«А зори здесь тихие»: характеристика героев из повести Бориса Васильева. «А зори здесь тихие» Борис Васильев

108 - НОМАИ донишгох л

М. Шарыпова

ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер. Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень. Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике. Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие...» Б. Васильев. Произведение было написано в 1969 году. Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной. Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти

разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них - старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

До выхода в лес - он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав - это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного. Сам он был участником финской войны. Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения. Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы. Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

110 "С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное - шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял

буквально, быстро и - с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», - так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого. Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий - и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты. Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло - Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там - разберемся...

Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь...» (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено - тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму...» (1, 92).

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

112~С НОМАИ донишгох

врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, - сказал он. - Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница -и в школе, и в университете.

Да, - сказал старшина. - Стихи читала.

А про себя подумал - не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...» (1, 98).

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась...» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора - Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х - 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие... / Б. Васильев. - М. : Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. - М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А.И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А.И. Метченко, Б.С. Бутров, А.П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. - 232 с.

4. Русская советская литература 50-70-х годов: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; под ред. В. А. Ковалева. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г. А. Белой. - М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...

М. Шарипова

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой

В статье исследуется образ центрального героя произведения -

114- НОМАИ донишгох

старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А. дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М.А. мысли. Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative "The Dawns Are Still" by B. Vassilyev

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production "The Dawns Are Still" sergeant-major Feclot Vaskov. At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M. Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding. The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist"s image; he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero"s characterization are: speech, actions, author"s appreciation, portrait. Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.

Продолжаем вести читательский дневник. Записи в нем будут у каждого свои. У меня сегодня много кусков из текста, мало анализа. Для меня важны детали, поэтому я веду дневник именно так. Можно сразу делать записи аргументами для сочинения.

Федот Евграфыч Васков.

Главный герой произведения. Этот персонаж производит неоднозначное впечатление. Во-первых, улыбаешься, когда читаешь, про говор Васкова, про его стремление заставить девчат не вывешивать бельё на просушку, про покашливание при приближении к девушкам. Во-вторых, он показан твердым в принятии решений, отважным, мужественным, способным на жертву ради жизни другого человека.

Уже с первых строк знакомимся с Васковым, он предстает перед нами хмурым и исполнительным: «комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии».

«Он побаивался всякого громогласного начальника», но просил непьющих подчиненных. Его желание было исполнено – ему в командование прислали девушек. Васков никак не ожидал таких солдат, он чувствовал себя крайне неудобно с ними: «А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный». Девушки часто шутили над Васковым. Из повествования узнаем, что «Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два ». «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. Не ворочай он в свои четырнадцать за иного женатика - по миру пошла бы семья. Тем более голодно тогда было, неустройства много. А он единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком. Летом крестьянствовал, зимой зверя бил и о том, что людям выходные положены, узнал к двадцати годам. Ну, потом армия: тоже не детский сад… В армии солидность уважают, а он армию уважал. Так и получилось, что и на данном этапе он опять же не помолодел, а наоборот, старшиной стал. А старшина - старшина и есть: он всегда для бойцов старый. Положено так. И Федот Евграфыч позабыл о своем возрасте. Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было - в мироощущении.

Поэтому и на девчат, которыми командовать пришлось, он смотрел словно бы из другого поколения. Словно был он участником гражданской войны и лично чай пил с Василием Ивановичем Чапаевым под городом Лбищенском. И не по выкладкам ума, не по зароку какому-нибудь получилось так, а от естества, от сути его старшинской».

«Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем

заканчивается».

Ярко раскрывается Федот Евграфыч в походе. Он хорошо знает приметы леса, отлично ориентируется по птицам и деревьям, обладает смекалкой и хитростью. Васков точно планирует засаду на врага. И если бы немцев было всего двое, как думали герои, а не шестнадцать, девушки были бы живы. Васков тяжело переживает смерть каждой участницы похода, он мстит за Соню: «Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние отмерено - тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу».

Васков был ещё и воспитателем: «Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано. А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительн». Он взял в разведку Четвертак. Из-за страха Гали Васков вынужден бороться с немцами один. Мужчина, не жалея себя, уводит немцев к болотам, подальше от Риты и Жени. Именно здесь Федот Евграфыч узнает о гибели Лизы. Он понимает, что из его бойцов в живых осталось только двое. Васков до последнего старается спасти Риту и Женю, но это ему не удаётся. Только Федоту Евгафычу удалось выжить в нелегком походе, он ещё и пленных привел. Васков настоящий патриот, который не позволил немцам пробраться к железной дороге. Честь для героя на первом месте.

Соня Гурвич «А топали сапоги потому, что Соня Гурвич доселе никогда их не носила и по неопытности получила в каптерке на два номера больше … Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть… На дверях их маленького домика за Немитой висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, а совсем не доктором медицины, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям. Привинтил, потому что его сын стал образованным человеком, и об этом теперь должен был знать весь город Минск. А еще висела возле дверей ручка от звонка, и ее надо было все время дергать, чтобы звонок звонил. И сквозь все Сонино детство прошел этот тревожный дребезг: днем и ночью, зимой и летом. Папа брал чемоданчик и в любую погоду шел пешком, потому что извозчик стоил дорого. А вернувшись, тихо рассказывал о туберкулезах, ангинах и малярии, и бабушка поила его вишневой наливкой. У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, - серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт». Соня хорошо знала немецкий язык, поэтому Васков взял её в поход. Девушка погибла от ножа немцев, когда пошла за кисетом Федота Евграфыча. «В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Васков потянул ее за ремень, приподнял чуть, чтоб подмышки подхватить, оттащил и положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью. Федот Евграфыч осторожно расстегнул ее, приник ухом. Слушал, долго слушал, а Женька беззвучно тряслась сзади, кусая кулаки. Потом он выпрямился и бережно расправил на девичьей груди липкую от крови рубашку; две узких дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, в левую грудь. Вторая - пониже - в сердце».

Рита Осянина «А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина» «Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер - встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся. Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях, ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати. Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс - и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее провожать. И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс. Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать, потому что до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев. Но они пошли к коменданту города, а от него - к ее родителям и все-таки добились своего. Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть. На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год она родила мальчика (назвали его Альбертом - Аликом), а еще через год началась война. В тот первый день она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойная и рассудительная, но тогда ее спокойствие объяснялось просто: Рита еще в мае отправила Алика к своим родителям и поэтому могла заниматься спасением чужих детей. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою». Рита почти ни с кем не общалась, была холодна и сдержана. Лишь Женя Комелькова растопила сердце вдовы. Именно Осянина заметила немцев в лесу. Она ночами бегала к маме, чтобы отнести еду и проведать сына. Рита тоже отправилась в боевой поход. Она была смелой, мужественно переносила все происходящее в лесу. Риту ранило разрывом гранаты, она сильно пострадала. Чтобы спасти жизнь Васкову, девушка застрелилась, попросив Федота Евграфыча заботиться о её сыне.

Женя Комелькова « высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Женька была очень красивой, все девушки восхищались ею: «Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате…». Даже Федот отметил красоту девушки: «Глянул: сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица». Но «Красивые редко счастливыми бывают». Женька влюбилась в женатого мужчину и закрутила с ним роман, за это её сослали к зенитчицам. Семью Комельковой расстреляли на её глазах, девушку удалось спрятать, поэтому она спаслась. «Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет - заслушаешься». Женя была отважной. Она смогла перед немцами изобразить купание: «Женька уже на берегу стояла - боком к нему и к немцам. Спокойно натягивала на себя легкую рубашку, и шелк лип, впечатывался в тело и намокал, становясь почти прозрачным под косыми лучами бьющего из-за леса солнца. Она, конечно, знала об этом, знала и потому неторопливо, плавно изгибалась, разбрасывая по плечам волосы. И опять Васкова до черного ужаса обожгло ожидание очереди, что брызнет сейчас из-за кустов, ударит, изуродует, сломает это буйно-молодое тело». Комелькова впервые убила человека в лесу, немца, который хотел убить Васкова. Она переживала случившееся: «Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, и она, всхлипывая, все кого-то звала - маму, что ли…» Женя отвела фашистов от раненой Осяниной. Комелькова знала, что идет на смерть. Она по-прежнему веселилась, показывая всем видом, что ей не страшно. Женя погибла. Немцы поразились красоте мертвой русской девушки.

Галя Четвертак «А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше. Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах. В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье. Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка. Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья. Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак. После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию. Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама ».Галя жила в вымышленном, красивом мире. Она хотела быть нужной и любимой. В поход девушка отправилась вслед за Ритой и Женей, наверное, надеялась на приключения. Но война, есть война. Галя не смогла совладать с нервами, она была не пригодна для войны. При первой стрельбе «Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась». Васков взял с собой в разведку Четвертак, она его подвела. «А Галя уж и не помнила об этом свинце. Другое стояло перед глазами: серое, заострившееся лицо Сони, полузакрытые, мертвые глаза ее и затвердевшая от крови гимнастерка. И… две дырочки на груди. Узкие, как лезвие. Она не думала ни о Соне, ни о смерти - она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть это, вычеркнуть - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая». Четвертак погибла: « С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. - А-а-а… Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог».

Лиза Бричкина «Ближе к озеру Бричкина располагалась, и еще издали Федот Евграфыч довольно заулыбался: вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек». «Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал - отодвигал. - Помрет у нас мать-то, - строго предупреждал отец, Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня. Завтрашний этот день никогда не связывался в ее сознании со смертью матери. Она уже с трудом помнила ее здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела. С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству. Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс, потом - свидания с подружками, потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, потом… Потом случилось так, что ей вдруг нечего оказалось ждать. Подружки ее либо еще учились, либо уже работали и жили вдали от нее, в своих интересах, которые со временем она перестала ощущать. Парни, с которыми когда-то так легко и просто можно было потолкаться и посмеяться в клубе перед сеансом, теперь стали чужими и насмешливыми. Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой веселые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб. Так уходило ее детство, а вместе с ним и старые друзья. А новых не было, потому что никто, кроме дремучих лесников, не заворачивал на керосиновые отсветы их окошек. И Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству. В смятении и тоске прошла глухая зима, а весной отец привез на подводе охотника». Гость понравился Лизе, она проявила к нему симпатию, но тот не ответил взаимностью. Охотник видел, что девушке в лесу делать нечего, он пригласил её в город, на учебу: «Тебе надо учиться, Лиза. В лесу совсем одичаешь. В августе приезжай: устрою в техникум с общежитием». Подпись и адрес. И больше ничего - даже привета. Через месяц умерла мать. Всегда угрюмый отец теперь совсем озверел, пил втемную, а Лиза по-прежнему ждала завтрашнего дня, покрепче запирая на ночь двери от отцовских дружков. Но отныне этот завтрашний день прочно был связан с августом, и, слушая пьяные крики за стеной, Лиза в тысячный раз перечитывала затертую до дыр записку. Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления, которые немцы аккуратно обходили, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла, с каждым разом все дальше и дальше откатываясь на восток. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной части и поэтому бежала сейчас на 171-й разъезд… Васков понравился Лизе сразу: когда стоял перед их строем, растерянно моргая еще сонными глазами. Понравились его твердое немногословие, крестьянская неторопливость и та особая, мужская основательность, которая воспринимается всеми женщинами как гарантия незыблемости семейного очага. А случилось так, что вышучивать коменданта стали все: это считалось хорошим тоном. Лиза не участвовала в подобных разговорах, но когда всезнающая Кирьянова со смехом объявила, что старшина не устоял перед роскошными прелестями квартирной хозяйки, Лиза вдруг вспыхнула: - Неправда это!… - Влюбилась! - торжествующе ахнула Кирьянова. - Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку военного втюрилась! - Бедная Лиза! - громко вздохнула Гурвич. Тут все загалдели, захохотали, а Лиза разревелась и убежала в лес. Плакала на пеньке, пока ее не отыскала Рита Осянина».

Лиза тоже отправилась в поход, так как девушка хорошо ориентировалась в лесу Васков отправил её за подмогой. «Лиза жила, задыхаясь от застенчивости, а старшина - от службы, и никогда бы им и глазами-то не столкнуться, если бы не этот случай. И поэтому Лиза летела через лес как на крыльях». «Идти труднее стало, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял. И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно даже споют, когда выполнит комендант боевой приказ и вернется опять на разъезд. Только схитрить придется, схитрить и выманить его вечером в лес. А там… Там посмотрим, кто сильнее: она или квартирная хозяйка, у которой всего-то достоинств, что под одной крышей со старшиной…» «Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать. - Помогите!… На помощь!… Помогите!… Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному майскому небу. Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Смерть - постоянная спутница войны. Солдаты погибают в бою, и это приносит неизгладимую боль их близким. Но их участь - защищать Родину, совершать героические подвиги. Смерть молодых женщин на войне - это трагедия, оправдания которой нет. Этой теме посвящена повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев, которые придуманы Борисом Васильевым, придает произведению особую трагичность.

Пять женских образов, таких разных и таких живых, создал талантливый писатель в повести, которая была впоследствии экранизирована не менее одаренным режиссером. Система образов в произведении играет важную роль. Историю о пяти жизнях, которые оборвались трагически рано, представляет собой повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев играет в сюжете центральное место.

Федот Васков

Старшина прошел Финскую войну. Он был женат, имел ребенка. Но к началу Отечественной войны стал человеком абсолютно одиноким. Малолетний сын умер. И не было на всем свете человека, который тосковал бы по Васкову, дожидался бы его с фронта и надеялся на то, что он выживет в этой войне. Но он выжил.

Главных героев нет в повести «А зори здесь тихие». Характеристика героев все же дана Васильевым довольно подробно. Тем самым автор изображает не просто людей, а судьбы пятерых девушек, едва успевших окончить школу, и немолодого фронтовика. У них нет ничего общего. Но война связала их навсегда. И даже спустя много лет Васков возвращается туда, где оборвались пять жизней молодых зенитчиц.

Женя Комелькова

Почему на протяжении многих лет не теряет интереса читателей повесть «А зори здесь тихие»? Характеристика героев в этой книге представлена столь объемно, что гибель, которая настигает каждую из девушек, начинаешь воспринимать как смерть знакомого человека.

Женя - рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения «А зори здесь тихие» связаны с их судьбами. Каждый из персонажей - человек со своей печальной историей.

У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет… Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.

Рита Осянина

Она казалась старше других девушек. Рита была единственной матерью из взвода зенитчиц, погибших в те дни в Карельских лесах. Она производит впечатление более серьезного и рассудительного человека по сравнению с другими девушками. После тяжелого ранения Рита выстрелила себе в висок, тем самым спасая жизнь старшине. Характеристика героев повести «А зори здесь тихие» - описание характеров и краткая предыстория довоенных лет. В отличие от своих подруг Осянина успела выйти замуж и даже родить сына. Муж погиб в самом начале войны. А сына воспитать ей не дала война.

Другие героини

Вышеприведенные персонажи являются самыми яркими в повести «А зори здесь тихие». Главные герои, характеристика которых представлена в статье, - это все же не только Васков, Комелькова и Осянина. Еще три женских образа изобразил в своем произведении Васильев.

Лиза Бричкина - девушка из Сибири, которая воспитывалась без матери и, как любая молодая женщина, мечтала о любви. Поэтому при встрече с немолодым офицером Васковым в ней пробуждается чувство. О нем старшина никогда не узнает. Выполняя его задание, Лиза тонет в болоте.

Галина Четвертак - бывшая воспитанница детского дома. Она никого не теряла во время войны, потому как на всем свете у нее не было ни одной родной души. Но ей так хотелось быть любимой и иметь семью, что она с самозабвением предавалась мечтам. Рита погибла первой. И когда пуля ее настигла, выкрикнула «Мама» - слово, которым она не называла ни одну женщину при жизни.

Когда-то у Сони Гурвич были родители, братья и сестры. В войну все члены большой еврейской семьи погибли. Соня осталась одна. Эта девушка отличалась от других утонченностью и образованностью. Погибла Гурвич, когда возвращалась за кисетом, забытым старшиной.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» была опубликована в 1969 году. По словам самого автора, сюжет был основан на реальных событиях. Васильева вдохновила история о том, как семеро солдат остановили немецкую диверсионную группу, не позволив ей взорвать стратегически важный участок Кировской железной дороги. В живых суждено было остаться только сержанту. Написав несколько страниц своего нового произведения, Васильев понял, что сюжет не отличается новизной. Повесть просто не заметят и не оценят. Тогда автор решил, что главными героями должны стать молодые девушки. О женщинах на войне в те годы писать было не принято. Новаторство Васильева позволило ему создать произведение, резко выделявшееся среди ему подобных.

Повесть Бориса Васильева была неоднократно экранизирована. Одной из самых оригинальных экранизаций стал русско-китайский проект 2005 года. В 2009 в Индии по сюжету произведения советского писателя вышел фильм «Доблесть».

Действие повести происходит в мае 1942 года. Главный герой Федот Евграфыч Васков несёт службу на 171-ом разъезде где-то в карельской глубинке. Васков не доволен поведением своих подчинённых. Вынужденные бездействовать солдаты устраивают от скуки пьяные дебоши, вступают в недозволенные связи с местными женщинами. Федот Евграфыч неоднократно обращался к начальству с просьбой прислать ему непьющих зенитчиков. В конце концов, в распоряжение Васкова поступает отделение девушек.

Между комендантом разъезда и новыми зенитчиками долго не устанавливаются доверительные отношения. «Пенёк замшелый» не способен вызвать у девушек ничего, кроме иронии. Васков же, не зная, как вести себя с подчинёнными противоположного пола, предпочитает грубо-безразличное общение.

Вскоре после прибытия отделения зенитчиц одна из девушек замечает в лесу двух фашистских диверсантов. Васков отправляется на боевое задание, взяв с собой небольшую группу бойцов, в которую вошли Соня Гурвич, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Женя Комелькова.

Федоту Евграфычу удалось остановить диверсантов. Живым с боевого задания вернулся он один.

Характеристика персонажей

Федот Васков

Старшине Васкову 32 года. Несколько лет назад от него ушла жена. Сын, которого Федот Евграфыч собирался воспитывать самостоятельно, умер. Жизнь главного героя постепенно утратила смысл. Он чувствует себя одиноким и никому не нужным человеком.

Малограмотность Васкова мешает ему правильно и красиво выражать свои эмоции. Но даже неловкая и комичная речь старшины не может скрыть его высоких душевных качеств. Он по-настоящему привязывается к каждой из девушек своего отряда, относясь к ним, как заботливый любящий отец. Перед оставшимися в живых Ритой и Женей Васков уже не скрывает своих чувств.

Соня Гурвич

Большая и дружная еврейская семья Гурвич жила в Минске. Отец Сони был участковым врачом. Поступив в Московский университет, Соня встретила свою любовь. Однако молодые люди так и не смогли получить высшее образование и создать семью. Возлюбленный Сони ушёл на фронт добровольцем. Девушка также последовала его примеру.

Гурвич отличает блестящая эрудиция. Соня всегда была отличницей, свободно владела немецким языком. Последнее обстоятельство стало главной причиной, по которой Васков взял Соню на задание. Ему необходим был переводчик, чтобы общаться с пленёнными диверсантами. Но определённую старшиной миссию Соня не выполнила: её убили немцы.

Рита Осянина

Рита рано осталась вдовой, потеряв мужа на второй день войны. Оставив сына Альберта у родителей, Рита отправляется мстить за своего супруга. Осянина, ставшая руководителем отделения зенитчиц, просит начальство перевести её на 171-й разъезд, который располагается недалеко от небольшого городка, где живут её родные. Теперь Рита имеет возможность часто бывать дома и носить своему сыну продукты.

Получив тяжёлое ранение в своём последнем бою, молодая вдова думает только о сыне, которого придётся воспитывать её матери. Осянина берёт с Федота Евграфыча обещание позаботиться об Альберте. Боясь попасть в плен живой, Рита принимает решение застрелиться.

Галя Четвертак

Четвертак выросла в детском доме, после которого поступила в библиотечный техникум. Галя всегда словно плыла по течению, точно не зная, куда и зачем она идёт. Девушка не испытывает одолевающей Риту Осянину ненависти к врагу. Она не способна ненавидеть даже своих непосредственных обидчиков, предпочитая детские слёзы взрослой агрессии.

Галя постоянно чувствует себя неловко, не на своём месте. Она с трудом адаптируется к окружающей обстановке. Боевые подруги обвиняют Галю в трусости. Но девушка не просто боится. Она испытывает стойкое отвращение к разрушению и смерти. Галя неосознанно толкает себя на гибель, чтобы раз и навсегда избавиться от ужасов войны.

Лиза Бричкина

Дочь лесника Лиза Бричкина стала единственной зенитчицей, полюбившей старшину Васкова с первого взгляда. Простая девушка, не сумевшая окончить школу из-за тяжёлой болезни матери, заметила в Федоте Евграфыче родственную душу. О своей героине автор говорит, как о человеке, который провёл большую часть жизни в ожидании счастья. Однако ожидания так и не оправдались.

Лиза Бричкина утонула во время перехода болота, отправившись по приказу старшины Васкова за подкреплением.

Женя Комелькова

Семью Комельковых расстреляли немцы прямо на глазах Жени за год до описываемых событий. Несмотря на тяжкую утрату, девушка не потеряла живости характера. Жажда жизни и любви толкает Женю в объятья женатого полковника Лужина. Комелькова не хочет разрушать семью. Она лишь боится не успеть получить от жизни самые сладкие её плоды.

Женя никогда ничего не боялась и была уверена в себе. Даже в последнем бою она не верит в то, что следующее мгновение может стать для неё последним. Умереть в 19 лет, будучи молодой и здоровой, просто невозможно.

Главная идея повести

Чрезвычайные обстоятельства не меняют людей. Они только помогают раскрыться уже имеющимся качествам характера. Каждая из девушек маленького отряда Васкова продолжает оставаться собой, придерживаться своих идеалов и взглядов на жизнь.

Анализ произведения

Краткое содержание «А зори здесь тихие…» (Васильев) может раскрыть лишь сущность этого глубокого по своему трагизму произведения. Автор стремится показать не просто смерть нескольких девушек. В каждой из них гибнет целый мир. Старшина Васков наблюдает не только угасание молодых жизней, он видит в этих смертях гибель будущего. Ни одна из зенитчиц уже не сможет стать ни женой, ни матерью. Их дети не успели родиться, а значит, не дадут жизнь следующим поколениям.

Популярность повести Васильева обусловлена использованным в ней контрастом. Зенитчики-юноши вряд ли привлекли бы внимание читателей. Появление девушек порождает надежду на интересный сюжет, в котором непременно будет присутствовать любовь. Вспоминая известный афоризм о том, что у войны не женское лицо, автор противопоставляет нежность, игривость и мягкость молодых девушек-зенитчиц жестокости, ненависти и бесчеловечности той обстановки, в которой они оказались.


О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.