Тема урока «Теплые и холодные цвета» урока: Цели 1) Обучающие: познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах каждого вида искусств; совершенствовать графические навыки при работе с разными материалами; научить использовать холодные и тёплые цвета в работе с акварелью (наложение цвета, цветовые сочетания). 2) Развивающие: развивать у детей восприятие особенностей весеннего пейзажа через живопись, поэзию, музыку; развивать логическое мышление учащихся (умение делать сравнения, обобщения, выводы); развивать творческое воображение учащихся; развитие зрительно – двигательных координаций (психологическое развитие); развивать различные приёмы работы кистью, карандашом, воском. 3) Воспитательные: воспитание чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку; привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём (противопожарная безопасность). Оборудование: белый лист бумаги (для акварели), акварельные краски, сосуд для воды, простой карандаш, свеча для рисования, набор кистей, тряпочка, шаблон для линейного рисунка свечи, свеча в подсвечнике. Ход урока: 1.Организация класса Проверка готовности класса к уроку. Природа является источником творчества человека. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский: «Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, которые даёт природа» Сегодня мастер изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом как средством выражения настроения, чувств, отношения к миру. 2) Загадка Отгадайте загадку и узнайте, о каком времени года мы сегодня поговорим: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце светит ярче, Если птицам не до сна Если стал теплее ветер – Значит, к нам пришла… (весна) Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали в своих произведениях красоту этого времени года. В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права; борьба холода и тепла. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочной взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. Любите ли вы сказки?
3) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности тёплых и холодных цветов) «Живут на свете две подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит тёплая весна. Девочки дарят людям на память свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в тёплый». Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя) – холодная. У Весны? (жёлтая) – тёплая 3) Работа по таблице цветов Какие цвета мы можем назвать тёплыми? Холодными? Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье). А холодные? (тревогу, загадочность, грусть). Сегодня мы будем рисовать добрый огонь. Отгадайте загадку: Таять может, да не лёд, Не фонарь, а свет даёт (свеча) (Показ рисунка для рисования) Какие цвета использованы на рисунке? Зажигается свеча По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение) Последовательность выполнения рисунка Расположение листа – вертикальное Набросок карандашом (приём работы – тонкой линией) – линия горизонтальной и вертикальной поверхности. Рисование свечи в подсвечнике по шаблону. Работа красками от светлых тонов к тёмным. а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом) б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль – чёрный) в) изображения фона: вертикально – синий; горизонтально – фиолетовый. Работа широкой кистью г) изображение света от свечи (круг – наложение цвета) Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна – зима) У камелька – январь у камина. Масленица – февраль. Песня жаворонка – март. Подснежник – апрель. Белые ночи – май. 4.Итог урока 1) Выставка работ учащихся Кому лучше удалось передать изображение свечи, используя холодные и тёплые цвета? 2) Оценка работ и ответов учащихся 4) Обобщающая беседа Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души) Какие бы вы использовали цвета тёплые или холодные для передачи своего настроения на уроке? Почему? Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.
Урок: Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Раздел программы : Программа Б.М. Неменского, 2 класс, IV четверть. Тип урока : изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.
Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов.
Расширить опыт владения цветовыми сочетаниями.
Формирование понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: Урок творчества.
Методы:
Словесные (объяснение, рассказ).
Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).
Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование для учителя: медиапроектор, компьютер, набор цветных кружков и планшет с кармашками.
Для учащихся: гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.
Зрительный ряд: компьютерная презентация, методические таблицы по цветоведению.
Литературный ряд: Жар-птица, отрывок из сказки «Конёк- Горбунок»
Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Снегурочка».
Основной вид деятельности ученика: изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка рабочих мест
II. Сообщение темы урока.
1слайд. Сказка .
Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.
У Весны – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.
Девочка Снегурочка опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка Весна согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.
2слайд. (цветовой круг)
Но существует между ними и спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.
–Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей)
–Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет теплее.
Все цвета можно разделить на тёплые и холодные.
Предлагаю определить, к какой группе относится лежащий на столе кружок.
(Дети выходят к доске и ставят свой кружок в кармашек, к тёплой или холодной группе)
3слайд. (Тёплые и холодные цвета )
У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное? (Холодные)
4слайд. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов.
5слайд. Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.
6слайд. (Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.)
7слайд. ( стихи «Жар-птица»)
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче чёрной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесёт.
8-9слайд. Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.
10слайд. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.
11,12,13слайды. Изобразите перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.
III. Практическая работа.
Изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Демонстрация с чего начинать рисовать . (Педагогический рисунок.)
Выберите для работы характер мазка. Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко». А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».
14слайд.
IV . Физкультурная минутка. (Давайте теперь попробуем изобразить жар-птиц в движении)
Жар-птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно,
На место садятся.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.
– Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? –Какие впечатления остались от урока? Что порадовало, что огорчило? На доске отражаем настроение. Радость – размещаем тёплые цвета, грусть – холодные.
VI
. Домашнее задание.
Подумайте, где ещё в природе встречается борьба тёплых и холодных цветов.
Разработка урока
« Тёплые и холодные цвета.
Борьба тёплого и холодного»
Программа Б.М. Неменского,
2 класс, IV четверть «Как говорит искусство».
Ильясова Зугра Абдуловна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №28»
Жили-были на свете две девочки-подружки – девочка ЗИМА и девочка ЛЕТО. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.
У ЛЕТА – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у зимы – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.
Девочка ЗИМА опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка ЛЕТО согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_2.jpg)
Ледокол Арктика .
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_3.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_4.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_5.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_6.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_7.jpg)
Камерова Валентина Михайловна
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_8.jpg)
Основные цвета
Составные цвета
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_9.jpg)
Цветовой круг
ПОСМОТРИ на цветовой круг, И определи, где тёплые, а где холодные цвета?
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_10.jpg)
Теплые цвета
Холодные цвета
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_11.jpg)
Но существует между подружками спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.
Как вы думаете, почему?
Как можно получить зелёный цвет?
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_12.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_13.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_15.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_16.jpg)
Рассмотри две фотографии с пейзажами.
Какой из этих пейзажей «тёплый» , а какой «холодный»? Почему?
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_17.jpg)
Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.
Архип Куинджи "Эльбрус вечером".
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_18.jpg)
Ян ван Гойен "Пейзаж с дюнами".
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_19.jpg)
Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась
Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче чёрной – первый враг. А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, Людям счастье принесёт.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_20.jpg)
Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.
Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_21.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_22.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_23.jpg)
Практическая работа .
Изображение пера Жар-птицы
Выберите для работы характер мазка.
Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко».
А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_24.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_553529cbcdda6/img_user_file_553529cbcdda6_25.jpg)