Что такое александрийская библиотека. История и этнология

Современная энциклопедия

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне. часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э., остатки в 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Основана в начале III в. до н. э. при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э. во время междоусобной… … Энциклопедический словарь

Наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии (См. Александрия) при Александрийском мусейоне (См. Александрийский мусейон) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли А. б. крупнейшие учёные: Эратосфен,… … Большая советская энциклопедия

Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. это сл.). Уже при первом Птоломее Сотере афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александрийская библиотека - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира Александрийского… … Педагогический терминологический словарь

Александрийская библиотека - События, связанные с основанием музея и библиотеки, и их последствия В предыдущей главе мы показали серию мутаций традиционного образа жизни человека и их отражения в новых философских движениях, упоминали также о возникновении новых центров … Западная философия от истоков до наших дней

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в начале III в. до н. э. В ней насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков, включавших произведения древнегреческой литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Книга мудрости Растафари / The Lost Bible of Rastafarian Wisdom and Faith from Ethiopia and Jamaica. Серия Александрийская библиотека , Кебра Нагаст. 192 стр. Эта книга - первое русское издание знаменитой священной книги древних абиссинцев, восходящей к Ветхому Завету и повествующей о династии эфиопских царей (родоначальник которой, по…
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр , В. В. Файер. Александрийская библиотека времен Птолемеев - место рождения европейской филологии. Возглавлявшие ее в III-II веках Зенодот, Аристофан и Аристарх занимались, преждевсего, текстологией…

Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными. Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит , основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.

Александр Македонский умер в 323 году до н. э. Его огромная империя распалась на несколько отдельных государств. Возглавили их диадохи - соратники великого завоевателя. Все они являлись выходцами из греческих земель и прошли долгий боевой путь от Малой Азии до Индии.

Земли Древнего Египта достались диадоху Птолемею Лагу (367-283 до н. э.). Он основал новое государство - Эллинистический Египет со столицей в Александрии и положил начало династии Птолемеев. Просуществовала династия долгих 300 лет и оборвалась со смертью Клеопатры (69-30 до н. э.) - дочери Птолемея XII. Романтический образ этой поразительной женщины до сих пор служит предметом многочисленных споров среди историков и всех тех, кто неравнодушен к пылким любовным страстям, перемешанным с холодным политическим расчётом.

Птолемей Лаг дал своим детям блестящее образование. По примеру македонских царей, вверявших своих чад ведущим философам того времени, новоиспечённый властелин пригласил в Александрию Деметрия Фолерского (350-283 до н. э.) и Стратона Физика (340-268 до н. э.). Эти учёные мужи являлись учениками Теофраста (370-287 до н. э.). Тот же, в свою очередь, учился у Платона и Аристотеля и продолжил дело последнего.

Дело это выражалось в философской школе. Называлась она ликей, а её учеников именовали перипатетиками. В ликее имелась библиотека. Она не содержала в себе большого числа рукописей, но сам принцип организации и работы подобного заведения был хорошо знаком и Деметрию Фолерскому, и Стратону Физику. Именно с их подачи Птолемей Лаг и загорелся идеей создать в Александрии великолепную библиотеку.

Ради объективности и исторической точности нужно отметить, что задумка касалась не только библиотеки. Первый греческий царь Египта предполагал создать мусейон - музей. Библиотека же рассматривалась как его часть - необходимое дополнение к астрономической башне, ботаническому саду, анатомическим кабинетам. В ней должна была храниться информация для тех, кто будет заниматься медициной, астрономией, математикой и другими необходимыми для общества науками.

Задумка, конечно, блестящая, лишний раз подчёркивающая высокий интеллектуальный и духовный уровень людей, живших в ту далёкую эпоху. Но Птолемею Лагу не суждено было воплотить свои мечты в жизнь. Он умер в 283 году до н. э, так и не осуществив столь глобальный и нужный проект.

Царский трон занял его сын Птолемей II Филадельф (309-246 до н. э.). Уже с первого года правления, он, в соответствии с волей отца, вплотную занялся как основанием Александрийской библиотеки, так и мусейона.

Истории, к сожалению, неизвестно, когда вся эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь. Мы не знаем точной даты, конкретного дня, когда первые посетители вошли в просторные залы и взяли в руки свитки с бесценной информацией. Нам неизвестно даже конкретное место, где находилась Александрийская библиотека, и как она выглядела.

Доподлинно известно только то, что первым хранителем этого величайшего общественного заведения древности был Зенодот Эфесский (325-260 до н. э.). В Александрию этот уважаемый древнегреческий философ приехал по приглашению Птолемея Лага. Он также, как и его коллеги, занимался воспитанием детей первого греческого царя Египта и видимо произвёл на окружающих неизгладимое впечатление своими познаниями и кругозором.

Именно ему Птолемей II Филадельф и доверил решение всех организационных вопросов, связанных с только что начавшей работать библиотекой. Вопросов же этих было великое множество. Первый и самый главный - оценка подлинности и качества рукописей .

Папирусные свитки, содержащие в себе бесценную информацию, покупались царствующим домом у различных людей, в маленьких библиотеках, принадлежащих частным лицам или философским школам, а иногда и просто конфисковывались при таможенном досмотре на кораблях, бросающих свои якоря в Александрийском порту. Правда, такая конфискация всегда компенсировалась денежным вознаграждением. Другое дело - соответствовала ли выплаченная сумма подлинной стоимости рукописи.

Зенодот Эфесский и был главным арбитром в этом щекотливом вопросе. Он оценивал историческую и информационную ценность представленных ему на рассмотрение документов. Если рукописи отвечали тем жёстким стандартам, которые предъявляла Александрийская библиотека, то они тут же передавались в руки умелых мастеров. Последние проверяли их состояние, реставрировали, придавали им должный читабельный вид, и после этого свитки занимали своё место на полках.

Если же в руки греческого философа попадали рукописи с какими-то неточностями, неверными данными, то он помечал соответствующие абзацы специальными знаками. В последствии, любой читатель, знакомясь с данным материалом, видел, чему можно верить безоговорочно, а что подлежит сомнению и не является правдивой и точной информацией.

Иногда первому хранителю Александрийской библиотеки доставляли и явную подделку, купленную у нечистоплотных людей. Желающих нажиться на продаже свитков в то время было немало. Отсюда видно, что за последние 25 веков человеческая натура мало изменилась.

Также Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти необходимый для читателя материал. Тематик же было великое множество: медицина, астрономия, математика, философия, биология, архитектура, зоология, искусство, поэзия и многие-многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками.

Разделялись рукописи также и по языкам. Практически 99% всего материала было написано на египетском и греческом языках. Совсем немного свитков писалось на еврейском и некоторых других языках Древнего Мира. Здесь также учитывались пристрастия читателей, поэтому некоторые ценные материалы, написанные на редком языке, переводились на греческий и египетский.

Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей . Помещения тщательно проветривались, служащие следили за тем, чтобы в них не было сырости. Периодически все свитки проверялись на наличие в них насекомых, подпорченные же документы подвергались немедленному восстановлению.

Вся эта работа была очень сложная и трудоёмкая. Рукописей насчитывалось великое множество. Разные источники называют разные цифры. Скорее всего свитков лежало на полках в залах и в хранилище не менее 300 тысяч. Это огромное количество, соответственно и штат работников Александрийской библиотеки представлял из себя большой коллектив. Все эти люди содержались за счёт царской казны.

Под сводами Александрийской библиотеки

Птолемеи абсолютно безвозмездно 300 лет тратили огромные средства на содержание мусейона и библиотеки. Из поколения в поколение греческие цари Египта не только не охладевали к этому детищу, а наоборот, всячески старались расширить его и улучшить работу.

При Птолемее III Эвергете (282-222 до н. э.) появился филиал Александрийской библиотеки. Основан он был при храме Сераписа - вавилонского бога, используемого Птолемеями в качестве высшего божества, равного Осирису (царь загробного мира у древних египтян). Таких храмов было много на подведомственных греческой династии землях. Каждый из них носил одно и то же название - Серапеум.

Именно в Александрийском Серапеуме и расположился филиал библиотеки. Это лишний раз подчёркивает значимость данного общественного заведения, так как Серапеумам предавалось огромное политическое значение. Их функция заключалась в сглаживании религиозных разногласий между исконными жителями этих земель египтянами и греками, которые в большом количестве приезжали в Древний Египет на постоянное проживание после прихода к власти Птолемеев.

При Птолемее III Александрийской библиотекой, на протяжении 40 лет, руководил третий хранитель (второй хранитель Каллимах - учёный и поэт) - Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.). Сей почтенный муж являлся математиком, астрономом, географом. Он также увлекался поэзией и неплохо разбирался в архитектуре. Современники считали его не уступающим по интеллекту самому Платону.

По настоятельной просьбе царя Эратосфен Киренский прибыл в Александрию и с головой окунулся в многообразную, интересную и сложную работу. При нём был полностью переведён с еврейского на греческий язык «Ветхий Завет». Этот перевод библейских заповедей, которыми руководствуется и современное человечество, называется «Септуагинта».

Именно при этом человеке в Александрийской библиотеке появился «Астрономический каталог». Он включал в себя координаты более 1000 звёзд. Появилось также много работ по математике, в которой Эратосфен был большой дока. Всё это ещё больше обогатило величайшее общественное заведение Древнего Мира.

Систематизированные, подобранные с особой тщательностью источники знаний способствовали тому, что в Александрию приезжало множество образованных людей, стремящихся улучшить и углубить свои познания в разных областях науки.

В стенах библиотеки работал древнегреческий математик Евклид (умер 273 до н. э.), Архимед (287-212 до н. э.), философы: Плотин (203-270 до н. э.) - основатель неоплатонизма, Хрисип (279-207 до н. э.), Гелесий (322-278 до н. э.) и многие-многие другие. Очень большой популярностью Александрийская библиотека пользовалась у врачей Древней Греции.

Дело заключалось в том, что по существующим тогда законам, на землях Балканского полуострова нельзя было заниматься хирургической практикой. Резать тело человека категорически запрещалось. В Древнем Египте на этот вопрос смотрели совсем иначе. Многовековая история создания мумий уже сама по себе предполагала вмешательство режущих инструментов. Без них мумификация была бы невозможна. Соответственно и хирургические операции рассматривались как дело обыденное и привычное.

Греческие эскулапы использовали любую возможность, чтобы уехать в Александрию и именно в стенах мусейона совершенствовать своё мастерство и знакомиться с внутренним устройством человеческого тела. Необходимый теоретический материал они черпали в стенах Александрийской библиотеки. Здесь имелось огромное количество информации. Вся она была изложена на древнеегипетских свитках, тщательно отреставрированных и отсортированных.

Дело Эратосфена Киренскийского продолжили другие хранители. Многих из них приглашали из греческих земель в качестве учителей для венценосных отпрысков.

Это была устоявшаяся практика. Хранитель библиотеки одновременно являлся и наставником очередного наследника престола. Ребёнок с младых лет впитывал в себя саму атмосферу, дух величайшего общественного заведения древности. Вырастая и получая власть, он уже рассматривал Александрийскую библиотеку как что-то родное и до боли близкое. Самые лучшие воспоминания детства были связаны именно с этими стенами, а потому они всегда холились и лелеялись.

Закат Александрийской библиотеки приходится на последние десятилетия I тысячелетия до н. э . Возросшее влияние Римской республики, борьба за власть между Клеопатрой и Птолемеем XIII привели к серьёзному политическому катаклизму. Вмешательство римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) помогло Клеопатре в её стремлении к единоличному и безраздельному царствованию, но негативно сказалось на культурном наследии великого города.

По приказу Юлия Цезаря был подожжён военный флот, выступивший на стороне Птолемея XIII. Огонь стал безжалостно пожирать суда. Языки пламени перекинулись на городские постройки. В городе начались пожары. Они в скором времени добрались и до стен Александрийской библиотеки.

Люди, занятые спасением своих жизней и имущества, не пришли на помощь тем служителям, которые пытались спасти для будущих поколений бесценную информацию, запечатлённую на свитках. В огне погибли рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Навсегда канули в вечность манускрипты древних египтян, содержащие в себе данные о зарождении человеческой цивилизации. Огонь безжалостно сожрал медицинские трактаты, астрономические и географические справочники.

Всё, что с огромным трудом столетиями собиралось по всему Средиземноморью, погибло в огне за несколько часов. Трёхвековая история Александрийской библиотеки закончилась. Это был 48 год до н. э.

Естественно, когда огонь потух и страсти улеглись, люди осмотрели содеянное и ужаснулись. Клеопатра, получившая безраздельную власть из рук Цезаря, пыталась восстановить былое величие и гордость своих предков. По её приказу библиотеку отстроили заново, но бездушные стены не могли заменить то, что должно было за ними храниться.

Очередной поклонник царицы римский военачальник Марк Антоний (83-30 до н. э.) пытался помочь укомплектовать библиотеку новыми рукописями. Их доставляли из разных мест, подконтрольных Римской республике, но это уже были далеко не те манускрипты, на которых учились великие философы древности.

В 30 году до н. э. Клеопатра покончила жизнь самоубийством. С её смертью прекратилась династия Птолемеев. Александрия превратилась в римскую провинцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александрийская библиотека продолжила своё существование, но серьёзных денежных вливаний никто в неё уже не делал. Она просуществовала ещё триста лет. Последнее упоминание о библиотеке приходится на 273 год. Это время правления римского императора Аврелиана (214-275), кризис Римской империи и война с Пальмирским царством.

Последнее представляло собой отколовшуюся от империи провинцию, провозгласившую свою независимость. Это новое государственное образование очень быстро набрало силу при царице Зенобии Септимие (240-274). Город Александрия оказался на землях этого царства, поэтому гнев римского императора Аврелиана отразился и на нём.

Александрия была взята штурмом и сожжена. В этот раз Александрийскую библиотеку спасти уже ничто не могло. Она погибла в огне и навсегда прекратила своё существование. Существует, правда, версия, что и после этого пожара библиотеку частично восстановили, и она просуществовала ещё 120 лет, окончательно канув в небытие только в конце IV века.

Это были годы бесконечных гражданских войн и время правления последнего императора единой Римской империи Феодосия I (346-395). Именно он отдал приказ об уничтожении всех языческих храмов. Библиотека находилась в Александрии при Серапеуме (храм Сераписа). Согласно приказу императора, его сожгли в числе множества других подобных сооружений. Окончательно погибли и жалкие остатки когда-то величайшего кладезя человеческих знаний.

На этом можно было бы поставить точку в этом грустном повествовании. К счастью, на земле хоть и редко, но происходят чудеса. Александрийская библиотека возродилась, как птица Феникс из пепла. Случилось это чудо в 2002 году в городе Александрии.


Библиотека
Александрина

Взорам людей предстало величайшее сооружение с оригинальной архитектурой из стекла, бетона и гранита. Называется оно «». В строительстве этого здания приняли участие десятки государств. Руководило работами ЮНЕСКО.

Возродившаяся библиотека имеет огромные площади, множество читальных залов, хранилища, рассчитанные на 8 миллионов книг. Главный читальный зал располагается под стеклянной крышей и большую часть суток залит солнцем.

Современные люди отдали дань уважения далёким предкам. Возродили великие традиции, похороненные под грудой пепла почти 1000 лет назад. Это лишний раз доказывает, что человеческая цивилизация не деградирует, а продолжает свой духовный рост. Пусть этот процесс идёт медленно, но он неотвратим в потоке времени, а тяга к знаниям не угасает с поколениями, а продолжает довлеть над человеческими умами и заставляет нас делать подобные благородные поступки.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Существует суждение, что в древние времена люди были необразованны и невежественны — отсутствовала тяга к знаниям, основными занятиями были непрестанные войны, пиры с обильной едой и питьем. Практически у всех было безразличное отношение к здоровью. В результате продолжительность жизни была очень низка. Фактом, опровергающим такое мнение, является Александрийская библиотека. Ее называют мудростью древних эпох и кладезем всех достижений на протяжении существования цивилизации.

Датой основания библиотеки принято считать начало III века до н. э. В величайшем хранилище знаний древнего античного мира собрались тысячи различных свитков и рукописей, написанных на нескольких языках: египетском, греческом и еврейском. Среди этих сокровищ было много творений выдающихся людей того времени: Еврипида, Эсхила, Софокла и многих других.

Интересен тот факт, что библиотека не была схоронена от глаз людских, будучи доступной только ее коронованным хозяевам. Всякий желающий и жаждущий знаний мог всегда войти в ее просторные прохладные залы и читать бесценные пергаментные свитки, подносимые служащими библиотеки. Посетителем здесь мог быть любой человек, независимо от его материального достатка или вероисповедания. Александрийская библиотека была бесплатна, и ее содержание оплачивалось из царской казны. Это важный факт, доказывающий то, что и в древние времена люди ставили знания на самую высокую ступень.

Люди, имеющие образование, в тех эпохах были почитаемыми, к ним все относились с особым уважением, их советов и рекомендаций спрашивали и затем придерживались. Великие философы того времени и по сей день известны всему миру, наши современники до сих пор цитируют их, удивляясь великой мудрости. Возможно, что большинства этих выдающихся людей могло и не быть, если бы не Александрийская библиотека, в которой они могли тогда черпать необходимые знания.

Кому же обязаны люди, получив бесценный шедевр? Для будущего Александрийской библиотеки косвенно послужил великий завоеватель Александр Македонский, когда в 332 году до н. э. основал город Александрию, назначив его столицей. И, хотя не он строил и задумывал библиотеку, однако, справедливости ради стоит отметить, что не будь города Александрии, не существовало бы и библиотеки.

После смерти завоевателя части его империи достались его соратникам. Египетские земли отошли одному из них – Птолемею Лагу, который стал родоначальником династии Птолемеев, пришедшей на смену эпохам фараонов и продолжающейся триста лет. Царица Клеопатра была последней представительницей этой династии. Именно первым Птолемеям обязана своим существованием Александрийская библиотека.

Царь Птолемей Лаг трепетно относился к образованию и постарался обеспечить его своим детям, пригласив известных философов того времени в качестве учителей. При школе, организованной ими, была небольшая библиотека, содержащая немного рукописей. Философы Стратон Физик и Деметрий Фалерский, в свое время учившиеся у великих мужей Аристотеля и Платона, имели хорошее представление о работе и структуре подобного заведения. От них Платон Лаг и получил идею создания огромной библиотеки в Александрии.

Царь хотел построить целый музей, в котором бы был ботанический сад, кабинеты анатомии и даже астрономическая башня. Библиотека была задумана в дополнение к этому музею. Но мечты Птолемея Лага так и остались мечтами, вскоре он умер, не успев претворить в жизнь этот великолепный проект.

Строительство Александрийской библиотеки и музея, в соответствии с пожеланиями отца, продолжил его сын, Птолемей Филадельф, унаследовавший трон. Историкам не удалось выяснить, где было первоначальное местонахождение библиотеки и точное время открытия, когда первые посетители, жаждущие знаний, вошли в ее двери. Известно лишь, что строительство было полностью окончено во второй половине III века до н. э.

Пополнение Александрийской библиотеки проводилось своеобразным методом: со всех кораблей, побывавших в порту Александрии, забирали все свитки и рукописи, какие только были. Если эти свитки не были важными и полезными, их возвращали назад на корабль. Также царствующий дом скупал свитки и у населения, в философских школах и маленьких библиотеках. Существует даже легенда, что правитель Птолемей III внес огромный залог (15 талантов) Афинам за рукописи Еврипида, Софокла и Эсхила, взяв эти трагедии, чтобы скопировать для библиотеки. Свитки впоследствии так и не вернулись в Афины.

Музей и библиотека в совокупности представляли собой первый университет, благодаря которому совершили свои великие открытия многие выдающиеся люди. Аристарх высказал идею вращения Земли вокруг Солнца, Евклид подарил миру геометрию, Герофил доказал, что разум человека находится не в сердце, как тогда считалось, а в голове. Эратосфен назвал точную цифру окружности нашей планеты.

Первым хранителем этого уникального университета был Зенодот Эфесский. Древнегреческий философ приобрел высочайшее уважение царя Птолемея Филадельфа, поэтому и был назначен на такой ответственный пост. Он решал все организационные вопросы, которых у только что открывшейся библиотеки было великое множество.

Хранитель библиотеки лично проверял все рукописи, попадающие в библиотеку, и был арбитром их ценности и правдивости. Кроме того, Зенодот классифицировал все свитки, чтобы читателям было проще найти интересующий их материал. Философ также тщательно следил, чтобы рукописи хранились должным образом: в помещениях не допускалась влага, свитки всегда проверялись, нет ли в них насекомых, и при необходимости реставрировались.

В течение трехсот лет царская династия Птолемеев безвозмездно содержала и развивала Александрийскую библиотеку на свои средства. При одном из царей – Птолемее III Эвергете у библиотеки появился даже свой филиал в храме Сераписа. Хранителем в это время был известный ученый Эратосфен Киренский. Он сделал перевод книги «Ветхий Завет» на греческий язык. Его переводом пользуются и в наше время. При этом хранителе в библиотеку поступил «Астрономический каталог», в котором были помещены координаты более одной тысячи звезд.

Александрия стала источником знаний и мудрости, поэтому сюда съезжались образованные люди со всех концов света, чтобы совершенствоваться в различных научных сферах. В те времена во многих странах был запрет на анатомию человеческого тела, и ученые медики не имели возможности расширять свои знания. Но в Египте на эти вещи был совсем другой взгляд. Многие врачи древности смогли подарить миру свои открытия в медицине благодаря удивительному первому университету Александрии.

В 48 году до н. э. великое и уникальное учебное заведение пострадало из-за борьбы царицы Клеопатры за престол, который она пыталась забрать у Птолемея XIII. Тогда в эту войну вмешался Юлий Цезарь и предал огню военный флот Птолемея. Пожар перекинулся на Александрийскую библиотеку. Повсюду был хаос, люди пытались спасти свое имущество, и некому было помочь небольшому числу хранителей выносить из огня бесценные рукописи. Навсегда были утеряны для человечества свитки о зарождении и существовании древнейшей цивилизации, великие медицинские трактаты и справочники по географии, геометрии и астрономии. Все погибло в безжалостном огне. Александрийская библиотека с ее трехвековыми знаниями сгорела полностью.

В дальнейшем царица Клеопатра, получив всю власть в свои руки, пыталась восстановить библиотеку, отстроив ее заново. Но все великие уникальные знания, хранившиеся под сводами старой библиотеки-университета уже было не вернуть. Те немногочисленные рукописи, которые пытались доставить в библиотеку сама царица и ее очередной возлюбленный, Марк Антоний, не смогли покрыть даже малой толики потери.

После смерти Клеопатры закончились дни правления династии Птолемеев. Расцвет Александрии прекратился, и она превратилась в одну из римских провинций. Библиотекой стало некому больше заниматься. В состоянии запущения и забвения Александрийская библиотека прожила еще триста лет. Во время еще одной войны между Римской империей и Пальмирского царства город Александрия снова был предан огню. Вместе с ним сгорела Александрийская библиотека, навсегда окончив свое существование.

Чудо возрождения Александрийской библиотеки произошло уже в наш век, в 2002 году. Великая историческая мировая ценность взметнулась в небо своей оригинальной современной архитектурой, словно птица феникс, восстав из пепла. Стекло, гранит и бетон стали основой нового здания. Десятки стран под руководством ЮНЕСКО помогали отстраивать новую библиотеку в Александрии.

Главный зал библиотеки большую часть времени залит солнечными лучами, так как находится под крышей из стекла. Огромная площадь библиотеки включает в себя не только множество хранилищ и залов для чтения, но и музеи с бесценными экспонатами. Около восьми миллионов книг хранятся под ее сводами. Теперь сюда за знаниями приезжают и приходят будущие великие ученые – современные студенты многих университетов и институтов. Александрийская библиотека снова гостеприимно принимает своих посетителей.

В 48 г. до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература.

Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий 273 года - император Аврелиан полностью уничтожил Брухейон. С XVIII века распространилась версия, что часть библиотеки, хранившаяся в Серапеуме, была уничтожена во время столкновений 391 года между христианами и язычниками, но она не подтверждается однозначно античными источниками. По легенде, уничтожение библиотечных фондов завершилось в ходе арабского завоевания в первой половине VII века .

Практически все сведения о содержимом и устройстве Александрийской библиотеки содержатся в разрозненных античных источниках, которые сильно противоречат друг другу. Не известен ни один текст, вышедший непосредственно из библиотеки; археологи с большим трудом идентифицируют её местоположение.

Античные источники. Терминология

Александрийская библиотека скудно представлена в источниках, которые в большинстве своём восходят к римской эпохе, когда изменились принципы функционирования и комплектования библиотеки . Древнейшим источником, содержащим сведения о библиотеке, является Письмо Аристея , датируемое ныне II или I веком до н. э. Отрывочные сведения содержатся в «Географии» Страбона , трудах Сенеки , Плутарха и Светония . Некоторые сведения анекдотического характера представлены в трудах медика II века Галена , а также у Афинея , и ряда других авторов. Ряд важных сведений представлен в схолиях византийского учёного XII века Иоанна Цецеса , но источники его информации неизвестны .

В античных источниках Александрийская библиотека именовалась по-разному. Достаточно часто она именуется просто «Великой библиотекой» (др.-греч. ἡ μεγάλη βιβλιοθήκη ), «царской библиотекой», «библиотекой Мусейона », и т. д.

Основание библиотеки

Александрийская библиотека была основана, вероятно, по инициативе царя Птолемея I Сотера , что следует из «Моралий » Плутарха (Non posse suaviter vivi, 13, 3). Образцом для создания Александрийской библиотеки как государственного научного и образовательного учреждения, были, по-видимому, собрания при школах Платона и Аристотеля . Когда Платон перенёс школу из рощи Академа в собственный дом, он основал при нём Мусейон - храм муз; Теофраст построил для перипатетической школы специальные аудитории и здание библиотеки .

В основании Александрийской библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака, однако Деметрий не мог появиться в Александрии ранее 297 года до н. э. К его появлению, основа библиотеки уже сложилась, во всяком случае, Епифаний Кипрский сообщал, что однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков , но многое ещё предстоит достать и скопировать .

Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали учёные, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги; был составлен каталог книг . Существенной особенностью Александрийской библиотеки было то, что её фонды преимущественно пополнялись на месте: Александрия была главным центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание кадров подготовленных специалистов - писцов и грамматиков-текстологов. Впервые об этом написал Авл Геллий , он же приводил максимальную оценку размеров библиотечного фонда - 700 000 свитков («Аттические ночи», VII, 17, 1-3) .

Библиотека и Музей создавались одновременно и должны были дополнять друг друга. Музей был культовым учреждением, но поклонение Музам носило практический характер, в форме разнообразных научных и литературных занятий, осуществляемых штатными учёными и литераторами. Ближайшим аналогом этой деятельности была постановка трагедий в Афинах классической эпохи как акт культовой обрядности бога Диониса . По сообщению Афинея , первоначальную основу библиотечного фонда составила библиотека Аристотеля, купленная Птолемеем (I, 3 b); однако этот фрагмент можно истолковать и как то, что основу фонда составили труды самого Аристотеля. Гален сообщал характерный анекдот, согласно которому все суда, посещавшие гавань Александрии, должны были отдавать свои книги и взамен получать копии. Птолемей III Эвергет взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков и вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов .

Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), Аристофан Византийский (по 185-180 г. до н. э.), Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.). В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма , в том числе Евклид , Герон Александрийский , Архимед . Сведения об этом приводятся в византийской энциклопедии Суды . В оксиринхском папирусе 1241 приводится другой список александрийских библиотекарей, но, по словам В. Боруховича , он не может служить основанием для решения вопроса о преемственности в управлении библиотекой. Аполлоний Родосский назван здесь учителем первого царя (вместо третьего), а преемником Аполлония назван Эратосфен , за которым следуют Аристофан Византийский и Аристарх .

Фонды библиотеки

Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена

В 1819 году Ф. Осанн, изучая рукопись комедий Плавта XV века, обнаружил латинский схолий , содержащий сведения об Александрийской библиотеке, но опубликован он был намного позже. Содержание его таково:

(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, - хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum ), «простых же и разделённых» (Simplicium autem et digestorum ) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка .

Анонимный автор схолия ссылался при этом на византийского учёного Иоанна Цецеса . Примечательно, что греческий текст Цецеса об Александрийской библиотеке - части схолий к Аристофану - сохранился в одной из рукописей из собрания Амброзианской библиотеки в Милане . Там приведён иной порядок чисел:

Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων ) - 400 000, «простых» же и «несмешанных» - 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок .

Характерно, что современные исследователи склонны доверять заниженным оценкам числа хранившихся в библиотеке сочинений . Споры вызывает также понятие «простых», «смешанных» и «несмешанных» книг, хранившихся в библиотеке. По мнению В. Боруховича , «простыми» книгами в традиции александрийских учёных назывались свитки среднего размера, включавшие одно литературное произведение, тогда как «смешанные» книги представляли собой совокупность свитков, связанных или заключенных в одну коробку, как бы «перемешанными» между собой - так, что требовалось искать среди них требуемую часть памятника .

Текстологическая работа хранителей библиотеки была неотделима от каталогизации её содержимого. Многие книги были намеренно приписаны их авторами другим лицам (так называемые «псевдэпиграфы ») или вообще не имели автора. Часто авторы носили одинаковые имена, а в процессе переписки рукописей тексты искажались, возникали пропуски и добавления. Поэтому перед александрийскими грамматиками, занимавшимися обработкой накопленных книжных фондов, вставала задача максимального приближения к авторскому оригиналу редактируемых ими копий . Интересы библиотекарей включали не только греческие произведения, но и восточные. Именно при Мусейоне был осуществлён перевод Септуагинты , а египетский жрец Манефон написал по-гречески «Историю Египта». Также он, предположительно, был основателем филиала библиотеки при Серапеуме .

Далее около двух столетий Александрийская библиотека существовала в относительно спокойной обстановке. У Светония в биографии Клавдия (42, 2) содержится фрагмент, в котором тот повелел пристроить к Мусейону новое здание для переписывания и публичного чтения собственных сочинений императора. Из этого некоторые авторы делают вывод, что упадок библиотеки уже начался . В то же время, у Светония сообщается, что после того, как римская императорская библиотека пострадала от пожара, Домициан отправил в Александрию специалистов для копирования и сверки утраченных текстов («Жизнь двенадцати цезарей », «Домициан», 20). Из этого Р. Бэгналл делал вывод, что в римскую эпоху библиотека утратила свой религиозный статус и была переориентирована на нужды системы образования .

Во II веке Александрию посетил император Адриан , назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий . Однако, с началом кризиса Римской империи , в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского .

Главная библиотека вероятнее всего погибла в 273 году, когда император Аврелиан разрушил и сжёг Брухейон при взятии Александрии, подавляя мятеж царицы Зенобии ; часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно не установлено .

В 391 году в Александрии произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума . Церковный историк Сократ Схоластик описывал это так :

Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил всё, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское , разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламенённые одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане…

Вероятно, во время этих событий погибли книги, находившиеся в храме . О событиях писал также языческий автор Евнапий Сардийский . Оба - Сократ и Евнапий - сообщали о разрушении языческих храмов, однако упоминаний об уничтожении именно книг нет. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще. У Орозия (VI, 15, 32) сообщается, что шкафы от книг можно было видеть в разных храмах Александрии . Известно, что Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года; в частности, одним из последних известных интеллектуалов, работавших там, был математик и философ Теон Александрийский , скончавшийся около 405 года (сведения об этом приводятся в энциклопедии Суды) .

В труде Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей сообщается, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII-VIII веках при господстве арабов-мусульман, однако достоверных сведений об этом нет. Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране , то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь» . Российский историк-арабист О. Г. Большаков комментировал это так :

Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский , немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.

Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом - многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон - христиан, Григорий Бар-Эбрей - мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана . C точки зрения Р. Бэгнолла, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления. В античности папирусные книги-свитки старше 200 лет считались большой редкостью .

Историография. Археологические свидетельства

Несмотря на крайне малое количество достоверной информации об Александрийской библиотеке, она с течением веков стала архетипическим символом хранилища знания и культуры, а также символом скоротечности бытия . Этот образ возник в эпоху Ренессанса и в почти неизменном виде стал передаваться последующим поколениям . Новое измерение тема Александрийской библиотеки приобрела в монументальном труде «История упадка и разрушения Римской империи » (1776-1789) Эдуарда Гиббона , в котором он обвинил в уничтожении библиотеки христиан, а не мусульман.

Отсчёт современной научной историографии Александрийской библиотеки ведётся с 1823 года, когда в Лейдене вышла небольшая монография Герхарда Деделя Historia critica bibliothecae Alexandrinae . В 1838 году аналогичную книгу опубликовал Ф. Ричль , и с тех пор публикации на тему Александрийской библиотеки стали более или менее регулярными. Существенным вкладом в исследование библиотеки стала монография американского исследователя Э. Парсонса, вышедшая в 1952 году . В 1986 году было опубликовано исследование Л. Канфора «Исчезнувшая библиотека» , ставшее бестселлером, но его критиковали за смешение фактов с литературным вымыслом и «туманность» выводов . Однако, поскольку в книге приведены почти все древние источники и описаны современные исследования, книга переводилась на многие языки и регулярно переиздаётся. В 1990 году вышло большое исследование Мустафы аль-Аббади, считающееся наиболее фундаментальным из до сих пор публиковавшихся .

С точки зрения археологии, Александрийская библиотека локализуется плохо. Из описания Страбона следует, что у библиотеки вообще не было отдельного здания (по крайней мере, оно не упоминается). Руководитель раскопок царского квартала древней Александрии Жан-Ив Эмперёр вообще скептически относился к возможности открытия остатков здания Библиотеки . Одним из следов материального существования Библиотеки считается каменный ящик, обнаруженный в 1847 году. Предполагается, что он служил для хранения книг, ныне он находится в коллекции венского Музея истории искусств . По результатам раскопок александрийского Серапеума , принято считать, что для хранения книг служила анфилада из 19 комнат размером 3 × 4 м, расположенная во дворе за южным портиком .

В массовой культуре

С 1980-х годов судьба Александрийской библиотеки заинтересовала авторов исторической и приключенческой прозы. В свет вышли романы Стива Берри , Клайва Касслера , математика и историка науки Дени Гежа , астронома и писателя Жана-Пьера Люмине .

Александрийская библиотека играет определённую роль в сюжете, по крайней мере, двух фильмов на античную тему. В исторической драме «Клеопатра » (1963) египетская царица называет Цезаря «варваром» за погибшую в ходе боевых действий библиотеку - в фильме показан её пожар. В 2009 году вышел фильм «Агора », посвящённый судьбе Гипатии , которая по сюжету работала в Александрийской библиотеке. Этот фильм вызвал множество критических откликов в отношении корректности передачи исторической реальности, включая разбор профессионального историка - Фэйт Джастис .

Современная Александрийская библиотека

Примечания

  1. , с. 152.
  2. Mostafa El-Abbadi. The life and fate of the ancient Library of Alexandria. - 1990. - P. 78.
  3. Angelika Zdiarsky. Bibliothekarische Überlegungen zur Bibliothek von Alexandria. - 2011. - S. 162, 166.
  4. Rudolf Blum. Kallimachos. The Alexandrian Library and the Origins of Bibliography. - University of Wisconsin Press, 1991. - P. 104-105.
  5. Uwe Jochum. Kleine Bibliotheksgeschichte. - 2007. - S. 34.
  6. Elgood P. G. Les Ptolémées d’Egypte. - P. , 1943. - P. 7.
  7. , с. 153-154.
  8. , с. 153.
  9. Александрийская библиотека // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. - М: Большая Российская энциклопедия, 2005. - Т. 1. - С. 447. - 768 с. - 65 000 экз. - ISBN 5-85270-329-X .
  10. , с. 154.
  11. , с. 157.
  12. , с. 159.
  13. , с. 161.
  14. Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. - Breslau, 1838. - S. 3.
  15. Keil H. Ioannis Tzetzae scholiorum in Aristophanem Prolegomena // Rheinisches Museum. - 1847. - № VI . - P. 108.

Александрийская библиотека по праву считается уникальным объектом древнего мира, но, к сожалению, утерянным. Тем не менее, с ней связано много тайн. И до сих пор остается загадкой причина ее исчезновения.

В 332 году до н.э. на берегу Средиземного моря в дельте Нила был основан город. Согласно легендам проектировал новый город сам Дейнократ Родосский по поручению великого полководца Александра Македонского. Город задумывался как центр науки. Александрия, такое название получил город, был соединен с островом Фарос, на котором находилось уникальное по тем временам сооружение – Александрийский маяк. В период своего расцвета население Александрии достигло около миллиона человек, из которых большую часть составляли ученые греческого и иудейского происхождения. Несмотря на славу Фароссого маяка (он относится к «семи чудесам света» античного мира), Александрийская библиотека затмила его славу.

Основателем этой библиотеки считают одного из ближайших сподвижников Александра Македонского Птолемея Первого (Спасителя). Птолемей после смерти Александра Македонского и распада империи великого завоевателя, стал царем Египта и основателем Династии Птолемидов. Он сумел сделать Александрию центром и столицей Египетского государства. Птолемей Первый приглашал в Александрию многих известных ученых, в том числе и Деметрия Фалерского, который был учеником Теофраста. Теофраст же учился у самого Аристотеля.

В свое время Аристотель считался самым талантливым учеником Платона. Аристотель начал собирать собственную библиотеку во время завоевательных походов Александра Македонского. После смерти Аристотеля, его библиотека, насчитывающая более сорока тысячи рукописных книг, перешла к Теофрасту.

Деметрий Фалерский обладал большим опытом управления, поскольку ранее занимал пост правителя Афин. Именно он предложил Птолемею выкупить у Теофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим. Благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки. По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию лицея Аристотеля и Академии Платона. Именно учеными Александрийской библиотеки был осуществлен перевод Пятикнижия Ветхого Завета на греческий язык. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название – Септуагинта. Птолемей активно собирал свою библиотеку 23 года. Он приложил максимум усилий, чтобы привлечь на работу в Александрийскую библиотеку одного из основателей аттийской комедии и последователя Гомера – Менандра.

Дело всей жизни своего отца Птолемея Первого успешно продолжил его сын – Птолемей Филадельф. Он приказал, не считаясь с затратами, скупать или делать копии всех книг, имеющихся в Греции и за ее пределами. Особенно Птолемея интересовали книги из знаменитых святилищ острова Родос и Афин.

Александрийский научный центр представлял собой целый комплекс, в который входил университет, обсерватория, библиотека и ботанический сад. Точнее говоря, библиотек было две. Первая находилась рядом с царским дворцом Птолемея, а вторая — в храме Серапис. В храме Серапис хранились около 42 тысяч специальных книг, к тому же, в его фондах находилась большая часть копий книг из основной библиотеки. Считалось, что библиотека Серапис имела большое значение для установления в Римской империи христианства, поэтому имела религиозную направленность. А вот первая библиотека считалась светской. Библиотечные фонды обеих библиотек активно и постоянно пополнялись. Для этого во все концы земли направлялись представительства и корабли для закупки рукописей и книг. Египетской правящей династией был введен порядок, по которому каждый корабль, прибывший в Александрию, обязан был передать в библиотеку все имеющиеся на борту книги для копирования или продажи. Для сравнения – во времена Птолемея Филадельфа в Александрийской библиотеке находилось 400 тысяч книг, а через 200 лет их количество уже составляло 700 тысяч. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Иногда эти копии продавались, дарились или обменивались с другими коллекциями. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.

Одновременно в университете обучалось около ста талантливых учеников. Преподавание осуществлялось самыми выдающимися учеными Александрии. Должность хранителя Александрийской библиотеки была очень почетной, но и налагала на исполнителя большие обязанности. В разные времена хранителями библиотеки были знаменитые ученые: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Каждый из них внес огромный вклад в развитие мировой культуры и исторической науки и поэтому они по праву занимали столь высокую должность. Например, Зенодот Эфесский создал самую полную версию гомеровских «Одиссеи» и «Илиады». Эратосфен был основоположником географии. Именно он разработал метод построения географических карт, создал обобщенную карту мира, вычислил окружность Земли и разработал солнечный календарь, названный позже юлианским (введен в обращение по повелению Юлия Цезаря). Другой хранитель библиотека Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира.

В Александрийской библиотеке делали свои открытия самые великие ученые древности: Эвклид, Архимед, Аристарх Самосский, Теон Александрийский и другие.

В Александрийской библиотеке было собрано огромное количество письменных источников древности.

Но, как мы уже упоминали выше, еще большей загадкой является гибель библиотеки. До сих пор никто не сможет достоверно указать причину гибели книжного фонда Александрийской библиотеки. Из всех версий можно выделить три основные.

Библиотека уничтожена пожаром в 47 году до н.э. В это время территория Александрии была втянута в так называемую Александрийскую войну. К жестокому противостоянию привела династическая борьба между старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Клеопатрой и ее малолетним братом. На сторону Клеопатры стал Юлий Цезарь, и с его помощью она получила трон Египта. Согласно имеющейся информации, Юлий Цезарь сражался на улицах Александрии с небольшим своим отрядом, им противостояли значительные силы противника. Чтобы лишить свои отряды возможности бегства с поля сражения, он приказал поджечь римские корабли, стоящие в гавани города. А на эти корабли уже было погружено значительное количество рукописей и ценностей, принадлежащих Александрийской библиотеке — их планировалось эвакуировать в Рим. С пристани огонь перекинулся на город. На помощь Цезарю прибыли римские воины из Сирии, и мятеж был подавлен. Несмотря на то, что египетской царице Клеопатре удалось привлечь на свою сторону римских военноначальников Цезаря, а затем Марка Антония, Рим не смирился с вызывающей независимостью Египта. В 31 году до н.э. египтяне потерпели сокрушительное поражение от римского флота. В результате Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет стал одной из провинций Великого Рима. Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Надо отдать должное Марку Антонию, который сумел восстановить потерянный, в результате пожара, произошедшего по вине Цезаря, книжный фонд библиотеки. Он выкупил полностью библиотеку Пергама, в которой хранились практически все копии книг библиотека Александрии. Некоторые из этих книг стоили целые состояния. Все эти книги, в последствие, были переданы в Александрийскую библиотеку.

Повторно библиотека Александрии пострадала при захвате Египта Зенобией Пальмирой. Римская империя вступила в борьбу с войсками Зенобии. Во время этой войны сторонники Зенобии уничтожили и разграбили часть фонда Александрийской библиотеки. Но после пленения Зенобии, опять удалось восстановить библиотеку.

Еще одно бессмысленное и жестокое разграбление библиотеки Александрии произошло в 391 году во время правления императора Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков, вдохновляемые епископом Феофилом, ворвались в библиотеку, уничтожая «все языческие и еретические книги». Фанатики, пытавшиеся своей выходкой, доказать главенство христианства, подожгли библиотеку. По другой версии – фонд библиотеки был ранее своевременно вывезен в Рим и на остров Родос. Это предположение подтверждает тот факт, что вскоре якобы «сгоревшие и уничтоженные» книги библиотеки Александрии стали появляться в частных библиотеках и собраниях.

Но, несмотря на погром, устроенный одержимым фанатиком Феофилом, библиотека Александрии сохранилась и продолжила свою работу.

Пережив столько трудных моментов, Александрийская библиотека погибла в результате нападения на Александрию арабского войска, возглавляемого халифом Омаром Первым. По одной из легенд, когда подручные халифа стали сжигать книги из библиотеки, служители, стоя на коленях, умоляли сжечь их, но не трогать книги. На что халиф ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Фонд Александрийской библиотеки подвергся беспощадному грабежу и уничтожению. Несмотря на то, что халиф стремился уничтожить любые ценности Александрии, в качестве своего военного трофея он вывез на арабский Восток часть бесценного фонда Александрийской библиотеки.

В тоже время, несмотря на такое количество теорий, считается, что все же тайна исчезновения Александрийской библиотеки остается до сих пор не разгаданной. Не исключено, что основной причиной гибели уникального научного центра Александрии стал религиозный фанатизм и большое количество безумных войн, произошедших в этом непростом регионе.

Только представьте, что где-то до сих пор хранятся бесценные раритеты Александрийской библиотеки не доступные для большинства землян. А может эти знания настолько могущественны, что их и следует пока скрывать от людей, которые не могут остановить войны постоянно, вспыхивающие в разных регионах нашей планеты?

No related links found