Когда родился магеллан. Фернан Магеллан: первое кругосветное плавание

Сейчас практически каждый может совершить кругосветное путешествие. Для этого созданы специальные туристические программы. Но пожалуй, стоит вспомнить того, кто совершил подобное путешествие впервые в истории - Фернан Магеллан.

Человек, чье имя навечно вписано в мировую историю, родился в 20 ноября 1480 года в городке Саброза (Португалия) в дворянской семье. В раннем возрасте он остался сиротой, но дворянский титул позволил ему остаться под опекой королевского двора. Именно это дало ему возможность обучиться морскому делу в школе на мысе Сагреш. И после получения отличного, на то время, образования он отправляется служить в королевский морской флот.

С 1505 года он плавал в эскадре вице-короля Португалии - Франсишку ди Альмейды. Первым его плаванием стало путешествие в Индию. Так и было вплоть до 1508 года, пока он не стал участником военных действий против мавров, индийцев и арабов где показал себя как храбрый воин. Эти события в его жизни позволили ему подняться по карьерной лестнице до звания капитана. Но будучи чересчур амбициозным, он совершил ложный донос и был лишен подальшего повышения. Это поставило точку на его карьере в Португальском флоте.

Эмигрировав в 1517 году в Испанию, он не только присягнул Карлу I на верность, но и предложил монарху то – что восславило бы его флот и империю – первое кругосветное путешествие. Но испанский правитель не сразу соглашался на данное предложение, так как считал его большой авантюрой. Но после длительных дискуссий авторитет капитана был принят во внимание и испанский флот начал готовить для этого похода 5 суден: «Сан-Антонио», «Виктория», «Сантьяго», «Тринидад», «Консепсион».

20 сентября 1519 года эти парусники с экипажем в 319 (по некоторым данным 265) человек снялись с якоря около берегов Испании (Санлукар), и вышли в открытое море. Состав из 5 кораблей дошел до южных берегов Южной Америки. В те времена не было определенной системы навигации. Но Магеллану не только удалось не потерять их, но и на практике задействовать сигналы, которые позволяли оставаться в поле видимости друг друга. В 1520 году корабль «Сантьяго» разбился о скалы во время бури, а незадолго после этого экипаж судна «Сан-Антонио» предал своего адмирала и вернулся в Испанию, где его капитан оклеветал Магеллана в измене королевству.

Около трех месяцев три они плыли по Тихому океану. Погода им сопутствовала. Уже к весне 1521 года путешественники пристали к берегам Филиппинских островов (о. Мактан). Пожелав подчинить туземцев испанской короне, Фернан Магеллан, вместе с частью экипажа, пал в бою 27 апреля 1521 года. Продолжать путь на трех кораблях моряки не могли и поэтому судно «Консепсион» им пришлось сжечь. Всё-таки наполнив трюмы пряностями, парусные суда отправились домой. Но по приказу португальского короля «Тринидад» был захвачен. А вот «Виктория» успешно проплыл южные берега Африки и добрался до берегов Испании, где товар, привезенный из востока, легко перекрыл все затраты на данную экспедицию.

Фернан Магеллан был хорошим капитаном, храбрым воином. Но его погубило тщеславие. Несмотря на это, он железно вписал свое имя в историю флота Испании и мирового мореплавания в целом.

4, 5 класс и его открытия

Интересные факты и даты из жизни

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes [(f)eɾ"nando ðe maɣa"ʎanes], лат. Ferdinandus Magellanus ; весна 1480, Саброза, область Траз-уж-Монтиш, Королевство Португалия - 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) - португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.

Биография

Юность

Магеллан по происхождению португалец. Место его рождения спорно, основные авторы указывают в качестве такового город Саброза, но, возможно, он родился в городе Порту. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству. Предполагается, что отцом его был Руй или Родригу ди Магальяйнш, бывший одно время алькальдом крепости Авейру. Мать Алда де Москита (Мишкита). Кроме Магеллана у них было четверо детей. Об их жизни ничего не известно. В молодости Магеллан был пажом у королевы Леоноры Ависской, жены Жуана II.

В 1498 году португальцами был открыт морской путь в Индию. Вслед за Васко да Гамой из Португалии стали отправляться эскадра за эскадрой на завоевание востока. В 1505 году при отправке эскадры вице-короля Франсишку Альмейды моряков уже не хватало. Некоторые рулевые не знали где право, а где лево. Тогда к правому борту корабля привязывали чеснок, а к левому лук и командовали по принципу «сено-солома». В этой экспедиции в качестве соберсалинте (сверхштатного воина) участвовал и Магеллан.

Индия

Пройдя мыс Доброй Надежды, экспедиция начинает боевые действия с захвата Кильвы и Момбасы, затем она следует в Индию. Магеллан все время находится в составе экспедиции, но впервые его имя упоминается в битве при Каннануре. В 1506 году Магеллан участвует в подавлении волнений, строит Мозамбик, после чего снова попадает в Индию, где его два раза ранят.

В битве при Диу корабль, на котором находился Магеллан, прорвался сквозь строй и взял на абордаж флагман противника.

Тем временем португальцы приходят к выводу, что для полного контроля над торговлей пряностями им необходимо захватить порт Малакку. В 1509 году в Индию прибывает эскадра Сикейры, которая должна совершить первое плавание к Малакке. Вице-король Индии присоединяет к четырём кораблям Сикейры пятый, на котором плывут Магеллан и его друг (возможно родственник) Франсишку Серран.

11 сентября 1509 года португальцы вошли в Малакку. Первоначально был заключен торговый договор между португальцами и местными властями, но через несколько недель вспыхнул конфликт. По одним сведениям виноваты были арабы, опасавшиеся что португальцы захватят всю торговлю, по другим его спровоцировали сами португальцы. Но все сходятся на том, что нападение на европейцев произошло неожиданно. Значительная часть моряков находилась на берегу по торговым делам или в увольнении. Почти все шлюпки были на берегу. На корабли в это время прибыли множество малайцев, якобы для осмотра.

Самый опытный капитан Гарсиа де Соузы понял, что ситуация становится опасной, и отправил Магеллана предупредить флагмана о возможном нападении. Магеллан прибыл на флагманский корабль и успел предупредить Сикейру. Когда малайцы подали сигнал, португальцы уже приготовились и в быстрой схватке скинули находящихся на борту врагов с кораблей, а затем, обрубив якорные канаты, отбили нападение подходящей вражеской флотилии. Но находившиеся на берегу моряки были почти все перебиты или захвачены в плен. Лишь небольшая группа португальцев, в числе которых был Серран, пробилась к берегу. Все их лодки были захвачены, они спаслись только благодаря Магеллану, подошедшему к берегу на шлюпке.

Обычный для португальцев пятилетний срок пребывания в Индии подходил к концу, и Магеллан отправился на одной из флотилий в Португалию. Два корабля, на одном из которых плыл Магеллан, потерпели крушение на Падуанской банке у Лаккадивских островов. Команды спаслись на небольшом островке. Часть экипажа должна была отправиться на сохранившихся лодках за помощью, часть - остаться на острове. Так получилось, что все офицеры оказались среди уходящих на шлюпках, а на острове остались только матросы. Это вызвало возмущение команды и опасения, что они не вернутся за простыми людьми. Магеллан оказался единственным дворянином, согласившимся остаться на острове, и тем самым успокоил команду. Судя по всему, в то время его авторитет уже был достаточно велик.

Через 10 дней их спасли, и Магеллан вернулся в Индию, где, очевидно, занялся торговлей, поскольку известно, что в 1510 году он ссудил одному коммерсанту 200 крузаду, которые ему не вернули, и он сумел отсудить их только через 6 лет.

В эти годы португальцы захватывают Гоа, теряют его, и готовятся к новому походу на город. Для решения важного вопроса, использовать ли для нападения торговые корабли, вице-король Альбукерке собирает совет из 16 человек. Среди них - Магеллан, который ещё сравнительно недавно был всего лишь простым солдатом, а в описываемое время стал человеком, с мнением которого считался вице-король. Скорее всего, он был уже капитаном. Он, как и большинство участников совета, высказывается за то, чтобы торговые суда не участвовали в военном походе, а отправились в Европу, чтобы не пропустить муссон. Военные корабли идут одни и захватывают Гоа.

В середине 1511 года Магеллан участвует в походе 19 кораблей на Малакку. Город был взят и перешел под власть Португалии.

Сразу после захвата Малакки Альбукерке направил экспедицию из трех кораблей к Островам Пряностей. Одним из трех кораблей командовал Франсишку Серран. Возможно, в экспедиции участвовал и Магеллан (сведения источников расходятся). Корабль Серрана попал в катастрофу, а сам он спасся и поселился на острове Тидор, заняв высокую должность у местного владыки.

Португалия

В июле 1512 года Магеллан уже в Лиссабоне, где ему назначается пенсия 1000 реалов в месяц (самая маленькая). Вскоре она повышается до 1850 реалов.

В 1514 году он участвует в боевых действиях в Марокко под городом Аземмур. В одном бою его ранили в ногу (он остался хромым), в другом под ним убили лошадь. Ему поручили охранять отбитый у мавров скот, но вскоре обвинили в том, что он тайно продал маврам часть добычи. Возмущенный Магеллан без разрешения отправился в Португалию, чтобы оправдаться. Своими самовольными действиями он вызвал гнев короля и был вынужден вернуться к месту службы. В Африке обвинения с него сняли, он подал в отставку и вернулся на родину. Он просит короля увеличить ему пенсию, но получает отказ.

Сложно сказать, когда у Магеллана появился замысел путешествия, которое его прославит. Друг Серран писал с Моллукк письма, из которых можно было сделать вывод, что Острова Пряностей находятся очень далеко на Востоке и сравнительно близко от Америки. В одном из ответных писем Магеллан намекал ему, что может скоро прибыть на эти острова, «если не через Португалию, то через Кастилию» . Неизвестно, когда было написано это письмо, но вполне возможно, что ещё во время нахождения Магеллана в Португалии. В это время он изучает доступные ему португальские карты, беседует с капитанами.

Во время одной из аудиенций с Мануэлом I Магеллан просит дать ему морскую службу и отправить в плавание. Король отказывает. Тогда он спрашивает разрешения предложить свои услуги другим государствам. Король разрешает. Ему не нужен Магеллан. Некоторые источники утверждают что Магеллан отрекся от подданства Португалии, но документов об этом не сохранилось. Вскоре из Португалии в Испанию перебирается целая группа португальских моряков.

Испания

Магеллан поселился в Севилье, где близко сошёлся с португальским эмигрантом Диего Барбозой, начальником арсенала. В конце 1517 - начале 1518 Магеллан женится на его дочери Беатриче. В феврале 1519 года у них родился сын. Сын Барбозы - Дуарте Барбоза, как и Магеллан, раньше служил в Индии. Уже после смерти Магеллана и Дуарте Барбозы за авторством Дуарте Барбозы выйдет книга с описанием стран Южной и Юго-Восточной Азии: «Livro de Duarte Barbosa» («Книга Дуарти Барбозы»). Однако в архивах существуют экземпляры данного труда, где автором указан Магеллан. У этого существуют разные объяснения. Возможно, что данные экземпляры были преподнесены королю Карлу I под именем Магеллана, чтобы укрепить его авторитет. Вероятно также, что книга является совместным трудом Магеллана и Барбозы.

Магеллан излагает идею своей экспедиции в севильской «Палате Контрактов» (ведомстве, занимающемся организацией экспедиций). Он не встречает там поддержки, но Хуан де Аранда, один из руководителей Палаты, вступает в контакт с Магелланом и обещает ему свою поддержку за 20 % от будущих прибылей. Вскоре в Испанию прибывает соратник Магеллана астроном Руи Фалеру. С его помощью удается сторговаться на 1/8 прибыли, причитающейся Аранде. Договор был заверен у нотариуса. Вскоре Магеллан представил свой проект руководству Испании, и он был одобрен. Началась подготовка экспедиции.

Путешествие вокруг света

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. Магеллан командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения о том, что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир). Вскоре на эскадре разгорелся конфликт. Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад» для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов. Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан.

В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они, действительно, чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали ещё проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе.

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а возможно он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Смерть

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта:

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

В честь Фернана Магеллана названы

  • Магелланов пролив
  • Подводная возвышенность Магеллана в Тихом океане, возле Маршалловых островов
  • Магеллан (космический аппарат), 1990
  • Магелланов пингвин
  • кратер Магеллан на Луне
  • Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака

Он навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему ученые, наконец, получили возможность определить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

В марте 1518 г. в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки - важнейший источник португальского богатства - должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии. Магеллан и Фалейру потребовали сначала тех же прав и преимуществ, какие были обещаны Колумбу. После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, с ними был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции. Он поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена - «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада - «Консепсьон»; Луис Мендоса - «Виктория» и Хуан Серрано - «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. Поскольку он не был ни моряком, ни географом, очень важным первоисточником служат записи в судовых журналах, которые Франсиско Альбо, помощник штурмана, вел на «Тринидаде». В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

Флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира 20 сентября 1519г. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучались.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 29 ноября достигла побережья Бразилии, 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы. Штурманы экспедиции были лучшими в то время: они определяли широты, вносили коррективы в карту уже известной части материка. Так, мыс Кабу-Фриу, по их определению, находится не у 25° ю. ш., а у 23°. Магеллан около месяца обследовал оба низменных берега Ла-Платы; продолжив открытие равнинной территории Пампы, начатое Жуаном Лижбоа и Хуаном Солисом, главным пилотом Кастилии, он послал «Сантьяго» вверх по Паране и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая, малонаселенная земля. И Магеллан, боясь пропустить вход в неуловимый пролив, 2 февраля 1520 г. распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а к вечеру останавливаться. На стоянке 13 февраля в обнаруженном им большом заливе Баия-Бланка флотилия выдержала ужасающую грозу, во время которой на мачтах судов появились огни Святого Эльма - электрические разряды в атмосфере, имеющие форму светящихся кистей. 24 февраля Магеллан открыл другой крупный залив - Сан-Матиас, обогнул выявленный им полуостров Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую назвал Пуэрто-Сан-Матиас (залив Гольфо-Нуэво на наших картах). Южнее, в районе устья реки Чубут, 27 февраля флотилия наткнулась на огромное скопление пингвинов и южных морских слонов. Для пополнения запасов пищи Магеллан направил к берегу лодку, но неожиданно налетевший шквал отбросил суда в открытое море. Оставшиеся на берегу матросы, чтобы не погибнуть от холода, укрылись телами убитых животных. Забрав «заготовителей», Магеллан двинулся к югу, преследуемый штормами, обследовал еще один залив, Сан-Хорхе, и провел шесть штормовых дней в узкой бухте. 31 марта он решил зимовать в бухте Сан-Хулиан. Четыре корабля вошли в бухту, а «Тринидад» стал на якоре у входа в нее. Офицеры-испанцы хотели заставить Магеллана «выполнить королевские инструкции»: повернуть к мысу Доброй Надежды и восточным путем пройти к Молуккам. В ту же ночь начался бунт. Магеллан обошелся с капитанами-бунтовщиками круто: он приказал отрубить голову Кесаде, четвертовать труп Мендосы, высалить на пустынный берег Картахену вместе с заговорщиком-священником, а остальных бунтовщиков пощадил.

В начале мая адмирал послал «Сантьяго» на юг на разведку, но корабль разбился о скалы у реки Санта-Крус и команде его с трудом удалось спастись. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья Санта-Крус, где пробыла до середины октября. 18 октября флотилия двинулась на юг вдоль патагонского берега, который образует на этом участке широкий залив Баия-Гранде. Перед выходом в море Магеллан заявил капитанам, что будет искать проход в Южное море и повернет на восток, если не найдет пролива до 75° ю. ш., т. е. он сам сомневался в существовании «Патагонского пролива» (так называл его Магеллан), но хотел продолжать предприятие до последней возможности. Залив или пролив, ведущий на запад, был найден 21 октября 1520 г. после того, как Магеллан открыл неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки на протяжении около 3,5 тыс. км. Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились туда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжили путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта. Тогда капитаны обоих кораблей - Мишкита и Серрано - решили вернуться и доложить Магеллану, что, видимо, нашли проход, ведущий в Южное море. Однако до выхода в Южное море было еще далеко: Магеллан послал на разведку «Сан-Антонио» и «Консепсьон». Моряки вернулись «через три дня с известием, что видели мыс и открытое море». Адмирал прослезился от радости и назвал этот мыс «Желанный».

«Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал, простояли там на якоре четыре дня и вернулись назад для соединения с двумя другими кораблями, но там был только «Консепсьон»: на юго-востоке он зашел в тупик - в залив Баия-Инутиль - и повернул обратно. «Сан-Антонио» на обрат ном пути попал в другой тупик. Офицеры, не застав на месте флотилию, ранили и заковали в кандалы Мишкиту и в конце марта 1521 г. вернулись в Испанию. Чтобы оправдать себя, дезертиры обвинили Магеллана в измене, и им поверили: Мишкита был арестован, семья Магеллана лишена казенного пособия. Адмирал не знал, при каких обстоятельствах исчез «Сан-Антонио». Он полагал, что корабль погиб, так как Мишкита был его испытанным другом. Следуя вдоль северного берега сильно сузившегося «Патагонского пролива», он обогнул самую южную точку южноамериканского континента - мыс Фроуард (на полуострове Брансуик, 53с54′ ю. ш.) и еще пять дней (23 - 28 ноября) вел три корабля на северо-запад будто по дну горного ущелья. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем виднелись дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю, размеров которой он не знал, «Земля Огня» (Тьерра-дель-Фуэго). На наших картах она именуется Огненной Землей. Через 38 дней, после того как Магеллан нашел атлантический вход в пролив, действительно соединяющий два океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь Пилар) у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива (около 550 км).

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть высокие широты и держась примерно в 100 км от скалистого побережья. I декабря он прошел близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка - 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 - 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу и не менее чем в трех точках видел высокие горы - Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От острова Моча суда повернули на северо-запад, а 21 декабря - на запад-северо-запад. Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что западный берег материка до широты острова Моча имеет почти меридиональное направлением.

Пересекая , флотилия Магеллана прошла не менее 17 тыс. км, из них большую часть в водах Южной Полинезии и Микронезии, где разбросано бесчисленное множество небольших островов. Поразительно, что при этом моряки встретили за все время лишь «два пустынных островка, на которых нашли одних только птиц да деревья». Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш., - он же знал, что Молукки находятся у экватора. И именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана. 6 марта 1521 г. на западе, наконец, появились два обитаемых острова (Гуам и Рота, самые южные из группы Марианских).

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы - это был остров Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки - берег острова был скалистый, и суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао, близ южной оконечности острова Самар, и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвели настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

Из осторожности Магеллан 17 марта перешел от Сиаргао к необитаемому острову Хомонхон, лежащему к югу от большого острова Самар, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего островка доставляли испанцам фрукты, кокосовые орехи и пальмовое вино. Они сообщили, что «в этом краю много островов». Магеллан назвал архипелаг Сан-Ласаро. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани, вышитые шелком, холодное оружие, украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад и остановилась у островка Лимасава. К «Тринидаду» подошла лодка. И когда малаец Энрике, раб Магеллана, окликнул гребцов на своем родном языке, они его сразу поняли. Через пару часов прибыли две большие лодки с людьми и с местным правителем, и Энрике свободно объяснялся с ними. Магеллану стало ясно, что он находится в той части Старого Света, где распространен малайский язык, т. е. недалеко от «Островов пряностей». Таким образом, Магеллан завершил первое в истории кругосветное плавание. В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного напротив города Себу, в результате чего погибли восемь испанцев, четверо союзных островитян и сам Магеллан. Подтвердилось старое изречение: «Господь бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти».

После гибели Магеллана «Виктория» и «Тринидад», выйдя из пролива, прошли мимо острова, «где люди черного цвета, как в Эфиопии» (первое указание на филиппинских негритосов); испанцы назвали этот остров Негрос. На Минданао они впервые услышали о расположенном к северо-западу большом острове Лусон. Случайные лоцманы вели корабли через море Суду к Палавану, самому западному острову Филиппинской группы. От острова Палаван испанцы прибыли - первые из европейцев - к гигантскому острову Калимантан и стали на якорь у города Бруней, по имени которого весь остров они, а затем и другие европейцы стали называть Борнео. Испанцы заключали союзы с местными раджами, покупали продукты и местные товары, иногда грабили встречные суда, но все еще не могли узнать дорогу к «Островам пряностей». 7 сентября испанцы отправились в плавание вдоль северо-западного берега Калимантана и, дойдя до его северной оконечности, простояли почти полтора месяца у небольшого острова, запасаясь продуктами и дровами. Им удалось захватить джонку с малайским моряком, знавшим путь к Молуккам, который 8 ноября привел суда к рынку пряностей на остров Тидор у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Здесь испанцы дешево закупили пряности - корицу, мускатный орех, гвоздику. «Тринидад» нуждался в ремонте, и было решено, что по его завершении Эспиноса пойдет на восток, к Панамскому заливу, а Элькано поведет на родину «Викторию» западным путем - вокруг мыса Доброй Надежды.

Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из его экипажа вернулись на родину только 18 человек (на борту были три малайца). Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова и предъявила претензии на Молукки.

Биография Фернана Магеллана начинается с того, что будущий мореплаватель родился в 1480 году, в португальском городе Саброза, в не самой благородной семье.

В двенадцать лет он и его брат Дього отправились в Лиссабон, чтобы служить пажами при дворе королевы Леоноры. Там он узнал об острой конкуренции, существовавшей между Испанией и Португалией в плане исследования новых морских путей и доминирования в торговле специями из Ост-Индии, в частности над Молуккскими островами (также называемыми Островами специй).

В эти молодые годы и зародилась у молодого Фернандо тяга к морскому делу. Первое путешествие Магеллана состоялось в 1505 году, когда он с братом попал на корабль, направлявшийся в Индию. С тех пор в течение семи лет он участвовал в экспедициях в Индию и Африку и был ранен в нескольких сражениях.

В 1513 году король Мануэль направил в Марокко флотилию из пятисот кораблей, чтобы бросить вызов Марокканскому правителю, отказавшемуся платить ежегодную дань в португальскую казну. Португальские войска легко сломили сопротивление противника. В одном из боев Магеллан получил серьезное ранение в ногу и остался хромым.

В те времена специи значили столько же, сколько сегодня значит нефть. Люди готовы были платить огромные деньги за черный перец, корицу, мускатный орех и чеснок, ведь они помогали сохранять продукты во времена, когда не было холодильников. Кроме того, специи отбивали запах подпорченного мяса.

В холодной засушливой Европе выращивать их было невозможно, поэтому для европейцев жизненно важно было найти кратчайший путь к Молуккским островам. Восточный путь был давно известен. Магеллану предстояло проложить морской путь с запада.

Магеллан, путешественник, получивший к тому времени большой опыт в многочисленных походах, решил обратиться к королю Мануэлю, чтобы заручиться поддержкой к спланированному походу к Молуккским островам по новому маршруту. Несколько раз король отвергал его прошения. В 1517 году разочарованный Магеллан отрекся от португальского гражданства и перебрался в Испанию, чтобы там попытать счастья. Этот поступок был уже небольшим подвигом: Фернандо не имел в стране никаких связей и практически не говорил на испанском.

Там он повстречал своего земляка и вскоре женился на его дочери. Семья Барбоза, имевшая хорошие связи при дворе, сумела добыть ему разрешение на встречу с испанским монархом. Король Чарльз, которому в то время было всего 18 лет, приходился правнуком короля, финансировавшего экспедицию Колумба . Он не стал нарушать традицию, и экспедиция Магеллана получила одобрение и столь необходимые средства.

Таким образом, кругосветное путешествие Магеллана поставило перед собой задачу обойти земной шар с запада. Фернан рассчитывал, что, возможно, этот путь будет короче. 10 августа 1519 года пять кораблей вышли из испанского порта. Магеллан находился на «Тринидаде», за ним следовали «Сан Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория».

В сентябре корабли пересекли Атлантический океан, в то время известный как просто Океан, и достигли берегов Южной Америки. Они продвигались вдоль берега в надежде найти пролив, который позволил бы им плыть дальше на запад. Одним из открытий Фернана Магеллана через год странствий стал пролив, который впоследствии был назван его именем.

Оставив позади пролив, путешественники стали первыми европейцами, увидевшими перед собой новый океан, который бесстрашный капитан назвал «Пасифико», что означало «тихий». Теперь путь Магеллана лежал через полностью неисследованные воды. Далее их ждали Филиппины, где он пытался вести деятельность проповедника и подружился с местным населением. В тот момент он был практически у цели – Молуккские острова находились совсем близко.

Однако он дал втянуть себя в сражение местного населения с племенем с соседнего острова. Полагая, что европейское оружие поможет одержать легкую победу, великий путешественник шел впереди своего войска… Стрела, отравленная ядом, положила конец кругосветному путешествию и биографии Фернана Магеллана.

Он умер в27 апреля 1521 года. Два оставшихся корабля достигли Молуккских островов полгода спустя. В итоге в 1522 году в Испанию прибыла только «Виктория», доверху нагруженная специями, но лишь с парой десятков человек на борту.

В поисках славы и богатства дерзкая выходка путешественника вокруг земли пронесло европейцам не только специи. Фернан Магеллан открыл новый океан, географические знания того времени совершили огромный рывок вперед, и было признано, что земля – намного больше, чем казалось ранее. Маршрут, по которому проходило кругосветное путешествие Магеллана, был признан слишком долгим и опасным путем к Молуккским островам, и им никогда больше не пользовались в целях торговли.

Почему же говорят, что Магеллан – первый человек, совершивший кругосветное путешествие, если он так и не вернулся в Испанию? Он - первый человеком, побывавший на Филиппинах с двух сторон: сначала прибыв туда через Индийский океан и впоследствии – через Тихий и Атлантический.

Первым же человеком, совершившим кругосветное путешествие «из точки А в точку А» стал его раб Энрике: он родился на одном из островов и был привезен Магелланом в Испанию, а спустя несколько лет отправился с ним в знаменитое путешествие, которое в итоге привело его на родной остров.

Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель-первооткрыватель, который жил в конце 15 - начале 16 веков. Это сообщение - рассказ о нём и его великом путешествии, перевернувшем мир.

Жизнь путешественника до совершенных им открытий

Краткие факты из биографии:

  1. Родился Ф. Магеллан в португальском городе Саброза в 1480 г.
  2. В 12 лет мальчик получил возможность служить пажом у португальской королевы. Так 1492 по 1504 года он находился в составе свиты при королевском дворе, где и получил образование. Он изучал такие науки, как астрономия, космография, навигация, геометрия, военное морское дело. И здесь же он узнал о том, насколько важны для Португалии развитие экономических взаимоотношений с другими странами и открытие новых торговых путей для их развития.

В 15-16 веках между Испанией и Португалией шла активная конкурентная борьба за захват земель и освоение новых морских путей. Победитель получал не только новые территории и подданых, но и больше возможностей для ведения торговли с разными странами. Особенно важными считались экономические и торговые связи с Индией и Молуккскими островами (в те времена их называли островами Пряностей) из-за торговли специями.

В средние века специи были самым дорогостоящим товаром и приносили европейским торговцам баснословные прибыли. Поэтому вопрос доминирования в торговых отношениях был принципиально важным.

  1. С 1505 по1513 года Магеллан принимал участие в морских сражениях и проявил себя, как отважный воин. За эти качества он был награжден чином морского капитана. Вероятно, именно в этот период, во время многочисленных походов к Индийским берегам, у Магеллана появляется мысль о том, что путь до Индии в восточном направлении слишком длинный. Идя по традиционному маршруту, утвердившемуся после , мореплавателям приходилось огибать Африку, проходя западное и восточное её побережье и пересекать Аравийское море. На весь путь одну сторону приходилось затрачивать около 10 месяцев. Магеллан решил, что возможно, получится сократить расстояние, если отправится на запад. По одной из версий, тогда-то и зародилась мысль отыскать пролив в Южном море. Ни Магеллан, ни другие путешественники того времени понятия не имели об истинных размерах Земного шара.
  2. Идея поиска нового торгового пути не нашла поддержки у Португальского короля, и подав в отставку со службы, Магеллан в 1517 г. отправился жить в Испанию, где перешёл на службу к испанскому королю Карлу 1. Ему уже было 37 лет и с этого момента в биографии путешественника появляются новый великие страницы.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана - Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название - Тихий океан.

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано - опытный и храбрый моряк , имевший опыт руководства командой судна.

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана - до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан - инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Результаты экспедиции Магеллана:

  • Из всех европейских путешественников, он первым пересек Тихий океан.
  • Было совершено первое в мире задокументированное кругосветное плавание.
  • В результате экспедиции было доказано, что:
    1. Земля имеет шарообразную форму, поскольку постоянно придерживаясь западного направления, в Испанию экспедиция вернулась уже с востока.
    2. Земля покрыта не отдельными водоёмами, а единым Мировым океаном, омывающим сушу и занимает океан гораздо большие площади, чем предполагалось.
  • Был открыт ранее неизвестный пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, который позже был назван Магеллановым проливом.
  • Были открыты новые острова, позже названные его именем.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя