выступает ударник?
  2. Как устойчивое выражение описывает Ноев ковчег: "Всякой твари..."?
  3. Какой инструмент часто упоминают, говоря о долгом и скучном действии?
  4. В какой цвет покрашен мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско?
  5. Как на Руси называли человека, выполнявшего поручения торгового характера?
  6. Какому виду спорта посвящён фильм "Малышка на миллион"?
  7. Богом чего, по его собственному признанию, был Оле-Лукойе из сказки Андерсена?
  8. Участники какой музыкальной группы написали мюзикл "Шахматы"?
  9. Название какого африканского народа переводится как "величиной с кулак"?
  10. Кого Сальвадор Дали поместил на телефонную трубку на одной из своих скульптур?

Как видим, обе части игры были одинаковыми по достижениям игроков. Обе пары участников прошли до десятого вопроса, который им оказался не по силам. Вопросы были сложными, как впрочем и всегда на такой дистанции в игре.

Ответы на вопросы для первой пары игроков

  1. гложет
  2. "Хорошо!"
  3. через его желудок
  4. в поле
  5. шезлонг
  6. "тещин язык"
  7. Пола Маккартни
  8. воскресенье
  9. с параллельными
  10. Сергей Мазаев

Ответы на вопросы для второй пары игроков

  1. на сцене
  2. по паре
  3. волынку
  4. в оранжевый
  5. приказчик
  6. боксу
  7. сновидений
  8. "АББА"
  9. пигмеи
  10. омара

Будучи большим поклонником абстракционизма и сюрреализма в целом и творчества Сальвадора Дали в частности, много лет мечтал посетить этот музей. И вот это случилось.
Немного о самом музее:
В 1960 году мэр Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!". Идея создания театра-музея, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а так-же части средневековых городских стен и башни "Галатея" (последняя резиденция художника, названная так в честь его жены Гала), которые украшенны гигантскими "Шалтай-Болтаями". Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Вот как отзывался об этом месте сам художник:
"...Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти..."
"...Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы..."
"...Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон..."


Над сценой театра - музея возвышается геодезический купол , ставший со временем символом и Фигераса, и музея. Его строительство было поручено в январе 1973 года Эмилио Пересу Пиньейро. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера . Кстати, тело Дали замуровано в пол прямо под куполом, недалеко от входа в женский туалет, как он и завещал. Художник хотел чтобы после его смерти по могиле могли ходить люди.

В течение 1984 года стены здания были постепенно покрыты Дали буханками крестьянского хлеба.

И не случайно. Хлеб часто использовался художником в его работах. Сам Дали говорил так:
"...Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен..."

Железная вывеска возле входа в музей.

Вход в музей находится на площади Гала и Сальвадора Дали.

Напротив главного фасада стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа: "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. Над фигурой - атом водорода. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи - Пепито Пичота.

Воины с (опять же) хлебными батонами под крышей здания.

Женская фигура с батоном хлеба и костылем (ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

"Водолаз символизирующий погружение в подсознание" над входом - намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.

Сразу после входа подадаем во нутренний двор с его главной композицией - "Дождливым такси".

Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца - "дождливое такси". Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.

На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.

"Эсфирь" тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин - отсыл к знаменитой римской колонне Траяна и дань римскому императору из династии Антонинов (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), к которому художник испытывал сильнейший интерес.

Всё время, пока я рассматривал скульптуру, в голове крутился куплет из песни Лаэртского "Химфак МГУ", а именно: "Здоровенные бабищи на траве в хоккей играют..."
Да, творчество Дали вызывает интересные ассоциации. За что его и люблю.

Все сооружение венчает лодка, принадлежавшая Гала, и черный зонт.

Под лодкой можно увидеть выкрашенного в черный цвет "Раба" Микеланджело, далинизированного с помощью автомобильной шины.

Капли воды под днищем лодки - наполненные краской презервативы - не случайная деталь. Pо словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.

По обе стороны от входа - фонари парижского метро в стиле модерн по проекту Эктора Гимара.

В углублениях оконных проемов партера расположились манекены, стилизированные под жрецов Древнего Египта, чередующиеся с обугленными балками, оставшимися от сгоревшего здания старого театра.

Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

"Венера Велата" Оливье Бриса.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.

Эскиз декорации для балета "Лабиринт".

Руки из "Сотворения мира" - часть инсталляции, посвященной Сикстинской Капелле Микеланджело.

О дна из величайших иллюзий Сальвадора - "Обнаженная Гала, смотрящая на море". При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

Немного удаляемся от картины...

и ещё ... Что мы видим? На расстоянии 20 метров картина "трансформируется" в портрет Авраама Линкольна.

Амадеу Торрес и Тереза Марек - "Эль Поль и Ла Пуса" (Вошь и Блоха) . Скульптура посвящена двум уличным музыкантам из детства художника, играющим на шарманке. Дали превратил их фисгармонию в такой сюрреалистический предмет.

Не знаю как называется эта композиция, но в голову приходит осьмирог.

Старый электрический столб.

"Галарина". На этой картине, как и на многих других работах художника, изображена жена, муза и модель Дали - русская эмигрантка Елена Ивановн а Дьяконова, известная всему миру как Гала (с ударением на второе А).

Крокодил с фонарём и одноногий манекен с костылём.

Предыдущая инсталляция с крокодилом вызвала у меня такую ассоциацию:-)

Скульптура "Стул-мане кен".

Придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики. В таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два - вариации портрета "Моны Лизы", одна - с усами, другая - с бородкой, третье лицо - с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое - пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.

"Оторинологическая голова Венеры" - то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха.

Портрет скандальной голливудской звезды Мэй Уэст. Чтобы его увидеть нужно забраться по летнице и посмотреть на стоящие отдельно друг от друга диван-губы, камин-ноздри и картины-глаза в специальную линзу с париком по краям, подвешенную между ног верблюда.

"Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов". Батон на голове, муравьи на лице и початки кукурузы как ожерелье.

Aнтропоморфное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа, волосами из кукурузных початков и увесистым живописным камнем на макушке.

Не люблю фотографировать картины, но тут, пожалуй, можно и нужно сделать исключение из правил. Малоизвестная сторона творчества Дали - тема евреев и Израиля представленна на втором этаже музея сериями из 25 литографий, названых "Алия" (1968) , "Песня песней" (1971), "Двенадцать колен Израиля" (1973), и "Наши пророки" (1975).

"Алия" - Рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.

"Сцены Холокоста" - свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах.

Видимо, что то связанное с 40-а годами в пустыне...

Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу.

Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году.

"Бен-Гурион провозглашает декларацию независимости".

"Менора".

"Обрезание"

Своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

Инсталляция с двумя футлярами подарочного издания книги Дали "Десять рецептов бессмертия". Бессмертие, как считал художник, является конечной целью любого алхимического поиска.

Глядя на тень на стене от "Ньютона с продырявленной головой", вспомнил фильм "Район № 9 "

"Постоянство памяти " или "Текучесть времени", как её ещё иногда называют, является одной из самых любимых мной работ Дали. Репродукция этой картины много лет висит у меня дома. В Фигейрасе представлен гобелен с всемирно известными стекающими часами, а оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кстати, идея написать мягкие, текучие часы появилась у Дали однажды, когда будучи дома, он положил кусочек сыра "Камамбер" под лампу и увидел через некоторое время как сыр расплавился, растекся...

Золоченый скелет гориллы в спальне вместо прикроватной тумбочки.

Кровать привезена из Франции, а точнее - из легендарного парижского борделя "Ле Шабанэ" и возможно, принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III.

Фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой.

Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи.

Потолочное панно "Дворец ветра".

Выходим из здания музея и сразу видим возвышающийся на покрышках один из трёх памятников французскому живописцу Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался). Скульптуры были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и "подправлены" Дали.

Тема яиц раскрыта не только на стенах и башне музея. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана - "картонная голова великана" с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором стоит на опорах из яиц.

"Телевизионный обелиск" работы Вольфа Фостеля - одного из крупнейших немецких скульпторов второй половины 20-го века. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978 году Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.

И напоследок - ещё один "Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром" , провожающий посетителей этого замечательного театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.