Когда я был моложе я имел некоторое. Ф

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!

Ты говоришь, что у тебя Она
С напитком неблагоприятным,
Под видом терпкого игристого вина,
Коварного во всём невероятно?!..

Брала и я доверчиво из Рук
Судьбу свою, наполненною Чашей,
Уверенная, что не может Лучший Друг
Напиток предлагать неподходящий!..

Зарницей вспыхивает чья-то Вышина!
Кого-то рана мучает сквозная..
А для кого-то наступает Тишина,-
Осушен кубок.. Результат?.. узнает!

Выпью из чаши жизни боль разочарований!
Мимолётное знакомство – снова расставанье…
Где та глубиность бытия, что открывает небо?
Устал. Надоело гостем здесь мне быть! В Рай мне бы…

Погас огнь в камине…ни ангелов, ни Бога,
И даже Дьявол не просит душу!!! Как всё убого...
Жаль, нет двери, а то от пустоты на сердце стужа….
Заблудился в дремучем лесу – никому не нужен…

Я всё приму смиренно от Тебя:
Хочу очиститься смиреннейшим приятьем!
* * *
Смиренно чашу жизни я допью,
Чтобы смиренно встретиться с Тобою!
* * *
Усмиряй во мне мою гордыню!
Усмиряй её Собою! Усмиряй!
* * *
Лишь смиренным Ты подаришь мир:
Мир духовный радости духовной!
* * *
Как прекрасно – усмиряться Богом,
Чтобы стать подобием Ему!
* * *
От Тебя – я всё приму смиренно,
Чтоб смиренно быть во всём с Тобой!
* * *
Быть с Тобою – может лишь смиренный:
Кто смирился в истину Твою...

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

«ЧАША ЖИЗНИ»

Фельетон, имеющий подзаголовок: «(Веселый московский рассказ с печальным концом)». Опубликован: Накануне, Берлин - М., 1922, 31 дек. (Литературное приложение). Перепечатан: Новая вечерняя газета, Владивосток, 1923, 27 фев. Название фельетона повторяет название рассказа Ивана Бунина (1870-1953), вышедшего в 1913 г. Один из героев Ч. ж., советский начальник Пал Васильич, пьющий «чашу жизни» перед неизбежным арестом за растрату, стал своеобразным предшественником Степана Богдановича Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита». У Пала Васильича «лицо красное, и портвейном от него пахнет», причем рассказчик специально замечает: «Портвейн московский, знаете? Человек от него не пьянеет, а так - лишается всякого понятия». Лиходеев же предстает перед Воландом с опухшей физиономией, и причину несчастий директора Театра Варьете сатана, как и рассказчик Ч. ж., связывает с портвейном: «Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать?» Пал Васильич на Страстной площади «какую-то даму обнял и троекратно поцеловал: в правую щеку, в левую и опять в правую. Помню, хохотали мы, а дама так и осталась в оцепенении».

Подобно ему, Степан Богданович припоминает, что «кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказалась, говоря: «Нет, нет, меня не будет дома!» - а Степа упорно настаивал на своем: «А я вот возьму и приду!»«. Пал Васильич подчеркивает, что он «ответственный работник», равно как и Лиходеев в ранних редакциях романа прямо именовался «красным директором». Рассказчик Ч. ж. получает от Пала Васильича «дьявольские деньги» - 500 миллионов, которые в конечном счете губят его: приводят к аресту и увольнению со службы. В «Мастере и Маргарите» взятка, данная Коровьевым-Фаготом Никанору Ивановичу Босому, вызывает арест председателя жилтоварищества, а деньги, полученные Театром Варьете за сеанс черной магии, чудесным образом превращаются в валюту, из-за чего пострадал приехавший сдавать выручку безобидный бухгалтер Василий Степанович Ласточкин.


Булгаковская энциклопедия. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "«ЧАША ЖИЗНИ»" в других словарях:

    - «ЧАША ЖИЗНИ», стих. Л. (1831), принадлежит к его ранней филос. лирике. Передает свойственное поколению 30 х гг. ощущение пустоты, бесполезности жизни, иллюзорности мечты. При этом жесткая, почти эпиграмматич. лапидарность стих. выявляет и его… … Лермонтовская энциклопедия

    Чаши, жен. 1. Старинный сосуд для питья в форме полушария (истор.). «Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином.» Пушкин. || Пиршественный сосуд для вина (поэт. ритор.). «Стукнем чашу с… … Толковый словарь Ушакова

    Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия

    ЧАША - символ самоотвержения. Все, что связано с самоотвержением во имя человечества, связано с этим символом. Подобный подход к образу чаши идет со времен Христа, принявшего на себя муки во имя жизни человеческого рода и всего живого. Чаша, кроме того … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    День иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" - 18 мая - день иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» - одной из чудотворных икон, явленной во Владычнем монастыре города Серпухова в 1878 г. История явления этой иконы такова: в Тульской губернии жил отставной солдат,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Горькая чаша - Книжн. О тяжёлых испытаниях, трудностях. Оказалось, что утверждение справедливости и свободы требует чёрной работы и даже жестокости… Такова была первая встреча русской интеллигенции лицо к лицу с её идеалами. Это была горькая чаша. Она не… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    Составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что… … Лермонтовская энциклопедия

Исходный текст:

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел - ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России - Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни. (По Ф. И. Шаляпину)

Сочинение – рассуждение:

«Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф. И. Шаляпина

На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем в произведениях Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, М. Ю. Лермонтова и многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф. И. Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.

Куда идут странники- праведники? Ради чего? Что их гонит? Что нужно сделать, чтобы эти люди изменились? Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён: «эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни».

Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А. С. Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.

Странник Лука из пьесы М. Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.

Иван Флягин, герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».

Таким образом, текст Ф. И. Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

Пермякова Д., 2008 г.

Напишите аннотацию и отзыв на текст.

СТРАННИК

В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых сапогах, хотя это было летом. Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. Так он и спал. С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. На крыльце он подошел к рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

Я было собрался со стариком заговорить, да не успел – ушел. Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. Старик уходил вдаль. Долго смотрел я ему вслед. Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше, меньше и наконец исчезала вся. Но в глазах моих она осталась вся навсегда, живая.

Это был странник. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Отдыхали и спали где попало. Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. Он над этим не думал. Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразительной, иногда беспричинной русской тоски.

В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. Это он ходит там, темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганной на вате шапке.

Когда Варлаам крестится, он крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. Не знаю. Одно только я скажу: эти люди – одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных красок русской жизни.

(По Ф.И. Шаляпину)

Занятие № 12

Работа с текстом. Рецензия.

Напишите рецензию на текст.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон... Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща, листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают над самой грудью лошади; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру... Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение... В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который как будто поднимается все выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!

Тревожные чувства тоски и страха увеличились во мне вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая раздражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения.

(Л.Н. Толстой)

Занятие № 13

Какое влияние «бродяги-странники» оказывают на жизнь других людей? Над таким вопросом заставил меня задуматься автор текста, Ф.И. Шаляпин. Размышляя над данной проблемой, русский певец описывает свою историю встречи со странником во время летней ночёвки перед рыбалкой. Используя метафору «фигура старика… растворилась в утреннем тумане», автор показывает, насколько сильное впечатление на него произвёл «калика перехожий». А при помощи цитирования («ко святым местам», «пострадать», «грехи искупить», «где дышать легче») Ф.И.

Шаляпин убедительно доказывает, что такие ответы странников заставляют окружающих задуматься над смыслом собственной жизни.

Я полностью согласна с позицией Фёдора Ивановича, потому что жизненный опыт странников многим даёт возможность посмотреть на свою судьбу «под другим углом», вспомнить истинные ценности, которые человек забывает в повседневной рутине. Подтвердим справедливость данного утверждения.

Прежде всего, такие путники дают людям надежду на лучшую жизнь и осознание, что никогда не поздно стать счастливым, главное – понять, к чему стремиться. Так, например, в пьесе М. Горького «На дне» один из героев, странник Лука, помогает жителям ночлежки поверить в себя, обрести смысл жизни.

Он лечит не только раненую душу человека, жалея его, но и даёт конкретные ориентиры, как изменить свою судьбу. Пьющему Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Вору Ваське даёт совет уехать в Сибирь и начать новую праведную жизнь. Таким образом, Лука к каждому находит свой «ключик», помогает поверить, что каждый из них сможет изменить судьбу к лучшему.

Кроме того, всякий странник пытается разобраться в себе и жизни. Есть те, кто, надевая личину путника, пытается извлечь выгоду. Такие люди лживы и лицемерны. Они не смогут по-настоящему ‘очистить душу’ человека. Так, например, в драме А.Н. Островского «Гроза» Феклуша живёт в доме Кабанихи. «Бла-алепие, милая, Бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»  такие слова женщина говорит другой героине. Феклуша, не испытывая застенчивости, открыто лжёт и поддерживает миф о могучести купечества. Таким образом, образ героини помогает нам понять, насколько укоренились ложные принципы в сознании жителей Калинова.

Итак, можно сделать вывод, что «бродяги-странники» как дарят надежду на счастливую жизнь, помогают поверить в собственные силы, так и направляют людей на путь безнравственности, усиливают приверженность окружающих ложным ценностям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.