Подготовка и проведение музейной экскурсии. Экскурсия в краеведческий музей Запрос на консультирование

Целевая прогулка

Тема: «Экскурсия в краеведческий музей»

Учитель:

Воробьёва Е. А.

Школа-интернат № 2

г. Вышний Волочёк

Тема занятия: экскурсия в краеведческий музей.


Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.


Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσε ῖ ον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории , материальной и духовной культуры , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов ) по искусству и науке , затем, с 18 века , оно включает в себя также здание , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Вышневлоцкий музей краеведения имени 15-й годовщины Октябрьской революции был открыт 7 ноября 1932 года.

Наш музей возник на базе коллекций реального училища, где были собраны материалы по геологии, флоре и фауне родного края.

У истоков местного краеведения стояли такие замечательные педагоги, как Александр Васильевич Весский – преподаватель училища, Семён Аронович Стром – преподаватель географии в женской гимназии (ныне средняя школа № 5) и другие. Благодаря этим людям в музейных коллекциях сохранились многие предметы уходящей эпохи.

В экспозиции музея долгое время преобладал археологический материал в ущерб другим темам.

Это обстоятельство постоянно отмечалось посетителями и прессой как недостаток. Другим недостатком была ограниченность площади музея, в то время он находился в двухэтажном кирпичном здании, общей площадью 266 квадратных метров, отапливался 6 печами.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства).

С 1977 года Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. Требования к его работе были значительно повышены.

В 2005 году реконструкция нашего краеведческого музея была завершена. Общая площадь увеличилась в 5 раз. В музее впервые появились выставочный и лекционный залы, помещение под научную библиотеку, кабинеты сотрудников.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

  1. Вышний Волочек в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых , теплокровных , яйцекладущих позвоночных , чьи передние конечности имеют форму крыльев . Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц . Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва . На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов ).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

  1. Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями. В частности к таким сосудам относятся вышневолоцкий скобкарь с двумя слегка изогнутыми длинными ручками. Его несколько удлиненный корпус напоминает водоплавающую птицу.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.

Заметное развитие в Вышневолоцком уезде получило изготовление резной деревянной скульптуры. Наиболее часто встречается скульптура святого Нила Столбенского.

Что основал Нил Столбенский? (он является основателем Ниловой Пустыни на Селигере)

Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы. Его монашеская одежда со слегка проработанными складками всегда окрашивается в черный цвет.

По воспоминаниям, полученных от коренных жителей вышневолоцкого края, в каждом уезде были свои мастера, которые изготавливали и украшали различные предметы.

Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Вышневолоцкие кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д.

К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.

На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»


Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками - дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Обычно все детки любят ей заниматься. Аппликация из ладошек в детском саду 0 довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очень любят обводить на бумаге свои ручки. Также такие занятия развивают фантазию и воображение. Особенно, если тема урока заранее неизвестна детям. Хотя можно предложить задание на известную тематику. Работами можно украшать группу или делать аппликации в подарок родителям. Рассмотрим изготовление аппликаций из ладошек на конкретных примерах.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Кафедра управления развитием образовательных систем

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика организации экскурсии для школьников

Консультант: Айдарова Олеся Александровна, методист лаборатории музейной педагогики.

Ключевые слова: экскурсия, школьная экскурсия, урочная экскурсия, внеурочная экскурсия, внешкольная экскурсия, тема экскурсии, экскурсионный объект, план текста экскурсии, показ экспозиции.

Краткая аннотация контента консультации

Консультация по методике разработки экскурсий для обучающихся образовательных учреждений. Формы и виды экскурсионной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Методика разработки, проведения экскурсий. Особенности показа экспозиционных объектов.

Запрос на консультирование

Педагоги образовательных учреждений применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. В связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для наилучшего усвоения обучающимися предмета.

Консультационный текст

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Для того чтобы правильно представлять себе возможности экскурсии для учеников, давайте разберемся в этом понятии.

Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.