Для начинающих церковную жизнь. Апология встряски, или с чего начать воцерковление

Когда человек ищет возможности воцерковления, когда, будучи крещеным во младенчестве, осознает в какой-то период своей сознательной жизни необходимость общения с Богом, необходимость познания Истины, то он начинает искать путь к Богу, путь к Церкви.

Очень часто на этом своем пути он сталкивается с достаточно серьезными преградами и искушениями. И, порой кажется, что человек мог бы большую часть этих преград обойти и более благополучно прийти к результату, если бы имел перед собой какое-то руководство к действию, «инструкцию» с описанием шагов, ступеней, пройдя каждую из которых, он достигнет цели с наименьшими потерями. И если такая инструкция, такой рецепт воцерковления возможен, может быть стоит тогда его сформировать?

Хорошо, давайте попытаемся такую инструкцию, такой универсальный список, который может подойти практически каждому, составить. Хотелось бы сразу оговориться, что тот порядок, который мы с Вами сейчас составим, в реальной жизни, к сожалению, не всегда соблюдается.Все люди разные, у каждого свой путь к Богу, и этот путь каждый человек начинает с разным объемом и знаний, и опыта. Поэтому предложить некую универсальную схему воцерковления достаточно непросто.

Человек может начать свой путь в Церкви и с того шага, который в нашем списке будет и вторым, и третьим, и даже шестым. Дело в том, что каждый шаг совершается параллельно с другими, они дополняют друг друга и вне общего контекста будут неполноценными. Но раз мы с Вами положили задачей найти именно «идеальную инструкцию», универсальный образец, то, на мой взгляд, она будет выглядеть примерно следующим образом.

Самым первым делом, первым шагом для человека, решившего воцерковиться, должно стать знакомство со Священным Писанием. В Священном Писании есть Ветхий и Новый Заветы, и я бы советовал начать знакомство с прочтения именно Нового Завета. Ветхий Завет достаточно труден, его нелегко усвоить. Начав читать библию с Ветхого Завета, человек может так сказать «застрять» в нем, утомиться, устать от бесконечных фактов и перемены событий и в конечном итоге оставить чтение и тем самым не дойти до главного – Нового Завета. Об этом говорит многочисленный отрицательный опыт тех, кто начал самостоятельно читать Библию с Ветхого Завета. Лучше бы прочесть Ветхий Завет тогда, когда есть понимание того, кто есть Христос. После изучения Нового Завета Ветхий Завет будет понятнее и интереснее читаться.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание новоуверовавшему, — лучше на этой первой ступени прочесть Новый Завет не в синодальном переводе, а в пересказе, с объяснениями, толкованиями, может быть, даже с иллюстрациями, чтобы чтение было не скучным, а занятным, интересным, на одном дыхании.

Достаточно хороший литературный текст Нового Завета помещен в книге Закон Божий — это распространенная книга, которую можно купить в каждом храме. Помимо этого есть еще много других авторов, которые интересно излагают события Евангельской истории. Это и «Евангельская история» Феофана Затворника, и протоиерей Павел Матвееский, и множество других авторов.

К сожалению, приходится иногда наблюдать печальное явление, когда люди казалось бы уже достаточно воцерковлены, регулярно посещают воскресное богослужение, исповедаются, причащаются и тем не менее очень плохо знают евангельскую историю или полностью никогда не читали Нового Завета. В наше время у многих считающих себя православными дома даже и нет Библии, а иногда её путают с молитвословом и думают, что Библия – это сборник молитв. Такое отношение к изучению Священного Писания в среде «православных» очень печалит, особенно когда видишь, как хорошо знают Библию различные сектанты, а у нас эта существенная, я бы сказал, фундаментальная сторона духовной жизни остается в небрежении.

Почему так важно прочесть Священное Писание? Если человек решил приблизиться к Богу, захотел дать Богу место в своей жизни, он должен четко представлять себе, кто есть Христос. Как говорит апостол Павел: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком даже не слыхали?» (Рим. 10:14). Поэтому как мы можем веровать, ходить на службы, молиться, исполнять заповеди Того Бога, о Котором мы особо-то ничего и не знаем?

Каждый человек имеет, конечно, определенные понятия о Христе, но часто эти знания бывают либо искажены, либо неполны. Даже само чтение Нового Завета способно приблизить человека к Богу. Я хотел бы Вам привести воспоминания нашего современника митрополита Сурожского Антония о том, какое действие на него оказало знакомство с Новым Заветом.

Когда будущему митрополиту было 14 лет, он жил с родителями во Франции. Однажды он услышал беседу о христианстве видного богослова, и вот какое впечатление о ней описывает сам владыка: «Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве …, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил … ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело.

Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я – для римского молодняка. Этого я не знал – но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь.

Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос.

Вот видите, какой переворот в душе может породить чтение Священного Писания. Нельзя остаться равнодушным к тому, что говорит Господь в Евангелии, читая эту удивительную книгу, нельзя не полюбить Христа, не захотеть быть с Ним, иметь с Ним общение. Отсюда и рождается желание жить по Его воле, появляется решимость исполнять Его заповеди. С этого все начинается, потому что без веры и любви ко Христу все дальнейшие шаги будут бессмысленны. Это, по моему, самый верный и лучший шаг, с которого и следует начать свой путь в ограде Церкви.

Второй шаг — это молитва. Нужно учиться молиться. Здесь можно выделить два аспекта — молитва домашняя и молитва общественная, которая совершается в храме за богослужением. И они должны идти параллельно — нужно и в храм ходить на богослужение, и приучать себя молиться дома.

Нужно приобрести себе молитвослов. Часто здесь новоначальный сталкивается с трудностью. Это церковнославянский язык нашего богослужения и молитвословий. Самый простой и быстрый способ сделать этот язык более понятным для себя – это приобрести небольшой словарчик церковно-славянских слов. Достаточно запомнить десяток самых часто встречающихся слов, чтобы сделать церковно-славянский тексты доступными для понимания. Тем более, церковно-славянский язык очень похож на русский. Как правило, чем чаще мы берем в руки молитвенник, тем глубже и понятнее для нас становятся тексты молитв.

Если говорить об объеме молитвенного правила, то с самого начала можно установить себе это правило небольшое. Главное приучить себя молиться внимательно и не рассеиваться мыслями. Очень важно, чтобы это пусть и небольшое правило исполнялось бы ежедневно без всяких поблажек своей занятости и лености.

А если взять, например, молитвенное правило, которое рекомендовал преподобный Серафим Саровский?

У меня отношение к правилу Серафима Саровского такое. Мне кажется, оно не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Мы часто забываем, что преп. Серафим Саровский говорил это правило творить трижды в день, а не дважды. И при этом, между ним произносить мысленно Иисусову молитву и «Пресвятая Богородице, спаси нас». А если мы исполняем его только вечером и утром, и таким образом сокращаем, то это уже не то правило, какое давал преподобный Серафим.

Поэтому я советовал бы новоначальным приучать себя к чтению утренних и вечерних молитв. Пусть не полностью, но читать именно их. Это очень древние молитвы, глубокие по содержанию. Их авторами являются великие святые, такие как Макарий Египетский, Иоанн Златоуст, Василий Великий. И надо как можно раньше приобщать себя к тому богатству молитвенному, которым обладает Церковь, с самых первых шагов не лишать себя этого истинного сокровища.

Постепенно, с течением времени, по прошествии, может быть, даже месяцев, нужно увеличивать по мере сил и возможностей это правило, вспоминая совет Феофана Затворника: не связывать правило количеством молитв, лучше выделить определенное количество времени на молитву и сколько успею за это время со вниманием без поспешности прочитать, столько и прочитаю. И увеличивать лучше не количество молитв, а время, посвящаемое молитвенному правилу.

Встаете вы утром, нужно бежать на работу, но точно знаете, что семь-десять минут уделить молитве можно без всякого опасения опоздать, и вот вставайте и читайте столько молитв, сколько можно прочесть за эти десять минут. Когда вы будете делать это постоянно, то язык молитв станет более понятным и легким, молитвы начнут запоминаться наизусть и молиться станет намного легче. Главное молиться со вниманием и без рассеянности. Только такую молитву Бог и слышит. А всякое «вычитывание» без внимания, как говорит свт. Феофан Затворник оскорбляет Бога, это все равно что подать Христу черствую корку хлеба.

В отношении церковной, соборной молитвы нужно начинать хотя бы с малого. Можно вспомнить слова Спасителя: «Верный в малом над многим будет поставлен». По заповеди Самого Бога, мы должны «шесть дней работать, седьмой же день посвящать Господу Богу твоему». Обязательными для присутствия за богослужением являются воскресные дни и также еще особые праздники, которых и не так уж много в течение года.

И так, «начиная с малого» можно в первое время стоять на службе не полностью: полчаса, час. Но этот период «заглядывания» на службы не должен затянуться надолго. У некоторых это длится всю жизнь и вообще является тем, что называется «сходили в церковь».

Если человек только и ограничится таким вот захождением в храм: заказали записки, поставили свечи и что здесь собственное еще делать то, вряд ли он будет двигаться по дороге к воцерковлению. Общественное богослужение потому и общественное, что в нем участвуют все. Здесь не предполагаются «зрители». А чтобы быть полноценным участником, нужно понимать смысл того, что происходит, знать последование службы. Бессмысленное выстаивание службы вряд ли принесет большие плоды.

Христианин должен обратить существенное внимание на эту сторону своей церковной жизни. Сейчас есть соответствующая литература, которая поможет сделать службу понятной, а посещение богослужения интересным и глубоко осмысленным.

И здесь мы переходим с Вами к третьему шагу, который тесно связан с предыдущим. Начиная посещать храм, богослужения, нужно приобщаться к Таинствам Церкви. Идущему по пути воцерковления обязательно нужно выбрать день для Причастия. К Причастию нужно начинать готовиться постепенно, и при этом четко себе представлять, что есть правила подготовки, обязательные к исполнению.

Некоторые люди, к сожалению, не знают об этих правилах, приходят причащаться не натощак, позавтракав, не отстояв полностью Литургию, (про то что еще и накануне дня причастия надо быть на вечернем богослужении я уж и вообще молчу) совершенно не осведомившись о том, как надо готовиться к этому Великому Таинству.

Вот совсем недавно крестился мужчина, и очень меня порадовал тем, что заранее подготовился к Крещению. Он прочитал книжечку о Таинстве Крещения, даже имел некоторые понятия о Символе веры, знал о том, что сам должен читать Символ веры при Крещении. И это очень хорошо, когда люди к таким важным моментам в жизни относятся серьезно.

К Исповеди также нужно готовиться заранее, нужно готовиться еще дома, а не в момент ожидания своей очереди перед аналоем. Нужно подумать: «Какие у меня есть грехи? В чем я должен покаяться?» Затруднения есть тогда, когда мы не видим своих грехов или забываем их, а порой кажется, что и грехов-то и нет, и сказать нечего, — в этом случае рекомендую обратиться к соответствующей литературе.

У нас есть общераспространенная брошюрка «В помощь кающемуся», есть книга Иоанна Крестьянкина «Опыт построения Исповеди». Во всех этих книгах помещается в основном перечень грехов, которые наиболее часто встречаются у всех людей. По этому списку нужно проверить свою совесть — что-то обязательно найдете по отношению к себе.

Если вы боитесь, что подойдя к исповеди и растерявшись, забудете все то, о чем хотели бы сказать, то можно заранее выписать грехи на листочек, и по этому листочку, с такой шпаргалкой, подсматривая или прочитывая с него записанные грехи, поисповедоваться.

Иногда можно встретить такое суждение, что вот такая практика записывать на бумагу согрешения и чтение с этого листа — не правильна. И новоначальным воцерковленные люди часто рекомендуют все-таки этого не делать. Насколько верно такое рассуждение?

Я, честно говоря, не слышал такого суждения среди людей. Ну что ж — каждому свое, кому как лучше, тот так и исповедуется. В этом моменте есть, конечно, другая крайность, когда исписанную такую бумажку суют батюшке в руку: «Батюшка, прочитайте». Батюшка прочитывает и все — исповедь закончена. Самому человеку ничего рассказывать не надо. Это можно наблюдать в некоторых храмах, но, мне кажется, это не совсем здоровое явление нашей церковной практики.

Сама исповедь ведь подразумевает словесное открытие грехов священнику. Ведь не даром в молитве, которая читается священником перед исповедью, есть такие слова, «Сам, как Благой и Незлобывый Владыка, сих рабов Твоих словом разрешитися благоволи». Что это значит? Это значит, что все, что эти люди произнесут словом, Ты, Господи, эти грехи разреши и прости. Поэтому бумажка — это лишь подспорье и подсказка. Бывает, люди настолько знают свои грехи, что им и не нужно никакой шпаргалки, эти грехи всегда перед глазами, и совесть о них постоянно напоминает.

Есть еще одна хорошая практика, к которой обращаются чаще всего люди уже более воцерковленные, которые исповедуются регулярно, а в интервале от Исповеди до Исповеди человек записывает совершенные грехи и делает это не накануне, а в течение всего этого промежутка времени. Что-то вспомнил — запиши, увидел в себе какой-то недостаток, который раньше не замечал, — запиши, пока не забыл, и бумага сохранит записанное до Исповеди.

Есть ли какие-то согрешения человека, которые он должен обязательно, не стесняясь, рассказать на первой исповеди?

Исповедь — это таинство, на котором прощаются все исповеданные грехи. Поэтому нужно пользоваться такой возможностью и рассказывать обо всем, что есть, и не делить на первостепенное и неважное, то, что рассказать сегодня, и то, что рассказать завтра. Это может быть даже профанацией исповеди — это что за покаяние такое, не полное, фрагментарное?

Но бывают такие моменты, когда человек не готов сразу рассказать что-то, на первой исповеди. Такой человек может рассуждать: «Вот я пока не расскажу, а расскажу, когда созрею до этого».

Такой подход, конечно, не правильный. В Таинстве исповеди ведь не только прощаются грехи — Господь и врачует наши немощи Своею Благодатью для того, чтобы мы эти грехи не повторяли. Иногда бывает так, что, идя на исповедь, человек думает: «Я поисповедаю, конечно, этот грех, но точно знаю, что буду его все равно совершать».

И вот здесь нужно дать место действию Божию, чтобы Господь помог человеку. Человек подходил на исповедь не с твердым намерением оставить грех, думал, что будет и дальше совершать исповеданный грех, а после исповеди Благодать Божия коснулась сердца и появляется решимость все-таки не совершать исповеданный грех, и сама душа заговорила иначе. Потом еще сам будет иногда удивляться — вроде же не было готовности, а вот она появилась, стало легче, Господь дал через Таинство сугубые силы для борьбы с грехом.

Покаяние – не только человеческое, это еще и Божественное действие, действие Божественное благодати. Потому что только Бог может освободить нас от наших грехов. С нашей стороны требуется желание и труд, а освобождение человека от страстей это дело посильное только Богу. Поэтому нужно дать Богу возможность вмешаться в нашу жизнь и что-то в ней изменить.

Только в Таинствах церкви мы можем получить эту врачующую Божественную благодать, поэтому и надо как можно чаще приступать к ним, ибо вне Таинств не может быть никакой христианской жизни.

С Таинствами Исповеди и Причастия тесно связана еще одна сторона воцерковления. Назовем ее четвертой ступенью. Нужно со временем найти себе духовного руководителя, наставника, который своими мудрыми советами и молитвой будет Вас вести по церковному поприщу. Может быть, такого священника Вы найдете не сразу и даже может и не в первые года своей воцерковленной жизни. Здесь нужно искать так, как невесту выбирают. Присмотреться, пообщаться, не кидаться за первым попавшимся. Дай Бог, чтобы это был человек великой совести, духовно трезвый и рассудительный.

Помимо этого, посещая храм, человек приобретает друзей, знакомых, через которых также происходит приобщение к Церкви. Это важный момент — влиться в церковную среду, чтобы и здесь найти своих собратьев, которые смогут быть подспорьем, смогут подсказать, помочь. Ведь некоторые вопросы, которые особенно касаются мелочей, например, церковного этикета, можно решить, спросив совет у более опытного прихожанина.

Следующий, пятый шаг — посещение воскресной школы для взрослых. Если есть при храме такая школа или проводятся занятия со священником, то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью и записаться на эти курсы, походить, послушать. Даже и в маленьких, и в деревенских храмах батюшки находят время, чтобы организоваться при храме такую школу. Это тоже важный шаг воцерковления.

Шестой ступенью можно отметить паломнические поездки. В паломнической поездке человек общается в церковной среде, с верующими людьми, прикасается вживую к некоторым страничкам церковной истории, через это очень многое узнает. Молитвенно посещая монастыри и обители, где подвизались святые, приобретает новых молитвенников и небесных покровителей. Многие стороны церковной жизни открываются в таких поездках по-новому. Паломничества по святым местам дают новые силы и впечатления.

Еще один из самых важных шагов — приобщение к чтению.Очень трудно вести церковную жизнь, не читая церковной литературы. Если даже ребенок растет в верующей семье, но с возрастом не приобретает новых знаний, ничего не читая и не интересуясь, то есть опасность, что он, вступив в более взрослую жизнь, просто уйдет из Церкви, потому что его детская вера, основанная на прочтении в далеком детстве детской Библии, не сможет ответить на те взрослые вопросы, которые у него возникнут. Поэтому нужно читать. Читать соответственно возрасту и интересам. В наше время сейчас изобилие литературы. На любой вкус, что называется. Интересно тебе узнать об истории Церкви – пожалуйста. Интересуешься больше богословием – и здесь огромный выбор. Нравятся сказания о подвижниках благочестия – читай жития святых.

Новоначальному я бы посоветовал почитать, как уже говорил, прежде всего, Закон Божий, толкование на Евангелие, жития святых, чтобы примеры святых подвижников воодушевили к христианской жизни, чтобы помогли удержаться в церковной среде. И постепенно надо приобщать себя к святоотеческим творениям, сначала, может быть, к книгам современных отцов, потом уходя дальше и дальше в века, обращаясь к трудам более ранних подвижников. Все это целесообразнее постепенно сочетать с воцерковлением — малоцерковному человеку будет сложно читать святоотеческие серьезные творения, потому что те вопросы, которые в них поднимаются будут им просто малопонятны и неинтересны. Чтением нужно себя увлечь, заинтересовать. А потом переходить и к серьезной литературе.

А что это за серьезная литература?

Я имею в виду, конечно, святоотеческую литературу. Плохо, если наша домашняя библиотека вмещает в себя только «Закон Божий», да «Первые шаги в православном храме». Нужно постепенно приобщать себя к богатейшему святоотеческому наследию Церкви. Творения таких подвижников как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Авва Дорофей, должны быть настольными книгами. Узнавайте у священников, у знакомых, какую книгу было бы полезно и интересно прочитать. При нашем храме также есть библиотека — можно прийти и посоветоваться.

Кроме книг в интернете есть огромный выбор аудиоматериала. Множество лекций, бесед. Посоветовал бы новоначальным прослушать некоторые записи лекций профессора Московской Духовной Академии Осипова Алексея Ильича. Очень рекомендовал бы послушать его лекцию под названием «Сущность христианства» в первом выпуске его аудиодисков. Все это вполне доступно в сети.

Батюшка, у меня есть еще такой вопрос: когда человек воцерковляется, на первых порах становится порой очень сложно всем его родным. Начинается особый период — когда начинается безудержная агитация, рожденная, безусловно, от самых искренних эмоциональных проявлений. Как может быть уследить за собой, чтобы не принести таким своим состоянием вреда окружающим, не оттолкнуть их от Православия?

У нас даже само слово «неофит» устойчиво ассоциируется с безудержным проповедованием всем и вся, навязыванием своей церковности и религиозности. Это, конечно, тоже большая ошибка, которой нужно избегать, но в то же самое время не впадать в другую крайность — стесняться перекреститься, бояться того, что будут о тебе говорить, слишком считаться с этими мнениями. Каждому приходится через это проходить, сталкиваться с тем, что окружающие начинают и пальцем показывать, и укорять, подсмеиваться, стараются уязвить. Это со многими случается, нужно это преодолеть и перетерпеть.

Не нужно также сразу всех наших домашних заставлять сразу стремиться к церковности, которая появилась у нас. Именно заставлять нельзя, но можно потихоньку приобщать, знакомить. Часто родители печалятся, что их дети в храм не ходят, о вере ничего не знают. Когда спрашиваешь, в каком возрасте они сами пришли в храм, то они говорят, что пришли сами в уже далеко немолодом возрасте, и было время, когда они тоже не веровали и жили так, как живут сейчас их дети. Это надо понимать — у каждого свое время даже для того, чтобы прийти к Богу. Не с такой настойчивостью навязывать свою церковность, чтобы возбудить в человеке отвращение или даже ненависть ко всякому слову о Боге.

Нужно поступать мудро. Вот, к примеру, тянет мать свою дочь в храм и каждый день твердит ей об этом, а у дочери скоро аллергия начнется от такой проповеди. Зачем же так делать? Не правильнее ли выбрать подходящие моменты, когда человек будет готов воспринимать. Например, случилась какая-то радость — сказать дочери: «Сходи в храм, поставь свечку, поблагодари Бога». И она, может быть, пойдет. Случилось какое-то горе – «Сходи на исповедь, причастись – Господь все и управит». В определенные моменты жизни с этой темой можно подойти к человеку, но нужно мудрое рассуждение о том, когда это лучше сделать.

Также не нужно думать, что вот я обратился, начал ходить в храм, значит, все остальные теперь хуже меня, а я выше других. Нужно учитывать и немощи своих домашних. Многое зависит и от того, какое положение занимает в семье верующий. Если это школьник, то он не может, например, всей семье приказать поститься. Он ест то, что готовит ему мама. Конечно, если мама пойдет навстречу и согласится готовить ему постную пищу — это будет хорошо. Но если мама на это не идет, пост сопровождается скандалами и постоянными неприятностями, тогда надо потерпеть и кушать то, что готовит мама, и поститься в ту меру, в которую получается. Отказаться, к примеру, от просмотра телевизора, от каких-то продуктов, от которых он и сам может отказаться без проблем. И такой пост будет более полезен и приятен Богу, чем тот, который сопровождается ссорами и взаимным отчуждением.

Батюшка, а могут ли эти обозначенные Вами семь шагов, ступеней, иметь какие-то принципиальное различие для людей разных возрастных групп? Или это все же универсальная «инструкция»?

Я думаю, это достаточно универсальный перечень шагов, подходящий для большинства. Бывает, конечно, — и чаще всего — человек начинает свое воцерковление не с чтения Священного писания, не с изучения Нового завета, а с Причастия или знакомства с верующими людьми. Предложенная мной схема наиболее удобна с моей точки зрения, она сделает более естественным путь человека к воцерковлению. Хотя воцерковление может начаться и с паломничества — если человек оказывается где-то в поездке с православными, он заходит в храм, смотрит уклад монастыря, ему становится интересно, возникает желание что-то почитать. Иногда воцерковление может начаться и с какой-то другой книги — не с Нового завета, а остальные шаги будут потом. Любой из этих шагов может быть первым — и чтение литературы, и посещение воскресной школы.

Заканчивая нашу беседу о воцерковлении, хотелось бы сказать об одном заблуждении, которой часто царит в головах наших соотечественников. Они говорят как бы так: «Причем тут Церковь, с Богом у меня свои личные отношения. С чего это взяли, что только в Церкви и через Церковь можно спастись. Нет! Воцерковление – это не моя тема». Я не буду в контексте нашей беседы сейчас полемизировать на эту тему. Я только приведу слова святых первых веков.

«Не должно у других искать истину, — говорит святой Ириней Лионский (II век), — ее легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, там и всякая благодать»

Священномученик Киприан Карфагенский (III век): «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Блаженный Августин (IV век) говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».

Важно понять, что христианство — это не просто нравственная религия, которая учит человека исключительно добру и добродетельной жизни. Христианство – это, прежде всего, жизнь, которая возможна только внутри Церкви, внутри единого церковного духовного организма, через участие в Таинствах, участие в богослужениях — только через это человек может приобщиться к Богу и стать наследником Небесного Его царства.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (27855) раз

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

С егодня мы разберем важный вопрос духовной жизни: с чего начать свое воцерковление?

Воцерковление человека начинается с той минуты, когда он осознает, что не сможет жить дальше жить Бога. Именно в эти минуты происходит переоценка жизненных ценностей человека, и он осознает, что реальная, настоящая жизнь, возможна лишь только в Лоне Церкви, только по Евангельскому Слову, только с Богом и только для Бога.

Когда человек осознает, что без живой веры в Бога и без Божией помощи – жить просто невозможно, трудно и бессмысленно, тогда он начинает искать путь к Богу. И, наверное, самые первые и самые правильные шаги новоначального христианина на пути к воцерковлению – это посещение церковных богослужений.

В Храме Божием, пребывая на церковных службах, можно проникнуться благодатью и просить Господа направить себя на путь истинный. Поначалу слова службы, да и сама служба могут быть непонятны. Но постепенно, днем за днем, месяц за месяцем, служба будет становиться все понятнее и понятнее, все роднее и необходимее. Ведь именно там, в Храме Божием, среди молящихся единоверцев, можно укрепиться в вере и единомыслии, с такими же православными, как и ты сам.

Помимо хождения в Храм, новоначальный христианин должен ознакомиться с Таинствами Исповеди и Святого Причастия. Для этого надо узнать расписание богослужений того Храма, прихожанином которого вы хотите стать, после надо узнать, когда священник данного Храма принимает Исповедь (как правило, это бывает на вечернем богослужении).

Хорошо приобрести в церковной лавке брошюры по подготовке к Исповеди, в которых описаны те грехи, к которым особо склонен человек. Дома следует прочесть купленные брошюры, взять чистый лист бумаги и написать подробный список своих грехов, который, в последствие, будет прочитан вами священнику на Таинстве Исповеди.

Вторым шагом на пути к воцерковлению идет ответственное соблюдение постов, как многодневных, так и однодневных. Если человек намерен серьезно изменить свою жизнь, “потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф.7:14) и идти на пути спасения узким и тесным путем, то он должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к такому вопросу, как – пост. Если человек имеет серьезные заболевания, он может взять благословение священника на послабление поста, но если он здоров, то поститься, ради Господа, ему будет в радость!

Не стоит пытаться изучать Священное Писание дома, ориентируясь только на свой ум. Как предупреждают св. отцы Церкви — это очень опасно, так как враг нашего спасения легко может смутить нас и сбить с правильного пути.

Священное Писание следует слушать в Храме на богослужениях (Евангелие, Псалтирь, Апостол и др.), либо надо записаться в воскресную приходскую школу на Закон Божий (если таковая имеется при вашем Храме). Конечно, дома можно и нужно читать и Святое Евангелие, и Псалтирь, и деяния Апостолов, и Жития Святых, но не стоит пытаться, на первых порах, что-либо понять из прочитанного, так как Господь не сразу умудряет человека, а лишь в последствие.

Делая первые шаги на пути к Богу не стоит бояться и опасаться, что у вас ничего не получиться. Наши первые шаги в Храме похожи на первые шаги младенца. Когда малыш делает свой первый шаг, он чувствует поддержку своей родной и любимой мамы, руки которой всегда готовы подхватить его, если он вдруг споткнется и упадет. Так и человек, делая свой первый шаг на пути к Богу, невидимо поддерживается Самим Богом, Который готовой в любой момент протянуть нам руку помощи, подхватить нас и не дать нам упасть.

Поэтому, никогда не стоит опасаться и бояться того, что вы чего-то не поймете или что-то сделаете не так. Да, вы пока не знаете многих тонкостей церковной жизни, но ведь у вас есть голова на плечах, а, следовательно, скоро вы всему обучитесь, многое не понятное станет понятным, все встанет на свои места. Это сравнимо тому, как вы начинаете чему-то обучаться: будь то повышение квалификации, новая работа, новая профессия. Поначалу все кажется чужим и непонятным, но по мере сил и времени, все оказывается вовсе не таким уж и сложным, понятным и даже интересным.

Так и церковная жизнь, поначалу трудна и непонятна, но если быть серьезно настроенным на достижении своей цели, если серьезно и ответственно подходить к вопросу изменения своей жизни, тогда, с помощью Божией, все становится просто и понятно.

60 простых советов для начинающих духовную жизнь. Конечно невозможно их исполнять сразу все, но начать пожалуй можно… По-маленечку, по-легонечку, без надрыва. Бог в помощь!1. В постели пробуждаясь прежде всего вспомни о Боге, и знамение крестное положи на себя.

2. Молитвенное правило, какое есть у тебя, не оставляй, и им начинай провождение дня.

3. В течении дня, при каждом деле, молись краткими молитвами. Молитва - крылья души; молитва делает душу престолом Божиим.

4. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

5. Никто из окружающих тебя да не останется утром без твоего искреннего привета.

6. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет бесчувствие; кто принуждает себя при сухости души к молитве, тот выше молящегося со слезами.

7. Новый Завет надо тебе знать разумом и сердцем, поучаться в нем постоянно, непонятное не толковать самому, а читать святоотеческие толкования или спрашивать разъяснения у отцов своих духовных.

8. Без исповеди и Причастия нет спасения. Воду святую с жаждою освящения души и тела не забывай пить.

9. Приветствие Царице Небесной: «Богородице Дево радуйся…» произноси чаще, или хотя бы на каждый час.

10. В свободное время читай писания православных отцов — учителей духовной жизни, а если у тебя нет, то настойчиво проси у того, у кого они есть.

11. Во искушениях и напастях тверди больше псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице: «Многими содержим напастьми». Она у нас одна Заступница.

12. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной Седьмицы и Святой Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, и Господь разрешит узы мрака оковавших тя. Взывай также к Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Читай много раз «Богородице, Дево, радуйся…»

14. В постное время постись, но знай, что Богу угодно не только воздержание чрева, но и воздержание ушей, очей, языка, а также воздержание сердца от страстей.

15. Человек, начинающий духовную жизнь, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает вне чистоты от клокочущих страстей, поэтому вначале духовной жизни все должно быть направлено для приобретения духовного здравия со смирением.

16. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая война с врагами для спасения души. Никогда не спи душой, дух твой должен быть бодр, непременно всегда на помощь зови во всякой брани Спасителя своего, Божию Матерь и Ангела-хранителя.

17. Бойся согласиться на грех и соединиться с греховными помыслами, внушаемыми тебе, приступающим врагом тебе. Согласившийся уже сотворил то, о чем помыслил. Если ты поползнулся в мыслях, то сокруши сердце и кайся, враг будет внушать: «Ты уже согрешил помыслом, сотвори грех на деле». Отвечай мысленному убийце: «Пред Богом моим согрешил, пред Ним и покаюсь. А ты кто такой?»

18. Помни, Бог желает твоего спасения и все сделал для твоего спасения, поэтому чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.

19. Проси постоянно Господа: «Страх Твой всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет перед Богом.

20. Все сердце без остатка отдай Богу и ощутишь рай на земле.

21. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

22. Заведи себе помянник, запиши туда всех ненавидящих и обидевших тебя, а также страдальцев нашего века и тех, о которых некому помолиться, ежедневно поминай их.

23. Ищи постоянно и неустанно дел милосердия и любви страдательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.

24. Без необходимости неотложной никуда не ходи, не суетись и дома. Стремление к богатству, многопопечительность - уловка врага для нашего времени.

25. Как можно меньше говори, смейся, любопытствуй, празднолюбствуй.

26. Не пребывай никогда без дела, праздники церковные и воскресные дни почитай исполнением дел Божиих, а не греховными увеселеньями или праздным времяпровождением.

27. Люби святое уединение.

28. Все обиды терпи сначала молча, потом укорением себя, а потом молитвой за обижающих.

29. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех бесов, а терпением победим страсти, воюющие на нашу душу и тело. Прося в молитве смирения, мы просим, чтобы Бог попустил какому-то человеку нас укорить. Смирение и любовь к врагам не придут сами собой. Их нужно стяжать, перенося правильно укоризны и унижения.

30. Не показывай на молитве твоей, никому кроме Бога, своих слез умиления и своей ревности о спасении.

31. Православного священника почитай Ангелом, Благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.

32. Обращайся с людьми так же внимательно, как с наследниками Великого Царства, но и также осторожно, как с огнём. Помни слова Спасителя, что все, что ты делаешь ближнему, делаешь Ему Самому. В ближнем наше спасение или погибель.

33. Всем всё прощай и всем сочувствуй в страданиях их. —

34. Не носись только с собою, как курица с яйцом, забывая о ближнем.

35. Кто ищет здесь покой, в том не может пребывать Дух Божий, в нем нет любви к Богу и ближнему.

36. Тоска и смущение нападает от недостатка молитвы.

37. Всегда и везде призывай на помощь Ангела-хранителя своего. Внушения его приносят небесный мир в душу, а от лукавого - смущение духа, хотя бы мысли и казались нам правильными.

38. Храни всегда плачь сердечный о своих грехах. Когда исповедуешь их и причастишься Святых Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении.

39. Непотребность и недостатки знай только свои, а чужих тщательно берегись. Не губи себя осуждением других, осуждающий есть антихрист. Один суд Божий, другой - человеческий. О немощах других плач, да не погибнут навек. Плачущий о себе не осуждает других, а любит их, желает и им, как себе, вечного спасения.

40. Не верь каким-либо, даже добрым пожеланиям своим прежде чем одобрит их опытный духовник. Не верь своему сердцу, проверяй себя писаниями православных святых отцов.

41. Каждый вечер исповедывайся Богу во всех своих греховных делах, словах и мыслях, бывших в течении дня. Раньше в монастырях каждый вечер новоначальные открывали старцу свои помышления.

42. Перед сном мирись со всеми от всего сердца.

43. Не должно тебе рассказывать сны другим и сам не верь им. Не раз диавол обманывал и даже губил верящих своим снам. *

44. Усни с крестным знамением и Иисусовой молитвой.

45. Ночная молитва дороже дневной.

46. Не теряй связи со своим духовным отцом.

47. Благодари Бога за всё

48. Себя нужно делить всегда на себя и на врага: избегай того, что хочет твой внутренний враг.

49. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.

50. Нет лучшего слова на языке нашем, чем «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи, спаси мя грешнаго».

51. Полюби все уставы церковные и сближай с ними свою жизнь.

52. Навыкни бдительно и всегда следить за собой, в особенности за своими внешними чувствами. Через них особенно в душу входит враг. Следи внимательно за своими помышлениями.

53. Когда познаешь слабость свою и бессилие к сотворению добра, то помни что не сам ты спасаешь себя, спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.

54. Непреступная твоя должна быть вера, ибо не дремлет лютый враг, стережет твой каждый шаг. Но Бог любит мужественную душу, уповающую всегда на Него.

55. Никто не входил на небо, живя прохладно.

56. Нас сближают с Богом скорби, труды и болезни; не ропщи на них, не бойся их.

57. Как можно чаще, с умилением и сокрушением сердца приобщайся Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Жив ты бываешь только ими.

58. Никогда не забывай, что смерть может похитить нас каждую минуту, не забывай, что скоро Суд и воздаяние. Помни, что ты всегда находишься в присутствии Бога и под всеведущим взором Его.

59. Поминай ещё то, что уготовил Господь любящим Его, и заповеди Его творящим.

60. Прочитывай азбуку сию, хоть раз в неделю.

Просмотрено (2342) раз

Посвящается эта работа моему первому наставнику в церковном служении

Протоиерею Василию Владышевскому с любовью и благодарностью.

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления , то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно».

Это в корне неверно. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом?

Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у стоящего перед раскрытыми вратами Церкви человека, и написана эта работа.

Основой этой работы стал материал, собранный и переработанный во время лекций, прочитанных в течение двух годичных курсов «Воскресной школы» для взрослых.

Так как сложился этот материал на основании вопросов слушателей «Воскресной школы» и ответов на них, то и в настоящем издании целесообразным стало применить форму изложения в виде вопросов и ответов.

В связи с тем, что предназначается это издание для людей, уже признающих бытие Бога и желающих Его познать, людей, интересующихся Православием и ощущающих, пусть неосознанно, свою внутреннюю связь с Ним, мы не будем в настоящей работе рассматривать доказательства бытия Божия и дискутировать с атеистами или приверженцами иных конфессий.

Задача этого издания – помочь современному человеку понять смысл внутренней жизни Церкви, осознанно стать её полноправным и полноценным членом, гражданином Небесного Царства, то есть воцерковиться .

Заранее прошу прощения у читающих за те недостатки настоящей работы, которые в ней имеются, и, если она поможет кому-либо хоть на шаг приблизиться к Богу и к Церкви, прошу помянуть автора в своих молитвах.

Вопрос: С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?

Ответ: Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере.

Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности что ты уже «православный».

Господь наш Иисус Христос неоднократно обличал в маловерии даже Своих учеников, свидетелей Его многочисленных чудотворений, которые сами совершали множество чудесных деяний полученной от Него Силой Святого Духа. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».

Истинная Вера – Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».

Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных.

Очевидно, любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что-нибудь после смерти?

К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда-нибудь потом».

Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века Сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов, задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, не способной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.

И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими-нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть: «Путь и Истина и Жизнь».

Необходимо также учесть, что идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро придти к пониманию того, что Бог есть.

Но так и остаться с этим рассудочным бесплодным знанием.

Главный инструмент познания Бога – человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати.

И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души.

Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. Вот как повествует об этом Евангелие: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос избранный Божий».

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. »

Вот какова сила Божьей Любви к Своему созданию!

В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай!

Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию.

Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить.

А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, подобно человеку, пришедшему к Господу Иисусу Христу и просившему об исцелении своего сына, которому Христос сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

30.1. Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?

– Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.

Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»

30.2. Что означает слово «воцерковленный»?

– Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния в своих грехах, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.

30.3. С чего начинать воцерковление?

– Молитва, посещение храма, регулярное участие в таинствах Исповеди и Причащения – являются началом и основой церковной жизни православного христианина.

30.4. Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?

– Препятствиями на пути воцерковления могут служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви – это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное – люди. Поэтому и в Церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в Церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.

Необходимо познать самого себя, свою собственную немощь, чтобы никого не осуждать. Важно не судить Церковь как бы со стороны, нужно жить в ней, ощущать себя ее неотъемлемой частью, считать ее недостатки своими недостатками.

Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие – это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.

Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, насколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка – о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это делали все, естественно, исправилась бы Церковь».

Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.

И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.

30.5. Как и с чего начать духовную жизнь?

«Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» (Сир. 17:21–23).

Духовная жизнь – это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.

Для желающего начать духовную жизнь необходимо:

1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.

2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).

Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.

3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.

Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов – книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» – сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами благодати, проводниками Божественного Откровения.

5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.

6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Можно это делать и чаще, испросив благословения у священника.

7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя-священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.

30.6. Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?

– Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера – самая правильная.

Прежде чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.

Не следует ходить для молитвы и к инославным (т.е. неправославным христианам).

Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра» (другое название «Церковь Божией Матери преображающейся», в настоящее время «Православная церковь Божией Матери Державная»), мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями».

Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или распечатанных молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как поступить.

Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.

Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.

Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.

Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33)все необходимое даст Господь в свое время.

Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.

30.7. Можно ли христианину пить вино?

«Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (Сир. 31:31–37). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

30.8. Почему курение грех?

– Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье – дар Божий.

30.9. Чем опасна нецензурная брань?

– Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матерщинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

30.10. Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?

– Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

30.11. Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?

– Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни, является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).

30.12. В чем разница между религией и наукой?

– Религия и наука – две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Притч. 15:14). «Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притч. 1:5).

Обе – религия и естественная наука – требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки – в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки – венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии – для действования (поведения).

30.13. Для чего человек живет на земле?

– Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души – в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять » (Еф. 2:8–10). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.

Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека.

Цель жизни – подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 30–31). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15). «Подобны будьте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни – матери всех пороков и грехов.

Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).