Остроухов илья золотая осень описание картины. Описание картины Остроухова «Золотая осень

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: Обучающее сочинение по картине

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

    анализировать, делать выводы, сравнивать;

    воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация,карточки для учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

Какое сейчас время года? (Осень)

Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III . Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

План

    Что изображено на картине?

    Что изображено на переднем плане?

    Что изображено на заднем плане?

    Цветовое решение картины.

    Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Осень

Яркая, золотая, волшебная, праздничная

Лес

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

V . Чтение сочинений

VI . Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII . Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».

Используемые источники:

Литература:

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Интернет ресурсы:

Картина

Описание картины Остроухова «Золотая осень»

Русская земля очень богата красотами природы и ее любителями.
Многие художники никогда не упускали возможности изобразить на своих полотнах первую зелень, рассветы, закаты, солнечные и дождливые дни и времена года.
Самым любимым временем года многих художников есть осень.
И хотя многие считают ее напоминанием о том, что красота природы не долговечна, но все хотят как можно точнее передать этот период на полотне.
Не есть исключением и картина Остроухова Ильи Семеновича «Золотая осень».

Природа именно в этот период пытается показать всю свою красу, передать все цвета, какими только она может наряжаться и показать, что независимо от времени в ней всегда есть чем восхищаться.
На картине автор изобразил лесную тропинку, охраняемую по обе стороны деревьями.
На переднем плане они покрытии золотисто-желтыми еще не опавшими листьями.
Зеленая трава уже начинает приобретать желтый оттенок и покрывается первым листопадом.
С другой стороны тропинки мы видим большие, черные и уже совсем старые деревья.
Они выглядят очень мрачно, и, казалось бы, портят всю красу картины.
Но, возможно, с их помощью автор хочет подчеркнуть, что не всегда будет солнечно и золотисто, а придет время и для грусти и старения.

Очень красиво и забавно на тропинке изображены две сороки.
Они как старые подружки на прогулке идут себе медленно и разговаривают о своем.
Свежий воздух доносит к ним последние ароматы уходящего тепла, а темные деревья напоминаю о наступлении холодов.

Назвать картину яркой, будет не совсем правильно, так как использованные цвета немного не соответствуют, но когда присмотреться, то кажется, что от нее идет поток золотого осеннего блеска.
Даже в хмурые осенние дни этот золотой свет изучает красоту и привлекательность.
Картина просто великолепна.

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

  • Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
  • Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
  • Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
  • анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”,видеоролик И.Бунин “Листопад”, презентация картины,карточки для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Послушайте музыку и подумайте, какое настроение хотел передать композитор? Кто узнал это музыкальное произведение?

Можно сказать, что это за время года? (Осень)

Скажите, осень- какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И.Бунин “Листопад”)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой...

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III. Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”) Приложение 3 .

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Рассказ учителя о художнике.

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно. В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения . "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 1 .

  • Что изображено на картине?
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что изображено на заднем плане?
  • Цветовое решение картины.
  • Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом “Лупа”):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV. Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 2 .

Материал к сочинению

Осень Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Лес Сказочный, таинственный, загадочный
Старые клены Огромные, роскошные, раскидистые
Молодые клены Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле Как ковёр из крупных разноцветных листьев
Тропинка Её обступили деревья, чуть заметно вьётся
Сороки Белобокие, скачущие по траве
Сплетенные деревья Напоминают чудовище, покрыты светло-жёлтыми листьями
Небо Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток
Настроение Радостное, праздничное, восторженное

V. Чтение сочинений

VI. Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII. Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему “Золотая осень”.

Используемые источники:

Литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
  2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
  3. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом “Литера”, 2008 г., 80 с. (Серия “Начальная школа”)

Интернет ресурсы:

  1. Картина-http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
  2. https://www.youtube.com/watch?v=cEy_CNnntjM

Восторг осени в картине Ильи Остроухова

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Какие же чувства возникают у зрителя перед картиной "Золотая осень"? Само название передает восхищение. Ведь картину можно было назвать и "Середина осени", и "Деревья пожелтели". Но когда в названии есть слово "золотая", это говорит о многом. Золото - это богатство, блеск, красота, декоративность, великолепие. Именно такой - богатой, великолепной предстает осень на картине Остроухова.

Все богатство желтого, охрового, золотистого художник использовал, чтобы передать очарование самой красивой поры осени. Именно об этом времени великий поэт Пушкин написал: " Очей очарованье"! Художнику даже не приходится выдумывать сюжета, чтобы очаровать зрителя.

Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане - клены. Большая часть листвы - желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов, а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везеде зелегая. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.

Картина была написана художником после того, как он погостил в заменитом имении Абрамцево. На протяжении столетий эта усадьба играла огромную роль в жизни России. Сюда приезжали выдающиеся деятели музыки, искусства. В тот момент владельцем имения был известный промышленник и меценат Савва Мамонтов. Именно окрестности Абрамцева запечатлел на полотне автор пейзажа.

Картина имела такой ошеломительный успех у публики, что была практически сразу же приобретена другим меценатом -Павлом Третьяковым, основателем главной коллекции живописи страны. С тех пор работа хранится в Государственной Третьяковской галерее. Она вошла в в собрание лучших российских пейзажей.

Интересная деталь: красоту и краски осени подчеркивают и две резвящиеся на поляне сороки. Считается, что "впустить" в полотно черно-белых сорок художнику предложил кто-то из его коллег. И действительно, пейзаж заиграл другими красками, доминирующий желтый начал переливаться.

Картина «Золотая осень» - это гимн красоте осен­ней природы. У осени своё особое настроение, и это отличает её от всех других времён года. Осень мно­гогранна и многолика, у неё своей характер. Она приходит, украшенная всевозможными красками, ко­торые только может представить человек. Многие считают именно пору золотой осени самым красивым временем в году. Обычно золотая осень - это сентябрь. Всё вокруг радует глаз. Деревья уди­вительно красивы. Невозможно не восхищаться этой удивительно гармоничной красотой. Солнечные дни в сентябре не редкость. Но уже ощущается приближение холодов. Однако на картине изображён именно чудесный, яркий солнечный день. Картина дарит зрителям хорошее настроение. Осень не пугает дождями и ветрами, а радует чудесными красками. Небо чистое и ясное: Его можно разглядеть в кро­нах деревьев. На земле ковёр из жёлтых листьев, по которому так хотелось бы пройтись. Солнце освещает деревья, подчёркивает красо­ту золотых листьев. Они словно светятся, кажутся похожими на произведения искусства. Сам воздух на картине кажется совершенно особым - чистым, прозрачным. Вспоминается стихотворение Ф. И. Тютчева: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Поляна, изображённая на картине, выглядит ска­зочной. Здесь есть листья самых разных цветов и от­тенков, жёлтые, коричневые, оранжевые, красные. На полянке можно увидеть двух птиц. Они решили остановиться здесь, наверное, им очень понравилась эта чудесная опушка леса. Художник передаёт соб­ственное настроение от созерцания красоты осенней природы. И мы понимаем, насколько его восхища­ет красота окружающего мира. Картина выглядит одновременно реалистической и сказочной. Если долго смотреть на эту картину, кажется, будто ты оказался в осеннем лесу. Здесь совершен­но иначе воспринимаются строки А. С. Пушкина, воспевающего осень: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Прощальная краса осени связана с предстоящим наступлением холодов. Пусть сейчас день светел и ярок, так восхитителен в красоте золотых листьев. Но пройдёт совсем немного времени и яркие краски уступят место унылому однообразию. Поздняя осень выглядит совершенно иначе. Конечно, и в ней есть своя прелесть. Не случайно А. С. Пушкин писал: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт… Перед наступлением поздней осени ещё есть время, чтобы насладиться красотой природы. Для того нам и дана золотая осень, чтобы бы сполна ощутили всё великолепие жизни. Именно сейчас так хочется забыть обо всех проблемах и делах, насладиться яркостью, красотой, гармонией и великолепием.