Добро в произведении мастер и маргарита. Мини-сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита

Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков несет своим читателям свет, при этом, не приукрашивая тьмы. Время, в которое писал автор, пыталось скрыть все плохое, в частности беззаконие. И самого Булгакова с его бесценными произведениями оно тоже хотело погрузить в небытие. Прошло много лет, прежде чем мы смогли познакомиться с его творениями.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое. На его страницах автор поднимает множество проблем, в том числе тему, вечную на века, - добра и зла.

Борьбу этих категорий писатель показывает своеобразно, по-своему ее переосмысливая. Москва – город, в котором существуют всевозможные пороки: зависть, ложь и лицемерие. И по ней проносится дьявольская свита. Во главе со своим предводителем, сатаной Воландом.

Это, конечно, фантастическое зло. Но через него автор раскрывает и зло реальное, которое просто выпирает наружу в некоторых персонажах. Развратник Степа Лиходеев пьет и ничего не делает, Никанор Иванович Босой живет, постоянно пытаясь обвести всех вокруг пальца, буфетчик варьете ворует, а поэт А. Рюхин скрывается за маской вечного лицемерия. Воланд легко срывает со всех личину, показывая истинную сущность этих людишек. Он раздевает гражданок, которые на сеансе черной магии накинулись на чужие деньги. Сатана считает, что это обычные люди. Они всегда были такими. Чего еще от них ждать?

Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.

Но не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.

Понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла - Воланд.

Иешуа - это воплощение чистой идеи. Он - философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», - обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа - не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание - нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки.

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: «Даже на солнце есть пятна». Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В романе Булгакова зло олицетворял Воланд, но он же и содействовал добру, обращая и высмеивая человеческие пороки, воздавая всем наказание по справедливости. Воланд помог воссоединиться и Мастеру с Маргаритой, пусть и путем нелегких испытаний.

Олицетворением добра в романе является Иешуа, проповедующий любовь, милосердие и сострадание. Ему удалось затронуть сердца многих людей, пробудив в них истину и веру в любовь. И несмотря на то, что Иешуа был распят, посеянные им семена добра остались, они продолжали расти и давать свои плоды. Если брать за основу Библию и говорить об Иешуа как об Иисусе Христе, то можно сказать, что память о нем жива по сей день. Миллиарды людей по всему миру верят в него, живя по оставленным им заповедям, значит, посеянное им добро продолжает жить, меняя людей к лучшему, направляя их к истине и к свету.

В романе добро и зло как партнеры в парном танце: один дополняет другого и вместе они составляют отличный тандем. Булгаков показал в своем произведении, что зло и добро всегда рядом, постоянно сменяют друг друга. В жизни, как и в этом романе, человеческая добродетель граничит с подлостью, трусостью, предательством и малодушием.

Самым ярким примером проявления малодушия является поступок Прокуратора, отправившего на казнь Иешуа. Булгакову отлично удалось выстроить и переплести сюжетную линию романа с главами Библии. И в своем произведении он, на мой взгляд, попытался донести до людей главную идею, что всё в этом мире относительно, кроме вечной и всепобеждающей силы - силы любви. Бог есть любовь - об этом сказано в Библии, любовь всё побеждает, всему верит...Так и в романе Булгакова добро и зло объединились для того, чтобы любовь восторжествовала. А значит, любовь важнее и выше всех сил добра и зла вместе взятых. Добро и зло в знаменитом романе служат в качестве инструментов, взаимно дополняющих друг друга.

Например, Воланд устраивает зрелищное представление, участниками которого являются сами люди, здесь с них слетают маски и открываются истинные лица. «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» - так сказал Шекспир. И порой люди действительно выступают в роли кукол-марионеток в руках судьбы и высших сил, но побеждает эти силы и восстанавливает баланс двух начал - добра и зла - истинная любовь, всепобеждающая и всепрощающая.

Воплощением любви в произведении является сама Маргарита, и она тоже соединяет в себе как добро, так и зло. Ей приходится стать настоящей ведьмой, чтобы бороться за свою любовь. Не взаимодействуя с силами зла, она не смогла бы добиться добра, не исполнила бы своё главное предназначение - вернуть своего любимого.

Булгаков затронул в своем романе моральные ценности, продемонстрировав то, что жизнь состоит из вечной борьбы добра и зла, из света и тьмы, и как рассвета не бывает без ночи, так не бывает и любви без боли и страданий.

Добро и зло

Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова . Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического. Появление Иешуа Га-Ноцри , прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке. Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает. Будучи честным человеком, он прямо говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости. Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.

Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат . Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы. Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав. Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.

Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз , был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.

И своего главного героя, именуемого Мастер , автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита , возлюбленная мастера, занимает более активную позицию. Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор. Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.

На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.