Архип иванович куинджи березовая роща. Картина А

Торжество света в картине Куинджи "Берёзовая роща"

Живописец Архип Иванович Куинджи жил в XIX веке, он родился в 1842 году. Основное творческое наследие художника состоит из ярких романтических пейзажей. Но ни одна картина не принесла ему столько славы, сколько полотно "Берёзовая роща", написанное в 1879 году. Эта картина настолько потрясла зрителей и сам художник настолько гордился ею, что впоследствии он создал несколько вариантов этой же картины. Было написано и немало похожих работ на эту тему. Берёзы стали любимым деревом Архипа Ивановича.

Основная, первая картина "Бёрезовая роща" хранится в Государственной Третьяковской галереи как шедевр русской живописи. А сначала она появилась на выставке художников-передвижников, буквально поразив всех зрителей. Так еще никто не писал пейзажей! Стиль ее определяется знатоками как "романтический пейзаж".

Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. Многие говорят именно о настроении, которое передается полотном. Для искусства это важнее, чем простая передача нюансов - рисование сучков, веточек, листочков и травинок. Куда важнее передать чувства, которые возникают при взгляде на это - ликование, восторг, радость, восхищение.

Все это мы видим в "Берёзовой роще". По сути, это не роща, а лишь ее фрагмент, то, что смогло поместиться в раму. Сюда вошло лишь несколько березовых стволов, не поместились их лиственные кроны. Для художника они совсем не важны, тем более, он рассчитывает, что наше воображение их "дорисует". А главное для него - показать торжество света, показать, как солнечный свет преобразует все вокруг.

Итак, на переднем плане темное пятно травы, на которую падает тень. Травяной фон почти сливается с темно-зеленой водой заболоченного ручья, который делит картину пополам ровно по вертикали. Средний план - это белые стволы берёз. За ними - залитая солнцем лужайка. На дальнем плане собственно берёзовая роща. В верней части по центру прорывается треугольный лоскуток голубого неба.

Деревья растут группами, по два-три. От этого их ровные белые стволы накренились. Из-за четко обозначенных горизонтальных, вертикальных и диагональных линий получился какой-то декоративный геометрический узор. Не зря специалисты говорят о декоративности живописи Куинджи. Кажется, что художник использовал избыток красок, так ярка, солнечна картина. На самом деле мы видим лишь несколько оттенков зеленого, голубой, а также белый и темный, почти черный цвет. Контраст между ними помогает нам увидеть все остальные тона. Мы замечаем их и вместе с пейзажистом радуемся солнцу.

] Оригинал взят у netta_strofa в Архип Иванович Куинджи. "Березовая роща"

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
— Илья Ефимович Репин

"Березовая роща" Куинджи, датированная 1879 годом, произвела огромное впечатление на современников и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением художника. Безусловно, в русле традиций передвижников картина стала новаторской, ломающей каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплекой сюжетов и трагическими красками.

Березовая роща 1879

"Березовую рощу" называют светлой картиной Куинджи, пронизанной светом, светящейся.
Мне думается, что она столь же драматична, как и прочие вещи живописца. За высвеченными солнечными лучами березами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными темными кронами, между тем как верхушки "передних" берез, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени. В целом сгущенных насыщенных красок в картине немало, может быть, однако, меньше, чем во многих других работах Куинджи. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца, сосредоточенные в центре композиции, приковывают внимание и придают "Березовой роще" какую-то меланхоличность - грусть от того, что скоро день сменится вечером и роща погрузится в темноту.
В картине отчетливо прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью - в четкой несколько магической выписанности березовых стволов. Однако от написанной чуть размытыми красками опушки с ее цветущими растениями, пруда, затянутого нежной ряской, веет духом импрессионизма.

Еще более импрессионистической кажется другая "Березовая роща", созданная в 1901 году. Это роща дымчатого воздуха и легкого перламутрового света, одновременно мечтательная и величественная в своем тихом покое. Очаровательно мягкий, задумчивый, великолепный пейзаж, также получивший славу и признание.

Березовая роща 1901

Художником были написаны еще несколько картин и эскизов под названием "Березовая роща".
Мне нравятся "Березовая роща" - осенний пейзаж и "Березовая роща. Пятна солнечного света" - грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с "Пятнами солнечного света".
Талантливый контраст с причудливым плотным колоритом - ультрамарина, пурпура и малахита - березовой рощи ночью ("Лес"), написанной в типичной для Куинджи манере, в духе старинных сказок и сказаний.

Березовая роща 1898-1908

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1879

Березовая роща Вариант-эскиз одноименной картины 1879 года

Березовая роща (Лес) 1880-е

Березовая роща. Пятна солнечного света 1890-1895

Русский художник А.И. Куинджи стал известен публике благодаря своим пейзажам в стиле романтизма. Но ни одна его работа не подарила ему столько известности, сколько принесла ее картина «Берёзовая роща», сотворенная в 1879 году. Данная работа так сильно влюбила в себя зрителей, что долгое время после ее первого появления на выставке все критики говорили лишь об этом полотне, а поток желающих взглянуть на «чистую красоту», как прозвали эту работу, все не иссякал. Художника тронуло такое отношение к его работе незнакомых людей, первое время он стеснялся вдруг пришедшей к нему народной славы, но после особенно гордился этой картиной. Да так, что решил написать несколько ее вариантов, чтобы полотно смогли увидеть все желающие. Было им написано и много схожих картин в данной тематике. Берёза стала неотъемлемой частью большинства его картин.

Автор не упирается в детальность, он не старается выделить каждый лист на дереве или цветок на земле. Главное для художника - передача контраста света и тени, некой борьбы светлого и темного. Именно контраст и рождает настроение.

Большинство исследователей как раз и отмечают настроение, передаваемое полотном. В искусстве эта задача куда важнее нежели просто передача черт - четкое изображение ветвей деревьев, веток, травы и каждого цветка. Главное суметь выразить чувство, возникающее при осматривании полотна.

На самом деле Куинджи изобразил лишь небольшой фрагмент березовой рощи, то что смог увидеть одним взглядом, не озираясь вокруг, не поднимая головы. Это немного стволов берез. Не вместились в картину даже их кроны. Для Куинджи они вовсе не нужны - он полагает, что зрительское воображение представит их. Здесь для художника важно - суметь передать победу света, изобразить, как лучи яркого солнца изменяют все кругом.

На первом плане изображена густая растительность, на которую ниспадает тень. Трава буквально становится единым с водой того же оттенка из болотистого ручейка. Водоем разделяет полотно на две ровные части.

Средний план картины создают тонкие и светлые стволы берёз. Позади них прячется обогреваемый лучами небесного светила лужок.

На дальнем плане - непосредственно роща берез, давшая название работе. Над деревьями виден кусок чистого неба.

Березы стоят не одна за одной, как это обычно бывает, а небольшими группами. Кажется, будто это подружки разбрелись по парам посплетничать о сокровенном: наклонились друг к другу, чтобы лучше слышать, и шепотом делятся секретами.
Благодаря четко выраженным на картине линиям получается некий геометрический узор. Действительно, декоративность является одной из черт творчества Куинджи.

Ко всему прочему, иногда создается впечатление, что автор переборщил с количеством красок - так сочна и красочна эта картина. На самом же деле автор использовал только оттенки зеленого и голубого, а также контрастные белый и черные цвета. А вот игра света и тени позволяют нашему взгляду дорисовать в сознании другие оттенки, какие могут возникнуть перед взором человека, оказавшегося в солнечный летний день в березовой роще.

Рассматривая эту картину, человек непременно захочет улыбнуться и начнет радоваться яркому солнечному дню, даже если в реальности за окном метет метель и воет вьюга.

«Берёзовая роща» - картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842-1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины - 97×181 см.

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Отзывы
  • 4 Другие картины
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Картина «Берёзовая роща» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). И художники, и зрители, посетившие выставку, отметили необычность картины, которой впоследствии было суждено стать одной из самых известных картин Куинджи.

Описание

Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.

Отзывы

Архип Куинджи, «Берёзовая роща», 1901

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

Наконец, в «Берёзовой роще» особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи «солнцепоклонничество». Изобразив, казалось бы, самый будничный среднерусский мотив - лесную опушку, где среди белоствольных берёз, теряясь в траве, бежит ручей, он создал «гимн» льющемуся с неба живоносному свету. Приподнятость и праздничность звучания образного строя картины достигнута художником с помощью смелого обобщения и интенсивности контрастов, светящихся на солнце и затенённых цветоформ и зон, а также ритмической определённости решения пейзажа, напоминающего своего рода естественный узор и, в какой-то степени, декорацию - прекрасный фон для мало достойной его пьесы человеческой жизни.

Другие картины

Куинджи также написал ещё несколько картин и эскизов под названием «Берёзовая роща». Одна из картин, написанная в 1901 году, находится в Национальном художественном музее Белоруссии.

См. также

  • Список картин Архипа Ивановича Куинджи
  • Берёзовая роща (картина Левитана)

Примечания

  1. 1 2 Куинджи Архип Иванович - Берёзовая роща (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.
  2. 1 2 Коллекция: мировая художественная культура - Куинджи Архип Иванович - Берёзовая роща (1879) (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.
  3. 1 2 Владимир Петров. Статья к 150-летию Куинджи (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012.
  4. Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника - Изображения берёз (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 12 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.
  5. Куинджи - Галерея по алфавиту - «Б» (HTML). Архип Иванович Куинджи, kuinji.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.
  6. Коллекция: мировая художественная культура - Куинджи Архип Иванович - Берёзовая роща (1901) (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 12 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.

Ссылки

  • «Берёзовая роща» в базе данных Третьяковской галереи
  • Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника - Березовая роща. 1879 (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 2 июля 2012. Архивировано из первоисточника 8 октября 2012.

Берёзовая роща (картина Куинджи) Информацию О

Http://gallerix.ru В 1879 году на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи показывает ставшую знаменитой в последствии «Березовую рощу». Реакция художников и зрителей была единодушной: Куинджи удивил всех необычностью картины. Он продолжил традиции русского романтического пейзажа.
В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Группы берёз с выверенной точностью размещены на полотне. Основания стволов намеренно уплощены, что создаёт некоторую условность. Декоративность проявляется в статичности – листва на деревьях будто застыла, а воздух настолько прозрачен, что очевидно: на поляне нет ни единого дуновения ветерка. Чаща в глубине картины лишена детализации – это тёмно-зелёная стена, призванная оттенить цветовые контрасты. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Ручей «уводит» вглубь картины, в лес (в его темный силуэт), теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести, прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Художник не выделяет детали леса, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет. Картина написана фактически одним зеленым цветом и построена на резком контрасте солнечных пятен в центре и густой тени в глубине. Симметричная композиция (ручей делит ее практически пополам), четко фиксированные пространственные планы рождают эффект искусно сочиненного вида: Куинджи работал по памяти, не пользуясь натурными этюдами. Форсируя светотеневой контраст, художник добивается впечатления ослепительно яркого солнечного света. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована неведомой силой.
Куинджи со своей декоративностью, упрощением, новаторским использованием силы цвета во многом опередил своё время, и поэтому не все сразу приняли работу, хотя именно «Берёзовой роще» суждено было стать «визитной карточкой» художника.
На данный момент картина находится в Третьяковской галерее в Москве.