Приобщение к искусству может. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Учимся анализировать результаты выполнения задания 25

(сочинения-рассуждения)

в ЕГЭ по русскому языку

Подготовила учитель

русского языка и литературы

первой категории Курбатова Г.Н.

П.Колонтаевка, 2016 год

Задание 1.

Прочитайте исходный текст.

Исходный текст.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»

(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.

(46)И это им удалось!

(По С. Львову)

2. Вспомните формулировку задания 25.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – 150-300 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.Сформулируйте сами «информацию о тексте».

Основные проблемы:

4.Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившихся в тексте.

Какую роль играет музыка в жизни человека? Именно над этой проблемой

размышляет С.Л.Львов в своем тексте.

В данном тексте рассказчик говорит о том, как ему было трудно сидеть и

слушать музыку и получать удовольствие. Но он не сдался и приобщился к

музыке и помогли ему в этом его собственное терпение и друзья.

Д.Д.Шостаковича, благодаря этому произошел важный и решительный

поворот. Именно это приобщило его к музыке.

Я полностью разделяю точку зрения С.Л.Львова. Ведь во все времена

10.

музыка играла важную роль в жизни людей.

11.

Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Через незатейливую

12.

музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа, с рождения лишенный зрения,

13.

открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим

14.

собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа его исцелилась.

15.

Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов

16.

человек одинокий, неудачливый скрипач, который пытается скрыться от прозы

17.

жизни в мире музыки. В мучительные для него минуты он доставал из футляра

18.

скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир

19.

музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В заключение хочу сказать, что с давних времен человек создавал музыку

21.

как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире

22.

музыкальных произведений. «Музыка – народная потребность», -- так говорил

23.

великий немецкий композитор и пианист Л. Бетховен.

5. Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К1-12

6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».

Основные проблемы:

    Проблема постижения произведений искусства. (Кому доступно постижение произведений искусства?)

    Проблема самовоспитания и самообразования. (Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании?)

    Проблема роли близких людей в становлении человека. (Могут ли близкие люди помочь человеку постичь настоящее искусство?)

    Проблема роли музыки в жизни человека. (Что дает людям музыка?)

    Произведения искусства постигает тот человек, который отдает этому постижению «силы, раздумья, время, внимание».

    Успеха в самовоспитании и самообразовании достигает тот человек, который не лукавит с самим собой, честно может себе признаться, что он чего-то не понимает, и пытается понять непонятое ранее.

    Близкие люди, друзья могут помочь человеку в приобщении к искусству, в становлении человека как личности.

    Музыка играет важную роль в жизни людей. Для многих серьезная музыка – «необходимость. Потребность, счастье».

7.Проверьте правильность выставления вами баллов.

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К1-12

8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.

Примечание.

Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.

Критерий

Дачная аптечка

В дачной аптечке обязательно должны находиться жаропонижающие и болеутоляющие препараты для детей, средства от аллергии, антисептики наружного применения («зеленка», перекись водорода), активированный уголь, сосудосуживающие капли для носа, а также бинт, лейкопластырь, вата и градусник.


В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытаться, потому что ребенок все равно ничего не поймет. Главное, чтобы дома он научился читать, писать и считать.

Если малышу нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски и кисти Конечно же, это не так. К искусству, как и ко всему остальному, ребенка нужно приучать. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше. Разумеется, на первом году жизни малыш еще не в состоянии оценить красоту произведений художников эпохи Возрождения или восхититься литературным гением Пушкина. Но давайте вспомним, что всегда привлекает внимание еще не умеющего говорить малыша? Предметы разных цветов. Какой лучший способ убаюкать не желающего засыпать ребенка? Спеть ему колыбельную. Получается, что с самых ранних лет маленький человек способен реагировать на произведения искусства, пусть пока и по-своему. Задача родителей – со временем научить ребенка делать это осознанно и получать от этого удовольствие.

Кто-то может спросить: а зачем это вообще нужно ребенку? Ответ прост и очевиден – искусство это еще один способ познания мира. Слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию, рассматривая известные картины, он воспринимает цветопись и композицию, читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка. Кроме того, искусство неразрывно связано с историей человечества. Изучая вместе с ребенком художественные произведения (в широком смысле слова), основанные на исторических сюжетах, родители могут рассказывать малышу об интересных, важных фактах из прошлого. Таким образом расширяется кругозор, эрудиция и словарный запас ребенка.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу Рано или поздно наступит момент, когда маленькому человеку обязательно захочется перейти от созерцания к созиданию. Проще говоря, он испытает потребность не только любоваться чужими картинами, но и создавать свои. Не только слушать чужие музыкальные произведения, но и сочинять свои. Родителям стоит оказать в этот момент поддержку ребенку. Заниматься с ним дома, записать его в соответствующий кружок или секцию. Если малышу больше нравится рисовать, значит, в доме обязательно должны быть краски, кисти, цветные карандаши и вдоволь бумаги. Можно приобрести для ребенка набор открыток с репродукциями известных художников, рассматривать их вместе, спрашивать, какие картины нравятся малышу больше и почему. Разумеется, нельзя забывать о пользе посещения музеев. Надо только заранее объяснить ребенку все правила поведения в подобном месте. А можно призвать на помощь компьютер и Интернет: некоторые музеи уже давно создали свои сайты, на которых есть прекрасные виртуальные экскурсии.

Если ребенку больше нравится музыка, то можно записать его в музыкальную школу еще до поступления в общеобразовательную. Главное, чтобы малыш определился с выбором инструмента, на котором он хочет научиться играть. Дома обязательно, помимо прочего, должна звучать классическая музыка. Рано или поздно ребенок определится с любимыми композиторами, тогда родители смогут рассказать ему истории жизни этих великих людей. Конечно, в жизни малыша будут присутствовать и современные музыкальные произведения. Но привитый с детства хороший вкус позволит ребенку отсеивать совсем уж бездарные «творения» и получать удовольствие от профессиональной работы настоящих музыкантов и авторов.

Искусство – это бесконечно важная часть нашей жизни, и ребенок должен ощущать и понимать это с самого детства.

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство - содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом. Дополнительные возможности в этом отношении предоставляют новые образовательные комплексы, поскольку в них можно с успехом реализовать систему работы с детьми, обеспечив в ней преемственность дошкольного и школьного уровней.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Приобщение дошкольников к искусству успешно осуществляют на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С.Баха и В.А.Моцарта, А.Вивальди и Й.Гайдна, М.И.Глинки и П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и С.С.Прокофьева. Впервые детям дошкольного возраста предлагают произведения неизвестных авторов ХIII и ХVI веков, достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Кикты, В.Агафонникова, Р.Леденева.
Дети знакомятся и с эталонными, высокохудожественными картинами И.Левитана, И.Шишкина, В.Серова, В.Васнецова, иллюстрациями И.Билибина и В.Конашевича, произведениями народно-прикладного искусства, художественной фотографией. Представленные дошкольникам литературные произведения также очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия ХIХ века, стихи современных детских авторов.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка - организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, филармонических концертов, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
Экскурсии в музыкальный театр и музей - своего рода кульминация в ознакомлении детей с той или иной темой на занятиях в детском саду. Прослушав и просмотрев в видеозаписи, например, балет «Золушка» Сергея Прокофьева, дошкольники глубже и осознаннее воспринимают целостный образ этого балетного спектакля в музыкальном театре, ознакомившись с лютней и клавесином, тем, как они звучат и выглядят на старинных гравюрах, заинтересованно рассматривают их в Музее музыкальной культуры имени Михаила Глинки.
Итог встречи с искусством - обязательное последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также воплощение полученных ими ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах детской деятельности (музыкальной, театрализованной, художественно-речевой, изобразительной). При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.
Красота и гармония искусства привлекают родителей. Для них в детском саду регулярно проводят открытые занятия, музыкальные гостиные и вечера, на которых звучит классическая музыка, демонстрируют визуальный ряд с произведениями изобразительного искусства, видеозаписями хореографических миниатюр, фрагментов концертов и балетных спектаклей. Дети, восхищая родителей своими познаниями, отгадывают музыкальные загадки, танцуют, играют в оркестре, рисуют музыку и участвуют в музыкальных спектаклях.
Как показала практика, продуманная система работы с детьми на дошкольной ступени, к сожалению, иногда утрачивается в школе. Накопленные дошкольниками художественные впечатления, знания об искусстве и потребность детей в творчестве там не всегда оказываются востребованными. Об этом с горечью говорят сами дети и их родители, приходя после школы в детский сад: «Мы больше не рисуем музыку», «В театр мы с классом не ходим, как раньше ходили в детском саду».
Положительную роль в улучшении этой ситуации могут сыграть новые образовательные комплексы, при условии что в них будет выстроено единое художественно-эстетическое направление, реализация которого будет начинаться на дошкольном этапе и преемственно продолжаться на школьном. При этом тезаурус художественных впечатлений, приобретенный дошкольниками, будет служить пропедевтикой, подготовкой школьных учебных курсов «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Т.РУБАН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИРО

Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества.

Сочинение

На становление личности влияет множество факторов: влияние общества, непосредственное стремление человека к тому или иному виду деятельности и, что немаловажно, среда, в которой она находится.

В данном тексте С.Л. Львов предлагает нам задуматься над проблемой роли близких людей в становлении человека.
Обращаясь к теме, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, когда среда, в которой он оказался, смогла воспитать в нем любовь к серьезной музыке. Главный герой столкнулся с ситуацией, в которой в компании творческих людей, увлекающихся музыкой, ему приходилось «забиваться в угол и страдать» - ведь это увлечение было для него как «книга за семью печатями». Однако молодой человек не желал обманывать себя и притворяться ценителем, также как и не желал «вставать в позу» человека, бросавшегося увлечениями за их непреклонность. В конечном итоге и друзья «не махнули рукой, не исключили из слушанья музыки», а также не навредили герою словом - они помогли своему товарищу переломить себя и стать ценителем серьезной музыки, какими они сами являлись, – «Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости».

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что окружение играет важную роль в жизни каждого из нас. Оно оказывает огромное влияние, как положительное, так и отрицательное, на формирование личности: определяет наши привычки, взгляды, увлечения, особенности поведения и нравственные качества.

В произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор на примере одной семьи показывает, как окружение влияет на становление человека. Ключевым в комедии является образ Простаковой – жены, матери, хозяйки. Это лицемерная, меркантильная, алчная, злая, грубая и вместе с тем очень глупая женщина-самодур. Об этом мы узнаем из того, как она льстит в угоду себе, как общается с крепостными, отбирая у них все до нитки, пользуется сиротством Софии, как обращается с членами семьи, и, что является главным, как относится к своему сыну. Выросший в атмосфере зла, грубости, самодурства, глупости и к тому же излишне залюбленный своей матерью Митрофанушка является идеалом разбалованной, глупой, ни на что не способной личности, которая со временем будет становиться только хуже. В конце комедии писатель «насмехается» над семьёй Простаковых и оставляет их «ни с чем» за свою жадность и хитрость, а самую отрицательную героиню наказывает предательством сына, который, как и предполагалось с самого начала, оказался еще хуже своей матери.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин описывает нам семью Лариных. Автор в романе сталкивает два разных мира: мир высшего городского общества и патриархальный мир деревни - семья Лариных является типичным представителем второго типа. А.С. Пушкин подробно описывает нам образ главной героини, из которого мы можем увидеть не только бесконечную симпатию автора к девушке, но и чистый, искренний, ничем не испорченный характер Татьяны. Она, хоть и выросла в деревне, вдали от образованных людей и общепризнанных культурных ценностей, является умной, незаурядной натурой, и это благодаря её воспитанию. Автор, описывая главу семьи, называет его «добрым малым», хорошим соседом, добрым мужем и отцом. Мама Татьяны, подобно отцу, имела заурядную жизнь и типичные для того времени увлечения: она интересовалась модой, а любовные романы были постоянными её спутниками. В семье царила атмосфера спокойствия и тишины, в которой Татьяна могла спокойно заниматься саморазвитием, иногда открывая душу мудрой няне. Она тоже сыграла немаловажную роль в формировании «человека» в Татьяне, именно от неё девушка впитала мудрость русской женщины. Двигаясь по сюжету романа, мы видим, что сложившийся характер главной героини не могли испортить ни переезд в город, ни светская жизнь - девушка до последнего оставалась самой собой и в любой ситуации сохраняла чувство собственного достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования сильной, умной, нравственно чистой личности очень важно находиться в правильном окружении – ведь именно оно напрямую влияет на формирование человека.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднения у учащихся. Автор размышляет о влиянии классической музыки на формирование личности. В работе представлен текст и сочинение по нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения по тексту (формат ЕГЭ).

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснеишая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!». (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д. Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (З5)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и – непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!». (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось! (По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Сочинение.

Какие факторы влияют на духовное совершенствование человека? Может ли классическая музыка оказаться решающим в их числе? Именно проблему влияния серьезной музыки на человека и затрагивает С. Л. Львов в своем тексте, сообщая читателю об одном из периодов своей жизни.

В начале своего повествования автор размышляет о том, как может происходить приобщение к искусству, делая акцент на мысли, что «искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы…» Далее известный публицист рассказывает, как произошло его личное приобщение к классике. Он останавливает внимание читателя на том, как ненавязчиво друзья призывали его соприкоснуться с оперными, камерными и симфоническими произведениями. Сыграло ли это свою роль? Безусловно. После одного из концертов автор почувствовал, что в его душе произошел некий перелом, заставивший иначе воспринимать серьезную музыку. Рассказывая об этом, С. Львов стремится донести до читателя мысль о том, насколько важной составляющей является музыка на пути духовного становления человека.

Не могу не согласиться с автором. Убежден, что классическая музыка несопоставима по эмоциональному воздействию с музыкой современной. Та глубина и сила чувств, которые ты испытываешь, слушая Бетховена или Рахманинова, не идут ни в какое сравнение с воздействием музыки развлекательной. Ты словно бы становишься мудрее, спокойнее и, наверное, счастливее. Кажется, что душа очищается от того бытового налета, что оседает на нее каждый прожитый день.

Вспомним повесть известного русского писателя В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Родившись слепым, мальчик, взрослея, начинает испытывать обиду на мир, способный видеть, чувствовать иначе, глубже (как ему кажется), чем он. Эта обида приводит к ожесточению и озлоблению. И только музыка, к которой он постепенно приобщался, знакомясь и с народной незамысловатой игрой на дудке, и с серьезными симфоническими произведениями, спасла его душу от самоуничтожения. Она стала способом познания мира, благодаря ей он, слепой, стал духовно зрячим, научившись ценить добро, любовь и красоту человеческих отношений.

В не менее известном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» мы можем обратить внимание на эпизод, когда Н. Ростов, проиграв Долохову 43 тысячи, возвращается домой в состоянии, близком к критическому. Думая о самоубийстве, снедаемый стыдом, раскаянием и ощущением позора, он не представляет, как будет жить дальше. И только музыка – песня в исполнении Наташи, девушки удивительно тонкой – оказалась способна восстановить его душевное равновесие, заставив переоценить сложившуюся ситуацию и найти в себе силы с ней справиться.

Серьезная музыка – это действительно один из решающих факторов, оказывающих немаловажное влияние на духовное взросление человека.