Индивидуальные образовательные маршруты для детей с овз. Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

УТВЕРЖДЕНО

приказом

заведующей МБДОУ № 5 «Дельфин»

от «____» «_________» 20__г.

________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Дима С.

2015 – 2016 учебный год

г.Шарыпово

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии

Общее недоразвитие речи (II). Дизартрия. Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Смирнов Дмитрий Сергеевич является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом

Воспитатели:

Ф.И.О.____________________________________

Специалисты:

учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи

( II ) уровень с дизартрическим компонентом. Обращенную речь понимает.

Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков), слоговой

структуры слова (перестановка, пропуск слогов). Словарный запас беден.

Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Связная

речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ 2-х, 3-х предложений по наводящим вопросам

Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.

Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Не регулирует силу нажима на карандаш, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы. Снижен интерес к игре. Малообщителен, не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. У Димы ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 1. Развитие всех компонентов речевой системы

2. Развитие и формирование познавательных процессов

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

Работа в общем режиме.

Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,

и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

Развитии игровых умений и навыков;

Поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

диалогического общения в совместных играх и занятиях;

Присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности;

Формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания;

Становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий

специалистов.

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель - логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой

деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог - психолог

2/15 мин.

Учитель - логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Логопедическое сопровождение

    Коррекционно-образовательные технологии, программы:

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у

старшей логопедической группы составлена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы

мнемотехники

    Здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы,

Разминку для пальцев,

Упражнения для глаз,

Дыхательная гимнастика,

Релаксационные паузы,

Психогимнастика,

Музыкотерапию,

Пальцевый массаж.

    Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

Учитель - логопед

1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах (прямых, обратных, стечениях); словах; словосочетан.; предложен., скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи. Дифференциация с близкими по акустич., артикуляторн признакам звуками. 2. Лексика. Уточнение, расширение и обогащение словаря по тематич. плану. Работа по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение словаря относит, притяжат. прилагат., словами-антонимами. Расширение предикативного словаря, словаря признаков. 3.Грамматический строй речи. Работа над образованием мн. ч. сущ. в И.и Р.падежах. Образование уменьшит-ласкат. сущ. и прилагат. Образование притяжат. прилагат. Работа над согласованием сущ. с прилагат. в роде, числе, падеже. Работа над правильным согласованием сущ. с глаголами, сущ. с числительными. Образование относит. прилагат. Работа по пониманию и употреблен. простых предлогов. Составление простых распространен, сложноподчинен. предложений. Анализ простых предложен. 4.Фонематич. сторона речи Формир. умение выделять гл и согл. звуки из ряда звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове.Формировать навык анализа и синтеза слогов, слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5.Связная речь. Составление рассказа-описания по плану, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворен, скороговорок, загадок. 6.Работа над развитием мелкой моторики. 7. Профилактика дисграфии. 8.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 9.Медикаментозное лечение у невролога.

Индивидуальн. занятия: вторник, среда, пятница

в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. Постановка звука [л] Темп речи замедленный. Слабая мелкая моторика.

Обследование уровня речевого развития

Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, просмотры НОД

анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление

памяток, стендов, выпуск брошюр,

оформление страницы на сайте ДОУ

Педагог-психолог

Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через

игры, упражнения и мероприятия.

Развитие социально-значимых умений.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие общих интеллектуальных умений

ребенка: приемы анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения,

абстрагирования.

Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.

Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать

представление о взаимодействии

внешних объектов и тела.

Развитие мелкой моторики рук ребенка.

Индивидуальн занятия: понедельник, четверг

Незначительная положительная динамика . Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (затрудняется в выделение лишнего предмета и обобщении), моторику.

Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

Оформление страницы на сайте ДОУ.

Воспитательный компонент:

Консультации для родителей:

Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.

Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Коллектив авторов

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности)

«Гостевые группы».

Некоторые дети по тем или иным причинам не подлежат включению в группы общеразвивающей направленности (медицинские противопоказания, например, эпилепсия в тех случаях, когда нет стойкой ремиссии; дети с некорректируемыми проблемами поведения, с низким ресурсом адаптации). Специально для таких случаев нами было разработано моделирование ситуации включения. Дети посещают лекотеку, участвуют в различных мероприятиях дошкольного учреждения совместно с родителями (без посещения группы), а также к ним приходят «гости» – типично развивающиеся сверстники. Педагог-психолог, являющийся ведущим специалистом ребенка, организуя «гостевые» визиты, прорабатывает такие вопросы как:

– подбор «гостевой группы» в зависимости от психофизических особенностей ребенка с ОВЗ и особенностей приходящих детей;

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Существует мнение, что группа кратковременного пребывания является обязательной ступенью для включения ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников. Результаты нашей работы говорят о нецелесообразности такого подхода. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии намного успешнее социализируются в случае их включения в группу типично развивающихся сверстников; довольно быстро проходят путь от подготовительного этапа до полного включения. В то же время воспитанники, которые посещали группу кратковременного пребывания вместе с другими детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, долго не достигали уровня социализации, позволяющего полностью включать их в группу нормально развивающихся сверстников.

Примеры построения индивидуального образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ

Пример 1.

Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи.

Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.

Длительность этапов планируется предварительно в соответствии с уровнем психофизического развития и тяжестью нарушения конкретного ребенка и может изменяться в зависимости от результатов коррекционно-развивающей работы.

По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 6 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе).

Выявлено, что девочка не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания, может подойти к другому ребенку, привлеченная игрушкой в его руках, отнять ее или толкнуть. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе педагога-психолога и воспитателя не реагирует.

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с девочкой;

Показатели (индикаторы) выполнения задач:

– возникновение и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с ведущим специалистом;

– возникновение и увеличение числа случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой, игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– возникновение и увеличение числа случаев проявления интереса к деятельности сверстников, попыток установления контакта с ними.

Для решения поставленных задач определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, в которую будет включена девочка.

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:

Индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

Участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе, в которую предстоит включение.

Для успешной реализации задачи включения необходима предварительная работа с другими участниками педагогического процесса – нормально развивающимися детьми, их родителями и педагогами ДОУ (таблица 10).

Таблица 10.

По итогам реализации этапа составляется заключение ведущего специалиста (см. ниже).

2-й этап. Январь – май.

Частичное включение начато с включения ребенка в группу во время проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.

Структура гостевого визита:

– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);

– передача ребенка педагогом-психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;

– участие ребенка в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от его состояния);

– уход домой.

Индивидуальную программу включения на конкретный временной период удобно оформлять как раздел индивидуального образовательного маршрута в предложенной ниже форме.

девочка посещает группу по установленному графику (болела ОРВИ с… по…), в детский сад идет охотно, в группе активна, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает ситуативно. Перестала привлекать к себе внимание, хватая сверстников за лицо и волосы, для общения использует голос («мычит»), выражая симпатию, обнимает, при непонимании может толкнуть. Самостоятельно надевает штаны и шапку. С помощью взрослого надевает кофту (куртку), ботинки. Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Комментарии авторов пособия: в примере 1 не прописаны условия и собственно индивидуальный образовательный маршрут, который определяет ПМПК, что необходимо для направления ребенка в учреждения системы образования города. Приведем образец заключения ПМПК.

Пример 2.

Мальчик, возраст 4 года 2 месяца.

Основные особенности развития: парциальная несформированность психических функций (преимущественно речи) у ребенка с синдромом Аперта.

Мальчик из многодетной семьи (3-й, последний ребенок). Мальчик воспитывается в условиях гиперопеки и изоляции от контактов с окружающими, так как семья тяжело переживает реакцию незнакомых на необычный внешний вид ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 14-часовым пребыванием на полный день.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 3 годам.

Для последующего включения определена группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА.

Формы работы с ребенком:

Игровые сеансы в структурном подразделении лекотека;

Индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

Работа с участниками педагогического процесса в группе, в которую предстоит включение, представлена в таблице 11.

Таблица 11.

2-й этап. Октябрь – декабрь.

Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Гостевые визиты в группу, куда готовится включение.

Структура гостевого визита:

– участие в играх-тренингах на развитие коммуникативной сферы (10-15 мин);

– свободная деятельность в группе (30 мин);

– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);

– участие в деятельности на прогулке;

– передача ребенка родителям;

– уход домой.

Продолжение таблицы.

Заключение ведущего специалиста по итогам работы с ребенком : мальчик посещает ГКП «Особый ребенок» и в гостевом режиме группу № 6. В детский сад идет охотно, в режиме ГКП в основном получает занятия специалистов, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает избирательно. Инициативу в общении принимает от Нелли, Миши, Паши. По отношению к ним начал проявлять инициативу в общении, в игре. В организованные взрослыми виды деятельности вступает охотно. Самостоятельно одевается, застегивать одежду затрудняется из-за имеющихся физических нарушений. По примеру сверстников и напоминанию воспитателя моет руки, пользуется туалетом, причесывается перед зеркалом. Рекомендовано включение в группу № 6.

3-й этап. Май – по настоящее время.

Посещение группы компенсирующей направленности в общем режиме. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК, массаж, сопровождение педагогом-психологом.

Пример 3.

Мальчик, возраст 4 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: нарушения поведения и недостаточность развития психических функций у ребенка с расстройствами аутистического спектра; системное специфическое нарушение речи.

Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность существенно затруднена. Острые реакции протеста (кричит, падает на пол) при необходимости перейти в другое помещение, приходе незнакомых людей, особенно остро – при появлении сверстников.

Единственный ребенок в семье. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности, коррекция интеллектуальных и поведенческих особенностей.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – декабрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 2 годам. Определены основные задачи, индикаторы и формы фиксации коррекционной работы на первом этапе (таблица 12).

Таблица 12.

Формы и условия работы с ребенком:

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Структура гостевого визита:

– «игра рядом»: приглашенные дети заняты деятельностью, организованной сопровождающим их специалистом (педагог-психолог ДОУ), ребенок свободен в выборе деятельности, педагог-психолог лекотеки наблюдает за его поведением (10 мин);

– свободная деятельность приглашенных детей (10 мин); специалисты наблюдают и в случае необходимости поддерживают инициативы детей;

– «приглашение»: организованная деятельность приглашенных детей с заранее спланированными взрослыми ситуациями, предполагающими возможность включения мальчика во взаимодействие с гостями (10 мин).

Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик 4 месяца посещает структурное подразделение Лекотека (болел с 23 сентября по 12 октября). За время посещения снизилась частота возникновения и острота проявления негативных реакций на приход в помещение взрослых и сверстников. На знакомых взрослых и сверстников негативных реакций нет в течение 6 недель. Установились предпочтения по отношению к детям гостевой группы. С Максимом и Варей появились единичные случаи поддержания игровых инициатив (прокатывание машинки, кормление игрушки, достраивание постройки). Может заниматься в игровой форме с учителем-дефектологом и учителем-логопедом в пределах 15 мин. Перенос в игровую и бытовую ситуацию материала, полученного на занятии, затруднен. Предпринимает попытки самостоятельно одеваться в присутствии и с помощью педагога-психолога. Рекомендовано продолжение посещения структурного подразделения Лекотека с визитами гостевой группы.

Приведем образец построения образовательного маршрута и основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Пример 4.

Мальчик, возраст 2 года 10 месяцев.

Основные особенности развития: поведенческие нарушения у ребенка с расстройствами аутистического спектра, неравномерная недостаточность психического развития.

Единственный ребенок в семье. В основном ребенком занимается мать. Мальчик прошел обследование в детской психиатрической больнице № 6, где была констатирована крайне низкая обучаемость. Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность затруднена. Не вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. В речи отдельные звукокомплексы, произносимые без соотнесения с предметами, людьми и ситуацией.

Были предприняты две попытки посещения дошкольных учреждений, откуда ребенка попросили забрать. Мать тяжело переживает состояние ребенка. Ближайшая образовательная цель семьей не определена, так как семья убеждена в отсутствии образовательных перспектив.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – ноябрь.

По результатам комплексного обследования психологический возраст не установлен из-за особенностей поведения ребенка. Рекомендовано включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (5 раз по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик не взаимодействует со сверстниками, не обращает на других детей внимания, если «попадаются на пути», с силой отталкивает. Проявляет признаки полового поведения. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе психолога и воспитателя реагирует только при физическом контакте. Не отпускает из поля зрения мать, протест выражает громким криком.

По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с ребенком;

– инициирование интереса к сверстникам.

Индикаторы выполнения задач:

– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим педагогом-психологом;

– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации и предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников.

Форма фиксации результатов: листы наблюдения.

Для последующего включения определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.

Формы работы с ребенком:

Игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

Участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях группы, в которую предстоит включение.

Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).

2-й этап. Декабрь – март. Частичное включение ребенка в группу во второй половине дня во время свободной деятельности, проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении матери и психолога структурного подразделения Лекотека. Комплексные коррекционно-развивающие занятия (учитель-дефектолог + учитель-логопед, учитель-дефектолог + психолог) с участием матери в проведении занятия.

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Внутренние нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ для детей, посещающих группы комбинированной направленности Документами, обеспечивающими внутреннюю организацию деятельности учреждения, фиксирующими

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Виды образовательных маршрутов Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Варианты построения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в работу различных структурных подразделений ДОУ Рекомендации ПМПК по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию условий для детей с ОВЗНиже представлены краткие

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Варианты образовательных маршрутов (из опыта работы ГОУ Детский сад комбинированного вида № 385 г. Москвы) Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников выявляет ряд проблем: первичный прием на ПМПК не дает

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Планы занятий для средней группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.Ход

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Планы занятий для старшей группы Занятие 1Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.Ход занятияИгра «Назови игрушку».

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Планы занятий для подготовительной группы Занятие 1Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным

Из книги Азбука детского здоровья автора Шалаева Галина Петровна

Разные группы общения Группы по интересам помогают девочкам развиваться и находить свое место в мире еще по одной причине: они предоставляют возможность отойти от привычной схемы и взглянуть на себя по-новому, возможно более позитивно.Часто девочки существуют только

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Праздник для группы детей Если вы применяете метод освоения навыков в обычной школе, то там классы слишком многочисленны для того, чтобы подготовить отдельную церемонию для каждого ребенка. В таких случаях можно спланировать общий праздник для всех детей. Единственное

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Рекомендуемые группы слов Предметы домашнего обиходаСТУЛ СТОЛ ДВЕРЬОКНО СТЕНА КРОВАТЬВАННА ПЛИТА РАДИОТЕЛЕВИЗОР ДИВАН ТУАЛЕТКРЕСЛО КРАН ШКАФЭтот список может быть дополнен или сокращен в зависимости от вашего желания и домашней обстановки.А теперь перейдем к личным

Из книги автора

Из книги автора

Группы крови У каждого человека любой расы кровь принадлежит к одной из четырех групп. Эти группы никак не связаны с родословной человека, с его конституцией, внешностью или характером. Ребенок наследует группу крови отца или матери. Группа крови человека зависит от

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Группы поддержки Члены вашей семьи превращаются для вас в единомышленников, в опытных наставников, в группу поддержки. Получаемая вами информация, а также новые друзья превращаются для вас в незаменимых помощников и хорошее подспорье в течение вашего первого года в

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

«Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог-психолог: Туйманова Т.В



ИОМ – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком , имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей , воспитывающей такого ребенка.


Индивидуальная образовательный маршрут разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

4) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения


Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как механизм реализации адаптированной образовательной программы

ИОМ включает в себя:

Учебный план и соответствующие рабочие программы;

Направления и программы коррекционной и развивающей работы;

Направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.


Алгоритм проектирования ИОМ:

1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ специалистами сопровождения (диагностика, заключения основным педагогом и специалистами сопровождения).

2. Обсуждение намеченных действий на заседании школьного консилиума, утверждение.

3. Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ПМПК).

4. Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы).

5. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка.


6. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии). Возможные коррективы ИОМ.

7. Мониторинг реализации ИОМ (отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации). По окончании периода производится оценка достижений ребенка - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.


Практикум: разработка индивидуального образовательного маршрута на обучающегося 2 класса


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Полное название учреждения

________________

Утверждаю_____________

Утверждаю_____________

________________________

Директор ОУ подпись

Согласовано _______________________

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

______________________

дата и № протокола ПМПк

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

_________________________________________

Ф.И.О. ребенка

__________________________________

Срок реализации

Индивидуальный образовательный маршрут

  • ФИО ребенка
  • Дата рождения _____________________________________________________________________________________________
  • Фамилия имя отчество матери, возраст, образование, место работы __________________________________________________
  • Фамилия имя отчество отца, возраст, образование, место работы __________________________________________________
  • Дата оформления ИОМ, постановки на учет _______________________________________________________________________
  • Причина постановки на учет __(одаренность, проблемы поведения, стойкое неусвоение ООП ООО, ОВЗ и т.д.) _________
  • Запрос: _________
  • Класс, возраст на начало коррекционно-развивающей работы: ______________________________________________________
  • Дата обследования :
  • учитель (если р-к в средней и старшей школе, то классный руководитель) _____
  • Педагог-психолог ____________________________________________________________________________________________
  • Учитель-логопед ________________________________________________________________________________________________
  • Мед. работник Цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ИОМ рассчитан :____________________________________________________________________________________________
  • Частота занятий: педагог -_______________________________________________________________________________________ педагог - психолог _____________________________________________________________________________________________
  • учитель - логопед ______________________________________________________________________________________________
  • другие специалисты _____________________________________________________________________________________________
  • Формы проведения : индивидуальная работа, урок, внеурочная деятельность, досуговая деятельность, беседы, наблюдения, исследовательская работа, экспериментальная работа, тренинги и т.д.
  • Ожидаемый результат :__________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________
  • Формы работы с родителями : консультации, практикум, собеседование, обмен опытом, родительское собрание, конференция, кинотренинг и т.д.___________________________________________________________ __________________________________.
  • Родитель ___________________________________________________________________________________________________
  • Педагог-психолог ____________________________________________________________________________________________
  • Учитель-логопед ________________________________________________________________________________________________
  • Мед. работник __________________________________________________________________________________________________
  • Куратор: _______________________________________________________________________________________________________
  • Физическое развитие обучающегося
  • Соматическое развитие обучающегося
  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Речевое развитие обучающегося
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Особенности развития познавательных процессов обучающегося («-« и «+»!)
  • Память _______________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Внимание ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Восприятие _____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Мышление ___________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучение.

Освоение адаптированной образовательной программы

Сведения об учебной программе (УМК):

Инвариантная часть

Учебные предметы Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

Коррекционный блок

Направления коррекционной работы педагогов, специалистов сопровождения:

1.

2.

Обязательные занятия по выбору учащегося (в рамках внеурочной

деятельности с указанием Ф.И.О. педагога)

1.

2.

3.

4.


Расписание уроков, занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Информация о программах (в том числе психологической)

Предмет (образовательная область) и название рабочей программы

На основе чего разработана рабочая программа

Данные об утверждении (дата и № протокола)


Социализация Общие мероприятия по социализации

Мероприятие

Внеклассные мероприятия

Ф.И.О. педагога (специалиста)

Дата проведения

Направления работы

Критерий достижения

Дополнительное образование

Оценивание достижения

Фестивали, праздники, конкурсы

Экскурсии


  • Общий график образовательной нагрузки обучающегося (все специалисты) в виде графика – расписания, с учетом СанПина
  • Матрица ответственности специалистов, сопровождающих ИОМ обучающегося
  • Родители (ознакомлены): __________________________________

Коррекционно-развивающий курс

Ответственные

Коррекционно-развивающая программа

Классный руководитель (тьютор, куратор)

Длительность

Педагог-психолог

Количество занятий

201_-201_ учебный год

Учитель-логопед

201_-201_ учебный год

Учитель-дефектолог

201_-201_ учебный год

Учитель-предметник 1

201_-201_ учебный год

Учитель-предметник 2

201_-201_ учебный год

Учитель-предметник 3

201_-201_ учебный год

Учитель-предметник 4

201_-201_ учебный год

Учитель-предметник 5 и т.д.

201_-201_ учебный год

Другие специалисты (социальный педагог, педагог-организатор, библиотекарь и т.д.)

201_-201_ учебный год

Педагог дополнительного образования 1

Педагог дополнительного образования 2 и т.д.

201_-201_ учебный год

201_-201_ учебный год


Этапы реализации ИОМ Педагогический компонент (например, окружающий мир)

Деятельность

учителя

Этап наблюдения

Результат этапа

ученика

Наблюдение за состоянием учебного процесса по предмету «Окружающий мир» · выявление группы детей с повышенной мотивацией к предмету · выявление «одаренного» ученика

Отмечает · высокий уровень знаний по предмету «Окружающий мир» · высокую активность на уроках окружающего мира · повышенный интерес к области знания · использование дополнительных источников при подготовке домашнего задания

Проявляет · высокий уровень знаний по предмету «Окружающий мир» · повышенный интерес к области знания · использование дополнительных источников при подготовке домашнего задания

Выявляется проблема создания условий становления личностных достиженй ученика через углубленное изучение предмета «Окружающий мир»

Диагностический компонент

Выявление исходного уровня личностных достижений ученика а) диагностика внимания: · методика «Корректурная проба», · методика «Таблицы Шульте»; б) диагностика памяти: · методика «Заучивание 10 слов», · методика «Пиктограмма»; в) диагностика мышления: · методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», · методика «Четвертый лишний», · методика «Простые аналогии». д) диагностика мотивации · анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Исследует · результаты текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету; · готовые продукты самостоятельной деятельности ученика (проекты, рефераты, сообщения) · собеседование с учеником · результаты диагностик · результаты интервьюирования родителей Проводит · отбор методов, приемов и средств

Определяет · круг своих интересов · делает предположение о своем возможном продвижении по лестнице достижений · о способах и средствах становления достижений Заполняет · анкету выявления мотивации · анкету по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)

Установлен исходный уровень личностных достижений · высокий уровень владения компетентными знаниями по предмету · высокий уровень мотивации · высокий уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления) · уровень выше среднего внимания

Этап конструирования

Разработка четкой программы (алгоритма) действий, направленных на достижение личностно значимых целей Построение индивидуального образовательного маршрута для ученика на основе выявленных трудностей и установления их причин. Трудности · личностная · познавательная Причины · невозможность личностной самореализации в рамках урока · несоответствие личностным потребностям ученика глубины содержательного материал, Проблема · невозможность становления личностных достижений в рамках урока

Оказывает помощь школьнику · в конкретизации испытываемых учеником трудностей и причин из возникновения · формулировании общей идеи, замысла индивидуального маршрута Предлагает · средства и тактику Разрабатываю · индивидуальный образовательный маршрут Предлагает · средства и тактику Создает · условия для продвижения ученика по маршруту

Конкретизирует · задачи, которые хотел бы решить Уточняет · желаемый результат Активно сотрудничает · в разработке и прописыванию маршрута Адаптируется · в созданных педагогических условиях

Разработана · программа конкретных действий по реализации ИОМ учеником

Савченко Любовь Евгеньевна

Артемьева Галина Николаевна

МАДОУ «Детский сад Аленушка « №40

г.Великий Новгород

Методическая разработка

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья-ОНР»

Аннотация: в данном методическом пособии разработан план написания индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, объясняется причина составления ИОМ, цели и задачи, описана содержательная часть ИОМ, рекомендации по работе с родителями. Оно предназначено для воспитателей, работающих с детьми с ОНР в ДОУ.

Ключевые слова: ИОМ-индивидуальный образовательный маршрут;

коррекционная работа.

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка - одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально - психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия.

ВведениеФедеральногоГосударственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организационно-образовательном процессе дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ для ребенка с ОВЗ-ОНР) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления :

Организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ;

Развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ;

Формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

Формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга : первые две недели сентября, а итогового - последние две недели мая.

В мониторинге используются следующие методы : наблюдение; беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание» ; диагностические игровые ситуации.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Индивидуальный план работы с ребенком составляется на основании полученных данных подробного изучения анамнеза с обязательным привлечением мамы, т. к. дома она должна общаться, играть с ребенком, продолжая процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому она должна научиться, присутствуя на занятиях логопеда, если ребенок посещает консультативно-практическую группу. При сопротивлении мамы желательно приглашать ее на занятия в мягкой форме, постоянно подчеркивая успехи ее ребенка. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребенка, необходимо достоверно изучить возможности ребенка на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут приниматься ребенком с речевой патологией без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Для этого проводится подробная диагностика по всем параметрам психофизического, речевого, эмоционального развития ребенка. Данные, полученные в ходе сбора анамнеза, заносятся в речевую карту и карту психологического сопровождения.

Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

Определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

Выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

Создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

I этап - Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап - Комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап - Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап - Промежуточная диагностика

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап - Коррекционно- развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап - Итоговая диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. На всех этапах коррекционной работы развивать психологические процессы: внимание, мышление, память, самоконтроль усидчивость, достичь полного понимания обращенной речи и речи общения.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы: наше тело, овощи и фрукты, игрушки, семья, одежда.

Артикуляционная гимнастик а «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика «Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; образование относительных прилагательных; образование звукоподражательных глаголов; договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья); составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь : ответы на простые вопросы; составление фраз по сюжетной картинке; составление фраз по двум опорным картинкам; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: Посуда; Новый год; Мебель;Дикие животные; Домашние животные и птицы.

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».

Дыхательная гимнастика «Шар лопнул», «Плачет малыш - А-А-А», « Мальчик играет - Э-Э-Э», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки».

Пальчиковая гимнастика «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления звучания игрушки.

Грамматический строй речи : образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение конструкции: глагол + существительное с предлогом;построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с телятами).

Связная речь пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы : Птицы; Весна; Транспорт; Лес. Артикуляционная гимнастика «Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк», «Качели».

Дыхательная гимнастика «Дует ветер», «Пароход гудит - У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных; согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали); построение фразы «Это...».

Связная речь: ответы на вопросы полным предложением; построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития :

· пользоваться невербальными формами коммуникации;

  • · использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • · проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

· слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

  • · воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • · выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Работа с родителями.

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная. 2. Лекционно-просветительская. 3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников. 4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. 5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). В связи с частыми пропусками ребенка может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Заключение

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями маршрута мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Список литературы:

1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.: «Просвещение», 1996 г.

3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

5. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

7. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно - методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

8. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г

Участники, оплатившие получение сертификата, также получат дополнительные раздаточные материалы:

Презентация вебинара
-Алгоритм сопровождения администратором обучающихся с ОВЗ
-Критерии и диагностика дезадаптации
-Лист социализации
-Алгоритм сопровождения педагогом обучающихся с трудностями в обучении и поведении
-Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
-Алгоритм взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом и администрацией

При наличии 3-х и более сертификатов, вы можете получить УДОСТОВЕРЕНИЕ участника мероприятий в объеме от 6 до... часов.

Инструкция для получения сертификата:

1. Зарегистрируйтесь на сайте "Преемственность в образовании" или зайдите на сайт под своим логином и паролем. При регистрации будьте внимательны, информация для сертификатов берется из заполненной Вами информации. Указывайте полностью ФИО, личный email – на этот адрес придет сертификат.

2. Зайдите на страницу мероприятия. Календарь событий/23.03.2018 Вебинар: «Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья»