Рассказ Вересаева "Состязание" как отражение эллинской культуры. Состязание

I

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

– Учитель, радуйся! – весело приветствовал он путника.

– Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

– В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

– Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:

– Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

– Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.

– Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?

– Слышал.

– И… думаешь выступить на состязании?

– Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.

Бурцева Даша

Доклад написан для участия в Республиканской конференции "Сибирская весна"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема «Христианство и литература» стала в последние годы одной из призванных и ведущих в отечественном литературоведении. Однако чаще всего обращают внимание на один ее аспект. Речь ведут в основном о христианских мотивах в творчестве наших писателей – классиков, о прямых и скрытых цитатах Священного Писания, о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, о диалогических отношениях писателя с Православной Церковью. Не всегда учитывается то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа проявляется не только в том, что он изображает в своих произведениях, но и в том, как он видит мир. Православная вера позволяет ему смотреть на жизнь бескорыстно и благоговейно. Она воспитывает в нем дар созерцания, являющийся основой эстетического восприятия. Православный человек воспринимает жизнь широко и полнокровно. По той же причине созерцательный взгляд его целен: в нем красота неразлучна с добром, а добро-с правдой.

У русской литературы всегда были особые внутренние цели. Не достижение какого-то «материального» идеала, а вопросы вечные - жизни и смерти, совести, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Эту мысль проводит В.В. Вересаев в литературно-философском трактате «Живая жизнь» (1910-1919г.). Автор трактата верил в то, что жизнь будет легче, светлее и чище, когда люди станут лучше. Эта проблема всегда актуальна . Вересаев всегда шел по выбранному пути, не страшась ломать традиции и каноны. Он часто предлагал новые совершенно неожиданные произведения своему читателю. Одним из таких является рассказ «Состязание», который он написал в традициях эллинской литературы.

Цель данного исследования - доказать, что рассказ «Состязание» написан в лучших традициях эллинской литературы.

Объект исследования – рассказ «Состязание».

Предмет исследования – понятие о красоте, основанной на эллинской культуре.

Задачи:

  1. Дать анализ сюжета рассказа.
  2. Определить идейное содержание.
  3. Выбрать доказательства основы написания рассказа на эллинских традициях.

Методы исследования : метод анализа и сопоставления.

Глава 1. Особенность эллинской литературы

Вересаев еще в гимназические годы увлекся философией и поэзией древних греков. Этот интерес особенно обострился у него в последние годы 19 века и был связан с разрабатываемой писателем теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия, Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу от Аполлона и Диониса, перевел стихами своего Архилоха и всю Сафо (Сапфо); работаю над переводами Гомеровых гимнов». С тех пор и до конца жизни писатель не расставался с Древней Грецией.

В лекциях для литературной студии «Что нужно для того, чтобы быть писателем?» Вересаев писал: «Не люблю римскую литературу. Горячо, до восторга, люблю литературу эллинскую. Потому что не люблю писательства и люблю художество. Все римские поэты – писатели, изумительные мастера слова. Это все время замечаешь и изумляешься, - как хорошо сделано! А у эллинов, - пусть и у них мастерство изумительное, - у них этого мастерства не замечаешь, дело совсем не в нём, а в том внутреннем горении, которым они полны».

Красота как гармоническое сочетание в человеке телесного и душевного была главным у древних греков. Тимей Локрский писал: «Начала красоты заключаются в симметрии одинаковых частей тела и в их симметрии с самой душой». Это главное достоинство эллинской литературы Вересаев положил в содержание рассказа «Состязание».

Глава 2. Сюжет рассказа «Состязание»

Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле (дачный поселок в Крыму) в 1919 году и состоит из четырех глав. По словарю В. И. Даля: «Состязаться – спорить, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прения, в борьбу. Соперничать, соревновать, соискивать».

Рассказ небольшой по объему, но глубокий по содержанию. Сюжет его прост: два художника, состязаются на лучшую картину, изображающую красоту женщины.

В экспозиции заявлена цель состязания: художники должны так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость». Вероятно, этими художниками могли быть Аполлодор из Афин, Зевкис из южноиталийской Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые стремились к созданию живых человеческий образов, разработав воздушную и линейную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит.

Первая глава знакомит нас с главными претендентами на звание «Трижды-Венчанного»: «дважды-Венчанный» - великий художник, равного которому нет, пример для подражания и зависти, и его ученик Единорог, молодой, малоопытный юноша. Между соперниками происходит диалог о предстоящем состязании. Великий художник втайне боится своего ученика, но скрывает свой страх. В разговоре с учителем в словах Единорога нет гордыни и высокомерия, нет торжества ожидаемой победы, как в мыслях и речах учителя, а есть твердая уверенность в необходимости тяжелого, повседневного труда и борьбы, прежде всего с самим собой. Единорог привлекает серьезностью, сосредоточенностью, желанием бороться, во имя искусства; в то же время герой внимателен и почтителен к наставнику, стремясь во всем угодить ему как самому дорогому гостю. Ни капли фальши, зависти, корысти нет в любом ученике «Дважды Венчанного»; он не такой, как все, он - Единорог. Во время диалога «Дважды-Венчанный» переживает разное состояние души: чувство страха, зная силу Единорога, страх побежденного своим учеником, узнав, что Единорог уже нашел ту наивысшую красоту, и чувство победы, увидев Зорьку - наивысшую красоту, по мнению Единорога. «Как слепы влюбленные» - подумал учитель, в его груди забился ликующий смех. Великий художник вздохнул облегченно и успокоено - такова завязка в рассказе.
Вторая глава повествует о трудном путешествии учителя, ибо «искал он ту, в которую природа вложила лучшую свою красоту». Поиски давались ему нелегко, в бесконечном странствии художника настигает отчаяние: «противно стало ему и стыдно за неумелые его намеки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами». Но странствующий не был оставлен: в лучах солнца с предгорного холма сходит дева в венке из фиалок. И вот тогда «сотряслась душа художника», который «в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве». На этом мучения «Дважды-Венчанного» заканчиваются.

Третья глава - кульминация - рисует привычную обстановку древнего собрания: место общего судилища, где в центре два завешанных полотнами прямоугольника; толпа с восторгом провозглашает великого художника и, посмеиваясь, поглядывает на Единорога.
Состязание между «дважды-Венчанным» и Единорогом законченно, осталось только оценить работы. «Старец простер палочку к картине Дважды-Венчанного. Полотно скользнуло вниз».(1) Увидела толпа Фиалковенчанную, в глазах зрителей наблюдалась печаль. Да, девушка, действительно, обладала наивысшей красотой, но такой красоты еще никто не видел, это не земная красота, а божественная, чуждая простому народу. Юноши и мужчины, глядя на Фиалковенчанную, не скрывают разочарованья от присутствия своих избранниц. Апогеем градации настроения подавленности и печали выступает психологическое состояние погонщика мулов, который, поперечно поглядывает на божественную красавицу и свою «жирную, с отвисшим подбородком и огромной грудью» жену, чье лицо было красным от кухонного чада, ужаснулся, хотя сердце у него жестокое, как подошва: с кем ему суждено проводить трудную, серую жизнь.
Четвертая глава является противопоставлением третьей. Увидев работу Единорога, враждебно настроенная толпа подняла свист, смех, вопль: «Камнями его!». На картине была изображена Зорька, возлюбленная Единорога. Зорька проста и обычна. Таких, как она, можно встретить десятки. Зорька, обычная женщина, ходит на рынок, покупая рыбу, чеснок и петрушку, мотыжит виноградник, а по вечерам доит коз. По началу зрители приняли эту работу, как оскорбление, и решили расправиться над Единорогом.
«Но вдруг стало тихо». Волшебная сила искусства и любви остановила расправу. «Радостный и греющий свет лился от картины и озарял все кругом». Каждый присутствующий вспоминал лучшие минуты его любви, сияние света любви от Зорьки отражалось на лицах дев и жен. И, наконец, согласно кольцевой композиции, впечатления погонщиков мулов: его лицо прояснилось, он улыбнулся старухе, предложив ей вспомнить первое свидание, когда они были молоды, красивы, счастливы и молодой месяц стоял над головой, цвели дикие сливы. Погонщик вдруг понял: он сам, не сумев оценить дивного дара, сделал жизнь серою и безрадостною.
Развязка как бы предопределена: именно погонщик мулов, переживший духовное страдание и очищение, первым крикнет на всю площадь: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»
По единодушному решению толпы, выиграл не убеленный сединами Дважды-Венчанный, исходивший полсвета в поисках идеальной высшей красоты, а его ученик Единорог, для которого подлинно прекрасной оказалась обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки. Истинное искусство видит наивысшую красоту земли в простом, главный судья для художника народ. Таков символ веры Вересаева.

Глава 3. В чем истинная красота?

Свои переживания автор вложил в дела, поступки, мысли героев. Мудрого, прославленного на весь мир художника, гордость города и молодого, начинающего, малоопытного ученика, Единорога. Оба художника справились с заданием, но какой ценой?

Дважды - Венчанному потребовались месяцы трудных путешествий, на поиск той, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Аскетизм, неприхотливость, глубокое равнодушие к внешней стороне бытия питал огонь его внутренней одержимости в странствиях. Автор подчеркивает: «В теле была усталость, в душе - отчаяние». Ему противопоставляется его ученик Единорог. Это «чернокудрый юноша», которому не чужда грубая работа (рубит хворост у своей хижины - талантлив, но беден), он только утверждается на жизненном и творческом пути. В обращении с учителем нет ни тени гордости, зазнайства, сознания собственного величия, только трепетное поклонение. Он молод и любит жизнь, воплощение его любви Зорька - обыкновенная девушка, но прекрасная для него. Почему же Единорог не отправился на поиски красоты, как и его учитель? Он понимал, что жизнь не вечна и бежит быстрой рекой. Прекрасного очень много, но прекраснее то, чем заполнено сердце, то, что ты любишь больше жизни, и готов пойти за ним на край света. Поэтому Единорог без особых усилий написал картину.
Работа Дважды-Венчанного не была принята зрителями. Никто и никогда еще не видел в мире такой красоты. Она слепила взгляд, излучала блаженную, нездешнюю печаль. Фиалковенчанная была неземной красоты, чуждой для народа, являющейся для них недосягаемой и невозможной мечтой, сладкой грезой. Она для них далека и не возможна, хотя никто не отрицал, что она прекрасна.

Вывод: любовь, переполнявшая сердце молодого Единорога вылилась в холст. Обычная Зорька стала воплощением земной красоты. Красотой находившейся рядом, понятной как Бог, который мог их охранять, защищать и поддерживать. Можно сказать, что рассказ Вересаева основан на лучших традициях эллинской культуры.

Глава 4. В чем суть эллинской культуры.

Античная традиция высоко ценила поэтические опыты Архилоха из Пароса, который впервые обратился к индивидуальности, продемонстрировав субъективность в отношении поэта к окружающему миру. Темой стихов Архилоха были высокие чувства к прекрасной женщине Необуле. Подобное восхищение своей возлюбленной, вероятно, отзвук впечатления, произведенного поэзией Архилоха на Вересаева. Чарующий свет в облике Зорьки – это «скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная природой во всякую без исключения женщину». Это четко сформулированная автором идея рассказа. Зорька очаровала зрителей счастливой улыбкой, стыдливым испугом и блаженным недоумением. Она вся светилась изнутри. Как будто давно любимый ей наклонился и прошептал: «Зорька! Люблю!»

Если божественная дева нисходит в лучах солнца, то Зорька – это само солнце. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. В первой главе автор повествует о восхищении Единорога своей возлюбленной, когда тот в беседе с учителем называет Зорьку идеалом красоты. «Да, именно та самая. Нет в мире, и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки!» – восторженно сказал Единорог.(1)

Сам Вересаев по этому поводу писал: «Художество делает самое малое большим. Как будто заглянешь в маленькое окошечко – и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали, и сердце дрогнет от волнения… Художник – человек, «специальность» которого – глубоко и своеобразно переживать впечатления жизни и, как необходимое из этого следствие, - воплощать их в искусстве».

Смысл творчества истинного художника Вересаев видит в умении находить прекрасное рядом, воплощать его на холсте так, чтобы оно проникало в сердца людей, чтобы заставляло людей по-другому смотреть на жизнь. Истинное искусство должно быть наполнено оптимизмом. В этом суть эллинской культуры, она положена в основу рассказа «Состязание».

Глава 5. Выразительные средства языка.

«Искренность - дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большего душевного такта. Маленький уклон в одну сторону – и будет фальшь; в другую – и будет цинизм. Способность к подлинной искренности, правдивой и целомудренной, - великий и очень редкий дар.» (3) Очень редким даром, из простого создавать великое, обладал автор рассказа «Состязание» В.В. Вересаев. Этот рассказ создан в лучших традициях эллинской культуры. Сюжет простой, но читается с большим интересом. Это достигается благодаря мастерству Вересаева как писателя. Чтобы обратить внимание читателя на античную литературу, как основу для последующего развития не только европейской, но и мировой культуры, автор местом событий определяет древний мир античности. Этим самым он показывает начало понятия человеком истинной красоты.

Высокий стиль речитатива, слова возвышенной лексики, древнегреческие города-полисы, глашатаи и место состязания – площадь красоты – все это уводит читателя в мир древней цивилизации.

На древность указывают имена героев. Дважды – Венчанный (значит, дважды увенчан знаком высшего отличия – лавровым венком) – великий художник, равного которому нет, пример для подражания и зависти. Лавровый венок – у греков лавр был посвящен Аполлону, считался символом силы и славы; венками из лавра украшали победителей, поэтов и певцов. Единорог - многосмысловой символ различных культурных традиций Название производно от наиболее характерного признака – длинного рога на лбу. В европейской геральдике изображался в виде лошади с белым туловищем, с темно-красной головой, козлиной бородой, ногами антилопы, хвостом льва и с рогом в центре лба. Его сила и быстрота движений очень велики.

В произведении широко представлен словообразовательный ряд: «заря», «озаренная», «озарилась», «озарение», но исключительно Зорька, как имя собственное, полно любви, ласки и восхищения. Уважительное, благоговейное отношение к женщине отразилось и в других произведениях писателя, воспитанного в глубоко религиозной семье. В частности, тема жертвенного служения женщины пронизывает рассказ «Туча и зорька», где героиня, мать дочерей-инвалидов, посвятила себя терпеливой и нежной заботе о несчастных детях при вечно раздраженном, недовольном муже («туча»). Когда ласковая, сияющая светом любви («зорька») женщина умирает, вся семья погибает.

Фиалковенчанная – красавица признанного художника, дева, озаренная восходящим солнцем, снисходит к простым смертным с высоты. Образ избранности, недоступности дополняют «темно-серые выступы суровых гор». Дева была «божественно-спокойная», «слепила взгляд, как солнце»; причем все вокруг «казалось темными смутным». В облике девы было «молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль». Слово «фиалка» становится цветочной доминантой во второй главе: «месяц фиалок», «запах фиалок», «ковры фиалок» - все это «целомудренные вестники ранней весны».[I] Фиалка – символ возрождения природы, невинности, скромности, девственности. Именно поэтому фиалками посыпают ложе новобрачных и украшают могилу безвременно погибшей невесты. Юноши и мужчины, глядя на Фиалковенчанную, не скрывают разочарования от присутствия своих избранниц. Эпитеты, метафоры и сравнения призваны показать этот яркий контраст: «нескладные тела», «глаза тусклые, как коптящий ночник»! Это не богини, а обычные женщины, чью молодость и красоту не щадят годы, беды и страдания. Верно, заметил Бион Борисфенит, древнегреческий поэт-философ: «Телесная красота – отчужденное благо».

Автор выступает тонким психологом, он не анализирует поступки, дела героев, а в поступках и делах обращает внимание на психологическое состояние героев. «Сердце Дважды-Венчанного забилось сильными толчками, стало мало воздуху, а седая голова задрожала». Он шокирован, побежден без борьбы! Еще очень важная деталь: во взгляде Единорога, указавшего как на высшую красоту – свою возлюбленную Зорьку, не было «лукавства». Ключевые слова в описании Единорога – «радостно», «ликуя», «весело». Юноша приветствует никем не побежденного художника в традиции древности: «Учитель радуйся!» (древнегреческое «хайре»). И в обращении к наставнику нет ни тени гордости, зазнайства, сознания собственного величия, а только трепетное поклонение. Психологический портрет дополняет и внешняя сторона: котомка за плечами (всегда в пути), кизилевая палка в руках (кизил – дерево, растущее в Крыму и на Кавказе), «золото в поясе» (бедняком назвать нельзя). Но главное: «…сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика».(1) И еще одну деталь отмечает автор – «всегда тоскующие глаза (жизнь гениального художника – вечный поиск ускользающей, неповторимой, мгновенной гармонии, а волнение перед состязанием вносит еще больший разлад в его душевный мир).

Принцип антитезы присутствует в названии рассказа. В состязании всегда есть победитель и побежденный. Третья и четвертая главы построены тоже по принципу антитезы. В третьей главе рассказ о Фиалковенчанной противопоставляется рассказу о Зорьке в четвертой главе. Использование кольцевой композиции показывает способность простых людей понять истинную земную красотуПогонщик мулом, увидев Фиалковенчанную, ужаснулся, с кем ему суждено проводить свою жизнь. А Зорька заставила его посмотреть на свою жену совсем другими глазами. И жизнь его наполнилась целью, оптимизмом.

Использование традиций эллинской культуры и мастерства выразительных средств литературы писателем дают возможность рассказу производить на читателя глубокое впечатление. Читатель радуется вместе с толпой успеху Единорога.

Заключение

«Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость…» - эти слова принадлежат В.В. Вересаеву, русскому писателю и литературоведу. Началом его творчества стал рассказ «Загадка», своеобразный эстетический манифест. И только сегодня зазвучала центральная тема творчества писателя – поиск человеком эстетических, нравственных и социальных идеалов. Лишь в любви (думает писатель в рассказе «Состязание») возможна чистота и возвышенность человеческих отношений. Да еще в искусстве: оно, как любовь, способно облагородить человека. Обращение к античности в рассказе тоже неслучайно. Античное искусство начало начал человеческой цивилизации, отсюда и понятие настоящей любви, способной понять и почувствовать истинную красоту, лежит в основе человеческой жизни. А долг художника донести эти понятия до каждого простого человека. Заключением работы станет напутствие замечательного древнегреческого философа Диогена Синопского: «Старайся, чтобы те, кто любит красоту своего тела, полюбили красоту твоей души».

Литература

  1. Вересаев В.В. Состязание, 1990 г.
  2. Корчагина Л.М. Рассказ В.В.Вересаева «Состязание». Литература в школе, №7, 2003 г.
  3. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы. Литература в школе, №1, 2002 г.
  4. Тураев С.В. Литература. Справочные материалы, 1988 г.
  5. Тюрморезова С.А. Возвращение к духовным источникам. Литература в школе, №2, 2006 г.

Викентий Викентьевич Вересаев


Состязание


Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он путника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторженно сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздохнул облегченно и успокоенно: единственный опасный соперник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высохшего горного ручья.



Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знатных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желанным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.

Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у городских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.

И подумал в колебании:

«Может быть, она?»

Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решительно зашагал дальше.

- Может быть? Значит, не она… Истинная красота, как светляк, - сказал он себе. - Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься - «Стой! Кажется, светляк!» Кажется?.. Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увядший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветится светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!