Аварцы характер мужчины. Дагестанские мужчины: внешность, характер и особенности

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от . После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется , аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).


Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится , хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Начинаю сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Такое имя им дали русские, сами они называют себя «маарулал» — горцы. Их в Дагестане больше всех, 650 тысяч человек. Один из самых гостеприимных народов мира. При встрече улюбаются, крепко жмут руку. Непростительно аварцу подавать вялую руку, чуть ли не края пальцев. Это они примут за оскорбление. Уважение к старшим возведено в ранг закона. Даже глубокий старик, уже чуть съехавший с рельсов, все равно будет иметь почет у молодежи. Отсутствие уважения к старшим роняет авторитет младшего. Поцелуи при встрече не приветствуются. Такого среди мужчин у них нет. Не любят отчества, обращаются по имени. Храбрые воины. Без их участия не проходила ни одна война в Дагестане. Они приняли на себя тяжесть сопротивления царским войскам. Этим они кичатся при случае. Даргинцы их поймали на этой волне и поднимают тост «за великий дагестанский народ и ее вооруженные силы — аварцев». Очень талантливы, имеют много танцоров, поэтов и певцов. Любят петь патриотические песни и гимны. Любят шутить над даргинцами, соревнуются с ними во всем, остальные нации для них не ровня. Разделяют нации на хороших и плохих. От других они стерпят то, что никогда даргинцам не простят. У них главный принцип: во власти какой угодно, но пусть свой.
Очень любят должности, а в должностях внешние арибуты: кабинет, машину, вторую жену, посаженную приору, яркий прикид и публичные понты. Будет ходить голодным, но красивый автомобиль купит. Ради этого может пойти на сомнительную сделку или нечестный сговор.
Сильные лидерские качества. Готовы брать инициативу на себя. Никого впереди себя не хотят пропускать. При всей сплоченности в быту, на выборах разделяются на группировки. Поэтому их легко обойти. Фанатики мяса и хинкала, объяснения, что хинкал вреден из-за плохого сочетания углеводов и белков, отвергают железным аргументом — наши предки его ели и были здоровее всех нас. Едят мясо и мясом закусывают. Пока аварец не поесть мяса, он будет голодным.
Аварцев легко вывести из равновесия. Есть разные способы, но главный это задеть патриотизм, сказать что физически слабый. Уважают физическую силу и поголовно занимаются в спортивных секциях. Даже старики могут показать мышцы и хвалиться силой. Нация открытая, скрытных мало, душа нараспашку. Ирония для них недоступна. Абстрактных шуток не любят. Все сказаное они принимают за чистую монету. В очередях любят толкаться. Если в очереди всего три человека, все равно будут лезть вперед. Залезая в автобус или поезд, аварец обязательно растолкает окружающих локтями и протиснется вперед.
Если аварцу предложить поесть, он даже будучи очень голодным, откажется и скажет что сыт. Надо предложить три раза, потом только согласится поесть.
Словесная эквилибристика им не присуща, они от души посмеются упавшему со стула и поскользнувшемуся на льду. Дешевый фарс, жесткий и грубый — вот что им по вкусу.
Жести аварца это жесть, он любит размахивать руками, громко кричать и эмоционально выражаться. У аварцев, особенно хунзахцев, самые страшные проклятия, иногда даже трехэтажная брань. Даже после серьезной драки и ссоры, аварцев легко мирить. Они быстро забывают обиды. Это очень хорошее качество.
Очень увлекаются лошадьми и собаками. На скачках почти все призовые места занимают лошади аварцев. Очень любят, боготворят певцов. Даку Асадулаев, Синдиков и Гаджилав у них в ранге национального героя. Любая певица обязательно включит в репертуар народные песни. Не перепетые, а самой найденные и свои собственные.
На свадьбу аварцы еще могут не пойти, но на соболезнование пойдут обязательно. Знают свой род, тухум чуть ли не до седьмого колена. Любой старик уверен, что сыновья, дочери его не оставят на старости лет одного. Уход и внимание старому аварцу обеспечены. Он железно знает, что и после смерти он будет с достоинством похоронен и положенный ритуал будет исполнен.
Если не пригласить на свадьбу близкого родственника, тот может серьезно обидеться. Не пойти на похороны такой же грех, как не пригласить на свадьбу сына. Свадьба дочери не значительное событие в жизни аварца. Отец с сыновьями даже может не придти на свадьбу дочери.
Отличаются пренебрежением к закону. Они считают себя свободными людьми. Если рядом проходит газовая труба, аварец не видит никакого нарушения врезаться в него и потреблять газ. О законе они вспоминают только тогда, когда он нужен им. При любом нарушении, аварец начнет договариваться, искать знакомых знакомого, но решит проблему, не доводя до суда. Хотя это ему будет стоит намного дороже.
Насчет денег, аварец щедр, может отдать последнее соседу, поэтому в бизнесе им трудно высоко подняться. Заветная мечта аварца — разбогатеть как можно скорее и желательно это сделать не пошевелив пальцем. Аварец хорош как друг. За друга он готов пожертвовать многим.
Аварец очень ценит свой язык, гордится им и никак не хочет учить английский. Он будет безумно рад, если увидит, что англичанин учит аварский язык.
Вот таковы они, эти странные аварцы.

Крепкая семья – ценность для всех без исключения кавказских народов, в том числе и аварцев. А день бракосочетания – один из самых важных в жизни . При этом нельзя выделить какого-то одного сценария, в соответствии с которым проходит свадьба: в каждом дагестанском ауле приняты свои особенные, различимые в нюансах традиции и обычаи.

Аварская свадьба

В прошлом семейные отношения регулировались адатами – нормами обычного права. В соответствии с ними требовалось, к примеру, чтобы новобрачные были выходцами из равных по влиятельности, значимости и авторитетности среди соплеменников семей. Вплоть до конца XIX жених и невеста подбирались друг другу в пределах одного тухума: особо предпочтительны были союзы между родственниками и однофамильцами, односельчанами. Межнациональные браки у аварцев до середины прошлого века были явлением крайне редким.

Когда-то среди аварского народа практиковались свадьбы по родительскому сговору. Бывало, что жених и невеста встречались на церемонии бракосочетания впервые. Кстати, зачастую такие семьи оказывались наиболее прочными, что не так уж и удивительно: при создании пар родители учитывали очень много факторов, на которые не обращают внимание молодые люди. Например, пристально приглядывались к матери невесты, подыскивая скромную, трудолюбивую и добропорядочную женщину. Такая просто не может воспитать недостойную дочь!

Особенно часто этим принципом пользовались в случае так называемых "колыбельных браков", когда невесту маленькому сыну подбирали еще в младенчестве.

Девушку с самого раннего детства морально готовили к её женскому предназначению: выйти замуж за смелого и хозяйственного парня-аварца. Параллельно родители готовились к свадьбе материально, собирая приданое, состоявшее, из спальных принадлежностей, украшений, медной и серебряной посуды. Ударить в грязь лицом в этом вопросе было нельзя: перед самой свадьбой обязательно проходила оценка приданого перед лицом собравшихся со всего аула родственников и односельчан.

Досвадебное общение между юношей и девушкой строго запрещалось. При этом, свадьбы не по предварительной договоренности тоже не были редкостью. Чтобы предложить руку и сердце, жених навещал отчий дом своей избранницы, оставляя в нём кинжал, шапку или любой другой личный предмет. Только получив от невесты формальное согласие, молодой аварец отправлял к родителям своей невесты маму, сестру или другую женщину-родственницу, которые должны были обговорить все условия будущей церемонии детально.

Аварская свадьба занимала несколько суток. Первый день торжества "гуляли" в доме самого близкого жениху друга: накрывался богатый стол, выбирался хозяин застолья и тамада. Второй свадебный день проходил в жилище жениха, куда в сопровождении подруг приходила празднично наряженная и укутанная покрывалом невеста. После обязательной церемонии выкупа, свекровь вручала невестке специальный подарок и провожала девушку в отдельную комнату, в которой ей вместе с подругами предстояло находиться вплоть до окончания свадьбы. Интересно, что "откупов" и "выкупов" во время аварской свадьбы было несколько. Помимо классического и привычного – за невесту – друзьям жениха приходилось умасливать подружек невесты, которые пытались "выкрасть" новоиспеченного супруга. А через пару дней, когда невеста выходила из дома, чтобы набрать воды, уже ее подруги откупались сладостями от гостей, которые всячески мешали девушке подойти к колодцу.

Семейная жизнь аварцев

Свадьба-свадьбой, но самое главное событие – рождение первенца. Желанным в первую очередь было появление на свет сына, но и дочери аварцы тоже радовались. О рождении младенца глава семьи оповещал односельчан громкими выстрелами из ружья. Имя новорожденному у аварцев было принято выбирать во время общесемейного застолья по случаю рождения ребенка.

У аварцев ценилась супружеская верность. В случае измены дело могло кончиться кровной местью. Согласно адату, причиной для нее могло служить как нарушение брачного договора, так и осквернение домашнего очага. Впрочем, уже к середине XIX века эти обычаи себя практически изжили.

В бытовом плане власть мужа, главы семейства, не была абсолютной: женщины имели право решать внутренние проблемы наравне с мужем. И тем не менее существовало чёткое разделение зон ответственности мужчин и женщин. Так, хозяин дома отвечал за всё материальное имущество и за судьбы детей.

В жизни аварской семьи до сих пор наблюдается своеобразная отчужденность между мужской частью дома и женской. Женщина с детьми, как правило, живёт в одной комнате, её муж – в другой. Даже мальчики вплоть до достижения 15 лет ночуют в одной комнате с матерью. Такого же рода отчуждённость сохраняется и в отношениях между свёкром и невесткой: молодая женщина не имеет права заговаривать с главой дома, а на его вопросы должна отвечать коротко и строго по делу.

Интересные факты об аварцах

Вплоть до 1928 года аварцы использовали письменность на основе арабского алфавита, затем в течение десяти лет - латинский алфавит, и только с 1938 года перешли на кириллицу.

В наименованиях дней недели в аварском языке можно найти отголоски религий, в разное время преобладавших на Кавказе. Так, слово "шаммат" (суббота) явно пришло из иудаизма (сравните с шаббатом у евреев). Четверг аварцы, как и христиане, обозначают "рыбным днём", а слово "рузман" (пятница) пришло в язык из иранского.

Один из известнейших аварцев - знаменитый советский поэт Расул Гамзатов. Помимо собственного богатого поэтического наследия, он оставил переводы на родной язык произведений множества классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и В. В. Маяковского. В республике Гамзатова называют "дагестанским Пушкиным". В его честь названы улицы, театры, библиотеки и даже один из астероидов.

Фото на главной странице - "Горянка Амина", Магомед Магомедов, конкурс "Дети России".

В Аварии этикет жизни регулировался в зависимости от возраста и общественного положения. Например, при решении дел на сельских сходах решающий голос имели старейшины – главы больших семей. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся авторитетом участника и не в последнюю очередь его ораторским искусством.

Культура аварцев предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими людьми. Например, молодежь по отношению к старикам должна выдерживать определенную дистанцию, для чего младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать один-два шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается уже до двух метров, а между женщинами сокращается вдвое. Если встреча состоится на лестнице, то мужчина по отношению к женщине должен стоять на пару ступенек ниже. Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почетная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы.

В аварских обрядах гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками по отцовской. Нарушение подобных обычаев влечет за собой плохие последствия для нарушителей (болезнь или неудачи) и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой и вызова общественному мнению.

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилом аварского этикета. Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Если гостей было много, то они делились на две группы по возрасту и размещались в разных помещениях. При этом хозяин дома следил за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший брат, зять и тесть. Им даже нельзя было находиться за одним столом. После рассаживания по этикету следовало вести малозначащие вежливые разговоры, а хозяин ни при каких обстоятельствах не мог спросить прибывших о цели визита. Нельзя было оставлять гостя одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя. Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и, если необходимо, отремонтированной. Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не должен был говорить, какие блюда ему хочется есть. Гость не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Он не мог уехать, не получив разрешения хозяина, а получив его, не мог покинуть дом, не выполнив определенного минимума действий, на что требовалось порой несколько часов. Он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор без разрешения хозяина. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь. Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться. Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.



Власть главы семьи у аварцев не была деспотична. Более того, женщине фактически принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хозяйственных дел. Тем не менее в семейном быту, в отношениях супругов, в положении детей и женщин существовали определенные правила. Мужу принадлежало все основное имущество дома, он же распоряжался судьбами детей. Привилегированное положение мужчины подчеркивалось внутренним распорядком семейной жизни. Муж и жена в аварской семье были в значительной мере отчуждены друг от друга. Если имелось несколько комнат, то жена с детьми помещалась в одной комнате, муж – в другой. Мальчики спали в комнате матери до совершеннолетия, то есть до 15 лет, а затем переходили к отцу. В однокомнатном доме супруги жили по разным углам. Такая же отчужденность существовала и в отношениях между отцом и детьми, между родителями и женой сына. Хотя с течением времени, когда у невестки рождались и подрастали дети, правила избегания постепенно смягчались, но они никогда не исчезали вовсе. Получив право находиться в одном помещении со свекром, невестка никогда не заговаривала с ним первой без особой нужды и ограничивала свое общение лишь ответами на его вопросы.

Запреты на общение между юношами и девушками не давали порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. Юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, что однозначно расценивалось как предложение. Получив от девушки согласие, молодой человек посылал к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу для предварительных переговоров. Окончательно договариваться о свадьбе шли мужчины.

Старинная аварская свадьба представляла собой сложный ритуал. Торжества продолжались несколько дней, на них приглашались все без исключения жители села. Первый день свадьбы отмечался в доме одного из друзей жениха. Угощение устраивалось в складчину, избирался хозяин застолья и старший на свадьбе, который должен был распоряжаться церемониями, танцами и прочим. На второй день праздник переносили в дом жениха, куда к вечеру в сопровождении подруг переходила невеста, одетая в свадебный наряд и укутанная покрывалом. Молодежь села преграждала свадебной процессии дорогу, требуя выкупа. Невестку встречала свекровь, вручала ей подарок и отводила в специально приготовленную комнату, где она оставалась в окружении подруг до конца торжеств. Мужчины – родственники жениха не имели права входить к невесте. Жених все это время находился в окружении друзей, которые охраняли его от попыток «похитить», так как иногда жениха выкрадывали подруги невесты. По обычаю, жених не должен был им сопротивляться, а его друзья платили выкуп. После угощения начинались танцы под звуки зурны и барабана. Поздно ночью жених приходил в комнату невесты.

На следующий день женщины поздравляли новобрачную, родственники мужа дарили ей подарки, и все угощались обрядовой кашей. Через несколько дней молодая первый раз выходила в сопровождении женщин за водой. Гости собирались у источника, не давая новобрачной набрать воды, и она вынуждена была откупаться от них сластями.

Самое торжественное событие в жизни аварской семьи – рождение ребенка. Особенно желанным было рождение сына: оно повышало значение женщины в глазах мужа и вызывало зависть у ее подруг. О рождении ребенка молодой отец извещал односельчан выстрелами из ружья. Затем устраивалось застолье для родственников, которые сообща выбирали имя новорожденному.

Аварцы соблюдали обычай кровной мести. Причинами кровной мести, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеская неверность, осквернение домашнего очага. Хотя по нормам обычного права (адата) месть должна была быть эквивалентной, в действительности потерпевшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела. Однако уже в XIX в. кровная месть стала редким явлением. В аварских общинах мщение чаще заменялось возмещением за кровь, что полностью отвечало нормам шариата. Примирение обычно совершали почетные старики по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» и устройством так называемого «кровного стола» – угощения для большого числа людей.

Аварский фольклор широко представлен историческими преданиями, сказками, пословицами, поговорками, плачами и песнями – колыбельными, лирическими и героическими. Аварский песенный фольклор на редкость богат. Одни песни посвящены борьбе с иноземными захватчиками. Другие прославляют подвиги народных героев, воспевают дружбу, преданность и любовь. Полны теплоты и лиризма колыбельные песни. Сохранили аварцы и старые плачи-причитания, выражавшие народное горе.

Весьма разнообразны аварские танцы: быстрые и медленные, мужские и женские, парные и коллективные.

Один из главных календарных праздников аварцев – день первой борозды, открывал цикл весенних полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, пиршеством, скачками и различными играми.

Свободное время мужчины посвящали в основном играм (нардам, таме – игре, напоминающей шашки) и спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам).