Образ и характеристика васков в повести а зори здесь тихие васильева сочинение. «А зори здесь тихие» Борис Васильев

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.


Васков Федот Евграфыч - герой повести Васильева «А зори здесь тихие», старшина, комендант разъезда. Васкова отличают «мужицкий ум» и «твердая немногословность». Ему 32 года от роду, но чувствует он себя намного старше, так как стал кормильцем семьи в четырнадцатилетнем возрасте. У Васкова четыре класса образования. После финской войны его бросила жена, а сына он отсудил и отправил к матери. Однако мальчик умер еще до начала Отечественной войны. За десять лет он дослужился до старшинского звания. Вся его жизнь проходит по уставу, который он свято чтит.

Рита Осянина - одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие», старшая по взводу. Рита - человек серьезный и сдержанный. Она почти никогда не смеется и не показывает эмоций. К другим девушкам в отряде относится строго и всегда держится особняком. Ее муж старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны во время контратаки. После этого она всем сердцем возненавидела немцев и желала отомстить. У Риты растет сын Альберт, который живет с ее мамой. Она при всякой возможности помогает им. Воевать Рита пошла по собственному желанию. Сначала ее хотели отправить в тыл, но она всеми способами рвалась в бой, тогда ее взяли санитаркой, а потом отправили в полковую школу зенитчиц.
Под ее начальством воевали еще четыре девушки, у каждой из которых была своя трагедия жизни. Настроение Риты немного изменилось с появлением веселой и жизнерадостной Жени Комельковой. Немцы у девушки на глазах расстреляли всю ее семью, но она не теряла силы духа и упрямо шла к своей цели - убивать фашистов. Она умела развеселить Риту и вызвать у нее улыбку. С ней Рита даже песни пела. Именно Женька, рискуя своей жизнью, прикрыла ее после ранения. В конце повести Рита, как и все девушки отряда погибла. Зная, что ее рана смертельная, она выстрелила себе в висок. Перед этим она попросила старшину Васкова позаботиться о ее сыне, что тот и сделал.

Женя Комелькова - одна из главных героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», зенитчица, попавшая в отряд Федота Васкова. Женька была красивой, стройной, рыжеволосой девушкой, чьей красотой восхищались все окружающие. Деревню, в которой она выросла, захватили немцы. На ее глазах расстреляли всех родных и близких людей. Женьку успела спрятать соседка-эстонка. С тех пор девушка ненавидела немцев лютой ненавистью и хотела отомстить. По этой причине с началом войны она пошла в зенитчицы. Сначала она попала в отряд, где за ней ухаживал семейный полковник Лужин. Начальство, прознав про это, отправило ее в другой, более подходящий для нее отряд, а именно, состоящий из девушек-зенитчиц. Так она оказалась в команде старшины Васкова.
По натуре Женька была озорной и веселой девушкой. Все окружающие удивлялись ее силе духа, артистичности и энтузиазму. Даже суровая Рита Осянина с ней становилась другой, более открытой и мягкой. Героизма в Женьке тоже хватало. Именно она, вызывая огонь на себя, увела немцев от Риты и Васкова. Так она пожертвовала своей жизнью ради спасения раненной подруги. Один раз ей удалось спасти и старшину, когда он боролся с немцем, убившим Соню Гурвич. Эта девушка погибла как герой, защищая свою страну и своих друзей

Соня Гурвич - одна из главных героинь повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», девушка-зенитчица из отряда старшины Федота Васкова. Соня стеснительная девушка из Минска, которая училась в Московском университете на переводчицу, а с началом войны попала в школу для зенитчиц. У нее за спиной осталась большая и дружная семья в Минске, первая любовь в университете и мечта о карьере переводчика. Девушка прекрасно владела немецким языком, но переводчиков в полку было предостаточно, поэтому ее взяли зенитчицей. Даже на службе она не расставалась с томиком любимых стихов и с мечтой еще раз повидать своих родных.

Лиза Бричкина - персонаж повести «А зори здесь тихие», одна из отважных девушек-зенитчиц, служившая в отряде Ф. Е. Васкова. Лиза выросла в семье лесника с Брянщины. Всю жизнь она ухаживала за тяжело больной матерью, из-за чего даже школу окончить не смогла. Её заветная мечта была учиться в техникуме. Эта простая деревенская девушка всегда жила мечтой и надеждой на будущее. Однажды у них несколько дней гостил охотник-путешественник, который ей очень понравился. Он ей обещал помочь с поступлением в техникум. Но Лизиной мечте так и не суждено было сбыться.

Галя Четвертак - одна из героинь произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», участница войны, служившая на 117-м разъезде. Она была сиротой из детдома, которую в первый же день войны отправили в составе группы к военкому. Она мечтала участвовать в войне, но так как не подходила, ни ростом, ни возрастом, ее не хотели брать. В конце концов, ее распределили в зенитчицы. Девушка была полна отваги и героических порывов, но реальный мир оказался гораздо суровее и жестче, чем она полагала. Вся ее жизнь теперь основывалась на неукоснительном исполнении воинских уставов.

Характеристика литературного героя ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и правда в изображении простого рядового Великой Отечественной отличают психологическую военную прозу 70-х годов (Б. Васильев, В. Быков, В. Кондратьев). Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в “хмуром старшине”, коменданте разъезда Федоте В. “Твердая немногословность”, “крестьянская неторопливость”, особая “мужская основательность””Шв. с тех пор, как “единственным в семье мужиком остался – и кормильцем, и поильцем, и добытчиком”. “Стариком” и “пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава” за глаза называют тридцатидвухлетнего В. подчиненные ему девушки-зенитчицы. “Всю свою жизнь Федот Евгра-фович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма”. Натолкнувшись со своей “поисковой группой” из пяти “девчонок с трехлинейками в обнимку” на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к “каналу им. тов. Сталина”, В. “растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности” предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что “с немцем в хованки играть – почти как со смертью”, что врага “бить надо. Бить, пока в логово не уползет”, без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: “Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже – фашисты. Вот и гляди соответственно”. Опытный, находчивый, заботливый, В. не сумел уберечь от пуль ни строгую Осянину, ни озорную Женьку, погибли Лиза Бричкина, Галка Четвертак, Соня Гурвич. И эти смерти “черным ужасом” обожгли сердце В. Ярость, которая прежде вела В., вызрела в “холодную и расчетливую ненависть”: он ощущал, что “именно за его спиной вся Россия сошлась”. Он “рычал и плакал”, “обессилев вконец”, добивая фашистов. Кровавой сути войны, трагически противоестественной для человека, “совестью своей мужской и командирской” противостоит старшина В.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка… В. Васильев, “А зори здесь тихие…” Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь Read More ......
  2. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к Read More ......
  3. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной Read More ......
  4. Борис Васильев – известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшие произведения, на мой взгляд, “В Read More ......
  5. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ – В ГОДЫ ВОЙНЫ. Я БЫ ХОТЕЛА РАССКАЗАТЬ ВАМ Read More ......
  6. (I вариант) Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны. Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он Read More ......
  7. Борис Львович Васильев – известный советский писатель, творчество которого представлено произведениями о войне. Одним из самых известных произведений Б. Л. Васильева является повесть “А зори здесь тихие”. Произведение описывает русскую глубинку в мае 1942 года. Название повести является оксюмороном, так Read More ......
  8. Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне Read More ......
Васков (А зори здесь тихие… Васильев)

Фильм «А зори здесь тихие» в нашей стране смотрели почти все, поэтому напоминать его содержание нет необходимости. Остановимся на моменте встречи старшины Васькова и девушек с отрядом немецких диверсантов. Наших всего шестеро и вооружены карабинами. Немцев шестнадцать и все вооружены автоматами (правильное название пистолет-пулемёт, но мы будем его называть более привычно - автомат). Немцев больше, и, по мнению авторов, они вооружены лучше. С чем, не особо задумываясь, зритель и соглашается. Вроде бы всё логично: винтовки в отряде старшины являются оружием более старым, стреляют одиночными выстрелами, а автомат - вооружение более новое, и стреляет очередями. И отсюда дальнейшее развитие сюжета, со всеми вытекающими.

Но давайте рассмотрим предлагаемый нам сюжет с точки зрения того, как предложенное нам оружие использовалось в реальности.

Старшина со своим отрядом занял такую позицию, где дорогу немцам преграждает река. Чтобы её пересечь, необходимо преодолеть полтораста метров открытого пространства с очень неудобным рельефом. В том числе несколько десятков метров приходится идти по бурному потоку, с ледяной водой и каменистым дном. То есть, превратиться в легкую мишень для опытного стрелка.

Для Васькова достаточно выбрать удобную позицию среди скал и посадить рядом одну из девушек, чтобы перезаряжала карабины. Остальных трёх девушек (одну отправили за подмогой) разместить в укромных местах среди скал чуть подальше. Задачей их будет вести огонь по всему, что движется. Важно не столько попасть, сколько отвлечь немцев от старшины и создать иллюзию многочисленного отряда. Сам же Васьков с тремя карабинами (регулярно перезаряжаемыми) спокойно отстреливает диверсантов при попытке форсировать реку.

В фильме эту ситуацию усложняют немцы, которые со своего берега ведут сильный автоматный огонь. Но вот тут и возникает неувязка. В фильме и повести все диверсанты вооружены пистолетами-пулеметами MP.40. Табличная дальность стрельбы составляет двести метров. Прицельно из него можно стрелять метров на сто, одиночными выстрелами, откинув приклад и имея хорошую опору: например, уперев в землю. В предложенной нам ситуации, вести прицельный огонь со своего берега немцы не могли. Переправляясь же через реку, можно было только стрелять беспорядочными очередями. Для собственного успокоения. Хорошо укрывшегося среди скал Васькова они могли лишь пугать, что на опытного военного едва ли подействует. Карабины же, которые имелись в отряде старшины, позволяли опытному стрелку поражать цель на дальности в триста метров.

Таким образом, имея существенное преимущество в дальности прицельной стрельбы, Васьков мог расстреливать медленно бредущего через бурный поток противника, как в тире. Понятно, что потеряв хотя бы трех-четырех человек, немцы прекратили попытки переправиться.

После чего, старшина мог спокойно отступить. А потом найти и занять ещё одну такую же позицию. Благо на этой местности скал и бурных речек хватает. Если при каждом таком боестолкновении диверсионная группа теряла бы по три-четыре человека, то от их отряда скоро бы ничего не осталось. Тем более, что знающий местность Васьков мог ещё и засады устраивать, выбивая противника по одному в чаще леса, где его карабин в любом случае давал преимущество перед автоматами диверсантов.

На самом деле, пистолет-пулемет MP.40 отнюдь не был массовым оружием Вермахта. Создавался он изначально для вооружения экипажей бронемашин, однако, благодаря простоте и дешевизне, использовался более широко. Но более широко - это не поголовно. В пехотном отделении Вермахта пистолет-пулемет был только у одного человека - командира отделения. Все остальные вооружались винтовками.

И, разумеется, диверсионную группу никто бы не стал вооружать автоматами. У них было бы совсем другое вооружение, а стало быть, и происходило бы всё иначе.

108 - НОМАИ донишгох л

М. Шарыпова

ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер. Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень. Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике. Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие...» Б. Васильев. Произведение было написано в 1969 году. Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной. Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти

разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них - старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

До выхода в лес - он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав - это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного. Сам он был участником финской войны. Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения. Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы. Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

110 "С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное - шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял

буквально, быстро и - с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», - так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого. Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий - и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты. Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло - Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там - разберемся...

Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь...» (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено - тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму...» (1, 92).

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

112~С НОМАИ донишгох

врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, - сказал он. - Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница -и в школе, и в университете.

Да, - сказал старшина. - Стихи читала.

А про себя подумал - не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...» (1, 98).

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась...» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора - Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х - 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие... / Б. Васильев. - М. : Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. - М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А.И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А.И. Метченко, Б.С. Бутров, А.П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. - 232 с.

4. Русская советская литература 50-70-х годов: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; под ред. В. А. Ковалева. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г. А. Белой. - М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...

М. Шарипова

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой

В статье исследуется образ центрального героя произведения -

114- НОМАИ донишгох

старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А. дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М.А. мысли. Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative "The Dawns Are Still" by B. Vassilyev

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production "The Dawns Are Still" sergeant-major Feclot Vaskov. At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M. Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding. The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist"s image; he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero"s characterization are: speech, actions, author"s appreciation, portrait. Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.