«Алые паруса» - сказка, которая сбывается. Сочинения по повести-феерии а

Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • научить выделять в произведении сказочное и реальное;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
  • развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Оборудование:

  • портрет писателя, аудиозапись морского прибоя и песни “Аве Мария”,
  • портрет Ю.Масютина “Ассоль” и фотография А.Вертинской в роли Ассоль,
  • зеленая лампа (для инсценировки),
  • рисунки учащихся.

Оформление доски:

  • портрет А.Грина,

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества, о вечном поиске понимания и добра” (В.Амлинский)

В ходе урока используются эпиграфы:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”

В кабинете размещен стенд с рисунками учащихся.

Ход урока

Класс делится на три группы.

Представляются цели и задачи урока.

1. Слово учителя.

Каждый урок по изучению того или иного художественного произведения традиционно начинается с биографии писателя. Сегодня на уроке, прежде чем начать разговор об А.Грине, мы посмотрим сценку, подготовленную ребятами, из его рассказа-притчи “Зеленая лампа”, чтобы потом сравнить с биографией писателя.

Инсценировка рассказа “Зеленая лампа”

Почему А. Грин назвал свой рассказ “Зеленая лампа”?

Это рассказ-притча о зеленой лампе, которая для двух разных людей сослужила разную службу. Стильтон при помощи этой лампы решил позабавиться над беднягой Ивом, превратив его в игрушку. А для Джона Ив эта лампа стала источником света, проложившим путь в будущее. Основная мысль рассказа: тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.

2. Представление классу биографии А.Грина.

Выступление учащегося с индивидуальным опережающим заданием

Задача для членов группы:

Сравнить факты биографии писателя с рассказом “Зеленая лампа”;

Записать в тетрадь главные, по мнению каждого, качества писателя,

Сравнить выделенные качества, выбрать общее.

Представление результатов работы группы.

Обсуждение.

3. Организация работы с повестью “Алые паруса”.

Задача групп:

Найти сказочное и реальное в повести;

Ответить на вопрос: почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?

Работа в группах. Выбор эпиграфа, из приведенных на доске, который, по мнению группы, больше всего подходит к теме урока.

Беседа по проделанной работе:

1. Обсуждение жанра произведения.

Ваше понимание сказочного и реального.

Что такое феерия?

Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

Ответы ребят уточняются и комментируются учителем.

Основные понятия записываются в тетрадь.

2. Представление группами героев повести, их характеристика.

Группам предлагают вопросы, на которые они должны постараться ответить, представляя результаты свой работы.

ЭГЛЬ

Чем Эгль похож на сказочного героя?

Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

АССОЛЬ

Почему Ассоль растет без подруг?

Почему умерла мать Ассоль?

Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

Рассмотрите портрет героини художника Ю.Масютина (Ученик читает наизусть отрывок “Ассоль перед зеркалом”)

Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?

Дополнительное задание: сравнить портрет художника и фотографию актрисы, сыгравшей роль Ассоль.

ГРЭЙ

Как герой воспринял сказку об алых парусах?

История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

Почему Грэй решает стать капитаном?

Случайно ли название шхуны “Секрет”?

В чем секрет Грэя?

Группы сообщают результаты своей работы.

Участники других групп задают уточняющие вопросы.

4. Обсуждение эпиграфов.

Каждая группа приводит доказательства, что эпиграф, выбранный ее участниками, отражает тему урока, а значит, и основную мысль повести.

Подведение итогов урока

Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

Выразительное чтение эпизода

“Появление “Секрета” в Каперне” по ролям.

Звучит музыка “Аве Мария”.

Рефлексия.

Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

Литература

  1. Краснова Т. В ладу со сказкой. – Иркутск, 1993.
  2. Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.: Русское слово, 1996.

. « НАВСТРЕЧУ АЛЫМ ПАРУСАМ МЕЧТЫ» А.Грин

Оборудование:

Портрет Александра Грина.

Выставка рисунков учащихся.(прошлых лет)

Мультимедийный проектр, колонка

Ход урока:

Ребята, поприветствуйте друг друга глазами, улыбнитесь. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.

2015 год объявлен годом литературы. этот урок мы посвятим замечательной повести «Алые паруса» А.С.Грина, которая была написана 92 года назад.

портрет писателя

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес. (шум моря, музыка)

Сегодня у нас необычный урок с необычным названием. И начать его предлагаю со знакомства со страной, созданной фантазией писателя. Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Путешествуя по Гринландии, мы отправимся в деревушку Каперна и познакомимся с людьми, которые способны совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты.

Беседа с учащимися :

Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Проверим ваши знания

Ответим на нехитрые вопросы:

Литературный магазин . (смотри презентацию ,работа в группах, консультант раздает баллы)

1.Какое впечатление произвело на вас это произведение? «Книга заставляет задуматься над смыслом жизни. Если не мечтать, ни к чему не стремиться - жизнь станет серой, бесцветной.». «Книга учит мечтать и добиваться исполнения желаний, верить, надеяться и не падать духом.

2. Что запомнилось? (примерные ответы учащихся) Что человек способен верить в чудеса, верить в мечту, любовь к жизни, герои счастливы, в повести встречается зависть, злоба.

Обратим внимание на иллюстрации учеников прошлых лет

Ребята, сформулируйте тему урока(примерные ответы тема мечты, алые паруса, добро) Тема урока: « НАВСТРЕЧУ АЛЫМ ПАРУСАМ МЕЧТЫ»

Как вы думаете, какую мы поставим цель урока: (примерные ответы: верят ли ученики в мечту, охарактеризовать главных героев, верить в мечту.)

Молодцы, ребята!

Цель: охарактеризовать главных героев

поверить в мечту

показать душевную чистоту главных героев..

воспитывать чувства любви

учить видеть прекрасное в жизни пытаться делать чудеса своими руками

А как вы думаете, какое значение имеет слово «феерия» , обратимся в Толковый словарь Ожегова и дадим определение «Феерия» ?

Итак, феерия - сказочное, волшебное зрелище.

Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.

Сейчас мы с вами проведем мини – исследование, прием «Фишбоун».

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». «Фишбоун» придуман профессором Кауро Ишикава. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие с

1 . ребята, какую проблему мы должны записать? в чем заключается счастье?

2.кто главные герои (Ассоль и Грэй)

3 что главное в жизни? Семья,

4.Показать, как росли герои повести одиночество в семье

5.Самое главное чувство в семье? любовь в семье

6.Что общего у главных героев? мечта

1 . в какой семье выросла Ассоль? Грэй?

2. чем отличалась жизнь Ассоль и Грэя?

3 . какое взаимоотношение в её семье? неужели ли мама не любила Грэя?

4. что послужило мечте Ассоль и Грэя ?

Ребята, к какому выводу мы пришли?

Хвост (чудеса нужно делать своими руками)

Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим, как произошла их встреча Фрагмент из фильма 1м.30 с

Мы с вами посмотрели фрагмент художественного фильма по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса», поставленного Александром Птушко.

Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне ? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)

- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.» )

- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Это бесконечно счастье.)

- Что же увидел в глазах любимой Грэй ? Зачитайте. ( «В них было всё лучшее человека.» )

- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грэя одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.)

«Символом чего является алые паруса?»

Ответы учеников (символом любви, добра, чудо нужно делать своими руками, вера в мечту.)

Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грэй? (5 глава «этот совершенно……духовного отражения)

Да, алый цвет - цвет любви и цвет мечты плыть в жизни под алыми парусами- значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить все задуманное

Рефлексия:

Нужна ли волшебная палочка, чтобы совершить чудо?

Почему «Алые паруса» называют сказкой, которая сбывается?

Можно ли назвать феерию "Алые паруса" современным произведением? « Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное

Оценивание учеников (комментир. оценок)

Дом.зад.

1.Нарисовать иллюстрации,

2.составить синквейн.

Урок заканчивается песней Владимира Ланцберга ( раздаю листочки со словами )

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. А. Грин «Сказка нужна не только детям, но и взрослым», - утверждал Константин Паустовский. Именно такую сказку сочинил А. Грин, искатель чудесного, бредящий морем и парусами, человек, о котором с первых шагов в литературе складывались легенды. Он написал феерию-сказку о том, что счастье - дело собственных рук человека, что мечту бесполезно ждать - ей нужно смело идти навстречу. Алые паруса - сначала предстают перед нами как конкретный предмет - игрушка, сделанная для продажи Лонгреном, отцом главной героини Ассоль. Известный собиратель народных преданий Эгль, увидев в руках девочки удивительную игрушку - парусник с алыми парусами, сказал ей удивительную вещь: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Красивый принц посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом». Сказочник заронил в душу юной Ассоль зернышко мечты о чуде. Среди бесцветных будней ее поддерживала вера в чудо, и ее чудо сбывается. Но Ассоль, с ее мечтой о принце и алых парусах живет в окружении злобных людей - жителей Каперны, абсолютно нечутких к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они думали только о повседневных делах. Ассоль тоже думает о хлебе насущном, но мечта приподнимает ее над будничной жизнью. Герои Грина отличаются от окружающих. Жители Каперны живут приземленно. А те, кто хотел жить иначе, иногда не выдерживали давления среды, ломались: так, стал пьяницей добрый угольщик, который благодаря Ассоль смог увидеть нежные росписи на прутьях старой угольной корзины. В мире несправедливости, в котором живут герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса. Основной конфликт «Алых парусов» - конфликт мечты Ассоль и действительности, возвышенной натуры с реальной жизнью. Образ паруса использовался в Литературе много раз. Парус словно зовет в неизвестные дали, где героя ждет прекрасное будущее, счастье. Но паруса обычно бывают из грубой парусины серого цвета, а здесь - алые и шелковые. Такие паруса можно сшить, но в жизни подобное расточительство встретится не часто. Это чудо, но рукотворное. Алые паруса - символ сбывшейся мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Лонгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых». Алый цвет приобретает в произведении особый смысл. Красный цвет - цвет жизни. Алый цвет для героев А. Грина имеет символическое значение: он говорит о том, что можно достичь несбыточного, превратить сказку в реальность. Алые паруса - это дело рук самого человека. Капитан Грэй скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Алые паруса - это сказка, ставшая явью, чудо, так просто сделанное человеком для другого человека. Грэй нашел свое счастье, когда подарил Ассоль ее детскую мечту. Финал повести звучит как гимн мечте, как торжество духовного начала в человеке. Грин утверждает, что путь человека должен быть освящен большой заветной целью. Она придаст ему стойкость и благородство в борьбе с невзгодами жизни. Сказочные алые паруса приводят читателя к выводу, что высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Много поколений читателей с увлечением читают эту прекрасную сказку. И каждый раз Грин убеждает нас, что человек не может жить без высокой мечты, что в каждом сердце живут свои алые паруса. Они приближаются к берегу, ждущему их, и каждый миг исполняется много надежд, больших и маленьких.

Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").

Сочинение.

Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями.

Главная героиня повести А. Грина "Алые паруса" Ассоль - счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и обидным насмешкам, но и не усомниться в своей судьбе.

С раннего детства Ассоль любила слушать увлекательные истории о морских приключениях, которые рассказывал ей отец - бывалый моряк. Отправляясь в город неподалеку от Каперны, чтобы "снести товар" в лавку, она нередко погружалась в мир фантазий, беседуя с обитателями кораблей и домиков, которые мастерил Лонгрен. Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой.

С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда - и оно было столь искренним, по-детски простодушным, что нашло отклик в окружающем пространстве.

В это время далеко от рыбацкого поселка в родовом замке рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший Грэй решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. Еще юнгой он сумел добиться уважения и одобрения опытного экипажа. Быстро накапливая знания в области навигации и приобретая необходимые навыки, юноша в конце концов стал капитаном. Его сердце осталось открытым для чудес, поэтому, увидев на лесной поляне спящую Ассоль, а потом узнав ее историю и предсказание, он понял, насколько она дорога ему, и решил осуществить долгожданную сказку: "… когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя".

Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Сочинение «Мечта и реальность» по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле. Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить. В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну. Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец. В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились. Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.

Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Сочинение.

Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина "Алые паруса". Только на русском языке она издавалась более ста раз. Почему же людей так привлекают подобные "выдумки" и "небылицы"?

"Алые паруса" - это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой - Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка, а лесоруба, а Грэй - не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо

Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь "Алые паруса". Взрослых это чувство возвращает в детство, а детей убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.

Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").

Сочинение.

Романтическая повесть "Алые паруса" - одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил "необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное". "Алые паруса" - это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте.

Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: "Э, Ассоль, - говорил он, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга. И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился "самым главным волшебником" и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. "Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца… "Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство… И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом". И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки людей.

А в это время где-то далеко подрастал мальчик, мечтавший стать капитаном и еще не знавший, что ему суждено исполнить мечту всей жизни одной прекрасной девушки. Грэй также жил в своем прекрасном мире. Он мечтал о море, жил этой мечтой, которая для него составляла единственно возможное счастье, объединяющее в себе "опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесную неизвестность, мелькающую любовь, цветущую свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни..."

Так жили они долгих семь лет, жили каждый своей мечтой, не зная, что постепенно идут навстречу друг другу. И, конечно же, однажды наступил день, когда они встретились. Грэй увидел спящую в тени ветвей девушку, и "всё стронулось, все усмехнулось в нем". Она сразу же пленила сердце юноши, и, поддавшись своему чувству, он снял со своего пальца кольцо и осторожно надел его на мизинец Ассоль. Девушка ничего не почувствовала. Но, проснувшись и обнаружив на пальце кольцо, она уже не сомневалась, что оно принадлежит ее принцу. Между тем, Грэй случайно узнал о мечте девушки, и это подтолкнуло его к действию. С небывалым вдохновением взялся он за воплощение своей идеи - и через несколько дней прекрасный корабль с алыми парусами был готов принять на свой борт самую главную драгоценность.

Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье - эта прекрасная девушка, которая помогла ему понять истину. А истина эта заключается в том, "чтобы делать так называемые чудеса своими руками". Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них "в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь".

Мир мечтателей и мир обывателей в повести А. Грина "Алые паруса".

Сочинение.

Древние греки считали, что желание уже самостоятельно создает и творит. Силы желания, мечтания могут повернуть жизнь в новое русло и изменить самого человека. Александр Грин силой собственной мечты основал целый мир, в котором проживают храбрые, откровенные и чистосердечные мужчины, поэтичные и красивые женщины, где у моря расположены города с чудными названиями - Лисс, Зурбаган.

Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой - "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное - встретиться, найти друг друга.

В повести-сказке Александра Грина "Алые паруса" отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни.

Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это "что-то" не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.

И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.

Это жизненный факт, наверное, пережитый самим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, считают его дураком. Так им легче.

Ассоль повезло в том отношении, что ее нашел Грей. Тоже мечтатель по натуре, он все же не думал о чем-то неосуществимом. Его мечтания в богатой семье поддерживали. Ему было легче, чем Ассоль, несравненно легче, но все же он понял ее, понял ее неосуществимую мечту, от которой она не могла отказаться, понял тогда, когда даже родной отец не понимал свою дочь. А ведь ее отец был человек большой души, но и его засасывал и калечил омут обывательской жизни.

Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу. Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду - и чудо нашло ее.

Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.

Как будто две струны зазвучали вместе… Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я!" - и бросится бежать прямо по воде.

Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.

Произведение Грина превосходно своим оптимизмом, непоколебимой верой в мечту, победой мечты над мещанской, обывательской средой. Превосходно тем, что вселяет надежду на жизнь в обществе людей, которые способны слышать и понимать друг друга. Ассоль, свыкшаяся с издевками и насмешками над собой, все-таки вылетела из того уродливого мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если сильно поверить в нее, не изменить ей, не усомниться в ней. И возможно, кто-нибудь от этого сделался намного лучше, благороднее, целомудреннее душою, кого в данной повести причислили к общественному "болоту" и кто вылезет из него для новейшей повести о воздушных замках.

«Алые паруса» - сказка, которая сбывается (А. Грин «Алые паруса»).

Цели: 1) познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведениях сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия,

феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

2) развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;

формировать умение делать самостоятельные выводы;

3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему,

добру, красоте, целеустремленность, волю, мужество,

твердость духа, благородство, взаимопонимание , веру в

мечту, любовь.

Оборудование:

портрет писателя;

повесть-феерия «Алые паруса»;

портреты Ассоль и Грэя;

изображение корабля с алыми парусами;

выставка книг и детских рисунков;

аудиозапись музыки;

компьютер, графопроектор;

фрагменты фильма.

Эпиграф: « Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

Ход урока

1.Оргмомент. Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.» Я желаю вам успеха.

Слайд 1: заставка «Солнечный день»

2. Вступительное слово учителя.

Каждый урок по изучению того или иного художественного

произведения традиционно начинается с биографии писателя.

Вы уже знакомились с биографией А. Грина.

Сегодня мы вспомним о его жизни и творчестве, а также

встретимся с удивительными героями повести «Алые паруса»

Слайд 2 : портрет Грина1

На фоне музыки:

Я хочу начать урок словами поэта В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Ребята, почему поэт называет Грина сказочником?

О какой стране говорится в стихотворении?

Гринландия – так называется эта сказочная страна, где живут

люди честные и добрые, сильные и мужественные, умеющие

по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда ее героев, способных на чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Слайд 3: Звёздное небо с яркой звездой.

На фоне музыки:

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают-

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер

Над крышами зажигалась хоть одна звезда!

И вот в 1985г на небосклоне загорелась новая звезда. Академия наук СССР назвала планету № 000 Солнечной системы «Гриневия» в честь А. Грина. И он это по достоинству заслужил:

Слайд4.

Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить-

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить…

3. Рассказ о Грине. На фоне музыки:

Слайд 5 : портрет Грина 2.

а)- А. Грин – человек с тяжелой и мучительной жизнью, создал в

своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств. Он был суровый сказочник

и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах цветов и свежие, печальные ветры.

Чтение эпиграфа:

« Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,

о преодолении одиночества, о вечном поиске

понимания и добра» (В. Амлинский)

б) – Вглядимся в портрет писателя. Послушаем, каким видели его современники.

Чтение учениками высказываний.

«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к лицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие» (Э. Арнольди)

«Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир»

(Всеволод Рождественский)

Чаще всего именно таким воспринимали Грина современники.

И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз упрямую надежду, глубокую веру в мечту.

в) – творческий путь А. Грина продолжался с 1900г. по 1932. За

это время он создал около 500 произведений (повести, романы, стихи). Обращение к выставке книг.

Чудеса реальны не только в его прозе, но и в жизни тех, кто соприкасался с его творчеством. И каждый читатель, полюбивший творчество Грина, держит в своем сердце его слова, как завет жизни:

Слайд 6.

«Когда душа человека таит зерно пламенного растения-чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии».

-«Сказка нужна не только детям, но и взрослым,- писал о Грине Паустовский.- она вызывает волнение – источник человеческих страстей. Она показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь».

А поэт Чичибабин так выразил свое отношение к творчеству Грина

(чтение учащимися):

Слайд 12. Лодка с алыми парусами.

Итак, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь,- это символ красоты, « духовного отражения».

Язык Грина яркий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капельке отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот удивительный мир.

Слайд 13. Книга «Алые паруса».

В) –Когда пересекаются судьбы героев?

(Ассоль 17 лет, Грэю 24 года)

Слайд На обложке книги Ассоль и Грэй.

Слайд Бриг Меркурий, шум моря.

Юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствовал по свету. Судьба привела его к берегам Каперны, где жила Ассоль со своим отцом.

Слайд Корабль у берега.

Она помнила предсказание Эгля. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами.

Слайд Ассоль на берегу моря.

Однажды Грэй, бродя по каменистому берегу, увидел спящую Ассоль. Он не знал ни её, ни её имени, ни тем более, почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен.

Фрагмент фильма 1.

Какие чувства испытывает герой, глядя на спящую Ассоль?

(любовь с первого взгляда)

Какой поступок он совершает под влиянием этого сильного чувства? (снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно надел его на мизинец девушки).

Что значит кольцо для Ассоль?

(знак близкого счастья).

Ребята, как вы думаете, случайно ли встретились эти герои в жизни? Чем они похожи?

(оба одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками, понимают и любят всё живое на земле, добры и бескорыстны , трудолюбивы, верят в мечту).

Грэй узнает о необычной мечте Ассоль, и эта мечта завладела воображением юноши. Он стал готовиться к встрече с ней.

Каким образом наш герой претворяет мечту девушки в жизнь?

Почему он это делает?

(У Грина мечта и действительность всегда вместе. Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль).

Обратите внимание на то, как Грэй тщательно выбирает цвет материи для паруса. Почему именно алый?

(в этом цвете тёплое, нежное, самое святое чувство на земле - любовь)

На фоне музыки.

« Я еду к жене. Она ещё не жена, но будет ею. Алые паруса нужны мне, чтобы издали, как условлено с нею, она заметила нас.»

Слайд Грэй на корабле.

Но перед тем, как встретиться со своим счастьем, Грэй произносит прекрасные слова о том, что значит « чудеса делать своими руками». Найдите эти строки и прочтите. (дети читают отрывок)

Фрагмент фильма 2.

Этот эпизод считаем кульминацией феерии-самой напряженной, высшей точкой сюжета.

Да, уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Какой сценой заканчивается феерия Грина?

(Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй, когда будет в раю».)

Теперь всем понятно, что рай для Грэя – осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке.

Закрыта последняя страница романа. Много сказано о нём, о его героях, о писателе, создавшем удивительную сказку.

Слайд Обложка книги «Алые паруса»

5. Подведение итогов.

Подведем итог наших размышлений.

Какие нравственные вопросы ставит писатель перед нами? Чему он учит нас своим произведением?

(Быть добрыми, не озлобляться, совершать благородные поступки, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно. Он зажигает в наших сердцах огонёк надежды, веры в людей, в чудеса).

6. Заключительное слово учителя. (На фоне музыки)

Слайд. Корабль с алыми парусами.

-«Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, стремиться осуществить задуманное. Всем своим творчеством Грин утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути. Грин всегда живёт в сердцах своих читателей, помогая отыскивать в людях добрые начала, утверждать на земле Веру в мечту, Надежду на лучшее и настоящую человеческую Любовь.

Звучит песня «Алые паруса».