Внеклассное мероприятие. Экскурсия в школьный музей

Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.


Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."

Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.


Одежда наших бабушек.


Предметы обихода.



"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"


Крестьянская изба.



Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил


Бабушкин "миксер".


Чудо утюжок.


Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.


Зал воинской славы.


Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Винтовка времён Первой мировой войны.


Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко


Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."


Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова


Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского


Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр


У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский



Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"


Наши знаменитые земляки.




Выставка топариев.

Школьные натуралистические экскурсии

Цели и задачи экскурсии “История развития жизни на Земле” можно реализовать не только при проведении ее на геологическом обнажении, но и в краеведческом музее, имеющем экспозиции по геологическому прошлому местного края. Экскурсия в музей не изменяет установленного ритма учебного процесса, не перегружает учащихся в подготовительный период и во время ее проведения.

Краеведческие музеи со своими филиалами в различных районах могут обеспечить учащихся полноценной информацией о геологическом прошлом своего края. Высокая информативность и уникальность палеонтологических находок, хранящихся в музее, способствуют не только расширению мировоззренческого кругозора, но и воспитывают эколого-краеведческий подход к современной среде обитания. Учащиеся узнают особенности работы геологов, что способствует формированию профессионального интереса. Познавательные и интеллектуальные возможности учащихся раскрываются полнее при организации самостоятельной работы в палеонтологическом зале музея.

На диорамах и настенных экспозициях представлены эры и периоды с их описанием, что позволяет учащимся по плану экскурсии изучать экспозиции самостоятельно после обхода их с экскурсоводом.

Экскурсию целесообразно проводить в конце изучения раздела “Эволюция”, когда основные направления и пути эволюционного процесса можно обосновать конкретными примерами по геологическому прошлому. Использование материала экскурсии на обобщающем уроке или на зачете позволит учителю понять уровень усвоения учащимися основных закономерностей эволюции и провести в дальнейшем коррекцию их знаний, а учащимся - поупражняться в переносе знаний из стандартной обстановки в конкретные условия жизни человека и природы в целом.

Для подготовки к экскурсии учащимся сообщается тема: “История развития жизни на Земле”. Цель экскурсии: на основе сведений о геологическом прошлом раскрыть суть биологического прогресса и регресса, устанавливая причинно-следственные связи между основными направлениями и результатами эволюции. Описать геологическое прошлое местного края.

Темы для повторения: “Литосфера” и “Литосфера и рельеф Земли” (география 6-7 кл.); “Развитие растительного мира” и “Эволюция животного мира” (биология 7-8 кл.).

Вопросы для обсуждения:

  • Геологическая характеристика Земли.
  • Выход слоев на изучаемой территории и их палеоэкологические условия.
  • Палеонтологические доказательства развития жизни на данной территории.
  • Ароморфозы и идиоадаптации.
  • Механизм действия геологических сил в настоящее время.

Перед обсуждением указанных вопросов экскурсовод проводит вступительную беседу, кратко останавливаясь на характеристике пяти эр и их продолжительности. После этого дается характеристика периодов.

Необходимо привлечь внимание учащихся к вопросу о том, что эволюционный процесс продолжается и в настоящее время, причем скорость его, по сравнению с прошлыми эрами, возрастает. Примером этого служат виды, исчезнувшие в течение нескольких десятков лет.

После рассказа экскурсовода учащиеся самостоятельно осматривают экспонаты палеонтологического зала.

Разработка внеклассного мероприятия «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Развитие творческих способностей детей: актерского мастерства, развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей.

Экскурсия проходит в школьном музее «Русская изба», в котором представлены разнообразные экспозиции: «Домашняя и хозяйственная утварь», «Костюм Воронежской губернии», «Народная игрушка», «Русская трапеза», «Русские обряды», «История заселения Лискинского района», «Свадебный обряд», «Русская прялка», «Проходите в избу», «Русь православная», «Святочные гадания», «Наш весёлый хоровод».

Экскурсоводы музея в русских костюмах. Одна из девушек держит в руках на расшитом рушнике хлебный каравай.

1 экскурсовод
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
И в музей зовём мы Вас

2 экскурсовод
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим!

3 экскурсовод
Посмотрите влево, вправо
Здесь предметы старины:
Ложки, кружки-хохломы
И посуда непростая,
Вся такая расписная.
Печка русская стоит,
Люлька рядом тут висит.
Сундуки стоят напротив
Прялки выстроились в ряд -
Украшают весь обряд.
А хозяин и хозяйка, чтобы
Встретить всех гостей
И на стол накрыть скорей
Подметают, убирают, свечку
Быстро зажигают
Одеваются… наряжаются
Гостей встречать собираются
Гостей встречать собираются,
Песней русскою зазываются!

Исполняется любая русская народная песня.

4 экскурсовод
История нашего Воронежского края связана со многими знаменательными событиями России. На протяжении столетий он играл значимую роль в успехе и процветании государства.
Впервые о Воронежском крае упоминается в летописях, датируемых 1177 г. В летописях упоминается о том, что в 1238 году около Воронежа происходило сражение войск древнерусских князей с ордой хана Батыя. Однако официальной датой возникновения Воронежа принято считать 1585 год, когда русский царь Фёдор Иванович приказал построить на месте современного города крепость, чтобы защищаться от набегов кочевников.
Спустя столетие Воронежский край сыграл особую роль в формировании петровской России: в декабре 1695 года Боярской думой был утверждён указ Петра I «О строительстве в Воронеже флота российского».
Особенно усилилась роль Воронежа во времена правления Екатерины II в XVIII в.
Официальный губернский статус край приобрёл в 1725 году. В 1799 г. в результате административной реформы Екатерины II Воронежскую губернию разделили на Тамбовское и Воронежское наместничества. Вернуть свой губернский статус удалось лишь спустя 17 лет, 12 декабря 1796 года, при императоре Павле I.
В 1802 году произошли новые преобразования территориальных границ, которые завершились лишь в 1824 году.
С приходом к власти большевиков Воронежская губерния в 1918 году вошла в состав РСФСР. Губернский статус сохранялся за краем вплоть до 14 мая 1928 года, когда Воронежская губерния была упразднена, а её уезды стали частью Центрально-Черноземной области.
Почвы местности были бедны природными ископаемыми. Не изобиловала губерния и лесными массивами. Поэтому деятельность населения была сосредоточена в основном в сельском хозяйстве. Здесь сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, ячмень, горох, в некоторых местах встречались посевы конопли и льна.
На огородах выращивали капусту, свеклу, морковь, репу, мак, картофель, бобы, лук, редьку и табак. У некоторых воронежских помещиков имелись яблоневые и грушевые сады.
Помимо плодородных почв наш, край был знаменит своим развитым скотоводством. Особое место в этой области занимало коневодство. Самый крупный конезавод располагался в Бобровском уезде в селе Хреновом. На территории этого предприятия выведены знаменитые породы лошадей: русская верховая и русская рысистая.
Крестьяне жили в избах, которые строили из дерева, но встречались в деревнях и сёлах каменные дома. Перед тем как их поставить, искали «счастливое место». Если на выбранном участке за время строительства умирала лошадь или корова, искали другой.
В пищу употребляли ржаной хлеб, а по праздникам пекли пироги и пряники. Ели щи, борщ, лапшу, уху, свекольник, тюрю, пареную репу и разнообразные каши. Из фруктов ели мочёные яблоки, груши. Пили квас, хлебное вино.
Внутрисемейные отношения жителей губернии строились на почитании предков и большом уважении к родителям, особенно к главе семейства.

5 экскурсовод
Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далёкие времена.
Предметы искусства создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Тайны мастера хранились и передавались из поколения в поколение – таков путь совершенства. Главным учителем была русская природа. Она же предоставляла простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, и даже деревни. Так рождались народные промыслы.
Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Слава о народных промыслах Воронежского края гремела по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, высоко ценившие тканые ковры и самобытные керамические изделия. Производство керамики считалось доходным делом.
В нашем школьном музее представлены предметы быта из керамики (показывают изделия из керамики и рассказывают об их назначении; рассказывается о домашней и хозяйственной утвари - лохань, рубель, коромысло, сундук, горка лавка, скамья, самовар, крынка, утюг и др.).

1 экскурсовод
Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее) .
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал се из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

2 экскурсовод показывает образец костюма Воронежской губернии.
Народный костюм всегда соответствовал образу жизни человека, его труду и характеру.
Одежда крестьян Воронежской губернии была разнообразной, со своими местными особенностями. Наряды шили в основном из домотканых материалов. Одежда изготавливалась из набойки, холста, пестряди, сукна, овчин. Позднее стали использовать и фабричные ткани – шерсть, плис, сатин, кумач и ситец.
Женщины губернии после замужества носили понёвы. В основном их шили из полотна чёрного цвета, разбитого на квадраты чаще всего красными, реже синими, ткаными полосками. К нижнему краю поневы пришивали полосу ткани – оклад, - украшенную вышивкой и орнаментов из ромбов, кругов и квадратов: так мастерицы изображали всё то, что выращивалось на полях.
Вместе с понёвой или сарафаном женщины носили рубахи. Их шили из домотканого холста, и были они на все случаи жизни: будничные, праздничные, свадебные.
Поверх рубахи и понёвы на бедро женщина повязывала кусок узкой ткани чёрного цвета – покромку, которая с обеих сторон имела концы из шерстяной ткани, украшенной многоцветным геометрическим орнаментом.
Начиная с 6-7 – летнего возраста каждая девочка должна была собственноручно наткать 5-6 покромок для будущего замужества.
Незамужние девушки носили сарафаны. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней женщины они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубахах вышивались.
Комплекс одежды крестьян считался бы неполным без головного убора. Замужняя женщина не показывалась на улице «простоволосой». Девушки заплетали косу и могли ходить с непокрытой головой. Выходя замуж, они делали две косы. Изменения в причёски происходили во время свадебного обряда, когда девушка возвращалась из церкви с венчания.
Замужние женщины носили кичку или сороку вплоть до рождения первенца, а потом надевали их лишь по праздникам, а голову покрывали платками. С возрастом женщины меняли кички и сороки на скромные платки.
Помимо этих головных уборов жительницы Воронежской губернии носили кокошники, которые появились в этом крае в XVI-XVII веках.
Платок считался одним из самых желанных подарков: жених преподносил его невесте, а муж – жене после рождения первенца.
Зимой по будням женщины носили валенки, а в тёплое время года – кожаные башмаки. По праздникам надевали черевики, лёгкие кожаные сапоги и лаковые чуни.
Мужская одежда крестьян Воронежской губернии, также как и женская, состояла из нескольких предметов В комплекс входили: рубаха – косоворотка, портки, картуз, шуба, тулуп, малахай, треух, шапка, сапоги, валенки и различные пояса.
Крестьяне верили, что рубаха может служить своеобразным оберегом. Её надевали на новорождённого сразу после появления на свет.
Непременным предметов одежды воронежского мужика были портки. В XIX веке их шили из крашеной посконной холстины домашнего производства.
Позднее они стали называться штанами, затем им на смену пришли брюки.
Рубаху – косоворотку, которая относится к туникообразному типу одежды, надевали навыпуск и подпоясывали в талии.
Пояс считался важной деталью русской мужской одежды и изготавливался из различных материалов. Носили его определённым образом – концы пояса традиционно завязывали только на левом бедре.
Русские мужские головные уборы имели большое разнообразие по форме и материалам. Наиболее характерные – грешневик и малахай.
Набор мужской обуви был невелик. Подавляющее большинство населения этих земель пользовались кожаной и валяной обувью. Характерного именно для Воронежа типа лаптей не существовало. Это объяснялось относительной состоятельностью населения губернии и в некоторой мере скудностью сырья для выделки лаптей.

3 экскурсовод
Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.
О чем же идет речь?
Конечно же, о полотенце (показывается коллекция рушников, представленных в экспозиции музея).
Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4 экскурсовод
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимала его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Умирал человек - покрывали гроб полотенцем. И полотенце вывешивали у окна в день смерти, знак, что в доме появился покойник. По полотенцу душа должна была отправиться в мир иной.
Полотенце жертвовали в церковь по обету.
«Заветную» вышивку выполняли в случае болезни.
Девушка, готовясь к свадьбе, изготавливала не менее 20 полотенец. Полотенце было опознавательным знаком жениха и невесты. Его прикрепляли к головному убору, одежде, вешали на плечо, на шею. Во время венчания полотенцем связывали руки жениха и невесты, символизирующее крепость их будущей совместной жизни.

5 экскурсовод
Если кто-то из вас бывал на современной свадьбе, то мог видеть, что родители и родственники жениха на пороге дома встречали молодых хлебом и солью, преподносили их на узорном полотенце. На следующий день после свадьбы молодая жена развешивала полотенца по стенам своего нового жилища, как бы устраивала своеобразную выставку, по которой родня мужа могла судить о трудолюбие и умение невестки, о ее художественном вкусе и мастерстве.
Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых сил.
Очень часто на вышитых полотенцах встречаются изображения красивых цветов, деревьев, пышнохвостых птиц-пав, петухов, круглогривых коней с всадниками, горделивых женских фигур. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!
Матери передавали свое мастерство и традиционные мотивы в вышивке дочерям. Семилетних девочек матери сажали рядом с собой и показывали приемы вышивки и ткачества, расшифровывали значение узоров-символов.
Многое в символике нам недоступно, но мы сейчас попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.
Экскурсоводы рассказывают о том, что обозначали знаки, вышитые на полотенцах: Знаки Солнца, знаки Земли, знаки Воды.

1 экскурсовод
А сейчас мы проверим, как вы, ребята, запомнили о тех предметах, которые представлены в нашем музее (загадывают загадки о тех вещах, которые представлены в различных экспозициях музея).

2 экскурсовод
Мы надеемся, ребята, что сегодняшняя экскурсия помогла узнать вам много интересного о нашем крае, о его обычаях и традициях
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.

Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».

Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Ход:

Предварительная беседа в группе

Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?

В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.

Рассказ экскурсовода

Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.

Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.

Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .

В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.

Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,

улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.

А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.

(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)

Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.

Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.