Что обозначает слово олицетворение в литературе. Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе

10 класс Тема: Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

Цель : дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка; развивать худ. речь и образное мышление; воспитывать любовь к природе на материале текстов.
а) Эпитет - это художественное определение.
Кудрявая березка
б) Сравнение - это художеств. прием, когда один предмет сравнивается с другим.
Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов)
в) Олицетворение - это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. н-р:
Котелок сердится и бормочет
г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.
2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена,
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.

З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения.
Тропинкой темною, лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут
. И.Бунин. «В лесу».


С намеренным однообразьем

Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава . Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
И.С.Тургёнев. «Весенний вечер».

^ ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
^ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”?
Что такое эпитет? Сравнение?
Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - таблица «Стили речи».
^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.

Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий. Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом. С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы. Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи.

Определение и примеры олицетворений

В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет ебо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся .

Ива плачет ( ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы ).

Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).

Природа уснула ( явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном) . Гром прокатился по небу ( у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве ). Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Коз ёл сидит в снопе ( он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём). З има пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Олицетворение в разговорной речи

В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать. Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы ”, - это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы « молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной.

Олицетворение в художественной литературе

Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение. Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п .). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает ). В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул).

Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений :

    А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось ,

Мочалами ноги изопутаны . (Народная песня)

Олицетворение зимы:

ИДЕТ седая чародейка,

Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;

И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее ДЫХАНЬЯ

Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...

(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло ГЛЯДИТ.

Вслед за нею зима

В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит... (М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные ГЛЯДЯТ,

Помертвелые их ОЧИ

Льдистым ужасом РАЗЯТ" (Ф.Тютчев)

"Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей ДЫШИТ степь " (А.Фет)

" Белая береза

Под моим окном

ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, ЛЕНИВО

ОБХОДЯ кругом,

ОБСЫПАЕТ ветки

Новым серебром". (С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,

СХОДИТ небо с чердака.

Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, СТОПАМИ теми,

В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ

Или с той же быстротой,

Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

УДИВЛЕННЫЕ растенья,

Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. « Сходит небо с чердака », ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни « удивлённые растенья » чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) « снег идёт » переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом ». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? - Сказуемое.

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Нахождение олицетворений в тексте:
2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.
5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ.
^ 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.
Ответы: Ластик спорил с карандашом на бумаге.
Пол охал и стонал, когда по нему ходили.
^ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Всем - выучить определение олицетворения.
2. Выбрать и выполнить задание по желанию:
1-й уровень - пересказать теор. мат..
2-й уровень - найти в текстах и записать олицетворения.
3-й уровень - придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.
^ 8. ИТОГ УРОКА: Что такое, олицетворение?

С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких поступков уходят в те верования, которые существовали на тот момент. Например, по старославянским традициям душа была у деревьев, строений, предметов домашнего обихода, оружия и т.д. Поэтому вполне закономерно было обращение к ним, как к живым, и существование подобных словосочетаний: земля-матушка, господин Великий Новгород, молвит волк человечьим голосом и т.д. Такие речевые обороты дошли до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в повседневных разговорах.

Это и есть олицетворение. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, который позволяет наделить неодушевленные предметы теми свойствами, что характерны для живых существ. Второе название приема – персонификация (в переводе с греческого языка буквально означает «делать лицо»). Вот несколько примеров того, как разным предметам и явлениям «делают лицо»: звезда с звездою говорит; где-то плачет иволга; солнце встало; дремлет суровый северный город. При помощи олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии.

Многие олицетворения так прочно вошли в нашу речь, что мы ежедневно их используем, не осознавая того, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не умеет ходить, тем более в другой орган. Или Цветы радуются солнечным лучам – растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.

Больше всего олицетворений можно встретить в стихотворениях, баснях и сказках, где разным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода дозором обходит владенья свои, выткался на озере алый свет зари. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, применяемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

Творческий альянс олицетворения и метафоры

Языковеды считают олицетворение особым видом метафоры. Тем не менее между ними наличествуют явные отличия, которые заключаются в следующих моментах:

  • олицетворение переносит качества живого на неживые предметы, а метафора базируется на схожести каких-то свойств двух аналогичных предметов;
  • олицетворение однозначно по своей структуре, оно точно описывает определенное качество, а метафора имеет более сложную и многозначную структуру, поэтому может пониматься по-разному;
  • олицетворение может входить в состав метафоры.

В любом тексте и речи присутствие такого лексического приема, как олицетворение, поможет создать запоминающийся образ и продемонстрировать читателю либо слушателю всю богатую палитру русского языка.

Нисколько не задумываясь, мы произносим словосочетания «солнце встало», «ручьи бегут», «метель завывает», «солнце улыбается», «дождь плачет», «мороз рисует узоры», «листья шепчутся».

На самом деле эти привычные фразы являются составляющими элементами старинных олицетворений. Сейчас они стали настолько обыденными, что их исходный смысл уже не воспринимается.

Слово «олицетворение» имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona - лицо, facio - делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon - лицо, poiéō- делаю). Этим стилистическим термином принято обозначать восприятие неодушевленных предметов как одушевленных и придание им свойств живых существ, наделение животных, растений, явлений природы человеческими переживаниями.

В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. В легендах и мифах Древней Греции взаимоотношения Урана и Геи, например, олицетворялись как бракосочетание Неба и Земли, в результате которого появились горы, деревья, птицы и звери.

У славян бог Перун олицетворял гром и молнию, Стрибог - ветер, Дана - воду, Дидилия - Луну, Коляда - бога Солнца в возрасте младенца, а Купала - бога Солнца в его летней ипостаси.

Понятие персонификации более тесно связано с миросозерцанием и имеет научный подтекст. Этот термин употребляют в философии, социологии и психологии. В персонификации сознания заложен механизм проекции, родственный принципу олицетворения.

Социология рассматривает психологию персонификации сознания как стремление человека в ситуации тщетных ожиданий и неудач возложить вину за события на кого-либо.

Олицетворение используют в качестве художественного приема в литературе, особенно часто поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях. Его относят к одному из видов тропов - выражений, которые используют в литературе для усиления образности и выразительности.


Примеров олицетворений в литературе не счесть, а в стихах они являются неотъемлемой составляющей. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков. Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

Деревья, травы и животные щедро наделены чувствами, они сопереживают вместе с автором «Слова». В баснях И.А. Крылова олицетворение несет уже совсем другую смысловую нагрузку и используется как иносказание. В поэме А.С.Пушкина наряду с традиционными олицетворениями («злые волны», «красуйся, град Петров») оно приобретает социальный и политический подтекст.

Энциклопедический словарь трактует олицетворение как прозопопею, т.е. , который переносит свойства одушевленных предметов на неодушевленные.
Их применяют в тех случаях, когда хотят провести психологическую параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

По этому признаку можно отличить метафоры–олицетворения от остальных. Такими метафорами наполнена повесть «Степь» А.П.Чехова. В ней пожухлая трава поет заунывную песню, тополь страдает от одиночества, а степь осознает напрасную гибель своих богатств и вдохновения, что перекликается с размышлениями писателя о своей родине и о жизни.

Значения древних олицетворений поучительны и до сих пор вызывают интерес. К ним относятся и знаки Зодиака. Само слово «зодиак» означает в переводе с греческого «животные в круге». 12 знаков Зодиака являются олицетворением основных особенностей и характера человека.

Рыб отличает сложность и чувствительность, интеллектуалов Водолеев - критическая оценка всех и всего и стремление к спорам, Козерогов - мудрость и решительность, Львов - аристократизм, свободолюбие и т.д.

Вообще олицетворения животных носили планетарный и философско-образный характер. Особое отношение было к китам. Желудок кита считали местом смерти и перерождения, а моряки считали кита олицетворением коварства.


Разгадка такого отношения кроется в древних преданиях, в которых моряки путали китов с островами и бросали якоря, которые при погружении китов топили корабли.

Остается добавить, что олицетворения точно определяют качества человека, а применение их в повседневной речи делает ее богаче и интересней.

Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами.

Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение: определение и функции

Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной. Однако мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём.

Можно ещё привести примеры олицетворений. Например, мы часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например - «золотая осень». Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.

Глава II Систематизация теоретико-литературного понятия «олицетворение»

2.1. Олицетворение - художественный троп литературы

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Примеры:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось ,
Мочалами ноги изопутаны.

В народной песне

Государство , словно отчим злой ,
от кого, увы, не убежать,
ибо невозможно взять с собой
Родину – страдающую мать .

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества (из материалов сети ИНТЕРНЕТ: учителя-новаторы).

Олицетворение , как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мразь, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит...

(Кольцов)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими чувствами и способностью говорить; стилистический прием, очень распространенный всех веков и народов. Такое определение дает автор-составитель словаря поэтических терминов литературовед А.П.Квятковский (17).

Олицетворение , прозопопея (от греч. prósōpon - лицо и poiéō - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры : перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации Олицетворение в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) Олицетворение как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) Олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, Ф.Тютчева, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

3) Олицетворение уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

4) Олицетворение как символ , непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных Олицетворение. Поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана олицетворение -метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное олицетворение : «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. Олицетворение такого рода близко к мифологическому олицетворение по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии (18).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Развивающие задания:

1. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

2. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке. (Т. Н. Толстая)

3. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Глава III Методическая организация уроков по изучению теоретико-литературных понятий в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Цели урока :


  1. Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Развитие навыков литературного анализа поэтического текста при акцентировке на теоретико-литературное понятие «олицетворение».

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока

Первая учебная ситуация: вступительное слово учителя.

Сегодня мы поразмыслим над стихами Фёдора Ивановича Тютчева, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений.. Задача непростая: Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

Вторая учебная ситуация: выразительное чтение и комментирования стихотворений Тютчева о природе.

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всей группой пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Третья учебная ситуация: анализ стихотворения «Весенняя гроза».

Стихотворение «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Четвертая учебная ситуация: анализ стихотворения «Неохотно и несмело».

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» ... Стихотворение «Неохотно и несмело» -- создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Пятая учебная ситуация: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Шестая учебная ситуация: анализ стихотворения «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою».

Седьмая учебная ситуация: эвристическая беседа.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Восьмая учебная ситуация: анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветер ночной?» Аналитический полилог.

Вопросы и задания:

1) Каков центральный образ стихотворения?

2) Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)

3) Какой звук слышен в 1 строфе?

4) Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы?

5) Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.

6) Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.

7) О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).

8) Прочитайте строки:

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!..
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи? Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

Девятая учебная ситуация: работа учащихся в интерактивном режиме в малых группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке.

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»).

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна - сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, - метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Десятая учебная ситуация: Думаем, размышляем, делаем выводы….

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:


  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

  3. Размышления о божественном начале Вселенной.

  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

  6. Пейзажно-философская лирика.

  7. Человек в мире и его Судьба.

  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Функция олицетворения в лирике Тютчева».

Учебные материалы к работе в малых группах

А). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б). Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»):

В) Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, -- когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Г). Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…».

3.2. Фрагменты урока по изучению лирики С.Есенина. Функция «олицетворения» (символ – олицетворение)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.

Повторение изученного

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.

Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.

2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.

Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.

Каждый язык содержит определённое количество олицетворений. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Олицетворение» в лирике Сергея Есенина.

Чтение стихотворения Я.Смелякова

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

О каком образе говорится в стихотворении?

О мире природы

Какой образ он выделяет в мире природы?

Березу.

Какого поэта называет?

Сергея Есенина.

Берёза – образ одного ряда с такими образами-символами: летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

В них ощущение Родины, её простора, приметы родной земли.

В русской поэзии Х1Хвека при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.

Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.

Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве поэта ХХ века Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.

Сообщение одного из учащихся

Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

…душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.

Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

Как относится Есенин к берёзке? Почему поэт ее оживляет?

Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Здесь выражается искреннее человеческое отношение к миру. Оживляется природа вместе с есенинскими строками.

Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.

Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

Вопросы для сравнительного анализа

Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

Какие виды тропов использует поэт?

Отметьте композиционные особенности стихотворений.

Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

Что общего в этих стихотворениях?

Примерный анализ

«Берёза» (1913) Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки