Русская литература второй половины XX века. Русская литература XX века

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом, как и некоторые другие произведения русских писателей «Москва-Петушки» Ерофеева, «Верный Руслан» Владимова. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

Шалина Лиза Ахмедияровна
СОШ им. Б.Жаникешева
Бокейординский район

Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

Цель урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с проблемами современной литературы, с творческой деятельностью некоторых представителей.
Развивающие:
- познакомитьс новыми понятиями: деревенская проза, городская проза, тихая поэзия,громкая эстрадная поэзия;
- развивать интерес к русской литературе.
Воспитательные:воспитать вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество.
Ход урока:

1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:

1) чтение стихов Твардовского наизусть
2) выборочное чтение сочинений о судьбе Твардовского

3. Новая тема. Слово учителя. Литература 2-ой половины ХХ века, то есть послевоенная литература, развивалась в условиях прежней идиологии.Закончилась война, шли востановительные работы, заново отстраивались города, села, фабрики, заводы. Писателям,поэтам было о чем писать. Появились целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «городская проза», «тихая лирика», «громкая эстрадная музыка» и т.д. (обьясняется изаписывается на доске определения литературных течений) Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.Выслали Солженицина, уехал Бродский, умер Шукшин, лишили гражданства Аксенова, умер Владимир Высоцкий.

В развитии её можно выделить четыре основные периода
Первый этап: 1956 - 1964, назвали «оттепелью».
Второй: 1965 - 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 - 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX - начала XXI веков.
Иследовательские работы учащихся (опережающее задание):

1 группа. Проза второй половины ХХ века (обзор)
1 ученик: В.Шукшин
2 ученик: Солженицын

Слово учителя: Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.Евтушенко «Шестидесятники»

2 группа. Поэзия(обзор)
Середина - конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. Выходили новые сборники стихов, которые буквально сметались с прилавков магазинов. В журналах и альманахах увеличивалась площадь, которую отдавали под стихи. В это же время был основан и в течение ряда лет выходил альманах «День поэзии», который пользовался огромной популярностью.

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы (Светлов М, Асеев Н, Мартынов А. и другие). Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым. Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Евг.Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).

В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало.

Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени.

1 ученик: К громкой эстрадной поэзии можно отнести Вознесенского,Евтушенко, Рождественского. А. Вознесенский - поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. «Я в Шушенском» и «Когда написал я Вяземскому» - такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский - поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда - стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи:

Прославленная тень!
О чем кричит надсадно
Пластинка - как мишень,
Пробитая в «десятку»?

Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои - меня болью пронзили». Вознесенский - поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. Вознесенский - автор поэтических сборников «Треуголная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров».

2 ученик Творчество Е. А. Евтушенко
Первые стихотворения талантливого поэта, нашего современника Е. А. Евтушенко были написаны, когда автору исполнилось пять лет. Следует отметить, что уже в столь раннем творчестве нашла свое отражение гражданская позиция Евтушенко.
Автор не боялся заявлять о своей оппозиционной направленности в своих замечательных стихотворениях. В стихах Евтушенко воспевает свободного человека, который стремится к разрушению всех препятствий, сковывающих его…

3 ученик Все творчество Р.Рождественского проникнуто гражданским пафосом. Он часто обращается к форме монологов, адресованных современникам и потомкам. Поэма «Реквием» посвящена памяти наших отцов и братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах ВОВ... (читает наизусть отрывок)

4 ученик Представителем «тихой» поэзий является Рубцов, Соколов, Смеляков и др.Стихотворения Н. Рубцова впитали в себя литературные манеры предшественников поэта. Автору удалось взять лучшие литературные традиции выдающихся литераторов, профессионально и гармонично соединить их в своих произведениях. Стихотворениям Рубцова присуще художественное виденье Маяковского, лирика Тютчева, фольклорные образы поэтики Есенина.

5 ученик В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Поэтическое творчество Высоцкого отличается жанровым многообразием и тематической разноплановостью. На пути к своему читателю творчество Высоцкого встречало немало преград. Только после смерти поэта в печати стали появляться публикации его стихов, а также отдельные книги: «Кони привередливые», «Четыре четверти пути», «Поэзия и проза». Необычайная искренность, жизненная достоверность художественного материала проявлялись в стихотворениях любой тематики. Так, например, услышав песни Высоцкого о войне, с которых он обычно начинал свои концерты, многие фронтовики в своих письмах спрашивали, на каком фронте он воевал. Сам же поэт по возрасту был гораздо моложе своего умудренного житейским опытом лирического героя. Многие из этих произведений современны и сейчас, т.к. они не только рассказывают о войне, но и воспевают вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество. Жизнь Высоцкого была такой же прямолинейной, как и его песни (звучит «Я не люблю)

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Реферат на тему:
Литература второй половины ХХ века.

Во второй половине XX в. изменяется общественная культурная атмосфера в мире. Смягчение климата, бурное развитие науки и техники отразились на всех сферах жизни и искусства. Важным событием 60-х годов стал выход человека в космос, что заставила мир задуматься над судьбой цивилизации. С освоением космического пространства человечество начало связывать новые проекты преобразования действительности. У.эко назвал 60-е годы "пробуждением от тяжелого сна с кровавыми картинами и сценами многочисленных убийств". Однако миру не удалось решить все свои проблемы. Духовное возвышение заступил трагизм угрозы экологического кризиса и ядерной катастрофы. Крупнейшим событием конца XX в. стал крах социалистической системы, что привело к изменению географических и экономических границ, поисков новых принципов сосуществования различных государств; этот процесс идет нелегко, что связано со сложностью изменения общественных форм и сознания, однако главный результат XX ст. - осознание человечеством пагубности насилия во всех его проявлениях и взаимозависимости всех на планете.
Мировой прогресс второй половины XX в. определился прежде всего развитием западной цивилизации, что имела как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, люди получили современную технику, улучшились условия жизни, а с другой - цивилизация начала поглощать личные интересы, негативно влияя на моральный
состояние общества. Усиливается общая отчужденность, действительность превращается "на механический театр марионеток, где режиссером выступила госпожа Машина" (А. Камю). Урбанизация приводит к обезличивание человека, который чувствует себя "очень неуютно в холодном Вселенной"(У.эко).
Конец XX в. вызвал беспокойство у многих представителей культуры. Отчужденность человека, изменение общественных устоев, бурное развитие цивилизации, отказ от прежних идей поставили новые вопросы: что будет с человеком и миром, куда идет общество, как восстановить моральные ценности? Поэтому центральным явлением литературного процесса второй половины XX в. стал переход к постмодернизму, который философ А.М. Фуко назвал "болезненным ребенком литературы конца возраста, полон дурных предчувствий, катастрофичности, страха перед действительностью".
Постмодернизм (лат. past - приставка, означает преемственность; фр. moderne - современный, новейший) - общее название очерченных в последние десятилетия тенденций в искусстве, главными чертами которых является показ разрушенной сознания, деформированной действительности, душной атмосферы эпохи.
Явившись в 1917 году, срок распространился в конце 60-х сперва для обозначения стилевых течений в архитектуре, направленных против безликой стандартизации и техницизма, а вскоре - в литературе и живописи. Популярности постмодернизма способствовали рассуждения философов Ж.Дерріди, Ж.Батея, Ж.- Ф.Ліотара.
На Западе появление постмодернизма была обусловлена преимущественно исчерпаемостью индустриального общества - возникновением мультинациональных монополий, компьютерной цивилизации, угрозой экологической и ядерной катастроф, а также необходимостью обновления модернизма. В литературах стран Восточной Европы, по мнению украинского литературоведа Г. Сиваченко, это явление, кроме того, возникло и как одна из немногих возможностей для писателя сохранить собственную художественную и человеческой позиции, отстоять, хотя бы таким образом, собственный взгляд на мир в условиях мощного политического и идеологического прессинга.
Постмодернизм - явление достаточно широкого масштаба, что возникает на основе тотальных технологий и идеологий, однако не ограничивается их отрицанием. Мысль философа Ж.Бодрійяра о том, что реальность "агонизирует", стала крылатой среди постмодернистов. А.-М.Фуко еще в 60-х годах выдвинул вопрос: "не умерла уже сам человек?"
Герой литературы постмодернизма - человек, потерялась в повседневном бытии, потеряла связь со Вселенной, остро переживает свою отчужденность и потере духовных ориентиров. Она не ведает, куда идти, во что верить, даже о чем думать и что чувствовать, поскольку ее мысли и чувства здеформовані под влиянием трагической действительности. Постмодернизм в образно-символической форме воспроизводит общей абсурд жизни, разрыв социальных и духовных связей в мире, падение человечества в бездну, где нет шансов на спасение.
Произведения постмодернизма отличаются особой поэтикой. Автор взаимодействует с текстом, как с целым миром. Понимание "текста мира" приводит многочисленные реминисценции, подчеркнутую цитатность, которые, с одной стороны, воспроизводят действительность в разбитых образах прежней культуры, а с другой - напоминают о необходимости объединить "разорванные куски реальности" в целостную картину, найти потерянную связь между событиями, мыслями, чувствами.
Чрезвычайной актуальности в литературе постмодернизма вступил прием эстетической игры. Игра писателей с реалиями повседневности и литературными архетипами (прообразами) нарушает глубинные связи, вместо морального подоплеку - плазма бездуховности. Во многих произведениях жизнь предстает страшным театром, каким-то апокалиптическим карнавалом. Литературная игра дает возможность переосмыслить действительность, более того - переиграть определенные ситуации,чтобы найти ответы на сложные вопросы. А когда игра сочетается со смехом, она превращается в противостояние общем абсурда. Известный теоретик и практик постмодернизма итальянский ученый и писатель У.эко считает, что, "когда уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоты, его следует-переосмыслить иронично, без наивности", избавляя человека от ужасного страха бытия.
Сюжет в постмодернистских произведениях, как правило, распадается на большое количество микро-сюжетов, отступлений, комментариев и т.д. Текст является своеобразным коллажем мыслей, чувств, ситуаций, реминисценций; Цель такого "роздрібнювання" рассказа - показать потерю целостности в самой действительности, дисгармонию существования человека в мир. Однако все мікросюжети объединяются в творческом воображении рассказчика. Он предстает как Создатель и одновременно как персонаж большей, чем "текст", реальности - жизнь. Писатель надеется, что личность сможет преодолеть свою отчужденность и стать объединяющей силой не только в "тексте", но и в мире.
Характерной чертой постмодернизма является сочетание комического и фантастического. Пародия, гротеск, художественное предвидение помогают авторам овладеть логикой абсурда, заглянуть за грань реального, противопоставить сплошном хаоса "смех жизнь".
Нередко представители постмодернизма применяют элементы различных направлений и течений - реализма, натурализма, "потока сознания", экспрессионизма, сюрреализма и др., которые активизируют поиск средств борьбы с трагичности бытия.
Постмодернизм - это сложный и многомерный движение современной мысли, ее своеобразная реакция на изменения в мировой цивилизации. По словам американского исследователя Дж.Гассана, это "усилия понять наше историческое современное, постичь взаимовлияние языков", знания и власти в нашу эпоху, объединить и поддержать реальные категории нашей экзистенции". По мнению Г.Сиваченко, постмодернизм - это в значительной степени осознанная работа с другой материей, пространством культуры, что является категорией не менее реальной.
Постмодернизм развивается в жанрах фантастической притчи, романа-исповеди, антиутопии, рассказы, мифологической повести, социально-философского и социально-психологического романа и др. Жанровые формы могут сочетаться, открывая новые художественные структуры. Признанными "мастерами постмодернизма является У.эко, Кобо Абэ, Д.Фаулз, І.Кальвіно, В.П"єцух, А.Бітов, Ю.Андрухович и др.
Во второй воловині XX в. активизируется жанр научной фантастики, который в своих лучших образцах сочетается с прогностикой (прогнозами на будущее) и антиутопией. Писатели-фантасты пытаются осознать общие тенденции развития цивилизации, показать влияние научных достижений на жизнь человека, предупредить об опасности превращения личности в "винтик" государственной машины, об ответственности человечества за судьбу Вселенной. Фантастический рассказ все больше получает символико-аллегорическое характер, содержит широкие философские обобщения (Дж. Ацдайк, К.-А.Портер, Дж.-Р.Толк"єн, Р.Шеклі, Р.бредбери, С.Лем, А. и Б.Стругацькі и др.).
В этот период в прозе, поэзии, драме усиливается тенденция к углублению интеллектуализма.
Интеллектуализм (лат. intellectus - ум, познания, intellectualis-умственное, рассудительный) - условное название стилевой доминанты произведения или литературного течения, рода, жанра, связанных с ощутимым преимуществом интеллектуально-розмислових элементов образного мышления над эмоционально-чувственными.
Интеллектуализация литературы второй половины XX в. проявляется в усилении внимания к сложных философских проблем (человек и мир, природа и цивилизация, техника и культура, прогресс и мораль и т.п.), а также в склонности персонажей, рассказчика, лирического героя к умственных рефлексии, самоанализа, в разбивке драматизма процесса мышления, в тяготении к определенных умственных абстракций. Развитие и противоборство идей, понятий становится движущей силой сюжета. В этот период интеллектуализм определил развитие притчи, философского романа, драмы идей, философской лирики.
В предвоенное время возникает, а после Второй мировой войны активно развивается экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. existentiel - существование) - направление в философии и течение модернизма, в которой источником художественного произведения есть сам художник, что выражает жизни личности, создавая художественную действительность, которая раскрывает тайну бытия вообще.
Источники экзистенциализма содержались в трудах немецкого мыслителя Xix в. Э.-С.К"єркегора. Теория сформировалась в трудах немецких (м. хайдеггер, І889-1976; Ясперс, 1883-1969) и французских (А.Камю, 1913-1960; Ж.-П.Сартр, 1905-1980) философов и писателей. М. хайдеггер считал, что искусство нельзя анализировать, интерпретировать, его нужно только переживать. Правда, которую несет произведение, всегда субъективна и индивидуальная, ибо реальность поддается в художественном произведении "отрицанию", она "преодолевается", подтверждая активность сознательного и подсознательного в художника. Эти положения по-разному развивают представители экзистенциализма. Для Г.Марселя характерно несколько мистическое понимание этих постулатов, для Ж.-П.Сартра - социально-политическое. Ясперс понимал искусство как способ формирования у человека потребностей свободы, прежде всего политической.
Экзистенциализм в художественных произведениях отражает настроения интеллигенции, разочарованной социальными и этическими теориями. Писатели стремятся понять причины трагической неустроенности человеческой жизни. На первое место выдвигаются категории абсурда бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти. Представители этой философии утверждали, что единственное, чем обладает человек, это ее внутренний мир, право выбора, свобода воли.
Экзистенциализм распространяется во французской (А.Камю, Ж.-П.Сартр и др.), немецкой (Е.Носсак, А.Деблін), английском (А. Мердок, В.Голдінг), испанском (М. де Унамуно), американской (Н.Мейлер, Дж.Болдуїн), японской (Кобо Абэ) литературах. В Украине проявился в 1920-х годах в творчестве Пидмогильного, позже - в наследстве І.Багряного, Т.Осьмачки, Барки, В.Шевчука и др.
Во второй половине XX в. развивается "новый роман" ("антироман"), который, по мнению Д.С.Наливайка, возникает как отрицание экзистенциализма.
Антироман - жанровая разновидность современного французского романа 1940-1970-х pp.
Термин впервые ввел Ж.-П.Сартр в предисловии к роману Н.Саррот "Портрет неизвестного" (1947). Представители этого жанра (Н.Саррот, А.Роб-Грийе, M Бютор, К.Симон и др.) воспроизводили разорванное сознание лица, состояние ее чувств и впечатлений. В антиромані нет "отраженной действительности", комфорта, сюжетных коллизий, завязки или развязки, нет героя; его мотивированных поступков, эмоций. В эстетике антироману важное место занимают приемы безгеройної и безфабульної рассказы. Каждый из писателей использует свою манеру письма, прибегая то к изображению мистической власти вещей над людьми (А.Роб-Грийе), то к "напіврозмовй", потока сознания, внутренней диалогичности подсознательного (Н.Саррот), то к мозаики восприятий, схоплень, размышлений (М.Бютор). Противопоставляя себя мастерам классического романа в аспекте описания современного человека и ища новых средств выразительности, "новые романисты" достигли немалого мастерства, однако некоторые писатели, как Ф.Соллерс, Ж.Рікардо, потерпели творческой поражения, отказавшись от показа духовного мира человека.
Значительным явлением театрального авангарда второй половины XX в. с так называемый "театр абсурда". Цепь термин получил распространение, благодаря монографии английского литературоведа М.Ессліна ("Театр абсурда" - 1961). М.Есслін объединил драматургов второй половины XX в. за определенными типологическими признаками, а именно: отсутствие места и времени действия, разрушения сюжета и композиции, иррационализм, парадоксальные коллизии, сплав трагического и комического. В драме "театра абсурда" ничего не происходит, а то, что творится, - абсурдно и непонятное, - оказывается неизвестно почему и ради чего. М. Есслін, вводя новый термин, подчеркивал, что само понятие абсурда относительно явлений современной драматургии не умещается в его словарное значение "бред" или "ерунда". Оно имеет глубокий нравственно-философский смысл, и "театр абсурда" следует рассматривать не как нечто отрицательное, а как отражение существенных духовных тенденций нашего времени, от созидания состояния современного человека, находящегося в разладе с миром, природой, другими людьми, с самим собой.
Самыми талантливыми представителями "театра абсурда" является С.Беккет, Е.Йонеско, Е.Олбі, М.Фріш, С.Мрожек, Г.Грасс, Дж.Релбер, А.Копіт и др., хотя сами драматурги отрицают свою принадлежность к какой-либо направления или школы. Разные исследователи неоднократно делали попытку "изобретения" нового срока по явлений, которые кроются за понятием "театр абсурда". Среди них: "театр возмущение" (Р.Брустайн), "театр протеста и парадокса" (Дж.Веллворт), "театр насмешки" (Е.Жакар) и т.д. Неопределенность срока, впрочем, не отрицает устоявшихся тенденций в современной драматургии, которая продолжает поиск новых путей в искусстве.
Заметным явлением в мировом процессе второй половины XX в. стал "магический реализм".
"Магический реализм" - направление, в котором органично сочетаются элементы действительного и воображаемого, реального и фантастического, бытового и мифологического, вероятного и таинственного, повседневного бытия и вечности.
Наиболее развился в латиноамериканской литературе (А.Карпент"єр, ж. амаду, Г.Гарсіа Маркес, М.Варгас Льоса, М.Астуріас и др.). Особую роль в творчестве этих авторов играет миф, который выступает основой произведения. Художник, пытаясь осмыслить многообразные явления (реальные, культурные, сознательные, подсознательные и др.), стремится к универсальности своих образов и создание общей модели бытия. Классическим образцом такого метода является роман Г.Гарсіа Маркеса "Сто лет одиночества" (1967), где в мифически-реальных образах воссозданы историю Колумбии и всей Латинской Америки.
По мнению А.Карпент"єра, специфику латиноамериканского "магического реализма" предполагает приверженность писателей в барочных форм, которые позволяют создать удивительный и яркий мир, "где соединились все расы и культуры и встретились все эпохи". Авторы пытаются осмыслить исторический ОПЫТ человечества в широком мифологическом и культурном контексте, не сосредоточиваясь на отдельных фактах или событиях, а освещая общие тенденции духовной и общественной эволюции.
Во второй половине XX в. развивается и традиционный реализм, который приобретает новых признаков. Изображения индивидуального бытия "все больше сочетается с историческим анализом, что обусловлено стремлением художников осознать логику социальных законов (Г.Белль, Е.-М.Ремарк, В.Биков, Н.Думбадзе и др.). В художественной прозе заметное место занимает философская и политическая публицистика.
Усложняются средства построения сочинения: в повествовании переплетаются различные временные и пространственные планы, события разворачиваются в разных направлениях. Нередко используется композиционный принцип контрапункта - сочетание относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с неодинаковой скоростью и не всегда последовательно (Б. Пастернак, В. Фолкнер и др.). Этот принцип помогает писателям воспроизвести многогранность современной эпохи.
Заметное стремление реалистов до широких обобщений, что проявляется в изображении событий разных стран и народов от глубокой древности до наших дней. Мир как будто получает утраченную целостность в воображении писателей, которые тяготеют к воссоединению реальных связей и отношений (Ч.Айтматов, Э и др.). Однако синтетизм повествования часто нарушается - и в содержании, и в композиции, и в стиле произведения, удостоверяющий отсутствие гармоничного единства в окружающей действительности.
Как отметил О.Звєрєв, реалистическая литература XX в. отбила распад Вселенной на отдельные миры, показала драматизм существования человека, у которого не осталось "другого реализма личной жизни - одинокого, ужасного, безнадежного, но все-таки настоящего" в загадочном и таинственном бытии.
Таким образом, литературный процесс второй половины XX в. определяется прежде всего переходом от модернизма к постмодернизму, а также мощным развитием интеллектуальной тенденции, научной фантастики, "магического реализма", авангардистских явлений и т.д. В общем искусство второй половины XX в. отличается особым драматизмом, но, как писал Э, "надежда приходит ниоткуда, и в этом ее сила". В литературе последнего времени высказываются надежды на возвращение мировые утраченных идеалов, восстановления нарушенных связей, преодоление отчужденности.

Вопросы и задания
1. .Визначте условия появления постмодернизма в странах Западной и Восточной Европы.
2. Назовите главные признаки постмодернистских произведений.
3. Как вы понимаете формулу "мир как текст" и "текст как мир"? Объясните на примере прочитанных произведений.
4. С какой целью представители постмодернизма используют литературную игру?
5. Назовите модернистские течения, которые продолжают развиваться в 50-90-е годы, а также новые.
6. Что такое "магический реализм"? В творчестве которых писателей он представлен?

Литература
1. Зверев А. XX век как литературная эпоха //Вопросы литературы. - 1992. - № 2.
2. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура //Новый мир. - 1992.-№2.
3. Носов В. Литература и игра //Новый мир.- 1992.- №2.
4. Сиваченко Г.М. Постмодернизм и словацкая проза 70-80-х годов //Вопросы литературоведения. - Черновцы,- 1996. - Выпуск 3 (60).
5. Дискуссия о постмодернизме //Вопросы литературы.- 1991.;- № 11-12.
6. Николенко О.Н. Современная антиутопия. - Харьков; 1996.
7. Литературоведческий словарь-справочник. - К., 1997. "