Нарисовать дерево с падающими листьями карандашом. Рисуем деревья


Растения – одни из самых интереснейших созданий на нашей планете, их можно изучать бесконечно и каждый раз обнаруживать потрясающие и занимательные подробности. Вот взять обычную веточку – казалось бы, чего в ней необычного? Но суть в том, что вы видите обычную ветку с листиками, покачивающимися на ветру, а на деле в этот момент там происходит немало сложных процессов, связанных с переработкой и аккумулированием солнечной энергии, испарением влаги и так далее.

В этом уроке я хотела бы подробно рассказать вам, как нарисовать веточку карандашом поэтапно. Мы уже пробовали , и , а вот вопроса о том, как рисовать именно ветки, не касались.

На самом деле я не большая любительница рисования природы – мне больше нравится , но природа очень часто становится объектом модульных картин , которые выглядят просто потрясающе – с рисунком человека такого трюка не выйдет. Поэтому делаем вывод – любой начинающий и опытный художник должен уметь рисовать природу, поэтому давайте учиться вместе.

Итак, приступаем к рисованию веточки. Нам потребуется бумага, карандаш и ластик, также можно в этот набор добавить краски, фломастеры, цветные карандаши и мелки, но они понадобятся лишь на завершающем этапе. Я пользуюсь графическим планшетом и редактором на компьютере, и вы тоже можете попробовать – например, нарисовать веточку в SAI мышкой.

Первым делом создаем вот такой легкий набросок, который определит направление ветки, ее размеры и количество ответвлений. Делайте легкие карандашные линии, чтобы их потом можно было стереть.

Теперь добавляем веткам формы и объема, делая их толще. Немногие деревья могут похвастать идеально гладкими веточками, поэтому поверхность не должна быть супер ровной.

Добавляем листики и на другую часть веточки.

Можно добавить цветочки, если вы рисуете цветущее дерево, например, сакуру или яблоню. А у нас получилось вот так.

What You"ll Be Creating

Деревья – это прекрасное воплощение богатства и разнообразия природы. Они могут жить очень долго; возраст самого древнего дерева, когда-либо обнаруженное, составляет приблизительно 5000 лет. Неудивительно, что художников всех уровней квалификации привлекают деревья, в желании передать их обаяние и разнообразие.

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать стандартное дерево, используя графитовые карандаши. Но сначала мы должны обратить внимание на некоторые основные вещи, такие как создание ветви с помощью веточек, воссоздание ощущение листвы, а также создание коры дерева.

Давайте окунёмся в мир природы и получим удовольствие!

Возможно, вас также заинтересуют следующие уроки по рисованию деревьев и листьев:

Что вам понадобится

Чтобы завершить этот урок, вам могут понадобится следующие инструменты:

  • Графитовый карандаш HB
  • Графитовый карандаш 3B
  • Ластик
  • Бумага для Рисования

1. Рисуем Текстуру Коры

Шаг 1

То, что обычно называют корой, включает в себя ряд различных тканей, которые покрывают древесину и служат защитным барьером. Например, вторичная кора является внешней тканью, которая непроницаема для воды и газов.

Почему мы начинаем с этой части дерева? Кора является заключительным элементом, который покрывает форму ствола и ветвей. Знание того, как рисовать кору, ускорит наш процесс позже, когда у нас уже будет понимание дизайна дерева, нарисованного с нуля.

Давайте нарисуем всего лишь образец коры дерева крупным планом; мы сосредоточимся на её структуре и деталях. С помощью карандаша HB , нарисуйте небольшой прямоугольник, а затем заполните его линиями, которые имитируют узор коры.

Не переусердствуйте с этим узором на ранних стадиях; просто нарисуйте что-то похожее на нестандартные ромбы.

Шаг 2

Добавьте больше деталей к рисунку с помощью карандаша HB . Отдельные участки с параллельной штриховкой помогут создать ощущение трёхмерной поверхности.

Шаг 3

С помощью карандаша 3B , затемните границы между участками коры. Вы также можете использовать точки, чтобы сделать текстуру более интересной.

Шаг 4

С помощью карандаша 3B , уменьшите контраст, покрывая образец слоем мягкой, гладкой штриховки. Далее, ещё раз акцентируйте тени. Наш образец завершён!

Шаг 5

Давайте создадим ещё один образец текстуры коры; на этот раз я нарисую большие фигуры, используя карандаш HB . Далее, также добавьте участки с мхом, а затем покройте их слоем штриховки.

Шаг 6

С помощью карандаша HB , добавьте отдельные тени на мох и кору.

Шаг 7

С помощью карандаша 3B , увеличьте контраст рисунка, подчеркивая границы между пластинами и под мхом.

Шаг 8

Добавьте больше деталей с помощью точек и короткой штриховки, используя карандаш 3B . Также затемните периметр образца, создавая ощущение глубины.

2. Рисуем Ветвь

Шаг 1

Ветвь - это древесный элемент, который соединён с центральным стволом дерева. Большие ветви известны как сучья, а маленькие ветви известны как отростки или веточки.

Ветви и веточки могут быть различной формы и размеров; поскольку ветви могут быть почти горизонтальными, вертикальными или диагональными, у большинства деревьев ветви диагональные и направлены вверх.

Давайте нарисуем стандартную ветвь; выделите базовую линию карандашом HB . Также полезно отметить место, где ветка соединяется со стволом.

Шаг 2

Нарисуйте форму ветви. Помните, что она должна иметь трёхмерную форму с круглым основанием.

Шаг 3

Удалите вспомогательные линии, а затем доработайте контур ветви.

Шаг 4

Добавьте небольшие веточки. Не бойтесь добавить столько веточек, сколько вы захотите, они должны быть разнообразными.

Шаг 5

Добавьте мелкие веточки.

Шаг 6

Нарисуйте листья; они ловят световую энергию и превращают её в сахара путем фотосинтеза, обеспечивая пищу для роста и развития дерева.

Убедитесь, чтобы листья на рисунке были разных размеров и имели разное направление. Обычно мы не видим каждый листик как отдельный элемент, но ради нашего исследования, давайте добавим штрих стилизованности.

Шаг 7

Добавьте длинные линии и группы штриховки, имитируя текстуру коры. Это так здорово, что мы уже знаем, как нарисовать кору, не так ли?

Шаг 8

С помощью карандаша 3B , затемните боковые стороны ветви, чтобы сделать её трёхмерной. Также заполните пространство вокруг листьев группами штриховки, чтобы создать ощущение глубины.

3. Рисуем Дерево

Шаг 1

Итак, мы готовы нарисовать полностью дерево. Отметьте основание дерева, а затем добавьте базовую линию.

Шаг 2

Дерево обычно имеет широкое основание и тонкую верхушку. Воссоздайте фигуру дерева, выделяя сегменты фигуры и соединяя их вместе с помощью карандашного контура.

Шаг 3

Добавьте фигуры ветвей, они отличаются по размеру и по направлению.

Шаг 4

Удалите вспомогательные линии, а затем усовершенствуйте контур. Когда дело доходит до природных объектов, то незначительные дефекты становятся чарующими!

Шаг 5

Добавьте небольшие ветки и веточки, основываясь на принципах, которые мы наблюдали в предыдущей части урока.

Шаг 6

Поскольку мы рисуем полностью дерево, то нет смысла выделять каждый его отдельный листочек. Добавьте примерные формы листьев только на нижние ветви, а также на обрамление кроны дерева.

Шаг 7

Давайте создадим ощущение листвы. Самый простой способ нарисовать большую массу листьев - это заполнить крону каракулями. Вы можете найти пример этой техники в нижнем углу рисунка на скриншоте ниже.

С помощью карандаша HB , заполните область кроны дерева с помощью каракулей, оставляя некоторые участки светлее, при этом затемняя нижнюю часть кроны.

Шаг 8

Пришло время поработать над стволом; он обычно темнее, чем листва, поэтому наличие правильного контраста жизненно важно.

С помощью карандаша HB , нарисуйте примерный узор коры, а также выделите основные тени. Обратите внимание, что мы видим эту картину на расстоянии, поэтому добавление множества деталей здесь не поможет.

Я также решила внести милое дополнение: дупло, из которого выглядывает сова.

Шаг 9

С помощью карандаша 3B , усильте контрастность рисунка. Не стесняйтесь, сделать боковые стороны дерева, а также видимые участки ветвей действительно тёмными.

Шаг 10

С помощью карандаша 3B , затемните листву, акцентируя нижнюю часть кроны. Целью здесь является достижение контрастного, но гармоничного вида.

Завершите рисунок, добавьте немного травы рядом с основанием дерева.

4. Рисуем Пень

Шаг 1

С помощью карандаша HB , нарисуйте базовую линию и основание пня.

Шаг 2

Добавьте верхнюю часть пня. Базовая линия может быть полезным инструментом для ориентира, но вам не нужно делать эту форму безупречной.

Шаг 3

Выделите текстуру коры, используя карандаш HB .

Шаг 4

Поперечное сечение пня может содержать концентрические круги более светлого и тёмного дерева - кольца деревьев (также известные как годовые кольца роста). Эти круги обычно имеют правильную форму, но иногда из-за аномальных условий роста они превращаются в волнистые линии.

Отметьте центр внутренней части ствола, а затем нарисуйте круговые фигуры, идущие от центра сечения к внешнему контуру. Я также добавила небольшие трещины, чтобы сделать рисунок более правдоподобным.

Шаг 5

С помощью карандаша HB , создайте текстуру коры. Я также добавила горизонтальную штриховку на верхнюю часть пня, чтобы подчеркнуть его плоскую поверхность.

Шаг 6

Затемните боковые стороны пня, используя карандаш 3B . Пришло время добавить детали к коре, например, маленькие островки мха, а также разнообразить структуру колец роста.

Верхняя поверхность пня может продемонстрировать интересные переходы от более тёмных тонов к светлым тонам от центра к внешнему контуру (при этом, создаётся слегка более тёмная область рядом с корой).

Шаг 7

Рисунок пня завершён, но он не выглядит правдоподобным. Поэтому, я добавила листья травы и папоротника, чтобы создать приятную природную атмосферу.

Наш Рисунок Завершён

Поздравляю! Мы создали четыре красивых графитовых рисунка с помощью графитовых карандашей. Надеюсь, что вас вдохновили деревья и вам понравился процесс рисования.

Пусть ваше творческое путешествие будет плодотворным и наполнено весельем!

Уже нарисовал +4 Хочу нарисовать +4 Спасибо +149

Рисуем лиственное дерево поэтапно

  • Шаг 1

    На листе бумаги нужно обозначить общий контур лиственного дерева, символично обозначить крону и ствол.


  • Шаг 2

    Следующим шагом рисуем «скелет»: намечаем контуры ветвей.


  • Шаг 3

    Каждое имеет крону, поэтому следует обозначить ее в полном объеме.


  • Шаг 4

    Нижние ветви у больших деревьев всегда толстые и мощные, такими и нужно их показать на рисунке.


  • Шаг 5

    Как нарисовать дерево без множества веток, которые по мере роста к верху становятся все тоньше и короче? Этим и стоит заняться на следующем этапе.


  • Шаг 6

    Ствол дерева по всей длине нужно покрыть «одеждой» - корой.


  • Шаг 7

    Ветви без листьев бывают только осенью, поэтому если рисовать дерево летом, то каждую ветку обрамляем в листву.


  • Шаг 8

    Чтобы дерево не висело в воздухе прикрепим его к земле мощным корневищем, а вокруг нарисуем травку и цветы.


  • Шаг 9

    Кора дерева имеет шероховатую фактуру, которую можно показать при помощи кривых линий и темной штриховки.


  • Шаг 10

    Более светлой штриховкой начинаем постепенно покрывать левую часть кроны.


  • Шаг 11

    Затем приступаем к правой стороне и аналогично рисуем на ней листья.


  • Шаг 12

    При помощи цвета, темных и светлых переходов нужно показать, что дерево имеет объем и форму.


  • Шаг 13

    Не стоит фанатично выписывать каждый листок в отдельности, достаточно обозначить их символично. Этого будет достаточно для правдоподобности.


  • Шаг 14
  • Шаг 15

    Финальным штрихом станет изображение бликов. Их обозначают при помощи резинки. Вот и все, теперь вы умеете рисовать лиственное дерево своими руками.

Нарисовать дерево, казалось бы, что может быть проще. Но для того, чтобы у вас получился красивый, радующий глаз рисунок нужно хорошо постараться. Не обязательно иметь талант художника, можно освоить специальные техники и у вас все получится.

Дерево можно нарисовать совершенно по разному. Это может быть яркий красочный рисунок, или же наоборот черно-белая картинка. Все зависит от вашего настроения, от тех эмоций, которые вы хотите передать.

Изобразив всего лишь одно дерево, можно передать всю обстановку вокруг него.

Как нарисовать дерево в детский сад поэтапно

Уже с самого малого возраста дети стремятся к рисованию. Годовички с удовольствием будут вам подражать, размахивая карандашом над листом бумаги. К двум годам координация рук ребенка позволит ему нарисовать самые простые вещи. В этом возрасте многие дети начинаю ходить в детский сад.

В детском саду проводят занятия, на которых дети учатся рисовать. Они начинают правильно держать карандаш, рисовать линии и круги. Родители же, должны практиковаться вместе с ребенком дома. Для этого нужно знать, как правильно объяснить начинающему художнику технику рисования того или иного предмета.

Рисование дерева также делится на несколько этапов, которые ребенок должен хорошо запомнить и освоить на практике. Не пытайтесь выполнить задание вместо него, отведя чаду роль наблюдателя. В раннем детском возрасте все манипуляции с руками, пальчиками помогают развитию речи ребенка.

Разберем самый простой способ, которому можно научить ребенка.

Первый этап заключается в том, чтобы нарисовать дерево схематично. Для этого ребенок должен понимать, что дерево растет из земли, что у него есть ствол и крона с листьями. Не забудьте, что сначала все наброски делаем простым карандашом. Сильно на него не давим, чтобы потом вам было легко убрать ненужные элементы.

Горизонтальной линией обозначаем землю, и перпендикулярно ей рисуем ствол дерева. Чтобы у дерева была крона, там где заканчивается ствол дерева, рисуем круг или овал.

Вторым этапом делаем наше дерево более реальным. Обрисуйте ствол, добавив несколько отростков корней и пару крупных сучьев.

В третий этап обрисовываем крону.

Четвертый этап. Делаем дерево реалистичным. Добавляем в центре еще несколько кружевных витков кроны, убираем все лишние детали. Дерево готово.

Как нарисовать ствол дерева

Ствол-это основа дерева. Не важно какое дерево вы рисуете, будь то одинокая березка в поле или наоборот густой сосновый бор, рисовать вы начнете со ствола.

Чтобы дерево выглядело более естественно, ствол нужно рисовать правильно, не зависимо от того, карандаш у вас в руке или кисточка. По правилам, начиная от земли ствол более широкий и постепенно сужающийся ближе к кроне.

Если вы рисуете красками, то основание рисуем широкой частью кисти, а верхнюю часть более узкой. Линия должна быть тонкой и летящей.

Старайтесь рисовать так, чтобы ствол выглядел живым. Трудно найти дерево с идеально ровным стволом или симметричными ветками. Не забывайте о тенях и бликах. Они добавят рисунку объем.

Как нарисовать ветку дерева

Дерево имеет крупные основные ветви и более мелкие ветки растущие из основных. Также как и ствол, крупные ветви толще у основания. Вид дерева определяет характер изображения ветвей. У березы ветви тянутся вверх к солнцу, у сосны или ели опускаются веером к земле.

Сделайте сначала набросок, определившись, куда будет расти ветка, сколько у нее ответвлений, какая структура.

Как нарисовать листья деревьев

Листья являются неотъемлемой частью любого дерева. Каждое деревце имеет свой вид листвы. Если у вас нет цели детально и как можно точнее изобразить дерево, то не стоит досконально прорисовывать каждый листочек.

Давайте разберем, как более реалистично нарисовать листья, к примеру кленовые.

Для начала делаем наброски, прорисовываем основу и контур. Постепенно обрисовываем весь край листа и убираем ластиком лишнее.

Добавляем листочку веточку и прожилки. Заполняем рисунок цветом. Для летнего варианта используем несколько оттенков зеленого, для осени теплые красно-оранжевые тона.

Как нарисовать дерево карандашом поэтапно

Не будем рисовать какой-то конкретный вид дерева, нарисуем обычное дерево. Следуйте всем описанным ниже шагам, и у вас получится хороший качественный рисунок.

Первый этап.

Помним, что на карандаш сильно давить не нужно, иначе потом будет сложо стереть набросок и рисунок получится грязноватым. Итак, сначала рисуем ствол и примерное очертание кроны дерева.

Второй этап.

Делаем контур ствола более четким и добавляем несколько сучьев.

Третий этап.

Пришло время прорисовать листву. Определитесь, какая погода стоит, ветреная или штиль. Если на вашем рисунке дует ветер, листва должна наклоняться в ту или иную сторону. На нашем примере безветренная погода.

Четвертый этап.

Теперь нужно убрать набросок и детально начиная снизу прорисовывать элементы дерева. Рисуем кору и ветви.

Пятый этап.

Чтобы кора была более естественна, линии должны быть как наброски, здесь не нужна аккуратность. Добавьте на этом этапе ветвь с листьями в левой части.

Шестой этап.

Продолжаем набрасывать округлыми движениями листву. Добавляем к рисунку землю.

Седьмой этап.

Выделяем ствол дерева более темным карандашом, а листву наоборот закрашиваем мягко и более светлее.

Восьмой этап.

Не забываем про игру теней. Так как солнце светит сверху, макушка кроны должна быть светлее, а там где тень, в данном случаем левый нижний угол, немного темнее.

Девятый этап.

В произвольном порядке прорисовываем немного листьев.

Десятый этап.

С правой стороны тоже добавляем немного тени под ветвями.

Одиннадцатый этап.

На последнем этапе осталось добавить блики. Для работы выполненной красками возьмите белый цвет, а если вы рисуете в черно-белых тонах просто немного постирайте ластиком.

Как нарисовать дерево поэтапно для начинающих

Если вы совсем начинающий художник, то этот способ обязательно вам подойдет. Приготовьте белый лист бумаги, карандаши в том числе и простой, и ластик.

Этап 1 и 2. Для начала нарисуем ствол и несколько тонких ветвей.

Добавляем ветвям объем, дорисовываем рядом с уже имеющимися ветками такие же линии, которые плавно переходят в новые ветви. Убираем ластиком лишние детали.

Рисуем листву. Для этого плавными кружевными линиями, как будто одеваем на дерево шапочку рисуем крону. За ней рисуем следующую, большего размера. Далее третья, самая большая крона.

Теперь осталось закрасить ствол коричневым цветом, а каждую чать кроны разными оттенками зеленого.

Как нарисовать дерево красками

Перед тем как приступить к рисованию, вам необходимо выбрать качественные краски. Лучше учиться рисовать гуашью, она не растекается в отличии от акварели. Значит рисунок будет более аккуратным.

Давайте нарисуем красками зимнюю ель.

Сначала прорисовываем коричневым цветом ствол и исходящие вверх от него ветви. Затем необходимо зеленым цветом наметить хвою. Местами краска должна быть светлее, чтобы рисунок был более живым. Внутреннюю часть ели закрашиваем зеленой краской с добавлением синего.

Ждем пока краска полностью высохнет и приступаем к снегу. Чтобы изобразить снег на ветвях, в белый цвет добавьте немного голубого.

Как нарисовать осеннее дерево

С наступлением осени природа разукрашивается всеми оттенками красного. В сентябре можно увидеть завораживающий пейзаж, когда на фоне еще зеленой листвы, пылает другая, уже красно-оранжевая. Руки так и тянутся к краскам.

Осеннее дерево рисуется также как и все, начиная со ствола. Изобразите де параллельные неровные на широком расстоянии друг от друга линии. От этих линий рисуем извивающиеся ветви.

Чтобы дерево выглядело более живым и объемным, мелкие отростки рисуем по разному, не повторяемся. Часть веточек прорисовываем четко, а часть как набросок.

Далее вырисовываем кору. Для этого наносим множество хаотичных линий и немного бугорков, чтобы сымитировать настоящую кору дерева. Чтобы дерево обрело цвет, линии коры прорисовываем красно-коричневым цветом.

Более светлым коричневым закрашиваем остальные участки, следите за линиями, они должны быть в одном направлении. Добавляем тени.

На последнем этапе добавляем дереву листву. На мелких ветвях изображаем листочки оранжево-красного цвета.

Как нарисовать красивое дерево

Каждое дерево по своему красиво. Но согласитесь, большое, с раскинутыми над землей корнями и густой кроной дерево впечатляет немного больше, чем обычный парковый клен. Чтобы нарисовать такое дерево, вам понадобится лист белой бумаги, простой карандаш и ластик.

Рисуем ствол сужающийся кверху. Внизу линии ствола соединяем дугой. Задайте направление корням в четыре стороны, и изобразите их,наподобие кривых труб, которые сужаются к низу.

Из ствола дерева выпускаем две основные ветви, между ними прорисовываем складку. Все ненужные вспомогательные линии убираем ластиком.

Кругами обозначаем места кроны. Наращивайте листву, заполняя основные круги более мелкими с контуром в виде мелких каракуль. Добавьте тень.

Как нарисовать рябину дерево

Рябина очень красива зимой, на фоне белого снега. Попробуйте нарисовать зимнюю рябину красками.

Закрасьте фон светло серым цветом, дайте краске высохнуть. Для начала сделайте набросок карандашом. У одной рябины из земли растет несколько стволов. Они тонкие и ветвистые. Небольшими овалами наметьте место будущих гроздей. Теперь можно взяться за краску.

Темно-коричневым цветом обрисовываем стволы и ветви. Берем насыщенный красный цвет и мелкими штрихами заполняем овалы. У вас получатся грозди рябины. Так как мы рисуем зимнюю рябину, на каждую гроздь положите немного снега белым цветом. Используя тот же белый, рисуем сугробы у основания.

Как нарисовать клен дерево

Кленовый лист имеет характерную остроугольную форму. Сам клен высокое ветвистое дерево.

Делаем набросок клена, рисуем ствол и шапку кроны. Далее немного ее усложняем добавив несколько полос внутри. Делим крону на части, прорисовав ветви и частично листву. Далее более детально обрисовываем крону <<колючими>> линиями.

Раскрашиваем клен оттенками желтого, оранжевого и коричневого цвета. Не забудьте добавить светотень.

Как нарисовать сакуру дерево

Красивую японскую вишню нарисовать совсем не сложно. Используем простой карандаш.

  1. Нарисуйте большой овал. Под ним изогнутый ствол дерева. От него рисуем кривые ветви, они должны немного переплетаться и виться над землей.
  2. Добавьте больше разветвлений. Так дерево будет выглядеть более густым. Приступайте к цветам.
  3. Не прорисовывайте все цветы четко, часть из них превратите только в намек.
  4. На стволе прорисуйте кору.
  5. Уберите ластиком все ненужные линии. Приступайте к работе с красками.
  6. Ствол разукрасьте темно-коричневым цветом. Линии коры-черным. Цветы закрашиваем всеми оттенками розового.

Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Это значит, что он будет освещен неравномерно. Т. е. с одной стороны — свет, а с другой — тень. Свет может находиться и посередине «цилиндра», а по его бокам, соответственно — тень. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Подчеркивание создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными.

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Растрескиваясь и огрубевая, этот слой с годами становится толще и грубее. Каждый отдельный «бугорок» коры имеет освещённую и теневую стороны. Но глядя на дерево мы не видим таких подробностей, а воспринимаем образ в целом. Поэтому художник не срисовывает каждую «коринку», а передает фактуру штрихом похожим на кору. Например, можно использовать «корявый» штрих, с разной толщиной линии. При этом область коры, находящаяся в тени, будет темнее.

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

У каждой породы дерева есть свои особенности. Например, характер изгибов ствола и ветвей. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов, образуя «рогатку». Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. Поэтому, рисуя дерево, нужно быть наблюдательным и видеть различные особенности строения.

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Поэтому, передавая светотень на цилиндрической поверхности ствола, нужно ещё посмотреть — нет ли на нём падающих теней от его листвы. В солнечный день бывает так, что ствол дерева испещрён «пятнами» падающих теней.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

В предыдущих схематичных рисунках деревья выглядят «мультяшно» и упрощённо. В настоящем рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности (о видах штриховки я писал ). Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Но как нужно штриховать дерево, чтобы получилось реалистично и живо?

Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Т. е. характер линий будет подобен характеру листьев. На приведённом рисунке Вы можете увидеть три вида штриховки, соответствующих трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые. Но это лишь примеры. Вы можете придумать свой вид штриха. Здесь нужно подключать фантазию и не мыслить шаблонно. Для коры дерева следует придумать другой штрих, для травы третий и т. д. В этом отношении только могу дать такой совет: рисунок эффектно смотрится, когда толщина линии меняется. Т. е. работать нужно тупым и острым кончиком грифеля карандаша. Поэтому придумывая свою штриховку, можно учитывать этот момент.

9. Просветы в массе листвы.

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Казалось бы всё просто. Но, как раз, здесь, у начинающих художников и возникает проблема в рисовании деревьев. Дело в том, что эти просветы начинающие изображают не между массами листвы, а между отдельными листочками, и рисуют они их одинаковыми в размерах. В результате получается живопись, в которой зритель видит дерево, силуэт которого выглядит «мультяшно» и неестественно. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Также, как и в музыке, кстати. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм.

Представим, что мы пишем темно-зеленый силуэт дерева на фоне неба. Этот силуэт испещрён «точками», представляющими собой просветы в дереве, через которые виднеется небо. Так вот, эти точки нужно делать разными по размеру и на разном расстоянии друг от друга. Крупные, мелкие, средние… Между малыми группами веток, между крупными скоплениями листвы, между отдельными листочками дерева и т. д.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.