Что должен уметь художник кукольник. Календарь профессий

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.

Многие из актеров Центрального театра кукол пришли к профессии кукольников, пройдя школу драматического театра (МХАТ, театр Мейерхольда, Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и другие), где они уже были знакомы с «системой» Константина Сергеевича Станиславского. Постижение же «системы» в театре кукол было тем сложнее, чем более изощренные задачи ставил перед театром его постоянный постановщик, его главный режиссер. Многому способствовало личное дарование Образцова и его, казалось, стихийно-естественное приятие системы, органичное ощущение ее законов.

Один из ближайших соратников Образцова, актер и режиссер Е. В. Сперанский, вспоминает именно об этом, поражавшем актеров на первых порах качестве Образцова-актера. «Все было поразительно в его манере исполнения – и глубокая актерская искренность, и невиданные дотоле в театре кукол психологические паузы, и полные жизненных ассоциаций подтексты, точность каждого жеста, оправданность каждой интонации, совершенная слитность голоса актера и поведения куклы – все это производило ошеломляющее впечатление, открывало огромные перспективы в развитии актерского искусства в театре кукол».

Большинство актеров-кукольников сравнительно легко восприняло новый метод. Иной раз им казалось на репетициях, что они изучают только строй, логику слов и поступков персонажа пьесы, на самом же деле в это время происходила и наиболее тонкая, сложная часть работы актера: он привыкал к своему герою, вырабатывая привычку действовать и думать как бы от его имени. И чем фантастичнее были кукольные герои и неожиданнее – предлагаемые обстоятельства, тем увлекательнее оказывалось для актера «влезание в шкуру образа». И тем более привлекали его не столько сами поиски неповторимых повадок невиданных чудищ, сколько отбор из найденного тех крупиц сценического и словесного действия, которые становились доказательно-убедительными на сцене.

Обращение на первых этапах деятельности коллектива к освоению элементов «системы» Станиславского представлялось в ту пору многим деятелям искусства чудачеством, неоправданной претензией. Спустя два-три десятилетия работа по «системе» Станиславского в театре кукол стала аксиомой, вошла в практику советских кукольников как одна из азбучных истин. Недаром, собравшись в январе 1963 году на юбилейное заседание, посвященное памяти Станиславского, деятели театра кукол Г. Крыжицкий, В. Громов, Е. Сперанский и другие единодушно отмечали, какую огромную роль играет учение великого реформатора сцены в работе советского театра кукол. Притом подчеркивалось, что почти каждая из глав книги Станиславского «Работа актера над собой» – будь это «Действие!», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства» или «Воображение», «Сценическое внимание», «Куски и задачи», «Сверхзадача», «Сквозное действие» – имеет такое же прямое отношение к актеру-кукольнику, как к актеру драматического театра. Но однако работа кукольников над постижением образа по «системе» К. С. Станиславского содержала и свои огромные специфические трудности.

«Мы свободны в выборе физических возможностей героя» – это правило, провозглашенное мастерами ГЦТК, казалось, несло громадное облегчение в тех трудностях, какие всегда испытывали актеры драматического театра, связанные определенной «физикой» своего тела, лица, голоса. Мы знаем, с каким поразительным блеском были сыграны в ГЦТК его легендарные герои из лирико-героического репертуара – Аладдин, Труфальдин – и герои комические – персонажи «Необыкновенного концерта», «Чертовой мельницы», «Божественной комедии».

Свобода в выборе внешнего облика играемого персонажа не облегчила, однако, а неизмеримо усложнила работу кукольников. И актеру драматического театра, работающему по «системе» Станиславского, порой бывает весьма трудно подчинить весь свой сложный психофизический аппарат созданию художественного образа. Не менее, если не более сложен творческий процесс по переплавке актерского состояния в действия, поступки находящейся в руках актера театральной куклы. Ширма, с одной стороны, помогает актеру, скрывая всю кухню творчества. С другой – она требует добавочных усилий, чтобы донести до зрителя актерскую эмоцию, переплеснуть ее в зрительный зал. Актер здесь никогда впрямую не встречается со зрителем, в поле его зрения попадают лишь запястья, пальцы актера, вдетые в тело куклы.

Пересекаясь в точке движения куклы, встречные эмоции – актерская и зрительская – и высекают ту искру, которая делает куклу живой, думающей, чувствующей. Но как невероятно сложен этот способ ощущения актером зрителя через куклу! Как близка и слитна с актером должна быть кукла! Сколь естественными должны стать все ее анатомические причуды! И с какой непосредственностью, органичной легкостью должен актер импровизировать с этой куклой, воспринимая на лету и ощущая новые акценты, которые ему подсказывает его второй великий режиссер – зритель.

В театре кукол теперь говорят: актер и зритель общаются между собой через куклу. Добавим к этому, что не только со зрителем, но и с партнером актер общается лишь через куклу. Через куклу свою и куклу партнера ведет путь к сердцу живого человека – товарища по спектаклю. Это необычайно усложненное общение требует от актеров не только специальных профессиональных навыков – умения оживлять свою куклу, передавать через нее эмоцию ее кукольному партнеру и при всем этом ощущать рождение ответной эмоции у партнера-человека.

Актеры ГЦТК открыли для себя истину: как только играющий роль артист прекращает такую сложную, многослойную форму общения и обращается непосредственно к своему партнеру, кукла немедленно умирает в его руках. В том-то и дело, что живет она, театральная кукла, в этом условно-психологическом театре только при условии, если ее мертвое тело пронизывает искрящийся ток актерской человеческой эмоции, если действует вольтова дуга, воспламененная искрами пересекающихся эмоций, контактов играющих за ширмой актеров и смотрящих на кукол зрителей.

Не просто сделать куклу для этого театра. Еще труднее найти формулу бытования этой куклы. И сделать живыми все секунды жизни персонажа: ведь мертвой кукле, если она формальна, пуста, не за что скрыться, спрятаться. У нее нет ни живого человеческого обаяния, ни дыхания, ни мимики. А если кукла в этом театре не живет, не думает, не чувствует, она становится в лучшем случае гальванизированным трупом.

Общение разножанровых, разнофактурных кукол представляет собой особую сложность в этом театре. Помимо того, что ими может быть и не найден верный градус общения, различная условность, на которой строятся кукольные образы, может привести к взаимоуничтожению двух общающихся персонажей. Зритель не только в таком случае не поверит в правду происходящего на сцене – он усомнится в самой достоверности оживления мертвой материи. Он не только не увлечется логикой развития характеров, жизнью «человеческого духа» на сцене, но вообще станет относиться к этим куклам не более, чем к двум роботам – механическим манекенам.

Как стать кукольником и не разориться?

В 1959 году американская компания Mattel впервые выпустила куклу, похожую не на малышку, а на взрослую девушку. С тех пор на Западе вокруг Барби выросла целая индустрия кукольной одежды, мебели и быта. В России ни одно крупное игрушечное предприятие не додумалось шить одежду игрушкам.
Но ведь и для наших детей их куклы – живые! Значит, их нужно водить в гости, мыть, причесывать и переодевать. Президент Гильдии кукольников при Московской палате ремесел Людмила Бурова, по первой профессии учительница младших классов, занимается этим бизнесом уже 10 лет. Она создала первое в стране кукольное ателье.
В: Неужели такое рукотворчество в наши дни приносит стабильные доходы?
О:
Конечно, у каждого мастера своя творческая кухня, любимая техника и непохожая продукция. Естественно, каждый самостоятельно оценивает свои изделия и подсчитывает доходы – кукольный бизнес очень индивидуален. Но в среднем, если посвящать этому делу не менее 3–4 часов в день и следить за реализацией готовой продукции, 30 тыс. руб. в месяц гарантированы.
Наш бизнес носит сезонный характер. Куклы покупают в основном на подарки к праздникам. Еще хорошо продажи идут во время ярмарок и выставок. Сначала мы обосновались на московских площадках, потом стали колесить по стране, а последние два года выставлялись в Праге, Хургаде, через несколько месяцев едем в Марокко.
В: Неужели мастера живут только за счет продаж во время анонсированных мероприятий?
О:
Нет, не только. Многие сами арендуют палатки на постоянно действующих выставках, например на Московской ярмарке увлечений, кто-то сдает свои работы на реализацию в известные художественные салоны и магазины подарков.
Есть еще такая интересная статья доходов, как «мастер-класс». Например, Валентина Булыгина, профессиональный художник и преподаватель с 11-летним стажем, регулярно учит желающих хитростям изготовления тряпичной куклы, а мастер Галина Марусева в течение полугода обучает, как подобно скульптору изготовить куклу из пластика, вылепить лицо, ручки, ножки, затем одеть ее в соответствующий наряд.
Наши мастерицы могут все – шить одежду из кожи, вязать на вилке, валять валенки, плести аксессуары из бисера и шить шубки. Кстати, ни одна компания в мире не додумалась одеть куклу в шубку, а нашим девочкам важно, чтобы их игрушки были одеты по сезону.
Конечно, такие знания не дешевы. Учитывая квалификацию мастера и стоимость расходных материалов, одно 3-часовое занятие может стоить от 2 до 4 тыс. руб. Но если у человека «ляжет душа», то дальше он сам может дойти до совершенства и даже начать работать «в серию».
В: А нужно для этого какое-то специальное образование или подготовка?
О:
Нет, что вы! У нас в гильдии 350 мастериц. Единицы к нам пришли из художников, кто-то переучился из технологов по росписи ткани или обработки фарфора, а в основном это люди, которые любят мастерить и до сих пор не забыли свои детские фантазии. Ограничений по возрасту тоже нет – это и школьницы, и пенсионерки.
В: А как такой бизнес обставить юридически?
О:
Кто-то регистрирует индивидуальное предприятие, кто-то работает семейно и открывает ООО, а кто-то просто мастерит дома и сдает продукцию на реализацию в салоны. Последний вариант нравится не всем. Как правило, чужие продавцы не очень аккуратны – работы не всегда правильно хранятся, пылятся, замусоливаются, теряют внешний вид. Потом их ни продать, ни подарить. Поэтому многие предпочитают реализовывать плоды своего труда самостоятельно.
В: Откуда мастера берут идеи, знают, какие именно куклы и аксессуары нужны?
О:
Все очень просто. Приходят на выставки дети и их родители. И сами просят сделать то, что им хочется иметь. Недавно заказывали платье, как у Дженнифер Лопес, прямо по картинке из журнала. Кто-то просит сделать ретроплатье XVIII для бала. Но вообще все приходит с опытом. Я, к примеру, давно поняла, что производители не только о шубках не думают, но и о спортивной одежде. Поэтому шью спортивные костюмчики. По 100 руб. за штуку «улетают». С размерами и примерками проблем нет – за долгие годы мы изучили все «куклоросты» на рынке.
В: А на чем прогорают кукольных дел мастера?
О:
Прогорают в основном на завышенных ожиданиях. Цена должна быть такой, чтобы и мастеру было выгодно, и покупателю не накладно. Те же спортивные костюмчики, если выставить по 300 руб., уже никому не будут нужны. За эти деньги можно целого пупса китайского купить. Максимально дорогие куклы продаются на подарки к праздникам по 100 долларов. Ну а те мастера, которые ждут «олигархов» на городских ярмарках и вернисажах, их там, увы, не встречают… В: Тогда в чем функция гильдии?
О:
Мы организация некоммерческая и независимая. От государства ничего не просим, да и не ждем. Участие в гильдии бесплатное. Мы объединились для удобства. Вместе легче «мониторить» рынок и искать торговые точки, оплачивать аренду этих точек – когда мы берем более 100 метров, нам дают существенную скидку. Мы также оптом закупаем необходимые материалы и фурнитуру. И потом мы постоянно друг у друга учимся.
В: Ни у кого не возникало желания попробовать себя в массовом сегменте?
О:
Нашим мастерам открыть большое дело не под силу. Некоторые из нас сотрудничали с кукольными производствами. К примеру, Инна Кузнецова некоторое время назад разрабатывала модели для фабрики в подмосковной Лобне. Но производство там уже остановлено. Увы, скоро кукол российских фабрик можно будет увидеть только в частных коллекциях...

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии. Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

  • Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства

Факультет театра кукол
Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА