Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма». Урок ВОвойна.docx - Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Пояснения к сценарию.

Данный сценарий можно считать коллективным творческим делом, поскольку его подготовка и проведение предоставляют возможность включить в работу большое количество учащихся. Проводилась следующая предварительная работ: сбор фотоматериалов, создание музыкальных видеофрагментов, работа с материалами по краеведению, оформительская работа. Материалами для музыкальных видеофрагментов послужили фотографии военных лет из “Фотоархива Минобороны”. Кроме того, в видеофрагменты “Журавли” мы включили фотографии героев Советского Союза и памятников Балашихинского района. О героях Балашихи учащиеся узнали на открытом уроке за несколько дней до проведения данной музыкальной композиции. Музыкальные видеофрагменты явились очень сильным эмоциональным средством воздействия и на участников сценария и на зрителей. Также мы распечатали и раздали зрителям тексты песен, которые звучат во время проведения этого сценария.

Сценарий был подготовлен к 65-летию Великой Победы. Его участниками были учащиеся 10–11 классов.

Реквизит.

Для учащихся-бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма, которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.

Оформление зала (сцены, класса).

В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. Плакаты со стихами размещаются по обеим сторонам экрана. Рядом с экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма-треугольники, патефон, сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В сценарии принимало участие 10 человек.

Музыкальное оформление.

  1. Музыкальный видеофрагмент “Журавли” (для начала).
  2. Марш “Прощание славянки”.
  3. Музыкальный видеофрагмент “На безымянной высоте”.
  4. Музыкальный видеофрагмент “В землянке”.
  5. Музыкальный видеофрагмент “Последний бой”.
  6. Музыкальный видеофрагмент “Огонек”
  7. Музыкальный видеофрагмент “Журавли” (для окончания).

Ход сценария

Музыкальный видеофрагмент "Журавли" можно получить у автора статьи.

Ученица 1. Война – жесточе нету слова!

Ученик 2. Война – печальней нету слова!

Ученица 3. Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому, мужу, сыну, брату “прощай”. Если бы наперед знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в смертельной схватке с врагом.

Ученик 4. Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта…

Звучит марш "Прощание славянки". (Приложение 2), потом музыка становится тише...

(На фоне музыки выходят и говорят три ученицы – почтальонши.)

Ученица 5. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так. (Показывает.) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Ученица 6. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Ученица 5.

Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
Только адрес есть на конверте – жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же,
Что внутри там! Был в окружении?
Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам, в первом сражении…
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берет всех судеб удары,
Радость чью-то и смерть кого-то.

Ученица 6. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Ученица 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Ученица 7. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

(“Почтальонши” достают письма-треугольники из своих сумок и отдают “адресатам”.)

Музыкальный видеофрагмент “На безымянной высоте”. (Приложение 3)

(Выходят ученики в пилотках.)

Ученик 4. (читает письмо) “…нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына”.

Ученик 2. (читает письмо) “…был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!”

Ученик 4. На одном фронтовом треугольнике приписка: “Дорогая военная цезура! Не выкидывайте этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки”. А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него – и слезы подступают.

Ученик 8. “Я вернусь”, “Жди меня” – этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.

Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.

Ученица 9. (Читает стихотворение “Папе на фронт”.)

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ученик 2. Сколько стихов и песен сложено в эту пору!.. Одной из таких песен – была песня “В землянке”. Она стала гимном любви и верности.

Музыкальный видеофрагмент "В землянке". (Приложение 4)

Ученица 5. Героическую борьбу в Подмосковье вели партизаны. Подвигами своими и храбростью был известен комиссар Сергей Иванович Солнцев. В одной из операций, прикрывая своих товарищей, он стрелял до тех пор, пока сам не лишился сознания от потери крови. После его гибели дошла до его родных его маленькая записочка…

Ученик 10. (Читает письмо.) “Дорогая Маруся! Давно я не писал тебе, так как отправить письмо все равно не было никакой возможности. Невозможно это и сейчас…Но не могу тебе не писать, ведь живу и борюсь ради тебя, ради родных и друзей, ради земли нашей…Мы победим, я верю! Мы обязательно будем вместе”.

Ученица 7. Вера Поршнева одной из первых вступила в партизанский отряд, когда враг рвался к Москве со стороны Калининской области. По заданию командования Вера проникла в немецкую комендатуру, стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении важного задания была выдана предателем и 10 дней и ночей терпела издевательства и пытки, но не сломилась. Вера знала, что обречена. Она написала две записочки матери и зашила под подкладку пальто. Через много лет при перезахоронении героини найдены эти ее письма…

Ученица 1. (Читает письмо.) “Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а лишь 24 года. Мне так хочется жить! Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить немецких фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю – за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Не плачь, мама. Я умираю, но все отдала Победе. За народ умереть не страшно! Передай девушкам, пусть идут партизанить, смелее громят оккупантов. Наша победа недалека! Мамочка, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. Но ты не плачь, не убивайся… Прощайте!”

Музыкальный видеофрагмент "Последний бой". (Приложение 5)

Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!

Ученица 7. Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме

Ученица 3. (Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Музыкальный видеофрагмент "Огонек". (Приложение 6)

Ученица 5. В октябре 1941 года танк под командованием Ивана Сидоровича Колосова попал в окружение, но решил ударить по врагу в его же тылу. Танкисты знали, что вступают в свой последний, смертный бой. Истекающий кровью, Иван Колосов писал свое прощальное письмо невесте. Ей передали его лишь в 1971 году, через 30 лет после гибели танкиста, когда случайно отрыли вросший в землю танк и нашли погибших героев, документы и их письма…

Ученик 8. (Читает письмо.) 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов

Ученица 7.

Лампы непогашенное пламя,
Непогодь играет на трубе,
Ласковыми нежными руками
Память прикасается к тебе…

Музыкальный видеофрагмент "Журавли" можно получить у автора статьи.

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись,
Могиле этой дорогой, всем сердцем поклонись –
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, ученый иль пастух,
Навек запомни – здесь лежит твой самый лучший друг,
И для тебя, и для меня, он сделал все, что мог –
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег…

Учитель. (Заключительное слово.)

В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!
Ветераны…
отвлекитесь от дел, загляните в их лица…
остановите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…
ветераны…
прошедшие войну…
как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.
И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.
Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…


И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,


«Прошу Вас
Храните солдатские письма
Они и просты,
И порою грустны
В них столько надежды
И вечного смысла
Прошу Вас
Храните солдатские письма -
Тревожную память
Людской доброты

1. На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение - диск 2 «Военная хроника»)

Ведущие: - Скоро вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в кружках, получать образование и выбирать профессию по душе.

Вед. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам - офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. .

Вед. С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне Из них наших земляков 5270 человек).

Вед. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, вот такие военные треугольники.

Вед.
Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

Музыка:
_________________________________________
3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,
Как мину для родителей солдата,
Приносит весть о смерти почтальон,
Стараясь не встречаться с адресатом.
Надеясь не услышать взрыва боли
И оказаться в эпицентре так некстати,
Себя он не готовил к этой роли -
Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,
Которые вонзятся роем ос
И душу истерзают всю до крови.
Не убивал он, только весть принёс,
Но вестник был во все века виновен.

И почтальон всем сердцем проклинал
Судьбу за эту подлую награду,
И с горечью о прошлом вспоминал,
Когда он был несущим людям радость.
Когда он к людям шёл и нёс им весть
О новорожденном, о юбилее, свадьбе,
Он изнутри светился будто весь,
И люди его видеть были рады.
Война перечеркнула в один миг,
Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.
И первый разорвавший душу крик
На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,
Хоть понимали, что не виноват он,
Но чёрным вестником он стал, увы,
Для матери и для жены солдата.
Он сгорбился, как лунь, весь поседел,
Не верящий, он начал в бога верить
И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,
Но какой мерою терпение измерить.
Неразговорчив стал он, да и с кем,
С кем говорить мог, приносящий беды.
Лишь ночью в затянувшейся тоске
Наедине он с богом вёл беседы.

Отгородившись ночью ото всех,
От кого днём не мог отгородиться,
Он всё пытался вычислить тот грех,
Заставивший народ в крови умыться.
И не понять, молился ль, упрекал
Он на коленях перед образами,
Он говорил, а бог? А бог молчал,
Не отвечал ни жестом, ни словами.
Да собственно ответов он не ждал,
Вернее, ждал единого ответа,
Он и вопрос один лишь задавал:
- Когда же, наконец, придёт победа?

Вед. Первая почтальонка в городе Заводоуковске была, Шефер Екатерина Ивановна попала с 1942 года она пришла на почту.

Вед.
Жила она тогда в посёлке Заводоуковском Тюменской области, эвакуированная из Ленинграда. Родилась в Ленинграде в 1919 году, училась, росла, посещала школу,кружки, была очень воспитанным и культурным человеком. Когда началась Великая Отечественная война Екатерина Ивановна вышла замуж и стала Дворцова Екатерина Ивановна, её муж впервые дни войны погиб. И она с дочерью и со всей семьёй была эвакуирована на станцию Заводоуковская в 1942году.

Вед. Первые дни в Заводоуковске провели в Комышёвом клубе (который находился напротив ДК Машзавода» Было голодно, но не было взрывов и бомбёшки все были живы, нужно было привыкать к новой жизни совсем ни такой к какой она привыкла. Так как она была женой погибшего солдата, грамотная по сравнению с жителями села, её отправили работать на почту. Нужно было отвечать за всю поступающюю корреспонденцию.

Вед. Выглядела Екатерина Ивановна очень хорошо среднего роста, стройная,русая, моложавая с хорошей речью, прекрасными манерами - всё это помогало ей в её трудной работе.

Вед. Почта, где выдавали всю корреспонденцию, находился в конторе военного завода № 499, и туда она приходили в любую погоду. Наступила зима, а у неё даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Ей раздобыли фуфайку и резиновые калоши, в этом она и ходила Первый год с 1942-1943 был самым трудным, нужно было выжить до весны, каждый член семьи получал паёк на день это и позволило выжить. А семья была очень большая.

Вед. Самое главное для Екатерины Ивановны было - это выдача солдатских писем которые получало местное население. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Приходилось выдавать с похоронкою конверт, нет ужасней новостей, слышать плач, как оплакивали матери мужей и сыновей.

Вед. И это было невыносимой ношей. Всем людям оказавшимся в беде, она старалась найти слова поддержки.Помочь дать успокоение пропуская через своё сердце каждую беду.Ночами спать спокойно не могла, в памяти стояли горестные лица.

Вед. Когда же Катерина треугольники вручала с хорошей вестью,её душа и пела и плясала. Она видела как получали письма с передовой,как радость от хорошей вести переполняла людские сердца как у них блестели глаза и восклицали они от радости «Сыночек мой живой!» и ей от этого становилось радостно и спокойно.

Вед. Она вносила свой вклад в победу как могла и как умела, находясь на передовом крае в тылу. Получая треугольники она не знала,что в них, но она понимала,что каждая семья ждёт вестей.

Песня __________________________________________________

Вед. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья»

Инсценировка

За кулисами читают письма с фронта.

«Привет с фронта, Здравствуйте мама, Витя! Пишу второе письмо с фронта. Первое писал когда только пришёл на передовую После этого со 2 января был в наступлении Сейчас пока стали в оборону,но сегодня или завтра пойдём опять вперёд Мы наступаем Пишите ответ.Пока до свидания.Привет всем. 13 января 1944года »

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немц15 октября ы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей… »

Строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык… »

Вед. Вспоминают Екатерину Ивановну её родные как она радовалась хорошей вести, рассказывала о письме Петра Филипповича Громова семье от 22 февраля 1942 года он писал о том, что закончил учёбу на « хорошо» присвоено звание младшего лейтенанта 4марта 1942г прибыл на фронт находится под Смоленском скоро дадут взвод,будем уничтожать фашистов,с честью выполним приказ родного Сталина. Дома она говорила что все верят в победу и как она рада за эту весть для семьи солдата.

Вед. Но когда в 1942г Анна Ивановна Громова получила извещение № 169 , в котором говорилось «Ваш муж, лейтенант, командир взвода Пётр Филиппович Громов … был убит 28.08.1942г. Похоронили его на Смоленской земле.» Было больно и горько семье,но и также больно и работнику почты, что она вручила эту горестную весть.

Вед. Екатерина Ивановна вместе с каждой семьёй оплакивала каждого и радовалась за каждого.Тяжело на душе от похоронок. Сейчас проще, положили письмо в почтовый ящик и пошли, а тогда вести получали на почте и старались здесь же узнать какую весть получили, некоторые не умели читать и им содержание письма читала Екатерина Ивановна. И видела она их радость и горе, ждала известей вместе с семьями неделями и месяцами. Это всё сказалось на её здоровье, стало болеть сердце.

Вед. В 1946г она вышла замуж за Ветерана Великой Отечественной войны Мерзлякова Степана Фёдоровича родила дочь. Кажется, закончилась война вернулись участники войны 6200 человек, многие залечивали раны,нанесённые войной. Но главное всё же состояло в том, что война была позади, а впереди надежда на лучшую жизнь. Казалась всё самое страшное преодолели, а сейчас все будут счастливы под мирным небом.

Вед. Но случилось непоправимое Екатерина Ивановна в 1950году умирает от сердечного приступа. Её провожает в последний путь всё село, оплакивают все кто её знал, после её смерти остались две дочери одной было 5 лет,а другой 1год 8 месяцев.

Стихотворение посвящённое памяти Екатерине Ивановне читает Герасимов (он автор данного стихотворение)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

Вед. Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У памяти своя тропа,
Свои нечитанные строки,
Своя высокая судьба,
Её храни, её держись,
И суть её понятней станет,
Уходит жизнь - приходит память,
И память возрождает жизнь.

Пока живы мы, живы наши дети и внуки, память об этих людях не уйдёт в небытие. Им жить вечно в наших сердцах, в наших душах.

Пусть дождь идёт, окопы заливая,
И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далёким обогрет.

Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма»

(Слайды презентации можно распределить на свое усмотрение)

1. Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

(С. Герасимов)

2 .Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

3 . Фронтовые письма…Кажется, и сегодня они по – прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

Входит почтальон. Раздает письма.

4. Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер от братьев от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они - долгожданные, нужные,
Есть веселые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать…

5.- Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась…И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?»

А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

6 .Здравствуй, папа!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немного даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Ты вернёшься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдёт.

Миленький! Голубчик мой родимый!

Скоро майский праздник к нам придёт.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

(Е. Благина)

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи, читает стихотворение.

7 .Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить! (В.Якуш)

8 . Старая бумага упорно заворачивается по сги­бам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чер­нила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печаль­ная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что род­ной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошиб­ке. И ждали – годами...

Девушка.

9 .Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Юноша (в солдатской форме).

10 .- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

11 . Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

12 . Письма с фронтов Великой Отечественной вой­ны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

( Видеоролик песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»)

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Мама, сейчас я нахожусь на станции Белгород. Город разрушен. Не знаю, как в центре, а например, здесь, где я стою, только один дом целый. Вокзал весь разбит, стоит только одна стена, и остальные дома все разбиты и без крыш. Но народ не падает духом. Снова город оживает. Обо мне не беспокойтесь. Я буду жив. Я буду мстить за все эти злодеяния».

«Здравствуй моя милая, дорогая!

Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелом зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я ещё жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын.

Фронтовая жизнь моя, конечно, тяжела и сурова. Часто приходится быть под обстрелом вражеских самолётов. Они бомбят и обстреливают нас из пушек и пулемётов. Но и им, этим стервятникам, достаётся от нас».

«Пиши, моя милая роднуля, не забывай меня в суровые фронтовые дни. Весточка от родных сейчас, здесь – это выше всякой радости. Пиши много, о Вадике, о себе, о родине, о городе, о друзьях. Как твоё здоровье и Вадика? Пиши всё. Если думаешь много обо мне, особенно не убивайся – я скоро вернусь цел и невредим. Целую вас крепко, крепко и милого сына. Анатолий».

«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

13. На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

14 .О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье, как трудиться, как беречь своё доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

15. Как хорошо влюбляться и смеяться!

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться.

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

(Видеоролик песни «Солнечный круг»)

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны»

Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:

    Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

    Отработка публичного выступления перед зрителями.

    Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

Участники:

    Музыка. Видео.

Ведущий. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти.

Ведущая. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, но… такими же, полными слез.

    Песня «О той весне».

    На сцене девушки с треугольными письмами в руках.

Девушка 1. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Девушка 2. Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Девушка 3. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Девушка 4. Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Девушка 5. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

Девушка 1. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом…

Девушка 2. Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

    Композиция «Фронтовые письма».

Ведущий. Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Ведущая. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Юноша 1. «Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

Юноша 3. (с эхом) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

Ведущий. Маленький городок на западной границе нашей страны крепко спал.

Ведущая. В школах отзвучали последние звуки вальсов и напутственные слова учителей, сказанные своим выпускникам на прощание.

Ведущий. После выпускного бала, по традиции, ребята пошли встречать рассвет. Многие уже разошлись по домам, а эти двое никак не могли расстаться, мечтая о будущем, таком светлом, таком близком…

– Нет, Ванечка, я все-таки поеду в Москву! На артистку можно выучиться только в Москве, ты же знаешь. Поехали со мной, попробуешь в университет поступить.

– Кать, я не знаю. Но раз мы решили быть вместе, значит, поеду…

– Ой, посмотри, что там? Видишь, на самом краю неба? Ванечка, это самолеты! Один, два, да их там штук тридцать!

– Слышишь, похоже на взрывы! Пожар? Похоже, это горит наша школа! Катя, неужели это…?

Ведущая. Наши герои, как и все советские люди, на рассвете 22 июня 1941 года, не знали, и даже догадываться не могли, что в их жизнь ворвется огонь, горе, ужас и смерть. Все самое страшное, что только могло с ними произойти, произошло в эту ночь.

Ведущий. Катя с Ваней, конечно, расстались. Катерина поступила на курсы медсестер, а Иван прошел срочный курс в танковом училище. А потом были письма…

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Ведущая. Это было в марте сорок пятого. Переписка оборвалась. Писать было некуда. Но судьба приготовила им сюрприз. Они встретились в Берлине в мае 1945 года…

Ведущий. Нет, они не бежали друг к другу. Они медленно шли, пристально вглядываясь, как будто вновь узнавали… Потому что это были совсем другие Катя и Ваня. Тех, прежних беззаботных мечтателей, навсегда изменила невыносимо страшная, кровавая, жестокая – Великая отечественная.

«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

Ведущий: Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

Ведущая: В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…

Юноша 4. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

    Песня – Ангелина Кузина.

Ведущая: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь?

    Стихотворение “Папе на фронт”

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

Девушка 1. “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

    На фоне музыки выходят девушки-почтальоны.

Ведущая: Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

Ведущий: По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Девушка 2. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Но в моей сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Девушка 3. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Девушка 4. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Девушка 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Девушка 1. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

    Постановка «Зинка».

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Юноша 1. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды, Я помню про его семью.

Мне представляется невольно Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют!

Разве сможешь ты сквозь страх и холод Путь пройти на защиту страны?!

Разве сможешь, худой и голодный, Всю жестокость преодолеть?

И в далеком краю, одинокий, - За любимых своих умереть?!

Солдаты : Я смогу, я пройду все дороги, Сквозь неведомый раньше мне страх!

Пусть у близких не будет тревоги: Я России советский солдат!

Солдаты : Буду бледен, несчастен, изранен, Буду песню душевную петь!!!

    Композиция «Письмо, пришедшее с войны».

Девушка. 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

Ведущий. Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов. О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Ведущая. В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливую жизнь.

Ведущий. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Ведущая. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

Ведущий. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.

    Песня «Соловьи».

Девушка 4. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.

Юноша 4. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

Девушка 5. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Юноша 5. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Девушка 3. Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

ВЕДУЩАЯ: Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж.

ВЕДУЩИЙ: Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет!

    Метроном. Минута молчания.

Ведущая. В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!

Ведущий. Ветераны…отвлекитесь от дел, загляните в их лица… становите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…

Ведущая. Ветераны, прошедшие войну…как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Ведущий. Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.

И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.

Ведущая. Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…

Девушка 1. Спасибо вам, родные наши ветераны, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

Девушка 2. Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ, кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.

    Фанфары.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОЧУ Псковский кооперативный техникум Сценарий литературно-музыкальной композиции «Письма с фронта» Подготовлено преподавателями И.А. Захаровой Е.В. Гостевой Место проведения: Актовый зал Псковского кооперативного техникума Псков

2 Цели мероприятия: Содействовать развитию духовно-нравственных основ личности студентов, воспитанию патриотизма, уважения к героическому прошлому Родины. Формирование гражданской позиции студентов Задачи: Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне, Поддержание интереса студентов к жизни советских граждан в годы Великой Отечественной войны; Активизация творческой деятельности студентов. Подготовительная работа: 1. Постановка цели и задач мероприятия 2. Разработка сценария 3. Подготовка оформления сцены, слайдов, видеороликов, музыкального сопровождения 4. Выбор ведущих, участников концерта 5. Оформление сцены и актового зала 6. Подготовка объявления о мероприятии Технические средства: Ноутбук Колонки Микрофоны Стойки для микрофонов Проектор Экран 2

3 Видео «Как думаешь, помнят?» Музыкальный фон «Журавли» 1 преподаватель: А может, нам, о них забыть? Опять война, Опять блокада... Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». 2 преподаватель: И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда Не права! 1 преподаватель: Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! 2 преподаватель: Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память наша совесть. Она как сила нам нужна... 1 преподаватель: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить один из ключевых моментов в истории нашей страны и поздравить друг друга с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К сожалению, великий праздник Победы омрачают процессы, происходящие сейчас в мире. Значение победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками активно пытаются принизить, освободителей Европы изобразить оккупантами, а из пособников нацистов сделать борцов за свободу. 2 преподаватель: Мы должны противостоять любым попыткам фальсификации истории. Победа в Великой Отечественной войне досталась нам слишком дорогой ценой, и мы не можем позволить ее у нас отнять. Все мы несем общую ответственность за то, чтобы люди 3

4 знали правду о войне, чтили ее подлинных героев и никогда не забывали, к какой катастрофе могут привести идеи национальной исключительности и стремление к мировому господству. Выходят ведущие концерта: 1 ведущий: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить 2 ведущий: Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. Все меньше тех, кто может поведать, о чем думали и что чувствовали родные и близкие солдата, с замиранием сердца ожидая весточку с фронта. 1 ведущий: Письма с фронта Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. 2 ведущий: Эти письма ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал (Видео «Письмо 1») Песня «Закаты алые» голоса за кадром: «Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!» 1 ведущий: Наверное, каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят. 2 ведущий: И на краю смерти он всегда старался подбодрить родных, скорее сообщить, что он пока жив и здоров, что верит в скорую победу. Ведь солдат понимал, что порой там, в тылу не легче, чем ему на фронте. (Видео «Письмо 2») 1 ведущий: А как ждали дома солдатские письма-треугольнички! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо - жив солдат! 2 ведущий: Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, 4

5 Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманчивый уют. Он мертв уже. Ему не больно, А их еще письмом убьют! Песня «10ый наш десантный батальон» Чтец: Здравствуй, папа, Ты опять мне снишься, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивилась, До чего ж ты прежний был во сне. Папа!Ты вернешься невредимый, Ведь война когда-нибудь пройдет. Миленький, голубчик мой родимый, Скоро день победы к нам придет. Я тебя так часто вспоминаю И желаю вовсе не болеть, Я тебе желаю всей душою Поскорей фашистов одолеть. Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как раньше, можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить. Песня «Все о той весне» 1 ведущий: За Родину сражались не только мужчины.писем с фронта от мам, дочерей, подруг также с нетерпением ждали. (Видео «Письмо 3») 5

6 Чтец: Девушку, совсем ещё девчонку, С мягкою улыбкой после сна, В форме школьной, с бантами и чёлкой Увела безжалостно война. В медсанбатах фронтовых походных, В городах, пылающих огнём Всех солдат израненных, голодных Возвращала к жизни день за днём. Маленькими ловкими руками Бинтовала раненых, слепых. Сколько писем написала мамам За безруких пареньков седых. На шинели ордена, медали, Выправка военная и стать. Только деток руки не держали, Не успела деток нарожать. Всех, кто дорог был, любим и близок, Забрала разлучница-война. Пожелтевший обгоревший снимок: Два солдата в форме и она. Предлагали сердце, душу, руку. Жизнь, как в сказке, счастье чередой. Да лежит один в Великих Луках, А под Сталинградом спит другой. И стоит в печали одинокой Слушая седую тишину, Бабушкою ставшая до срока Девочка, прошедшая войну. Песня «Мой милый, если б не было войны» 1 ведущий: Письма простые солдатские письма. Сколько тепла в них, любви, романтизма, Сколько в них веры в страну и народ, Веры в победу, что скоро придет! Веры, что враг будет все же разбит, Что армия выстоит и победит! 6

7 В письмах вопросы о детях, жене, Все ли здоровы, сыты, в тепле В письмах писали: «Скоро придем! Как только фашистов в Берлине добьем!...» Письма от времени так пожелтели- Трудно прочесть, разберешь еле-еле. Но знает их бабушка все наизусть, Ведь в каждом из них было слово: «Вернусь!...» 2 ведущий: И они сдержали свое обещание, вернулись правда не все. Но они вернулись с победой. 1 ведущий: Объявляется минута молчания 1 ведущий: Помните, люди, кровавые годы, Налёты фашистов, словно зверей, Помните, смертные битвы, походы, И слёзы невинных детей, матерей. 2 ведущий: Помните, люди, солдат поимённо Мы жизнью своей обязаны им. Они ведь в стране, войной опалённой, Вселили нам мир под небом святым. 1ведущий: Мы помним Вас, герои, поимённо. И гордо "ветеранами" зовём. И от потомков всей страны огромной За ратный подвиг низкий, Вам поклон! (Видео «Письмо 4») Песня «День Победы» (исполняется всеми выступавшими) 7


МБОУ ВОЛЧЕНКОВСКАЯ СОШ УТРЕННИК «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» Учитель начальных классов: Ронина Татьяна Ивановна «Никто не забыт, ничто не забыто» «Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек,

Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Бывальцева Альбина Азатовна, заведующая МБДОУ «Д/С «Радуга» КВ» г. Заинск, Республики Татарстан СЦЕНАРИЙ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 70 ЛЕТИЮ

К 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов Москва ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье 2009 А может, нам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 56» Сценарий праздничного мероприятия «Солдаты мая, слава вам навеки!» Подготовительные группы Выполнили:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях Сценарий праздника, посвящённого 70-летию Победы

Сценарий праздничного концерта «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего», посвященный Дню Победы 8 мая 2014 г. Война она такое дело, О ней не вспоминать нельзя. Та память нам не надоела, Как

О войне Война, ужасная война! А что она нам принесла? Разрух, голод, нищету, В сердца людей - лишь пустоту, И страх за близких, за детей Увозят вновь на фронт парней Здоровых, крепких, молодых, А возвращают

Сценарий праздничного мероприятия для старших дошкольников, посвященного празднованию Дня Победы Воспитатель Елисеева Елена Васильевна МДОБУ «Детский сад 5» г. Минусинск Красноярский край Звучит песня

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы - 9 мая «Я помню, значит, я живу!» Цель: Формирование патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны. Наглядности: презентация,

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Лицей 26» Подготовила: Воспитатель ГПД Спасенных Н.В. 2010г. Литературно-музыкальная композиция «Салют, Победа!» 65 лет Победы! Боевых, крылатых, Озаренных

Сценарий концерта для ветеранов к празднованию Дня Победы воспитатель МБОУ НШДС 2 воспитатель Солоненко Е.Г. город-курорт Кисловодск, 2016 Сценарий концерта для ветеранов к празднованию Дня Победы Исполняется

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 45 Кировского района Санкт Петербург. Сценарий семейного праздника «День Победы» для детей старшего возраста.

МКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.

Торжественный митинг у обелиска Военные песни Ведущий. Митинг, посвященный шестьдесят девятой годовщине со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне, объявляется открытым! Гимн Давно закончилась

Сценарий концертной программы на митинге 9 мая. Здравствуйте, воины! Здравствуйте зрители, Дедушки, бабушки, гости, родители! А ветеранам особый поклон! Славному празднику день посвящен! 2Ведущий: Вся

Письмо ветерану Сочинения-письма учащихся 4В класса МБОУ СОШ 24 Здравствуй дорогой ветеран Великой Отечественной войны! С глубоким уважением пишет Вам ученица 4 «В» класса, школы 24 города Озерска. Приближается

«Парад Победы» Сценарий праздника, посвященного 9 Мая Цель: Рассказать детям о Дне Победы, познакомить их с героическим прошлым нашего народа. Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к выполнению физических

«Дети войны» Так тревожно звучат эти слова, наверное, правильно было назвать «Дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь великому народу. Всё дальше в прошлое уходят от нас

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ! (сценарий для старшей группы) Цель: развивать у детей выразительное чтение, речь; познакомить истории народа, культуру; воспитывать патриотические воспитание к Родине, к родному

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Сценарий праздника «День Победы» Под музыку входят дети в руках цветы, флажки. Вед: 9 мая знаменательный день- день Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Долог и нелегок был путь к победе. Низкий

(Сочинение ученицы 3 А класса Гирявенко Анастасии) Я горжусь тобой, дедушка! Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат, С фотографий увядших глядят. Сердцу каждого

СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Литературно - музыкальная композиция посвященная 60 - летию Победы в Великой Отечественной войне Старший дошкольный возраст Муз. рук. Кузнецова С. А. г. Нижневартовск 0 Под песню Я

8 мая 2015 года Классный час во 2 «Е» классе Тема: «Бессмертный полк к 70- летию Победы.» Классный руководитель: Савина Венера Николаевна Начало классного часа: просмотр кинохроники о Великой Отечественной

Сценарий проведения торжественной церемонии награждения ветеранов Великой Отечественной войны юбилейной медалью "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Торжественная церемония начинается

Сценарий проведения открытого мероприятия «Поминальная свеча» Сценарий проведения открытого мероприятия «Поминальная свеча» Цели и задачи: 1. В рамках восстановления российской традиции поминовения защитников

ЛИЛИЯ ОЛЕГОВНА КОРОТУН педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАОУ ДОД ЦДОД г. Балаково КЛАССНЫЙ ЧАС «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ ПОБЕДЫ. Цель: создание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 61» г. Находка «Праздник со слезами на глазах» Лобода Т.А., Дьяконова Л.В. воспитатели высшей квалификационной

И каждый возьмет свое Знамя Победы, И юность весной над страной пронесет! Научим детей не забыть подвиг дедов, Которые шли за Победой вперед! Уже два года на территории Ставропольского края движение «Знамя

МБОУ «НОВОСАЛМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АЛЬКЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Районное соревнование по стрельбе из пневматической винтовки на приз Героя Советского союза Кузнецова Б.К. сценарий

Сценарий праздника «День Победы» Звучит «Прощание Славянки» Ведущий 1: Ты помнишь, солдат, много весен назад Полыхало закатами небо? Ты шел через боль и твердил как пароль, Как священную клятву: «Победа».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 видео 23 24 25 26 27 28 29 Сценарий праздничного концерта к 70-летию Победы. Взрослый ведущий: Добрый вечер, дорогие ветераны! Добрый вечер наши

КОНСПЕКТ музыкальной гостиной для воспитанников 5-6 лет «Музыка в жизни солдат» Программное содержание. Разнообразить формы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале песен

Сценарий тематического мероприятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста Цель: - Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине; - Знакомить детей с образцами

Методический паспорт проекта Название: «Этих дней не смолкнет слава» Учебный предмет: окружающий мир Тип проекта: информационный, поисковый, творческий Метод проекта: технологии индивидуальной и групповой

Михалькова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 20» Ивановская область, г. Иваново КЛАССНЫЙ ЧАС «КНИГА ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА» (ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

Здравствуйте, дорогой ветеран Великой отечественной войны! Совсем скоро наша страна будет отмечать большой праздник 70-летие Победы! Только мужественные, сильные духом люди могли выстоять в тяжёлой войне

МБОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Сценарий Митинга, посвященного Дню Победы «Счастливый день, великий День Победы»

РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ ЗАЩИТНИК МИРА занятие для детей 4 класса с лёгкой степенью УО педагог Матвеева О.С., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: формирование у детей негативного отношения к войне,

План работы поселенческих библиотек МО Успенский район с 21.01.13 по 23.02.13 г. в период месячника оборонно-массовой и патриотической работы п/п Наименование мероприятия 1. Войны свящённые страницы, нам

Война Как много говорит это слово. Война это страдания матерей, миллионы солдат погибших на фронтах, защищая своѐ Отечество, осиротевшие и обездоленные дети. Голод, страдания, смерть, оружие, страх все

5, 2015, май В РАМКАХ ПРОЕКТА «ВЕЛИКАЯ...ОТЕЧЕСТВЕНН А Я... М О Я...» Победа! В Э Т О М В Ы П У С К Е: 1. С Д Н Е М П О Б Е Д Ы! 2. Н А Ш Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й ПОЛК 3. Г Е Р О И М О Е Й С Е М Ь И 4. П

1 КОНЦЕРТ ДЛЯ МАМ!!! 2012 2013г. Старше подготовительная группа. Детский сад 24, ст. Варениковская. Музыкальный руководитель Агошкова И. В. Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник

В 3 и4б классах прошел урок памяти на тему Детство, опаленное войной». Дети посмотрели презентацию о детях. Из нее узнали о не легкой жизни детей во время войны. Прослушали стихотворения и песни «Священная

Описание проекта. Возрождение патриотизма - это первый шаг к возрождению России. Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников являются приоритетом в деятельности образовательных организаций.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 «Девятое мая» сценарий утренника в подготовительной группе Музыкальный руководитель Е.В.Гусева г. Армавир Задачи: 1. Расширять

Проектная деятельность на уроках литературы Вильмс Н. Г. Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от привычного, так называемого, традиционного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 404 г.о. Самара Тематическое занятие ко дню Победы для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила:

Тема: День памяти воинов-интернационалистов Цель: 1. Расширить знания учащихся о войне в Афганистане. Задачи: 1. Развитие чувства уважения к участникам военных событий. 2. Воспитание патриотизма и интернационализма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 Сценарий утренника посвящённого 70-летию Великой победы в старшей группе «Благодарим, солдаты, вас»

ТЕМА: Герои Отечества: прошлое и настоящее. Цель: познакомить с историей праздника «День героев Отечества» Задачи: 1. Формировать у воспитанников чувство патриотизма; 2. Развивать чувство гордости и уважения

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение 153 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Мы, поколение 21 века, не знаем, что такое война. И не надо нам видеть взрывы бомб и кровь детей. Пусть всегда будет МИР на земле. Но знать, как завоевана Победа, как сражались с фашистами наши прадеды,

Краснодарский край г. Сочи Лазаревский район поселок Каткова Щель Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа 83 г. Сочи имени Героя Советского Союза Д.М. Языджяна

Мой прадедушка в истории Великой Отечественной войны Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и

ПЕСНИ НАШЕЙ ПОБЕДЫ!!! НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА Слова М. Садовского, музыка О. Хромушина. Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино Белгородской области» Сценарий праздника «День Победы» в старшей группе Подготовил: музыкальный руководитель Мещерякова Ирина Валентиновна 2016 1

* 22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них - на аэродромах. * Согласно статистике, общие

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека им.м.горького Отдел обслуживания Юношеская кафедра Читайте детям о войне 1941-1945 Список-закладка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 32 «Дружные ребята» компенсирующего вида Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей

1941 1945 Вечная слава героям! Они сражались за Родину. Наша школа гордится тем, что в ней трудились учителя участники Великой Отечественной войны. Тем, кто выстоял и победил, посвящается Пахомов Иван

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад 25 «Рябинка» комбинированного вида группа 11 Непосредственно-образовательная деятельность Познание Великая Отечественная Война 1941-1945