Гоголь николай васильевич творческий путь. Жизненный и творческий путь Н

Сочинение

Придет ли времечко
(Приди желанное!).
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Н. Некрасов

Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радищева, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепостному строю, калечащему и уничтожающему человеческое достоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.

В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.

Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборотней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для любимой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая грамота» перехитрил ведьм.

В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.

В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свободолюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изменил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время истязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может утешиться слабостью русского человека.
В своем выступлении перед казаками Тарас Бульба говорит: «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!» И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыхания он был вместе с товарищами по борьбе. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» - восклицает восторженно писатель.

Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести - «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».

В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие человеческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. Примером тому служит печальная судьба героя повести - художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талантов в крепостной России посвящена повесть «Портрет».

В «Шинели», одном из самых замечательных произведений Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», тему «маленького человека» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины переписывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта - приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он, наконец, надел новую шинель! Но случилось несчастье - грабители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холодное равнодушие, презрение и непонимание.

В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы - «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».

В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов - Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки - была настолько впечатляющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и ненависть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых современников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением.

Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил Белинский, - только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов.

Николай Васильевич Гоголь - гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.

Краткая биография и творческий путь

Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.

Литературные достижения

С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.

Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как , и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)

Завершение жизненного пути

Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.

Загадочная смерть

Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине - от рака до менингита, от тифа до сумасшествия - выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.

Странности и чудачества

Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.

К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:

  • Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
  • Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
  • У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
  • Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
  • Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» - не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.

Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя - одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Влияние творчества Гоголя на развитие руской литературы.

Николай Васильевич Гоголь — самая таинственная звезда на небосклоне русской литературы XIX и XX веков — доныне изумляет читателя и зрителя и магической силой изобразительности, и необычнейшим своеобразием своего пути к Родине, к разгадке и даже … созданию будущего для неё. Уклон в Грядущее … Гоголь — вспомним ещё раз и пушкинскую мечту «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой», и прозвучавшую через сто лет стыдливую надежду Маяковского «Я хочу быть понят родной страной» — довершил идею движения в Будущее, в тревожное и, как верили многие, в «прекрасное Дапёко», которое не будет же только жестоко к человеку. И в этом плане он наиболее близок многому в русском фольклоре, в народной песне

«Невозможно забыть ничего из сказанного Гоголем, даже мелочей, даже не нужного», — отмечал Ф.М.ДостоевскиЙ. «У Гоголя был резец Фидия» — писал философ и критик хх века В.В.Розанов. — Сколько слов посвящено Петрушке, лакею Чичикова? А помнится не меньше, чем Николай Ростов. А Осип?» В самом деле … Меланхоличный Осип, слуга Хлестакова в «Ревизоре», всего-то и говорит, предостерегая своего барина, вдохновенного сочинителя поэмы о собственной значительности: «Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора», — да принимает дары от купцов, включая … памятную верёвочку («давай и верёвочку, — и верёвочка в доро- ге пригоцится»). Но эту «веревочку про запас» запомнили многие поколения русских зрителей.

И с какой же сверхьестественной полнотой совместились именно в Гоголе два прекраснейших качества, живущих во многих, за исключением Пушкина, раздельно: исключительная жизненная наблюдательность и столь же редкая сила воображения. Если художественный образ как главный выразитель духовной жизни России, сосредоточение её духовной жизни был до Гоголя как бы отдалён от фактов, от фактичности, то в творчестве Гоголя — задолго до М. Г орького! — факт как бы продвинулся в глубь образа, заострил образ, утяжелил его.

Из гоголевской действительности вечно будут возникать в памяти и невероятно широкие шаровары, роковая трубка, «люлька» Тараса Бульбы, рассохшиеся «поющие двери» в идиллическом доме «старосветских помещиков». И поразившая даже А.Блока загадочная мелодия «струны, звенящей в тумане», из петербургских фантастических грёз Поприщина («Записки сумасшедшвго»).

Доныне трудно решить — в подробностях ли «помним» мы даже саму магическую птицу-тройку, этот «нехитрый, кажись, дорожный снаряд»? Или всякий раз вместе с Гоголем «сочиняем» эту крылатую тройку на свой лад, «дополняем», расшифровываем запредельную загадку неукротимого, ужас наводящего движения? Необьятную тайну «дымом дымящейся дороги», секрет неведомых свету коней с невероятными, но как бы и видимыми «вихрями В гривах»? Вероятно, был прав современник Гоголя И.КиреевскиЙ, говоривший, что после про- чтения «Мёртвых душ» у нас появляется «надежда И мысль О великом назначении нашего отечества».

А ведь доныне загадочен безответный вопрос — эпиграф ко всей послегоголевской литературе — «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»! И какой же может быть ответ, если Русь-тройка мчится «сквозь Коробочек и Собакевичей» (П.в.палиевский)? Если два известнейших писателя начала хх века, создавая свой близкий символизму образ Гоголя, составляли эту Русь-тройку «из безумного Поприщина, остроумного Хлестакова и благоразумного Чичикова» (Д.С.МережковскиЙ) или?. «Гоголь богатый: не одна, а две тройки — Ноздрёв — Чичиков — Манилов и Коробочка — Плюшкин — Собакевич … Ноздрёв — Чичиков — Манилов сквозь леса и горы жизнь под облака парят — воздушная тройка. Строят жизнь не, а хозяева — другая тройка: Коробочка- Плюшкин — Собакевич».

Чему Гоголь научил всю последующую русскую литературу?

Обычный ответ, что он вывел Смех как стихию жизни на первый план, что никогда так не смеялись в России зрители и читатели — после «Недоросля» Д.Фонвизина с его Простаковыми, Скотиниными и Митрофанушкой, после «Горя от ума» А.Грибоедова, — как они засмеялись вместе с Гоголем, едва ли во всём точен. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1832) ещё светел, лёгок, порой забавен, хотя часто явления всякого рода колдунов, чародеев, похитителей луны чередуются с пугающими своим автоматизмом непрерывными танцами, с «гопаком», как бы оберегающим этот оптимизм. Безудержный прилив какого-то отчаянного озорства скрепляет идеальный и идиллический мир.

А каков смех в «петербургских повестях», во всей гоголевской демонологии Петербурга, этого самого рокового, умышленного города в России? Гоголь убирает в этих повестях забавные или страшные фигуры носителей зла всю наглядную озорную фантастику и чертовщину, удаляет куда-то Басаврюка, панночку-ведьму, русалок, колдунов, — но какое-то безликое, безграничное зло воцаряется в его Петербурге. Впервые в русской прозе рождается та «дьяволиада», то мировое зло, которое потом будут «расколдовывать» и Бул гаков в «Мастере и Маргари те» со своим сатаной Воландом, и Платонов во множестве пьес, и конечно, А.Белый в «Патербурге» , Ф.К.Сологуб в «Мелком бесе» и даже Шукшин в своих фантасмагориях «До третьих петухов» и «Поутру они проснулись… ». Не из одной «Шинели» вышел даже Достоевский, и Сухово-Кобылин со своей драматической трилогией «Свадьба кречинского», «Дело», «Смерть Тарепкина», а также из гоголевского «Носа» с его обманчивой фигуративностью, ложной конкретностью, страшной призрачностью, страхе пространства, стремлением заслониться о набегающей пустоты … Площади гипертрофированных размеров в Петербурге … отражают неполную обжитость, малую переработанность пространства в раннем Петербурге (не случайно Башмачки на грабят на широкой площади, тогда как в Mоскве ве это делалось в узких переулках). Петербургский страх, само зло в гоголевских «петербургских повестях» — это уж не скверный сосед-черт, колдун, не Басаврюк. Писатель не видит носителей живого зла, носителей колдовства. Весь Невский проспект — длящаяся фантасмагория, обман: — Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!» Этим заклинанием завершает Гоголь «Невский проспект», тревожную повесть о трагической гибели идеалиста-художника Пискарёва и счастливом «просветпении», избавлении от жажды мести выпоротого немцами-ремесленниками пошлого поручика Пирогова. Из этого Петербурга вместе с Хлестаковым именно страх, спутник и тень Петербурга, придёт в сборный провинциальный город в «Ревизоре».

Гоголь так своеобразно «воспел» (не отпел ли?) Петербург, что многие историки позднее несправедливо винили, укоряли его: с него, Гоголя, начинается известное «потускнение», омрачение образа Петербурга, замутнение его царственной красоты, затяжная эра трагических сумерек Петрополя.

Именно после Гоголя возникает и трагический Петербург Достоевского, и весь тревожный силуэт города-призрака в романе «Петербург» А.Белого, и тот город А.Блока, где «Над бездонным провалом в вечность, / Задыхаясь, летит рысак … ». Гоголевский Петербург стал в ХХ веке прообразом, основой той грандиозной сценической площадки для многоактного действа революций, стал городом, «знакомым до слёз» (О. Мандельштам), для А.Блока в поэме «Двенадцать» и многие другие.

Размах и глубина противоречий в художнике — нередко свидетельства величия его исканий, запредельность надежд и печалей. Понимал ли Гоголь, создавший комедию «Ревизор» (1836), вместе с будущим Хлестаковым (он назывался Скакуновым в первой редакции) это новое, миражное пространство, полное отголосков грядущего, понимал ли он весь смысл «Ревизора», своего гениального творения?

Смешные герои «Ревизора» — предельно отчётливые, словно изваянные фигуры чиновников, обитателей сборного города — будто втянуты в поле действия отчуждённых, даже от автора, сил, в поле абсурда, заблуждения. Они заверчены какой-то внеличной каруселью. Даже на сцену они врываются, буквально выдавив, обрывая дверь, как Бобчинский ввалился в номер Хлестакова, обрушив на пол дверь, из коридора. Гоголь и сам как будто отчуждён от комедии, где царствует стихия смеха, стихия действия и выразительного языка. Только в конце комедии он как бы «опоминается», пробует отнести и к зрителям, и к самому себе очень назидательное и горестное сомнение: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» Между прочим, в тексте 1836 года этой многозначительной реплики, сигнала к остановке «карусели», ко всеобщему окаменению, превращению грешников в своеобразные «соляные столпы», не было. Да так ли они, смешные герои «Ревизора», злодейственны? Таких правдивых, откровенных, доверчивых «злодеев», словно умоляющих смягчить кару, мечущихся со своими пороками, как на исповеди выкладывающих всё о себе, до Гоголя вообще не было. Они ведут себя как под Богом ходящие, убеждённые, что Хлестаков (посланец страшной, петербургской высшей силы) и мысли их и дела знает наперёд …

«Мёртвые души» (1842) — это одинокая, еще более трудная попытка Гоголя, прямого предшественника пророческого реализма Достоевского, выразить предельно концептуально «русскую точку зрения» на судьбу человека в мире, на все его иррациональные связи, выразить через анализ чувства совести и голос пороков. Бессмертная поэма — синтез всего художественного духовного опыта писателя и одновременно — резкое преодоление границ литературы, предвещающее даже будущее отречение Толстого от художественного слова. Лев Толстой, кстати говоря, почти по-гоголевски скажет о духовном изнеможении, сверхнапряжении познающей мысли русского писателя, о его страдающей совести и муках слова: для него в поздние годы, на пороге хх века всё творчество — это познание Родины «на пределе мысли и в начале молитвы».

Гоголь — основоположник великой серии грандиозных этических попыток спасти Россию, обратив её ко Христу: она была продолжена и в проповедях Л.Толстого, и в горестных часто попытках С.Есенина осознать рок, вихрь событий, деяния тех, что в России 1917 года только «Напылили кругом, накопытили / И пропали под дьявольский свист». И даже в какой-то жертвенности В.Маяковского: «за всех расплачусь, за всех расплачусь» … Смерть А.Блока в 1921 году в момент, когда исчезла музыка в эпохе, — это тоже далёкий вариант «самосожжения Гоголя». Гоголь «гоголизировап» многие решения и помыслы писателей. Он словно пытался сдвинуть самое неподвижное, окаменевшее, всех позвать за собой по пути Руси-тройки. И загадка «Мертвых душ», то есть первого тома, с наездами Чичикова к шести помещикам (каждый из них то «мертвее», то живее предыдущего), с обломками тома второго, чаще всего разгадывается с помощью акцентирования внимания на образе дороги, на мотивах движения. Как и в «Ревизоре», мысль Гоголя в «Мертвых душах» словно рвётся сквозь Русь грешную, мимо кучи старья в доме Плюшкина к Руси святой, идеальной. Идея богооставленности Руси опровергается множеством проницательных скорбных взглядов в биографиях героев, включая Чичикова. Часто писатель и слышит и видит то, что идёт на помощь его отчаянию, его тоске: «Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемой желанием лучшей отчизны». Его Чичиков, смеявшийся над «комментариями» Собакевича к списку мёртвых душ, вдруг сам создаёт целые поэмы о плотнике Степане Пробке, о бурлаке Абакуме Фырове, ушедшем на Волгу, где царит «разгул широкой жизни» и песня, «бесконечная как Русь».

Творчество Гоголя

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг - "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.
В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Краткое жизнеописание

Родился Н.В.Гоголь 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в помещичьей семьи среднего достатка, где помимо Николая было еще пятеро детей. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе. Однако мысль о писательстве еще «не всходила на ум» Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В декабре 1828 приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» вызвала резкие и насмешливые отзывы.

Служил Гоголь вначале в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Затем -в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произве-дений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - «петербургская повесть» «Нос» (1835; опубликована в 1836 г.), осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а уже 19 апреля состоялась премьера пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.

В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих старых друзей. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых, весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. В июне 1842г. Гоголь уезжает за границу. Трёхлетие. (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями». Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю. Гоголь не может прийти в себя от полученных «ударов. В апреле 1848 г. Гоголь окончательно возвращается в Россию.

Весною 1850 г. он предпринимает попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Подробнее:

  • http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0202.shtml (Из энциклопедии Брогкауза и Эфрона)
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Из Википедии)
  • http://www.tonnel.ru/ (Виноградов И.А. Биография Н.В.Гоголя)

Хронология жизни и творчества

  • 1809, 20 марта – В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
  • 1818-1819 – учеба в Полтавском поветовом училище
  • 1820 – Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
  • 1821-1828 – Учение в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
  • 1825, 31 марта – Смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
  • 1828, конец декабря – Гоголь приезжает в Петербург
  • 1829 – Стихотворение «Италия» (без подписи) напечатано в журнале «Сын Отечества», выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов,
  • служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
  • 1830 – Гоголь – писец в Департаменте уделов
  • 1830 – В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с Жуковским
  • 1831, май – Знакомство с А. С. Пушкиным
  • 1831-1835 – Гоголь работает учителем истории в Патриотическом институте
  • 1831, сентябрь – Выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1832 – Выход в свет второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1834-1835 – Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
  • 1835 – Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мертвые души»
  • 1835, ноябрь-декабрь – Написан «Ревизор»
  • 1836, 11 апреля – Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»
  • 1836, 19 апреля – Премьера «Ревизора» в Александрийском театре
  • 1836, 6 июня – Отъезд Гоголя за границу
  • 1836-1839 – Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
  • 1839, сентябрь - 1840, май – Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
  • 1840, 9 мая – Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
  • 1842, май – Вышли «Мертвые души»
  • 1842-1848 – Жизнь за границей
  • 1842, декабрь – Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
  • 1842-1843 – Издание Сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
  • 1844 – Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В.Трушковской
  • 1845, весна – Болезнь Гоголя во Франкфурте
  • 1845, лето – Сожжение одной из редакций второго тома «Мертвых душ»
  • 1846 – Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
  • 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
  • 1847, июнь-август – Обмен письмами между Гоголем и Белинским по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
  • 1848, февраль – Гоголь в Иерусалиме
  • 1848, осень – Начало «романа» с А.М. Вьельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
  • 1850 – Гоголь в Оптиной пустыни и в Васильевке
  • 1850, осень -1851, весна – Жизнь в Одессе
  • 1851 – Последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Знакомство с И С. Тургеневым
  • 1952, 26 января – смерть Е.М. Хомяковой
  • 1852, ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мертвых душ»
  • 1852, 21 февраля – в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер
  • 21 февраля – Похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря

Источник: Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 528с.: ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографическая, Вып.11(595)). – с 523-524.

«Литература заняла всю жизнь мою»

Основные произведения

Сборники повестей:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 1, 1831 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»);
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
  • «Миргород», 1835 (часть 1 – «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839-41;
  • часть 2 – «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
  • «Арабески», 1835 (повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.;
  • главы из незаконченного романа «Гетьман»;
  • статьи, в том числе «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях» и др.)
  • «Нос» (1836)
  • «Коляска» (1836)
  • «Шинель» (1942)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Игроки» (1842)

Поэма (в прозе):

  • «Мёртвые души» (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)
  • «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

Духовная эволюция и духовная проза

Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное. Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П.Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников, неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами - школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей - услышать или не услышать...За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»

Литература:

  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.6: Статьи/ Н.В.Гоголь.- М.: Худож. лит.,-560с.
  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь.- М.: Русская книга,-560с.
  • Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/ Н.В.Гоголь.- М.: Сов.Россия, 1990.-432с.
  • Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: / И. А. Виноградов.- М.:Наследие, 2000. - 448с.
  • Барабаш Ю.Гоголь: Загадка «Прощальной повести» (Выбранные места из переписки с друзьями» Опыт непредвзятого прочтения)/Ю.Барабаш.- М.:Худож. Лит.,1993.- 269 с.

Н.В.Гоголь «Духовное завещание». Фрагменты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю всё имущество, какое есть, матери и сёстрам. Советую им жить совокупно в деревне и, помня что отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: « Паси овцы Моя!» Господь да внушит всё, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семёна также, если он прослужит лет десять графу. Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех, не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада или огорода.

Совет сёстрам

Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сёстры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сёстры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.

Друзьям моим

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, если тать и разбойник.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.: 1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Н.В. Гоголь Выбранные молитвы

Влеки меня к себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприпутствуй мне в труде моём, для него же произвёл меня в мир, да свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные мои очи. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчуствует душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обесчуствует сердце моё к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущение духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и господин мой! Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой Воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нём; Ты и возрастил её, возрастивши и меня самого для неё; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушённое дело, строя всё спасение моё: насылая скорби на умягченья сердца моего, воздвигая гонения на частые прибеганья к Тебе и на получение сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламеняет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твоё, прославляемое всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, дай мне помнить вечно моё… неведение, моё незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чём неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не всё да будет.)
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих. … Небесная стройность и мудрость Христа, соприпутствовавшая Богу при твореньи мира, без нея же ни что же бысть. Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих.

Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением.

Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.:1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Афоризмы Н.В. Гоголя

  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Какой же русский не любит быстрой езды?
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Дама приятная во всех отношениях.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека

Источник: Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Авт.-сост. В.Балязин.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-848с.//Глава «Гоголь Николай Васильевич»: с. 552-554

Высказывания Н.В. Гоголя

О себе и своем творчестве

  • Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
  • Работа - моя жизнь; не работается - не живется.
  • Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
  • Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.
  • (Гоголь Погодину о "Мёртвых душах")
  • Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
  • ...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. (Гоголь о "Мёртвых душах")

О национальных мотивах и национальном характере

  • ...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
  • Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
  • Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

О сатире, юморе, смехе

  • Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
  • И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
  • Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.

О других видах искусства

  • Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.
  • (“Петербургские записки” 1836 год.)
  • Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
  • Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.