Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников в ДОУ план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему. Конспект музыкального занятия в старшей группе с применением икт Будут пироги! – раскрыли ручки, ладошками вверх

ирина пачина

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его как источник познания окружающего мира. Современный ребенок требует современного воспитания. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации детям, с помощью компьютера.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка , анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка , речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как :

Источник обучающей информации;

Наглядное пособие;

Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;

Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение;

Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей : зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти : зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Использование ИКТ подразумевает под собой : звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей.

Использование ИКТ способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса.

Использование компьютера , экрана и проектора, для занятий с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей :

Показ тематических презентаций

Биографии композиторов

Видео – ролики (мультфильмы, для сопровождения музыкальных произведений , при слушании музыки

Тестовые задания

Дидактические игры

Из опыта работы : с помощью ИКТ, старшие дошкольники с огромным удовольствием знакомятся с творчеством П. И. Чайковского, например, знакомимся с музыкальным произведением «Подснежник» , вспоминаем какое время года, беседуем, как и где растет подснежник, какой это цветок? На экране портрет П. И. Чайковского, после непродолжительной беседы переходим к музыкальному произведению , просто слушать – это неинтересно и скучно, включаю, заранее смонтированный фильм при помощи программы, установленной на каждом компьютере «Киностудия» из картинок о весне, картинки абсолютно любые, я выбрала, тает снег, капель, верба, проталины, весенние ручьи, лес, первые подснежники, пробивающиеся из – под снега, кустики подснежников разного цвета и т. д., накладываю поверх изображения мелодию П. И. Чайковского «Подснежник» , немного спецэффектов и дети с огромным удовольствием смотрят фильм и слушают музыкальное произведение . После просмотра, обязательно обсуждаем увиденное и характер услышанного, затем предлагаю двигательную импровизацию «Изобрази подснежник» , дети представляют себя нежным, хрупким цветком, импровизация помогает детям раскрепоститься, без стеснения передавать образы. Благодаря таким занятиям дети перестали отвечать односложно, с удовольствием вступают в дискуссию, используют приемы диалогической речи, гораздо интереснее идет процесс обучения и проверки усвоения знаний у детей дошкольного возраста.

С детьми старшего дошкольного возраста провожу интегрированные занятия , знакомство с творчеством Н. А. Римского – Корсакова, с понятиями «опера» , «композитор» , «симфонический оркестр» , флейта пикколо, ранее в группе дети познакомились со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , соединила образовательные области, и получилось занятие «Три чуда» .

На занятиях с младшей и средней возрастными группами так же использую ИКТ , детям проще, понятнее и доступнее образы персонажей, средства музыкальной выразительности .

Из опыта работы : знакомство с музыкальными произведениями «Капризуля» и «Резвушка» музыка Волкова , произведения совершенно отличные, друг от друга по характеру, в помощь музыкальному руководителю и на радость детям - ИКТ, выбрала отрывки из мультфильмов про капризную, угрюмую и радостную, веселящуюся девочек, наложила на отрывки музыкальные произведения , дети не только услышали эмоциональное отличие музыкальных произведений , но и увидели разные эмоции и поведение девочек, обсудили, какая из девочек понравилась детям больше, а какая меньше, подвели итог, вспомнив правила поведения и вежливые слова.

Так же на интегрированном занятии использую разные по характеру слайды с музыкой , например : картинку с грустным снеговиком-музыка грустная , дети сразу же анализируют, вспоминают, что пришла весна и снеговик тает, поэтому ему грустно, показать слайд с улыбающимся солнышком – музыка веселая , тем самым мы в будущем свободно переведем детей к музыкальным понятиям «минор» и «мажор»

Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи :

Развитие музыкальных способностей дошкольников;

Дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

Активизация и развитие эмоционального восприятия музыки ;

Формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности .

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.

Однако отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе.

Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!

В самом начале я озвучила, в каком мире мы живем, в век компьютерных технологий. В большинстве семей, мамы перестали петь детям колыбельные песни перед сном, редко звучат, в родительском исполнении песни про дружбу и т. д. Общаясь с родителями, они пожимают плечами и оправдывают себя тем, что ребенку больше нравится проводить время за компьютером, планшетом, телефоном, нежели играть с братом или сестренкой, котенком или щенком. Заманить родителей на индивидуальные беседы и родительские собрания стало очень сложной задачей, поэтому я стала использовать ИКТ и в работе с родителями. Одной из главных целей которой, явилась яркость родительских собраний. Для каждого конкретного собрания подготавливаю мультимедийные презентации по тематике собрания, а так же видеоролики с творческими успехами и достижениями детей на музыкальных занятиях , презентации о пользе музыки , здоровьесберегающих технологиях, подбираю мультфильмы про музыкальные инструменты , музыкальные сказки о творчестве и жизни композиторов, которых в интернете великое множество. Благодаря совместной работе нас ждут большие результаты!

Примеры :

Презентации и видеоклипы на праздниках (9 мая, День матери, День Защитника Отечества)

Презентации по лексическим темам : «Символы России : флаг, герб, гимн» ,

«Москва – моя Столица!»

Видео-иллюстрации к прослушиваемым произведениям мировых и советских композиторов

- Музыкально - дидактическая игра «Машина» , «Автобус» , «Поезд»

Викторина «Что ты знаешь о музыке , «Кто в нотном домике живет?»

Конспекты интегрированных образовательных областей

«Три чуда» старшая группа,

«Весенний ручеек!» - вторая младшая группа,

«Цветик – семицветик» - средняя группа.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростов- на- Дону «Детский сад № 266»

КОНСПЕКТ
ДОМИНАНТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по развитию чувства ритма с детьми подготовительной группы на тему: «У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».
(с использованием ИКТ)

Составитель:
Музыкальный руководитель- специалист высшей категории МБДОУ № 266
ТАТАРЕНКО НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Апрель 2015г.
г. Ростов на Дону

Цель: Развитие чувства ритма через различные виды деятельности детей.

Программные задачи:
- работа над формированием музыкального мышления детей,
- развивать ритмическое восприятие музыки;
- работа над артикуляцией в произношении звукосочетаний;
- чисто интонировать музыкальные интервалы, пропевая свое имя;
- узнавать песню по ритмическому рисунку музыкального фрагмента;
- четко передавать ритмический рисунок выбранного фрагмента песни;
- петь знакомую песню свободно и выразительно, ярко и эмоционально;
- воспитывать навыки работы на ИКТ.
Оборудование: ИКТ. (ПО SmartBoard)

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят в зал и рассаживаются около интерактивной доске полукругом.
Приветственная песенка «Добрый день».
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

Этот чудо-аппарат –
Для меня, как старший брат
Утром он меня разбудит,
Как будильник зазвонит.
Коль не встану, не осудит,
И ни в чем не обвинит.
Если что-то я забуду
– Он напомнит мне о нем.
И всегда, везде и всюду
Помогает мне во всем.
Если мне вдруг одиноко
– Тишину нарушит звон.
Голос друга издалека
В тишине подарит он.
Подскажите, все, кто сможет,
Речь сейчас идет о чем?

(О мобильном телефоне.)

Да, действительно, это телефон. Очень нужный предмет.

Но раньше, когда телефоны только появились они выглядели вот так (слайд №1).

У телефонов не было никакой музыки, а наоборот – просто трещали, вот так: тр-р-р-р, тр-р-р. Давайте повторим. (дети повторяют все вместе и индивидуально). Но время шло и телефоны менялись. Они стали выглядеть вот так (слайд №2)

И звучание у таких телефонов тоже поменялось. Они стали звучать более ме6лодично, вот так: дзинь-нь-нь, дзинь-нь-нь.
(разная высота).- упражнения с детьми

Но так как не всегда рядом был телефон, а позвонить надо обязательно, то со временем придумали современные телефоны, которые имеют множество различной музыки.

Сейчас я предлагаю вам игру. Я буду пропевать чье-то имя, а вы, должны повторить его словом «Алло», как будто в телефон, точно повторяя мою мелодию.

(игра -распевка « Пропой свое имя» - с использование ИКТ (педагог нажимает на микрофон)

И еще одна игра. Вот перед вами телефон и разноцветные прямоугольники. За каждым прямоугольником находится ритмический рисунок одной из знакомых вам песенок. Они, здесь, внизу. Это: «Антошка», «Два веселых гуся», «Пусть бегут неуклюже» и «Песенка черепахи и львенка». Итак.
ИГРА «У меня зазвонил телефон».

(Ребенок выходит к доске, выбирает прямоугольник, нажимает пальчиком на него. Проявляется ритмический рисунок одной из песен, расположенных внизу экрана. Ребенок прохлопывая этот рисунок, узнает песню и проверяет ответ, нажимая на микрофон около картинки, Звучит фрагмент песни. Далее игра повторяется с другими прямоугольниками, пока не будут отгаданы все песенки).

Молодцы, вы правильно выполнили задания и теперь, я вам предлагаю спеть одну из данных песен по вашему желанию..

Рисунок 43Fly TS100-Dark grey

Ирина Толстыгина
Конспект музыкального занятия с применением ИКТ в старшей группе

Конспект музыкального занятия в старшей группе с применением ИКТ .

ЦЕЛЬ. Обогащение музыкальных впечатлений

Программные задачи

Развивать чувство ритма, координацию движений, речь, мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

Познакомить с новым музыкальным термином «хор» ;

Формировать умение «отбивать» простейший ритм хлопками;

Вызывать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия ;

Развивать образное и эмоциональное восприятие музыки ;

Развивать музыкальную память и внимание ;

Воспитывать коммуникативные навыки, умение подчиняться правилам коллективной музыкальной игры ;

Способствовать развитию умения высказывать свои впечатления;

Воспитывать интерес к музыке

Оборудование.

Компьютер, фортепиано, аппликационный материал

Ход занятия.

Под легкую музыку дети вбегают легким бегом в зал, и становятся в круг.

Музыкальное приветствие детей и музыкального руководителя

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы поприветствуем все то, то нас окружает - солнышко, небо, травку, деревья.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Пальчиковая игра по стихотворению Т. Сикачёвой.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце» : кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо» : руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева» .)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны!

Музыкальный руководитель . Ребята, мы с вами знаем, что музыка , как и человек, тоже может говорить. А как музыка может говорить ? Чем она разговаривает? (Свободная беседа) . И если мы будем внимательно ее слушать, мы всегда сможем узнать, что нам говорит музыка .

Воспитатель. Например , ребята, знакомое нам упражнение «Слушай и выполняй» . Когда звучит марш - вы. (дети отвечают) Когда быстрая музыка - вы … . (дети отвечают)

Какое главное правило этого упражнения? (слушать музыку )

Музыкальный руководитель . Молодцы, все постарались . А сейчас - подойдите, пожалуйста, к краю ковра. И, кто пониже - встаньте в 1 ряд, а кто повыше – во второй. (Дети выстраиваются в 2 линии)

Итак, ребята, вы сейчас стоите, как настоящий хор. Хор – это когда стоят много людей или детей, и исполняют все вместе (хором) песни.

Хор бывает разный : - Военный, женский, мужской хор.

Как вы думаете, какой у нас с вами хор? (детский) Да, совершенно верно, вы есть детский хор. Но перед тем, как спеть, мы разогреем горло, язычок, губки. Начнем с песни «Василек» . Встали все ровно, плечи прямые, голову не опускаем. Смотрим вперед, чтобы звук вперед уходил.. И хорошо проговариваем слова. Помните, что рот открываем вниз. А губы немного «уточкой» вперед.

РАСПЕВКА «ВАСИЛЕК» (р. н. м., затем отхлопать ритм

В следующей распевке я отхлопаю ритм, а вы, внимательно послушав, скажете, как эта распевка называется.

Музыкальный руководитель «выбивает» ритмический рисунок, по которому дети узнают распевку.

РАСПЕВАНИЕ «СМЕШИНКИ» (муз. А. Середы)

Вот сейчас наш хор готов к исполнению. И мы споем песню про щеночка, которая называется(«Тяв-тяв» ). Почему «тяв-тяв» , а не «гав-гав» ?

ПЕСНЯ «ТЯВ - ТЯВ» (муз. В. Герчик)

Ну, что ж! Детский хор группы «Солнышко» порадовал всех нас, и я приглашаю вас сесть вот на этот коврик. (Дети «по-турецки» садятся на ковер. Напоминаю про прямую спину.)

А сейчас небольшой весенний сюрприз для вас. Какой- пока не скажу – секрет! Сначала я хочу познакомить вас с музыкой весны . Мы знаем с вами, что музыка может о многом нам рассказать.

Наша музыка весны будет раскрашена компьютером красивыми разноцветными красками. Сейчас мы ее просто послушаем и посмотрим. Сядьте прямо, и слушайте внимательно.

Слушание(1)

Слушание(2) .

Беседа по слушанию (Что рассказала музыка , что вы услышали, что представили. Подвести беседу к цветам, которые уже есть сейчас в природе – например , одуванчик)

И вот сейчас – сюрприз. Это цветок. Вы его сделаете своими руками по образцу. Каждый из вас выйдет и приклеит какую – нибудь деталь, а я и Нина Ивановна вам поможем. Согласны?

Тогда слушаем музыку и делаем красивый цветок-сюрприз своими руками.

Аппликация «цветок» под музыку .

Воспитатель. Ребята, какой красивый цветок у нас получился. Как он называется? (Одуванчик.) Покажем гостям? (Показывают) Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Пора и поиграть. В какую игру будем играть? (Не опоздай) . Какое главное правило этой игры?

ИГРА «НЕ ОПОЗДАЙ» (р. н. м «Я рассею свое горе» )

Музыкальный руководитель берет в руки атрибут «цветок»

Ребята, вот и закончилось наше занятие . Вам оно понравилось? (Ответы)

В руках у меня цветок. Сейчас каждый возьмет этот цветок и скажет, что ему больше всего понравилась на занятии .

Дети стоят в кругу. Цветок передается, дети озвучивают впечатления от занятия . Затем все хлопают в знак благодарности к друг другу и уходят из зала

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД с применением ИКТ в старшей группе «Сохраним природу» Конспект интегрированной НОД с применением ИКТ в старшей группе №4 "Сохраним природу" Ход НОД Организационный момент. Слайд 1. (Звучит.

Конспект открытого занятия с применением ИКТ в средней группе «Домашние птицы» Тема: Домашние птицы. Цель: продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. Учить обращаться с домашними животными. Формировать.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Тайна зимнего леса». Для старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие певческих навыков и чувства ритма.
Задачи:
1. Закрепить умение исполнять ритмические дорожки индивидуально (по-одному), подгруппой и оркестром (всем вместе).
2. Совершенствовать вокальные навыки (владение голосом, расширение диапазона, диафрагмального дыхания).
3. Развивать координацию движений, слуховое внимание, ритмический слух, творческие способности.
4. Формировать способность к взаимодействию с партнерами.
Оборудование:

- музыкальный центр.


- спецэффекты.
- снежинки по числу детей.



Конспект тематического музыкального занятия
в старшей группе с использованием ИКТ
«Тайна зимнего леса»

Составил:

Филимонова С.В.
п. Ува, 2015 год
Цель: приобщение дошкольников к миру музыки, развитие музыкальных способностей, формирование интересов и потребностей в области музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие задачи: Продолжать учить двигаться в соответствии с характером музыки; закрепить умение исполнять ритмические дорожки индивидуально (по-одному), подгруппой и оркестром (всем вместе); побуждать петь весело, оживленно, различать музыкальное вступление и проигрыш; узнавать знакомую пьесу, определять характер, изобразительность музыки; закреплять основы слуха в звукоподражательных музыкальных играх, распевках; упражнять в чистом интонировании, сочетании движений и текста; различать оттенки настроений, эмоций; воспринимать танцевальный характер музыки, менять движения в соответствии с формой муз. произведения, двигаться легко, изящно.
Развивающие задачи: Развивать вокально-певческие навыки, чувство ритма, мелкую моторику, речевые навыки, координацию движений, слуховое внимание, ритмический слух, творческие проявления и способности; способствовать развитию муз. памяти, воображения.
Воспитывающие задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, эстетические чувства; формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании, интерес и любовь к музыке; формировать способность к взаимодействию с партнерами.
Материал и оборудование:
- мультимедийная установка, презентация.
- музыкальный центр.
- музыка: А. Вивальди «Зима», Г. Свиридов «Вальс» из к/ф «Метель».
- ритмические дорожки (ёлочки большие - четверти и маленькие – восьмые).
- спецэффекты.
- снежинки по числу детей.
- ритмические льдинки, палочки, кубики.
Интеграция с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие: развитие навыков совместной игровой деятельности; развитие свободного общения о музыке со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Познавательное развитие: расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие; формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.
Речевое развитие: развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи; обогащение «образного словаря».
Художественно-эстетическое развитие: развитие детского творчества; приобщение к различным видам искусства; закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Физическое развитие: развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Тайна зимнего леса» (старшая группа)
Ход занятия:
(звучит спокойная музыка, дети входят в зал, встают в круг).
М.Р. Ребята, давайте поприветствуем друг друга песенкой.
Приветствие «Здравствуйте!» (диск «Муз. игры» Н.Шуть, укр.)
(затем начинает звучать произведение А. Вивальди «Зима». Слайд-шоу).(СЛАЙД 1).
М.Р. Ребята, вы слышите, какая красивая музыка зазвучала? (…) Давайте прислушаемся к звукам музыки и посмотрим на зимний пейзаж (слушают, смотрят на слайды).
Слушание. «Зима» А. Вивальди.
М.Р. Вы узнали музыкальное произведение? (…) Как оно называется?
Дети: Произведение называется «Зима».
М.Р.Как зовут композитора, который его написал?
Дети: Антонио Вивальди.
М.Р. Совершенно верно. Скажите, какая музыка по характеру сопровождает зимний пейзаж?
Дети: Светлая, нежная, красивая, лёгкая, ласковая, волшебная, сказочная, загадочная, таинственная, задумчивая, задушевная.
М.Р. Правильно. Как будто снежинки мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы.
(Затем музыка становится тише).
М. Р. Чародейкою Зимою околдован, лес стоит.(СЛАЙД 2)
И под снежной бахромою, неподвижною, немою
Свою тайну он хранит!
Ребята, вы хотите узнать, какую тайну скрывает зимний лес?
Дети: Да!
М.Р.Чтобы разгадать эту тайну, мы должны выполнить задания, которые приготовил для нас зимний лес. Вот 1 задание.
(На экране появляется 1 задание: схема «хоровод». (СЛАЙД 3)
М. Р. Как вы думаете, что нам надо сделать?
Дети: Нам надо собраться в круг, встать в хоровод.
М. Р. Правильно, нам надо собраться вместе, рука об руку.
(дети встают в круг, берутся за руки).
М.Р. Мы все на нашей планете живем в ритме: день меняет ночь, в песне запев меняется припевом. Лес тоже живет по своему ритму: вслед за зимой приходит весна, природа спит, а затем пробуждается, она радует нас то дождём, то снегом. Давайте поиграем в ритмическую игру «Рука об руку» и исполним ритм леса.
3. Ритмическое упражнение «Рука об руку» (ритмические дорожки) на развитие ритмического слуха.
1 вариант –все дети, затем один, по двое).(СЛАЙД 4)
М.Р. Если ёлочка высокая – какой слог мы будем произносить? (Хэй!). А если ёлочка низкая? (Ла!)
Давайте сначала все вместе прохлопаем ритм леса (-----). Хорошо.
Влас, возьми ритмические льдинки и повтори этот ритм (----). Правильно Влас исполнил?(…)
Я хочу послушать, как Богдан (Лера) и Даша исполнят этот ритмический рисунок на палочках (----). Молодцы! Продолжаем играть.
(Звучит продолжение песенки «Рука об руку»)
вариант – один ребёнок, по трое, затем все). (СЛАЙД 5)
Кто желает исполнить этот ритмический рисунок? (…) Юля, выбери инструмент, который тебе нравится, а мы тебя послушаем (----). Юля справилась? (…). Молодец!
Мне очень интересно, как прозвучит этот ритм леса на ритмических льдинках. Кто хочет попробовать?(…). Глеб, Рома и Артём. Пожалуйста (----). Дружно у них получилось? (…).
А сейчас все вместе повторим на ладошках.
М.Р. Молодцы! Посмотрите, звездочка зажглась! (СЛАЙД 6)
Значит, мы с первым заданием справились. (на экране начинает мигать первая звездочка).
(На экране появляется 2 задание: туча и снежинки).(СЛАЙД 7)
М. Р. Что это такое, ребята?
Дети: Это туча, из которой идет снег.
М.Р. Что нам хочет рассказать лес?
Дети: Лес нам хочет рассказать про снежинки, про снег, который идет зимой.
М. Р. Правильно, лес просит нас потеплее укрыть его снегом. Для этого нам нужны снежинки. Возьмите их. (дети надевают на руки снежинки на резинках).
4. Упражнение на развитие дыхания, силы и диапазона голоса «Туча и снежинки» с элементами самомассажа.
М.Р.Надул ветер тучу.(надуваем живот)
Потом ещё одну. (надуваем живот)
И пошел снег. (массаж носа, шеи, ушей и груди)
Стала тучка снежинки укладывать спать! (Пропеваем по трезвучию ба-ю-бай (вверх), ба-ю-бай (вниз), поглаживая «снег»)
И снежинки стали засыпать. (У-у (по терции вниз) с покачиванием)
Надоело спать снежинкам, и они начали прыгать и скакать.(А-а-а (стаккато по трезвучию вниз)
Ветер подхватил снежинки (У-у-у по гамме вверх, увеличивая силу голоса)
И началась настоящая метель.
5. Импровизированный танец со снежинками под музыку Г. Свиридова «Вальс» из к/ф «Метель» .(СЛАЙД 8)
М. Р. Молодцы, ребята, как красиво кружились в танце ваши снежинки. Укройте ими лес. А вот и ещё одна звёздочка зажглась.(на экране мигает вторая звезда).(СЛАЙД 9)
(На экране появляется 3 задание: заяц, убегающий от лисы).(СЛАЙД 10)
М. Р. А вот и лесные жители. Давайте вспомним, как называется песенка, когда один голос убегает, а другой догоняет.
Дети: Канон!
М. Р. Правильно, нам надо спеть каноном. Сегодня мы будем исполнять хорошо знакомую вам песню «Вот зима кругом бело». Я буду помогать девочкам, а Надежда Викторовна мальчикам. Девочки начинают, а мальчики догоняют. Давайте встанем в кружочки.
6. Канон «Вот зима кругом бело» (без сопровождения).
М.Р. Умнички! Это задание было очень трудным, но вы замечательно с ним справились. Эта звёздочка тоже мерцает для нас. (мигает ещё одна звезда).(СЛАЙД 11)
Но задания зимнего леса ещё не закончились.
(на экране появляется 4 задание: поющие дети и девочка в белой шубке) (СЛАЙД 12,13)
М.Р. Что мы будем сейчас делать?
Дети: Петь.
М.Р. А какую песню мы исполним?
Дети: Песню «Шубка белая».
М.Р. Верно. Как мы будем исполнять эту песню?
Дети: Весело, радостно, бойко, задорно, шутливо.
М.Р. Договорились. Исполняем весёлую, озорную песню «Шубка белая».
7. Песня «Шубка белая» А. Чугайкиной.
М.Р. Молодцы! Вы исполнили песню как настоящие артисты. И снова для нас зажглась звёздочка.(зажигается следующая звезда).(СЛАЙД 14)
Но зимний лес даёт нам ещё одно, последнее задание.
1,2,3,4 – дружно глазки все закрыли.
1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.
(СЛАЙД 15)(на экране появляется 5 задание: изображение Снежного человека)
М.Р. Посмотрите, кто это такой?
Дети: Снежный человек.
М.Р. А как ещё его называют?
Дети: Йети.
М.Р. Где живёт Йети?
Дети: На заснеженном Тибете.
М.Р. Наше следующее задание: изобразить Снежного человека. Давайте посмотрим, у кого лучше получится: у девочек или у мальчиков.
8. Музыкальная игра-имитация «Снежный человек» (приём «эхо»).
М.Р. Замечательно! И девочки, и мальчики молодцы. У вас получилось очень похоже. Лес дарит нам ещё одну свою звёздочку. (на экране мигает последняя звезда).
М.Р. А сейчас давайте присядем и отдохнём. (садятся в круг вокруг сугроба)
(затем на экране появляется раскачивающийся лес и голос)(СЛАЙД 16)
Голос леса: Здравствуйте, мои юные друзья! (…) С вами говорит зимний лес. Вы справились с трудными заданиями, поэтому я открываю вам свою тайну. Вот она волшебная зимняя тайна!
(выключается свет,волшебная музыка,спецэффекты, звездопад, конфетти,)
(свет включается, но спецэффекты остаются)
Муз. руководитель подводит итог занятия:
Посмотрите, ребята, лес открыл нам свою тайну. Оказывается, в зимнем лесу на небе искрятся и переливаются яркие звёздочки. И наступает волшебное время, когда звёзды начинают спускаться с неба сверкающим звездопадом, который освещает всё вокруг.
Ребята, посмотрите, что это такое мерцает в сугробе? (сюрпризный момент. Находят сундучок, в нем блестящие звёздочки). Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же в нём. Зимний лес дарит вам эти звёздочки, чтобы они светили для вас и радовали.
Давайте поблагодарим зимний лес за то, что он открыл нам свою волшебную тайну. Можно я начну? (…). Я хочу сказать лесу «спасибо» за то, что мы сегодня пели каноном. Влас, возьми звездочку и поблагодари зимний лес (…).
Замечательно! Я вас всех хвалю. Вы – молодцы! Давайте скажем дружно: «Мы – молодцы!». Настроение каково?(Во!) Вот с таким настроением я с вами прощаюсь и жду в следующий раз. До свидания!
(Под музыку дети покидают зал. Занятие заканчивается).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида «Увинский детский сад № 6»

Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Увинский детский сад № 6»
___________Рыкова С.В.
Конспект занятия по театрализованной деятельности
«Три чуда в «Сказке о царе Салтане"
Составил:
Музыкальный руководитель I категории:
Филимонова С.В.
2014-2015 гг.

Информационно-коммуникационные технологии

в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так же эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

СЛАЙД 2

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:

Персональный компьютер (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, органайзеры, графический, текстовый или музыкальный редактор и т.п.;

Мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера;

Видеомагнитофон, DVD -проигрыватель, телевизор;

- многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

Магнитофон, музыкальный центр;

Микрофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

СЛАЙД 3

Формы использования ИКТ в деятельности музыкального руководителя

1. Использование готовых электронных продуктов. Используя ресурсы сети Internet , можно значительно пополнить медиатеку музыкального руководителя: фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, му зыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

СЛАЙД 4

Например, интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» относится к серии детских программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет ребёнку развить слух, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей; интерактивная игра «Алиса и Времена года» (МедиаХауз), развивающая игра «Волшебная флейта». Серия этих игр предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами мировой классики.

СЛАЙД 5

2. Использование мультимедийных презентаций

Мультимедиа презентации – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью проектора. Мультимедиа презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, успешно выполняет все основные дидактические функции. Презентация позволяет педагогу представить содержательный материал как систему ярких образов, с опорой на различные каналы восприятия (зрительного, слухового, эмоционально-чувственного) в ассоциативном виде сохранить информацию в долговременной памяти детей.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по всем видам музыкальной деятельности:

СЛАЙД 6

1. восприятие (слушание музыки) осуществляется с помощью ИКТ на качественно новом уровне при просмотре видео-иллюстраций к музыкальным произведениям; знакомстве с характером музыкальных произведений; знакомстве с жанрами музыки; развитии звуковысотного слуха; знакомстве с музыкальными инструментами; знакомстве с творчеством композиторов;

2. исполнительство :

-пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту.

СЛАЙД 7

Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

СЛАЙД 8

-музыкально-ритмические движения - п ри разучивании музыкально-ритмических движений использую мнемотаблицы, при помощи которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

СЛАЙД 9

-игра на детских музыкальных инструментах - широко применяю видеопартитуры, клипы («Ложки деревенские»), сказочки-подражалочки и др.

СЛАЙД 10

ИКТ также имеют место при организации творческих заданий («Музыкальные открытки» и др.).

СЛАЙД 11

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др. (СЛАЙД). Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной и групповой работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

СЛАЙД 12

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины), мониторинга (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

СЛАЙД 13

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Так, например, в оригинальной форме проходит один из главных детских праздников в детском саду, ведь «Новогоднее путешествие» осуществляется при помощи интерактивной карты, а «Праздник Севера» завершается появлением на экране анимационного солнышка-оно приветствует ребят, обещает их согреть. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность , привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

СЛАЙД 14

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей . Практика показала возможности успешного применения музыкально-компьютерных технологий во всех формах работы с детьми. А в связи с проведением многочисленных конкурсов, фестивалей детского творчества, необходимостью становится создание и применение фонограммы для исполнения со сцены.

СЛАЙД 15

3.Использую компьютер для:

Подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

Написания сценариев, нотных партитур;

Оформления дидактических игр и других методических материалов;

Обобщения опыта;

Оформления анкет и других диагностических бланков для родителей;

Размещения информации на персональном сайте и сайте детского сада;

Взаимодействия с родителями по электронной почте;

Оформления "родительских уголков" и информационных стендов;

Приобретения и применения в профессиональной деятельности книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

Обмена опытом с коллегами из других регионов России на профессиональных форумах;

Повышения квалификации дистанционно;

Участия в профессиональных заочных конкурсах.

СЛАЙД 16

4. Использую фотоаппарат и видеокамеру для создания цифрового фонда (архива) детского сада.

СЛАЙД 17

Вывод

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

СЛАЙД 18