Сочинение на тему: мое отношение к Чацкому. «Горе от ума» — моё мнение о Чацком и Молчалине

В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века.

В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, кто мыслит по-другому:

“Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Чацкий замечает, как люди забывают добро, когда-то сделанное для них:

” Усердствуя, они в часы вины и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!”

Все это указывает на то, что” фамусовское общество” постепенно гнилой изнутри.

Но после Чацкий задевает одну из самых главных тем произведения” Горе от ума”.

Он говорит, что если в обществе” века минувшего” вдруг появится человек, не требующий ни мест, ни повышения в чин, а вверивший свой ум науке, то общество:

“тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным!!!”

будто предчувствуя ситуацию, которая случилась с ним на балу. Я думаю, что именно эти строчки определяют название произведения -” Горе от ума”.

Я считаю, что Чацкий уверен в своих словах. Он настойчиво пытался убедить Фамусова, что общество должно меняться, просвещаться. Это подтверждается тем, что Чацкий использовал в монологе очень много восклицательных предложений.

В общем, я полностью согласен с Чацкий, потому что он задевал очень правильные вопросы и мысли уже как представитель нового времени,” века нынешнего”.


Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – “нынешнего” и “минувшего”. Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого,...
  4. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...

Сочинение "Мое отношение к Чацкому" входит в перечень обязательных, потому что позволяет проанализировать главного героя с разных точек зрения. Ведь его взгляды на жизнь сильно отличаются от общепринятых, а смелые идеи повергают московское общество в изумление. Но, несмотря на всю правильность убеждений, кто же все-таки Чацкий - победитель или побежденный?

Немного о главном герое

Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении "Мое отношение к Чацкому" нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, - Софья.

Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.

Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам. Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека. Он не остался на этих поприщах, потому что "служить бы рад - прислуживаться тошно".

Чацкий - это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей лучше всего покажет его характер.

Сравнение Александра Андреевича и Молчалина

Почему в сочинении "Мое отношение в Чацкому" будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между "веком минувшим" и приходящим ему на смену "веком новым". А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.

Молчалин - это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни - это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.

Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.

Чацкий и Софья

Но сложность положения главного героя не ограничивается враждебностью к нему фамусовского общества. В сочинении "Мое отношение к Чацкому" можно кратко написать о том, что единственной его опорой была любовь к Софье. Ему не давала отчаяться надежда на то, что девушка станет его женой.

Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.

Противопоставление обществу Фамусова

В сочинении "Мое отношение к Чацкому" одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей - это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.

Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.

"Мильон терзаний" Чацкого

В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.

Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий - победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал - общество осталось прежним. Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что "век грядущий" сменит "век минувший". И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.

Мое впечатление о Герое и комедии Горе от ума Грибоедов

Ответы:

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой - умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это - взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи - Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.Комедия Грибоедова - до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий - борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, - «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».

Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум - это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды.

Для Чацкого же ум - это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце - и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Ми- льон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии - любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь... Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».

Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок».

Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Тут же Чацкий выражает свое истинное отношение к Москве и москвичам: «Что нового покажет мне Москва?» Он знает, что его ждут все те же балы, сватовство, стихи в альбомах. Внезапно возникшее отчуждение Чацкий пытается преодолеть новым поворотом темы, новым воспоминанием об общих знакомых, над которыми они вместе посмеивались несколько лет назад. В каждом его обращении к Софье звучит: «А помните...?» Чацкого беспокоит некая двусмысленность в словах девушки, но он решает не обращать на это внимания. Сравнение Чацкого с тетушкой, сделанное Софьей, показывает, что она уже иначе относится ко всем этим московским чудакам. Чтобы проверить свое впечатление, Чацкий вызывает Софью на высказывание собственных оценок, упоминает Молчалина. Колкости Чацкого в отношении Молчалина вызывают раздражение Софьи: «Не человек, змея!» По-видимому, Софья уже определила свое отношение к Чацкому и ее заключительная реплика откровенно зла: «Да, хорошо - сгорите, если ж нет?»

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием - указать на недостатки:

«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна...»;

«Заметно, что вы желчь на всех излить

Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто?» - восклицает Чацкий.

В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.

Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха - главная беда Чацкого и ему подобных.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» - с другой.

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?

Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это — взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.

Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи — Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]