И гайдн годы жизни. Биография йозефа гайдна кратко

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения Й.Гайдна. Мне было интересно узнать некоторые факты из жизни этого композитора.

1. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта 1732 года. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком".

2. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на барабане и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего барабанщика. Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.

3. Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора во славу Богородицы но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории. Как "устроена" музыка мальчик узнавал на практике, изучая все, что ему приходилось петь на службах.
Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

4. В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

5. Любимая девушка Гайдна по неведомым причинам предпочла свадьбе - монастырь. Неизвестно зачем, но Гайдн женился на ее старшей сестре, которая оказалась сварливой и совершенно равнодушной к музыке. По свидетельству музыкантов, с которыми работал Гайдн, стремясь досадить мужу, она использовала рукописи его произведений вместо бумаги для выпечки. Ко всему прочему, супругам так и не удалось испытать родительские чувства - у пары не было детей.

6. Уставшие от долгой разлуки со своими семьями, музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя их желание повидаться с родными и маестро, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, завершающая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора (это создает неустойчивость и напряжение, требующее разрешения) В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы передать своему патрону настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор так и называется - "Прощальная".


7. Джон Бленд, лондонский издатель, в 1789 году приехал в Эстерхазу, где жил Гайдн, чтобы заполучить его новые работы. С этим визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

8. Гайдн и Моцарт впервые встретились в Вене в 1781 году. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику. Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца. Они очень различались по возрасту и темпераменту, но, несмотря на различия характеров, друзья никогда не ссорились.


9. До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес. Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо, из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде: "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя. Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт".

10. Существует история, объясняющая почему Симфонию №102 си-бемоль мажор называют "Чудо". На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.

Томас Харди, 1791-1792

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Джон Хоппнер, 1791

12. Гайдн никогда не считал себя красивым, напротив, он думал, что природа обделила его внешне, но при этом композитор никогда не был обделен вниманием дам. Его жизнерадостный характер и тонкая лесть обеспечивали ему их благосклонность. Он был в очень хороших отношениях со многими из них, но с одной, миссис Ребеккой Шрётер, вдовой музыканта Иоганна Самуэля Шрётера, был особенно близок. Гайдн даже признался Альберту Кристофу Дису, что если бы был в то время холост, то женился бы на ней. Ребекка Шрётер не раз посылала композитору пламенные любовные послания, которые тот тщательно переписывал в дневник. При этом он поддерживал переписку с двумя другими женщинами, к которым тоже испытывал сильные чувства: с Луиджией Польцелли, певицей из Эстерхазы, которая в то время жила в Италии, и Марианной фон Генцингер.


13. Однажды друг композитора, знаменитый хирург Джон Хёнтер, предложил Гайдну удалить полипы в носу, от которых музыкант страдал большую часть своей жизни. Когда больной прибыл в операционную и увидел четырех дюжих санитаров, которые должны были держать его во время операции, он перепугался и в ужасе начал кричать и вырываться, так что все попытки прооперировать его пришлось оставить.

14. К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток. Но тем не менее у него все еще хватало сил успокаивать своих слуг: "Не волнуйтесь, пока папа Гайдн тут, с вами ничего не случится". Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

15. Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.

Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус.
А. Серов

Творческий путь Й. Гайдна - великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена - продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы - от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.

Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он переезжает в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где служит певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Однако в капелле ценили только голос мальчика - редкой чистоты дискант, поручали ему исполнение сольных партий; а пробудившиеся в детские годы композиторские наклонности остались незамеченными. Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу. Первые годы самостоятельной жизни в Вене складывались особенно тяжело - он бедствовал, голодал, скитался без постоянного пристанища; лишь изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле. Однако вопреки превратностям судьбы Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений - он изучает клавирное творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, берет уроки композиции у Н. Порпоры - известного итальянского оперного композитора и педагога.

В 1759 г. Гайдн получил место капельмейстера у графа И. Морцина. Для его придворной капеллы были написаны первые инструментальные произведения (симфонии, квартеты, клавирные сонаты). Когда в 1761 г. Морцин распустил капеллу, Гайдн заключил контракт с П. Эстергази, богатейшим венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности вице-капельмейстера, а через 5 лет княжеского обер-капельмейстера, входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. (Гайдн жил в имениях Эстергази - Эйзенштадт и Эстергаз, временами наезжая в Вену.)

Однако многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. В унизительном положении княжеского слуги он сохранил достоинство, внутреннюю независимость и стремление к непрерывному творческому совершенствованию. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах.

Так, в середине 1780-х гг. французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских». С течением времени композитов все более тяготился своим зависимым положением, острее ощущал одиночество.

Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии - «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Множество поводов для различных толкований - автобиографических, юмористических, лирико-философских - дал финал «Прощальной» - на протяжении этого бесконечно длящегося Adagio музыканты один за другим покидают оркестр, пока на сцене не остаются два скрипача, доигрывающие мелодию, тихую и нежную...

Однако гармоничный и ясный взгляд на мир всегда доминирует и в музыке Гайдна, и в его ощущении жизни. Источники радости Гайдн находил повсюду - в природе, в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми. Так, знакомство с Моцартом, приехавшим в Вену в 1781 г., переросло в настоящую дружбу. Эти отношения, основанные на глубоком внутреннем родстве, понимании и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов.

В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту - выехать за пределы Австрии. В 1790-х гг. Гайдн совершил две гастрольные поездки в Лондон (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг. появились 3 последние симфонии Моцарта) и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки. Лондонские симфонии исполнялись в необычных и чрезвычайно привлекательных для композитора условиях. Привыкший к более замкнутой атмосфере придворного салона, Гайдн впервые выступил в публичных концертах, ощутил реакцию типичной демократической аудитории. В его распоряжении были большие оркестры, по составу близкие современным симфоническим. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфооде ему был присужден титул доктора музыки. Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские оратории - «Сотворение мира » (1798) и «Времена года » (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене и ее предместье Гумпендорф. Композитор был по-прежнему жизнелюбив, общителен, объективен и доброжелателен в отношении к людям, по-прежнему много трудился. Гайдн ушел из жизни в тревожное время, в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого».

Гайдн оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени (симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и т. п.). Крупные циклические формы (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора, определяют его историческое место. Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».

Симфония в творчестве Гайдна прошла большой путь: от ранних образцов, близких жанрам бытовой и камерной музыки (серенада, дивертисмент, квартет), к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра (соотношение и порядок следования частей цикла - сонатное Allegro, медленная часть, менуэт, быстрый финал), характерные типы тематизма и приемы развития и т. д. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию. Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка - жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности. Законченные, идеально уравновешенные и логически выстроенные формы частей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности, замечательные отклонения и неожиданности обостряют интерес к самому процессу развития мысли, всегда увлекательному, наполненному событиями. Излюбленные гайдновские «сюрпризы» и «розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки, рождали у слушателей конкретные ассоциации, закрепившиеся в названиях симфоний («Медведь», «Курица», «Часы», «Охота», «Школьный учитель» и т. п.). Формируя типичные закономерности жанра, Гайдн раскрывает и богатство возможностей их проявления, намечая разные пути эволюции симфонии в XIX-XX вв. В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные). Также стабилизируется состав квартета, в котором все инструменты (две скрипки, альт, виолончель) становятся полноправными участниками ансамбля. Большой интерес представляют клавирные сонаты Гайдна, в которых фантазия композитора, поистине неистощимая, каждый раз открывает новые варианты построения цикла, оригинальные способы оформления и развития материала. Последние сонаты, написанные в 1790-х гг,. явно ориентированы на выразительные возможности нового инструмента - фортепиано.

Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья, Он надеялся, что таковым оно останется и для будущих слушателей. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», - писал семидесятилетний композитор, - «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».

На нашем сайте) написал до 125 симфоний (из них первые были рассчитаны на струнный оркестр, гобои, валторны; последние же, кроме того, на флейту, кларнеты, фаготы, трубы и литавры). Из оркестровых сочинений Гайдна известны еще «Семь слов Спасителя на кресте» и свыше 65 «дивертисментов», «кассаций» и т. п. Кроме того Гайдн написал 41 концерт для самых разнообразных инструментов, 77 струнных квартетов, 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 33 трио для других инструментальных комбинаций, 175 пьес для баритона (любимый инструмент графа Эстергази), 53 фортепианных сонаты, фантазии и т. п., и множество других инструментальных произведений. Из вокальных сочинений Гайдна известны: 3 оратории, 14 месс, 13 офферторий, кантаты, арии, дуэты, трио и т. п. Гайдн написал еще 24 оперы, большая часть которых предназначена была для скромного домашнего театра графа Эстергази; их исполнения в других местах не желал сам Гайдн. Он сочинил также австрийский национальный гимн.

Портрет Йозефа Гайдна. Художник Т. Харди, 1791

Значение Гайдна в истории музыки основывается главным образом на его симфониях и квартетах, не потерявших и в наши дни живого художественного интереса. Гайдн явился завершителем того процесса отделения инструментальной музыки от вокальной, который еще задолго до него начался на почве танцевальных форм и главными представителями которого до Гайдна были С. Бах , сын его Эм. Бах, Саммартини и др. Сонатная форма симфонии и квартета, как она была выработана Гайдном, послужила основой инструментальной музыки для всего классического периода.

Йозеф Гайдн. Лучшие произведения

Велика также заслуга Гайдна и в развитии оркестрового стиля: он первый положил начало индивидуализации каждого инструмента, выделению его характерных, оригинальных свойств. Один инструмент у него часто противопоставляется другому, одна оркестровая группа – другой. Оттого оркестр Гайдна отличается неведомою дотоле жизнью, разнообразием звучностей, выразительностью, особенно, в последних сочинениях, не оставшихся без влияния Моцарта , бывшего другом и поклонником Гайдна. Гайдн расширил также форму квартета, и благородством своего квартетного стиля придал ей особое и глубокое значение в музыке. «Старая веселая Вена», с её юмором, наивностью, сердечностью и, порой, безудержной резвостью, со всеми условностями эпохи менуэта и косички, нашла отражение в сочинениях Гайдна. Но когда Гайдну надо было передать в музыке настроение глубокое, серьезное, страстное, он и здесь достигал силы, небывалой у его современников; в этом отношении он примыкает прямо к Моцарту и

Александрова Мирослава 6 кл

Доклад ученицы МБУ ДО ДМШ "Лесные Поляны" Александровой Мирославы

(6 класс, специальность фортепиано, общеразвивающая программа) для лучшего восприятия музыки Й. Гайдна,

понимания особенности стиля композитора, звукоизвлечения, присущего эпохи композитора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Сонатная форма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Биография

  1. Детские годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  2. Первые годы самостоятельной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  3. Период творческой зрелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  4. Поздний период творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

История создания фортепиано. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Характеристика творчества

Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии (среди них: «Прощальная», «Траурная», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Детская», «Часы», «Медведь», 6 Парижских, 12 Лондонских и др.), 83 квартета (шесть «Русских», 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией. Большинство произведений написано в мажорных тональностях.

Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов. В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. В симфонии – 4 части, в сонате, концерте – 3 части.

Симфонический цикл

1 часть - быстрая. Сонатное аллегро (человек действует);

2 часть - медленная. Анданте или Адажио (человек отдыхает, размышляет);

3 часть - умеренная. Менуэт (человек танцует);

4 часть - быстрая. Финал (человек действует вместе со всеми).

Сонатная форма или форма сонатного аллегро

Вступление – экспозиция – разработка – реприза - кода

Экспозиция - включает в себя главную и побочную партии, между которыми находится связующая, а завершает экспозицию заключительная партия.

Разработка - центральный раздел формы сонатного аллегро , а также некоторых свободных и смешанных форм , где разрабатываются темы экспозиции . Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.

Реприза - раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде.

Ко́да («хвост, конец, шлейф»)- дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

  1. Детские годы

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку.

  1. 1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма . Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.

  1. Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство Гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер. Всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa . Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность». В середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

  1. Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии.

В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

31 мая 1809 г. Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

История создания фортепиано

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино . На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.

В 1711 году Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название « Фортепиано ».

Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды . Фортепиано обладает огромным преимуществом перед этими музыкальными инструментами, это возможность варьировать динамику звучания, способность воспроизводить огромный спектр оттенков от pp и p до нескольких f. У старинных инструментов клавесина и клавикорда есть ряд отличий.

Клавикорд - небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш. Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того - тонам мелодии может быть придана известная вибрация. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две - такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда , клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Клавесин , скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина - довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные

ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Клавикорд

Клавесин

Список литературы

Е.Ю.Столова, Э.А.Кельх, Н.Ф.Нестерова «Музыкальная литература»

Л.Михеева «Энциклопедический словарь юного музыканта»

И.А.Браудо «Клавести и клавикорд»

Д.К.Салин «100 великих композиторов»

М.А.Зильберквит «Школьная библиотека. Гайдн»

Ю.А.Кремлев «Й.Гайдн. Очерк жизни и творчества»

Л.Новак «И.Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение»

МБУ ДО ДМШ Лесные поляны

Доклад на тему: Ф. Й. Гайдн

Выполнила: ученица 6 класса по

специальности фортепиано

Александрова Мирослава

Проверила: Елисова Нонна Львовна

Введение

Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn , 1 апреля 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

1. Биография

1.1. Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей, ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. Однако, вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и прекращает деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.

1.2. Служба у Эстерхази

В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие - его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он даёт уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

1.3. Снова свободный музыкант

В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».

Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801 г.). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы.

В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.

2. Список сочинений

2.1. Камерная музыка

    8 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)

    83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели

    6 дуэтов для скрипки и альта

    41 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели

    21 трио для 2 скрипок и виолончели

    126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели

    11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

2.2. Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

    четыре концерта для скрипки с оркестром

    два концерта для виолончели с оркестром

    два концерта для валторны с оркестром

    11 концертов для фортепиано с оркестром

    6 органных концертов

    5 концертов для двухколёсных лир

    4 концерта для баритона с оркестром

    концерт для контрабаса с оркестром

    концерт для флейты с оркестром

    концерт для трубы с оркестром

    13 дивертисментов с клавиром

2.3. Вокальные произведения

Всего 24 оперы, в том числе:

    «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.

    «Истинное постоянство»

    «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.

    «Асмодей, или Новый хромой бес»

    «Аптекарь»

    «Ацис и Галатея», 1762 г.

    «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)

    «Армида», 1783 г.

    «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.

    «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)

    «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.

    «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.

    «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.

    «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)

    героико-комическая опера «Роланд-паладин» (Orlando Раladino, по сюжету поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто)

Оратории

14 ораторий, в том числе:

    «Сотворение мира»

    «Времена года»

    «Семь слов Спасителя на кресте»

    «Возвращение Товия»

    Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»

    ораториальный гимн Stabat Mater

14 месс, среди которых:

    малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)

    большая органная месса Es-dur (1766 г.)

    месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)

    месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)

    малая органная месса (В-dur, 1778 г.)

    Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)

    месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)

    месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)

    Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)

    месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)

    месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)

    месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

2.4. Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

    «Прощальная симфония»

    «Оксфордская симфония»

    «Траурная симфония»

    6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)

    12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

    66 дивертисментов и кассаций

2.5. Произведения для фортепиано

    Фантазии, вариации

    52 сонаты для фортепиано

Йозеф Гайдн в художественной литературеЖорж Санд «Консуэло»Список литературы:

    немецкое произношение имени (info)

    Достоверных сведений о дате рождения композитора нет, официальные данные говорят только о крещении Гайдна, которое произошло 1 апреля 1732 года. Сообщения самого Гайдна и его родственников о дате его рождения различаются - это может быть 31 марта или 1 апреля 1732 года.