РАЗДЕЛ II. КВАЛИМЕТРИЯ
ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КВАЛИМЕТРИИ
Понятие квалитологии
Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелководья, что всякое уменьшение осадки судов на 1 % приводит к повышению цены на 0,6 %. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров качества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены.
Позже в голландском журнале «International shipbuilding progress» на основании дальнейших исследований были опубликованы поправки к индексу цен в зависимости от параметров качества судов (1957, № 37).
Данные работы сформировали новую науку квалитологию.
Квалитология – наука о качестве. Структура квалитологии представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура квалитологии
Понятие квалиметрии. История развития
В рамках квалитологии было сформировалось новое научное направление, получившее название «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латинских терминов «gualitas» - «качество» и «metro» - «мера». Соответственно, квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.
Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие «качество».
История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой задачи квалим етрии – определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом – годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания по стандартизации – «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов». Сам этот комитет был создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.
Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам расчетной оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны в 1965 году постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», предусматривающего введение государственной аттестации качества продукции. При проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление оцениваемой продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики.
В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она вызвала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека.
Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения различных методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну область знаний, названную квалиметрией. Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которой составляли работники научно-исследовательского института стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов.
За рубежом развитие квалиметрии обусловлено жесткой конкуренцией, стремлением фирм-производителей продукции в максимальной степени удовлетворить потребности потребителей, чтобы обеспечить сбыт своей продукции и получить максимальную прибыль. Это заставляет разработчиков продукции анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответствующих методик оценки. Во многих странах, например в США, предпроектная оценка качества продукции является одним из общепризнанных принципов обеспечения качества. Вопросы квалиметрии начиная с 1971 года регулярно обсуждаются на международных конференциях Европейской организации по контролю качества – ЕОК.
Структура квалиметрии
Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий. Ее структура показана на рисунке 1.2:
1) общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:
Система понятий (терминология);
Теория оценивания (законы и методы);
Аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);
Теория квалиметрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров);
2) специальные квалиметрии – в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:
Экспертная квалиметрия;
Квалиметрическая таксономия (от греческих слов: «taxis» – расположение, строй, порядок, «nomos» – закон; таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение);
Вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);
Индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества);
Рисунок 1.2 – Структура квалиметрии
3) предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:
Квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;
Квалиметрия труда и деятельности;
Квалиметрия решений и проектов;
Квалиметрия процессов;
Субъектная квалиметрия (персонала);
Квалиметрия спроса;
Квалиметрия информации.
Как можно увидеть, квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии – как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно-невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).
Основные понятия в области квалиметрии
В квалиметрии оперируют рядом понятий, к которым относятся следующие:
1) свойство – объективная особенность объекта, проявляющаяся при его создании или эксплуатации (применении, использовании) в соответствии с его назначением, например, высота одного из помещений объекта; эстетичность интерьера объекта; стоимость участка земли, отводимого под застройку объектом, и т.д. Иначе говоря, свойство – характеристика объекта, которая способствует или препятствует удовлетворению общественной потребности, связанной с использованием объекта по его назначению;
2) сложное свойство – это такое свойство объекта, которое может быть подразделено на более простые свойства, например, сложное свойство «объем помещения» может быть подразделено на «площадь помещения» и «высота помещения»;
3) простое свойство – это такое свойство объекта, которое не может быть подразделено на другие свойства. Например, свойства «длина помещения» и «ширина помещения» уже нельзя подразделить на какие-либо другие свойства;
4) функциональность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих основное назначение объекта, его утилитарную сторону, функцию. Например, функциональность склада характеризуется надежностью, удобством и объемом хранения. Функциональность жилого дома – надежностью и удобством проживания в нем;
5) эстетичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих визуальную привлекательность объекта (с учетом как его интерьера, так и экстерьера), а также его сочетаемость с окружающей средой;
6) экономичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих затраты на создание и эксплуатацию объекта за расчетный срок его службы;
7) качество – сложное свойство, определяемое совокупностью его функциональности и эстетичности;
8) интегральное качество объекта – наиболее сложное свойство объекта, определяемое совокупностью его качества и экономичности.
9) оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством;
10) уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер.
Похожая информация.
Подготовлена для энциклопедического словаря-справочника
Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов Квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу). Квалиметрия - область практической и науч. деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.
Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве. Объект Квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, Квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.
Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа. С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в Квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).
В Квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется на следующих принципах:
ЛитератураProfessor Garry G. Azgaldov , a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow. Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии (1968-2009):
|
В рамках общей квалиметрии разрабатываются теоретические проблемы. Среди них сегодня выделяются четыре группы проблем разной обобщённости.
1. Самые общие – это проблемы наличной системы понятий и её терминологического (знакового) отображения. Иными словами, это проблемы предмета особой науки – «квалиметрия». Именно с этим предметом непосредственно имеют дело работники науки на теоретическом её уровне.
2. Далее выделяются проблемы «квалиметрической аксиоматики» (полной системы аксиом и правил, связанных с оценкой качества), или концептуального ядра в общей квалиметрии. Здесь рассматриваются исходные положения науки. В их число входят, прежде всего, определение объекта квалиметрии, определение её общих проблем, определение её принципов и её методов.
3. Особый раздел в рамках общей квалиметрии представлен проблематикой особенной «теории оценивания». Эта частная теория раскрывает законы оценивания как особой познавательной деятельности и методы этой деятельности.
(В общем же, наряду с общей теорией квалиметрии, следовало бы говорить о квалиметрической методологии. Именно в её рамках рассматривается вся область способов измерения качества: от уровня обыденного познания (с позиции «здравого смысла») через уровень профессионального познания (с позиции «компетентной экспертизы») до уровня понятийного познания – посредством инструментального технологизированного измерения).
4. Самые частные проблемы, выделяемые в рамках общей квалиметрии, это группа проблем теории квалиметрического шкалирования. (Существенное обстоятельство: будучи частным в рамках общей квалиметрии, шкалирование является общим моментом в рамках теории измерения.
Общая квалиметрия как практика – это учёт того, насколько взятая отдельность совершенна в сравнении со взятым её эталоном. Методологически-квалиметрическая практика – это учёт, использование, модификация и новаторская разработка подходящих способов измерения качества. Практика «квалиметрической аксиоматики» предполагает, что мы осознанно используем актуальные, ситуативно-функциональные (т.е. адекватные) меры на основе законов мышления и в соответствии с принятыми принципами. И, наконец, практика квалиметрического шкалирования – это осознанное использование при измерении качества всего диапазона возможностей, который предоставляется четырьмя вариантами классического шкалирования. В общем, квалиметрия как область человеческой деятельности, теоретическая и практическая, имеет фактически системную, а на теоретическом уровне – системологическую природу. И, по существованию, у квалиметрии выделяются такие атрибуты, как предметность, константность, целостность, обобщённость, структурность.
Специальная квалиметрия
Экспертная квалиметрия
Экспертный метод решения квалиметрических задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов.
Эксперт - это специалист, компетентный в решении данной задачи (от лат. слова "expertus" - опытный). Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.
Особенность экспертной квалиметрии заключается в том, что она ориентирована на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки.
Экспертный метод (метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов:
·метод "мозговой атаки", который предусматривает генерирование идей участниками экспертной группы в творческом споре;
·метод "мозгового штурма", который заключается в том, что одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
·морфологический метод, который основан на морфологических матрицах, содержащих системные взаимосвязи между всеми элементами объекта. В левой части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - возможные способы их осуществления;
·синтаксический метод, который предполагает генерирование идеи, использование аналогий из других областей знаний;
·метод "Дельфы", который предусматривает анонимный опрос группы экспертов по специальным анкетам с последующей статистической обработкой материала.
Экспертный метод применяется там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. - все это решения, принимаемые на основе экспертных методов.
Экспертные методы оценки качества продукции могут использоваться при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при решении многих частных вопросов, связанных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экспертные методы применяются:
·при общей (обобщенной) оценке качества продукции;
·при классификации оцениваемой продукции;
·при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;
·при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;
·при оценке показателей качества продукции органолептическим методом;
·при выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;
·при сертификации продукции.
Экспертный метод оценки уровня качества продукции не должен использоваться, если качество можно оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами.
Результаты общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, очевидно, нет возможности принимать какие-либо инженерно-технические решения. Этот метод может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных (численно выраженных) сведений об уровне качества приобретаемой продукции и т.п.
Однако следует отметить, что экспертный метод для оценки многих показателей качества технической и другой продукции (например, эстетических) является единственно возможным.
В экспертной квалиметрии выделяются два основных класса экспертиз. Первый - это класс интеллектуальных экспертных методов (ИЭМ), основанный на привлечении интеллекта (опыта, знаний) специалиста, второй - это класс сенсорных экспертных методов (СЭМ), состоящий в использовании сенсорных (чувствительных) возможностей человека (специалиста).
Механизм экспертизы на основе ИЭМ. Эксперт (группа экспертов) оценивает качество продукции (или только нескольких ее свойств) на основе вопросов (ответов) и дополнительной информации, поступившей из вне, в виде системы необходимых сведений об объекте оценки и критериях оценки (например, от квалиметролога).
Критерии, по которым осуществляется экспертиза качества, подразделяются на общие и конкретные. К общим критериям относятся сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, представления и нормы. Конкретные критерии для эксперта - это реальные требования к качеству продукции данного вида, установленные в нормативных и других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев выступает также комплекс базовых значений показателей качества, характеризующих планируемую или проектируемую продукцию. Характеристики реально существующих высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или за рубежом, тоже являются конкретными критериями для экспертов.
В соответствии с критериями оценки качества эксперт генерирует выходную информацию в следующем виде:
·информацию о предпочтениях, т.е. в семантических (передавающих все содержание, информацию, один из разделов семиотики, науки изучающей свойства знаков и знаковых систем) оценочных шкалах;
·информацию в определенных числовых шкалах (номинальных,
метрических и др.);
·информацию о выборах оцениваемых объектов.
На основе экспертных оценок качества лицо, принимающее решение, (ЛПР) выдает свое заключение.
Механизм экспертизы на основе СЭМ. При применении СЭМ информация, как правило, формируется в непосредственном сенсорном контакте с объектом оценки. При этом особенность СЭМ состоит в том, что критерий оценки является внутренней информацией, отражающей потребности эксперта. Это означает, что эксперт в оценке качества выступает как потребитель.
Класс СЭМ по своему содержанию шире традиционно понимаемых органолептических измерений, использующих зрительный, слуховой, тактильный и другие анализаторы (органы чувств). Он охватывает также методы оценки качества, основанные на фиксируемых ощущениях испытателей различных видов техники (например, транспортных средств).
В теории организации субъекта экспертизы раскрываются основные факторы организации экспертных процедур оценки качества и тем самым реализуется деятельный аспект экспертной квалиметрии.
Основные аксиомы и принципы, отражающие закономерности организации экспертной оценки:
1. Эксперты должны выбираться с одинаковыми компетентностью и квалификацией. В этом случае действует гипотеза равноточности оценок отдельных экспертов.
С целью повышения качества экспертных оценок создается рабочая группа.
Разнообразие экспертной группы как по числу экспертов, так и по их специальностям должно соответствовать разнообразию свойств и показателей оцениваемого качества.
Это положение позволяет сформулировать групповой принцип экспертного покрытия: для сложных объектов оценки группа экспертов областью своей компетентности должна полностью охватывать пространство оцениваемого качества.
Важное требование организации экспертных процедур - минимальное психологическое напряжение эксперта. С учетом этого требования вытекает принцип иерархизации экспертной оценки, который служит регулятором при построении графа (дерева) экспертизы с учетом иерархии свойств.
Экспертные оценки по своей информационной емкости ограничены уровнем текущей информированности экспертов и объемом их знаний. Данная аксиома - методологическое основание необходимости обучения экспертов.
Экспертная квалиметрия есть измерение (оценка) качества объектов и работ на основе или привлечения "плохо" формализуемого опыта (памяти) экспертов (Э), или на основе измерения с помощью органов чувств ("сенсоров") эксперта (органолептическое измерение).
Теория экспертной квалиметрии, представляя собой часть квалиметрии вообще, одновременно входит неотъемлемой компонентой в теорию решений, в психологическую теорию решений, в теорию Выбора. Этим определяется специфика экспертной квалиметрии, которая перебрасывает "мосты" между общей теорией измерения качества (квалиметрией) и такими ее измеренческими ветвями. как психометрика, теория измерения спроса, социометрия и т.п. , где активную роль играет человек, его ощущения, потребности, интересы и т.д.
Теория объекта экспертной квалиметрии - это теория качества рассматриваемого объекта и соответственно определенная теоретическая компонента квалитологии- В данном случае она выступает как связующее звено экспертной квалиметрии с общей квалиметрией и квалитологией и определяет решение таких вопросов как классификация свойств и показателей качества (ПК), выбор показателей качества для ЭО и т.п.
Теория оператора экспертной квалиметрии направлена на разработку методов обработки экспертной информации, методов шкалирования и свертывания (многокритериальная задача сводится к задаче с одним критерием), на обоснование моделей ОК в процессе экспертизы. Так как оператор экспертизы есть совокупность операций, совершаемых субъектом над объектом ОК, то теория оператора экспертной квалиметрии отражает в себе особенности субъекта и объекта ЭО и в значительной степени связана с остальными теоретическими компонентами экспертной квалиметрии. Так, например, теория субъективных оценок и шкалирований, базирующаяся на психофизике и психологической теории решений, одновременно выступает и неотъемлемой компонентой, теории оператора экспертизы. Однако наряду с этой зависимостью в теории оператора экспертной квалиметрии имеются теоретические компоненты, обладающие "внутренними" источниками саморазвития и опирающиеся на нормативную теорию выбора, математическую теорию шкал, таксономию (теорию классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение), кластерный анализ (многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы) и т.д.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
по предмету: Управление качеством
на тему: Квалиметрия
Введение
5. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии
Заключение
Введение
В последнее время появилось большое количество научных монографий и отдельных статей, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.
Это свидетельствует о том, что в настоящее время формируется новая наука, наука о качестве продукции.
Что же составляет предмет этой науки? Предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.
Проблема измерения и количественной оценки качества продукции в настоящее время является узловой проблемой всей науки о качестве продукции.
Поэтому вполне естественно, что наука о количественной оценке качества квалиметрия - привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов, занятых в промышленности.
Квалиметрия изучает методологию и методику решения вопросов, лежащих в основе деятельности по регламентации показателей качества в нормативной документации, оценке уровня качества и контролю качества в процессе приемо-сдаточных, периодических, типовых и сертификационных испытаний.
Значительное внимание в этой области уделяется вероятностным и статистическим методам, методам оценки уровня качества, обработки и анализа результатов испытаний, методам интерпретации результатов и принятия решений. Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1. Общая квалиметрия.
2.Специальная квалиметрия.
3. Предметные квалиметрии.
У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы: экономический, технико-экономический, общенаучный и систематический. Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии.
Основной целью данной работы является изучение основных понятий, принципов и задач квалиметрии как науки.
1. Объект, предмет и структура квалиметрии
В системе знаний о качестве можно выделить три взаимосвязанных и в то же время различимых по объектам изучения и используемым методам области: квалиметрия, управление качеством продукции и услуг, сертификация.
Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции. Квалиметрия как специальная область науки разработана голландскими учеными Дж. Ван Этингером и Дж. Ситтигом.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
Общая квалиметрия
Специальная квалиметрия
Предметные квалиметрии
Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).
В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно-статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно-ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.
Предметная квалиметрия - по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.
Теоретическая (общая) квалиметрия. Абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Теоретические основы и методы оценок качества различных объектов и процессов, используемые в различных прикладных разделах квалиметрии, практически одинаково.
Специальная Разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. Здесь различают: экспертную; вероятно-статистическую; индексную; квалиметрическую таксономию.
Прикладная или предметная с учетом предмета оценивания являются квалиметрия продукции (техники), труда и деятельности, проектов, процессов (в широком смысле) и др. Прикладные разделы квалиметрии взаимосвязаны и с другими науками: техническими, социальными, медицинскими, геологическими.
Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся:
1. представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки;
2. сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества;
3. расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно-неизмеримые объекты;
4. акцент в предмете квалиметрии на внеэкономических методах оценивания.
У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы:
Э кономический;
Технико-экономический;
Общенаучный;
Систематический.
Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов.
Технико-экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно-затратных мерах эффективности, технико-экономических показателях, технико-экономических уровнях и т.д.
Общенаучный статус определяется философско-методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).
Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности - все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению. Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.
2. Принципы и задачи квалиметрии
Основные задачи квалиметрии:
a. обоснование номенклатуры показателей качества,
b. разработка методов их определения и оптимизации,
c. оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий,
d. разработка принципов построения обобщенных показателей качества
e. обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии - теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.
Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в следующем.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. квалиметрический качественный количественный продукт
В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей. Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения - без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества итакого е показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.
3. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии - науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.
Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество - это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом. Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество - это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. Итак, качество - атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.
Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения.
Объективное свидетельство - данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.
Контроль - процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.
Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.
Валидизация - подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены.
Квалификация - демонстрация способности выполнять установленные требования.
Требования - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.
Свойство - это особенность объекта.
Размер - свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности.
Величина - значение, количественная характеристикаразмера.
Измерение - определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема. Измерение - это предмет метрологии - науки об измерениях физических размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точности результатов измерений. Оценивание бывает:
1. количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»); 2.количественным или квалиметрическим. Количественное оценивание - определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана. Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера.
Единица измерения - условная величина, по сравнению с которой определяют значение (величину) размера.
Физическая величина - количественная характеристика размера конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или процесса), измеряемая физическими единицами измерений. Единица физической величины или физическая единица измерения - эта физическая величина фиксированного размера, условно принятая для сравнения с ней однородных величин, которой присваивается числовое значение, равное 1. Например: 1м - единица длины,1кг - единица веса и др.
Нефизическая величина - величина нематериального размера, оцениваемая неинструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей. Физическими величинами являются численные значения, например, массы тела, его объема, температуры и др. Нефизическими величинами оценивают ум, знания, безопасность, привлекательность и т. д. Измеряемые величины могут быть размерными и безразмерными.Размерность - указатель рода величины в соответствующих единицах измерений.
Параметр - величина частной составляющей измеренной физической величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой пример. Обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры - величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.
Показатель - это численное значение размера, по которому можно судить о состоянии, изменении или развитии чего-либо.
4. Система понятий и определений квалиметрии
Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования, представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402.
Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др.
Свойство. Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции:
Атрибутивную.
Функционально-кибернетическую.
Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект - объект. В ней свойства выступают как результат познания определенного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции - атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное свойство.
Функционально - кибернетическая концепция определяет свойства через взаимодействие в системе объект - объект или объект - среда. Синонимами свойства являются: способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию времени”. Деление взаимодействийна внутренние и внешние, по отношению к объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и внутренние.
Внутренние - это появления новых свойств у целого, т.е. целостных элементарных свойств.
Внешние - это источник изменения свойств во времени, динамичности качества. К ним относятся:
* проектная,
* производственная
* экспериментальная среды.
Структура. Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий характеризует внешнюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях: в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает, как структурно - расчлененная совокупность свойств (функций), а вторая определяет морфологическую структурность.
Структурность качества - это основа принципа функционально-кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества включено в отношения, тем уже множество, на которое оно реализуется.
Количество. Особенность понимания взаимодействия качества и количества состоит в более дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением на экстенсивное и интенсивное.
Интенсивное количество - позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с качеством.
Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как количество однородных в определенном смысле свойств и качеств.
Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества, характеризующее развитость и интенсивность свойств.
Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще одну грань принципа внешне - внутренней обусловленности качества и соответственно его моментов.
Динамичность - это изменениеинтенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во времени. Развертывание принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам: отражение и жизненный цикл.
Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл системного исследования: качество процесса продуцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса.
Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных этапов:
Проектирование
Изготовление
Эксплуатация
Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов.
5. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.
Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии:
1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла (в количественной и качественной формах), пригодной для установления.
2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.
3. Основными методическими принципами квалиметрии являются:
Принцип измеримости свойств и оценка качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.
Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности.
Принцип сравнения качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.
При достоверности результатов измерения и оценки, реализуемые путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества оцениваемогообразца и выбранных эталонных образцов.
4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств.
5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и (или) относительным значением показателя качества и коэффициентом вязкости. Установление абсолютных значений показателей качества может производиться на основе физических экспериментов (методами метрологии), на основе психологических экспериментов, (методами экспериментальной психологии), экспертные измерения эстетических и эргономических свойств на основе построения аналитических моделей функционирования объекта (методами определения эффективности, разработанными в технических и экономических науках). Относительное значение показателя качества определяется сопоставлением значений показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной погрешности.
6. В квалиметрии объектами оценки являются: качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии - изготовителе данной продукции.
7. С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных показателей, задач и методов оценки качества.
Заключение
Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
В настоящее время квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся как к технике, так и экономике.
В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.
Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.
В данном реферате были отражены основные понятия квалиметрии как науки, её характеристики, принципы и основные задачи.
Список использованной литературы
1. Азгальдов Г. Г. «О взаимосвязи качества и потребительской стоимости. Стандарты и качество», Москва, 1998г.
2. Гличев А. В. «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 1992г.
3. Райхман «О квалиметрии», «Стандарты и качество», Москва, 1993г.
4. Федюкин В.К. Квалинтология: Учебное пособие. Часть 1. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
5. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.
6. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2002.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Квалиметрия как наука, ее роль в управлении качеством. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии. Показатели качества продукции. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества, их особенности, условия и области применения.
курсовая работа , добавлен 14.02.2012
Основная идеология всеобщего менеджмента качества как экономическая категория. Анализ основных свойств, показателей качества и признаков продукции. Изучение квалиметрии, науки о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
контрольная работа , добавлен 10.09.2014
Объект, предмет и структура квалиметрии. Методы и подходы, применяемые в оценочных исследованиях. Понятия качества, результативности и эффективности. Виды, цели и задачи оценки результативности социального обслуживания. Проведение оценочного исследования.
курсовая работа , добавлен 22.05.2013
Структура квалиметрии, объединяющей количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению ним. Структура основных общих показателей качества. Органолептический (сенсорный) метод определения показателей оценки качества.
контрольная работа , добавлен 23.04.2016
Вопрос улучшения качества продукции как средство повышения конкурентоспособности. Основные задачи квалиметрии, разработка методов и видов определения оптимальных значений показателей качества. Классификация промышленной продукции и показателей качества.
реферат , добавлен 27.11.2009
Методологические принципы квалиметрии, ее существенные отличия от метрологии. Формирование иерархической структуры качества продукции. Единичные, комплексные, интегральные и базовые показатели качества, их характеристики. Методы оценки уровня качества.
реферат , добавлен 09.12.2009
Появление и понятие квалиметрии как научной дисциплины. Основные задачи и ряд специфических терминов квалиметрии. Показатели качества продукции. Анализ ГОСТа 51331-99 Продукты молочные "Йогурты", который распространяется на йогурты из коровьего молока.
контрольная работа , добавлен 15.03.2011
Квалиметрия как научная дисциплина, ее сущность, отличия от метрологии, методологические принципы, правила, методы, задачи. Сущность и классификация показателей качества услуг. Особенности и значение присуждения Премии Правительства РФ в области качества.
доклад , добавлен 10.12.2009
Понятие и задачи квалиметрии. Классификация показателей качества продукции, ее производство с учетом международных стандартов. Количественные и качественные характеристики сельскохозяйственной продукции. Функции службы управления качеством на предприятии.
реферат , добавлен 23.01.2012
Пример декомпозиции процессов системы менеджмента качества. Структура процессов, ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования, индикаторы для оценки функционирования. Состав поддерживающих процессов. Квалиметрия - наука о качестве продукции.
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ
Квалиметрия
Курс лекций
для студентов дополнительных образовательных программ
всех форм обучения
Г. Екатеринбург-2006
Курс лекций составлен в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования от 02.03.2000 №686 и учебным планом по направлению подготовки по дисциплине «Менеджмент» (ГОС-2000) для студентов дополнительных образовательных программ всех форм обучения факультета Экономики и управления, 86 с.
Курс лекций разработал
к.э.н., доцент В.А. Шапошников
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы ……………………………..4
1. История возникновения квалиметрии…………………………………..4
2. Методология, принципы и задачи квалиметрии……………………….8
Тема 2. Квалиметрические шкалы и методы измерений……………..11
1. Классификация квалиметрических шкал……………………………...11
2. Характеристики качества и квалиметрические шкалы……………...18
3. Основные методы измерений…………………………………………..21
Тема 3. Технология определения качества технической продукции ..26
1. Принципы и процедуры оценки качества……………………………..26
2. Классификация показателей качества…………………………………28
Тема 4. Методы оценки качества технической продукции ………….31
1. Способы получения приведенных значений показателей свойств….31
2. Оценка качества продукции по ее важнейшему показателю…………34
3. Оценка качества по обобщенному показателю группы свойств……..35
4. Дифференциальный метод……………………………………………...36
5. Комплексная оценка качества…………………………………………..42
6. Смешанный метод оценки………………………………………………51
7. Интегральной метод оценки уровня качества…………………………53
8. Оценка качества продукции по ее экономической эффективности….56
9. Метод экспертной оценки показателей качества и свойств продукции..58
10. Метод оценки уровня качества разнородной продукции……………76
Литература……………………………………………………………..81
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...81
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.
1. История возникновения квалиметрии.
Термин «квалиметрия» происходит от корней двух слов: «квали» – качество и «метрия» – измерение и количественная оценка чего-либо.
Известно, что качество – это наиболее общая научная категория, смысл которой выражает определенность сущности или сущностную определенность любого объекта. Качество характеризуется совокупной оценкой всех его свойств, признаков и отношений с другими объектами.
Квалиметрия –это самостоятельная наука, входящая в состав качествоведения – комплексной науки о качестве (рис. 1).
Рис. 1. Структура качествоведения
Квалиметрия – научная область и учебная дисциплина о методах количественного оценивания качеств различных объектов. Численные оценки качеств и отдельных свойств объектов используются при обосновании и принятии управленческих решений для последующего обеспечения и улучшения сущности предметов, явлений и иных процессов, а также для управления видами деятельности, связанными с менеджментом качества.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;
2 – специальные квалиметрии больших группировок (классов) объектов, например, квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;
3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции (определение технического уровня машин), квалиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалиметрия труда, квалиметрия образования и т.д. и т.п.
Измерение и оценка качества всегда были одним из важнейших направлений в сфере производственной деятельности.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин.
Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойств продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX – начале XX в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.
Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.
В 20-30 годах ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.
В годы «холодной войны» двух социальных систем (капитализма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) продукции.
В первой половине прошлого века в экономически развитых странах
Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении качества продукции.
Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».
Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д.
В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали российские авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.
1979 г. - Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».
Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.
Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод,. А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, В.К. Федюкин, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
2. Методология, принципы и задачи квалиметрии.
Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:
Во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество.
Во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения.
В-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества.
Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.
На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта.
При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, так как интересы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные
Итак, оценка качества (Q оц ) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:
Q оц = < О, С, Б, А л >,
где О – оцениваемый объект;
С – оценивающий объект;
Б – база оценки (эталон качества);
А л – алгоритм (логика и приемы) оценивания.
У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).
8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.