Процесс Дело «Тангейзера»: кто такой Владимир Кехман. Как Владимир Кехман стал банановым королем и банкротом Владимир Кехман

С начала 1990-х годов Владимир Кехман - руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала компании ОЛБИ-Джаз, затем JFC .

В 1994 Владимир Абрамович поддержал создание JFC Jazz Клуба, в том же году при участии Кехмана был организован концерт Хосе Каррераса в Санкт-Петербургской Филармонии. На Михайловской улице был установлен телеэкран, и сотни петербуржцев смогли бесплатно увидеть живое выступление известного тенора.

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге, был награжден несколькими орденами Русской Православной Церкви .

В 2007 году Владимир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра . Владимир Абрамович пожертвовал 500 миллионов рублей на реставрацию здания театра , пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художественными руководителями соответственно балетной и оперной трупп.

В последнее время Кехман активно сотрудничает с архитектурным бюро сэра Нормана Фостера , заказав ему проект постройки нового общественного здания. Именно этот проект вызвал крупный скандал , поскольку для его осуществления Кехман добивается права на снос Фрунзенского универмага - официально охраняемого государством памятка архитектуры периода конструктивизма . Последнее деяние получило широкий резонанс и вызвало массовое возмущение культурной общественности города . Кроме того, рисуя портрет Кехмана применительно к разговорам о культуре, некоторые средства массовой информации связывают его имя с рекламной компанией JFC «Съел банан - спас мир» , которую многие считают примером пошлости

Работа Владимира Кехмана на посту генерального директора Михайловского театра отмечена целым рядом успешных премьер, значительно расширилась география гастролей коллектива: балетная труппа впервые посетила Великобританию, где была номинирована на высшую премию в области танцевального искусства National Dance Awards , Финляндию, Италию. К работе в театре привлечены новый главный дирижёр Петер Феранец , бывший главный драматург Венской оперы Петер Блаха , в 2009 году балетную труппу возглавил известный педагог-репетитор Михаил Мессерер . Елена Образцова и Фарух Рузиматов продолжают сотрудничество с театром как советники генерального директора по художественным вопросам.

В 2010 году Владимир Кехман был награжден премией "Известность" газеты "Известия", и вручавший ему награду министр культуры Авдеев отметил:

«Нужно иметь большое мужество, чтобы не просто стать разовым меценатом в культуре, а поднять театр до мирового уровня, преодолев при этом множество трудностей и сопротивление... В Михайловский театр, который раньше был практически позабыт, теперь специально приезжают, чтобы получить не только эстетическое удовольствие и новые впечатления, но и пищу для ума. Такие люди, как Кехман - это наше культурное достояние»

Известия

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кехман" в других словарях:

    Абрамович (р. 1968) российский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC, с мая 2007 года генеральный директор Михайловского театра. С начала 1990 х годов Владимир Кехман руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала … Википедия

    Владимир Кехман Имя при рождении: Владимир Абрамович Кехман Род деятельности: предприниматель, директор театра Дата рождения: 9 февраля 1968(… Википедия

    Кехман, Владимир Абрамович (р. 1968) российский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC, с мая 2007 года генеральный директор Михайловского театра. С начала 1990 х годов Владимир Кехман руководитель крупнейшего импортёра фруктов… … Википедия

Владимир Кехман привлек внимание СМИ и общественности после назначения на должность директора Новосибирского театра оперы и балета. Он сменил на этом посту Бориса Мездрича, который по решению министерства культуры был уволен 29 марта. Поводом для замены руководителя театра стал конфликт, развернувшийся вокруг постановки спектакля «Тангейзер». Опера, в свою очередь, стала предметом ожесточенных споров после того, как местная митрополия пожаловалась на режиссера Тимофея Кулябина в прокуратуру. На Кулябина и Мездрича завели административное дело за намеренное публичное оскорбление чувств верующих. 10 марта они предстали перед судом и были оправданы. Тем не менее директор вынужден был покинуть пост, а Кехман в первые же дни работы снял спорный спектакль с репертуара.

Выходя из тени Большого и Мариинского

Владимир Кехман - уникальный человек на театральной карте России. Диплом продюсерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства он получил только в 2009 году, уже будучи директором одного из старейших театров северной столицы, которому на тот момент уже было возвращено его историческое имя - Михайловский. При этом на занятия Владимир Абрамович не ходил, как свидетельствуют преподаватели, на занятиях они его не видели ни разу, а зачеты ему ставились «по распоряжению сверху». Никакого предшествующего образования в сфере искусств у Владимира Кехмана не было: насколько известно, в родной Самаре он окончил лишь факультет иностранных языков пединститута, но вся его трудовая деятельность была связана не с педагогикой, а с бизнесом, благодаря чему в прессе он фигурирует преимущественно как обанкротившийся «банановый король». Биография Владимира Кехмана буквально провоцирует на разговоры о том, в какую банановую республику превратилась великая Россия, где главой императорского театра был назначен человек, не имевший соответствующего образования и опыта. Подобный разговор, однако, будет в немалой степени ошибочным, ибо восемь лет Владимира Кехмана во главе Михайловского театра трудно определить иначе, как очень успешные.

Существующий более 180 лет театр знал разные времена, но с перенесением столицы из Санкт-Петербурга в Москву воспринимался преимущественно как кадровый резервуар для Большого и музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: достаточно сказать, что Самуил Самосуд, выдающийся дирижер, талант которого расцвел именно в Ленинградском малом театре оперы и балета, в 1936 году был переведен в Москву, где последовательно возглавлял оркестры обоих музыкальных театров столицы. В 1950-е - 1980-е годы наиболее даровитые таланты из МАЛЕГОТа «забирались» в «Большой театр» Петербурга - Мариинский, тогда носивший имя большевика Кирова, как это случилось со знаменитым хореографом Олегом Виноградовым, возглавлявшим балет МАЛЕГОТа до того, как в 1977 году началось его триумфальное двадцатилетие во главе балета Мариинки.

Очевидно, главная задача Владимира Кехмана была - превратить театр, из которого уходят лучшие творческие силы, «достойные большего», в театр, куда звезды, наоборот, стремятся попасть. С задачей этой он справился блестяще: на пост главного дирижера был приглашен Петер Феранец, до этого бывший первым иностранцем - главным дирижером Большого театра. Уже одно это стало беспрецедентным событием: никогда ранее руководители Большого или Мариинского театра не «опускались» до работы в Малом оперном Северной столицы. Не менее резонансным шагом стало привлечение великой певицы Елены Образцовой на пост художественного руководителя оперы. Отдельные критики этого назначения обращали внимание на то, что недавно скончавшаяся Елена Васильевна была пусть и великой, но певицей, руководить же оперой должен профессиональный режиссер. В подобных рассуждениях, очевидно, есть рациональное зерно, но и оперную труппу Большого театра в Москве в то время тоже возглавляла певица - Маквала Касрашвили, которой Образцова, как минимум, ни в чем не уступала. Особенно успешным был выбор главного хореографа театра, которым в 2011-2014 годах был крупнейший испанский танцовщик и балетмейстер Начо Дуато. Никогда прежде иностранный специалист, в чьем послужном списке постановки в Ла Скала, Гранд-Опера и Ковент-Гардене, не работал на постоянной основе в каком-либо из российских театров.

И все же самым драматичным кадровым приобретением Михайловского театра эпохи Владимира Кехмана оказался сенсационный переход в декабре 2011 года в его труппу двух суперзвезд балета Большого - Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Ничего подобного в истории прежде не было, что не ускользнуло даже от внимания Владимира Путина; показательно, что Путин перепутал в этой связи Михайловский театр и Мариинский, на что ему Валерий Гергиев тут же деликатно указал, но представить, что артисты уходят из Большого в МАЛЕГОТ, Путин просто не мог. Многие полагали, что в Михайловском театре эти самые востребованные сегодня танцоры будут лишь числиться, однако они станцевали центральные партии во всех основных спектаклях классического репертуара, среди которых «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка». После лондонских гастролей Большого театра критики назвали «двумя самыми волнующими мировыми звездами» именно Васильева и Осипову. Разумеется, их был бы счастлив принять в труппу любой театр; однако удалось это именно Владимиру Кехману.

Было понятно, что Начо Дуато не останется в России навсегда и что ему будет очень трудно подобрать достойную замену, однако и эта задача была решена. Главным балетмейстером театра стал наследник знаменитой балетной династии, к которой, в частности, принадлежит и Майя Плисецкая - Михаил Мессерер. Дядя Михаила Мессерера и Майи Плисецкой, народный артист СССР Асаф Мессерер, на протяжении почти сорока лет был одним из ведущих педагогов Московского хореографического училища.

Основными же дирижерами Михайловского театра являются в настоящее время молодые, но высоко ценимые специалистами и зрителями музыканты Михаил Татарников, под управлением которого в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений, не говоря уже о его работе по контракту в театрах Берлина, Милана, Мюнхена, Варшавы, Риги и Василий Петренко, являющийся также главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании.

Как раз под руководством Василия Петренко Михайловский театр выпустил в 2013 году оперу Вагнера «Летучий голландец» - именно в вагнеровском контексте Владимир Кехман «прославился» в последние дни, так как был назначен директором Новосибирского театра оперы и балета, прежде всего, с целью снятия с репертуара оперы «Тангейзер». Кехман прилетел в Новосибирск на два дня, был представлен коллективу, наговорил море бестактностей своему предшественнику Мездричу, объявил о снятии «Тангейзера», посмотрев его лишь в видеозаписи, но обругав спектакль «как человек верующий, крещеный, православный, как еврей».

Сомнения и надежды

Очевидно, что волюнтаристское снятие с поста директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, завоевавшего большой авторитет за 14 лет работы, - событие чрезвычайно скандальное. Фактически, каждый руководитель театра, вне зависимости от его заслуг, оказался под угрозой увольнения, если отдельный спектакль репертуара не понравится тому или иному светскому или религиозному чиновнику. Говорить о какой бы то ни было творческой свободе в этих условиях совершенно невозможно. Трудно понять, как Кехман согласился принять предложение о своем назначении в Новосибирск, сделанное министром культуры в подобных условиях. Каким этическим принципам это соответствует?!

При этом ясно, что новым руководителем театра в Новосибирске был утвержден один из лучших театральных менеджеров в современной России, безотносительно того, как именно он получил свой диплом. Именно при Кехмане в 2011 году Михайловский театр впервые получил «Золотую маску» за оперу Фроманталя Галеви «Иудейка», которая в России шла до этого чрезвычайно редко. Тот факт, что Михайловскому театру удалось привлечь знаменитого американского тенора Нила Шикоффа, неоднократно участвовавшего в записи этой оперы в ведущих театрах мира, среди которых Венская государственная опера и парижская Гранд-опера, - наглядное свидетельство тех высочайших стандартов, на которые ориентируется в своей работе Владимир Кехман. В 2014 году Михайловский театр получил «Золотую маску» вновь: лучшим оперным спектаклем был признан «Евгений Онегин» режиссера-новатора Андрея Жолдака, которого можно назвать кем угодно, но только не человеком, сдувающим пылинки с русских классических традиций. Трудно сказать, каковы в настоящее время творческие планы Владимира Кехмана в Новосибирске, но то, что речь идет о менеджере, стремящемся, чтобы возглавляемый им музыкальный театр привлекал зрителей яркими постановками, очевидно.

Немаловажно и то, что за время руководства Кехмана здание Михайловского театра преобразилось, и если верна максима о том, что театр начинается с вешалки, то в качестве специалиста по административно-хозяйственной работе лучшего кандидата для проведения инженерно-технического обновления в Новосибирском театре оперы и балета едва ли можно было найти.

Трудно сказать, удастся ли Владимиру Кехману провести в «Большом театре Сибири» в городе на Оби масштабные преобразования, аналогичные тем, что он провел в Малом оперном театре в городе на Неве, учитывая наступивший политико-экономический кризис, во-первых, и некоторую удаленность Новосибирска от европейских культурных центров, во-вторых, однако подвижнический опыт Теодора Курентзиса в Перми доказывает, что не только в столицах можно создать выдающийся музыкальный театр. Новосибирский коллектив имеет устойчиво высокую репутацию, и, не боясь банальности, есть все основания надеяться на то, что под руководством Владимира Кехмана ему да удастся взять новые рубежи, если, конечно, судебные преследования, связанные с личным бизнесом нового директора оставят ему время и силы на занятия искусством.

Право режиссера и право автора

Говоря о ситуации в целом, необходимо задуматься не только о «чувствах» верующих и неверующих, но и о соображениях, касающихся собственно искусства, имея в виду, прежде всего, замысел создателей произведения. В уже снятой с репертуара постановке Тимофея Кулябина Тангейзер из поэта стал кинорежиссером, мифический Грот Венеры превратился в кино, а по ходу спектакля на сцене появлялся плакат, на котором фигура распятого Иисуса была изображена между женских ног. Сам режиссер, отмечая, что «переводил действие в сегодняшнее время», подчеркивает различие своего понимания с трактовкой композитора: «В моей версии героя вообще никто не прощает. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю».

Очевидно, что осовременивание опер, балетов и драматических спектаклей классического репертуара происходит повсеместно, и Тимофей Кулябин здесь не первый и, разумеется, не последний. Такого рода спектакль мы видели четыре года назад и в Большом: царевич Гвидон из «Золотого петушка» Римского-Корсакова ходил по сцене с ноутбуком под мышкой, а «любовно стилизованные краснознаменные пляски улыбчивых юношей и девушек в военной форме время от времени вплескивали дополнительную порцию счастливого идиотизма», на что справедливо обращала внимание критика. Постановщик того «Золотого петушка» Кирилл Серебренников - один из самых известных режиссеров современной России.

Было бы поистине замечательно, если б в репертуаре Большого театра были две постановки «Золотого петушка», одна - на либретто Кирилла Серебренникова, другая - на либретто Владимира Бельского, соавтора Римского-Корсакова, а в репертуаре Новосибирского театра - две постановки «Тангейзера»: по Вагнеру и по Кулябину. Мне кажется, это был бы достойный для всех выход из сложившегося тупика: каждый зритель получил бы возможность выбрать ту постановку, которая соответствует его ожиданиям и чувствам, в том числе и религиозным. В конце концов, со времени «пощечины общественному вкусу» прошло уже более ста лет, и этот подход сам стал уже историческим казусом. Успешный опыт постановки многих классических опер и балетов в Михайловском театре в последние годы дает основания полагать, что объяснять это Владимиру Кехману не нужно. Хочется надеяться, что несмотря на абсолютную скандальность его назначения, оно, в конечном итоге, станет благом для Новосибирского театра оперы и балета, для всех, кому дорого это, прямо скажем, отнюдь не самое популярное в наше время искусство.

Российский предприниматель, основатель и ключевой бенефициар компании JFC, признанной в 2012-м банкротом. Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета, худрук Михайловского театра, где с 2007 по 2015 год был генеральным директором.

Владимир Кехман. Биография

Владимир Абрамович Кехман родился 9 февраля 1968 года в Куйбышеве (ныне - Самара). Сразу после школы он поступил в Самарский государственный педагогический университет, где длительное время обучался на факультете иностранных языков. Параллельно с этим начал первые шаги в бизнесе. Вуз окончил в 1989 году.

Спустя время Кехман , ставший на тот момент крупным предпринимателем, решил продолжить свое обучение, правда, в ином направлении. Поступил на продюсерский факультет государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Выпустился оттуда в начале 2009 года, будучи уже в то время генеральным директором Михайловского театра.

Владимир Кехман. Предпринимательская деятельность

О личном бизнесе Владимир Кехман задумался на первом курсе педуниверситета, но реализовал мечты спустя два года. Начав трудовую деятельность параллельно с обучением на факультете иностранных языков, он впоследствии занимал руководящие посты в ряде коммерческих предприятий.

С начала 1990-х годов стал во главе крупнейшего импортёра фруктов в Россию. Сперва в компании «ОЛБИ-Джаз», затем - JFC. Эту «Банановую империю» признали банкротом в 2012-м. В 2014-м Кехман стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Владимир Кехман. Судебные разбирательства и банкротство

Компания JFC, основателем и основным бенефициаром которой является Владимир Кехман , объявила себя банкротом в 2012-м. Топ-менеджмент утверждал, что причина неблагоприятного положения JFC - последствия «арабской весны», но Сбербанк, ВТБ и ряд других финучреждений обратились в суд, обвиняя менеджеров в хищениях займов.

Параллельные процессы начали слушаться в судах РФ и Британии, поскольку ключевые бенефициары JFC - трасты в юрисдикции Соединённого королевства. В России, среди прочих, Сбербанк заявил о хищении 6 млрд рублей, общая сумма претензий кредиторов превышает 18 млрд рублей.

Сам Кехман отрицает какое-либо влияние на операционную деятельность компании, утверждая, что в годы руководства театром у него не было возможности заниматься бизнесом, и указывает на топ-менеджеров компании, Юлию Захарову и Андрея Афанасьева , как на реальных ответчиков по делу. В Британии Кехман в 2012-м был признан личным банкротом, на его активы наложили арест. В 2014-м процессуальный статус «бананового короля» изменился - он стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, правительство Санкт-Петербурга в 2013 году продлило контракт Кехмана как директора Михайловского театра на 5 лет. А в 2015-м министр культуры РФ Владимир Мединский назначил бизнесмена директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. По поручению судебных приставов часть данной зарплаты Кехмана удерживается для погашения долгов перед кредиторами.

В апреле 2015-го в нескольких городах России прошли обыски в рамках уголовного дела о крупном мошенничестве, основным фигурантом которого стал Владимир Кехман . По версии правоохранителей, подконтрольная ему группа компаний JFC заняла у нескольких кредитных учреждений 18 млрд руб на покупку фруктов. Эти средства, по заявлению кредиторов, на самом деле выводились в другие проекты бизнесмена. Причинённый ущерб оценивается в 5 млрд рублей.

Сам Владимир Кехман заявил по этому поводу следующее: На протяжении трех лет дело ведется под неприкрытым и невероятно активным давлением Сбербанка. Каждый его виток инициируется Германом Грефом, который напрямую звонит министру внутренних дел Колокольцеву.

В октябре 2015-го Сбербанк обратился в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании Кехмана банкротом, что служители Фемиды и сделали в 2016-м. По закону же, признанные банкротами граждане не могут занимать руководящие посты в организациях, в том числе и в театре.

Владимир Кехман. Работа в театре

В 1995 году, когда в Петербург приехал популярный испанский тенор Хосе Каррерас , в день торжественного приема, организованного в честь прибытия оперного певца в холле гостиницы «Европейская», Кехман поднялся на сцену и запел. Так впервые бизнесмен продемонстрировал свою тягу к искусству. А через несколько месяцев открыл собственный джаз-клуб JFC, где начал собирать своих друзей, партнеров и играть им на кларнете.

В начале 2007-го Кехман удивил всех еще больше, получив должность директора и возглавив Михайловский театр. Кроме того, бизнесмен решил опробовать себя в несвойственных ему амплуа. Сыграл Принца Лимона в пьесе «Чиполлино», спел в «Евгении Онегине», затем взял дирижерскую палочку и стал временным руководителем оркестра оперного театра.

При Кехмане в Михайловском начались глобальные кадровые перестановки. Он придумал собственную систему работы театра и начал внедрять ее в жизнь. Так, в учреждение культуры стали все чаще приглашать приезжих знаменитостей, в том числе балетмейстера Михаила Мессерова, балерину из Большого театра Наталью Осипову, песенных исполнителей - Валерия Сюткина , Ирину Салтыкову , др.

К тому же изменился интерьер театра: в зале убрали часть кресел, заменив их «кафешными» столиками. К слову, все эти кехмановские передвижки привели к тому, что в Михайловском все чаще стал собираться российский бомонд. В 2010-м здесь организовали встречу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева с творческой интеллигенцией.

Затем в театре прошли гала-концерт и благотворительное мероприятие, посвященное спасению популяции тигров, куда со спонсорами был приглашен и звезда Голливуда Леонардо Ди КаприоВеликий Гэтсби », «Поймай меня, если сможешь », «Человек в железной маске », «Банды Нью-Йорка », «Остров проклятых », др.).

В марте 2015-го приказом Владимира Мединского , главы Минкульта РФ, Кехмана назначили директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. Тот оставил должность гендиректора Михайловского театра, продолжив сотрудничество с ним в качестве худрука.

Владимир Кехман. Личная жизнь

Бизнесмен был женат на Татьяне Литвиновой . У пары родилось трое детей. Супруги развелись в 2015-м, после 24-летней совместной жизни. С того же года Кехмана стали замечать в компании светской львицы, некогда ведущей фитнес-передчи на белорусском ТВ, Иды Лоло.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени. Премия «Известность» газеты «Известия» (2010). Награда журнала GQ «Человек года 2011» в номинации «Продюсер года».

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге. За активное участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь он и получил ордена Русской православной церкви.

Талант находить общий язык с самыми разными людьми сделал Владимира Кехмана сначала удачным торговцем, а потом директором петербургского театра

Владимир Абрамович очень талантлив в сфере общения, он очень большой харизматик. Я много раз видела, какое впечатление он производит на людей, он умеет понравиться, выстраивать отношения с разными людьми и заводить с ними дружбу. Благодаря этому он обзавелся большим количеством связей в Санкт-Петербурге, - рассказывает «Ведомостям» Ксения Собчак.

В бизнес-биографии Кехмана встречается не меньше персонажей, чем в пьесах Горького, многие из этих людей бесконечно далеки от бананов, и тем не менее Кехману удавалось не только «заводить с ними дружбу», но и делать их партнерами в банановом бизнесе.

От бакалеи до банана

В начале 1990-х бывшего студента факультета иностранных языков Самарского государственного педуниверситета Кехмана взял к себе заместителем директор самарского объединения «Росоптпродторг» Михаил Городнов. «Росоптпродторг» (до развала СССР - государственная «Росбакалея») был фактическим монополистом по бакалейным товарам - через него шли оптовая закупка и распределение сахара, соли, консервов, масла, табака, кондитерских изделий и прочих продуктов. Кехман рассказывал телеканалу «Дождь», что Городнов был его знакомый, а в компанию пригласил как «перспективного молодого человека».

С Городновым в 1991-1992 гг. Кехман учредил две посреднические фирмы «Град» и «Алта», которые, по словам бизнесмена, принесли ему первые деньги. Вскоре Городнов и Кехман отправились в Петербург, где занялись торговлей сахаром, но там их пути разошлись. Проводником Кехмана в питерском бизнесе стал Сергей Адоньев , будущий создатель « Скартела » (бренд Yota). В те времена Адоньев был совладельцем торговой компании, с которой Кехман сотрудничал еще в Самаре . В 1994 г. в Петербурге появилась первая совместная компания Кехмана и Адоньева «Фридом».

Сергей Адоньев. Фото: В. Левитин/РИА Новости

Пока партнеры торговали сахаром и прочими бакалейными товарами, в Петербурге открыл свой филиал концерн «Олби» Олега Бойко , давнего знакомого Адоньева. Вместе с Бойко Кехман и Адоньев создали компанию - импортера бананов «Олби джаз», где «Олби» получила 70%, а 30% поделили Кехман и Адоньев. С «Олби джаза» и началась история банановой группы Joint Fruit Company (JFC , название, как писал Forbes , придумал Адоньев).

Для «Олби» это был незначительный проект, в Петербург компания пришла для развития своего основного - игорного бизнеса. Почему Бойко, у которого были в то время один из крупнейших банков - «Национальный кредит» и концерн «Олби», заинтересовался бананами? «Время тогда было такое, все искали любую возможность заработать, - рассказывает бывший гендиректор и совладелец JFC Андрей Афанасьев . - По большому счету не важно было, что продавать, а у бананов была высокая оборачиваемость».

Кехман был младшим партнером не только Бойко, но и Шабтая Калмановича . Вместе с Калмановичем Кехман участвовал в проекте по строительству гигантского торгового центра в Петербурге стоимостью $20 млн. Под этот проект Калманович в 1994 г. создал в Санкт-Петербурге компанию «Лиат-дикси». Его доля составляла 67%, а владельцами 33% по очереди числились Кехман и бухгалтер Калмановича. Этот проект, кстати, не пошел; в 2001 г. новые владельцы «Лиат-дикси» переименовали компанию в «Доринду» и на ее базе создали одну из крупнейших сегодня сетей гипермаркетов - «О’кей».

С Калмановичем самарского бизнесмена познакомил Борис Федоров, директор Национального фонда спорта, в то время имевшего больше всех квот на льготный импорт товаров, вспоминает знакомый Кехмана. «Кехман сразу подружился с Калмановичем, они даже стали соседями в “Толстовском доме” на Фонтанке. Но совместного бизнеса у них больше не было», - говорит он.

В 1995 г. у Бойко возникли проблемы с банком «Национальный кредит» и, продав его, бизнесмен уехал за границу. А Адоньев оказался в тюрьме в США (его американскую компанию обвинили в похищении у Казахстана $4 млн, выделенных на закупку кубинского сахара). И Кехман нашел новых партнеров. В 1996 г. 50% в банановом бизнесе приобрела компания «Союзконтракт», крупнейший импортер «ножек Буша» с выручкой в $800 млн. Как рассказывал Кехман «Дождю», владельцы «Союзконтракта» испугались, что он помимо бананов займется еще и импортом курятины, и специально приезжали договориваться, что Кехман не торгует окорочками, а они не будут заниматься фруктами. Выручка JFC в то время была в 8 раз меньше выручки «Союзконтракта». Через год в «Союзконтракте» случился конфликт акционеров, тогда Кехман выкупил долю в JFC обратно.

И через некоторое время снова нашел сильных партнеров - владельцы Морского порта Санкт-Петербург Виталий Южилин и Андрей Кобзарь получили в 2001 г. 50% в «Группе джей эф си». Кехман рассказывал «Ведомостям», что хотел с их помощью построить терминал в порту: «Но на определенном этапе мы не сошлись в понимании, кто и чем должен управлять, поэтому пришлось разойтись. В январе этого года мы полностью с ними рассчитались».

Олег Бойко. Фото: Д. Гришкин/Ведомости

По словам знакомого Кехмана, бизнесмен на этой сделке неплохо заработал: выкупив акции банановой компании, он одновременно продал Южилину и Кобзарю завод по производству контейнеров «Балт контейнер», на месте которого и планировали построить терминал. Полученными от бывших партнеров деньгами Кехман рассчитался с Адоньевым и остался единственным владельцем JFC.

Бизнес рос: в 2003 г. JFC контролировала треть импорта бананов в Россию, а ее оборот достиг $200 млн. Кехман заговорил про возможное IPO или продажу доли международной фруктовой компании. Но первое роуд-шоу компания провела не для инвесторов, а для плантаторов - JFC решила приобрести несколько плантаций в Эквадоре. «Мы придумали разнообразные презентации, сделали подарочные майки с надписью “Команданте К” (по аналогии с команданте Ч)», - вспоминает бывший представитель JFC Дмитрий Чуксеев . Но шоу не понадобилось. «Местные поставщики бананов оказались реальной деревенщиной, с которой очень просто договориться. Тем более такому человеку и с такими деньгами, как у Кехмана», - говорит Чуксеев. Первые плантации Кехману удалось скупить по $4000 за 1 га, потом эквадорцы сориентировались - и цена взлетела до $24 000. С 2004 г. он купил 3500 га банановых плантаций в Эквадоре и 700 га в Коста-Рике.

От театра до Путина

В 2007 г. банановый король Кехман был назначен директором Михайловского театра оперы и балета в Петербурге. «Кехман в банановом бизнесе был перфекционистом, он действительно хотел делать красивый, качественный, элитный бизнес, но рынку нужны были дешевые фрукты, и не важно, какого качества. Возможно, поэтому он искал, где реализовать это стремление к красивому качественному бизнесу и делу. В культуру Кехман пошел во многом из-за PR, он всегда был к нему склонен», - рассуждает петербургский банкир, знакомый Кехмана.

Кехман горел театром, «восстановил его физически, поднял на ноги», согласен с ним режиссер Александр Сокуров . Но, продолжает режиссер, Кехман «потерял чувство меры»: «Он считал, что руководить театром несложно, что деньги предопределяют все, ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими - это то, что он всегда очень ценил».

В частности, театр свел Кехмана с Владимиром Путиным : тогдашний премьер в мае 2010 г. приехал на концерт, устроенный фондом «Подари жизнь». Мероприятие запомнилось больше не самим концертом, а предваряющей его встречей Путина с деятелями культуры и нелицеприятными вопросами, которые задавал ему Юрий Шевчук . Но для Кехмана концерт в возглавляемом им театре стал поводом познакомиться с Путиным.

«Мы сейчас шли, я говорю: «Это вы бананами занимались?» Он [Кехман] говорит: «Я». Я говорю: «Мы вот открыли новую линию, связывающую Санкт-Петербург с Латинской Америкой, поэтому вы еще больше должны помогать [по контексту речь шла о благотворительности]», - рассказывал о знакомстве с Кехманом собравшимся артистам Путин. После этого Путин не раз бывал в театре Кехмана: осенью 2010 г. участвовал в концерте «Помоги тигру», через год приехал на концерт по случаю 50-летия побратимских отношений между Дрезденом и Петербургом, а в начале 2012 г. - на 100-летие Российского футбольного союза.

Знакомство с Путиным лично Кехману ничего не дало, зато театр получил премьерский грант - 137 млн руб. ежегодно до 2015 г., говорит знакомый бизнесмена.

Кехман вышел на межправительственный уровень. Например, в октябре 2011 г. он в составе российской делегации летал в Каракас вместе с министром энергетики, главами «Роснефти» и «Газпром нефти» и т. п. Возглавлял делегацию вице-премьер Игорь Сечин . После отъезда россиян был опубликован указ президента Венесуэлы о создании госкомпании по выращиванию и переработке бананов, 49% в этой компании предназначалось «Бонанза интернешнл» Кехмана. Под банановые плантации Чавес пообещал выделить 15 000 га земли. Проект остался на бумаге, знает бывший топ-менеджер JFC.

От короля до банкрота

В 2008 г. оборот JFC составил $700 млн. Но тут начался кризис. Кехман вспоминал, что обратился за советом к тогдашнему полпреду президента Илье Клебанову : платить или нет? JFC предстояла оферта по облигациям, а свободных денег не было, их надо было вынимать из оборота (судя по отчетам, до 90% оборотных средств группы были заемные). Клебанов ответил: «Хочешь жить между Израилем и Петербургом, в принципе, можешь эти деньги не отдавать». И Кехман решил быть честным: отдал 2 млрд руб. держателям облигаций и погасил текущие банковские кредиты на $200 млн.

Андрей Кобзарь. Фото: Евгений Дудин для FORBES

JFC Кехмана единственная из трех крупнейших импортеров бананов смогла пережить кризисные 2008-2009 годы, неплохо заработала в 2010 г., заняв место конкурентов. Но в начале 2012 г. материнская «Группа джей эф си» и несколько ключевых компаний холдинга подали иски в арбитраж Санкт-Петербурга о признании их банкротами.

JFC объясняла, что из-за беспорядков в Южном Средиземноморье, на которое приходилось до 30% продаж, в конце 2011 г. образовался избыток бананов. Их перебросили в Россию, сбили цены, и в итоге у компании начались проблемы с обслуживанием банковских кредитов в начале 2012 г.

Еще одна проблема возникла у JFC в конце 2011 г. с одним из бывших подрядчиков. Высокий суд Лондона присудил взыскать с JFC в пользу перевозчика Star Reefers $16,5 млн неустойки за разорванный контракт по чартеру трех рефрижераторов.

Но, по словам знакомого с Кехманом банкира и бывшего топ-менеджера JFC, главная причина банкротства в другом: бизнесмен за счет средств JFC пытался заниматься девелоперскими проектами. На скупку недвижимости Кехман потратил около $100 млн. А на девелопмент этой недвижимости ему могло потребоваться еще порядка $600 млн. Проекты не пошли, особенно в кризис(см. врез).

Банковские долги группы JFC, по подсчетам «Ведомостей», составляют не менее 15 млрд руб. В арбитражных судах, куда пошли со своими исками банки, стали выясняться интересные вещи. Так, Банку Москвы , которому JFC должна более 5 млрд руб., удалось оспорить в суде сделку, которую банк посчитал выводом активов и искусственным наращиванием задолженности JFC перед банкротством. В материалах дела рассказывается, что в сентябре 2010 г. «Группа джей эф си» и связанная с ней «Бонанза интернешнл» договорились, что первая выдаст второй кредит на 100 000 руб. Но летом 2011 г. было подписано дополнительное соглашение на 400 млн руб. А в октябре 2011 г., когда Банк Москвы выдал «Группе джей эф си» кредит на $143 млн, было подписано еще одно дополнительное соглашение, по которому «Бонанза интернешнл» получила в кредит уже 2,5 млрд руб. Банк Москвы в суде доказал, что осенью 2011 г. долги самой «Группы джей эф си» достигли 14 млрд руб., а убыток составил 400 млн руб. Что не помешало компании раздавать кредиты: последний платеж в адрес «Бонанза интернешнл» был совершен в середине января 2012 г., а через месяц «Группа джей эф си» подала иск о банкротстве.

Банки стали подавать иски и лично к Кехману и топ-менеджерам JFC - они давали поручительства по кредитам. Так, Гагаринский райсуд Москвы в июле 2012 г. постановил взыскать в пользу Сбербанка (крупнейший кредитор JFC) по 3,1 млрд руб. с Кехмана и двух бывших «топов» - гендиректора Афанасьева и председателя совета директоров Юлии Захаровой . По требованию Сбербанка была арестована недвижимость Кехмана, в счет погашения долга у директора Михайловского театра списывают 50% зарплаты, на некоторое время ему был закрыт выезд за рубеж.

Кехман тоже не сидит сложа руки. На банкротство, получив тем самым защиту от кредиторов, подали не только его компании, но и он сам - в ноябре 2012 г. лондонский суд признал его индивидуальным банкротом.

После этого в декабре 2012 г. по заявлению Сбербанка следственное управление МВД по Петербургу возбудило уголовное дело о мошенничестве. По этому делу в январе были проведены обыски в офисах и на складах JFC, на квартирах Афанасьева и Захаровой, а также в кабинете директора Михайловского театра Кехмана.

Пресс-служба JFC после обыска распространила пресс-релиз, в котором Кехман всю вину возложил на Афанасьева и Захарову, которым доверил управление группой после ухода в театр. Кехман также подозревает топ-менеджеров в выводе активов (см. врез). Афанасьев уверяет, что Кехман никогда не отходил от управления компанией и все важные решения принимались лично им.

Кехман - умелый и жесткий переговорщик, считает Чуксеев. «Я присутствовал на нескольких встречах, где обсуждалось невыполнение Кехманом своих обязательств перед партнерами, - вспоминает он. - Кехман сразу перехватывал инициативу, два часа прессовал собеседников, пока не добивался своего. Если ему нужно было доказать какой-то факт, он несколько раз возвращался к нему и описывал разными словами, пока собеседник не был вынужден согласиться».

Владимир Кехман отказался комментировать вопросы банкротства JFC. За него это сделал на условиях анонимности его знакомый.

Владимир Кехман. Фото Коммерсант

К 2007 г. Кехману стало скучно заниматься бизнесом, он посчитал, что уже всего достиг, создал крупнейшую компанию на рынке фруктов. Плюс возникли проблемы со здоровьем. Поэтому он возглавил Михайловский театр, а бизнес доверил своим партнерам - Андрею Афанасьеву и Юлии Захаровой. В том же 2007 году Кехман подарил Афанасьеву и Захаровой опцион на 15% акций JFC каждому, а стоимость JFC оценили в $600 млн. По условиям опциона, если бы JFC провела IPO или была продажа стратегу, то они продали бы свои пакеты и вернули Кехману деньги из расчета оценки стоимости компании в 2007 г. минус 20%. Афанасьев и Захарова были полноценными партнерами, и чаще всего инициатива о покупке пароходов или плантаций исходила от них. Кехман же только соглашался или нет с этими приобретениями.

До 2009 г. компания была в идеальном состоянии, что происходило дальше, повергло Кехмана в шок. О том, что у JFC возникли проблемы, он узнал в 2011 г., когда английский суд по иску Star Reefers заморозил активы JFC по всему миру, а совет директоров обвинили в неуважении к суду. Тогда он попросил исполнительного директора JFC Максима Саяпина проверить затратную часть бизнеса JFC. Захарова говорила о затратах в 65 млн руб. в месяц, проверка показала, что реально они составляли 103 млн руб. Дело не в том, украл кто-то или нет, бизнес велся из рук вон плохо: JFC тратила очень много и неоправданно. У компании были идеальные условия по логистике: если не грузишь товар, то штраф - всего $650. Партнеры же Кехмана старались заработать лишние центы с коробки бананов и в результате теряли по $10 с коробки, что привело к потерям порядка $70 млн в III квартале 2011 г. Афанасьев сам занимался покупкой плантаций, знает на 12 недель вперед, какими будут урожай бананов и ситуация на рынке. Такие просчеты с закупкой лишних бананов вызвали у Кехмана недоверие к партнеру. Он предполагает, что Афанасьев в интересах Банка Москвы вывел из группы плантации в Эквадоре и Коста-Рике.

Кехман также удивлен, что все кредиты стали оформлять на одну только «Группу джей эф си», при нем кредиты брали для каждой операционной компании отдельно. Не понимает он и необходимости получения в 2011 г. такого объема кредитов, а объяснений ему ни Захарова, ни Афанасьев не дали.

Афанасьев все обвинения отвергает: «Кехман никогда не отходил от управления компанией, а что касается плантаций в Эквадоре и Коста-Рике, то никто их не уводил. С мая 2012 г. панамские Marsella Group и Varsovia Universal S.A, на которые были оформлены плантации, находятся в процедуре банкротства. Поэтому JFC их уже не контролирует, а контроль над плантациями перешел к кредитору - Банку Москвы». По словам Афанасьева, кредиторами панамского и эквадорского холдингов являются и другие российские банки, которые могут также подключиться к процедуре банкротства.

Обвинения в том, что деньги шли на покупку недвижимости, Кехман отрицает. Это был отдельный бизнес, где у его партнеров также была доля - по 5%. Все личные проекты Кехмана завершились в 2009 г. Тогда же он перестал получать дивиденды от JFC, чтобы соблюдать ковенанты по синдицированным кредитам.

Кехман надеется, что ему удастся до сентября договориться со всеми кредиторами о реструктуризации долга на 10 лет и прекращении судебных процессов в Англии и России. Он хочет найти решение сразу для всех, потому что договориться с каждым невозможно. Банки думают, что Кехман все деньги украл, и надеются их найти и забрать. Но он банкрот, потерявший больше $1 млрд - компанию стоимостью $600 млн, за которую должен еще вернуть долги на $450 млн. Личное банкротство в Англии должно было показать, что у Кехмана действительно ничего нет - ни квартир в Англии, ни спрятанных денег и активов.

Ринат Сагдиев, Мария Буравцева