Из чего сделаны краски? Как выбрать краски для рисования Какие краски использует художник.

В мире существуют самые разные виды красок, для самых разных видов деятельности. Однако есть краски, которые предназначены для художественной работы. В первую очередь это, конечно же, краски для живописи. В изобразительном искусстве художники пользуются пятью основными видами художественных красок: акварельная краска, гуашевая, масляная, темперная и акриловая.

Подавляющее большинство всех красок состоит из двух основных компонентов: пигмент (красящий порошок) и связующее вещество (клей, скрепляющий частички пигмента). Есть и многие другие компоненты, как например антисептики, предотвращающие развитие в краске бактерий, но основными являются пигмент и связующее. Даже названия красок часто происходят от названия этих компонентов.

Итак, рассмотрим состав пяти видов художественных красок:

Акварельные краски. В состав связующего акварельных красок входят два основных компонента — декстрин и гуммиарабик (смола сенегальской акации). Также в акварель добавляют бычью желчь, которая улучшает связь краски с бумагой. В акварель еще может добавляться мед, который усиливает насыщенность цвета и придает краске пластичность. В производстве акварельных красок, когда все компоненты перемешаны, образовавшуюся вязкую массу перетирают и сушат, пока она не станет достаточно твердой, чтобы краску можно было упаковать. В живописи художники разводят акварель водой, работая полупрозрачным раствором. Поэтому акварельные краски должны отличаться прозрачностью. Для этой цели в их составе используют тонко измельченный пигмент т. е. очень мелкие частички красящего порошка и больше связующего. После высыхания акварельные краски легко растворяются водой.

Гуашевые краски. Состав гуашевых красок похож на состав акварели. Это красящий пигмент, гуммиарабик, декстрин, камедь, бычья желчь, антисептик. Но гуашь — это непрозрачная краска, которая ложится на бумагу пастозными мазками. Поэтому кроме основного красящего пигмента в краску добавляют небольшое количество белил. Это делает гуашь непрозрачной т. е. придает ей кроющие свойства. Также для этой цели в гуашь добавляют меньше связующего и больше пигмента. Как и акварель, гуашевые краски легко растворяются водой после высыхания.

Масляные краски. Для склеивания частичек пигмента в масляных красках используется связующее на основе уплотненного масла (например, льняное, ореховое и др.), мягких смол (мастикс, даммара), и пчелиного воска. После высыхания масляные краски не растворяются и не смываются.

Темперные краски. Связующее вещество темперных красок является эмульсией, т. е. смесью нерастворимых друг с другом веществ. Отсюда и название «Темпера» (от латинского temperare, что означает «соединять» или «смешивать»). Существует четыре основных вида темперных красок: казеиново-масляная, яичная, воско-масляная, поливинилацетатная. Из этих названий видно из чего состоит связующее каждого вида темперных красок. Это может быть казеин, масло, яичный желток, воск, ПВА. Но если масло или яичный желток являются известными компонентами красок, то про казеин знают не все. Казеин — это клей, который получают из молока, а точнее из творога. Казеиновый клей используется в сочетании с маслом в изготовлении казеиново-масляной темперы. Большинство темперных красок после высыхания не растворяется и не смывается.

Акриловые краски. Пигмент этих красок смешивается со связующим из полиакрилатов. Это связующее не является натуральным, а создается искусственным путем. Акриловые краски появились относительно недавно и имеют ряд интересных особенностей. После высыхания акриловые краски водой уже не растворяются и не смываются.

Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители дадут своему малышу цветные карандаши, краски и бумагу, тем гармоничнее будет происходить становление личности.

Рисование - процесс увлекательный и познавательный. Интерес к разноцветным баночкам с красками детки проявляют рано. А момент, когда от прикосновения к белому листу остается разноцветный след, вызывает у них восторг и недоумение.

Интернет-магазины предлагают разнообразные товары для творчества. Как выбрать безопасные краски? Ведь маленькие дети познают мир не только на ощупь, но и на вкус. С каких красок лучше начать знакомство ребенка с миром живописи? Какие цвета лучше всего подойдут?

Краски бывают разные

Ребенку можно смело давать краски с того момента, как он научился уверенно сидеть. Главное, присматривать за юным художником. Чем старше ребенок, тем больше цветов должно появляться в палитре. Сначала он будет рисовать пальчиками. По мере взросления и приобретения новых умений и навыков, научится держать кисточку, будет создавать все более сложные и осмысленные рисунки.

Краски для детей бывают следующих видов:

  • пальчиковые;
  • гуашевые;
  • акриловые;
  • масляные.

Пальчиковые краски рекомендовано давать с раннего возраста. Они и были разработаны как раз для самых маленьких. Малыш еще не может правильно держать кисточку, макать ее в краску, аккуратно рисовать по бумаге. С пальчиковыми красками все просто. Окунай пальчики и прикладывай к бумаге. Эти краски развивают мелкую моторику и творческое мышление. У красок горький вкус. Это сделано специально, попробовав их на вкус, малыш не захочет их кушать. Они имеют вязкую консистенцию, не стекают с пальчиков и прекрасно смешиваются. Красители и вкусовая добавка пищевые.

Гуашь можно покупать ребенку, как только он научится держать кисточку. Эти краски используют на занятиях в детском саду и в младших классах. Густая консистенция позволяет рисовать на бумаге, дереве, стекле и других поверхностях. Когда ребенок учится работать с этим видом красок, можно добавить в работу палитру. В ней удобно смешивать краски и получать новые оттенки. Для изготовления гуаши используют натуральные и химические красители. Они несъедобны. Если ребенок вдруг попробует их на вкус, не нужно паниковать. Краски нетоксичны.

Акварельные краски имеют широкую цветовую гамму. Акварель лучше покупать деткам постарше, с 6–7 лет. Работа с ними требует определенных навыков. Ребенок должен уверенно владеть кисточкой, контролировать силу нажима, понимать, как разбавлять краски водой. Акварель - это водяная краска. Она хорошо ложится на бумагу и дерево. Для полноценной работы с такими красками понадобится палитра.

Творчество - возможность познать себя и окружающий мир. Во время созидательных процессов у человека развивается множество полезных навыков от мелкой моторики, до способности концентрироваться. Наборы для творчества и хобби - увлекательные развивающие игры не только для детей, но и для взрослых. Они помогут объединить семью, либо, наоборот, дадут возможность родителям побыть в тишине, наслаждаясь покоем. Пока ребенок творит, он «безопасен» для интерьера квартиры, домашних животных и, главное, для самого себя.

Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители дадут своему малышу цветные карандаши, краски и бумагу, тем гармоничнее будет происходить становление личности.

Рисование - процесс увлекательный и познавательный. Интерес к разноцветным баночкам с красками детки проявляют рано. А момент, когда от прикосновения к белому листу остается разноцветный след, вызывает у них восторг и недоумение.

Интернет-магазины предлагают разнообразные товары для творчества. Как выбрать безопасные краски? Ведь маленькие дети познают мир не только на ощупь, но и на вкус. С каких красок лучше начать знакомство ребенка с миром живописи? Какие цвета лучше всего подойдут?

Краски бывают разные

Ребенку можно смело давать краски с того момента, как он научился уверенно сидеть. Главное, присматривать за юным художником. Чем старше ребенок, тем больше цветов должно появляться в палитре. Сначала он будет рисовать пальчиками. По мере взросления и приобретения новых умений и навыков, научится держать кисточку, будет создавать все более сложные и осмысленные рисунки.

Краски для детей бывают следующих видов:

  • пальчиковые;
  • гуашевые;
  • акриловые;
  • масляные.

Пальчиковые краски рекомендовано давать с раннего возраста. Они и были разработаны как раз для самых маленьких. Малыш еще не может правильно держать кисточку, макать ее в краску, аккуратно рисовать по бумаге. С пальчиковыми красками все просто. Окунай пальчики и прикладывай к бумаге. Эти краски развивают мелкую моторику и творческое мышление. У красок горький вкус. Это сделано специально, попробовав их на вкус, малыш не захочет их кушать. Они имеют вязкую консистенцию, не стекают с пальчиков и прекрасно смешиваются. Красители и вкусовая добавка пищевые.

Гуашь можно покупать ребенку, как только он научится держать кисточку. Эти краски используют на занятиях в детском саду и в младших классах. Густая консистенция позволяет рисовать на бумаге, дереве, стекле и других поверхностях. Когда ребенок учится работать с этим видом красок, можно добавить в работу палитру. В ней удобно смешивать краски и получать новые оттенки. Для изготовления гуаши используют натуральные и химические красители. Они несъедобны. Если ребенок вдруг попробует их на вкус, не нужно паниковать. Краски нетоксичны.

Акварельные краски имеют широкую цветовую гамму. Акварель лучше покупать деткам постарше, с 6–7 лет. Работа с ними требует определенных навыков. Ребенок должен уверенно владеть кисточкой, контролировать силу нажима, понимать, как разбавлять краски водой. Акварель - это водяная краска. Она хорошо ложится на бумагу и дерево. Для полноценной работы с такими красками понадобится палитра.

Аннотация

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Я уже 3 года рисую на изостудии разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?

Цель исследования:

Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд . Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составил план трех экспериментов.

План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом.

План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с яйцом.

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Коричневой краской я нарисовала рисунок.

После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
Глина с маслом дала грязно–коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовала красками собственного приготовления рисунок
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).

Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.

Руководитель: Тарасова Наталия Геннадьевна

МОУ “Начальная общеобразовательная школа №5”
Россия, г. Нефтеюганск