Кто убил отца в фильме братья карамазовы. Достоевский

Когда приходит время выбрать и приобрести фотоаппарат, неизменно возникает вопрос – «мыльница» или «зеркалка»? У сторонников обоих направлений есть масса аргументов и за и против каждого решения.Но если вы обращали внимание, то «почему-то» профессионалы используют именно зеркальные камеры.

Правда, у зеркалок есть ряд недостатков: высокая стоимость, существенный размер, необходимость уметь снимать. Пытаясь удовлетворить стремление к совершенству конечного потребителя, мировые производители фототехники выпускают новые камеры стремясь устранить перечисленные выше недостатки, так появился сегмент беззеркальных фотоаппаратов.

Они меньше чем зеркалки, поддерживают съемные объективы, часто имеют полноценную матрицу, но, качество съемки при этом страдает. Но к нашей радости технологии не стоят на месте и на суд покупателям выпустили Canon EOS 100-D – полноценная зеркальная камера, сочетающая положительные качества зеркальных камер (качество снимков, максимум настроек) и беззеркальных камер (компактные размеры и, относительно, невысокая цена – вместе с объективом 18-55 - 800 USD).

Что же предлагает нам производитель?

Основным трендом в современной технике стал переход систем управления на сенсорные панели. Камера EOS-100D может похвастать значительным сенсорным дисплеем, куда перенеслись некоторые функциональные клавиши. Для человека, привыкшего к традиционному расположению управляющих кнопок, возможно, будет не просто привыкнуть к новому решению инженеров Canon, но потом уже без сенсорного дисплея он не сможет обойтись.

Появление модели, как обычно, стартует с США, в России ожидаем перед майскими праздниками, так что поклонники марки смогут сделать свои первые кадры на свою Canon-EOS-100-D уже в ближайшие недели. Несмотря на то, что на полках магазинов камера появится в ближайшее время, производителю удалось уместить в ней актуальные разработки и технологии, которые позволят камере не попасть в число аутсайдеров ближайшие несколько лет.

На вооружении:

18МП CMOS матрица APS-C (1,6), для снимков 5184*3456 пикселей;

Многоточечная система фокусировки (9 точек);

Широкий диапазон светочувствительности 100-6400 (ISO), 12800 (Н1);

Оптический видоискатель;

Поддержка карт памяти популярных форматов SDXC, SDHC, SD;

Поддержка объективов типа EF и EF-s, вспышек SpeedLite;

Современный процессор DIGIC-5;

Съемка в режиме burst (4 кадра в секунду);

Запись FullHD видео (30fps);

Многозонное измерение экспозиции;

Стандартный аккумулятор.

Характеристики камеры не отстают от своих старших «полноразмерных» соседей по линейке Canon. Тем не менее, камера имеет ряд особенностей, что может повлиять на выбор того или иного человека.В первую очередь хочу отметить компактность камеры.

Для профессионалов удобство управления и «железные» кнопки, часто, имеют больший вес чем размер и навороты. В тоже самое время, с профессиональным фотоаппаратом, который имеет большую стоимость, не всегда удобно появиться в общественном месте или сходить в гости. Поэтому однозначно говорить, что Canon-EOS-100-D камера не для профессионалов нельзя.

Скорее всего, она подойдет многим в качестве второй камеры. Или как проба пера для начинающих фотографов или просто любителей, которые хотят в большей степени проявить себя как фотографов, но не готовы платить за профессиональную технику.

Именно на этот сегмент потребителей и рассчитывают маркетологи Canon, поэтому и цена модели остановилась посредине между профессиональной техникой и любительской

Так и случилось, её показали общественности именно в Лас-Вегасе. Создателям удалось совершить невозможное. Они сконструировали зеркальную камеру, масса которой не превышает 420 граммов!

Внешний вид и комплектация

Данная модель принадлежит к бюджетному сегменту. Хотя о ценнике создатели пока не говорят. На Amazon новинку можно предзаказать за $897. Это уже весьма приличные деньги. Но покупатель за них получит фотоаппарат с достойными характеристиками. Это определенно стоит того.

Внешне камера не очень сильно отличается от предшественницы. Устройство стало чуть более стильным. С конвейера будут сходить два варианта фотоаппарата, отличающиеся цветовой раскраской. Черная камера будет продаваться в подавляющем большинстве магазинов. Ну а красный вариант придется поискать, его тираж окажется более ограниченным.

Камера оказалась богатой на органы управления. Сильнее всего это заметно по верхней части рукоятки. На этой панели находится большое количество дисков и кнопок. Можно сказать, что свободного клочка пространства в этом месте практически не осталось. На задней стенке кнопки тоже присутствуют. Однако место под большой палец с соответствующей фактурой всё же никуда не делось. А ещё зеркальная камера имеет в своём составе «горячий башмак». Опытные фотографы обязательно будут его использовать, наплевав на встроенную вспышку.

Указанная выше цена относится только к «тушке». Должны поступить в продажу и варианты с тем или иным китовым объективом. Подобные наборы очень популярны среди новичков, отказываться от них нет смысла. Японцы во время анонса сообщили, что на прилавки магазинов обязательно поступит комплект с объективом AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3,5-5,6G ED VR. Стоить он будет примерно $1200. Если такой ценник пугает, то будет существовать вариант с объективом AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3,5-5,6G VR II. За него будут просить $1000. Само собой, цены указаны для американского рынка. О российской стоимости фотоаппарата пока гадает даже само руководство Nikon. В такое вот непростое время мы живем.

Матрица и процессор

Сразу же следует отметить, что для данного фотоаппарата следует покупать оптику, наделенную системой автофокусировки (AF-S). В противном случае придется наводиться на резкость вручную. Объясняется это тем, что в составе камеры нет никаких фокусировочных моторчиков.

Внутри данной зеркалки находится сенсор формата Nikon DX. Его разрешение составляет 24,2 Мп. Отсутствие оптического низкочастотного фильтра позволяет надеяться на повышенную четкость. Хотя говорить об этом пока рано, ведь фотоаппарат ещё не попал в руки журналистов. А качество фотографий следует оценивать только по тестовым снимкам, которые сейчас доступны лишь сотрудникам Nikon.

Пока мы можем отметить лишь факты. Некоторые из них вызывают определенные эмоции. Например, следует заметить, что зеркалка получилась очень тонкой. Её размеры составляют 124 x 97 x 70 мм. Конечно, до показателей системных камер ещё далеко, но в руках устройство лежит уже заметно удобнее. Хотя опытным фотографам от этого ни тепло, ни холодно. Они уже привыкли к массивным зеркалкам. Однако следует помнить, что эта модель в первую очередь создавалась для новичков. Для новичков, способных выложить за фотокамеру свыше 65 тысяч рублей.

Матрица здесь способна предложить диапазон ISO 100-25600. На высоких значениях чувствительности обязательно будет появляться цифровой шум. Бороться с ним станет процессор EXPEED 4. А ещё такой чип позволяет снимать видео в разрешении Full HD и с частотой 60 кадров в секунду. Начинающим операторам или видеоблогерам такая камера должна понравиться. Достаточно вспомнить, что для продукции Nikon регулярно выпускается большой ассортимент аксессуаров, помогающих в видеосъемке. К данной зеркалке можно подключить и стереомикрофон, существенно улучшающий качество звука. Процессор показывает свою мощь и в серийном режиме фотосъемки. Он способен обрабатывать до пяти кадров в секунду. Буфер обмена — невероятно вместительный. Благодаря ему максимально серия составит 100 фотографий.

Дисплей и прочие особенности

На задней стенке новинки имеется 3,2-дюймовый ЖК-дисплей. Он состоит из одного миллиона пикселей. Это делает картинку невероятно четкой, объект без труда можно рассмотреть во всех деталях. А ещё экран наделен сенсорной подложкой, благодаря чему упрощается навигация в меню. Дисплей разрешается поворачивать, что позволяет задействовать необычные ракурсы. Никуда не делся и оптический видоискатель, приходящий на помощь при ярком солнечном свете.

Зеркальная камера Nikon D5500 получила большое число улучшений, которые сложно заметить при первом взгляде. В частности, это касается встроенной электроники. Автоматика научилась в короткие сроки подбирать те или иные сюжеты, ориентируясь на условия съемки. Всего существует 16 уникальных сценарных режимов, их можно выбирать и принудительно. Словом, это ещё раз говорит о том, что новинка предназначена для начинающих пользователей.

Немного разочаровывает только автофокусировочная система. Системные и компактные фотокамеры некоторое время назад начали предлагать огромное количество точек фокусировки. Здесь же используется лишь 39-точечная автофокусировка. 9 датчиков имеют крестообразный тип. Честно говоря, мы рассчитывали на большее. Но и с такой системой зеркалка должна отлично отслеживать перемещение объектов и фокусироваться за считанные мгновения. Создатели говорят, что они тестировали фотокамеру на съемке футбольного матча. Они уверяют, что устройство со своей задачей справлялось превосходно.

Подведение итогов

Большего о камере пока сказать невозможно. Как вы поняли, она состоит в основном из достоинств. Недостатков же здесь — кот наплакал. Теперь остается дождаться официального начала продаж. Именно тогда фотоаппарат станет доступен журналистам. А это означает появление полноценных тестов, в которых оцениваются не характеристики, а качество фотографий. Только после этого можно будет рекомендовать Nikon D5500 к покупке или отговаривать от такого шага.

— Самое мощное фотоувеличение – в 83 раза; 2 — Недорогая камера с хорошим увеличивающим эффектом. Одна из популярных у потребителей моделей. 1 – Гармоничное соответствие между ценой и свойствами; 2 – Более качественные снимки за счет усиленной светосилы. Электронная стабилизация изображения;

3 — Компактная камера с сенсорным дисплеем.

В период, когда цифровые фотоаппараты только стали появляться на рынке, определяющим значением было число мегапикселей. Оно говорило о качестве картинки. Теперь технические возможности аппаратуры расширились, и объем матрицы – это не главное качество для фотоаппарата.

Разнообразие цифровых фотоаппаратов позволяет подобрать экземпляр по разным параметрам – по габаритам, объему функционала и так далее. Чем меньше размеры камеры, тем скромнее будут возможности оптики и аккумуляторной батареи. Покупатели выбирают модели разных классов для своих потребностей. Надо учитывать, что тем выше стоимость аппарата, тем выше его возможности. Производители откликаются на запросы потребителей. Они выпускают камеры для съемок подводных ландшафтов, для домашнего фотографирования и для путешествий. Беря с собой в поход съемочную камеру, важно, чтобы она не занимала много места, была легкой и делала качественные снимки в любых погодных условиях. Современные цифровые аппараты заменяют громоздкие зеркальные аналоги.

Чтобы выбрать лучшую модель по своим требованиям покупателю надо знать особенности каждого экземпляра. Ведь даже у знаменитых брендов есть более и менее удачные цифровики.

Хорошие фотокамеры по демократичным ценам

Небольшие по размерам камеры предназначены для любительской съемки. Она понятна в использовании, ее удобно брать и в путешествие, и на праздник. Они имеют достаточные возможности для непрофессиональной съемки. Качество звука, тормозящий автофокус – незначительные минусы этих камер.

Оценка (2018): 4.6

Преимущества: Самый качественный зум оптики

Страна-производитель: Япония

Аппарат был выпущен в производство в 2015 году и имеет лидерство по качеству оптического зума. Расширенные возможности фокусирования дают возможность вести съемку в помещении и на улице с одинаковым успехом. Довольно высококачественные для любительских аппаратов кадры можно получить в дневное и ночное время.

Для непрофессиональных репортеров важно, чтобы настройки устанавливались просто, и лучше, автоматически. Кнопки для настроек расположены на корпусе. Эта модель по форме похожа на старые зеркальные фотоаппараты, его удобно держать в руках во время съемки за счет резиновых нескользящих вкладок. Для транспортировки нужен специальный футляр.

Для получения хороших четких кадров во время съемки изображение хорошо стабилизируется и фокусируется. Камера четко снимает статичные объекты на близком расстоянии. Для быстро движущихся фигур она не совсем подходит. Скорость съемки – 1 кадр в 2 секунды. Для спортивных репортажей эта техника не подойдет.

Оценка (2018): 4.9

Преимущества: Высокие характеристики по скорости съемки при небольшой цене

Страна-производитель: Япония

Устойчиво держится на рынке эта модель многие годы. Она является победителем по мнению потребителей. Стальной стильный корпус защищает аппарат от механических ударов и царапин. Особое покрытие защищает от пятен. Высокая светочувствительность объектива зависит от открытой до F2.7 диафрагмы.

Видеосъемка ведется в режиме Full HD, это дает качественный быстрый кадр и четкое изображение движущихся объектов.

Эта модель не предназначена для профессиональной съемки, отсутствуют ручные настройки диафрагмы и выдержки. Для фотографа достаточно будет элементарных знаний и навыков в фотосъемке. Отрицательным моментом в характеристике этой техники является недостаточное качество фотографий при автоматической съемке. Автоматика не может сбалансировать автофокус и белый цвет. Но это не мешает модели держать лидирующие позиции в линейке бюджетных камер уже 5 лет.

Хорошие недорогие фотоаппараты высокого качества

Оценка (2018): 4.5

Преимущества: Усовершенствованный видоискатель, совмещенный автофокус

Страна-производитель: Китай

Небольшие габариты делают аппарат похожим на обычные мыльницы. Но набор функций и их качество намного выше, чем у первых цифровиков. Он не поместиться в маленькой сумочке, имеет довольно выпуклый объектив. По методу управления он больше похож на пленочные камеры. Здесь имеется кнопка ручной настройки изображения. От обычных аналогов он отличается способом включения. Для этого надо повернуть кольцо объектива. Он полностью не убирается в корпус фотоаппарата в нерабочем положении.

Автоматически белый цвет не устанавливается – возможны засвеченные изображения. Во время съемки появляются нехарактерные шумовые помехи. Камера чутко реагирует на свет – можно снимать в полутьме плохо освещенного помещения и на улице в поздний час. Кадры будут четкими. Расширенные возможности предоставляет амплитуда фокусных расстояний от 28 до 112 мм.

Аппарат доступен по цене в классе своих возможностей. Он популярен у покупателей. Хорошее качество видеосъемки обеспечивается высокой скоростью – 12 кадров в секунду. Множество дополнительных функций выступают бонусом к основным характеристикам этой модели.

Оценка (2018): 4.9

Преимущества: Баланс стоимости и качественных характеристик

Страна-производитель: Япония

Достоинства Недостатки
  • Прочный корпус
  • Автоматическая настройка фокуса
  • Поворотная вспышка
  • Высокая цена

Японский фотоаппарат лидирует в своем классе, несмотря на высокую цену. Небольшой по размерам аппарат вмещает в себя поистине японское качество и объем функций. Прочный стильный корпус удобно ложится в руку при работе с ним. Объектив немного выступает за границы корпуса.

Можно вести универсальную съемку без сложной настройки. Этим фотоаппаратом можно работать и в помещении и на открытом воздухе. Снимать можно в любую погоду и время суток. Это одно из главных преимуществ модели. Она обладает хорошей светочувствительностью. ISO обеспечивает рабочее состояние до 1600. Наведение и настройка фокуса – автоматическая. Есть формат RAW.

Для выравнивания баланса света и тени поворотная вспышка направляется вверх. Среди прочих функций – поворачивающийся экран, горячий башмак, Wi-Fi

Качество снимков для «карманного» цифровика – отличное. Большой набор настроек, в том числе, и автоматических, делает эту модель востребованной даже у профессионалов. Поэтому она и занимает лидирующую строчку в своем классе.

Лидеры в классе усовершенствованных цифровых фотокамер

Продвинутые аппараты покупают опытные любители, знающие толк в фотосъемке и профессиональные фотографы. Компактный и легкий фотоаппарат не занимает много места в багаже путешественника, но позволяет запечатлеть все самое яркое из увиденного в лучшем виде.

Эти модели находятся на верхней ступени эволюции подобной техники, они дают качественное изображение за счет возможности использования автоматики и ручных настроек, усовершенствованной оптики. Кроп – фактор приближает качество изображения к 35 — миллиметровой пленке

Оценка (2018): 4.6

Преимущества: Одна из самых востребованных камер своего уровня

Страна-производитель: Япония

Японская камера имеет довольно высокую цену, которая оправдывается высоким функционалом аппарата. Начали выпускать эту модель в 2014 году. Ее приобретают любители и фотографы, для которых имеет большое значение качество снимков.

Широкая диафрагма дает возможность работать без вспышки в условиях хорошей освещенности. При ярком свете срабатывает притеняющий серый фильтр. При пятикратном оптическом зуме можно вести макросъемку.

Видеосъемку можно вести в режиме Full HD. Есть подвижный сенсорный экран, Wi-Fi, автофокус.

Из негативных сторон надо отметить отсутствие видоискателя. Его придется приобретать дополнительно.

Оценка (2018): 4.8

Преимущества: Оптимальная стоимость. Самая качественная видеосъемка

Страна-производитель: Япония

Второе место по популярности в своем классе потребителями отдано модели PANASONIC LUMIX DMC–LX 100. Это самый небольшой по размерам аппарат, но в нем сосредоточены все достижения современных технологий для этой техники. Это высококлассный функциональный фотоаппарат.

Им пользуются взамен зеркальных приборов профессиональные фотографы. Отличительной особенностью является набор ручной настройка всех основных функций. Это важное свойство техники для знатоков и профессионалов. Все системы настраиваются на корпусе модели.

В модели сочетаются свойства хорошей видеокамеры и фотоаппарата. Ею можно делать видеоролики и хорошие снимки для своего архива или рабочих материалов.

Оценка (2018): 4.9

Преимущества: Самое качественное ведение съемки, оптимальная фиксация фокуса

Страна-производитель: Германия

Достоинства Недостатки
  • Возможность настраивать функции вручную важны для профессиональной работы
  • Высокая скорость видеосъемки
  • Встроенный видоискатель с полным обзором
  • Горячий башмак
  • Кнопочный сенсорный экран
  • Просветленная оптическая система
  • Бесшумный спусковой затвор
  • Нельзя изменить фокусное расстояние в настройках
  • Небольшая мощной батареи

В ряду профессиональных камер, несмотря на заоблачную цену, Leica занимает первое место. Этому есть оправдание. Немецкая видеотехника – образец высоких технологий. Это, фактически, самое совершенное достижение в области производства видео и фотоаппаратуры.

Недосягаемым для конкурентов этот аппарат делают самые качественные снимки. Его матрица по техническим параметрам равносильна профессиональному зеркальному аппарату. Можно снимать качественно с самого близкого расстояния.

Но и у этого «солнца» есть пятна – фиксированное фокусное расстояние нельзя изменить настройками. Придется подойти ближе к объекту съемки или, наоборот, удалиться от него. Запас собственной батареи небольшой. Но ее можно усилить дополнительным аккумулятором.

Лучшие фотоаппараты с ультразумом

Цифровые фотокамеры этого класс не могут быть миниатюрными из-за мощной оптики. Они по внешнему виду похожи на зеркальные аппараты. Главной их превосходной чертой является сильное увеличение объекта. Зум- свойства позволяют снимать даже кратеры вулканов на Луне. Они имеют мощность увеличения как телескопы обсерваторий.

При этом картинка получается не очень четкой, но впечатляющей. Эту модель можно использовать для съемки кадров на большом расстоянии. Например, в природном заповеднике при наблюдении за животными на воле.

Оценка (2018): 4.6

Преимущества: Недорогая камера с хорошим увеличивающим эффектом. Одна из популярных у потребителей моделей

Страна-производитель: Япония (сборка Китай и Таиланд)

Для мощной камеры по доступной цене отведено одно из лидирующих мест в линейке фотоаппаратов с ультразумом. Она имеет ресурс увеличения в 50 раз. Широкий фокус искажает свойства изображения, и картинка получается немного размытая.

Мощная матрица (21 мегапиксель) соревнуется в универсальности с профессиональными зеркальными аппаратами.

Аккумулятор дает возможность сделать 300 кадров. Его надо часто заряжать, это не очень удобно, особенно, если съемки ведутся в полевых условиях.

Оценка (2018): 4.7

Преимущества: Самое мощное фотоувеличение – в 83 раза

Страна-производитель: Япония

Фотоаппарат имеет внушительные размеры по ширине из-за выдающейся вперед оптической системы. Это лидирующая модель по параметру увеличения изображения. Японцы – лучшие в сфере создания оптики для фотосъемки. Они сделали недосягаемый по степени увеличения объектив.

Использоваться эта техника может как любителями природы, так и учеными, которые снимают небесные тела и движущиеся в небе объекты.

Любители природы могут запечатлеть полет птиц, удаленные объекты, до которых невозможно добраться. При съемке этим аппаратом они будут четко изображаться на фотографии. Астрономы – любители могут сделать целую серию портретов Луны и звезд.
Для получения более четкого изображения скорость съемки замедлена – 7 кадров /сек. При работе с удаленными объектами потребуется установить камеру на неподвижный штатив.

Наиболее четкие снимки получаются в яркий солнечный день.

Цифровые камеры для фотосъемки под водой с герметичным корпусом

Защищенность от проникновения влаги в аппарат играет большую роль для тех, кто любит отдыхать у воды, заниматься лыжным спортом, снимать подводный мир. Самые совершенные модели могут работать на глубине 15 метров. Для такой съемки необходимо дополнительное освещение.

Оценка (2018): 4.6

Преимущества: Компактная камера с сенсорным дисплеем

Страна-производитель: Япония (сборка Китай)

Защищенный от воды корпус предохраняет камеру от погодных катаклизмов. Она пользуется спросом у любителей экстремальных видов отдыха. Это устройство запросто помещается в любом кармане и всегда находится под рукой. Зум – 5 крат. Это одна из первых моделей влагоустойчивых фотоаппаратов. Она постепенно морально устаревает, уступая место более совершенным аналогам. По сравнению с ними качество снимков оставляет желать лучшего. Светочувствительность довольно низкая – она позволяет снимать под водой только у поверхности в светлое время суток.

Оценка (2018): 4.8

Преимущества: Более качественные снимки за счет усиленной светосилы. Электронная стабилизация изображения

Страна-производитель: Германия

Цена полнокадровой зеркалки ставит эту модель на ступень ниже лидера. Качество съемки – отличное, герметичный корпус защищает механизм от вредной и влажной среды.

Помимо этого есть защита от грязи, от ударов. Аппарат может снимать при любой погоде и в любой среде, в том числе, и под водой. Батарея рассчитана на 1 час такой съемки под водой. Большим преимуществом является высокая светосила – аппарат делает качественные снимки в сумерках и под водой. Самое близкое расстояние для съемки – 20 см. Идеальная резкость достигается фиксированной фокусировкой.

Оценка (2018): 4.8

Преимущества: Гармоничное соответствие между ценой и свойствами

Страна-производитель: Индонезия

Достоинства Недостатки
  • Пятикратный зум
  • Возможность макросъемки
  • Wi-Fi и GPS
  • Автонастройка диафрагмы и выдержки
  • Недостаточная светочувствительность при подводной съемке

Стоимость для многих потребителей играет не последнюю роль. При этом все хотят иметь многофункциональный аппарат. Таким компромиссом является модель Никон.

Для отдыха – это универсальное решение. Защищенный корпус, небольшие объемы и вес понравятся экстрималам. У этой камеры – масса положительных отзывов покупателей. При демократичной цене она имеет все характеристики современных цифровых устройств. Ею можно работать даже на морозе.

Очень любопытная статья от Якова Учителя. У автора - собственная версия, почему мы постоянно нет-нет да сомневаемся, что убийцей был лакей-эпилептик...

* * *
Незнакомец усмехнулся, вспомнив фразу,
сказанную одним его московским
приятелем: «Все человечество делится на
три категории: на тех, кто читал «Братьев
Карамазовых», на тех, кто еще не читал, и
на тех, кто никогда не прочтет». «Есть еще
одна категория, – подумал незнакомец, –
те, кто видел «Братьев Карамазовых» в кино…»
Е. Евтушенко. «Ягодные места»

Заявим сразу: Федора Павловича Карамазова убил его старший сын Дмитрий.
Освежим сюжет для тех, кто подзабыл… В провинциальном русском городе жил-был беспутный и распутный вдовый 55-летний помещик Федор Павлович Карамазов. Время действия – вскоре после отмены крепостного права. Сын его от первой жены – 28-летний Дмитрий, взбалмошный отставной армейский капитан. Дмитрий в ссоре с отцом и агрессивно претендует на часть материнского наследства. Два сына от второго брака. Первый – 23-летний высокообразованный Иван – гостит у отца и живет у него в доме. Второй – 20-летний Алеша, религиозно одаренный и с детства высокоморальный, – подвизается послушником в местном монастыре (прототипом которого была Оптина Пустынь). Есть еще четвертый как бы брат – Смердяков. Сын юродивой, по слухам, плод ее незаконной связи с Федором Павловичем. Смердяков служит в доме предполагаемого отца лакеем и поваром и пользуется безграничным доверием Федора Павловича. Федор Павлович и Дмитрий влюблены в местную красавицу из простых – Грушеньку и страшно ревнуют ее друг к другу. В середине романа Федора Павловича находят дома мертвым с проломленным черепом. Подозрение сразу падает на Дмитрия, неоднократно грозившего убить отца. Множество улик подтверждают его вину, и Дмитрия арестовывают и судят. Однако Иван получает от Смердякова признание в убийстве Федора Павловича. Смердяков якобы давно задумал это преступление и ждал лишь удобного случая, когда все подозрения сойдутся на Дмитрии. Разговор Ивана со Смердяковым происходит вечером накануне суда. А ночью Смердяков повесился. Суд присяжных не поверил рассказу Ивана и приговорил Дмитрия к двенадцати годам каторжных работ. Но автор и читатели не сомневаются, что приговор несправедлив и настоящий убийца – Смердяков.
Итак, стержень последнего романа Ф. М. Достоевского – отцеубийство. Этого никто не оспаривает. Совершить преступление должен был главный герой, каковым, безусловно, является Дмитрий Федорович. (Объявленный в «От автора» Алексей Федорович должен стать главным только во второй – ненаписанной – части дилогии. И к этому мы еще вернемся.)
Как же было дело? В крайнем возбуждении очутился Митя у отцовского дома.
«И старик чуть не вылез из окна… стараясь разглядеть в темноте… Митя смотрел сбоку и не шевелился. Весь столь противный ему профиль старика, весь отвисший кадык его…» и т. д. «Личное омерзение нарастало нестерпимо. Митя уже не помнил себя и вдруг выхватил медный пестик из кармана…»
На этом в действии провал, обозначенный выразительным отточием. Разумеется, Митя сокрушил череп родителя. И в тексте романа почти ничто этому не противоречит. Сразу после отточия двусмысленные слова: «Бог, как сам Митя говорил потом [выделено Я. У.], сторожил меня тогда…» Далее происходит кровавый инцидент с Григорием. Старый слуга Григорий заметил бегущего Дмитрия, бросился в погоню и получил медным пестиком по голове. И как ни стремительно развивались события, но до момента, когда Митя «кинулся на забор, перепрыгнул в переулок и пустился бежать», прошло, как минимум, несколько минут. И все это время, по версии Мити и Смердякова, Федор Павлович должен был оставаться живым и невредимым. Он ни в коем случае не мог замереть в молчании, а обязан был истошно вопить и звать на помощь. История же, рассказанная Смердяковым, шита белыми нитками.
Смердякову просто незачем убивать Федора Павловича. С целью ограбления? При абсолютном доверии барина к сыну-лакею практичнее было бы просто украсть пресловутые три тысячи рублей, не рискуя двадцатью годами каторги. Скорее, он себя оговорил, чтобы насолить Ивану и возвыситься над ним. Чего и добился. Это была цель его жизни, выполнив каковую, он повесился. Он взял на себя убийство, чтобы по воле автора оправдать подлинного убийцу.
Тему самооговора Достоевский уже поднимал в «Преступлении и наказании». Любопытно сравнить двух героев, принявших на себя чужую вину.
Вот Миколка, объявивший себя убийцей старухи-процентщицы. «Перво-наперво это еще дитя несовершеннолетнее, и не то чтобы трус, а так, вроде художника какого-нибудь… Невинен и ко всему восприимчив. Сердце имеет, фантаст. Он и петь, он и плясать, он и сказки, говорят, так рассказывает, что из других мест сходятся слушать. И в школу ходить, и хохотать до упаду оттого, что пальчик покажут, и пьянствовать до бесчувствия, не то чтоб от разврата, а так, полосами, когда напоят, по-детски еще <…> и сам он еще недавно целых два года в деревне у некоего старца под духовным началом был… Рвение имел, по ночам Богу молился, книги старинные «истинные» читал и зачитывался. Петербург на него сильно подействовал, особенно женский пол, ну и вино».
А теперь Павел Федорович Смердяков. «Человек еще молодой, всего лет двадцати четырех, он был страшно нелюдим и молчалив. Не то чтобы дик или чего-нибудь стыдился, нет, характером он был, напротив, надменен и как будто всех презирал.<…> Он и в Москве, как передавали потом, все молчал; сама же Москва как-то чрезвычайно мало заинтересовала, так что он узнал о ней разве кое-что, на все остальное и внимания не обратил.<…> Но женский пол он, кажется, так же презирал, как и мужской, держал себя с ним степенно, почти недоступно. <…> Вот одним из таких созерцателей и был наверно и Смердяков, и наверно тоже копил впечатления свои с жадностью, почти сам еще не зная зачем».
При сравнении этих потрясающе симметричных характеристик просто очевидно, что две такие полные противоположности где-то сойдутся. Они и подошли с разных сторон к одной точке – самооговору. Соответственно натурам и проделано: Миколка – эмоционально, при всем честном народе, а Смердяков – хладнокровно, одному Ивану.
Итак, Дмитрий должен был убить и убил. В романе нигде прямо от автора не говорится, что Дмитрий не убивал, а Смердяков убил. Убийство описывается только от лица подозреваемых, а единственный объективный свидетель Григорий обличает Дмитрия.

Теперь ненадолго отвлечемся от братьев Карамазовых и поговорим о высшем предназначении литературы.
Настоящая литература существует для того, чтобы в художественное пространство спроецировать важнейшие духовные проблемы нашего мира и разрешить их там. После этого эти проблемы будут решены в нашей реальности. По меньшей мере, появится такая возможность.
Одной из древнейших дошедших до нас книг является Библия, что в переводе с древнегреческого собственно и означает «книга». Библия – это Священное Писание, и написано оно под диктовку Святого Духа. Но никто не отрицает, что писали ее, хоть и под диктовку, простые люди, правда, литературно одаренные. Собственно Библия – это совокупность всей существовавшей на тот момент и доступной иудейским книжникам литературы. Точнее, той литературы, которую они сочли достойной канонизации. Все религии, опирающиеся на Библию, разумеется, не считают ее просто беллетристикой. А чем же тогда? Библия – это путь постижения Бога, путь очищения человека. Именно сам путь, а не пособие по его изучению. Конкретные события, описанные в Священном Писании, все эти войны и казни, свадьбы и рождения детей, строительства и путешествия и т. д. на самом деле описывают процессы, происходящие не в физическом пространстве, а в потустороннем, божественном мире.
Есть основания полагать, что вся великая мировая художественная литература столь же богодухновенна. Почти все великие писатели признавали, что они лишь проводники, а не авторы. Вспомним легенды о музах и даймонах. Да и что такое вдохновение, как не дыхание божества? Не пора ли включить в священный канон всю великую художественную литературу? «Илиаду» и «Одиссею», «Божественную комедию» и «Дон Кихота», «Гамлета» и «Фауста», «Евгения Онегина» и «Мертвые души», «Войну и мир» и «Преступление и наказание» давно следовало канонизировать. Да и «Робинзон Крузо», «Три мушкетера», «Двенадцать стульев» и «Мастер и Маргарита» не будут лишними в этом ряду.
Достоевский взвалил на себя самую тяжелую часть задачи, решаемой богодухновенной литературой, – предельно низвести героя на самое дно, сохранив его бессмертную душу для последующего очищения и преображения.
Даниил Андреев в «Розе Мира» пишет о Достоевском: «…главная особенность его миссии: в просветлении духовным анализом самых темных и жутких слоев психики. …Возникает уверенность, что чем ниже были круги, ими [героями Достоевского. – Я. У.] пройденные, о п ы т н о [разрядка Д. А.], тем выше будет их подъем, тем грандиознее опыт, тем шире объем их будущей личности и тем более великой их далекая запредельная судьба».
Рекорда в опускании героя в бездну Федор Михайлович достиг в «Преступлении и наказании» (полагаю, это мировой рекорд). Некто с целью ограбления, вполне осознанно, хладнокровно убивает топором противную старуху. Этого мало – он еще раскалывает череп почти святой юродивой Лизавете. И что потом? Все симпатии автора и (я уверен) всех читателей на стороне этого крокодила. Фантастика!!! Но грандиозная задача была выполнена полностью. Раскольников осознал, раскаялся, почти очистился и уже стоял на пороге преображения.
Но противная старуха и случайная Лизавета не удовлетворили Достоевского. Да и Раскольников – безусловный интеллигент (образованец), а таких великие русские писатели (Достоевский, Толстой, Солженицын) на дух не переносят. Надо ставить более серьезную задачу, хотя, казалось бы, дальше некуда. Но это для кого угодно, только не для Достоевского. Размах гения! На свет появляется Дмитрий Федорович Карамазов. Туповатый, невежественный солдафон, пьяница, «сладострастник» и хулиган. Как же можно превзойти Раскольникова? Надо проломить голову медным пестиком родному отцу и для закрепления успеха – старику слуге, в свое время бескорыстно заменявшему ему родителей. После этих выдающихся деяний не «бледным ангелом» ходить и рефлексировать, как Раскольников, но пропьянствовать всю ночь в душевном подъеме и даже между делом в картишки перекинуться. Залюбуешься! И вот тут, наконец, Федор Михайлович притормозил и оглянулся. Но не оттого, что испугался собственного размаха. Нет, просто по ходу дела Достоевский беззаветно влюбился в своего героя и решил выручить Митю. И начал корректировать жестокий эксперимент. Сначала отменил убийство отца (Дмитрием), а затем воскресил Григория.
Роман был задуман как отцеубийство – 1-я часть (Дмитрий) – и цареубийство – 2-я часть (Алеша).
«Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили…» Таково известное свидетельство А. С. Суворина (в его дневнике) о намерении Достоевского продолжить «Братьев Карамазовых». «Он» – это «тишайший» Алеша, казалось бы – само воплощение нормы среди «ненормальных», обладатель счастливой психологической организации.
«…То, что должен был совершить Алеша, с точки зрения государства являлось прямым покушением на само государство: это была бы тягчайшая, не заслуживающая ни малейшего снисхождения вина. Вина, требующая предельной кары. Но, как мы уже говорили, даже такое преступление не могло бы коренным образом изменить отношения к главному герою «Братьев Карамазовых». Так же как убийство Раскольниковым старухи-процентщицы не лишает его окончательно ни авторских, ни читательских симпатий».1
Чем гениальнее писатель и чем значительнее произведение, тем менее поведение героев зависит от произвола автора. Изменить уже назревшую, сложившуюся ситуацию в романе может быть не легче, чем в жизни. Однако дорогой ценой можно. И автор в этом случае несет ответственность перед Господом, как нарушитель воли Божьей. Последствия такого нарушения проявляются в трех плоскостях:
- в романе;
- в жизни автора;
- в посмертии автора.
Оправдание Дмитрия (автором) привело к невыполнению главной задачи романа – т. е. глубочайшему падению главного героя, последующим страданиям, мукам совести, раскаянию и преображению. Дмитрий Карамазов должен был уподобиться великим раскаявшимся грешникам, которые так угодны Господу (блудный сын, раскаявшийся разбойник на кресте, Мария Египетская и множество других).
К каким же последствиям в сюжете привело желание автора увести любимого героя от ответственности? Во-первых, пришлось подставить под медный пестик несчастного Григория. Зачем это понадобилось? Дело в том, что бурные события в Мокром являются кульминацией романа. Но без предшествующего убийства все эти страсти теряют смысл. Необходимы Митины угрызения совести и крики про старика и кровь. Причем проломить голову отцу не до конца как-то неудобно (драматургически – хотя бы потому, что это уже было в первой части романа), а статисту-слуге – сойдет. Таким образом, первым грехом Федора Михайловича стал поверженный Григорий. Далее пришлось засунуть в петлю Смердякова. Ведь Иван, без сомнения, вытащил бы его на суд, а там уж самооговор лакея разъяснился бы. Все это привело к тяжелой болезни Ивана вследствие очевидной его вины в смерти отца в случае убийства последнего Смердяковым.
Последствия в жизни были просто катастрофическими. Если Дмитрий невиновен, то роман теряет смысл. Это раз. Теряет смысл и вторая часть романа: без предшествовавшего отцеубийства главным героем как-то уходит из-под ног Алеши почва для цареубийства (опять же драматургически это будет не очень обоснованно). Но Достоевский все равно взялся бы за вторую часть. Писать ее, не разоблачив Дмитрия, было невозможно. Что же делать? Господь разрешил это неразрешимое противоречие, забрав Достоевского к себе. Следовательно, безвременная кончина величайшего романиста всех времен и народов явилась результатом беззаветной любви к охламону Митьке Карамазову!
Но это еще не всё. Я позволю себе высказать гипотезу, на которой не буду настаивать. Прошу выслушать меня непредвзято.
Все узлы, завязанные в романе, были реально завязаны в инфрафизических слоях. (Прошу не придираться к терминологии. Если хотите, называйте эти области потусторонним, тонким, астральным, ментальным и т. п. миром.) И процесс там пошел. Если бы Федор Михайлович написал роман, как было задумано, то, может быть, в тонких же мирах все и разрешилось бы. А так напряжение зашкалило, и через месяц после смерти Достоевского энергия выплеснулась бомбой народовольцев, разорвав царя-освободителя. Как говаривал герой Булгакова: «Вот до чего эти трамваи доводят!»
В «Преступлении и наказании» очень важная человеческая проблема была решена. Грубо говоря, проблема состояла в следующем: можно ли убивать противных и богатых старушек, чтобы потом на их деньги творить добро? Достоевский убедительно доказал, что нельзя. Для этого ему пришлось измучить несчастного Раскольникова, но цель была достигнута. С той поры благородные студенты не бегают с топорами за богатыми старушками. А, уверяю вас, если бы не Федор Михайлович, то крушили бы старушечьи черепа до сих пор. Суть дела состоит не в том, что теперь мы знаем, что это плохо. Знали и без Достоевского. Просто в том, ином мире реальный инфрафизический Раскольников убил столь же реальную инфрафизическую Алену Ивановну. А запланированного результата не достиг, потерпев жизненный и идейный крах. Этот факт стал достоянием всего человечества, включая и тех, кто не только не читал «Преступления и наказания», но и не слыхал о Достоевском.
На повестку дня была поставлена следующая проблема. Сформулируем ее столь же примитивно. Можно ли убивать православного царя, чтобы тем самым осчастливить человечество? Решить эту задачу можно было экспериментально в описанном пространстве идей, в потустороннем мире литературных героев. Достоевский с задачей не справился. Пришлось Желябову и Перовской ставить этот эксперимент в физическом пространстве.
В уже цитировавшейся «Розе Мира» Даниила Андреева утверждается существование пространства метапрообразов героев произведений мирового искусства. То есть где-то в параллельном, но вполне реальном мире живут и самостоятельно действуют Андрей Болконский и Чичиков, Фауст и Гамлет, Татьяна Ларина и Сольвейг и т. д. Образы героев уловлены авторами, и они не только существуют на бумаге, но и в некоем реальном пространстве, в котором в дальнейшем живут и действуют независимо от автора произведения. Это относится только к персонажам выдающихся творений. Само собой, в этом удивительном мире действует множество героев Достоевского. Дадим слово Д. Андрееву: «Многим и очень многим гениям искусства приходится в своем посмертии помогать прообразам их героев в их восхождении. Достоевский потратил громадное количество времени и сил на поднимание своих метапрообразов, так как самоубийство Ставрогина и Свидригайлова [о самоубийстве Смердякова не упоминается! – Я. У.], творчески и метамагически продиктованное им, сбросило пра-Ставрогина и пра-Свидригайлова в Урм. К настоящему моменту все герои Достоевского уже подняты им: Свидригайлов в Картиалу, Иван Карамазов и Смердяков достигли Магирна – одного из миров Высокого Долженствования. Там же находятся Собакевич, Чичиков и другие герои Гоголя, Пьер Безухов, Андрей Болконский, княжна Марья и с большими усилиями поднятая Толстым из Урма Наташа Ростова. Гетевская Маргарита пребывает уже в одном из высших слоев Шаданакара, а Дон Кихот давно уже вступил в Синклит Мира, куда вскоре вступит и Фауст». Разъяснение терминов «Урм», «Картиала», «Магирн», «Синклит Мира» и пр. – смотрите в «Розе Мира». Грубо говоря, это что-то вроде кругов Ада и небес Рая, которые земные и неземные существа проходят после смерти в зависимости от своих грехов и добродетелей. Из приведенной цитаты ясно, что Смердяков занимает там позицию не хуже Ивана Карамазова и явно лучшую, чем Свидригайлов. Отсюда можно заключить, что своего предполагаемого отца он не убивал и самоубийство не вменено ему в грех. Заподозрить Даниила Андреева в намерении обелить Смердякова невозможно. Тем показательнее его свидетельство. Отметим отсутствие упоминания в цитате об Алеше и Дмитрии Карамазовых. Похоже, они находятся в Аду пониже Ставрогина и Свидригайлова, не говоря уже о Смердякове и Иване.
Дмитрий, расплачивающийся за несостоявшееся отцеубийство, а Алеша – за несостоявшееся цареубийство, завязали такой кармический узел, который многострадальная Россия не распутала до сих пор. Речь идет о литературных отцеубийстве и цареубийстве. Долг литературного героя – совершить написанное ему на роду преступление. Тогда в реальной жизни преступления можно будет избежать. Позволю себе предположить, что английская революция ХVII века была менее кровавой, чем французская XVIII века, т. к. в Англии был Шекспир, а во Франции всего лишь Мольер.
Любопытно проследить – в какой же момент по ходу романа вызрела Митина невиновность в отцеубийстве? В предварительном следствии в Мокром участвует множество персонажей – правоохранителей и свидетелей. Ни у кого нет сомнений в виновности Мити. По окончании всех допросов Митя страстно обращается к Грушеньке: «…верь Богу и мне: в крови убитого вчера отца моего я неповинен!» Грушенька сразу и безоговорочно ему поверила. Похоже, в этот момент впервые поверили и читатели. После этих драматических событий «…Митя был спокоен и даже имел совсем приободрившийся вид, но лишь на минуту. Все какое-то странное физическое бессилие одолевало его… Приснился ему какой-то странный сон, как-то совсем не к месту и не ко времени… Избы черные-пречерные… много баб… все худые, испитые, какие-то коричневые у них лица. Вот особенно одна… костлявая… а на руках у нее плачет ребеночек… и ручки протягивает, голенькие, с кулачонками, от холоду совсем какие-то сизые». «Почему бедно дите, почему голая степь, почему они почернели от черной беды?» – вопрошает Митя.
Почему бедно дите? Один из важнейших символов. Да потому бедно, что именно в этот момент (написания романа) Достоевский решил простить Митю. Если бы Дмитрий донес свой крест, дите не было бы бедно.
Примерно с этого момента Митя пребывает в радостном настроении уже до конца романа. Почему же? Грушенька полюбила? Да никогда в жизни! Любому ясно (и даже недалекому Мите), что она как полюбит, так и разлюбит. И ревновать теперь он может сильнее прежнего. А дело в том, что всю первую часть романа Митя был подавлен, предчувствуя свой крест. Каковой предчувствовали все, начиная с Зосимы. На протяжении всей первой половины романа Митя знал, что убьет отца. А в Мокром до отъезда с приставом уже знал, что убил, но как-то неуверенно, надеясь в горячечном тумане, а вдруг это был страшный сон. Причем в этом сне все путалось: то ли убил отца, то ли нет. А может, и отца и Григория? А может, одного Григория? И вот тут при переборе вариантов затеплилась мыслишка: а вдруг вообще никого? Дай, Господи, чтобы это был только сон! Но для литературного героя творец и господь – автор. Так что мольбы Дмитрий Федорович возносил Федору Михайловичу. И последний внял. Здесь и мелькнуло, казалось бы, не имеющее отношения к делу видение с дитем. Настолько оно ни к селу ни к городу, что сразу ясно – это столь же важно, как и явление великого инквизитора в скотопригоньевском трактире. Над дитем тяготеет карма русского народа.
Дите бедно потому, что Дмитрий не убил отца и Алеша не убил царя в романе (!). И поэтому Желябов (реальный концентрат Раскольниковых, Ставрогиных и Иванов Карамазовых) и Софья Перовская (она же Настасья Филипповна и Аглая, Екатерина Ивановна и Грушенька) взорвали Александра II на канаве. Напомню, что на другом конце канавы Родион Романович убил старуху и честно принял свой крест. Очень верно одна главка труда И. Волгина называется «Алена Ивановна и русский царь». Два эти несопоставимые убийства связаны между собой крепче, чем… не знаю даже, с чем и сравнить.
Достоевский взвалил на себя и почти справился с самой грандиозной задачей, стоящей перед смертными. Он разрешал человека от греха. Суть первородного греха – восстание человека против Бога. Собственно, любой грех – это восстание против Бога, но чаще косвенно. А у Достоевского герои сплошь и рядом восстают непосредственно. В жизни разрешить человека от греха – дело Христа. А вот в литературном пространстве это возможно для немногих титанов человечества. Достоевский – не последний среди них. Он взвалил на себя решение проблемы грядущих революционных потрясений. И до поры до времени успешно справлялся с ней. В частности, появление романа «Бесы» притормозило, а то и устранило гнусную «нечаевщину». Но из-за спины «нечаевщины» выползла более духовная и фанатичная «желябовщина». Взялся Достоевский развязывать и этот узел. Все шло хорошо. Для разбега было необходимо отцеубийство. Оно свершилось. Тут-то и споткнулся Федор Михайлович. А колесо-то уже раскрутилось.
Совершив ошибку, оступившись, Достоевский как бы подорвал защитные механизмы. А черные силы не дремлют. Кровь хлынула горлом. Самые грандиозные в ХIХ веке похороны. Почувствовала Россия, какого богатыря потеряла… А через месяц – взрыв на Екатерининском канале. Только Достоевский и мог предотвратить.
Рассмотрим два сослагательных варианта.
1. Если бы Достоевский довел «Братьев Карамазовых» до задуманного конца. Скорее всего, либеральное царствование успешно продолжалось бы. Народовольцы разочаровались бы в своих идеях и раскаялись бы, как Лев Тихомиров. В процветающей, богатой и мирной России до сих пор была бы конституционная монархия, как в Великобритании, а жизнь еще слаще.
2. Если Федор Михайлович вообще не брался бы за «Братьев Карамазовых». Процесс стал бы вялотекущим. Народовольцы не раскаялись бы. Но их обезвредили бы. Так или иначе, болезнь была бы облегчена. Эволюция замедлилась бы, может, даже слишком…
Однако произошло то, что произошло, и это было самое худшее…

1 Игорь Волгин. Последний год Достоевского. Изд. 2-е. С. 25, 33.