Киевская русь. Киевская Русь IX-X веков 9 10 столетие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Задание на урок. Некоторые историки считают, что варяги основали Древнерусское государство. Могло ли это быть на самом деле? Обоснуйте свою точку зрения? Меню

4 слайд

Описание слайда:

В 862 г.Рюрик стал княжить в Новгороде.Его считают ос-нователем великокняжеской династии. В 879 г.он умер и князем стал Олег. В 882 г.он совершил поход на Киев и,выдав себя за куп-ца, Олег убивает Аскольда и занимает его место. Так началась «Киевская Русь». 1.Государство Русь. А.М.Васнецов. Варяги. Меню

5 слайд

Описание слайда:

1.Государство Русь. В 9 веке у славян начался период период военной де-мократии.Они совершали походы против Византии и защищали свои земли от кочевников-степняков. Князь Аскольд в борьбе с ними потерял сына. В низовьях Волги хазары нередко грабили русских купцов.Поэтому княжеские дружины совершали походы и в эти районы. Борьба славян с кочевниками Меню

6 слайд

Описание слайда:

2.Далекие походы Русов. Основное внимание русов привлекал Царьград (Конс-тантинополь).Еще в 860 г. Аскольд и Дир правившие в Киеве совершили поход в Византию.Но самый знаме-нитый поход на Царьград совершил Олег. В 907 г.,разделив дружину пополам-сам с воинами на ладьях,а конница по берегу,он двинулся на юг. Ок.днепровских порогов русы обнесли свои ладьи и двинулись дальше. Макет Константинополя Меню

7 слайд

Описание слайда:

2.Далекие походы Русов. Братья-цари приказали натянуть цепь в бухте Золотой Рог,но русы вновь перетащили ладьи и заставили Ви-зантию подписать договор.С него берет начало исто-рия русской дипломатии. По преданию Олег прибил к вратам Царьграда свой шит. В 911 г. Олег совершил еще один поход, и вновь был подписан договор.Но по возвращении он погибает. (Судя по всему князь был убит печенегами). Византийцы выплачивают дань русским дружинникам. Меню

8 слайд

Описание слайда:

Проанализируйте текст договора русов с Византией. Кто выиграл от принятия этого договора? Откуда это видно? Договор Руси с Византией 1) Олег же, немного отойдя от Царьграда, начал переговоры о мире с гре-ческими царями Лесном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рула и Стемида со словами «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе». 2) И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ук-лючину^ и потом давать содержание прибывающим из русских горо-дов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоц-ка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подв-ластные Олегу князья. 3) Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а ес-ли придут купцы, то пусть взимают месячное в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню, как только за-хотят. Когда же русские отправятся к себе домой, пусть занимают у ва-шего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно. 2.Далекие походы Русов. Меню

9 слайд

Описание слайда:

До принятия Христиан-ства князья или совер шали походы, или со-бирали дань (полю- дье) с подвластных племен. В 945 г. Игорь Старый отправился к древля- нам в Искоростень.Но по возвращении дру-жина потребовала воз вратиться за новой данью. 3.Полюдье. Меню

10 слайд

Описание слайда:

Древляне предложили Игорю дождаться ут-ра, а ночью его и всю его дружину переби-ли. Ольга узнала о смерти мужа от послов.Она собрала новую дру-жину и, взяв малолет-него сына - Святосла-ва, двинулась в зем-лю древлян. 3.Полюдье. Княгиня Ольга сжигает Искоростень. Меню

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Между княжествами сохранялись политические связи, Киев продолжал формально оставаться главным столом Руси, а Киевское княжество рассматривалось как коллективное владение всех Рюриковичей. Концом Киевской Руси считается Монгольское нашествие (1237-1240), после которого русские земли перестали составлять единое политическое целое, а Киев на долгое время пришёл в упадок и окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

В летописных источниках государство называется «Русь» или «Русская земля», в византийских источниках - «Росия».

Термин

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н. э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX - середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в конце XVIII века. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII - середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета».

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. Однако, в современной историографии эти точки зрения популярностью не пользуются, так как не находят подтверждения в источниках.

Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

История

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Характеристика государства в IX-X вв.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.

Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем. Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд - при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня - при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

Дружина

Дружина в период IX-X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» - штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

Принцип наследования власти в IX-X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI-XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Крещение Руси и её расцвет

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди - к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел - город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI - начале XII века сформировался первый письменный свод законов - «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015-1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство - серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская».

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236-1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского. Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Характер государственности русских земель

В начале XIII века, накануне Монгольского нашествия на Руси было около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы), три из которых: Киевское, Новгородское и Галицкое были объектами общерусской борьбы, а остальные - управлялись собственными ветвями Рюриковичей. Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250.

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII-XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа)..

В период раздробленности Киевской Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь - с отдельными семьями удельных князей.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен ядом). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого, но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной удельной княжеской ветви рода Рюриковичей, сохранив общерусское значение, и в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй - отныне князь приглашался и изгонялся вечем. Во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальской земле (упоминания о них встречаются вплоть до XIV века). В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.

Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина получала в личные наследуемые права земли. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.

В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная - на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).

Название Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам удельных княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты.

Торговля

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:

  • путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
  • Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
  • сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

«Древнерусское государство» - Святополк Окаянный. Станция «Историческая карта». Софийский собор. Ярослав Мудрый. Рюрик. Станция «Имена исторических деятелей». Станция «Памятники архитектуры». Вещий Олег. Исторические факты. Княгиня Ольга. Князья Борис и Глеб. Станция «Летописные высказывания». Святослав Игоревич. Станция «Прозвища».

«Период формирования Древнерусского государства» - Государство. Поселки. Купцы. Знатные воины Рюрика. Племена. Территории северян и радимичей. Предпосылки создания Древнерусского государства. Торговля. Образование государственных центров. Призвание Рюрика. Конунги. Формирование Древнерусского государства. Поляне платили дань хазарам. Появление княжеской власти.

«Проблема образования Древнерусского государства» - Теория. Содержание деятельности русских князей. Образование Древнерусского государства. Необходимость защиты от внешних врагов. Особенности Древнерусского государства. Первые варяжские князья. Возникновение государства. Восточные славяне. Теории возникновения. Внутриполитическая деятельность первых князей.

«Образование Древнерусского государства» - Кто такой князь? Образование Древнерусского государства. Назовите главные торговые города у славян. Какое значение в жизни славян играла торговля? Кого называли купцами? Правление Рюрика в Новгороде (862 – 879) Правление Аскольда и Дира в Киеве. Каковы причины появления местных княжений у восточных славян?

«Образование государства Русь» - Образование государства Русь. Создание единого государства. Возглавляли войско славянские вожди Аскольд и Дир. Походы Олега на Византию. Понятия: Государство, норманская теория. Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Олега? Личности: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег. В 860 году славяне, приплывшие на ладьях, заняли Константинополь.

«Государство Киевская Русь» - Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая. Новые феодальные усобицы на Руси. Род (родовая община) – коллектив родственников. “Каждый да свою отчину держит”. Рюрик с дружиной (Синеус, Трувор) были приглашены на княжение. Причины религиозных реформ. “Военная демократия” – стадия исторического развития.

Всего в теме 19 презентаций

    История как наука. вспомогательные и специальные исторические дисциплины. процесс развития исторического знания.

История как наука возникает в древней Греции. В 5 в.до н.э. Геродот написал книгу о греко-персидских войнах, которую назвал историей. Античность различала мифологию и историю.(Миф-рассказ о далеких временах, История- сравнительно недавнее прошлое) В средние века христианство утверждает представление о линейном характере времени. Античность утверждала что время циклично. В новое время история становится наукой, изучающей закономерности развития, имеющие объективный характер.

История-это самостоятельная наука о прошлом человека и различных форм соц.организации.

В 17-19 вв происходит разделение исторических знаний на специальные и вспомогательные дисциплины.

Специальные дисциплины: археология- изучает материальную культуру прошлого народов как правило лишенных письменности, источниковедение- систематизирует преимущественно письменные источники, историография- изучает процесс развития исторических знаний

Вспомогательные дисциплины: геральдика-наука о гербах, генеалогия- наука о родословной, сфрагистика- типология печатей, дипломатика, нумизматика- наука о монетной чеканке,бонистика- наука о бумажных деньгах, палеография – наука о орудиях письма,

    Зарождение государственности на территории восточнославянских земель. Теории возникновения русской истории.

Концепция происхождения славян:

Имиграционная (славяне пришли на восточно-европейскую равнину(Соловьев))

Славяне как этнос сформировались на территории восточно-европейской равнины(Рыбаков)

Восточные славяне в 6-7 вв:

Общинное устройство(общ.родовое звено-соседские общины)

Расселение восточных славян:поляки-по реке Днепр(Киев), вятичи-по реке Оке,радишичи-по реке Сорж,дреговичи-между реками Припять и Березка.

4. Ранняя история Руси.Русь в 9-10 вв.

Согласно ПВЛ(повесть временных лет),в 862г новгородцы призвали на княжение варяга Рюрика и его братьев. Рюрик княжил в Новгороде а его братья в Киеве. В 879г Рюрик умер. Власть получил князь Игорь как регент малолетнего Игоря Рюриковича. В 882г Олег захватил Киев,объединил север и юг,что считается традиционной датой возникновения единой Руси.

С конца 9 по конец 10 века – объединение отдельных племен под властью Киева.

907- поход Олега на Византию привел к заключению первого Русско-Византийского договора, который позднее подписали с изменениями в 911 году

944- 3-й Русско-Византийский договор

977-1015- правление Владимира I, который провел две реформы:

981- упразднение части языческих богов, остальные поставлены под власть Перуна

988- принятие христианства по восточно-провославному обряду из Византии, во главе церкви стал митрополит Киевский которого до 15 века назначал Патриарх Константинопольский

988г-крешение Руси.

5.Киевский период русской истории. Древняя Русь в 11-13вв.

В это время происходило существование Руси с центром в Киеве.

1015-1016 и 1019-1054-правление с перерывами Ярослава Мудрого,

1015г-создание «русской правды»-первого свода законов

1050г-митрополитом церкви стал Илларион,

1113-1125г-правление Владимира IIМономаха,

1125-1132г-княжение Мстислава Великого,после которого распад Руси стал необратимым,

середина 12-середина 13вв-период феодальной раздробленности.

6.Древняя Русь как особый тип цивилизации. Культура русских земель 9-13 вв. Словесность, живопись, архитектура.

На культуру влияла религия, норманны, Византия, татаро-монголы.

Особенности древней культуры: накопление знаний при отсутствии их научного анализа; существенное влияние религии, синтез языческой и христианской культуры; влияние норманнов, Византии, монголо-татар на характер культуры.

Вторая половина 9в- Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Литература была преимущественно переводная; оригинальная древнерусская литра,летописание,житие,слово,хождение. Архитектура. С конца 10в-каменное строительство;крестово-купольная система строительства храмов, скань,з ернь,эмаль.

Живопись- использовались фреска, мозаика, канон(свод правил) по изображению святых

7. Русь языческая и христианская. Православие как особый характер русской истории.

Религией восточных славян было язычество(многобожие).Его можно определить как систему взглядов на мир человека в его неразрывной связи с природой,где человек рассматривает себя как часть природы.Мировые религии в центре мира ставят человека,т.е. переход к христианству не являлся прихотью Владимира,а был предрешен,как и ориентация на Византию.Православие,провозгл.гос.религией Руси,признавало приоритет светской власти над духовной.Крещение Руси имело важные последствия-князь и окружение получили идейную основу для единства,для укрепления центр.власти;расширялись связи России м Европой и распространялись нормы христианской морали.

8.Феодальная раздробленность на Руси. Киевское, галицко-волынское, черниговское княжества в 12-15вв.

Феодализм-это сочетание власти и земельной собственности при сословно-иерархической структуре об-ва. В 11 веке появились новые формы землевладения

Удел- это доля члена рода в обще родовом владении

Вотчина- это наследственная собственность с комплексом прав владельца на землю и обрабатывающих ее людей

Помесите- это условная собственность получаемая за службу.

Имение –это наследственная собственность на правах вотчины.

К началу 12в выделяются новые силы,создается великое княжество Черниговское. На северо-востоке создается Ростово-Суздальская земля, на юго-западе возникает галицко-волынское княжество,на западе великое княжество Смоленское. Особое место в системе княжеств занимал Великий Новгород,кот.с 1132г являлся республикой. Таким образом,к концу 12в Русь превратилась в политически независимые княжества.

Население мира составило 300 миллионов человек.

В Зап. Европе двупольный севооборот сменяется более прогрессивным - трехпольным (по схеме: пар - озимые - яровые); появляется тяжелый колесный плуг, позволяющий глубоко переворачивать пласты земли и поднимать целину.

После крещения Руси кн. Владимиром (980- 1015) приглашенные из Византии мастера строят храмы; визант. духовенство создает школы; положено начало летописанию; кн. Владимир щедро помогает бедным (на княж. дворе киевлянам предоставляется бесплатное угощение), выкупает пленных (рабов), отпуская их на свободу.

Терр. Киевской Руси занимает прибл. 1,5 млн. км2; численность населения - ок. 4,5- 5,3 млн. чел.

Демогр. подъем в странах Европы: население Средиземноморья - ок. 17 млн. чел.; Франции, Нидерландов, Скандинавии, Британских о-вов - ок. 12 млн.; слав, земель - ок. 9,5 млн. (всего - ок. 38 млн. чел.). Плотность населения в Англии - 9 чел. на 1 кв. милю.

В связи с наступлением 2-го тысячелетия от Рождества Христова население Зап. Европы ожидает конца света и Второго пришествия.

Персидский учёный Авиценна выдвинул гипотезу о причинах возникновения гор: «Или они — эффекты переворотов корки земли, или они — эффект воды, который, сокращаясь новый маршрут, лишил долины». Он также издал Al - Quanun , или Канон Медицины, где утверждал, что лекарства должны быть исследованы экспериментально или теоретически.

Романский стиль в европ. .иск-ве; во Франции до сер. 12 в.; в Германии, Италии до сер. 13 в.; в Англии (норманд. романика) до 3-й четв. 12 в.

Бронз, двери собора в Хильдесхайме с рельефами и предметы культа из мастерских епископа Хильдесхайма Бернварда (ок. 960-1022).

Аль-Бируни-, одно из гл. соч. «Памятники минувших поколений» («Хронология древних народов»; описание всех эр и праздников известных ему народов).

Кушайр ибн Лаббан (ок. 971 - 1024), инд. математик: «Книга об основах арифметики у ин- дов» (кроме инд. цифровых символов и операций с ними, в т.ч. вычисления корня 3-й степени, описана специфич. шестидесятичная система счисления, в к- рой числа от 1 до 59 обозначаются буквами алфавита, а матем. операции с ними совершаются почти так же, как и в инд.-араб, десятич. системе).

Р.-роман, фрески в ц. Св. Георгия мон. Оберцелль на о-ве Райхенау (сцены чудес, совершенных Христом, - Воскрешение Лазаря и т.д.). Ц. Нотр-Дам-ля-Гран (11— 16 вв.) и Сент-Илер-ле- Гран (11-12 вв., построена над гробницей св. Илария) в Пуатье.

Церковь Сан-Пьетро в Перудже (базилика с антич. колоннами).

Медальоны с изображениями святых (визант. перегородчатая эмаль: цветная смальта между высокими зол. перегородками).

Живопись тушью в Китае: «импрессионистические» пейзажи.

На Цейлоне развивается ремесло будд, бронз, литья.

. «Сокровища викингов» (зол. украшения с плетеным орнаментом эпохи викингов).

. «Фрейзингенские (Брижинь- ские) отрывки» - древнейший словен. текст на латинице, хранившийся во Фрейзингенском монастыре; до Реформации памятников словен. литры нет.

. «Песнь о Леотегаре» и «Страдания Христа», на ст.-франц. языке. «Фрагмент о Боэтии» («Боэтий»), древнейший памятник Прованс, поэзии.

. «Дневник мотылька» («Кагэро никки», или «Дневник эфемерной жизни»), лирич. дневник, образец жанра, появившегося в Японии в I период Хэйан, написан женщиной, известной как Мать Митицуна.

Сэй Сёнагон (966-1017), япон. придворная дама: «Записки у изголовья».

Род. (примерно) Михаил Кируларий, патриарх константинопольский (умер в 1059).

Род. Константин IX , византийский император (умер в 1055).

Умер Гарсия II Санчес

Ум. Рогнеда Рогволодовна, дочь полоцкого князя Рогволода.

Умер Олаф I Трюггвасон, король Норвегии c 995 года, потомок короля Харальда Гарфагра.

Умер Минамото-но Сигэюки, японский поэт, писатель.

Умер Рагдай Удалой