Так кто же такой Будда? Будда - это кто? Гаутама Будда.

Будда – это не имя или фамилия. Будда – означает “пробужденный”. Нетрудно заметить единый корень в слове в русском слове «проБУДиться» и слове «Будда». “Будда” – это титул учителя по имени Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), по фамилии Готама (санскр. Гаутама) из клана Шакьев. Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации достиг иного видения реальности – пробуждения. Иногда его называют Шакьямуни, или мудрец из клана Шакьев. Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона - «Трипитаки». Будущий учитель родился в клане Шакьев в небольшой республике, расположенной у подножия Гималаев, территория которой находится в южной части современного Непала. Его назвали Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), а его семья именовалась Готама (Гаутама). Тем не менее, во многих храмах Японии праздник по поводу рождения Будды отмечают не на восьмой день четвёртого месяца лунного календаря - День рождения Будды постоянно отмечается 8 апреля, праздник отмечается неофициально и получил название Фестиваль цветов - ханамацури.

В других странах День рождения Будды отмечают по местным лунным календарям, но он обязательно приходится на полнолуние. В Китае празднуют День рождения Будды (Весак) на восьмой день четвёртого лунного месяца по китайскому лунному календарю. С точки зрения европейского григорианского календаря дата меняется от года к году, но всегда падает на апрель или май. В храмах ставится статуя Будды-младенца и чаша с водой. Все желающие могут подойти и опрыснуть статую. Это символический акт очищения плохой кармы. В этот день монахи моют статуи Будды, стоящие под открытым небом (например, Большого Будду на острове Лантау в Гонконге).

Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был Шуддходана («чистый рис»), раджа одного из маленьких индийских княжеств, глава племени шакьев со столицей Капилаваттху Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. Боги открыли ей, что она родит сына, который станет Буддой (Просветленным). Ей приснилось, что слон (символ мудрости) с шестью бивнями образовался в её теле. Когда подошло время рождения ребенка, царица отправилась к своим родителям. По пути она посетила прекрасный сад, называемый «роща Лумбини» (Непал), который был полон цветов и поющих птиц. Внезапно у царицы начались роды и она родила Будду прямо среди цветов. С неба хлынули два потока воды: один был прохладный и освежающий, другой – теплый и благоуханный. Они омыли Будду и его мать. Младенец встал на ноги сразу после того, как родился. Укрытый от солнца белым зонтом, который держали над ним боги, он повернулся лицом к северу и сделал семь шагов. Затем, бросив взгляд на остальные три стороны, он произнес: «Я господин мира и лучший в нем. Это мое последнее рождение и больше я не появлюсь на свет». Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини Легенда утверждает, что он был сыном влиятельного монарха, но на самом деле государство Шакьев представляло собой республику олигархов, поэтому, вероятно, его отец был главой совета старейшин. К моменту рождения Будды государство Шакьев стало платить дань сильному государству Косала, которое соответствует современному Уттар Прадешу. Даже самые древние сутры утверждают, что рождение Будды было сопряжено со многими чудесами. Скоро после появления на свет, пришедший благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём, либо великим святым Буддой. Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили великое будущее. Являясь членом королевского рода, принц Сиддхартха рос в роскоши. Отец построил ему три дворца, по числу сезонов в году, и там он предавался утехам со своими друзьями. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. В возрасте шестнадцати лет он женился на своей двоюродной сестре, прекрасной принцессе Ясодхаре, и вел размеренную жизнь в столице государства Шакьев. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни В возрасте 29 лет, в расцвете своей жизни, несмотря на слезы и мольбы семьи, он постриг волосы и бороду, надел шафрановую одежду странствующего монаха и встал на путь самоотречения. Расширенная биография Будды добавляет, что он покинул свой дом в тот день, когда его жена родила их единственного сына Рахулу. В последствие он любил повторять, что он встал на путь умерщвления плоти и прошел по нему гораздо дальше других аскетов, однако этот путь вел не к высшей мудрости и просветлению, а к физической слабости и ухудшению работы мозга. Однажды, когда к нему уже вернулась его физическая сила, он пришел в живописное место на берегу реки Неранджара. Там, под деревом асваттха (в последствие названном деревом Бодхи) он устроил себе подстилку из травы, сел на нее, скрестив ноги, и приготовился не вставать с нее, пока не достигнет своей цели. С приходом ночи он поднимался все выше и выше в своей медитации, пока его разум не стал абсолютно спокойным и сосредоточенным. Затем, как написано в тексте, ночью, в первом наблюдении, он направил свой сосредоточенный ум на воспоминание предыдущих жизней. Постепенно перед его внутренним зрением раскрылся его опыт многих предыдущих рождений в течение многих космических эр. Во втором наблюдении он развил «божественное зрение», с помощью которого он мог видеть, как существа переходят из одного тела в другое в соответствии со своей кармой, своими деяниями. А в последнем наблюдении он постиг высшую истину существования, самые главные законы реальности, он полностью снял со своего разума покрывало неведения. Когда наступил рассвет, фигура, сидевшая под деревом, была уже не Бодхисатта, искатель просветления, а БУДДА, Полностью Просветленный, Тот, кто обрел Бессмертие в той же самой жизни.

Будда переводится как «пробудившийся», «просветленный». Так могут назвать любого человека, который достиг «состояния духовного совершенствования». В буддийской космологии упоминается о большом количестве подобных существ, но наиболее известным представителем стал Гаутама-Будда.

Кто такой Будда и его философия

Если обратиться к базовым представлениям Буддизма – одной из трех мировых религий, то можно понять, что Будда не является богом. Это учитель, который способен вывести разумные существа из сансары – круговорота рождения и смерти в мирах, которые ограничены кармой. Первым, кто достиг просветления и увидел мир таким, каков он есть, был Сиддхартха Гаутама. Он был первым, но далеко не последним. Сама религия является скорее учением, которое опирается не на веру, а на знания и их практическое использование. Повторить путь Будды может каждый, даже не обладая какой-либо изначальной верой. Главное, во что нужно верить буддисту – это закон, что у каждой причины есть следствие, а во всем остальном можно разобраться с помощью размышлений и логики, а также собственного опыта.

Однако, для Буддизма характерны многие признаки религий: храмы, ритуалы, молитвы, служители. Есть понятия, которые невозможно проверить с точки зрения науки, например, воскрешение Будды. В Буддизме такого понятия нет, а есть . То есть пробудившийся человек переходит в высшую ступень. Кроме медитаций в буддийской практике применяют мантры, простирания, дарения мандал. Причем разные школы практикуют различные обряды: в одних делается упор на работу с телом, а в других – на совершенствование духа.

Восьмеричный путь Будды

Существует такое понятие, как восьмеричный путь Будды. Это путь, который указывает Будда и ведет он к прекращению страдания и освобождению от сансары. Состоит этот путь из восьми следующих правил:

  1. Мудрость, которая включает правильное воззрение. Оно состоит из четырех благородных истин – страдания, желания, нирваны и прекращения страдания – восьмеричного пути. Постигнув их, можно переходить к другим положениям учения, пережив их внутренне и реализовав.
  2. Правильное намерение. Это тоже часть мудрости, предусматривающая выращивание в себе метты – доброты по отношению ко всему живому.
  3. Нравственность, включающая правильную речь. Истинный Будда перестает лгать, говорить неприличные и бранные слова, распускать слухи и клевету, говорить глупости и непристойности.
  4. Нравственность включает и правильное поведение. Буддист не может быть вором, убийцей. Он не лжет, не пьет спиртного и не ведет распутную жизнь. Кроме того, посвященные в духовный сан дают обет безбрачия.
  5. Нравственность – это и . В первую очередь буддист отказывается от профессий, причиняющих страдание другим живым существам. В список запрещенных попадают работорговля и проституция, торговля и изготовление оружия, производство мяса, торговля и изготовления наркотиков и алкоголя, гадание, мошенничество.
  6. Духовная дисциплина, включающая правильное усилие. Это значит, что нужно стремиться к радости, покою и умиротворению. Сосредоточиться на самоосознании, усилии, концентрации, различении дхарм.
  7. Духовная дисциплина – это и правильное помятование, которое достигается с помощью практик смрити и сати. Они помогают осознать собственное тело, ощущения, ум и ментальные объекты, тем самым устранив негативные состояния сознания.
  8. Духовная дисциплина состоит и из правильного сосредоточения. Это глубокая медитация или дхьяна. Она помогает достичь предельной созерцательности и освободиться.

Кто такой Будда?

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести…

Будда – это не имя или фамилия. Будда – означает “пробужденный”. Нетрудно заметить единый корень в слове в русском слове «проБУДиться» и слове «Будда».

“Будда” – это титул учителя по имени Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), по фамилии Готама (санскр. Гаутама) из клана Шакьев. Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации достиг иного видения реальности – пробуждения (санскр. Бодхи). Иногда его называют Шакьямуни, или мудрец из клана Шакьев.

Будда жил, по мнению ряда ученых, приблизительно с 563 до 483 до н.э. Другие передвигают жизнь Будды на 80 лет позже.

Бхиккху Бодхи в “Некоторых основоположениях буддизма” пишет:

Будущий учитель родился в клане Шакьев в небольшой республике, расположенной у подножия Гималаев, территория которой находится в южной части современного Непала. Его назвали Сиддхатха (санскр. Сиддхартха), а его семья именовалась Готама (Гаутама). Легенда утверждает, что он…

Бу дда (англ. Gautama Buddha) (ок. 563 до н. э., Капилавасту, Индия - ок. 483 до н. э., Кушинагар, Индия)1 - исторический основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: «пробудившийся [к пониманию реальности]»; имя при рождении - Гаутама Сиддхартха. Предполагаемое место рождения Будды называется Лумбини и находится на территории нынешнего Непала. Родной город Гаутамы, Капилавасту, также располагается в современном Южном Непале.

Будда принадлежал к горстке тех личностей, известных истории человечества, в которых оно достигает своего высочайшего развития. Его благородный характер, проницательный ум, любовь к человечеству и трансцендентная мудрость сделали его объектом поклонения миллионов людей. Он был философом, врачевателем душ и основателем новой религии. Его учениками и последователями были представители самых различных сословий - от нищих до царей. Основанная им религия распространилась из Индии по всей Азии; она обогащает духовную жизнь миллионов людей на…

БУДДА (санскр. — букв. — просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, «отшельник из шакьев»)

2)] В буддизме — существо, достигшее состояние высшего совершенства.БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования;

2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э….

Будда – основатель и его поиски

Для буддистов личность Будды представляет собой, в первую очередь, идеал Просветления, пробужденного состояния, которое является целью духовной жизни. Но Будда – это не просто статический образ. Он также является центром истории, которая рассказывает нам многое о духовных поисках. Традиционная биография Будды полна событий, исполненных глубокого символического значения. Некоторые могут быть точными с точки зрения истории. Другие могут быть мифологией. Но это вряд ли имеет значение. Определенно то, что традиционная история оживляет ряд фундаментальных истин с конкретностью и очевидностью. Нам нужно оценить по достоинству жизнеописание Будды, чтобы понять, что означает личность Будды для буддийской традиции.

В следующих двух частях этого курса мы рассмотрим историю Будды, обозначая многие из наиболее важных эпизодов, имеющих символический смысл. В следующем тексте Сангхаракшита дает общий обзор жизни Будды и подчеркивает значение двух эпизодов,…

Будда

Из сочинения Ле-Бона

Ле-Бон — известный французский ученый, в 1884 г. был послан в Индию для изучения ее памятников и истории.

За пять веков до Р. X. жил в Индии великий ученый — Будда, принесший людям учение милосердия и человеколюбия в такое время, когда они жаждали избавления своих душ от окружающей тьмы и гнета, когда они устали мучиться и страдать.

Чтобы правильно оценить значение Будды, мы должны в беглом очерке познакомиться с религиозными представлениями й идеями, существовавшими в Индии до него и в его время.

3a пятнадцать столетий до Р. X. в Индию проникли арийцы — народ с белой кожей и черными волосами, родственный персам и европейцам. Арийцы медленно подвигались от р. Инда к р. Гангу, потом от р. Ганга к р. Брама-путре подчиняя себе народы с темной кожей и туранские племена, занимавшие эти места до прихода арийцев.

Будда - кто это такой? Досье, справка, википедия.

В более узком смысле Будда Шакьямуни, он же Будда Гаутама это конкретный человек, живший между 563 и 483 годами до нашей эры, основатель буддизма и самый известный житель нашей планеты, достигший просветления с помошью духовных практик. Каждый буддист стремится быть похожим на Будду, хотя и не считает его богом, пророком или даже божьим посланником. Так что буддизм нельзя в полном смысле считать религией, поскольку описание персонифицированного бога практически отсутствует в буддистском учении.



Будда это, в самом широком смысле, человек, достигший просветления и постигнувший Нирвану. В дословном переводе с санскрита слово «будда» означает «пробуждённый, просветлённый».

В более узком смысле Будда Шакьямуни, он же…

Гаутама Будда (Шакьямуни) — исторический основатель религии и философии буддизма, один из самых значительных деятелей, внесших свой вклад в развитие мирового духовного самосознания. При том, что фигура Гаутамы имеет прямую принадлежность к культуре Древней Индии. У Гаутамы Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая представляет собой собрание мифов, легенд, притч и преданий, со временем значительно оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Поскольку Сиддхартха был единственным наследником своего отца, то готовился стать царём — жил в роскоши, не ведая проблем и забот, завёл семью, произвёл на свет наследника и, вероятно со временем, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и…

Биография

Гаутама Будда, или Будда Шакьямуни…

Будда (около 560 - около 480 до н. э.; по другим данным, 623-544 до н. э.), основатель буддизма.

Родился в индийском городе Капилавасту. Будда - священное имя Сиддхартхи (Сиддарты) Гаутамы, сына индийского царя Судгоданы из племени шакьев. По преданию, этот царский сын, получив прекрасное воспитание, 29 лет от роду оставил дворец и семью и ушёл в далёкое странствие.

Шакьямуни (санскр. «отшельник из шакьев») - это имя он получил во время странствий - поселился в пустыне и после долгих лет раздумий нашёл ответы на мучавшие его вопросы. С того времени он стал называться Буддой (санскр. «просветлённый», «нашедший, истину»).

Основа его учения состоит из «четырёх истин»:
1) существование человека есть нечто обманчивое;
2) страдание - неизбежное следствие существования и человеческих потребностей;
3) избавляются от страдания, лишь подавляя потребности и страсти;
4) поднимаясь по ступеням нравственной жизни, можно достигнуть её венца - полного…

Маленький ліричний вступ: Будда осягнув просвітлення медитуючи на дерево Бодхі, а чи можна стати просвітленим медитуючи на гарний автомобіль? Перевірити це просто, достатньо скористатися послугою прокат авто в Донецке, і далі медитувати собі на то саме авто.

Всі ми з вами чули ім’я цього видатного і великого Чоловіка, який став засновником самої давньої світової релігії – Буддизму. Для буддистів всього світу постать Будди має таке ж глибоке значення, як для християн постать Ісуса Христа.

А ким справді був цей чоловік і яка його історія, спробую розповісти в цій статті.

Будда перекладається з санскриту як Просвітлений, взагалі Будда – це скоріше не ім’я, а титул. Якщо хтось з нас досягне цього стану – Просвітлення1 (чи Нірвани), тоді він стане українським Буддою. У світі була велика кількість Будд (себто людей, які досягнули Просвітлення). Але той чоловік, від якого розпочалась традиція Буддизму, і який став першим Буддою – цілком реальна історична…

Теперь мы знаем о Будде довольно много. Мы знаем, что он родился в роще Лумбини, знаем, какое образование он получил, знаем, как он оставил дом, как в тридцать пять лет обрел просветление, как передавал свое учение, как основал свою сангху и, наконец, как он умер. Можно узнать еще больше - традиционные жизнеописания предоставляют нам все факты. Можно узнать имена его сводных и двоюродных братьев, название города, где он рос, и имя астролога, который пришел на него взглянуть после рождения. Но, хотя все факты его жизни подтверждены письменными источниками, хотя вся история его жизни известна, становится ли нам по-настоящему ясно, кем он был? Можно ли узнать, кто такой Будда, изучив жизнеописание Гаутамы Будды?

Кстати, что мы понимаем под словом “узнать”? В каком смысле можно сказать, что мы знаем человека? Предположим, вам сообщили, где некий человек живет, чем занимается, сколько ему лет и т. д. – словом, все, что люди обычно хотят знать друг о друге. В каком-то смысле вы получили ответ на вопрос, кто этот человек. Вам известен социальный статус, его положение в обществе. Постепенно вы можете дополнить это описание любым количеством подробностей: узнать его рост, манеру говорить, происхождение, вкусы в еде и музыке, политические и религиозные взгляды. После этого вы можете утверждать, что знаете этого человека. Но, как бы много вы о нем ни знали, вы не можете утверждать, что действительно его знаете, пока с ним не познакомитесь, а вернее, пока не встретитесь с ним несколько раз. Только после этого вы будете знать его лично. Это более глубокое знание будет основываться на взаимоотношениях, на общении – на самом деле, мы знаем человека только тогда, когда он тоже нас знает. Через некоторое время вы сможете утверждать, что знаете такого человека очень хорошо.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли вы его знаете? Ведь в конце концов, порой бывает, что нам приходится менять мнение о человеке. Порой его поступки застают нас врасплох. Он делает нечто совершенно неожиданное, совершенно на него не похожее, и тогда мы говорим себе с удивлением, а иногда и с некоторой обидой: “Да, никогда бы не подумал, что он может так поступить. Я мог бы ожидать такое от кого угодно, но только не от него”. Тем не менее, так бывает, и это говорит о том, насколько мало мы знаем людей в действительности. На самом деле мы не в состоянии постичь скрытые пружины их действий, их глубинные побуждения. Это касается даже тех, кого мы считаем самыми близкими и дорогими. Как гласит пословица, умен тот сын, который знает своего отца, и умны те родители, которые знают свое дитя.

И, наверное, особенно умен тот муж, который знает свою жену, и умна та жена, которая знает своего мужа. У меня были случаи, когда я знакомился с мужем и женой по отдельности, – каждый приходил ко мне, чтобы поговорить о своей половине. И обычно оба рисовали такой портрет, что узнать человека было просто невозможно. У меня складывалось впечатление, что они совсем не знают друг друга. Можно подумать, что так называемая близость нам мешает и мы знаем совсем не того человека, которого считаем столь близким, а всего лишь воображаемое состояние своего ума, свою весьма субъективную реакцию на этого человека. Иными словами, нам мешает наше эго.

Для того чтобы действительно узнать другого человека, нужно проникнуть гораздо глубже обычного уровня общения, а это значит, что обычное общение – совсем не настоящее. Точно так же обстоит дело, когда речь заходит о том, насколько мы знаем Будду. Мы можем знать все биографические факты его жизни, но приблизимся ли мы таким образом к подлинному пониманию, кто такой Будда? Увы, нет. Вопрос, кто такой Будда, остается открытым. Этот вопрос задают с самого момента зарождения буддизма. Ведь первый вопрос, заданный Будде после просветления, был: “Кто ты?”

Однажды на дороге Будда встретил брахмана по имени Дона. Тот издалека увидел приближающегося путника, и было в нем что-то такое, что заставило Дону замереть на месте. В те времена по Индии бродило множество людей странного вида – Дона и сам был одним из них, – но он увидел, что человек, который к нему приближается, совершенно не похож на тех, с кем он встречался прежде. Ведь Будда только что пережил просветление. Он был счастлив, безмятежен и весел, от него исходило сияние, словно лицо его лучилось светом.

Когда Будда подошел, Дона спросил его: “Кто ты?” - не “славная погодка” или “откуда ты родом?”, а “кто ты?” Если бы вы стояли на остановке ожидая автобуса и кто-нибудь подошел к вам и спросил: “Кто ты?”, вы, наверное, сочли бы его довольно наглым, но в Индии, разумеется, всё иначе, и Дона задал этот вопрос не боясь обидеть незнакомца. Суть в том, что Дона спрашивал не о том, кто такой Будда в социальном смысле, - он не спрашивал, что за человек Будда. На самом деле Дона хотел узнать, человек ли перед ним.

Древние индийцы считали, что во вселенной много разных уровней бытия, где обитают не только люди и животные, как склонны считать мы. Есть также боги и духи, якши и гандхарвы – самые разные мифологические существа, населяющие разные уровни “многоэтажной” вселенной. Уровень людей - только один из многочисленных уровней бытия. Поэтому Доне, пораженного видом Будды, в первую очередь пришла в голову такая мысль: “Это не человек. Наверное, он из другого мира или направляется в какой-то другой мир. Может, он какой-то дух”. Поэтому он спросил Будду:

Кто ты? Может, ты дэва?

Дэвы – это боги, божества, наподобие архангелов.

Нет, - просто ответил Будда.

Дона сделал вторую попытку:

Ты гандхарва?”

Это существа наподобие небесных музыкантов - прекрасные, сладкоголосые, ангельской наружности.

Нет, - снова ответил Будда.

Ты якша? - продолжал допытываться Дона.

Якши – это разновидность надменных духов, довольно устрашающих, которые живут в джунглях. Но Будда отверг и это предположение. Тогда Дона подумал: “Должно быть, он всё-таки человек. Очень странно”, - и спросил:

Так ты человек?

Такой вопрос можно было услышать только в древней Индии, но Будда вновь ответил:

“Вот странно, – подумал Дона. - Если он не дэва, не гандхарва, не якша и не человек, то кто же он?”

Кто ты? – спросил он еще более недоуменно. - Если ты ни одно из этих существ, то кто же ты тогда? Кто ты такой?

Условия (точнее, психологические ограничения), которые позволяли бы назвать меня дэвoй, гандхарвой, якшей или человеком, уничтожены, - ответил Будда. - Поэтому я – будда.

Мы уже знаем, что, согласно буддизму (и индийскому мировоззрению в целом), именно эти зависимые состояния ума, волевые действия, или силы, формирующие карму, определяют наши будущие рождения, равно как и наши жизненные обстоятельства здесь и сейчас. Будда был свободен от всего этого, свободен от всякой обусловленности, поэтому ничто не могло заставить его родиться богом, гандхарвой или даже человеком. Поэтому, хоть он и стоял перед брахманом Доной, он не был ни одним из этих существ. Быть может, его тело и выглядело человеческим, но ум, сознание, было ничем не обусловлено, и потому он был буддой. И как таковой он был, так сказать, олицетворением, даже, если хотите, воплощением необусловленного ума.

Дона повел себя так, как ведем себя все мы, встречаясь с доселе неизведанным. Человеческий ум продвигается медленно, постепенно, от известного к неизвестному, и мы пытаемся описывать неизвестное, взяв за основу уже известное, что вполне допустимо, если мы отдаем себе отчет в ограниченности такого подхода. Можно сказать, что ограниченность такого подхода проявляется особенно ясно, когда мы пытаемся узнать другого человека.

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.