Школьная энциклопедия. Товарищество передвижных художественных выставок товарищество передвижных художественных Основатель товарищества передвижных художественных выставок

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

14 бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество , вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.
В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу или на , написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, А. Архипов, и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли на самый высокий уровень.

в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством.

В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего

многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.

Художники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни.

Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.

19 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.

Знаменитые художники передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику.

Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Некрасова, А. Д. Литовченко, Софьи Николаевны Крамской и множество других. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Художник в свое время набрал небывалую популярность, исходя из этого ему часто поручали заказ портрета , соответственно портреты его кистей постоянно дорожали при его жизни.

(1834-1882) . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, очень трогательная картина Тройка , Птицелов , Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом , картина Рыболов , также очень популярна картина Охотники на привале .

которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры того времени. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей, среди этих работ портрет Достоевского , Тургенева, и Островского. Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

(1830-1897) Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , Его другие картины не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день .

После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника Саврасова в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика, подчеркнутая безграничной любовью к своей родной земле.

(1850-1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель,В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото .

Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, вросшие в землю крестьянские ветхие домишки. До Васильева и Саврасова русские художники изображали швейцарские, итальянские виды а родные русские места считались, недостойными воплощения. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной. Васильев прожил совсем короткую жизнь художника, но даже за такой короткий срок им было написано дюжина работ, прекрасных романтических пейзажей.

(1841-1910) Знаменитая картины Куинджи Лунная ночь на Днепре , привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , Березовая роща -

В своих живописных произведениях, художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажей, сверкающие необычным колоритом и контрастом чистых красок и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в живописных приемах лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Правдиво написал картину Забытая деревня, в которой смело отразил бедственное положение русского народа. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

(1860-1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Осенний день Сокольники , Хмурый день, Вечерний звон После дождя, и передающая яркое осеннее настроение Золотая осень знаменитые полотна - картины Над вечным покоем , Вечер, Весна. Большая вода , Тихая обител и картина Дети бегущие от грозы , Жница, Крестьянский обед в поле.

Русский художник- живописец, представитель классического академизма. Олицетворял в себе человека погруженного в мир красивого и изящного, знаток человеческого психологизма и утонченных чувств. Его портреты, Боярыня у окна. В.А.Морозова, Портрет Александра II и много много других. Исторические картины "Исцеление слепых", "Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", Смерть Ивана Грозного, Демон и Тамара и Суд Париса ир другие. Многие его работы насыщены лиризмом и психологизмом. В жизни Константина Маковского было много замечательных моментов его считали высокооплачиваемым художником того времени. В какой то мере он время от времени находился в поисках новых решений, был склонен к импрессеонизму, за что его даже критиковали за отход от идей передвижников.

(1846-1920) Замечательный русский живописец в своем жизненном творчестве, всегда был поклонником бытового жанра. Несколько из известных его полотен, картины о русской нищете в деревнях Свидание , летний отдых на природе в семье богатых В жаркий день , или Первый фрак . Две странницы. 1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. 1870.

С 1872 года он член союза передвижников а позднее двумя годами вошел в состав управления созом. Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников. Больше всего конечно Маковского увлекала социальная тематика и подобных работ им было написано не мало. Относительно подобных сюжетов Маковский писал много портретов, например портрет художников Прянишникова И. М., и Сорокин Е, много написано портретов для богатых, писал бедняков, крестьян и крестьянок, иногда занимался офортами и любил писать акварели. Под его руководством в МУЖВЗ стали известными такие художники, как В. Бакшеев и Архипов.

Степанов Алексей Степанович (1858-1923) Русский художник, академик академии художеств, с 1888 года вступил в союз передвижников, и на этой выставке картина Степанова Лоси принесла художнику значительный успех.

Художественный стиль Степанова привлекает своей уникальной эскизностью при ограниченном использовании цвета красок его палитры, тем не менее его мазки обладают прозрачностью, колорит его полотен не уступает И. Левитану, поэтому, как и у Левитана его пейзажи еще называют пейзажами настроения. Несмотря на количество его прекрасных работ Степанова, относительно его многих коллег, как бы совсем редко упоминают в истории русской живописи, как талантливого живописца, заслуживающего соответственно большего внимания.

в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством. В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. В ту пору И.И. Толстой вице-президент академии поняв всю обстановку происходящего, смягчил свои старые требования и даже постепенно стал сближаться с передвижниками, предлагая им преподавание в академии. Среди приглашенных были такие известные художники, как, Шишкин и Куинджи, так как пейзажная живопись в самостоятельном жанре начинала набирать обороты и к 90 годам сильно укрепила свое положение. Конечно не стоит забывать и о положительной роли академии художеств как учебного заведения выпускниками которой стали многие известные художники. Знаменитых выпускники академии обучал любимый ими учитель П. П. Чистяков. Все художники входившие в союз ТПХВ, обладали равными обязанностями и правами, в том числе и вновь присоединившиеся члены сообщества, принимавщиеся после успешного прохождения выставок. оцененных членами жюри, также имели те же самые права, что и ранее вступившие.
Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832—1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Нынче это известная всему миру Третьяковская галерея, где представлены русская живопись, графика и портретные шедевры лучших известных художников оставившие яркий след в истории русского изобразительного искусства 18 - 19 века. В государственной третьяковской галерее и поныне хранится важный документ в архиве рукописей о создании членов товарищества закрепленный 23 подписями знаменитых художников.

Знаменитые художники передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, портрет Некрасова, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.
Василий Григорьевич Перов (1834—1882) Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Тройка . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Последний кабак у заставы. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей Тургенева, Достоевского и Островского. Русский художник передвижник Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) Мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , сумев раскрыть в этой картине всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день . После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.
Ге Николай Николаевич 1831-1894 Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге привержинец отечественной истории, его картина: Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: Екатерина II у гроба Елизаветы, А.Пушкин в селе Михайловском. Многими работами Ге был часто не доволен, не все из них он завершал до конца, картину Милосердие он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему принесла картина: Выход с тайной вечери, которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью современников. Такие картины, как Что есть истина?, Христос и Пилат подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. Работы Суд синедриона. "Повинен смерти!, Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации.
Васнецов Виктор Михайлович 1848-1926 г. Мастер - живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Один из первых замечательных русских художников, творчество художника Васнецова было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях он стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью, проникнутые глубоко национальным восприятием родной старины. Его известные работы в этом жанре: После побоища Игоря Святославича с половцами, картина Аленушка , Иван-царевич на сером волке, Богатыри , Царь Иван Васильевич Грозный и многие другие работы. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель, В крымских горах, Болото осенью . Васильев смог показать в соих работах природу переходного состояния от непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, ветхие вросшие в землю крестьянские домишки. До Васильева и Саврасова русские художники изображали швейцарские, итальянские виды а родные русские места считались, недостойными воплощения. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: Утро в сосновом бору занимательный жанровый сюжет, задуманный художником в картине, во многом способствовал ее популярности, полная душевного равновесия картина Рожь где от края до края колосится золотая рожь охраняемая могучими соснами великанами, Ручей в лесу красиво проработанная в деталях картина, с богатыми светотеневыми контрастами, Корабельная роща , где изображена афонасовская корабельная роща находящаяся недалеко от Елабуги, в произведении воплощен весь жизненный опыт и тончайшее знание родной природы, которое было накоплено мастером за долгую творческую жизнь, Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910) На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в передаче некоторых живописных приемов лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Знаменитая картина Куинджи Ночь привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , в картине описан сюжет раннего степного утра, Березовая роща - в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажа, сверкающий необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.
Исаак Ильич Левитан (1860—1900)Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры: Хмурый день, После дождя, Над вечным покоем, мастерски написанные вечерние пейзажи: Золотая осень , Вечер на Волге, Золотой плес, Вечер, Тихая обитель, Вечерний звон . Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив всего замысла этого известного художника оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины Бурлаки на Волге, после этой работы Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина, жены художника, мецената Третьякова П. М . Грандиозная по размаху и композиционному замыслу картина: Торжественное заседание Государственного совета, в картине огромное число присутствующих политических фигур того времени, также на картине присутствует и Николай II. в этой непростой работе Репину удалось психологически правдоподобно описать характеристику каждого персонажа. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок и живописных приемов, очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические фрагменты русской истории. На фоне картин Сурикова выделяются замечательные исторические работы в которых он отразил яркие психологические характеристики: Боярыня Морозова , Утро стрелецкой казни , Меньшиков в Березове и картина Покорение Ермаком сибири. Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным - колоритом.
Валентин Александрович Серов (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам, иногда работал как театральный художник. Серов как ни кто другой знал что такое портрет и как рисовать портрет , как никто другой Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему очень много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: Девочка с персиками , картина овеяна детским восприятием одухотворенности и нежности, зачаровавшая современников розово золотистыми тонами и воздушностью. Девушка освещенная солнцем , в картине играет утреннее солнце осветившее поляну, молодая девушка сидящая в тени излучающая молодость и красоту, портрет М. Н. Акимовой и многие другие.
!9 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое колличество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.

    1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило … Большой Энциклопедический словарь

    Смотри Передвижники … Современная энциклопедия

    - (ТПХВ), (см. Передвижники). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге; см. Передвижники. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия, 1986.)… … Художественная энциклопедия

    Товарищество передвижных художественных выставок - (ТПХВ), см. Передвижники … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. С 1871 товарищество устроило 48 выставок в Санкт Петербурге, Москве,… … Энциклопедический словарь

    Товарищество передвижных художественных выставок - Тов во передвижных худ. выставок ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, смотри Передвижники. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ТПХВ (1870 1923), объединение демократически настроенных русских художников (передвижников). Создано в Петербурге в 1870 И.Н. Крамским, Н.Н. Ге, В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным и др. Начиная с 1871 провело в Петербурге, Москве и… … Москва (энциклопедия)

    Товарищество передвижных художественных выставок - (ТПХВ) худож. объединение, явившееся новым этапом в истории рус. иск ва. Образовано в 1870 (распалось в 1923) в СПб. Н. И. Крамским, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым. ТПХВ развивало демокр. идеи Артели художников, наследовало ее принципы … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге. См. Передвижники … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом , Милюгина Елена , Альбом адресован всем, кто любит и ценит русское искусство, - от школьников, впервые вступающих в мир живописи, до студентов вузов, преподавателей истории искусстваи мировой художественной… Категория: Художественные направления Издатель: Белый город ,
  • Товарищество передвижных художественных выставок , Милюгина Е. , Альбом адресован всем, кто любит и ценит русское искусство, - от школьников, впервые вступающих в мир живописи, до студентов вузов, преподавателей истории искусстваи мировой художественной… Категория:

Наследие, которое оставили после себя художники-передвижники, поистине велико и многогранно. Именно они начали изображать в своих картинах простых людей, их быт, нравы, переживания и эмоциональное состояние. На полотнах художников-передвижников также можно увидеть сюжеты из русской истории, олицетворяющие несгибаемую силу духа простого народа. Среди шедевров этой эпохи также встречаются портреты именитых людей и знати.


История создания товарищества

Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Они противопоставляли свое творчество строгим академичным канонам, далеким от современной действительности и запросов нынешней жизни. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Интересна история создания данного сообщества. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с создали Товарищество передвижных выставок. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков. Выставки, которые устраивали художники-передвижники, имели огромный успех, причем у самых различных слоев населения.

За все время существования объединения было проведено сорок восемь выставок в Москве, Петербурге, Риге, Ярославле, Туле, Саратове, Кишиневе, Казани, Курске, Воронеже, Полтаве, Харькове, Одессе, Киеве и других городах. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Просвещение простого народа - это одна из идей, которую преследовали художники-передвижники. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого-двадцатого веков. Среди них немалоизвестные В. Петров, И. Крамской, К. Савицкий, Г. Саврасов, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, И. Левитан, С. Иванов, А. Архипов и другие именитые деятели.

Творческая деятельность

29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Саврасова), «Порожняки» (И. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого-двадцатого веков.

Алексей Саврасов

Художник-пейзажист. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1844 году молодой художник вопреки воле отца поступает в училище живописи, которое с успехом заканчивает в 1850 году. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича - «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» - проникнуты идеями романтизма. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. В 1862 году он совершает поездку за границу, где посещает Лондонскую художественную выставку, Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Копенгаген и др. Особенно привлекли внимание художника немецкие и английские живописцы своим стремлением к самостоятельности и правде. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин - «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Именно эти картины были представлены на первой выставке, которую организовали русские художники-передвижники. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.

Иван Шишкин

Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Яркий пример тому - И. Шишкин. Именно с его именем связана история отечественного пейзажа, его творения стали национальной классикой и приобрели огромную популярность. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. В двадцать лет молодой Шишкин поступает в училище живописи, где с головой погружается в учебу и творчество. Художник постоянно рисует. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, Первая, дошедшая до наших времен работа Шишкина, - это «Сосна на скале». Масляная картина была написана в 1855 году. В 1856 году Иван Иванович поступает в Его ранние произведения проникнуты романтикой. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. После окончания Академии (1860 г.) Шишкин отправляется за границу. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским - основателем «Артели художников». В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Свои работы он постоянно выставляет на экспозициях, которые устраивают русские художники-передвижники. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью.

Иван Николаевич Крамской

Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Многие шедевры были написаны по заказу известного мецената и коллекционера П. Третьякова. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. Сильные стороны таланта этого яркого художника и психолога проявились в портрете Льва Толстого. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д.

Илья Ефимович Репин

Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. В этом показал свое мастерское владение всеми средствами искусства в совершенстве. Еще одно значительное творение Репина - «Крестный ход в Курской губернии». Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Религиозная процессия, изображенная на картине, олицетворяет собирательный образ деревни со всеми ее группами и классами. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». В 1880-е годы Илья Ефимович обращается к портретному жанру, изображая видных деятелей современности, таких как Д. Менделеев, А. Дельвиг, М. Глинка и др.

Василий Максимович Максимов

Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Василий Максимович закончил в Петербургскую Художественную Академию по классу Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.

Василий Григорьевич Перов

Родился в Тобольске в 1834 году. В молодой художник поступает в Училище живописи. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Шедевры, написанные в молодые годы, имели огромный успех на передвижных выставках. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Яркий пример тому - «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества.

Абрам Ефимович Архипов

Этому художнику отводится важное место в жанровой живописи того времени. В своих шедеврах Архипов максимально правдиво изображал жизнь простого сельского народа. Его картины «Обратный», «На Оке», получили широкое признание во всем мире. В некоторых своих работах он раскрывает социальные проблемы («Прачки», «Поденщицы» и т. д.), изображая тяжелый крестьянский труд.