Федотов А. М

Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.

в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.

Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину "Встреча великого князя".

Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы "Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара", не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.

Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме "Французские мародёры в русской деревне." "Казарменная жизнь" и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.

Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г "Свежий кавалер", 1847 г "Разборчивая невеста". Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г "Сватовство Майора" . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.

Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину "Завтрак аристократа", несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину "Вдовушка" "Анкор, еще анкор!" 1851 и "Игроки" 1852 г. Приступил к написанию картины "Возвращение институтки в родительский дом", но до конца не закончил работу начал другую "Приезд государя в патриотический институт", но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.

В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.

Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.

90 лет со дня рождения Алексея Матвеевича Федотова (1919–1985), дальневосточного художника, пейзажиста.

"Родился в крестьянской семье в с. Катабей Нижнеудинского района Иркутской области. От отца, искусного столяра и резчика, унаследовал художественные наклонности. Восьми лет пошёл учиться в школу. В 1930 г. семья переехала в г. Читу. А. М. Федотов продолжил обучение и одновременно посещал детскую художественную изостудию при Доме пионеров под руководством преподавателя П. И. Сверкунова. Все свое свободное время он отдавал живописи: в любую погоду уходил в лес, на природу, писал этюды, нарабатывал мастерство. В 1935 г. окончив школу, поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище), но вскоре оставил его. Чтобы помочь семье материально, пошёл работать. Был продавцом, кролиководом, лесосплавщиком. В 1937 г. был репрессирован отец, одновременно с ним и его любимый учитель живописи П. И. Сверкунов. Душевная травма наложила неизгладимый отпечаток на пылкую, впечатлительную душу юного художника. Открытый и доверчивый по натуре он впервые столкнулся с жестокостью и несправедливостью. Мечта об Академии художеств, куда обещал его подготовить П. И. Сверкунов, была утрачена навсегда. А. М. Федотов поступил в Иркутское художественное училище. Все три года учёбы одновременно работал в Иркутском драматическом театре художником-исполнителем. Не окончив учёбу, был призван в Армию (1941), участвовал в Великой Отечественной войне. Демобилизовавшись, поступил работать в Читинские художественные мастерские и одновременно преподавал в детской изостудии (1946–1947), в 1948–1952 гг. работал в областном краеведческом музее. В 1958 г. по приглашению своего друга-однокурсника Г. С. Зорина переехал в г. Хабаровск. С 1950 г. участвовал во всех республиканских, с 1956 г. – во всех всесоюзных художественных выставках. Имел положительные отзывы в местной и центральной печати. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР. В 1962 г. был принят в члены Союза художников РСФСР. А. М. Федотов начинал, как все художники, с работы в разных жанрах: был оформителем в театре, графиком, писал портреты и композиции, по чужим эскизам исполнял декорации. Но, избрав пейзажную живопись, оставался верным своему призванию до конца. Вряд ли можно себе представить другого художника, который бы с такой силой страсти, с такой полнотой показал природу Сибири и Дальнего Востока, её красоту, размах, неповторимый образ, исполненный драматизма. Алексей Матвеевич был пейзажистом, всем своим существом, всем складом своего характера, всей своей судьбой и биографией призванным воспеть родную землю далекой азиатской окраины России. Саяны, Амур, Байкал, Сахалин, Камчатка – трудно даже перечислить места, где побывал А. М. Федотов со своим верным другом-этюдником. Среди сотен его этюдов немало таких, которые сами по себе представляют художественную ценность. В пейзажной живописи Хабаровского края многочисленные пейзажи А. М. Федотова занимают особое место и отличаются высоким профессиональным мастерством, подкрепленным прекрасным знанием своего края. Его талант признавался всеми, даже его врагами и завистниками. К его редким, но глубоким высказываниям по искусству прислушивались, их ловили. Картины А. М. Федотова «Хамардабан», «В горах Саянских», «Витим», «Новое месторождение», «Весна в Забайкалье», «Прибайкалье» и др., экспонировавшиеся на всероссийских, зональных и краевых выставках, быстро оседали в российских музеях: Волгоградском, Ульяновском, Иркутском, Читинском и др. Пейзажи Охотского побережья, Сахалина, Камчатки, Забайкалья участвовали на выставках в Японии, Монголии, ГДР, были постоянным подарочным фондом картин, которыми одаривали почётных гостей города и края. Его картины, приобретенные Управлением культуры Хабаровского крайисполкома, украшали стены клубов, Домов культуры, библиотек, других учреждений края. Художник и сам охотно дарил свои работы друзьям, знакомым. Поэтому даже фотографий с работ Алексея Матвеевича ничтожно мало; невозможно восстановить названия и количество его картин. Удивляет широта диапазона тем и настроений в пейзажах А. М. Федотова. В шестидесятых годах его огромные эпические полотна несли могучий жизнеутверждающий заряд, даже когда он изображал излюбленную им непогоду, или разбушевавшуюся стихию. В 1964 г. им был создан триптих «Амур-батюшка» – большое полотно, передающее состояние могучей суровой реки, мощную энергию, темперамент художника. Пленительной кротости и умиротворения наполнено лирико-романтическое полотно «Авачинская бухта»; нота трагизма, боли присутствует в картине «Магаданские мотивы», которую автор хотел первоначально назвать «Родина погибших отцов»: ведь именно здесь, на Магаданской земле, умер его отец. Сам художник умер 4 января 1985 г. на 66-м году жизни. Незадолго до этого он сказал в одной из встреч с друзьями: «Теперь я понял, что не так жил, как надо. Мало вникал в искусство, не сделал того, что должен был и мог сделать». Он желал собрать свои лучшие работы по всему Союзу и устроить выставку. Учитывая большие заслуги А. М. Федотова в создании художественной летописи Дальнего Востока, галерея Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России» носит его имя. Теперь здесь выставляют свои картины и маститые, и молодые начинающие художники. "

Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов
  • 05.03.2019 14 марта 2019 состоится 134-й аукцион «Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, каталоги выставок, редкие книги по искусству». Начало торгов в 19:00
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
  • 25.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    • 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
    • 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
    • 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
    • 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других

    (1815 – 1852)

    Творческая жизнь Павла Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась.

    Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий.

    Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.

    Рожденный своим временем – 40-ми годами 19 века, — он воплотил его сущность, сумел подняться до выражения важных сторон человеческого бытия.

    Именно это позволило ему стать родоначальником целого направления в русской живописи – критического реализма. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников.

    Метод работы над постижением натуры, характер построения жанровой картины, широкий взгляд на явления действительности, за которыми всегда вырисовываются важные стороны современности – всё это было серьезной школы для реалистов второй половины 19 столетия.

    Картины Павла Федотова – широко известны, их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Эти персонажи и коллизии отвечавшие злобе тогдашнего дня, оказались на все времена.

    «Завтрак аристократа» — это о снобах, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душой (да и в кармане) пусто. «Свежий кавалер» — о тщеславии и тупости. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» — о браках по расчету и продажности любви.

    Художник всегда разрабатывал сюжет своих картин до малейших деталей и сочинял к ним обширные сопроводительные надписи. К «Сватовству майора», например, написал целую поэму.

    Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор!», «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления. Мастер полностью погрузился в царство живописной метафоры, которая позволила ему достичь необычайно широкого обобщения.

    Стало огромным расхождение между частным явлением, представленным сюжетом, и смыслом образа, распространившего свою власть с малой интерьерной сцены на весь современный художнику мир. Этими последними достижениями, ставшими своего рода завещанием художника, закончился путь Павла Федотова, пройденный стремительно и целеустремленно.

    Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. В 1826 помещен в Первый Московский кадетский корпус.

    В 1833 в чине прапорщика выпущен в лейб-гвардейский Финляндский полк. С 1834 Федотов служил в С.-Петербурге. Посещал рисовальные классы Академии Художеств. В первые годы службы много рисовал, делал карандашные и акварельные портреты однополчан, сцены из полковой жизни.

    Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана.

    В 1848 за картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) Павел Федотов был признан назначенным в академики. В том же году за картину «Сватовство майора» (ГТГ) удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Участвовал в академической выставке 1849 года, в Москве в 1850 году прошло две выставки его работ – в галерее графа А.Ф.Ростопчина и в Московском училище живописи и ваяния.

    Был близок к литературным кругам Петербурга (журнал «Современник») и Москвы. Был известен как музыкант-любитель и поэт, после него остались дневники и значительное эпистолярное наследие.

    В последние годы жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье и тяжелое материальное положение, много работал. В 1852 заболел тяжелым расстройством психики. Скончался в казенной лечебнице Всех скорбящих.

    1. Федотов Павел «Автопортрет (фрагмент листа с портретными набросками)» Конец 1840-х Бумага, графитный карандаш 29,2х20 Государственный Русский музей 2. Федотов Павел «Портрет М.М.Родивановского» Около 1836 Картон, акварель, лак 16,9х14,5 Государственный Русский музей

    3. Федотов Павел «Прошу садиться» 1846-1848 Бумага, графитный карандаш 20,8х29,8 Государственная Третьяковская галерея 4. Федотов Павел «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» 1838 Бумага, акварель 31х44, 4 Государственный Русский музей

    5. Федотов Павел «Освящение полковых знамен в Зимнем Дворце 26 мая 1839 года (не окончено)» 1839 Картон, акварель, графитный карандаш 14,7х41,8 Государственный Русский музей 6. Федотов Павел «Первое утро обманутого молодого» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, белила 33х50,4 Государственная Третьяковская галерея

    7. Федотов Павел «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш 33х44 Государственная Третьяковская галерея

    Павел Андреевич Федотов является основоположником нового жанра в русской живописи - критического реализма. Яркий представитель романтизма, он прожил короткую жизнь, но оставленное им художественное наследие позволяет говорить о нем как о выдающемся русском живописце. Полотно «Сватовство майора» знакомо если не всем, то многим жителям и любителям изобразительного искусства во всем мире.

    Рисовал он всегда

    Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг.) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Окончив с отличием Первый Московский кадетский корпус, куда он был определен в возрасте 11 лет, будущий художник уже в 1830 году был произведен в унтер-офицеры, через два года - в фельдфебели. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения, и был, что называется, полковой бард - слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Но основным увлечением было все же рисование.

    Переломный момент

    Художник Федотов, картины, зарисовки и карикатуры которого были известны всему лейб-гвардии Финляндскому полку, был любителем, но острая наблюдательность, выдающийся природный талант обращали на себя внимание сослуживцев. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым. Он был так доволен своим изображением, бриллиантовый перстень. Кроме того, великий князь посоветовал гвардейцу оставить армию ради живописи и сказал, что предоставит ему определенное содержание.

    Начала карьеры живописца

    В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты, изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. И именно такая живопись принесла ему славу и признание, хотя как портретист он тоже был очень хорош. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. Три полотна, написанных с 1846-го по 1848 год, после выставки принесли художнику славу, небольшие деньги, которых у него всегда было мало, и звание академика. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.

    Родоначальник нового направления

    С такими картинами почитатели и знатоки изобразительного искусства знакомились впервые. Новое слово в живописи сказал художник Федотов. Картины положили начало тому жанру, который потом прославили Перов и Маковский.

    По своему духу наиболее известные полотна художника перекликаются с творчеством Н. В. Гоголя. Как и великий писатель, П. Федотов обладал прекрасным был ироничен, умел подмечать в людях то, что достойно осмеивания: чванство, необоснованную заносчивость, самомнение и прочее. Он умел переносить это на полотно.

    «Не в пору гость»

    Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, - «Завтрак аристократа». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Да и герой картины не очень достоин насмешки. Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Застали, и что? Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Герой картины не сливается с роскошной обстановкой, а противостоит ей, она осталась ему от предков, совсем не бедных людей. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет.

    Молодой человек на полотне не вызывает раздражения и желания позлорадствовать, слишком хорошо изобразил истинное положение вещей Федотов. «Завтрак аристократа» показывает не суетное самолюбие, а возможный крах того, что удачно скрывалось, может быть, очень долгое время. Может быть, это идет отец богатой, но не знатной девушки, который рад-радешенек выдать ее за представителя известного аристократического рода, не предполагая истинного положения вещей.

    Худенького мальчика жалко. Он не похож на Богатый интерьер выписан очень тщательно, вплоть до каждой мелочи. Все красиво, все изысканно, все предназначено для услады. Поэтому так обезоруживающе выглядит вывернутый наизнанку изящный кошелек - он кричит о вопиющей бедности неприспособленного к трудной жизни отпрыска аристократического рода.

    Картина размером 51 х 42 см хранится в Третьяковской галерее. Многие считают, что написана она под сильным влиянием Карла Брюллова. Палитра перекликается с полотнами гениального старшего художника. И красота материального мира, великолепно переданная Федотовым в этой работе, напоминает изысканные

    Череда автопортретов

    Павел Федотов автопортрет рисовал много раз. На одном изображен совсем юный кадет, на другом - молодой красивый офицер с медалью на груди. Умный, ироничный мужчина в самом расцвете лет смотрит на нас с одного из полотен, а с другого - седой, пожилой человек, страдающий от тяжелой душевной болезни (хотя в момент смерти Федотову было всего 37 лет).

    Известен его автопортрет, выполненный карандашом на бумаге. Рисунок размером 29,2 х 20 см хранится в Русском музее. На нем изображен художник, подперший голову кулаком. Перед нами предстает лицо умного, думающего и талантливого человека. Рисунок датируется 1840 годом.

    Предвестница печального конца

    Последняя работа художника «Игроки» - картина совсем не однозначная. Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья. На первый взгляд картина как картина. Утро. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Неподвижная поза центрального героя, в котором автор изобразил себя, смотрится на фоне судорожно потягивающихся фигур диковато.

    Усугубляет тягостное впечатление и двойная тень, отбрасываемая героем, и жутковатая улыбка. В роли слуги опять-таки изображен верный денщик Федотова, который один искренне оплакивал умершего. И на картине свечи в руках Коршунова напоминают погребальные, и опущенное лицо выглядит заплаканным. Это великолепное полотно, в котором мастерство художника поднялось на новый уровень, хранится в Киеве, в Русском музее.

    Трагична судьба Павла Федотова. Он умер молодым. Художника называют русским Ван Гогом, потому что обоих смерть застала нищими, покинутыми в домах вечной скорби.