Что такое арпеджио. Арпеджио на гитаре

Арпеджио является музыкальной техникой, заключающейся в последовательном взятии нот аккорда на инструменте или голосом. Арпеджированный аккорд также называют ломанным или разбитым. Слово «арпеджио» имеет итальянские корни и дословно переводится «играть на арфе», ведь именно для арфистов характерно схожее звукоизвлечение. В нотном письме при арпеджио перед аккордом ставится вертикальная волнистая линия. Если предполагается исполнение нескольких арпеджированных аккордов подряд, сверху над ними указывается слово arpeggio. Иногда арпеджио обозначается маленькими нотками, слигованными с основными нотами аккорда.

При арпеджио аккорд получается разобранным по нотам — ноты играются одна за другой, но общая длительность созвучия остается прежней. Ноты можно брать в восходящем, нисходящем или произвольном порядке. Арпеджио чаще всего применяется при игре на смычковых, струнных и клавишных инструментах. На струнных смычковых аккорды играются только приемом арпеджио из-за особенностей ведения смычка по струнам.

Арпеджио добавляет произведению быстроты, подвижности, волнообразного, веерного звучания, усиливает ритм аккомпанемента.

Этот прием позволяет играть аккорды на инструментах, на которых одновременно можно взять только 1-2 ноты. Исполнение арпеджио развивает технику игры у музыкантов, обучающиеся игре на инструменте играют арпеджио наравне с гаммами.

Примеры использования арпеджио

Композиторы начали применять арпеджио в фортепианной музыке с 18-го века. Доменико Альберти, итальянский композитор и исполнитель, использовал арпеджио как арпеджированный аккомпанемент к басу, что в последствии получило название басов Альберти. В басах Альберти аккорд игрался следующим образом: сначала бралась нижняя нота трезвучия (1-я ступень), потом самая высокая (5-я ступень), средняя (3-я ступень), самая высокая (5-я ступень), и все повторялось еще раз.

В музыке Моцарта, Бетховена, Гайдна арпеджио часто формируют стержень произведения. В финале «Лунной» сонаты Бетховена короткие арпеджио в cis-moll идут по ступеням трезвучия одно за другим. В сонате C-dur Моцарта арпеджио используется в связующей партии первой части. Прелюдия C-dur Баха представляет собой простой ряд арпеджио, временами проходящий через модуляции и возвращающийся к до мажору.

Мастерское применение техники арпеджио гитариста-виртуоза Агустина Барриоса можно наблюдать в его произведениях La Catedral, Las Abejas, Концертный этюд, Allegro Solemne. Среди произведений для классической гитары, по которым учатся играть арпеджио начинающие, стоит также выделить Prelude Маттео Каркасси.

Арпеджио на гитаре

Во время обучения игре на гитаре вы непременно столкнетесь с понятием арпеджио. Это прекрасный способ добавить произведению яркости и сложности. В русском языке гитарные арпеджио имеют альтернативное название — « ».

Арпеджио на гитаре активно используется при создании рифов, мелодических линий с льющимся звучанием и в сольных партиях. Применяя арпеджированные аккорды, можно создавать гармонически богатые мелодии, выполнять изящные и ловкие перемещения от аккорда к аккорду.

Начните упражнение арпеджио с проигрывания мажорных и минорных трезвучий (1-я, 3-я, 5-я ступени), обычные трезвучия используются в музыке чаще всего. Когда освоитесь с ними, можете добавить 7-ю и последующие ступени. Следите, чтобы пальцы правой руки работали только на закрепленных за ними струнах: большой палец — на басовых струнах, указательный — на 3-й струне, средний — на 2-й, мизинец — на 1-й.
Сыграйте прямое арпеджио на открытых струнах — струны должны звучать в следующем порядке: 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a). У вас получится минорное трезвучие ми-соль-си-ми.

Большой палец играет апояндо (после извлечения звука останавливается на следующей струне), а остальные — тирандо (после извлечения звука направлены внутрь ладони, не задевают соседние струны). Проиграйте прямое арпеджио несколько раз подряд, не торопясь. Добивайтесь чистого звучания каждой ноты. Теперь попробуйте другие виды арпеджио: обратное — 6-я(p), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, волнообразное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, ломаное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i), 1-я(a), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i) струны. Отработайте каждый вид по несколько подходов медленно, следя за ровностью ритма. Отточив разные виды арпеджио на трезвучиях одной тональности, переходите к другой.

- (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка

АРПЕДЖИО - (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия

АРПЕДЖИО - (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь

арпеджио́не - [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение

АРПЕДЖИО - (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова

АРПЕДЖИО - ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

арпеджио - (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

арпеджио - сущ., кол во синонимов: 1 арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Арпеджио - Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АРПЕДЖИО - Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его… … Музыкальный словарь

Книги

  • Метод технических упражнений для фортепиано. Арпеджио , Муджеллини Бруно. Бруно Муджеллини (1871 - 1912) - итальянский пианист, композитор и музыкальный педагог, автор учебного пособия по игре на фортепиано "Метод технических упражнений", включающего в себя пять… Купить за 722 руб
  • Технические упражнения. Тетрадь 10. Ломаные арпеджио с различной аппликатурой по всем мажорным , Лист Ференц. "Технические упражнения" величайшего венгерского пианиста и композитора Ференца (Франца) Листа в России издаются впервые. 12 тетрадей упражнений представляют собой великолепный материал для…

Начинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.

Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

Чтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово pimac и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

Простой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

Простой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура – still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

Перебор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

Перебор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1 (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три – раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

Перебор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь – “ “. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии “вид перебора” стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер – сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!

– это ноты, которые берутся последовательно и отдельно, не в унисон. Если звуки исполняются вместе, одновременно, тогда их сочетание будет называться аккордом. Для разнообразия аккомпанемента, а также в качестве технически-художественного приёма используют поочерёдное извлечение нот в аккорде. Порядок может быть разным, но и здесь есть правила, которые опираются на законы музыкальной гармонии. Разумеется, всё это будет понятно на практике.

Предлагаемая статья разделена на две части. Первая часть будет больше сосредоточена на теории и объяснении различных видов этого приёма. Вторая покажет вам основные схемы, аппликатуры и паттерны.

1 часть статьи. Что такое арпеджио в теории и на практике?

Когда мы играем арпеджио на гитаре, мы исполняем ноты в восходящей, нисходящей или ломаной позиции. Об этом речь пойдёт ниже. Для начала нужно знать ноты, составляющие играемый вами аккорд.

В качестве примера возьмём знакомый Gmajor в третьей позиции («звёздочка на третьем»). Его тоническое трезвучие состоит из трёх звуков – G, B и D. За тонику (основной устойчивый звук) берём 3 лад на 6 струне. Смотрим на каждую нотку и видим последовательность G-D-G-B-D-G.

С точки зрения аккордовых тонов это 1 (тоника) – 5 (квинта) – 1 – 3 (терция) – 5 – 1. Это устойчивые звуки аккорда. Чаще всего мы перебираем каждую ноту аккорда по порядку тонов 1-3-5 1-3-5 (то есть G-B-D G-B-D). При исполнении в основном опираются именно на эти звуки. Но также используют и другие неустойчивые ноты аккорда.

Разное понимание слова арпеджио

В «дворовой» практике арпеджио на гитаре попросту именуют «перебором». Это действительно приём, которым исполняют . В классическом обучении это не только песенное сопровождение, но и метод исполнения специальных упражнений, а также целых этюдов, пьес и других произведений.

Виды арпеджио в классической гитаре

Восходящее

Как нетрудно догадаться из названия, ноты «восходят» от басового звука до верхнего. Если в качестве примера будет , то это будет выглядеть как «до-соль-до-ми». То есть аккорд Cmajor, сыгранный пальцами p-i-m-a.

Нисходящее

По аналогии с предыдущие «до (бас)-ми-до-соль». Пальцы p-a-m-i.

Полное

Совмещает движение вверх и вниз. Получится вверх «до (бас)-соль-до-ми» + вниз «до-соль».

Ломаное

Это полное арпеджио аккордов, которое сочетает в себе опорные звуки гармонии, сыгранные в определённом порядке. Например, «до(бас)-соль-до-соль-ми-соль-до-соль» пальцами p-i-m-i-a-i-m-i.

12 популярных пальцевых техник используемых в песнях и этюдах

Для закрепления пройденной информации предлагаем поиграть распространённые паттерны. Обратите внимание, что в каждом из них используется определённая техника игры пальцами.

Восходящие паттерны

Нисходящие паттерны

Полные паттерны

Ломаные паттерны

2 часть статьи. Арпеджио аккордов на гитаре. Аппликатуры всех тональностей

Из чего состоит арпеджио?

Как уже упоминалось ранее, арпеджио аккордов на гитаре состоит из основных звуков аккорда. Причём они могут играться в разной последовательности. Опора идёт на устойчивые тоны (тоника (бас), терция, квинта – тоника (повторение в верхнем регистре) – 1-3-5-7). Соответственно, в Cmin — 1– 3b (в данном случае ми-бемоль)-5-7. То есть вы строите арпеджио, исходя из звуков аккорда.

В какой-то степени аппликатуры арпеджио по своему построению напоминают . В отличии от гамм, которые могут содержать дополнительную ноту (например, «блюзовая нота» в блюзовых гаммах), арпеджио содержат только звуки, изначально входящие в аккорд. Сначала узнаём тоническую нотку на 6 или 5 струне, затем отстраиваем гармонию на соседних ладах и струнах, чтобы не совершать неудобные скачки по грифу.

Обозначение аппликатур

Теперь рассмотрим теоретическую часть на практике. Ниже можно ознакомится с обозначениями которые используются в аппликатурах.

Для чего они нужны? Применимость на практике

Знание арпеджио позволяет музыканту лучше ориентироваться на грифе. Благодаря изучению этого приёма можно выучить не только расположение нот, но и узнать на какие ступени опираться при игре, а какие использовать как добавочные и переходные.

Из этого следует то, что гитарист начинает импровизировать. Важный момент, который используется в джазовой, классической и рок-музыке – арпеджио являются связующим элементом между основными импровизационными партиями. Как и у , у арпеджио существует 5 основных и 1 открытая позиция.

С помощью этого упражнения можно лучше понять построение мелодии. Многие гитарные композиторы вроде Стива Вая и Джо Сатриани часто используют арпеджио для выстраивания основной мелодии своих треков.

Кроме того, это является отличные тренажёром для развития пальцев правой руки. Играя приём с разной скоростью и в разных темпах, можно натренировать от простых приёмов вроде хаммер-он и пулл-офф до сложных техник беглого исполнения, вроде шреда.

Основные 6 передвижных позиций аппликатур, которые используются во всех тональностях и представлены ниже

Как играть арпеджио на гитаре? Также, как и у пентатоники у arpeggio существует пять основных позиций + 1 открытая. У исполняемого аккорда берутся его основные звуки (у Cmajor это до-ми-соль) и покрывают весь гриф (достаточно до 15 лада). Если визуализировать расположение нот на грифе, то можно опираться на основные звуки и строить аккорд в различных позициях. Следовательно, арпеджио аккорда также можно сыграть от разных позиций. Такое построение основывается на системе CAGED, которая помогает увидеть гармонии на протяжении всего грифа. Чтобы это было понятнее, ниже приводит пример на основе Cmajor.

Арпеджио аккорда До-мажор. Примеры аппликатур с табами и аудио фрагментами

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

Аппликатуры для других мажорных аккордов

Ре мажор — D

Ми мажор — E

Фа мажор — F

Соль мажор – G

Ля мажор — A

Си мажор – B

Арпеджио Минорных аккордов

До минор — Cm

Ре минор — Dm

Ми минор — Em

Фа минор — Fm

Соль минор — Gm

Ля минор — Am

Си минор – Bm

Заключение

Изучение арпеджированных аккордов подразумевает и изучение теории музыки. Необходимо знание устойчивых и неустойчивых тонов. Дальше только дело практики. Благодаря игре можно разучить разные , а также начать импровизировать в рамках заданной аккордовой прогрессии.

Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить - арпеджо), что в переводе означает - как будто на арфе, - потому что именно для арфы он наиболее характерен. Вы, наверное, не раз слышали нежные переливы арпеджио в исполнении арфы. А в музыкальной школе начинающие пианисты развивают технику, играя арпеджио наряду с обязательными гаммами. В нотах арпеджио обычно обозначается волнистой вертикальной чертой, поставленной перед аккордом. Если нужно исполнить арпеджио (или еще говорят - арпеджиато) ряд аккордов, в нотах рядом с этими аккордами просто пишут итальянское слово - arpeggio. Изредка записывают арпеджио маленькими нотками, которые затем слиговываются - соединяются дугами с основными нотами аккорда. На струнных смычковых инструментах вообще все аккорды играются только арпеджиато. Эти инструменты устроены так, что одновременно можно вести смычок только по двум соседним струнам. Если же нужно захватить еще и третью, или все четыре, то музыканту приходится «пробежаться» по ним смычком - звуки возникнут не вместе, хотя и очень быстро один за другим.


Смотреть значение Арпеджио в других словарях

Арпеджио — ср. несклон. итал. муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал.
Толковый словарь Даля

Арпеджио — (точнее арпэджо; ит. arpeggio от arpa - арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при к-ром составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед.........
Толковый словарь Ушакова

Арпеджио — см. арпеджо
Толковый словарь Кузнецова

Арпеджио — (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio - от arpa - арфа),исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная снижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.
Большой энциклопедический словарь