Ерофеев венедикт васильевич. О подходящих сравнениях

«Сверхчеловек я, и ничто сверхчеловеческое мне не чуждо…».

Веничка Ерофеев

Русский писатель и алкоголик, наиболее известный повестью «Москва-Петушки», написанной в начале 1970 года. В тексте повести – масса пародий на штампы того времени, но нет никакой обличительности…

Воспитывался в детском доме. Окончил школу с золотой медалью.

«Веничка постоянно носил с собой зелёную тетрадку, в которую записывал наблюдения и заметки об окружающих его людях. Там же находилась и неоконченная рукопись поэмы «Москва-Петушки». Веничка с этой тетрадкой не расставался и никому её не показывал. Однажды приехал к нему в бригаду Игорь. Друзья, как водится, выпили, и задумал Авдиев стащить у приятеля заветную рукопись. Дождавшись, когда Веничка уснул, Игорь вынул у него из-под подушки тетрадь. Ещё в электричке он прочитал её от корки до корки и вернулся в Москву совершенно обалдевший. Взяв такси, он помчался к Тихонову, и друзья всю ночь читали рукопись, смеясь и плача от восторга. Веничка заявился под утро, сам не свой от постигшей его утраты. Но по лицам Игоря и Вадима он сразу понял, что сокровенная тетрадка была у них. «Слава Богу, что нашлась. Давайте немножечко шлёпнем», - выдохнул он с облегчением…»

Петровец Т.Г., Звёзды скандалят, М. «Рипол-классик, 2000 г., с. 210.

В своё время писатель выписал себе британское понимание романа Николая Островского: «В британском энциклопедическом словаре: «Kak zakalyalas stal» - «история успеха молодого калеки».

Ерофеев В.В., Из записных книжек / Со дна души, М., «Вагриус» 2003 г., с. 452.

«…возникла целая плеяда «смиренных» писателей, чьим патриархом по праву может считаться Венедикт Ерофеев . Его «слабость» - ангелическое пьянство Венички - залог трансформации мира. В поэме «Москва-Петушки» алкоголь выполняет функцию «генератора непредсказуемости». Опьянение - способ вырваться на свободу, стать - буквально - не от мира сего. (Вновь любопытная параллель с даосскими текстами: «Пьяный при падении с повозки, даже очень резком, не разобьётся до смерти. Кости и сочленения у него такие же, как и у других людей, а повреждения иные, ибо душа у него целостная. Сел в повозку неосознанно и упал неосознанно».) Водка в поэме Ерофеева - повивальная бабка новой реальности, переживающей в душе героя родовые муки. Каждый глоток омолаживает «черствые», окостеневшие структуры мира, возвращая его к неоднозначности, протеичности, аморфности того беременного смыслами хаоса, где вещи и явления существуют лишь в потенции. Главное в поэме - бесконечный поток истинно вольной речи, освобождённой от логики, от причинно-следственных связей, от ответственности за смысл. Веничка вызывает из небытия случайные, как непредсказуемая икота, совпадения: всё здесь рифмуется со всем - молитвы с газетными заголовками, имена алкашей с фамилиями писателей, стихотворные цитаты с матерной бранью. В поэме нет ни одного слова, сказанного в простоте. В каждой строчке - кипит и роится зачатая водкой небывалая словесная материя. Пьяный герой с головой погружается в эту речевую протоплазму, дурашливо признаваясь читателю: «Мне как феномену присущ самовозрастающий логос». Логос, то есть цельное знание, включающее в себя анализ и интуицию, разум и чувство, «самовозрастает» у Венички потому, что он сеет слова, из которых, как из зерна, прорастают смыслы».

Генис А.А. , Билет в Китай, СПб, «Амфора», 2001 г., с. 97-98.

Образец текста: «Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где всё продается и всё покупается... глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза... Девальвация, безработица, пауперизм... Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой - вот какие глаза в мире Чистогана... Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато, какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной. В дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий эти глаза не сморгнут. Им всё божья роса...»

Венедикт Ерофеев, Москва – Петушки.

«Водка - суть и корень ерофеевского творчества. Стоит нам честно прочесть поэму «Москва-Петушки», как мы убедимся, что водку не надо оправдывать - она сама оправдывает автора. Алкоголь - стержень, на который нанизан сюжет Ерофеева. Его герой проходит все ступени опьянения - от первого спасительного глотка до мучительного отсутствия последнего, от магазина, закрытого утром, до магазина закрытого вечером, от похмельного возрождения до трезвой смерти. В строгом соответствии этому пути выстраивается и композиционная канва. По мере продвижения к Петушкам в тексте наращиваются элементы бреда, абсурда. Мир вокруг клубится, реальность замыкается на болезненном сознании героя. Но эта клинически достоверная картина описывает лишь внешнюю сторону опьянения. Есть и другая - глубинная, мировоззренческая, философская, скажем прямо - религиозная. О религиозности Ерофеева писал его близкий друг, Владимир Муравьев, который уговорил его принять католичество, убедив Веничку тем, что только эта конфессия признает чувство юмора.
Муравьев пишет: «Москва-Петушки» - глубоко религиозная книга [...] У самого Венички всегда было ощущение, что благополучная, обыденная жизнь - это подмена настоящей жизни, он разрушал её, и его разрушительство отчасти имело религиозный оттенок».

Генис А.А. , Благая весть. Венедикт Ерофеев / Два: Расследования, М., «Эксмо»; «Подкова», 2002 г., с. 58.

Венедикт Ерофеев родился в посёлке Нива-2 (пригород Кандалакши). Отец - начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939-1954. После окончания курсов путейцев Мурманской железной дороги Василий Васильевич Ерофеев был назначен дежурным по станции Пояконда.

Детство Веничка провел по большей части в детском доме в Кировске (Кольский полуостров).

Смолоду Венедикт отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте во Владимире написал «Записки психопата» (долгое время считались утерянными, впервые опубликованы в 1995 г.). В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва - Петушки». Она была опубликована в израильском альманахе «Ами» в 1973 году. В СССР поэма впервые была напечатана в декабре 1988 - марте 1989 гг. в журнале «Трезвость и культура» (№ 12 за 1988 г., № 1-3 за 1989 г., все матерные слова в публикации были заменены отточиями); в нецензурированном виде впервые вышла в альманахе «Весть» в 1989 году. В этом и других своих произведениях он тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо «Записок психопата» и «Москвы - Петушков» Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или шаги командора», эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» и неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая Лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя были частично изданы его записные книжки. В 1992 году журнал «Театр» опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.

По словам Ерофеева, в 1972 году он написал роман «Шостакович», который у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Владислав Лён объявил, что рукопись всё это время лежала у него и он вскоре её опубликует. Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент якобы написанного Ерофеевым романа. Большинство критиков считает этот фрагмент фальшивкой. (По мнению Владимира Муравьёва, сама история с романом была вымышлена Ерофеевым, который был большим любителем мистификаций.)

В 1985 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической церкви, в единственном в то время в Москве действующем католическом храме св. Людовика Французского. Крёстным отцом был друг Ерофеева, филолог Владимир Муравьёв.

В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью - раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска. В Кировске в центральной городской библиотеке создан музей, посвящённый ему.

Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков. О нем снят документальный фильм Павла Павликовского «Москва - Петушки» (1989-1991).

Изучение творчества

Первое исследование, посвященное поэме «Москва - Петушки», появилось задолго до того, как она была опубликована в СССР. В 1981 году в сборнике научных статей Slavica Hierosolymitana появилась статья Бориса Гаспарова и Ирины Паперно под названием «Встань и иди». Исследование посвящено соотношению текста поэмы с Библией и творчеством Ф. М. Достоевского.

Самой крупной работой, посвященной Ерофееву и написанной за рубежом, является диссертация Светланы Гайсер-Шнитман «Венедикт Ерофеев. „Москва - Петушки“, или The Rest Is Silence».

В России основные исследования творчества Ерофеева были также связаны с изучением его центрального произведения - поэмы «Москва - Петушки». Среди первых критических работ стоит отметить небольшую статью Андрея Зорина «Пригородный поезд дальнего следования» (Новый мир, 1989. № 5), где говорится о том, что появление «Москвы - Петушков» свидетельствует о «творческой свободе и непрерывности литературного процесса», несмотря ни на какие трудности.

«Москва - Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется поэма. В частности, «Москва - Петушки» воспринимается как пратекст русского постмодернизма и в контексте идеи М. М. Бахтина о карнавальности культуры. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературами.

Самый большой комментарий к поэме на сегодняшний день принадлежит Эдуарду Власову. Он был опубликован в приложении к «Москве - Петушкам» в 2000 году издательством «Вагриус».

В 1989-1990 годах BBC был снят фильм «From Moscow To Petushki-Bookmark», посвящённый писателю и поэме.

В фэнтезийном романе Олега Кудрина «Код от Венички» (2009, «Олимп-АСТрель»), написанном в постмодернистском духе, в «сакральных текстах» Венедикта Васильевича находится объяснение чуть ли не всем тайнам мироздания.

В 2005 году в альманахе «Живая Арктика» (№ 1, «Хибины-Москва-Петушки») опубликована «Хронология жизни и творчества Венедикта Васильевича Ерофеева». (Составитель Валерий Берлин).

Основные произведения

  • «Записки психопата»
  • «Москва - Петушки» (поэма в прозе, 1970; опубликована в 1988-1989)
  • «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине - в 1989)
  • «Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в 1989)
  • «Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
  • «Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)

В 2005 году начато издание записных книжек писателя в трёх томах под редакцией В. Муравьёва и Венедикта Ерофеева-младшего, сына писателя (р. 1966).

Издания

  • Ерофеев В.В. Москва - Петушки. Поэма. - М.: Изд-во СП "Интербук", 1990. - 128 с. Тираж 200 000 экз.
  • Ерофеев В.В. Записки психопата. - М.: Вагриус, 1956-1958 гг. 2000. - 444 с.
  • Ерофеев В.В. Москва - Петушки. С комментариями Э. Власова. - М.: Вагриус, 2002. - 575 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-264-00198-7
  • Ерофеев В.В. Мой очень жизненный путь / Подгот. авторских текстов В. Муравьева. - М.: Вагриус, 2008. - 624 с. Тираж 5000 экз. ISBN 978-5-9697-0512-8

Библиография

  1. Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. - М.: Вагриус, 2000. - с.5-12.
  2. Безелянский Ю. Н. Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. - М.: Радуга, 1999. - 368 с.
  3. Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года - 11 мая 1990 года // Театр. - 1991. - № 9. - С. 74-122.
  4. Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. - М.: Вагриус, 2002. - 320 с.: фот.
  5. Домашняя беседа. - 1864.
  6. Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. - 1989. - № 5. - С. 256-258.
  7. Гаспаров Б., Паперно И. «Встань и иди» // Slavica Hierosolymitana. - 1981. - Vol. V-VI - С. 387-400.
  8. Бавин С. «Самовозрастающий Логос» (Венедикт Ерофеев): Библиогр. очерк. - М., 1995. - 45 с.
  9. Фрейдкин М. О Венедикте Ерофееве// Фрейдкин М. Каша из топора. М.: Время, 2009. - С. 294-318.
  10. Шмелькова Н. Во чреве мачехи, или Жизнь - диктатура красного. - СПб.: Лимбус Пресс, 1999. - 304 с.
  11. Благовещенский Н. По ту сторону Москвы - к Петушкам: Исследование поэмы В. Ерофеева «Москва - Петушки», ее героя и автора с точки зрения различных глубинно-психологических подходов // Russian Imago 2001: Исследования по психоанализу культуры. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 428-454.

Память

Венедикту Ерофееву посвящена «История статира» (2007) композитора Виктора Копытько (сцена для ансамбля солистов и женского хора. Тексты из Священного Писания и белорусского фольклора. Посвящение: «В честь Венедикта Ерофеева»).


К 75-летию со дня рождения

Веничка.

Никогда не приду в сознание,
Будет знание - будет и херес.
Успокойся, сосед Достоевский, -
Без меня обойдётся Кремль!

Наливает Площадь Борьбы -
И немедленно Серп и Молот!
Комсомольская плачет богиня
С веткой жимолости в руках...

Веничке 75 лет… Много это или мало?..
По нынешним российским меркам и немало совсем. Целая жизнь, разделенная, как бутылка на троих, на жизнь сменяющих друг за дружкой трех поколений, из которых два точно приходятся на советские времена, а последнее – на новую российскую жизнь. Жаль только, что Веничка её, эту самую российскую жизнь и не увидел.

Вступление.

В качестве эпиграфа, а может быть, вступления, приведем небольшой информационный блок о праздновании 60-летия писателя Венедикта Ерофеева 15 лет назад.

Итак. Москва. 1998 год.

…23 октября в Парадном зале Российского Фонда Культуры состоялся вечер, посвященный 60-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева. В этом году юбилей писателя отмечали весьма широко. Но вечер в Фонде отличался особой камерностью, почти домашним уютом. На вечере присутствовали друзья писателя: Игорь Авдиев (В Венином автографе в журнале "Трезвость и Культура" с первой публикацией поэмы в России, принадлежащем Авдиеву, утверждается, что он (Авдиев) - это министр обороны из поэмы. "Через два часа он испустил дух на руках у министра обороны" - глава "Воиново - Усад"); Вадим Тихонов ("Вадиму Тихонову, моему первенцу, посвящает автор эти трагические листы" - эпиграф к поэме); сын Венедикта Ерофеева - тоже Венедикт. Гость вечера - Гарио Дзанни, журналист и литературовед, переводчик произведений В. Ерофеева…
…звучали воспоминания о Венечке и его жизни, странной жизни мечущегося человека... …зрителям были представлены фрагменты спектакля "Москва-Петушки", режиссер Валерий Рыжий. В главной и единственной роли Александр Цуркан. Это - моно-спектакль. Точнее спектакль двоих - Актера и Саксофона. Саксофон служил здесь как бы декорацией и музыкой, как бы прожектором и рампой. Исполнитель- саксофонист - Алексей Летов…

Краткая биография.

Ерофеев, Венедикт Васильевич (24 октября 1938, Нива-2, Мурманская область - 11 мая 1990, Москва) - русский писатель, автор поэмы «Москва - Петушки».

Личная жизнь.

Был дважды женат. В 1966 году у Ерофеева родился сын, его также назвали Венедикт.
После рождения сына Ерофеев зарегистрировал брак с его матерью Валентиной Васильевной Зимаковой (1942-2000). Вторая жена писателя - Галина Павловна Носова (1941-1993).

Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков. О нём снят документальный фильм Павла Павликовского «Москва - Петушки» (1989-1991).
В Москве в сквере на площади Борьбы находится скульптурная группа, посвящённая героям поэмы «Москва - Петушки».
Во Владимире на здании пединститута в его честь установлена мемориальная доска.
В Кировске в центральной городской библиотеке создан музей Ерофеева.

Изучение творчества

Первое исследование, посвящённое поэме «Москва - Петушки», появилось задолго до того, как она была опубликована в СССР. В 1981 году в сборнике научных статей Slavica Hierosolymitana появилась статья Бориса Гаспарова и Ирины Паперно под названием «Встань и иди». Исследование посвящено соотношению текста поэмы с Библией и творчеством Ф. М. Достоевского.
Самой крупной работой, посвящённой Ерофееву и написанной за рубежом, является диссертация Светланы Гайсер-Шнитман «Венедикт Ерофеев. „Москва - Петушки“, или The Rest is Silence».
В России основные исследования творчества Ерофеева были также связаны с изучением его центрального произведения - поэмы «Москва - Петушки». Среди первых критических работ стоит отметить небольшую статью Андрея Зорина «Пригородный поезд дальнего следования» («Новый мир», 1989, № 5), где говорится о том, что появление «Москва - Петушки» свидетельствует о «творческой свободе и непрерывности литературного процесса», несмотря ни на какие трудности.
«Москва - Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется. В частности, «Москва - Петушки» воспринимается как пратекст русского постмодернизма и в контексте идеи М. М. Бахтина о карнавальности культуры. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературой.
Самый пространный комментарий к поэме принадлежит Эдуарду Власову. Он был опубликован в приложении к поэме «Москва - Петушки» в 2000 году издательством «Вагриус».
В фэнтезийном романе Олега Кудрина «Код от Венички» (2009, «Олимп-АСТрель»), написанном в постмодернистском духе, в «сакральных текстах» Венедикта Васильевича находится объяснение едва ли не всем тайнам мироздания.
В 2005 году в альманахе «Живая Арктика» (№ 1, «Хибины - Москва - Петушки») опубликована «Летопись жизни и творчества Венедикта Ерофеева» (составитель Валерий Берлин).

Основные произведения.

«Записки психопата» (1956-1958, опубликованы в 1995)
«Москва - Петушки» (поэма в прозе, 1970)
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине - в 1989)
«Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в СССР в 1989)
«Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
«Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)
В 2005 году в издательстве «Захаров» была организована публикация записных книжек писателя под редакцией Владимира Муравьёва и Венедикта Ерофеева-младшего(сына писателя).

В качестве послесловия.

Чем и кем является Веничка Ерофеев для русской и позднесоветской культуры конца ХХ века?.. Ответ однозначный – он является её неотъемлемой частью. А хорошо это или плохо – рассудят История и Читатель!..

Сайт, посвященный творчеству великого русского писателя Венедикта Ерофеева:
http://www.moskva-petushki.ru/

За эпиграф наша сердечная благодарность Панкрату Антипову.
http://www.proza.ru/diary/panant/2013-10-24

(По материалам свободной энциклопедии Википедия и открытых источников).

Источник иллюстрации:
Яндекс-фото.

Венедикт Васильевич Ерофеев - российский писатель, автор нашумевшей поэмы «Москва – Петушки»

Дата рождения: 24 октября 1938 г.
Место рождения: пос. Нива-3 Кандалакшского горсовета Мурманской области, РСФСР, СССР
Знак зодиака: Скорпион
Дата смерти: 11 мая 1990 г.
Место смерти: Москва, СССР

Его называли человеком мировой скорби, совестью нации, последним представителем русской литературы, люмпен-аристократом, поэтом пригородных поездов и дешевого спиртного, трагическим гулякой, так и не нашедшим дорогу в Кремль.

«Почему я должен быть приятным? Даже в новой конституции нет такой статьи».

Биография Венедикта Ерофеева

Венедикт Васильевич родился в многодетной семье начальника железнодорожной станции Василия Васильевича Ерофеева и домохозяйки Анны Андреевны Ерофеевой (в девичестве Гущиной).

Писать Веночка (так его называли в семье: именно ВенОчка) начал с пяти лет и был маминым любимчиком. Она надеялась, что любимый Веночка прославится на всю страну.
Кстати, в доме и книг-то не было, только том Н.В. Гоголя, в котором были «Записки сумасшедшего». Но Ерофеев сам научился читать и его вместе с братом Борисом, который был старше на полтора года, отдали в первый класс.

Когда Вене было 6 лет, кто-то из «доброжелателей» написал донос на отца: якобы он был не доволен советской властью. И Василия Васильевича как врага народа отправили в лагерь. На маму, как на жену врага народа не выдавали карточки на пропитание, и тогда она уехала к родственнице в столицу, в надежде, что власть советов маленьких детей не бросит. Их не бросили, устроили в детдом в городе Кировске на Кольском полуострове.

В год окончания школы Ерофеев был единственным из учеников получившим золотую медаль. Тогда, на выпускном вечере, он впервые закурил папиросу (тогда сигарет еще не было) и выпил бокал шампанского.

В 17 лет он начал писать «Записки психопата» - свое «первое заслуживающее внимания сочинение» (так он сам охарактеризовал свою книгу), а закончил, когда его отчисляли из МГУ.
Писатель по году учился в трех педагогических институтах: в Орехово-Зуевском, Владимирском и Коломенском, но отовсюду его отчисляли.


В 32 года кочегар Ерофеев написал «библию» алкоголиков – «Москва-Петушки». В это время он буквально бродяжничал, у него не было ни паспорта, ни военного билета, ни прописки. Ему была важна независимость ото всех и ото всего.
Венедикт Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», эссе о русском религиозном философе, литературном критике и публицисте Василии Розанове, «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной.


В середине 1980-х у Венедикта Васильевича обнаружили рак горла, тогда он перенес две операции. После второго операционного вмешательства он лишился голоса, своего прекрасного баритона. Одинокому гению не хватило трудового стажа для лечения болезни за границей, во Франции – это послужило основанием для того, чтобы ему отказали в выезде. Скорее всего не выпустили из-за того, что боялись, что он не вернется. К тому же выпускать человека на лечение – это подтвердить, что в Советском Союзе медицина находится не на должном уровне. В 1990 году Венедикт Ерофеев скончался.

Личная жизнь

В 1966 году у Венедикта Васильевича родился сын Веня, после чего Ерофеев оформил брак с Валентиной Васильевной Зимаковой. Потом он ушел ко второй жене - Галине Павловне Носовой. Она прописала его в Москве, сделала ему все документы, и паспорт, и военный билет. То есть он официально стал москвичом. Она о нем заботилась и терпела застолья, друзей и выпивку.


У Венедикта Ерофеева появилась муза, подруга – Наталья Александровна Шмелькова. После ухода из жизни Ерофеева женщины поддерживали друг друга.

Основные произведения

«Записки психопата» (1956-1958, опубликованы в сокращенном виде в 2000 году, в полном виде - в 2004)
«Москва - Петушки» (поэма в прозе, 1970; опубликована в Израиле в 1973, в СССР - в 1988-1989)
«Вальпургиева ночь, или Шаги командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине - в 1989)
«Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в СССР в 1989)
«Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
«Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)

Российский писатель. Родился 24 октября 1938 года на одной из жд станций Мурманской области (за Полярным кругом), где его отец работал начальником. В 1946 г. отец был обвинен в “распространении антисоветской пропаганды” и попал в кутузку. До возвращения отца в 1952 Венедикт с братом Борисом воспитывался в детском доме на севере Кольского полуострова, в Кировске.

Школу окончил с золотой медалью и отправился в Москву, чтоб поступать на филологический факультет Столичного муниципального института.Поступил без проблем, но через 18 месяцев его исключили, как он сам писал, за то, что не прогуливал занятия по военной подготовке. С марта 1957 года Ерофеев практически 20 лет жил без прописки и работал где придется. Еще три раза пробовал получить диплом в разных педагогических институтах - Орехово-Зуевском (1959-1960), Владимирском (1961-1962) и Коломенском(1962-1963), но всюду его выгоняли. Во время обучения во Владимирском институте познакомился с собственной первой супругой Валентиной Симаковай, которая в 1966 г. родила ему потомка. Скоро они разошлись, после этого Ерофеев нередко навещал мальчугана в доме Симаковых в Мышлине, около Петушков.

Писать Ерофеев, по свидетельству мамы, начал в 5 лет. 1-ые значимые произведения, заслуживающие внимания, по воззрению самого писателя, - “Заметки психопата”, 1956-1958 и “Благая весть”, 1962. Зимой 1970 года нахрапом” был написан самый именитое произведение Ерофеева - поэма в прозе “Москва - Петухи”. Текст стремительно распространился самиздатом по всему Советскому Союзу и был вывезен за границу. В первый раз поэма была написана в израильском альманахе “Ами” в 1973 г. На родине на русском языке 1-ая публикация в сокращенном виде вышла в рамках антиалкогольной компании в журнале “Трезвость и культура” (1988-1989), а стопроцентно без цензуры была написана исключительно в 1995 г.

В 1972 г. был написан роман “Дмитрий Шостакович”, предварительный рукопись которого украли вкупе с авоськой, и пробы вернуть её не дали плода. По воззрению Владимира Муравьева, друга Ерофеева, также потомка писателя, история о романе была стопроцентно придуманная Ерафеевым, огромным любителем мистификаций.

В 1974 г. 2-ой супругой Ерофеева стала Галина Носова. Благодаря браку он в конце концов обрел московскую прописку в столице. В следующие годы Ерофеев писал “в стол”, стопками списывал тетради и блокноты. “Под давлением” журнала “Вече” было написано эссе “Василий Розанов очами эксцентрика”. Весной 1985 года. была сотворена катастрофа в 5-ти актах “Вальпургиева ночь, или Шаги командора”.

Летом 1985 года. у писателя диагностировали рак горла. После долгого лечения и нескольких операций Ерофеев потерял голос и мог говорить только при помощи звукового аппарата.

В 1987 г. писатель принял крещение в католичество. Крестным папой стал Владимир Муравьев.