Гений фортепианной музыки. фредерик шопен

Творческое наследие Шопена поражает богатством музыкальных жанров и музыкальных форм. Шопен писал сонаты и концерты - сочинения крупных форм, столь характерных для Моцарта и Бетховена. Он написал очень много произведений в жанрах, к которым не о6ращались композиторы эпохи классицизма. И хотя эти жанры, в большинстве своем, существовали и до Шопена, история музыкальной культуры правомерно связывает их с его именем. На огромную художественную высоту Шопен поднял такие жанры, как полонез, мазурка, баллада, ноктюрн, этюд.

В области музыкальной формы , как и во всех других элементах своего творческого стиля, Шопен - смелый новатор . Не избегая традиционных структурных схем, Шопен трактует их чрезвычайно свободно, создавая по существу новые, глубоко оригинальные музыкальные формы. Но всегда Шопен сохраняет характерную для лучших образцов музыки классицизма стройность, законченность, строгую логику развития мысли.

Заслуживает особого внимания строение крупных сочинений Шопена . Обратимся сначала к наиболее значительным циклическим произведениям - сонатам b-тоll и h-moll.

· Как и большая часть классических сонат, они представляют собой четырехчастные циклы.

· В первых частях Шопен не отходит далеко от обычной схемы сонатного al1egro, сохраняя единство движения и формы, традиционную структуру (экспозиция - разработка - реприза - кода), классические функции партий и тональные соотношения между главной и побочной партиями (минор - параллельный мажор в экспозиции и минор-одноименный мажор в репризе) и даже повторяя экспозицию.

· Мы видим здесь, вместе с тем, более яркую, чем в классических сонатах, контрастность основных образов (главной и побочных партий); репризы сокращены (главные партии опущены). Не менее ясны связи с традициями классицизма в структуре других циклических сочинений Шопена (фортепианная соната c-mоll, концерты для фортепиано с оркестром, трио, соната для виолончели с фортепиано).

Значительно дальше отходит Шопен от классических норм в крупных одночастных сочинениях . Самый жанр одночастной пьесы больших масштабов если не возник, то во всяком случае получил широкое развитие именно в музыке романтиков - особенно в творчестве Шопена, а также Листа.

Можно указать два истока этого типично романтического жанра .

· С одной стороны, как отмечает В. А. Цуккерман, для романтической музыки характерно о б о с о 6 л е н и е, своего рода «эмансипация» частей сонатного цикла. Скерцо у Шопена - не только части циклической формы, но и самостоятельные произведения. Точно так же (это, впрочем, относится больше к мелким формам) некоторые лирические пьесы Шопена можно рассматривать как получившие право на самостоятельную жизнь медленные части сонатного цикла.


· С другой стороны, для романтической музыки характерно сжатие сонатного цикла в одночастность; или, что приблизительно то же самое, - проникновение в одночастные пьесы элементов цикличности. Особенно показательны в этом отношении крупные сочинения Листа (соната h-moll, концерты). Однако Лист развивал те тенденции, которые отчетливо выявились уже в ряде фортепианных пьес Шопена. Отдельные темы приобретают в них гораздо большую самостоятельность, чем в музыкальных произведениях классического типа и в сонатах самого Шопена. Приведем несколько примеров.

На человека, не знакомого с балладой F -dur , первая тема ее сначала может произвести впечатление самостоятельной части циклического сочинения: она завершена тонально и отделена от следующей темы длительной ферматой. Впечатление самостоятельности первой темы укрепляется с появлением второй темы, которая контрастирует первой и общим характером, и темпом (Presto con fuoco вместо Andantino), и фактурой, и, наконец, тональностью (a-moll вместо F-dur). И только тогда, когда первая тема возвращается, становится ясно, что она представляет собой не самостоятельную часть цикла, а один из контрастных образов одночастного сочинения. Приблизительно то же мы видим в балладе As-dur. Первая тема, также тонально и структурно завершенная, настолько четко отграничена от второй, что ее можно принять за самостоятельную часть сочинения. Однако эта тема возвращается и в разработке, и в репризе, - поэтому ее следует рассматривать как главную партию произведения, написанного в очень свободно трактованной сонатной форме.

До значения самостоятельных частей вырастают в некоторых сочинениях срединные эпизоды. Укажем на среднюю часть (H-dur) полонеза-фантазии. Общим характером музыки, структурной и тональной завершенностью, фактурой и динамикой этот эпизод достаточно четко отграничен от пеовой и третьей частей полонеза-фантазии. По масштабам же Н-dur"ный эпизод вполне мог бы стать одной из частей сонатного цикла. То же можно сказать о средней части скерцо b-moll.

Самостоятельность, широкая развитость тем-образов придает особый характер сонатной форме в некоторых шоnеновских произведениях .

Остановимся на других особенностях сонатнои формы в одночастных произведениях Шопена. В некоторых сочинениях он заменяет разработку самостоятельным центральным эпизодом (скepцo b-mоll и E-dur). Лишь в немногих произвдениях реприза дословно повторяет экспозицию; зачастую он сокращена и видоизменена, что всегда динамизирует драматургию сочинения.

Для крупных одночастных произведений Шопена характерны с и н т е т и ч е с к и е ф о р м ы, и прежде всего – сочетание сонатности с элементами рондо и с в а р и а ц и о н н о с т ь ю. Один из показательных примеров - баллада f-mоl1. Вариационность - весьма существенная черта стиля крупных шопеновских произведений.

Одно из проявлений вариационного развития – разнородные (интонационные, фактурные, тональные и т.д.), часто очень тонкие и трудно уловимые связи между темами одного сочинения. Эти связи дают возможность Шопену достичь стилистического единства, тематической цельности при богатстве музыкальных образов. Кода баллады f-moll не вытекает из основных тем произведения. Но она «перекликается» с ними (прежде всего с главной темой) отдельными интонациями, особенностями фактуры. Потому она очень логично завершает «повесть, рассказанную Шопеном».

* Говоря о многообразии жанров в музыке Шопена, В. В. Стасов отметил чрезвычайно важную ее черту. «Не взирая на свои кажущиеся, миниатюрные и ограниченные формы, его прелюдии, ноктюрны. этюды, мазурки, полонезы, imрrоmрtus полны великого и глубочайшего содержания, и все они, кроме разве немногих, редких исключений, столько же принадлежат к области музыки - «программной», как и его великолепные баллады [...] В «программности» его 2-й сонаты (b-moll) никто не сомневается. Программность музыки определяется не только названием (или программой как таковой), но и программным замыслом.

Трудно сказать с полной определенностью, почему Шопен уклонялся от обнародования своих программных замыслов. Несомненно, здесь сказалась свойственная ему сдержанность. Вместе с тем весьма вероятно, что творческая фантазия композитора часто уводила его за пределы задуманной программы. Так или иначе, но Шопен лишь самым близким людям говорил о замыслах некоторых своих произведений. Правда, известен случай, когда Шопен имел намерение и з д а т ь одно из сочинений с программным указанием. На рукописи ноктюрна g-mоll ор. 15 Шопен написал: «После представления Гамлета». Но и на этот раз Шопен остался верен себе. Приведенная фраза зачеркнута, а рядом с ней рукой Шопена написано: «Нет, пусть сами догадываются».

В кругу друзей Шопена некоторые его произведения были, видимо, известны под программными наименованиями. Э. Делакруа в своем «Дневнике» упоминает о шопеновской пьесе «Мельница в Ноане». К сожалению, осталось неустановленным, какое сочинение имел в виду Делакруа.

Итак, мы знаем, что у Шопена есть произведения, которые б е с с п о р н о относятся к сфере программной музыки. Произведений этих немного. Биографы Шопена называют не больше полутора-двух десятков пьес, определенно связанных с теми или иными программами или жизненными впечатлениями (о д о г а д к а х, хотя бы и убедительных, исследователей творчества Шопена мы здесь не говорим). Для того, чтобы показать, что эти пьесы - не исключение в искусстве Шопена, мы должны остановиться на проблеме о б р а з н о с т и его музыки , на т и п е его программности.

Одна из популярнейших, заслуженно любимых и слушателями и исполнителями пьес Шопена - экспромт Fis-dur:

· На фоне очень спокойного, как будто «укачивающего» аккомпанемента звучит тоже спокойная, широкая и мягкая мелодия народного склада. Не утрачивая спокойного характера, мелодия развивается в типично шопеновских изящных «фортепианных колоратурах» и сменяется новым образом - нежной, прозрачной музыкой; вспоминается женский или детский хор.

· Затем следует мужественный героический марш.

· Снова звучит напевная первая тема и постепенно переходит в нежные, воздушно-легкие, мягко льющиеся пассажи (тональная реприза).

· В заключении возвращается вторая тема («детский хор»).

В контрастных музыкальных образах, легших в основу пьесы Шопена, очень ясны жанровые связи (колыбельная, хор, марш), вызывающие почти зрительно-отчетливые ассоциации. Последование этих музыкальных образов оставляет впечатление необычности и невольно заставляет задуматься о замысле пьесы. Действительно, по тем данным, которые дошли до нас через первых биографов Шопена, Fis-dur"ный экспромт - произведение программное. Шопена вдохновила следующая картина: молодая полька, склонившись над колыбелью, напевает песенку единственному сыну; постепенно мать засыпает; ей чудится волшебный хор, предсказывающий будущее ее младенцу - он станет смелым, мужественным бойцом за отчизну... Напевая песенку, молодая мать уснула, погрузившись в мир неясных грез...

Эта программа раскрывает смысл музыкальных образов экспромта, его драматурогию а вместе с тем и идейный замысел пьесы. В данном случае можно говорить о с ю ж е т н о й программности . К тому же «сюжетному» типу относятся и некоторые другие шопеновские программные сочинения - например, F-dur"ная баллада , вдохновленная, поэмой Мицкевича «Свитезянка». В балладе мы видим своего рода музыкальную живопись. Однако музыкальная изобразительность здесь (как и всегда у Шопена) подчинена глубокому психологизму.

И экспромт Fis-dur, и баллада F -dur дают возможность судить о шопеновских принципах музыкального воплощения программных замыслов . Мы видим, что в балладе F -dur Шопен, не следуя шаг за шагом за рассказом поэта, не иллюстрируя всех описываемых событий, рисует наиболее значительные эпизоды. И сцены баллады Мицкевича в глубоко контрастных образах. То же - в экспромте Fis-dur.

На основе к о н к р е т н ы х представлений Шопен создает обобщеные художественные образы с глубокими мыслями, с волнующими эмоциями. Первый эпизод баллады - не столько пейзаж, сколько музыкальное раскрытие счастья влюбленных. В музыке Presto и заключительного Agitato слышатся вой урагана и шум разбушевавшихся волн, но основное здесь - душевное смятение и предчувствие близящейся гибели.

У Шопена встречается - преимущественно в мелких пьесах - и иной тип программности – о б о б щ е н н ы й. Обратимся к этюду As-dur ор. 25 . По преданию, приводимому биографами Шопена, этюд этот возник под впечатлением следующего эпизода: во время прогулки Шопена застигла буря; сквозь шум дождя и ветра до него доносились звуки рожка, на котором играл укрывшийся в гроте пастух. Шопен избегает в As-dur"ном этюде детализиррванной звукописи. Мы не слышим традиционной имитации пасторальных наигрышей и столь же традиционного подражания завываниям и порывам ветра. Непосредственное жизненное впечатление и здесь претворено Шопеном в о б о б щ е н н о м художественном образе. Песенка пастуха, шум дождя и ветра, сельский пейзаж - все это пробудиле творческую фантазию Шопена, но он не ставил своей задачей дать «наглядную зарисовку», точное «музыкальное описание» эпизода, вызвавшего к жизни этюд As-dur. В этом - общее между этюдом As-dиr и второй балладой. Различие в том, что в этюде нет р а з в и т и я с ю ж е т а, нет с м е н ы звуковых картин. Это, в сущности, е д и н ы й художественный образ. Тот же тип программности мы видим в этюде с-mоll ор. 10. Здесь тоже нет развития сюжета в смене музывальных картин. Весь атюд проникнут одиой мыслью, одним чувством – болью за родину. Такой же единый образ - в этюде f-moll ор. 25, который представляет собой «музыкальный портрет» Марии Водзиньской.

Таким образом, можного говорить о том, что практически все творчество Шопена программно по сути. Мы вправе сделать вывод о программе, основываясь на с о д е р ж а н и и музыки, на определенных стилистических признаках. Практически невозможно сомневаться в программном содержании почти всех полонезов или фантазии f-moll. Необычайная рельефность музыкальных образов фантазии, особенности ее драматургии (в частности - введение в середине пьесы скорбно-патетического речитативного монолога) - все это убедительно говорит о наличии программного замысла в гениальном творении Шопена.

В работах о Шопене мы встречаем многочисленные программные толкования его произведений. Некоторые из этих программ выглядят более или менее убедительными, другие - явно субъективны. Но самый факт упорных поисков программ в шопеновских сочинениях показывает, что многие из них тру дно воспринимать вне связи с теми или иными конкретными представлениями. Недаром Сен-Санс сказал о Шопене: «Его музыка - всегда картина».


ОБ ЭВОЛЮЦИИ СТИЛЯ:

Творчество Шопена, как и любого другого художника, не оставалось неизменным:

· В его ранних, варшавских сочинениях господствуют светлые настроения, юношеская радость.

· С разгромом польского восстания в музыку Шопена входят образы драматические, трагические, героические.

· Во многих поздних шопеновских сочинениях справедливо отмечают самоуглубленность, утонченный психологизм.

Эволюционировала и музыкальная речь Шопена:

· Гармонический язык и строение ранних его сочинений соавнительно просты. Фортепианное изложение тяготеет к изящной «брильянтной» виртуозности.

· В зрелых сочинениях Шопена мы видим богатство фортепианной фактуры и гармоний. В. отдельных поздних сочинениях заметна изысканность фортепианного письма и гармонии, а кое-где и усложненность музыкального мышления.

И все же, музыка Шопена – искусство е д и н о г о с т и л я. Уже в юношеских сочинениях он говорит собственной музыкальной речью. Основное идейное содержание его искусства - пламенная любовь к угнетенной родине - оставалось неизменным на протяжении всей его жизни. Точно так же оставались неизменно прочными связи его музыки с польским народным творчеством. Поэтому в любом фрагменте любого шопеновского сочинения - когда бы ни было оно написано - сразу узнается творческий почерк его автора. Недаром можно поставить рядом, например, одно из самых ранних сочинений Шопена, мазурку a-mоll ор. 17 № 4, и мазурку g-moll ор. 67 № 2, написанную в последние годы жизни. Нельзя сказать, что эти пьесы совершенно однотипны, но с первых же тактов ясно, что автор их Фридерик Шопен.

Раскрыть глубокую оригинальность произведений великого польского композитора, показать то общее, что сближает все шопеновские ноктюрны, мазурки, - можно лишь в том случае, если мы рассмотрим его творчество по жанрам. В рамках же отдельных жанров мы осветим и эволюцию стиля Шопена, обратив, например, внимание на различие между юношескими полонезами, полонезами зрелых лет и полонезом-фантазией, написанным в последние годы жизни композитора.

История жизни великого польского композитора Фредерика Шопена трогает до глубины души. Этот необычайно одаренный, обаятельный романтик с изысканными манерами и чутким сердцем за все отведенные ему небесами недолгие годы жизни по-настоящему так и не испытал чувство настоящего счастья. Он всегда был любимцем публики и объектом обожания многочисленных поклонниц, которые то и дело засыпали его дорогими подарками. Однако в личной жизни этот вдохновленный лирик был глубоко несчастен – его сердце разрывали боль, тоска по Родине, муки от страшной болезни и несчастная любовь…

Краткую биографию Фредерика Шопена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шопена

Фредерик Францишек Шопен появился на свет вблизи Варшавы в семье эмигранта из Франции Николая Шопена и полячки Юстины Кжижановской. О дате его рождения до сих пор ведутся жаркие дискуссии – одни историки считают, что будущий композитор родился 1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля. Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем, привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям современников она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и любила петь.


С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом , ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фредерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор. Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика назвали гением.


В то же время Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту Войцеху Живному. Мальчик со всей серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с учебой в училище. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста 12 лет, Живный отказался обучать Фредерика дальше, сказав, что больше ничего не может ему дать. Слава о Фредерике Шопене как о замечательном исполнителе уже пошла по Варшаве, неудивительно, что у мальчика появились влиятельные покровители, которые открыли ему дверь в высшее общество. Там он сразу становится своим: современники описывали его как молодого человека исключительно приятной наружности, с отменным чувством юмора и острым на язык, который с первых слов при знакомстве может расположить к себе собеседника. В то время Фредерик много путешествует по Европе, посещает концерты знаменитых музыкантов, что способствует определению его личного музыкального стиля.
Такая насыщенная жизнь не мешает получению образования и согласно биографии Шопена в 1823 году он становится воспитанником Варшавского лицея, а в 1826 – студентом Высшей школы музыки.

Прощай, Родина…


Из биография Шопена мы узнаём, что с 1829 года начинается период его активных гастролей. Ференц планировал немного задержаться в Калише, потом отправиться в Берлин, Дрезден, Вену, ну и напоследок проехаться по городам Италии и Франции. В 1830 году он навсегда покидает родную Польшу, и на родину возвратиться ему уже не суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на протяжении всей жизни, и завещать ей свое тоскующее сердце.

О вспыхнувшем в Варшаве восстании Шопен узнал, будучи в Австрии, и тут же принял решение отправиться на родину. Но в письме отец Фредерика настаивал, чтобы он остался за границей, и ему пришлось повиноваться. Известие о падении польской столицы стало для него большим ударом. Под впечатлением от этого страшного события он создал свои лучшие трагические творения - «Революционный этюд», прелюдию d-moll, и финальные прелюдии op.28.

Шопен решает временно обосноваться в Париже, где и дает свой первый фортепианный концерт. Успех приходит к нему сразу же, он становится любимцем публики. На волне обрушившейся на него популярности он приобретает множество поклонников, наслаждался женским вниманием, и заводит дружеские связи с известными композиторами – Ф. Мендельсоном , Г. Берлизом, Ф. Листом и В. Беллини. Дружбу со многими из них он сохранил на всю жизнь.


Фредерик Шопен рано открыл в себе любовь к преподаванию. В отличие от многих своих коллег он отдавал себя всего этому ремеслу, его учениками были многие впоследствии знаменитые музыканты.

История великой и трагической любви


Им было не суждено стать мужем и женой, а ей не довелось подарить ему наследников. Казалось, судьба посмеялась, столкнув их вместе: бледного больного Фредерика, красивого молодого человека 26 лет с безупречными манерами и горящим взором, и разведенную грубую мужеподобную женщину, которую невозможно было представить без сигареты, зажатой в зубах. Тем не менее роман, продлившийся почти десять лет, подарил обоим не только боль и разочарование, но и любовь, много искреннего чувства и творческих сил. Он писал свою гениальную музыку, она – книги, они вдохновляли друг друга каждый день, наверное, поэтому об их романе продолжают говорить и по сей день.

В тот момент, когда Жорж Санд и Фредерик Шопен впервые встретились, она была разведенной независимой женщиной с двумя детьми, а он был помолвлен с Марией Водзинской. Возможно, причиной страсти, вспыхнувшей в сердце женщины, стал тот факт, что на момент знакомства Шопен был болен и слаб, а она ко всем своим любовникам испытывала чувства, схожие с материнскими. Так или иначе, Санд обратила внимание на несчастного молодого человека, а его помолвка вскоре оборвалась, так как родители Марии посчитали его недостойным их чада.

Впервые встретив экстравагантную, одетую в грубый мужской наряд Жорж Санд, Шопен не обратил на нее ровным счетом никакого внимания, лишь спустя несколько дней заметил вскользь: «Что за отвратительная женщина эта Санд? Да и женщина ли она вообще?». Тем не менее, именно в ее объятиях Фредерик нашел утешение, болезненно переживая разрыв отношений с невестой. Санд знала верный и самый короткий путь к сердцу мужчины, она быстро покорила его своими большими выразительными глазами и противоречивой натурой.


Шопен поселился в соседнем доме рядом с любимой. Они тщательно оберегали свои отношения от посторонних глаз, бывало, что, встретившись на приеме у общих знакомых, они держались отстраненно и ничем не выдавали своих чувств. Позже влюбленные сняли уютное жилье в одном из спальных районов Парижа, но, принимая гостей, делали вид, что Шопен лишь гость в их общем доме. В 1838 году Санд с двумя детьми и Фредериком отправились на Майорку, чтобы отдохнуть от городской суеты и поправить здоровье композитора. Периодически они возвращались в Ноану, где располагалось имение писательницы. Там Санд приходилось брать на себя все домашние хлопоты, ведь Фредерик из-за своих постоянных болезней в быту был практически бесполезен. Дети Жорж Санд были очень недовольны тем фактом, что им приходится жить под одной крышей с Шопеном. Сын Мориц болезненно ревновал мать к мужчине, а Соланж строила козни и даже пыталась соблазнить Фредерика, чтобы разрушить отношения матери. Нездоровая обстановка в доме пагубно влияла на настроение Шопена. Устав от бесконечных склок, болезненной ревности Морица к матери и интриг Соланж, не утихающих в доме, он сообщил Санд, что намерен побывать в родных краях, а она не стала чинить ему препятствий. Фредерик навсегда покидает Ноан и уезжает в Париж.

Какое-то время Жорж Санд и Фредерик Шопен продолжали поддерживать связь при помощи писем. Однако, регулярно натыкаясь в Париже на Соланж, он выслушивал от нее рассказы о новых любовных связях и интригах ее матери, по большей части выдуманных. В итоге девушка добилась своего: Шопен возненавидел бывшую любимую и оборвал переписку. В последний раз они столкнулись в 1848 году, за год до смерти композитора. Санд, увидев Шопена, хотела заговорить с ним, но он отвернулся и вышел вон.


Забыть эти неудавшиеся отношения Шопен решает в Лондоне. Именно там он дает свой последний концерт. Британский климат окончательно сломил композитора, в последние месяцы жизни он не мог сочинять и исполнять музыку, а туберкулез и непреходящая депрессия свели его в могилу в возрасте всего 39 лет. 17 октября Фредерик Шопен скончался.

После смерти Шопена Санд остепенилась. До самой смерти 15 лет она жила с одним мужчиной – Александром Мансо, посвятив себя дому, семье и любимой работе.



Интересные факты

  • До наших дней дошли два ранних произведения Шопена. Это полонез B-dur и «Военный марш», которые были написаны им в возрасте 7 лет. Марш часто исполнялся на военных парадах в Варшаве.
  • С 1927 года в столице Польше каждые 5 лет проводится конкурс пианистов имени Шопена.
  • Шопен всю жизнь страдал от того, что ширины его ладони не хватало, чтобы брать сложные аккорды. Еще будучи мальчиком, он изобрел специальный прибор для растяжки пальцев и носил его, не снимая даже во сне, хотя тот причинял нестерпимую боль.
  • Привычку играть в темноте композитор сохранил в течение всей жизни. Именно так, утверждал он, к нему приходит вдохновение. Когда композитор исполнял свою музыку на званых вечерах, он всегда просил приглушить свет в комнате.
  • Именем Шопена названо несколько объектов – аэропорт и университет в Варшаве, Иркутский музыкальный колледж, а также кратер на Меркурии.
  • Композитор не любил распространяться о своей личной жизни. Друзья никогда не слышали от него ни слова о его сердечных делах, а вот он сам всегда с удовольствием обсуждал с ними их любовные интриги.
  • Внешне Шопен был очень привлекательным: он был светловолос, голубоглаз, отличался субтильным телосложением и всю жизнь имел успех среди дам, но десять лет любил ту, которую при первой встрече даже не счел похожей на женщину.
  • После знакомства с композитором Жорж Санд послала ему записку, состоящую из одной фразы: «Преклоняюсь перед вами. Ж. С.». Эту записку Шопен вложил в личный альбом и хранил до конца жизни.
  • Единственная картина, на которой вместе изображены композитор и Санд, после его смерти была обнаружена разорванной на две части.
  • До нас дошла лишь малая часть эпистолярного наследия композитора. Возлюбленные композитора К. Гладковская и Ж. Санд предпочли уничтожить практически все письма, которые Шопен отправлял им. Письма Фредерика к родным, а вместе с ними и его любимый рояль, в прах превратил пожар в квартире его сестры И. Барциньской.


  • В наследии Шопена есть «Вальс маленькой собачки», который числится под № 1 op.64. Многие ошибочно считают, что эта пьеска – тот самый знаменитый незатейливый «Собачий вальс», который слышал едва ли не каждый житель планеты. На самом деле это два абсолютно разных сочинения, а авторство последнего достоверно не установлено.
  • Из-за проблем со здоровьем в последние годы жизни композитор практически не сочинял. Самым известным произведением того времени можно назвать «Мазурку» f-moll, которую Шопену не довелось ни разу исполнить самостоятельно.
  • У Фредерика Шопена не было родных детей.
  • Всю жизнь Шопен любил свою родину – Польшу, по его собственным словам, где бы он ни находилось, сердце его всегда было дома. Эти слова нашли отражение в его завещании. Он попросил свою сестру Людовику после его смерти передать сердце Родине, так и случилось. Сердце композитора было вмуровано в стену церкви Святого Креста в польской столице, а тело похоронено в Париже. Во время похорон в могилу была высыпана пригоршня земли родной страны, которую Шопен трепетно хранил и возил с собой в бесконечных разъездах.
  • При жизни Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен знаменитый «Реквием» Моцарта .
  • В Варшаве можно найти 15 «шопеновских» лавочек, которые установлены в местах, как-то связанных с жизнью композитора. Нажав на специальную кнопку, можно прослушать 30-секундный отрывок наиболее известных произведений композитора.


  • Недавно в Берлине были выпущены комиксы, которые рассказывают о жизни Шопена так, как если бы он жил в наши дни. По сюжету композитор приезжает с концертом в тюрьму, его сопровождает бритоголовый парень бандитского вида. В Польше эти комиксы сочли оскорбительными и потребовали запретить их распространение, но сам автор объяснил, что не хотел затронуть ничьи чувства, а всего лишь решил познакомить молодежь с творчеством композитора в доступной форме.
  • Ференц Лист охарактеризовал искусство Шопена одним польским словом – zal. В переводе на русский язык оно означает «нежная жалость».
  • Выступление, которое положило начало известности музыканта за границей, состоялось в возрасте 15 лет. Его игру на благотворительном концерте публика запомнила совсем не потому, что он блестяще играл на рояле. Он привлек к себе внимание тем, что мастерски импровизировал на эолопанталеоне – музыкальном инструменте, представляющим собой комбинацию органа и фортепиано.
  • Игрой Шопена не только восторгались, но и критиковали. Например, венской публике не нравились его исполнения, ведь он, по ее мнению, играл слишком тихо. Фредерик, рассказывая об этом в письмах своих друзьям, писал, что слушатели в Вене просто привыкли к «стукотне здешних пианистов».
  • Биографы до сих пор ломают голову, что на самом деле происходило между Шопеном и графиней Дельфиной Потоцкой, с которой он познакомился во время пребывания в Дрездене. Он посвятил ей часть своих сочинений, а за несколько дней до своей смерти предпочел услышать ее пение. Композитор часто писал ей письма, правда, их никто не видел. Считается, что большую часть этих неизвестных документов до сих пор хранят наследники Дельфины.


  • В Польше с 1995 года существует музыкальная премия Академии звукозаписи «Фредерик», которая является своеобразным аналогом американской «Грэмми».
  • В 1983 году многие европейские чарты возглавила песня «Мне нравится Шопен» итальянского певца Газебо. В основе этой музыкальной композиции лежит фортепианная тема, не имеющая никакого отношения к польскому композитору.
  • В 2007 году японскими разработчиками была выпущена компьютерная игра «Eternal Sonata». Главным героем игры является Шопен, который за 3 часа до своей смерти попадает в сказочную страну, где ему предстоит отыскать лекарство от своей болезни. В игре звучит музыка Шопена в исполнении российского пианиста Станислава Бунина.

Лист и Шопен – друзья или соперники?

Исследователи жизни двух гениев XIX столетия так и нашли единого ответа на этот вопрос. Некоторые убеждены, что Шопен и Лист негласно конкурировали друг с другом. Этим они объясняют и то, что пианисты часто выступали в дуэте, тем самым пытаясь избежать сравнения. На масштабных концертах виртуозы выходили на сцену вместе, и иногда подключали в свой ансамбль других известных исполнителей – так было, например, в 1833 году, когда Лист , Шопен и братья Герц сыграли ансамбль для двух фортепиано в восемь рук. Историки предполагают, что Листу не давала покоя изящная игра соперника, от которой он был очень далек, и именно поэтому с появлением поляка в Париже он предпочел уйти в тень. Современник композиторов, пианист Ф. Гиллер, позднее объяснил поступок Ференца – по его словам, в этот период он усердно занимался, чтобы освоить все то, что показал парижской публике Шопен.

Однако большинство биографов склоняется к тому, что эти два величайших музыканта были близкими друзьями. Они часто встречались, обсуждали последние мировые события и играли свои сочинения. В 1836 году Шопен принял участие в концерте Листа. В этот вечер они исполняли произведения друг друга – Ференц играл этюды Фредерика, а после они вместе исполняли его «Блестящий вальс».


Каким бы ни был их творческий союз на самом деле, долго он не продлился. Почему это произошло, точно неизвестно. В качестве возможной причины охлаждения взаимоотношений двух гениев, музыковеды называют влияние женщин, находившихся рядом с ними. Так, доподлинно известно, что страстная поклонница Листа, писательница Мари Д"Агу, была злейшим врагом Жорж Санд. Считается, что эти две акулы пера настраивали пианистов друг против друга, и во многом способствовали упрочению их дружбы. По другой версии, виртуозов развела сама жизнь – с возрастом у них стали меняться взгляды и характеры, что неизбежно отдалило их.

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

Фредерик Франсуа Шопен - великий польский пианист и композитор. Он родился в маленьком местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Родители постарались дать талантливому ребенку хорошее музыкальное образование. Шестилетний Фредерик начинает заниматься музыкой с преподавателем Войцехом Живным. Ярко выраженные способности к игре на фортепиано и написанию музыки сделали из мальчика любимца великосветских салонов Варшавы.

Проба пера - полонез B-dur (1817)

Узнав о том, что юный Фредерик сочинил полонез, князь Радзивилл посодействовал тому, чтобы сочинение напечатали в газете. Под нотами была заметка о том, что композитору всего семь лет. Детские произведения Шопена, список которых начался с полонеза, находились под сильным влиянием популярных в это время польских композиторов - Михаила Огинского (Michała Kleofasa Ogińskiego) и Марии Шимановской (Marii Szymanowskiej).

За свою творческую жизнь Ф. Шопен сочинил 16 полонезов. Но только семь из них он признавал достойными публичного исполнения. Девять произведений, которые были созданы в ранний период, при жизни композитора не публиковались. Первые три полонеза, написанные в период 1817-1821 гг., стали отправной точкой становления композиторского дарования юного музыканта.

Почти все полонезы Ф. Шопена были сольными фортепианными произведениями. Но встречались исключения. В «Большом Полонезе Es-dur» фортепиано сопровождал оркестр. Для фортепиано и виолончели композитор сочинил «Полонез c-dur».

Новый преподаватель

В 1822 году Войцех Живный вынужден был признать, что как музыкант он больше ничего не может дать юному Шопену. Ученик превзошел своего учителя, и растроганный преподаватель попрощался с талантливым ребенком. Принимая участие в его судьбе, Живный написал знаменитому варшавскому композитору и педагогу Йозефу Эльснеру. В жизни Шопена начался новый период.

Первая мазурка

Лето 1824 года Фредерик провел в местечке Шафарня, где располагалось имение семьи его школьного товарища. Здесь он впервые соприкоснулся с народным музыкальным творчеством. Мазовецкий и еврейский фольклор глубоко проник в душу начинающего музыканта. Навеянные им впечатления нашли свое отражение в Мазурке a-moll. Она получила известность под названием «Еврейская».

Мазурки, как и другие произведения Шопена, список которых постоянно увеличивался, соединяли в себе различные музыкальные течения. Тональность и форма мелодии гармонично вытекают из интонации народного пения (мазурка в национальной польской традиции была танцем, сопровождаемым пением). В них сочетаются элементы деревенского фольклора и городской салонной музыки. Еще одна особенность мазурок Шопена - сочетание различных танцев и оригинальная обработка народных мелодий. Цикл мазурок имеет свойственные фольклорному творчеству интонации и объединяет характерные для народной музыки элементы с авторским способом построения музыкальной фразы.

Мазурки - многочисленные и самые известные произведения Шопена. Список их пополнялся на протяжении всей творческой карьеры композитора. Всего за период с 1825 по 1849 год Шопен создал 58 мазурок. Его творческое наследие породило интерес, который композиторы стали проявлять к этому танцу. Многие польские сочинители пробовали работать в этом жанре, но так и не смогли полностью освободиться от очарования музыки Шопена.

Становление артиста

В 1829 году началась концертная деятельность Фредерика Шопена. Он с успехом гастролирует в Кракове и Вене.

Музыкальная Австрия была покорена молодым польским виртуозом. В 1830 году Шопен покидает родину и переезжает во Францию.

Первый концерт в Париже сделал Шопена знаменитым. Музыканту было всего 22 года. Он редко выступал в концертных залах. Зато был частым гостем светских салонов французской аристократии и польской диаспоры Франции. Это позволило молодому польскому пианисту приобрести множество знатных и богатых поклонников среди французской аристократии. Популярность польского пианиста возрастала. Вскоре в Париже все знали это имя - Фредерик Шопен. Произведения, список и порядок исполнения которых был неизвестен заранее даже самому исполнителю - Шопен очень любил экспромты - вызывали бурю оваций у потрясенной публики.

1830 год: фортепианные концерты

В 1830 году композитор заканчивает сочинение «Концерта f-moll». 21 марта состоялось его премьерное исполнение в Национальном театре в Варшаве. Спустя несколько месяцев произошло публичное исполнение еще одного произведения, концерта e-moll.

Фортепианные концерты Шопена - это трогательная романтика. Они имеют одинаковую трехчастную форму. Первая часть - это соната с двойной экспозицией. Сначала звучит оркестр, а после него сольную роль принимает партия рояля. Вторая часть в виде ноктюрна - трогательного и меланхоличного. Заключительные части двух концертов - это рондо. В них отчетливо слышатся мелодии мазурки, куявяка и краковяка - популярных Последний танец очень нравился Шопену, который часто использовал его в своих сочинениях.

Многие знаменитые музыканты обращались к его творчеству и исполняли произведения Шопена. Список - названия фортепианных концертов и других произведений - это признак высочайшего исполнительского профессионализма и хорошего музыкального вкуса.

1835 год. Первое исполнение Andante spianato

Написать концертное произведение с интродукцией (вступлением) Фредерик Шопен задумал давно. Он начал работу с сочинения «Полонеза», оставив на более позднее время написание вступления. В письмах композитор писал, что сам «Полонез» был создан на рубеже 1830-1831 гг. И лишь спустя пять лет была написана интродукция, и сочинение приобрело законченный вид.

Andante spianato написано для фортепиано в тональности g-dur и размере 6/8. Ноктюрновый характер интродукции оттеняет собой начало «Полонеза», в котором звучит героический мотив. Во время сольных выступлений Шопен часто включал Andante spianato как отдельное концертное произведение.

26 апреля в Варшавской Консерватории Шопен исполняет «Andante spianato и Большой Полонез Es-dur». Первое исполнение с оркестром происходило при аншлаге и имело грандиозный успех. Произведение было издано в 1836 году и посвящалось баронессе Д’Эсте. Копилка шедевров, в которой хранились известные произведения Шопена, список которых уже насчитывал более 150 сочинений, пополнилась еще одним бессмертным творением.

Три сонаты (1827-1844)

Сонатный цикл Фредерика Шопена сложился из произведений, написанных в различные периоды творчества. «Соната c-moll» создана в 1827-1828 годах. Сам Шопен называл ее «грехом молодости». Как и многие другие ранние произведения, она была опубликована после его смерти. Первое издание датировано 1851 г.

«Соната b-moll» — образец монументально драматичного, но в то же время лирического произведения. Шопена, список композиций которого уже был значительным, увлекла сложная музыкальная форма. Сначала появился на свет «Траурный марш». Его рукопись датирована 28 ноября 1837 года. Полностью соната была написана к 1839 году. Отдельные ее части относятся к музыке, характерной для эпохи романтизма. Первая часть - это баллада, а заключительная имеет характер этюда. Однако именно «Траурный марш», трагический и глубокий, стал кульминацией всего произведения. В 1844 году было написано еще одно произведение в сонатной форме, «Соната h-moll».

Последние годы

В 1837 году Шопен перенес первый приступ туберкулеза. Болезнь преследовала его все оставшиеся годы. Путешествие на Мальорку, которое он совершил вместе с не принесло облегчения. Но это был плодотворный творческий период. Именно на Мальорке Шопен написал цикл из 24 прелюдий. Возвращение в Париж и разрыв с Ж. Санд губительно сказались на ослабленном здоровье композитора.

1848 год - путешествие в Лондон. Это была последняя гастрольная поездка. Напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали здоровье великого музыканта.

В октябре 1849 года в возрасте 39 лет Фредерик Франсуа Шопен скончался. На похороны в Париж приехали сотни почитателей его таланта. Согласно последней воле Шопена, сердце великого музыканта было доставлено в Польшу. Его замуровали в колонне костела Святого Креста в Варшаве.

Произведения Ф. Шопена, список которых составляет более 200 сочинений, и в наши дни часто звучит в концертных программах многих прославленных пианистов. Телевидение и радиостанции всего мира имеют в своих репертуарных листах произведения Шопена. Список - на русском или любом другом языке - есть в свободном доступе.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мордасова, Екатерина Ивановна. Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Мордасова Екатерина Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Тамбов, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1508

Введение

Глава 1 Творческое наследие Ф.Шопена как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности- и его роль в процессе изучения романтического фортепианного стиля в исполнительских классах 12

1.1 Современное- состояние проблемы изучения произведений. романтического стиля в музыкальной педагогике 12

1.2 Творческое наследие Ф:Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма 35

1.3 Педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством 76

1.4. Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена 103

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики комплексного) использования творческого наследия Ф.Шопена при изучении романтического фортепианного стиля 130

2.1 Педагогические наблюдения 130"

2.2 Собеседования и анкетирование 149

2.3 Формирующий эксперимент 155

Заключение 171

Библиография 174

Приложения 185

Современное- состояние проблемы изучения произведений. романтического стиля в музыкальной педагогике

Профессиональный музыкант по роду своей деятельности сталкивается? с необходимостью исполнения музыки различных стилей и эпох. Уверенная. ориентация в различных стилевых зонах является» необходимым, условием профессиональной деятельности музыканта: Однако в современной ситуации на исполнительской- сцене постепенный отход новой исполнительской стилистики от традиционных для романтического фортепианного стиля ценностей провоцирует их постепенную утрату, что с неизбежностью негативным образом сказывается и на фортепианнойпедагогике.

Рассматривая современное состояние отечественной музыкально-исполнительской сцены, необходимо отметить следующее. В:С. Грицевич, анализируя репертуар пианистов в течение XX века, в. числе- некоторых выведенных им закономерностей отмечает и то, что «после Второй мировой войны несколько понизился интерес пианистов к творчеству Шопена, Шумана и Листа, тогда как интерес к наследию Брамса, Рахманинова и к сонатам Шуберта заметно возрос», а также то, что «сочинения Дебюсси, Равеля, Бартока; Прокофьева вошли в.репертуар почти всех крупных пианистов, заняв в\ нем постоянное место» . Следует отметить, что видение выразительных возможностей фортепиано композиторами XX века построено на принципиально иной основе по сравнению с творческим наследием авторов музыки предшествующих эпох. На основании проведенного анализа исследователь делает вывод о наличии в фортепианной репертуарной: политике XX века двух взаимосвязанных тенденций, проявляющихся в уменьшении «удельного веса.-,эмоционально ярких и одновременно пианистически нарядных пьес» и одновременно «в смещении интереса артистов в сторону таких произведений, которые удается исполнять с ограниченной сотворческой инициативой и умеренной отдачей душевных сил» [там же].

Возможность сотворческой инициативы исполнителя предопределяется стилем сочинения, манерой его изложения. Так, анализируя Прелюдию Є-dur, И.Є.Баха, 1 часть сонаты Es-dur ИіГайдна и Полонез-фантазию Шопена в качестве примеров музыкальных произведений- различных стилей;, автора приходит к выводу, что,само строение музыкального сочинения, егсиизложение-определяют меру такой инициативы: «Есть основания предполагать, что чем произведение монолитнее внутренне, чем однороднее по? манере изложения, тем», меньше его сценическая судьба зависит от сотворческой инициативы-артиста» . Исследователь также отмечает, что наименее монолитны.в указанном смысле, как раз сформировавшиеся в романтическую эпоху сочинения свободных форм - фантазии; баллады, симфонические поэмы и т.п. В силу сложной, организации структуры таких сочинений, расширения их эмоционального диапазона, усложнения, формы и прочих условий, они с необходимостью требуют от исполнителя, наибольшей сотворческой инициативы, личного участия исполнителя в создании произведения во время его исполнения.

А.А.Кандинский-Рыбников приходит к сходным выводам относительно» исполнительского искусства XX столетия, однако рассматривает их в несколько ином ракурсе. Так, исследователь устанавливает примерно ту же временную границу завершения эпохи романтического- исполнительского искусства; что- и В:С.Грицевич - приблизительно середина, XX века. А.А.Кандинский-Рыбников подчеркивает значительный прогресс в плане стилистического» расширения и универсализации современного исполнительского репертуара. В- отношении же места в нем произведений композиторов-романтиков- автор отмечает: «Репертуар отнюдь не стал антиромантическим, количественно романтика занимает в нем даже первое место (курсив наш. - Е.М.). Но теперь это вызвано прежде всего тем, что фортепианная литература едва ли не более чем наполовину состоит из произведений романтиков» . Второй важной чертой современной исполнительской сцены исследователь считает возросшую историчность в, подходах к интерпретации; и как следствие - возникновение направления «исполнитель-исследователь», т.е. музыкант, исполняющий старинную музыку на аутентичном инструментарии и изучающий проблемы ее интерпретации. Другим проявлением возросшей историчности автор считает принцип, построения концертных программ, зачастую основанный- на экспонировании какого-либо направления; жанра, стиля иг т.д., т.е. усиление искусствоведческого элемента в современной исполнительской культуре, чем, по мнению ученого, и «обусловлена ее возросшая интеллектуальность, которая сделала» менее частыми и менее откровенными проявления-импровизационности. Отсюда же в целом меньшая, чем. прежде, зависимость игры артистов от непосредственного контакта с аудиторией, и свойственные большинству из них стремление и умение записывать пластинки» .

В свою очередь, Н.Г.Драч в работе, посвященной рассмотрению стилевых тенденций в исполнительстве второй половины XX столетия; выделяет такие направления, как необарокко, неоклассицизм, неоромантика и фольклоризм. Среди названных стилей, по мнению исследователя, неоромантизм как таковой «развивается "экстенсивно", в большей степени вбирая новизну средств исполнительской выразительности других стилевых тенденций в исполнительском стиле второш половины. XX века» . Несмотря -на то, что Н.Г.Драч указывает в качестве особенностей, характеризующих неоромантический исполнительский стиль, импровизационную манеру исполнения зафиксированного текста, а также стремление «не потерять эмоциональные опоры в интерпретации» [там же], в дальнейшем автор подчеркивает «философичность и культурологическую направленность... интеллектуальный подход к процессу интерпретации фортепианного произведения; типичные для исполнительского неоромантизма (курсив автора. - Е.М.) второй1 половины XX века». Таким образом, неоромантическое направление испытало, как уже говорилось, значительное влияние иных стилевых тенденций в исполнительстве.

Однако на исполнительскую сцену оказало влияние не только возникновение новых композиторских имен, но и деятельность исполнителей псевдоромантического свойства, доводивших в своих интерпретациях отклонения темпа, динамики, агогики, присущие романтическому искусству, до крайностей, граничащих с абсурдом. Такие исполнители в значительной мере скомпрометировали романтическую музыкальную культуру в» глазах слушателей. Не в последнюю очередь с данным явлением связаны воспоминания одного из видных шопенистов А.Боровского: «В пору формирования моего музыкального вкуса; с 1908 поЛ915 год, меня окружали музыканты, у которых Шопен не был в почете... С горячностью и преувеличениями, свойственными молодости, мы считали музыку Шопена устаревшей, старомодной, заурядной, слащавой; короче - банальной» . Подобное восприятие творчества одного из крупнейших музыкантов-романтиков было связано, несомненно, не с содержанием его творчества, а с его трактовкой музыкальными деятелями от псевдоромантизма.

Творческое наследие Ф:Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма

Для того, чтобы выяснить, почему именно произведения романтической эпохи требуют от исполнителя наибольшей степени «сотворчества» и, как следствие, эмоциональной гибкости, необходимо рассмотреть особенности романтизма не только-как музыкального стиля, нош как стиля.эпохи в целом, вспомнить о том, как изменились музыкальное исполнительством педагогикаш, эту эпоху. Романтизм известен в энциклопедической литературе как идейноеи художественное направление в европейской и американской духовной культуре концаї XVIII - 1-й половины XIX вв: Однако- по своему содержанию-романтический стиль отличался значительно меньшей монолитностью по сравнению с хронологически, предшествующими ему стилями, А представляя собойч широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты, определяли различные цели и средства» . Несмотря на это, романтическому искусству присущи и важные общие особенности, касающиеся как идейной позиции; так истилистики.

Материалы масштабных исследований романтизма позволяют охарактеризовать данную- эпоху следующим1 образом. Романтизм явился своего рода реакцией на достижения предшествовавшей,- ему эпохи Просвещения, негативные последствия научного, экономического, социального прогресса, принесшего новые контрасты и антагонизмы, а также расслоение, духовное опустошение личности, утрату ее значения. Наследуя- традиции. искусства средневековья, испанского барокко и английского- Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и антиномичность внутреннего, субъективного мира человека, имманентную индивидуальной личности бесконечность. Сущностными чертами романтического искусства в целом является напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к интуитивному и бессознательному. Вместе с тем для романтизма характерна защита свободы и самоценности личности, культ индивидуальности, как отдельного человека, так и» целых наций и эпох, что предопределило ценность фольклора в описываемый период времени.

В области эстетики романтизм противопоставил характерному для-классического искусства «подражанию природе» творческую активность художника, преображение реального мира. Проявлениями- этих процессов в романтизме стали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. В изобразительном? искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописней графике, менее отчётливо - в скульптуре.

Как и любое явление; понятие1 стиля возможно рассматривать с различных точек зрения. Во всяком, произведении искусства стиль -организующее начало, «высший вид художественного единства» [ЮГ, 10]. Художественный (в том4 числе и музыкальный) стиль влияет на формирование творческого мышления, но и творческое мышление выражается через стиль. Таким образом, по мысли/ Л.А.Мазеля можно охарактеризовать стиль как систему музыкального мышления, в которую входят как содержание, так и средства музыкальной выразительности .

Стиль в музыке-является иерархическим понятием. Так, М.К.Михайлов выделяет такие стилевые уровни, как исторический стиль, (стиль эпохи), стиль направления и индивидуальный стиль. Стиль эпохи охватывает произведения, возникшие в пределах детерминированного временного отрезка. Стиль направления характеризует особенности, отличающие существовавшие в рамках исторического стиля течения, школы и т.д. Индивидуальный стиль, то есть стиль конкретного композитора, является основой, первичным элементом вышеописанных коллективных стилевых уровней и оказывает на них значительное влияние.

Таким образом, стиль по отношению к творчеству композитора является некоторым формирующим фактором; с другой же: стороны и сам формируется под влиянием индивидуальной творческою деятельности композитора, что» дает основания? говорить, об интегративном единстве стилевого направления ві музыкальном искусстве ш творческой; манеры конкретного композитора; принадлежащего.; к: этому направлению? Єамістиль у автора; проявляется через систему, стилевых признаков;- общих закономерностей; лежащих в основе;его музыкального мышлениям/Такие закономерности могут быть присущи всемуг стилевому направлению?в целом, однако?-их воплощение у отдельно?взятого, автора носит отпечаток его индивидуального видения;

Романтизм; как, стиль- эпохи! является достаточно сложным вопросом.: Творчество? композиторов; относимых к романтическому стилю, имеет. значительные различия не только - на- индивиду альном? уровне, но f и?, ВІ стилях школ, направлений; а, также в отношении национального элемента музыкального? творчествам днако? . m целом-. несомненно; существует-определенная система? стилевых признаков; позволяющая определить» романтизм именно как стиль эпохи; Сложность, и неоднозначность, стиля романтизма находит отражение и: в его периодизации; включающей в себя: ранний романтизм, связанный; преемственностью с предшествующим; классическим стилем (первое двадцатилетие XIX в.); средний этат (от ЗОх до 80х гг: XIX: в;) и следующий заі ними поздниш этап; в течение которого осуществляется5 переход, к, последующим стилевым.моделям.. Данная периодизация достаточно условна;.однако позволяет получить представление: о развитии? музыкального романтического стиля- и сопровождавших его изменениях [см. 38];

В музыкальном;искусстве проявились общие для романтиков тенденции к программности, к связи музыки: со словом, к более: тесному сочетанию и взаимопроникновению свойств вокальных и инструментальных жанров, стремление приблизить выразительность мелодии к выразительности интонации живой речи. Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классической школы; она менее обобщена по содержанию, отображает действительность не в объективно-созерцательном плане, а через, индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всём богатстве их оттенков.

Педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством

Педагогической» деятельности Шопена уделено значительное внимание в работах авторитетных биографов композитора [см. 15; 56; 65; 103; 108; 128; 131-132], атакже музыкантов, исследовавших особенности-его педагогического1 метода. Новаторская для его времени педагогическая система Шопена с необходимостью- отражала взгляды композитора на, содержание- музыкальных произведений. В его собственных сочинениях музыкальные средства определяются идеей, и, в свою очередь, определяют техническую сторону, как средство реализации этой идеи. Вместе с тем; формирование5 педагогических установок связано, прежде всего, с исполнительской деятельностью.Шопена, поскольку начало его педагогической, работы связано с прибытием в Париж; куда он приехал, будучи уже сложившимся исполнителем:

Поскольку значительную известность в Париже Шопен приобрел именно как - пианист-виртуоз, именно эта сторона его таланта привлекла к нему множество? желающих, обучаться у него фортепианной-игре. Исполнительское дарование Шопена, связанное с его композиторским талантом; позволило ему овладеть чрезвычайно целесообразной и эффективной фортепианной технологией; которая и-реализовывалась в, процессе его занятий? с учениками. Кроме, того, отражение этой технологии можно- наблюдать и в фактуре шопеновских сочинений, о чем пойдет речь далее.

Относительно самобытного исполнительского- облика Шопена необходимо отметить, что он формировался.в значительной-мере благодаря его» огромнойшриродной одаренности как композитора. В различных биографиях композитора описывается то, как он, будучи еще малышом, по ночам самостоятельно подбирал на фортепиано пьесы, которые его мать играла во время- уроков танцев; проводившихся в пансионате Шопенов. Чтению нот и начальным приемам аппликатуры Шопена обучила его сестра Людвика. Хотя Шопен и обучался шесть лет у В.Живного, в значительной мере его исполнительский аппарат формировался в результате его активного внутреннего слуха. Еще во время обучения Шопен начал импровизировать, фантазируя на темы тех музыкальных впечатлений, которые от получал каждый день. Именно активность внутреннего слуха, присущая музыкальному дарованию; Шопена; способствовала формированию слухо-моторных связей; .и;... как следствие, оптимальных игровых, движений;, исходящих: от самогш музыкального содержаниящьесы:,

Д.К.Кирнарская? в работе; посвященной генезису музыкальных способностей; отмечает: «Ведущая- роль- слуха в возникновении; слухот моторных связешприводит к тому,.что эти: связи? легко «образуются - музыка; сама; содержит в? себе оптимальные движения; ее выражающие, они зашифрованы в ее; интонационном облике;; в; ее ритмическом рисунке (курсив наш; -E.Mf)» 1 Одаренность Шопена-композитора позволяла; Шопену-исполнителю; максимально адекватно откликаться в своей игре на требования? мелодии, ритма; интонации; поскольку усвоенная; имг музыкальная; логика? играемых произведений) сама вела? начинающего музыканта, за\ собой; подсказывая ему, что шкак надо играть.

В:Конрад в масштабной работе, посвященной индивидуальным стилевым элементам? музыки? композиторов; различных: эпох;, также: отмечал, что ни одному исследователю шопеновского, творчества не удавалось и не удалось разделить содержательное; начало и инструментально-техническую сторону в его сочинениях. Ученый" указывает на то;. что Шопеш с ранних, лет отличался инстинктивной изобретательностью І в отношениий поискам разнообразного звучания и приемов; игры на фортепиано, причем изобретательность эта была неотделима от его композиторского дарования; [см. 129; 189]: Именно то, что процессом игры у Шопена управляли слух и музыкальное воображение, позволило ему стать виртуозом;- талант которого был признан; не только в Варшаве, но и в таких искушенных музыкальных столицах, как Вена и Париж. Интересно, что Э. Уайтсайд в книге, посвященной изучению этюдов Шопена, также отмечает, что пианисту при работе над этими сочинениями всегда следует помнить: естественные игровые движения намного более эффективны, чем игровые приемы, тщательно отработанные по отдельным деталям. Сама природа музыканта задействует игровой аппарат целиком в ответ на желание достичь определенного звукового результата [см. 134, 26]. Естественная; органичная виртуозность Шопена происходила из пластики музыкального образа, поэтому поддержание ее на должном уровне не требовало, как то предписывалось во многих методических руководствах тойч эпохи, долгих часов занятий, заполненных бесконечными повторениями технически трудных мест. В подтверждение сказанного следует сослаться на письмо отца композитора, датированное ноябрем 1831 года, в котором он подвергал сомнению рекомендацию Калькбреннера пройти под его началом трехлетний курс по совершенствованию пианистической техники Шопена. Вспоминая варшавские годы композитора, его отец писал, чтошри занятиях на инструменте Шопен уделял технике сравнительно немного - времени, предпочитая умственное напряжение физическому, при этом ему удавалось разучивать чужие произведения в течение одного часа, в то время как другие проводили за клавиатурой целые днищем. 133]. Проникновение в музыкальный образ сочинения позволяло Шопену разучивать даже чужие сочинения максимально «целесообразно, исходя из их музыкальной логики.

Позже, будучи уже практикующим педагогом в Париже, Шопен пресекал многочасовые занятия своих учеников, небезосновательно считая, что нужного результата можно достичь в значительно более краткие сроки, а лишние часы, проведенные за инструментом, доказывают лишь то, что учащийся5 не понимает, на что следует обращать внимание при занятиях. Шопен хорошо осознавал, что виртуозность как оптимальный способ действий за инструментом, позволяющий в том числе играть быстро и точно, зависит не от времени; проведенного за инструментом, а от того, насколько слух и воображение ведут за собой движения игрового аппарата. Таким образом, наиболее целесообразно организовать процесс игры на фортепиано Шопену помогло то, что постановка его рук, как и манера игры в целом, были і «слухозависимы».

Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена

Современный образовательный процесс, подчиненный предметно-содержательному принципу в. отношении как общего, так и специального образования, унаследовал из области научного развития такую исторически сложившуюся характеристику, как усиление дифференциации, научных направлений. В" научной сфере результатом такого усиления явился приоритет технократических целей и снижение значимости целей гуманистических. Однако компенсация описанного процесса в науке возможна благодаря синтезу различных направлений, что позволяет ученому осуществлять мышление общекультурными категориями в. целях сохранения баланса в научном познании.

Культура выступает в развитии науки и техники важнейшим-регулирующим элементом, являясь, основанием для этической оценки результатов данного1 развития. Однако в современном высшем1 образовании; немногие компоненты направлены на формирование нравственных этических позиций, сточкизрения которыхвозможнатакаяюценка. Система образования, следуя параллельным развитию науки путем; в результате также оказалась в ситуации, когда интеллектуальное развитие вышло на первый план, оставив в тени, прочие аспекты формирования личности. Возрастающая роль» технического прогресса привела к дегуманитаризации и дегуманизации образования, отходу от идеи формирования нравственной, личности.

В условиях гуманитарного - мировоззрения главной задачей личности является определение смысла происходящего, способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку. В контексте гуманитарной образовательной парадигмы способность к пониманию и смыслотворчеству является одной из основных, глубинных черт человека. Возможность развития такой способности достигается посредством гуманизации - одушевления- всей структуры современного образования; процесс гуманизации, в свою очередь, осуществляется через гуманитаризацию, то есть изучение предметов гуманитарного цикла и внедрение гуманитарных методов раскрытия предметов.

Под гуманитаризацией образования понимается система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых :

Наиболее эффективное воздействие гуманитарной» среды возможно через гуманитаризацию образования. Если гуманизация образования подразумевает формирование образовательной- системы, соответствующей гуманистическим ценностям, то гуманитаризация образования, в свою очередь, характеризует, новое качество обучения, связанное с учебно-методическим содержанием преподавания, направленным на приобщение обучающихся?к гуманистическим/ ценностям.

В современном информационном обществе информация как таковая может быть представлена при помощи современных вычислительных мощностей в самых различных аспектах, что помогает всесторонне изучить рассматриваемый объект или явление. Скомпонованная темнили иным образом информация, однако, может приводить к диаметрально противоположным выводам, что еще более усиливает значение критической, самостоятельной оценки предлагаемых данных. Без оценки, в свою очередь, невозможно понимание каких-либо явлений, поскольку, как справедливо отмечает М:М.Бахтин, понимание и оценка одновременны и составляют единый целостный акт [см: 9]: Понимание же, в, свою очередь, приобретает особую роль как способ опережающей организации8 знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Однако современная образовательная практика характеризуется скорее обучением именно умениям и знаниям, а не раскрытием собственно содержательной стороны.

Целями гуманитаризации образования является преодоление одномерности человеческой личности, определяемой профессиональной подготовкой, а также формирование у учащегося основ гуманистического мировоззрения- как средство введения молодого человека в сферу духовных и культурных ценностей в качестве противодействия негативным последствиям узкой специализации.

Понимание же, как необходимое условие оценкиj требует активного.участия-эмоционально-волевой сферы: «Многие столетия род людской развивает только мыслительные способности. При этом эмоциональный, мир становится все более бедным... Невозможно добиться огромных результатов в воспитании, воздействуя только на разум человека. Сфера,чувств позволяет придать рассудочной информации экзистенциальный, трепетный; человеческий смысл. Через неег приходит и понимание, которое и стягивает к себе необозримый мир души» человека» .

В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем- виде, непосредственное пристрастное переживание- жизненного смысла явлений, их основная функция - оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость, отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о- ней субъекту. В отечественной психологии длительное время эмоциональные процессы, человека исследовались значительно менее интенсивно, чем познавательные процессы. В? частности, Л.С. Выготский в своих работах развивает диалектико-материалистическии подход к психологическому исследованию эмоций и чувств, полагая необходимым рассмотрение эмоциональной стороны в диалектической взаимосвязи с интеллектом; Ученый основывался на следующих воззрениях: «Кто оторвал мышление- с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или другую стороны» .

Идея о единстве когнитивных и эмоциональных процессов пронизывает все работы С.Л. Рубинштейна, находя выражение в выводе о единстве эмоционального и интеллектуального в эмоциях. Ученый также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека, указывая на то, что психические- процессы имеют как познавательную, так и эмоционально-волевую сторону, выражая, не только г знание о явлениях, но и отношение к ним: «Речь... идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что-самое мышление как реальный психический процесс уже само является? единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального» .