Издательский Совет Русской Православной Церкви: Новости Издательского Совета Русской Православной Церкви. Патриаршая литературная премия – центр притяжения для большой литературы

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: председатель , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве , наместник , председатель Издательского совета , ответственный секретарь , наместник , сотрудники Издательского Совета и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО М. Зязиков, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», координатор Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей С.А. Попов, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, советник Президента РФ по культуре В.И. Толстой, президент В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, руководители и представители общественных организаций, деятели культуры.

Перед началом церемонии состоялись творческие встречи некоторых лауреатов Патриаршей литературной премии прошлых лет с читателями.

Посетителям мероприятия раздавался специальный выпуск журнала Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение», посвященный Патриаршей литературной премии и номинантам 2016 года. В выпуске содержатся фотоматериалы, биографические сведения, отрывки из произведений, интервью, а также избранная библиография номинантов.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии, которые были определены тайным голосованием членов . Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав которой вошли: А.Н. Варламов, писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года; В.А. Воропаев, литературовед, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.

Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся:

«Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием.

Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам.

Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества.

Христос Воскресе!»

В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В список номинантов Патриаршей литературной премии 2015 года вошли:

протоиерей Леонид Сафронов; Бондарев Юрий Васильевич; Бурляев Николай Петрович; Володихин Дмитрий Михайлович; Воропаев Владимир Алексеевич; Кублановский Юрий Михайлович; Матвеева Новелла Николаевна; Сегень Александр Юрьевич.

26 мая в 13:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Зубовский бульвар, дом 4) состоится пресс-конференция, посвященная 5-летию Патриаршей литературной премии и церемонии награждения лауреатов этого года. Видеозапись по итогам мероприятия будет доступна по ссылке на сайте пресс-центра http://pressmia.ru/pressclub/20150526/950142685.html

28 мая 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

К 5-летию Патриаршей литературной премии выходит в свет юбилейный сборник произведений писателей - лауреатов и номинантов премии 2011–2015 гг. Написанные прекрасным языком, серьезные и веселые, лирические и наполненные теплым юмором, они не оставят читателей равнодушными. Книга будет интересна для широкого круга читателей.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

Лауреаты Премии избираются голосованием членов Палаты попечителей из числа номинантов, которые вошли в короткий список премии. Голосование проходит на церемонии избрания и награждения Премии, в присутствии представителей средств массовой информации.

Председателем Палаты попечителей является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; секретарем Палаты попечителей - председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. В Палату попечителей входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры. Среди них: архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Борисовский Вениамин, протоиерей Всеволод Чаплин, архимандрит Тихон (Шевкунов), Александр Архангельский, Алексей Варламов, Андрей Василевский, Юрий Вяземский, Валерий Ганичев, Константин Ковалёв-Случевский, Борис Олейник, Юрий Поляков, Александр Соколов, Борис Тарасов, Виктор Фёдоров, Сергей Чупринин и другие.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других поместных церквей. Вручение премии призвано содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества − прежде всего, тех писателей, которые своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации.

Организация всех мероприятий, связанных с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация Торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложена на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Николаевич Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Александровна Николаева и Виктор Николаевич Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о.Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев.

Более подробная информация о Патриаршей литературной премии и номинантах этого года доступна

Лауреатами Патриаршей литературной премии стали писатели Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин. Награды победителям вручил в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Искренне надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности», - сказал патриарх.

О литературе духовной и халтуре

Он отметил, что современный человек зачастую не находит возможности обратить внимание на что-то, не касающееся его профессиональной деятельности или семейных забот. Проводя этот конкурс, в Церкви надеются представить россиянам высокодуховную литературу, подчеркнул он.

Всего было определено девять номинантов, включая писательницу Ксению Кривошеину, отозвавшую свою заявку без объяснения причин. В короткий список также вошли Александр Громов, Алексей Карпов, монахиня Евфимия (Елена Пащенко), Валерий Сергеев, Андрей Ткачев (протоиерей). Три лауреата были избраны тайным голосованием.

При этом перед церемонией вручения премии патриарх раскритиковал современную тенденцию некоторых писателей «халтурить». «Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая», - сказал патриарх.

Он отметил, что ему иногда «приходится по тем или иным причинам открывать такие тексты». «Стыдно становится», - сказал он.

Премия патриарха и лауреаты

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и в практике других поместных православных Церквей.

Премия присуждается не за конкретные произведения, а «за значительный вклад в развитие русской литературы». По замыслу, конкурс призван развивать взаимодействие Церкви и литературного сообщества, своим творчеством утверждающего основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают предстоятели поместных православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского патриархата, епархиальные архиереи РПЦ, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения РПЦ, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации. До сих пор лауреатами премии становились только писатели.

Ставшая уже хорошо известной и престижной награда вручена в этом году в шестой раз. Она была учреждена Священным синодом в 2009 году и впервые вручалась в 2011 году. В прошлом году денежная часть премии составила 300 тыс. рублей на одного лауреата.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в третьем - Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в четвертом - Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, в пятом - Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.

Лауреатами премии стали Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин

Текст: Татьяна Владыкина/РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

18 мая в храме Христа Спасителя наградили лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Победителями стали Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин.

Надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности, — сказал Патриарх, подводя итоги конкурса. Перед награждением Святейший раскритиковал некоторых .

Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая, — сказал Предстоятель РПЦ. Он признался, что за такие тексты ему становится стыдно.

В этом чувстве его поддерживает большинство предыдущих лауреатов, встречи с которыми прошли накануне церемонии. Один из них, писатель Алексей Варламов, рассказал «РГ» о том, за что дается премия и в чем ее особенность.

Премия дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад писателя в , — говорит писатель. — На мой взгляд, эта премия важна своим стремлением воссоединить форму и содержание, воссоединить смысл и стиль. Своим ценностным подходом к литературе, к утверждению человеческого достоинства, к утверждению добра, милосердия, в общем, всего того, на чем мы держимся, благодаря чему мы существуем, что всегда отстаивала русская литература. В то же время, нужно, чтобы это было сказано не декларативно, не многословно, хорошим русским языком, со вкусом, с той степенью интонационной проникновенности, когда писательская профессия и ремесло не противоречат благим намерениям, чтобы эти благие намерения были подкреплены литературным мастерством. Ситуация замечательна тем, что сегодня церковными издательствами издается очень много книг. У церкви существует то, что, к сожалению, утрачено в светской системе бытования книги — достаточно хорошо налаженная система книгораспространения. В церковных лавках наряду с литературой религиозного содержания, со священным писанием, молитвословами, литературой по истории церкви, продается и , классическая и современная. И, конечно, эта литература определенного рода, сорта. Я думаю, что попадание в короткий список Патриаршей литературной премии, может служить допуском к воцерковленному читателю.

СПРАВКА «РГ»
Патриаршая литературная премия была учреждена Священным синодом в 2009 году. Впервые она вручалась в 2011 году, первым лауреатом стал писатель Владимир Крупин. В разные годы победителями были Олеся Николаева, Виктор Николаев, Алексей Варламов, Юрий Лощиц, Станислав Куняев, отец Николай Агафонов. В прошлом году лауреатами стали Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.