Характеристика героев из рассказа маленький принц. Главные герои “Маленького принца” Экзюпери

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Эту книгу можно прочитать за 30 минут, но этот факт не помешал книге стать мировой классикой. Автор повести является французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент – Экзюпери. Этот аллегорический повесть, является самым известным произведением автора. Впервые был опубликован 1943 году (6 апреля) в Нью-Йорке. Интересно тот факт, что рисунки в книге были выполнены самим автором и стали не менее знамениты, чем сама книга.

А нтуан де Сент-Экзюпери

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exup?ry; 29 июня 1900, Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

К раткое содержание повести

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Э то произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» - разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.

В ся планета была величиной с дом , и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

О н отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король : ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвёртой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

Н а шестой планете жил географ . А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.

С едьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов - снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.

Л ётчик починил свой самолёт , и товарищи обрадовались его возвращению. С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.

  • Маленький принц
  • Лётчик
  • Пьяница
  • Фонарщик
  • Баобаб
  • Торговец
  • Стрелочник
  • Географ
  • Честолюбец
  • Король
  • Турецкий астроном
  • Деловой человек
  • Цветок о трех лепестках

Маленький Принц – главный герой рассказа, это ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Характеристика Маленького принца

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не ско­вана льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открыва­ется истинное видение мира: он узнаёт цену истинной друж­бы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную пла­нету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных пла­нетах, окажется так близко - на его родной планете. Малень­кий принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимохо­дом обронённых слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называ­ется астероид Б-612.

Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубо­кие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую пла­нету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказ­ки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного по­годя добавляет: «Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Ребёнок ощущает себя части­цей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И всё же он чувствовал себя очень одиноким.

В поисках дру­зей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в своё путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в беско­нечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними наде­ется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, ко­торого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным явлением, воплощённом в обита­телях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдо­учёностью… Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Малень­кий принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умираю­щему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дво­рянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лу­натиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы на­верно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - ко­гда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Характеристика Розы из сказки «Маленький принц»

Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух за­хватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза - это символ люб­ви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содер­жанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький нринц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы.

Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту исто­рию о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал. «На/до было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы гак непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!» Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло - им­пульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленький сальвадорский вулкан». Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «1а Аеиг» - цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском пере­воде Нора Галь заменила цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно Роза). А вот в украинском варианте ничего заменять не пришлось - «ля флёр» без труда стала «квггкой».

Характеристика Лиса из сказки «Маленький принц»

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Не­даром цветок говорит О ЛЮДЯХ: «Их носит ветром». А стрелоч­ник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания Розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звёзд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».

И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Малень­кому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было много. Вот что пишет переводчица Нора Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса - опять-таки женский род или мужской?

Кое-кго считал, что лисица в сказке - соперница Розы. Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере - о понимании всей сказки: её интонация, окраска, глубинный внутренний смысл - всё ме­нялось от этой «мелочи». А я убеждена: биографическая справ­ка о роли женщин в жизни Сент-Экзюпери понять сказку не помогает и к делу не относится. Уж не говорю о том, что по- французски 1е гепагс! мужского рода. Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Роза - любовь, Лис - дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых». Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек - одно из много­численных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.

Образ Маленького принца. Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Содержание "Маленького Принца" трудно передать, потому что или нужно написать одну строчку, так как декорации ко всем диалогам героев повести просты, или переписать всю книгу, если не дословно, то по несколько предложений на каждую главу. А лучше цитировать целыми абзацами. В двух словах - это воспоминания Экзюпери о Маленьком принце и нескольких днях, которые они провели вместе, затерянные в пустыне Сахаре, вплоть до смерти (или освобождения) Принца.

Звездный мальчик встречался с характерными персонажами во время путешествия и разговаривал с ними и автором (книга написана от первого лица). Любовь к единственному спутнику жизни - основная тема. "Маленький принц" также обращается к самым волнующим вопросам человеческого бытия. Если их перечислить списком, это покажется скучным - уже столько написано. Страх смерти, противостояние отцов и детей, материализм, мир детства - кого удивишь очередной сказкой обо всем этом? В чем же поразительный секрет популярности повести "Маленький принц"? Отзыв о ней можно коротко выразить так: она в десятке самых издаваемых художественных произведений ХХ века.

Жанр

Как признается в начале книги сам Экзюпери, жанр "Маленького принца" он затрудняется определить, называя книгу повестью-сказкой. Есть общепринятая классификация для литературных произведений, которая ориентирована на сюжет, объем и содержание. "Маленький принц", согласно ней, - это повесть. В более узком смысле - аллегорическая повесть-сказка с иллюстрациями самого автора.

Антуан де Сент-Экзюпери и Маленький принц

Повесть во многом автобиографичная. Но не в прямом смысле, хотя были в жизни Экзюпери многочасовые перелеты, авиакатастрофы, гибельная пустыня и жажда. Такова книга потому, что Маленький принц - это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Нигде об этом не сказано прямо.

Но на протяжении повествования Экзюпери оплакивает свои детские мечты. Легко, без драмы, даже с некоторым юмором пересказывает комичные сюжеты из его общения со старшими родственниками в детстве. Он хотел бы остаться ребенком, каким является его новый друг, но поддался и вырос в приземленного и прагматичного летчика. Вот такой вышел оксюморон. Летчик, который вынужден возвращаться на грешную, раздираемую войной землю с неба, а душа все рвется к звездам. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Роза

Консуэло, жена автора - это прототип Капризной Розы. Главная героиня повести простодушная, если не сказать недалекая, красивая и очень непоследовательная, наверное, как и все женщины. Если подбирать для описания ее характера одно слово - манипулятор. Принц видел все ее уловки и хитрости насквозь, но заботился о своей красавице.

Отзывы о Консуэло де Сент-Экзюпери, конечно, не могут быть столь односторонними. Одно то говорит о ее великодушии, что, несмотря на частую жизнь врозь и постоянный страх перед гибелью отчаянно смелого мужа-пилота, она оставалась с ним. Его характер был непростой. Не в смысле злобы и агрессии, а как раз в чрезмерной открытости, чем пользовались многочисленные любовницы. Несмотря на все это, брак не распался, пока их не разлучила смерть. После многих лет была опубликована их переписка, из которой явно видно, что Консуэло была музой Экзюпери, гаванью, где укрывалась его душа. И хотя темперамент самой Консуэло, которую друзья называли “сальвадорским вулканом”, в образ тихого домашнего очага вписывался не всегда, любовь между ними была всепрощающей.

Издание книги

Кажется, что книга далась Экзюпери легко. Но переводчик первого издания на английский язык Льюис Галантьер вспоминала, что он переписывал по многу раз каждый лист рукописи. А также нарисовал к повести замечательные картинки гуашью. Экзюпери писал книгу в момент острого политического противостояния во всем мире - нацистская Германия начала Вторую мировую войну. Эта трагедия живо отзывалась в душе и сердце патриота. Он говорил, что будет защищать Францию и не сможет остаться вдали от поля боя. Несмотря на все попытки друзей и начальников оградить уже популярного писателя от тягот и опасности, Экзюпери добился зачисления в боевую эскадрилью.

В 1943 году книга была опубликована в США на английском языке, где в Нью-Йорке проживал тогда писатель, вынужденный покинуть оккупированную Германией Францию. И сразу после этого повесть вышла и на французском - родном языке автора. Лишь через три года на родине Экзюпери издали "Маленького принца", автора не было в живых уже два года. И Экзюпери, и Толкин, и Клайв Льюис создали удивительные фэнтези-сказки. Все они творили в первой половине страшного для Европы ХХ века. Но так и не узнали о том, насколько их произведения повлияли на поколения после их жизней.

Пьяница

Чудо, сотворенное Экзюпери в "Маленьком принце", - это диалоги героев и Принца. Разговор с Пьяницей на очередной планете в путешествии мальчика, очень короткий по сравнению с другими, тому ярчайший пример. Всего четыре вопроса и ответа, но это лучшее изложение теории порочного круга вины, известного психологического явления, на объяснение и обоснование которого именитые психологи потратили многие страницы, а надо было включить в их труды цитату из "Маленького принца".

Это лучшая терапия для зависимых людей. Язык повести прост и ясен, но беспощадно обнажает всю глубину проблемы, причиняет боль и врачует. В этом волшебство книги "Маленький принц" - глубокое раскрытие самых потаенных, но насущных проблем всего человечества на примере одного разговора с одним индивидуумом. Об этих трудностях рода людского не принято разговаривать публично или с детьми.

Слепой, ведущий слепого

И эти диалоги ведут ребенок и разные взрослые. Маленький принц и герои - слепцы, желающие еще и поучать других жизни, и чистое дитя. Ребенок беспощаден в своих вопросах, бьет по больному, видит суть. При этом только задает правильные вопросы. Большинство персонажей-оппонентов остаются слепы и продолжают поучать всех вокруг, не видя собственной немощи.

Но читатель повести прозревает и узнает себя то в одном, то в другом персонаже. Начинает путь к свету и автор "Маленького принца".

Фонарщик

Фонарщик - единственный представитель взрослого мира, который, хотя и ворчливый, но положительный персонаж. Он верен своему слову, пусть исполнять его уже не нужно. Но все же после встречи с ним остается послевкусие из сомнения и надежды. Кажется, что не так мудро слепо следовать обещанию, утратившему смысл. Хотя жертвенность Фонарщика вызывает уважение. Но приходят на ум примеры матерей, которые горят для своих детей, но душат любовью, не переставая жаловаться на усталость, ничего не предпринимая, чтобы найти возможность отдохнуть. И все-таки, каждый раз, когда зажигается звезда-фонарик, есть надежда, что кто-то на нее взглянет. Принц особо выделил его среди всех знакомых с разных планет, оценив красоту его работы.

Лис

Самая знаменитая цитата "Маленького принца" принадлежит этому персонажу. "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил!" - сказал он Принцу. Лис - источник основного урока, который выучил Принц. Повстречались они после горького разочарования главного героя - прекрасная Роза оказалась одной из пяти тысяч таких же, ничем не примечательный цветок с плохим характером. Огорченный ребенок лег на траву и заплакал. После встречи с Лисом Принц понял, что ему важно вернуться на свой маленький астероид к любимой Розе. Это его ответственность перед ней, и чтобы исполнить долг, он должен умереть.

Вторая важная истина, которую открыл Лис новому другу: зорко одно лишь сердце, а глазами не увидишь главного. Именно после разговора с Лисом Принц раскаялся в отношении к Розе и понял, что зря принимал близко к сердцу ее слова. Надо было любить ее такой, какая она есть, не обижаясь на простодушные выходки.

Географ и другие

Стоит быть благодарным Географу хотя бы за то, что он рассказал Принцу о Земле. В остальном - еще один крючкотвор, который считал, что его работа фундаментальная и вечная. Они все похожи - эти глупые, важные, великовозрастные люди. Деловой человек, Честолюбец, Король, Географ - эти герои "Маленького принца" со значительным видом делали бесполезные вещи и не могли остановиться и задуматься. "Но нет, я человек серьезный, мне некогда!". Одно слово - взрослые.

Планета с неплохой репутацией

Такой отзыв в "Маленьком принце" о планете Земля дает Географ. Экзюпери гораздо менее воодушевлен о ней и иронизирует. Два миллиарда взрослых, которые раздуваются от собственной значимости, легче пустоты по сравнению с их большой планетой.

Желтая змейка

Змейка - это первое живое существо, которое встретил на Земле Маленький принц. Она - сама смерть. Ядовитая настолько, что после ее укуса жизнь длится полминуты. Удивительный собирательный образ. Говорит загадками, как сфинкс. Змея - образ древнего искусителя из Библии, который посеял смерть и этим занят до сих пор. Злая, вредная тварь, которая пожалела Принца. Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле.

Учится Принц, учится читатель

После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого. Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал. Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания.

Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.

Отцы и дети

Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же. Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него. И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия.

Христианские параллели

Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан.

Книга "Маленький принц" своей аллегоричностью похожа на Библию. Она тоже научает мягко и ненавязчиво, через притчи. Как бы дерзко это не звучало, временами Принц напоминает Христа. Но это и неудивительно. Когда Господа попросили назвать главнейшего в Небесном Царстве, он поставил перед толпой спорящих мужчин двухлетнее дитя. Принц, как собирательный образ, впитал всю детскую непосредственность, открытость, доверие, беззащитность.

Последний разговор Экзюпери с Маленьким принцем на тему смерти как освобождения от оков тела грустный и светлый. Легкая, невесомая душа летит в лучший мир (в желанное для Принца место - к его Розе). Принц учит затерянного в пустыне великовозрастного пилота, что не надо бояться смерти.

Стоит потратить совсем немного времени, чтобы прочитать это замечательное художественное произведение, но следует приготовиться повстречать отражение своей души. Потому что лучший отзыв о "Маленьком принце" - это зеркало сердца, ведь самое главное можно увидеть только им.