Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Предприятие как субъект экономики

Предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в це-лях удовлетворения общественных потребностей и получения при-были. Каждое предприятие после государственной регистрации в установленном порядке приобретает статус юридического лица.
Под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза-тельствам этим имуществом; от своего имени приобретает и осу-ществляет имущественные и личные неимущественные права; несет обязанность по своим обязательствам, выступает истцом и ответчиком в суде.
Предприятие должно обладать следующими признаками:
1. Иметь в своей собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Его наличие обеспечивает материально-техническую возможность функцио-нирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.
2. Обеспечивать способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимо-отношениях с кредиторами, в том числе и при неисполнении обя-зательств перед бюджетом.
3. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданских правовых договоров с хозяйственными партнерами (потребителями продукции, работ и услуг, поставщиками всех факторов производства), с гражданскими и другими юридическими и физическими лицами.
4. Свободно реализовывать право (или его возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иск, а также быть ответ-чиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с за-конодательством и договорами.
5. Иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), своевременно представлять отчетность установленным государст-венным органам.
6. В соответствии с Гражданским кодексом (далее - ГК) РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, со-держащее указание его организационно-правовой формы.
Предприятия классифицируются по определенным признакам.
1. По характеру удовлетворяемых потребностей:
1) виолент («силовик») - крупное предприятие, занимаю-щееся массовым производством стандартного продукта. Для таких предприятий характерны большие размеры, выпуск ка-чественной дешевой продукции, малая рентабельность единицы продукции и высокая рыночная устойчивость;
2) патиент («приспособленец», «нищевик») - среднее или малое по размерам, узкоспециализированное предприятие, на котором изготавливают незаменимые продукты (т. е. учитывают желание потребителя). Для патиентов характерны высокий уровень параметров и высокая рентабельность единицы про-дукции, а также средняя рыночная устойчивость;
3) коммутанты («соединители») - мелкие предприятия с серийным производством. Они предназначены для удовле-творения местных потребностей, обладают высоким уровнем гибкости. Здесь уровень устойчивости очень низкий, но силен предпринимательский дух;
4) эксплеренты («исследователи», «пионеры») - венчурные предприятия с высокой степенью неустойчивости и риска. Они занимаются разработкой единичного нового продукта. С появлением единицы этого продукта предприятие либо заканчивает свое существование, либо переходит в новый тип предприятия.
2. По характеру потребляемого сырья предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
3. По назначению готовой продукции - предприятия, произ-водящие средства производства, и предприятия, выпускающие предметы потребления.
4. По признаку технологической общности - предприятия с прерывным и непрерывным процессом производства.
5. По времени работы в течение года - предприятия сезонного и круглогодичного действия.
6. По размерам предприятия подразделяются на крупные, средние и мелкие. Размеры их определяются в зависимости от ко-личества работников индивидуально для каждой сферы народного хозяйства. Размеры предприятий влияют на структуру органов управления, численность управленческого аппарата, на структуру предприятий и себестоимость продукции.
7. По уровню специализации предприятия делятся на:
1) специализированные предприятия, которые выпускают ограниченную номенклатуру продукции, и где на каждом ра-бочем месте обрабатывается незначительное количество ее наименований (производство шоколада, крекера и т. п.);
2) универсальные - изготавливают широкую номенклатуру продукции, на рабочих местах обрабатываются различные ее наименования;
3) смешанные - занимают промежуточное место между специализированными и универсальными.
Высшей целью предприятия является превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли или возможно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны вы-пускать высококачественную продукцию, систематически ее об-новлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющи-мися производственными возможностями.

Еще по теме Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности:

  1. Предприятием называется юридическое лицо, т. е. субъект гражданского права, участник предпринимательской деятельности. При этом термин «предприятие» применяется только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям
  2. Предпринимательство предполагает несение субъектом предпринимательской деятельности имущественной ответственности за результаты хозяйственной деятельности
  3. Распределение имущества субъекта предпринимательской деятельности
  4. Уведомление о несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности
  5. Имущество субъекта предпринимательской деятельности, подлежащее распределению
  6. Сделки субъекта предпринимательской деятельности, признанного банкротом, которые считаются юридически недействительными

Изучив материал, Вы должны знать:

· сущность и формы предпринимательства;

· классификацию предприятий по формам собственности, по отраслевому признаку, по типам производства, размерам, видам предприятий в отрасли.

Вопрос 1. Предприятие и предпринимательство.

Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект функционирует с целью получения прибыли. Его производственно-хозяйственная деятельность может быть связана с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг. В этих целях предприятие набирает работников, приобретает машины и оборудование, сырье и материалы, организует производственный процесс, реализует готовую продукцию, осуществляет ремонт и обновление основных фондов, имеет законченную систему учета и отчетности с выявлением результатов хозяйственной деятельности в виде прибыли или убытков.

Основными признаками предприятия являются: собственное название, печать, самостоятельный баланс, расчетный счет, фирменный знак. Оно заключает договоры, несет имущественную ответственность по своим обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже. Таким образом, предприятие признается самостоятельным объектом прав и является юридическим лицом. Следует отметить, что государство не отвечает по обязательствам предприятия, а предприятие в свою очередь не отвечает по обязательствам государства.

Характерными чертами современных предприятий являются производственно-техническое, организационное и экономическое единство в сочетании с оперативно-хозяйственной самостоятельностью и управлением.

Предприятие - это производственное звено любой отрасли материального производства и сферы обслуживания, а группы предприятий, объединенных по признаку производимой продукции или технологии производства, образуют отрасли производства. В этом случае предприятия выступают как форма существования производительных сил общества, ибо вне предприятия машины и оборудование, сырье, материалы, топливо не функционируют в качестве средств производства, а имеют форму готовой продукции или запасов. Кроме того занятые на предприятии люди, образуя производственный коллектив, в процессе труда вступают между собой в производственные отношения. Следовательно, предприятие - это форма проявления производственных отношений.

Главной функцией предприятия является осуществление производственно-хозяйственной деятельности, а его целью - производство продукции, оказание услуг.

Предприятие – участник отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления, которые проявляются в предпринимательской среде, где оно вынуждено осуществлять инициативные, самостоятельные действия, направленные на получение прибыли (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Роль предприятия в производственных отношениях .

В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство».

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия (см. рис 1.2.).

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

· самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу в рамках правовых норм;

· экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

· хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Рис. 1.2. Предпринимательство – основная форма организации предприятия .

Как было сказано выше, одним из субъектов предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие можно характеризовать как производственно-техническую, социальную, административно-правовую, финансово-экономическую и экономико-кибернетическую систему (см. рис. 1.3.).

Российское законодательство предусматривает функционирование предприятий в виде коммерческих либо некоммерческих организаций. Основу производственного потенциала экономики составляют предприятия, которые могут быть представлены как хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. Одними из самых распространенных являются открытые и закрытые акционерные общества. Кроме того, к коммерческим организациям относятся производственный кооператив и унитарные предприятия.

Рис. 1.3. Понятие «предприятие».

В состав некоммерческих организаций входят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и учреждения. Законодательством допускается объединение коммерческих и некоммерческих организаций в ассоциации и союзы, являющиеся некоммерческими организациями. В зависимости от направленности их действии они могут быть реорганизованы в хозяйственные общества и товарищества (см. рис. 1.4.).

Предприятия могут быть классифицированы по виду и характеру деятельности, размерам, форме собственности, принадлежности капитала, организационно-правовой форме (см. рис. 1.5.).

Рис. 1.4. Организационно-правовые формы функционирования предприятий.

Рис. 1.5. Классификация предприятий.

Вопрос 2. Предприятия автомобильного транспорта.

Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на:

· автотранспортные;

Автотранспортные предприятия являются предприятиями комплексного типа, осуществляющими перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными материалами, ремонтными материалами и запасными частями (см. рис.1.7.).


Рис. 1.6. Деление предприятий автомобильного транспорта.

Рис. 1.7. Классификация автотранспортных предприятий.

По ведомственной принадлежности и характеру производственной деятельности автотранспортные предприятия делятся на

Ø предприятия общего пользования , входящие в систему Министерства транспорта Российской Федерации;

Ø ведомственные , принадлежащие другим министерствам и ведомствам.

Автотранспортные предприятия общего пользования осуществляют перевозку грузов для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Ведомственные автотранспортные предприятия создаются в промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях и организациях и осуществляют, как правило, перевозку грузов, связанную с технологическим процессом производства.

По характеру выполняемой транспортной работы автотранспортные предприятия делятся на:

Ø грузовые ;

Ø пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые по обслуживанию организации);

Ø смешанные (грузовые и пассажирские);

Ø специальные (скорой медицинской помощи и др.).

Грузовые АТП в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т. д.). Для перевозок используется специализированный подвижной состав. Грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

Пассажирские АТП (автобусные) обычно располагают в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строят в виде одноэтажных здании промышленного типа.

К автообслуживающим предприятиям относятся: гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.

Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ЕО и ТО-1) и снабжению эксплуатационными материалами. Гаражи-стоянки могут быть филиалами комплексных предприятий и организовываться на конечных или промежуточных пунктах междугородных маршрутов.

Гаражи-стоянки общего пользования предназначаются для хранения автомобилей, принадлежащих преимущественно индивидуальным владельцам. Они могут быть домовыми, квартальными, районными, а также строиться для временного хранения автомобилей с целью разгрузки улиц и площадей городов (например, у вокзалов, стадионов, торговых центров и т. д.). К этому типу гаражей-стоянок относятся автогостиницы (мотели) и гаражи для временного хранения автомобилей туристов (кемпинги).

Станции технического обслуживания автомобилей являются специализированными предприятиями, выполняющими техническое обслуживание, текущий ремонт автомобилей, снабжение подвижного состава запасными частями и некоторыми эксплуатационными материалами. По производственному признаку они делятся на станции технического обслуживания грузовых, легковых автомобилей и смешанного типа, а по территориальному признаку - на городские, районные и дорожные.

Автозаправочные станции представляют собой специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин.

Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку их делят на городские, районные и дорожные. Пропускная способность станции определяется количеством заправочных колонок и их производительностью.

Пассажирские и грузовые станции являются также обслуживающими предприятиями. Пассажирские станции осуществляют продажу билетов, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления, а грузовые станции выполняют транспортно-экспедиционные и складские операции с грузами.

В системе Министерства транспорта Российской Федерации транс-портно-экспедиционное обслуживание населения осуществляется главным образом специализированными предприятиями, созданными во всех областях, краях и автономных республиках. Транспортно-экспедиционные предприятия (ТЭП) входят в состав транспортных управлений министерства на правах самостоятельных хозрасчетных единиц. Они подчиняются транспортным управлениям и имеют несколько нехозрасчетных транспортно-экспедиционных агентств, которые создаются в городах и других населенных пунктах. Агентства имеют несколько приемных пунктов, расположенных при магазинах, топливных и лесоторговых складах, предприятиях и т. д.

На договорных началах ТЭП используют подвижной состав автотранспортных предприятий, а наиболее крупные имеют свой подвижной состав и АТП, которые входят в состав производственных объединений транспортно-экспедиционного обслуживания населения. Они оказывают услуги по доставке мебели, товаров, топлива, строительных материалов населению, осуществляют перевозку домашних вещей, грузов в контейнерах и мелкими отправками в междугородном сообщении, принимают от индивидуальных владельцев в ремонт шины легковых автомобилей, продают талоны на топливо и смазочные материалы, оказывают услуги по хранению автомобилей на платных стоянках, по предварительной продаже билетов на все виды транспорта, по приему заказов на обслуживание транспортом, осуществляют перевозку сельскохозяйственных грузов и др.

Авторемонтные и агрегатно-ремонтные станции и мастерские являются специализированными предприятиями по капитальному ремонту полнокомплектных автомобилей или отдельных агрегатов. Авторемонтные мастерские, как правило, имеют производственную программу до 1 тыс. капитальных ремонтов в год, авторемонтные станции - свыше 1 тыс. В соответствии с этим авторемонтные мастерские ремонтируют подвижной состав автотранспортных предприятий, расположенных в черте определенного района, города, иногда области; авторемонтные станции могут обслуживать АТП нескольких областей. Как мастерские, так и ремонтные станции могут быть специализированы на ремонте одного или двух (но не более) типов автомобилей. Это позволяет применять высокопроизводительное оборудование, поточные методы производства, обеспечивать хорошее качество ремонта и невысокую его стоимость. Технико-экономические показатели ремонтного производства зависят от его мощности: с увеличением мощности показатели улучшаются.

Шиноремонтные заводы и мастерские являются специализированными предприятиями, выполняющими все виды ремонтов покрышек и камер, в том числе и восстановительные.

Ремонтно-зарядные аккумуляторные станции - это специализированные предприятия по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей.

Специализированные мастерские и цеха централизованно выполняют капитальный ремонт узлов и механизмов автомобилей, восстановление изношенных деталей (сваркой, наплавкой, гальваническими покрытиями и др.), кузовные и окрасочные работы.

По ведомственной принадлежности авторемонтные предприятия делятся на предприятия общего пользования, входящие в систему Министерства транспорта, и ведомственные, принадлежащие другим министерствам и ведомствам. Ремонтные предприятия общего пользования имеют значительную мощность и высокие технико-экономические показатели. Ведомственные предприятия, как правило, меньшей мощности, имеют ограниченную возможность получения ремонтного фонда и применяют менее производительное оборудование. По этим причинам в ведомственных ремонтных предприятиях более высокая себестоимость ремонта автомобилей и более низкие технико-экономические показатели.

Вопрос 3. Имущество предприятия.

Основу жизнедеятельности любого предприятия составляет его имущество , которое состоит из:

· материальных элементов;

· нематериальных элементов.

Сущность материально-вещественного элемента имущества предприятия составляют здания и сооружения, земельные наделы, машины и оборудование, готовая продукция, денежные средства, сырье и материалы.

Нематериальные элементы представлены неосязаемыми предметами, значимость которых проявляется в праве пользования земельными участками, природными ресурсами, патентах, лицензиях, ноу-хау, программных продуктах, монопольных правах и привилегиях, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационных расходах, торговых марках, товарных знаках, законченных НИОКР, выполненных за счет собственных средств и используемых для нужд производства.

Формирование имущества осуществляется за счет взносов и паев учредителей в момент создания предприятия. На протяжении всего времени функционирования предприятия это имущество пополняется. Оно может быть объектом сделок, отчуждения, заклада и других операций, установленных законодательством. В случае банкротства предприятия его имущество может быть распределено между кредиторами и учредителями для удовлетворения их требований в соответствии с принятой очередностью и процедурой ликвидации.

Капитал предприятия делится на реальный и денежный. Первый существует в форме средств производства (здания, материалы, оборудование и т. д.) для осуществления предпринимательской деятельности- это основной капитал предприятия , второй - в денежной форме для приобретения средств производства – это оборотный капитал . Кроме этого капитал предприятия подразделяется на собственный и заемный. Собственный капитал представляет собой средства в виде прибыли, взносов, уставного капитала. Заемный капитал, формируемый за счет кредитов, финансовой помощи, средств от залога имущества, привлекается для осуществления производственно-хозяйственной деятельности на условиях срочности, платности и возвратности.

Большинство современных промышленных предприятий функционирует в форме открытых или закрытых акционерных обществ (ОАО и ЗАО), характерной особенностью которых является наличие уставного капитала. Последний является совокупностью средств учредителей для обеспечения деятельности общества в соответствии с уставом. Минимальный размер уставного капитала устанавливается кратным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) на дату регистрации общества. Величина уставного капитала может быть изменена по решению общего собрания акционеров в связи с изменением величины имущества предприятия.

1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности .

Официально предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Предприятие производит какой-либо товар или оказывает услуги, то есть занимается экономической деятельностью. Предприятия бывают семейными, индивидуальными, государственными и т. д.

(Объект) Предприятие – это первичное звено общественного разделения труда. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие – это юридическое лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс , расчетный и иные счета в банке.

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий по группам являются:

Отраслевая и предметная специализация;

Структура производства;

Мощность производственного потенциала (размер предприятия);

По организационно-правовым различиям и т. д.

2. Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.

Термин «предприятие» тесно связан с понятием «среда функционирования предприятия». Все, что влияет на деятельность предприятия, и все, что влияет на само предприятие, составляет его внутреннюю и внешнюю среду. Поэтому предприятие можно представить и как систему производственных факторов (ресурсов), зависящих и влияющих на среду его окружения (внешнюю и внутреннюю), благодаря или вопреки которой осуществляется его деятельность.

Внешняя среда представляет собой совокупность конкретных экономических, социальных и политических условий, в которых действует предприниматель. Следует различать общую внешнюю среду и рабочую внешнюю среду предпринимательства. Общую внешнюю среду составляют экономические, политические и правовые факторы, характерные для общества и страны в целом. Действие факторов общей внешней среды не зависит от воли предпринимателя, успешность его действий зависит от того, насколько он может адаптироваться к ним и прогнозировать последствия их изменений.

Рабочую внешнюю среду образуют фирмы, с которыми предприниматель осуществляет деловое взаимодействие, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности. К ней также относятся каналы взаимодействия, финансовые и материальные потоки и т. д. Иногда для обозначения рабочей среды используют термины бизнес-среда, взаимодействие с субъектами которой осуществляется в форме бизнес-связей (трансакций). Рабочая среда оказывает непрерывное влияние на бизнес предпринимателя, от ее эффективного использования зависит эффективность бизнеса. Компоненты рабочей среды и предпринимательские действия оказывают друг на друга взаимное влияние.

Внутренняя среда. Определяется многими факторами: объемом собственного капитала, организационно-правовой формой предпринимательства, объектом предпринимательства, отношениями с партнерами, знанием рынка, эффективностью маркетинговых исследований и маркетинговых коммуникаций, подбором исполнительских кадров и менеджеров, системой стимулирования кадров, уровнем информационного обеспечения , доверием со стороны кредиторов и поставщиков и системой отношений с ними.

Немаловажную роль во внутренней предпринимательской среде играют субъективные факторы. Состояние внутренней среды напрямую зависит от личности предпринимателя, его компетентности, морально-волевых качеств, целеустремленности, уровня притязаний к среде, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

3. Доходы и расходы предприятия.

Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств , иного имущества и т. д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся:

– номинальной стоимости акций для акционерного общества (АО);

Добавочный капитал характеризует сумму дооценки необоротных активов, которая производится в установленном порядке, а также безвозмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Резервные фонды создаются для покрытия предстоящих расходов, платежей, сомнительных долгов (предприятию), на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на покрытие предстоящих затрат по ремонту основных средств и т. п.

Фонды накопления – средства, используемые для финансирования капитальных вложений .

Целевые финансирования и поступления – направляемые предприятию государством (муниципалитетом) или спонсором для осуществления определенной целенаправленной деятельности.

Арендные обязательства – оплата предприятию за арендованные у него основные средства.

Нераспределенная прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты доходов (дивидендов) участникам и погашения обязательств.

Амортизационные отчисления – часть выручки, направляемая, как правило, в фонды накопления, ремонтный фонд и т. п.

Реинжиниринг;

Концепция внутренних рынков;

Теория институтов и институциональных изменений;

Теория альянсов;

Приоритет социальных целей.

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Научное управление (). Создатели этой школы (Тейлор, Гантт, Гилберт, Форд) занимались изучением труда отдельного рабочего и полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Г. Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г. Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; регламентированный ритм производства.

Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга ; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

В СССР школа научного управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как Богданов, Витке.

КЛАССИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ. НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение классической административной школы управления (1920–1950), которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой Французской компанией по добыче угля. Вильбуа и Ванюксан – авторы экспериментального администрирования.

Вклад Файоля в развитие науки управления: рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных операций; предложил формализованное описание работы управляющих; сформулировал систематизированную теорию управления всей организацией; создал систему универсальных принципов управления; сформулировал общие функции управления.

Слабые стороны учения Файоля: невнимание к социальным ас-аспектам управления; невнимание к человеческому фактору на предприятии; освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Развитие таких наук, как психология и социология, и дальнейшее совершенствование методов исследования систем управления сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур периода развития Школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930 – наст. вр) в первую очередь можно упомянуть Элтона Мэйо, Абрахама Маслоу, Рэнсиса Лайкерта, Мэри Паркер Фоллет, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга.

Хоторновский эксперимент (Э. Мэйо, новый взгляд на работу «в команде»)

Бихевиоризм («управлять людьми – значит управлять их поведением»)

Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу

Теория «Х» и «Y» Д. Мак-Грегора

Использование достижений школы в современном менеджменте:

Исследование поведения людей в организации;

Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений;

Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;

Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Критика школы: отсутствие строгих математических методов , конкретных расчетов, подтверждающих правильность данной теории.

9. Системы менеджмента: функции и организационные структуры .

Тeopия cиcтeм впepвыe былa пpимeнeнa в тoчныx нayкax и в тexникe. Пpимeнeниe тeopии cиcтeм в мeнeджмeнтe в кoнцe 50-x гг. явилocь вaжнeйшим вклaдoм шкoлы нayки yпpaвлeния. Сиcтeмный пoдxoд – этo нe нaбop кaкиx-либo пpинципoв для yпpaвляющиx, a cпocoб мышлeния пo oтнoшeнию к opгaнизaции и yпpaвлeнию.

Сиcтeмa – этo нeкoтopaя цeлocтнocть, cocтoящaя из взaимoзaвиcимыx чacтeй, кaждaя из кoтopыx внocит cвoй вклaд в xapaктepиcтики цeлoгo. Вce opгaнизaции являются cиcтeмaми. Сyщecтвyeт двa ocнoвныx типa cиcтeм: зaкpытыe и oткpытыe.

Зaкpытaя cиcтeмa имeeт жecткиe фикcиpoвaнныe гpaницы, ee дeйcтвия нeзaвиcимы oт cpeды, oкpyжaющeй cиcтeмy. Откpытaя cиcтeмa xapaктepизyeтcя взaимoдeйcтвиeм c внeшнeй cpeдoй.

Кpyпныe cocтaвляющиe cлoжныx cиcтeм чacтo caми являются cиcтeмaми. Эти чacти нaзывaютcя пoдcиcтeмaми. В opгaнизaции пoдcиcтeмы – этo paзличныe oтдeлы, ypoвни yпpaвлeния, coциaльныe и тexничecкиe cocтaвляющиe opгaнизaции.

Пoнимaниe тoгo, чтo opгaнизaции пpeдcтaвляют coбoй cлoжныe oткpытыe cиcтeмы, cocтoящиe из нecкoлькиx взaимocвязaнныx пoдcиcтeм, пoмoгaeт oбъяcнить, пoчeмy кaждaя из шкoл yпpaвлeния oкaзaлacь пpaктичecки пpиeмлeмoй лишь в oгpaничeнныx пpeдeлax. Они cтpeмилиcь cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoй-тo oднoй пoдcиcтeмe opгaнизaции: пoвeдeнчecкaя шкoлa зaнимaлacь coциaльнoй пoдcиcтeмoй, шкoлы нayчнoгo yпpaвлeния – тexничecкими. Ни oднa из шкoл cepьeзнo нe зaдyмывaлacь нaд вoздeйcтвиeм cpeды нa opгaнизaцию.

Мoдeль opгaнизaции кaк oткpытoй cиcтeмы. Оpгaнизaция пoлyчaeт из внeшнeй cpeды инфopмaцию, кaпитaл, чeлoвeчecкиe pecypcы, мaтepиaлы. Эти кoмпoнeнты нaзывaютcя вxoдaми. В пpoцecce cвoeй дeятeльнocти opгaнизaция oбpaбaтывaeт эти вxoды, пpeoбpaзyя иx в пpoдyкцию или ycлyги. Эта пpoдyкция и ycлyги являются выxoдaми opгaнизaции, кoтopыe oнa вынocит в oкpyжaющyю cpeдy.

Еcли cиcтeмa yпpaвлeния эффeктивнa, тo в xoдe пpoцecca пpeoбpaзoвaния oбpaзyeтcя дoбaвoчнaя cтoимocть вxoдoв. В peзyльтaтe пoявляютcя мнoгиe дoпoлнитeльныe выxoды, тaкиe, кaк пpибыль, yвeличeниe дoли нa pынкe, yвeличeниe oбъeмa пpoдaж, pocт opгaнизaции.

10. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.

Мeтoды, иcпoльзyeмыe нa этaпe пocтaнoвки пpoблeмы, oбecпeчивaют ee дocтoвepнoe и нaибoлee пoлнoe oпиcaниe. В иx cocтaвe выдeляют мeтoды cбopa, xpaнeния, oбpaбoтки и aнaлизa инфopмaции, мeтoды фикcaции вaжнeйшиx coбытий, фaктopнoгo aнaлизa, cpaвнeния, мoдeлиpoвaния. Нaбop мeтoдoв зaвиcит oт xapaктepa и coдepжaния пpoблeмы, cpoкoв и cpeдcтв, кoтopыe выдeляютcя нa этaпe пocтaнoвки.

Нa этaпe paзpaбoтки вapиaнтoв peшeний тaкжe иcпoльзyютcя мeтoды cбopa инфopмaции, нo в oтличиe oт пepвoгo этaпa, нa кoтopoм ocyщecтвляeтcя пoиcк oтвeтoв нa вoпpocы типa «чтo пpoизoшлo?» и «пo кaким пpичинaм?»» здecь yяcняют, «кaк мoжнo peшить пpoблeмy, c пoмoщью кaкиx yпpaвлeнчecкиx дeйcтвий?».

Мeнeджepы и cпeциaлиcты нe тoлькo coбиpaют и oбpaбaтывaют нeoбxoдимыe дaнныe, нo и иcпoльзyют cвoй твopчecкий пoтeнциaл, знaния и yмeния для paзpaбoтки вapиaнтoв peшeний. Пpи гpyппoвoй paбoтe pacкpытию твopчecкиx cпocoбнocтeй и нeopдинapнoгo мышлeния cпocoбcтвyют мeтoд нoминaльнoй гpyппoвoй тexники, мeтoд Дeлъфи и мeтoд мoзгoвoй aтaки.

Нa этaпe выбopa peшeния нeoбxoдимo oпpeдeлить мeтoды фopмиpoвaния кpитepиeв выбopa. Нaибoлee пoлнo oни paзpaбoтaны для xopoшo cтpyктypиpoвaнныx peшeний, гдe вoзмoжнo иcпoльзoвaниe мeтoдoв кoличecтвeннoгo aнaлизa и элeктpoннoй oбpaбoтки дaнныx. К peшeнию yпpaвлeнчecкиx пpoблeм чacтo пpимeняют экoнoмикo-мaтeмaтичecкиe мeтoды, кoтopыe пoзвoляют иcпoльзoвaть в кaчecтвe кpитepия выбopa цeлeвyю фyнкцию, кoтopyю oбычнo нaдo мaкcимизиpoвaть или минимизиpoвaть. Тaкoй выбop нaзывaют oптимизaциoнным. Пpимepaми oптимизaциoнныx кpитepиeв являются: мaкcимyм пpибыли, дoxoдoв, пpoизвoдитeльнocти; минимyм зaтpaт, пoтepь oт бpaкa.

Для oцeнки вapиaнтoв cлaбo cтpyктypиpoвaнныx peшeний пpимeняют cиcтeмy взвeшeнныx кpитepиeв. Чacтo иcпoльзyeтcя мoдeль, пoзвoляющaя пpинимaть нe oптимaльнoe, a yдoвлeтвopитeльнoe peшeниe, кoтopoe cчитaeтcя «дocтaтoчнo xopoшим», тaк кaк oтвeчaeт пocтaвлeнным oгpaничeниям и oбecпeчивaeт yлyчшeниe пpoблeмнoй cитyaции.

Мeтoдoм дoвeдeния пpинятoгo peшeния дo иcпoлнитeлeй чaщe вceгo являeтcя cocтaвлeниe плaнa peaлизaции, кoтopым пpeдycмaтpивaeтcя cиcтeмa мep, oбecпeчивaющиx ycпeшнoe дocтижeниe пocтaвлeнныx цeлeй. Нapядy c мeтoдaми пpямoгo вoздeйcтвия (пpикaз, pacпopяжeниe, yкaзaниe) иcпoльзyютcя мeтoды мaтepиaльнoгo cтимyлиpoвaния, пpoвoдятcя вcтpeчи paбoтникoв c pyкoвoдcтвoм, paзъяcняeтcя cyть пpинятыx peшeний. Вce oни нaпpaвлeны нa пpeoдoлeниe coпpoтивлeния нoвoввeдeниям, нa пoвышeниe зaинтepecoвaннocти paбoтникoв в пoлyчeнии зaплaниpoвaннoгo peзyльтaтa. Бoльшoe знaчeниe имeeт иcпoльзoвaниe мeтoдoв кoнтpoля выпoлнeния paбoт, cвязaнныx c peaлизaциeй peшeния.

11. Человек в системе менеджмента и роль менеджера.

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т. п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Поэтому для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

С позиции взаимодействия человека с организацией. В этом случае человек находится в центре модели.

С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.

В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организации выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:

1. Организация

2. Стимулирующее воздействие

3. Человек

4. Реакция на стимулирующее воздействие

5. Действия, поведение

6. Результаты работы

Человек, взаимодействуя с организацией, получает от неё побуждающие к действию стимулирующие воздействия.

Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организации осуществляет определенные действия.

Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организацию.

В данной модели организация включает те элементы, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т. п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т. п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т. п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.

В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации, человек включается в неё как один из элементов и рассматривается как составная часть, выступая в роли ресурса организации, который она наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.

12. Связующие процессы в менеджменте.

Связующие процессы в менеджменте представляют собой обмен информацией между двумя людьми и более, иными словами – коммуникации. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это становится понятным, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля.

Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер – этот тот, кто из общего потока коммуникации умеет быстро отобрать эффективные, т. е. полезные для процесса управления.

Коммуникации осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными и руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями пронизан весь процесс производства и управления.

Коммуникации делятся на две большие группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями.

К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собою информационное взаимодействие со внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации , потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования , политические группы, комитеты, поставщики и т. п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собраний, обсуждений, телефонных переговоров, отчетов и т. д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.

Ко второй группе относятся коммуникации между уровнями управления и подразделениями. В нее входят межуровневые коммуникации, между различными подразделениями, коммуникации руководитель – подчиненный, между руководителем и рабочей группой, неформальные коммуникации.

В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.

Поскольку подчиненные объединены в рабочие группы, то коммуникации с ними руководителя являются важным компонентом для достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю – более активно вовлекать подчиненных в дела организации.

Определенную роль играют также коммуникации с неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность принимать более правильные решения или упреждать конфликтные ситуации

Методы менеджмента

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как средства управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека.

Различают экономические, организационно-правовые и социально-психологические методы управления.

Под экономическими методами управления понимают совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных экономических условий для функционирования и развития предприятий.

К экономическим методам управления можно отнести: прибыль, рентабельность, финансирование, кредитование, политику в области ценообразования , инвестиции, материальное стимулирование, повышение производительности труда, совершенствование технологии и организации производства, экономию материальных ресурсов, рациональную кадровую политику.

Исходя из зарубежного опыта менеджмента представляется целесообразным оценивать работу предприятий на основании коммерческого расчета , который синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства, Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений; финансирования и кредитования; совершенствования качества выпускаемой продукции; технологической дисциплины; материально-технического обеспечения; внедрения новой техники; кадровой политики и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Наряду с экономическими методами управления важное место в менеджменте занимают организационно-правовые методы управления.

Организационно-правовые методы управления предполагают:

* наличие четкого разделения труда и компетенции (прав и обязанностей) между различными органами, подразделениями, а также должностными лицами;

* использование административной власти в рамках правовых и морально-этических норм для решения хозяйственных задач;

* рациональный подбор и расстановку кадров с учетом деловых и личностных качеств работников.

Важной особенностью разделения труда управленческих органов является то, что они строят свою деятельность по функциональному признаку, т. е. занимаются точно определенным делом.

Организаторская работа, направленная на реализацию принятых решений, включает: подбор и расстановку кадров; постановку конкретных задач каждому исполнителю; определение их функций, прав, ответственности; необходимый инструктаж работников; планирование и организацию их труда; согласование работ во времени и в пространстве; контроль исполнения. Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках функций организации необходим набор специальных методов и способов их осуществления. Эти организационные инструменты воздействия призваны обеспечить четкость, дисциплинированность, эффективность работы управленческого аппарата и поддерживать необходимый порядок в работе предприятия. Методы организационного воздействия весьма разнообразны по своему составу, так как они направлены на формирование, регулирование и развитие производственной системы и систем управления,

Значительная роль в системе менеджмента принадлежит социально-психологическим методам управления. Необходимость их обусловлена сущностью самого понятия менеджмента как координации деятельности людей в процессе производства. Управление в значительной степени зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, в частности социально-психологических. Целью социально-психологических методов управления является создание в производственном коллективе такой ситуации, которая бы ориентировала каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствовала повышению эффективности производства. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социально-психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее – на результаты производственной деятельности.

Результативность деятельности производственных коллективов (и личности) в значительной степени зависит от состава коллектива, созданной в нем психологической атмосферы, степени удовлетворения потребностей работающих, взаимоотношений менеджеров с подчиненными. Социально-психологические методы управления используются при решении следующих задач:

* подбор и расстановка кадров (изучение привлекательности трудовых процессов в рамках различных профессий; повышение престижа отдельных профессий, эффекта наименования профессий; выявление индивидуальных способностей работников и определения профессиональной пригодности к определенным видам работ на предприятии; разработка методик профессионального отбора и оценки кадров);

* формирование производственного коллектива и его развитие (изучение психологической совместимости людей в первичных трудовых коллективах, формирование производственных бригад, отделов, участков и т. д.);

* регулирование межличностных отношений в производственном коллективе (изучение поведения работника в трудовом коллективе; выявление причин конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе, между менеджерами и подчиненными, между менеджерами различных уровней управления и др.);

Повышение эффективности индивидуального и коллективного стимулирования работников (динамика потребностей и интересов членов трудового коллектива; разработка различных форм индивидуального и коллективного поощрения работников предприятия, мер по повышению социально-психологической обоснованности системы индивидуального и коллективного материального стимулирования работников);

* повышение результативности воспитательной работы в коллективе (воспитание сознательного отношения к труду, формирование у работников чувства сопричастности к делам предприятия, ощущение своего места на производстве, чувства хозяина, творческого отношения к труду);

* укрепление трудовой дисциплины (выявление причин нарушений, разработка мероприятий по профилактике нарушений дисциплины);

* рационализация трудовых процессов производственного и управленческого персонала (снижение утомляемости, изучение причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний).

Не следует противопоставлять методы управления при решении конкретных производственных ситуаций.

Наибольший эффект может быть достигнут только при комплексном использовании экономических, организационно-правовых и социально-психологических методов управления.

14.Информационные ресурсы, качество и эффективность управления.

Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность - предполагает производство и реализацию такого объема товарной продукции при котором предприятие получает наибольшую экономическую выгоду следов-но объем произ-ва и объем привлекаемых ресурсов явл. Следствием сложившегося спроса на реализуемый товар.

Субъекты предпринимательства: -граждане РФ и других государств; -граждане других гос-в и лица без гражданства; -объединение граждан.

В Этом случае предприятии е выступает как объект предпринимательской деятельности, через который предприниматель получает прибыль

2. Организационно-правовые формы деятельности предприятий . Полное товарищество - участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Действует на основании учредительного договора, который содержит: наименование, место нахождения, размер и порядок изменения долей товарищей в складочном капитале, размер, состав, сроки, и порядок внесения долей каждого из участников ув складочном капитале, ответственность сторон. Решение принимается большинством участников. Прибыль и убытки распределяются между товарищами пропорционально долям. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе. Также участники вправе требовать исключения кого-либо из товарищей в судебном порядке, если он не выполняет правила.

Наименование товарищества должно содержать либо имена (наименован.) всех его участников и слово –«полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов « и компания», «полное товарищество».

Товарищество на вере : в котором наряду с полными товарищами, иеется один или несколько товарищей, которые несут риск убытков, пропорционально их вкладам но не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей, либо слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарищества с добавлением слов «и компания».

Действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

ООО – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал разделен на доли в соответствии с учредительными документами. Участники ООО несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов

Создается на основе учредительного договора и подтвержденного учредителями устава.

Уставный капитал ООО состоит из стоимости вкладов его участников, и должен быть оплачен наполовину при регистрации ООО., вторая половина – в течен. Первого года деятельности ООО

Высший орган ООО – собрание его участников

Общество с дополнительной ответственностью - участники несут ответственность по обязательствам общества пропорционально своим вкладам, при банкротстве одного из участников общества ответственность по обязательствам общества распределяется между его участниками.

Название должно содержать «С дополнительной ответственностью»

Производственный кооператив(артель)- Добровольное объединение граждан для совместной производственной или другой хоз. Деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и о объединении имущественных паевых взносов. Могут также участвовать юр. лица. учредит. документ- устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Наименование должно содержать слова « производственный кооператив или артель». Несут ответственность в соответствии со своими паями. К моменту регистрации член кооператива должен внести не менее10% от своего паевого взноса, а остатки в теч. года. Высший орган-общее собрание его членов. Исполнительным органом является - правление и его председатель.

Унитарные предприятия – признается гос. или муниципальн. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществе.:

    ГУП на праве хозяйственного ведения –Учредит. Документ-устав

    ГУП на праве оперативного управления-(федеральное казенное предприятие)-учредит. докум - устав, в наименовании обязательно слово казенный,

ОАО - признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО , участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается Открытым АО

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО.

Предпринимательство – это самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение общественной потребности и получение прибыли. Заниматься предпринимательством могут граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Виды предпринимательства весьма разнообразны (рис. 1).

Виды предпринимательской деятельности


Производственное Коммерческое Финансовое Консультативное

Производство - торговая; - банковская; - общее управление;

товаров, услуг; - торгово-закупоч- - страховая; - финансовое

Инновационная; ная; - аудиторская; управление;

Научно- - торгово- посред- - лизинг; - управление

техническая; ническая; - фондовые кадрами;

Информационная - товарные биржи биржи и т.д. - маркетинг и т.д.

и т.д. и т.д.

Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности

Без образования юридического лица предпринимательская деятельность ведется гражданином – индивидуальным предпринимателем, но основной формой организации предпринимательства является предприятие, именно здесь создаются материальные ценности и нематериальные блага.

В литературе широко используются два схожих понятия – предприятие и фирма. Под фирмой часто понимают юридически самостоятельную предпринимательскую единицу. Это может быть крупный концерн или небольшая компания. Если фирма состоит из одного предприятия, термины совпадают. Если фирма крупная, состоит из многих предприятий, то именно фирма, а не предприятие, выступает хозяйствующим субъектом на рынке: проводит ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, распределяет прибыль и т.д. Терминология еще не устоялась и термин "предприятие" будем употреблять в расширительном смысле.

Определение. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный, в порядке установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Их классифицируют по разным признакам, некоторые из которых представлены в табл. 2.

Типы предприятий

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий (рис.2): коммерческая или некоммерческая организация (на 2000 г. соотношение между ними было 85:15).

Юридические лица

Коммерческие организации Некоммерческие организации


Хозяйственные Производственный Государственные Потребительский

Товарищества кооператив (артель) и муниципальные кооператив (союз,

и общества унитарные пред- товарищество

приятия

Хозяйственные Хозяйственные На праве хозяйст- Общественные

Товарищества общества венного ведения и религиозные

(ХТ) (ХО) организации

Полное ХТ На праве оперативного Учреждения

управления (федеральное

казенное предприятие) Объединения

ХТ на вере юридических

(коммандитное) лиц (ассоциации,

ХО с ограничен- Акционерное ХО с дополнитель-

ной ответствен- общество ной ответствен-

ностью (ООО) (АО) ностью (ОДО)


Открытое АО Закрытое АО

(ОАО) (ЗАО)

Рис. 2. Организационно-правовые формы юридических лиц

Деятельность коммерческой организации направлена на получение прибыли, что является ее основной задачей. Некоммерческая организация не ставит цели извлечения прибыли и не распределяет ее между участниками. В дальнейшем некоммерческими организациями заниматься не будем.

Коммерческие организации делятся на три больших группы: унитарные предприятия, производственные кооперативы, товарищества и общества (соотношение между ними в 1999 г. было 17:13:70).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия действуют на базе лишь одной формы собственности – государственной или муниципальной. Имущество в нем является единым/унитарным (фр. unitaire – составляющий одно целое), оно не делится на доли/паи, в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения создаются по решению государственного или муниципального органа, которые назначают и директора, но по обязательствам предприятия собственник ответственности не несет. Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие) создается по решению правительства РФ, которое несет субсидиарную (лат. subsidiarius – резервный, вспомогательный) ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Производственные кооперативы (артели) – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной деятельности, базирующейся на их личном трудовом участии и объединении участников на основе имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке установленном законом. Прибыль кооператива распределяется между его членами пропорционально трудовому участию, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом кооператива.

Хозяйственными товариществами (ХТ) и обществами (ХО) признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (паи) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (соотношение между ними в 2000 г. было 1:3).

Товарищества (ХТ) отличаются от обществ (ХО) тем, что первые представляют собой объединение лиц, а вторые объединение капиталов, что влияет на меру ответственности учредителей перед кредиторами.

При объединении лиц (товарищество) обязательства удовлетворяются всем имуществом товарищества, личным имуществом полных членов и частью личного имущества неполных членов.

При объединении капиталов (общества) обязательства удовлетворяются только имуществом общества.

Полное ХТ характеризуется деятельностью на основе договора между участниками, которые несут ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом; предполагается личное участие в работе всех товарищей, решения принимаются единогласно, каждый имеет один голос; прибыль и убытки распределяются между товарищами пропорционально их долям в складочном капитале.

Товарищество на вере (коммандитное) отличается от полного ХТ наличием помимо полных товарищей еще коммандитистов (участников – вкладчиков), доверивших свой капитал полным товарищам и не принимающих участие в управлении товариществом. Они разделяют риск убытков в пределах внесенных ими вкладов.

ХО с ограниченной ответственностью (ООО) действует на основе капитала, разделенного на доли, внесенные учредителями. Не требуется их личного участия в делах, а риск убытков они несут в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ХО с дополнительной ответственностью (ОДО) имеет своей особенностью то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов учредители ОДО могут быть привлечены к дополнительной ответственности по долгам общества личным имуществом причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части – одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например, трехкратный, пятикратный и т.п.).

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует одна акция, дающая один голос на управление. Акционеры не обязаны принимать непосредственное участие в делах, не отвечают по обязательствам АО, также как и АО по их долгам.

АО подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). В первом уставный капитал образуется путем публичной (открытой) подписки на акции среди неограниченного числа потенциальных акционеров; причем акционеры вправе продавать принадлежащие им акции кому угодно, в любом количестве без согласования с другими акционерами ОАО. В закрытом АО акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц; число участников ЗАО не может превышать 50; акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО.

ОАО может быть преобразовано по желанию акционеров в ЗАО и наоборот.

Сегодня АО стало наиболее распространенной организационно – правовой формой. Общая схема управления АО определена Федеральным законом "Об акционерных обществах" и представлена на рис. 3.

Исполнительный Исполнительная

директор дирекция

Рис. 3. Органы управления акционерным обществом