М. Е

Салтыков-Щедрин (псевдоним — Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 — 1889), прозаик.

Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 — 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 — 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.

В 1875 — 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Биография и эпизоды жизни Михаила Салтыкова-Щедрина. Когда родился и умер Салтыков-Щедрин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Михаила Салтыкова-Щедрина:

родился 15 января 1826, умер 28 апреля 1889

Эпитафия

«В наш странный век все грустью поражает
Не мудрено: привыкли мы встречать
Работой каждый день; все налагает
Нам на душу особую печать.
Мы жить спешим. Без цели, без значенья
Жизнь тянется, проходит день за днем -
Куда, к чему? не знаем мы о том».
Из стихотворения «Наш век» М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Да! тяжело нам с жизнью расставаться…
Но близок он, наш грозный смертный час;
Сомненья тяжкие нам на душу ложатся
Бог весть, что ждет за гробом нас…»
Из стихотворения «Зимняя элегия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Биография

Михаил Салтыков-Щедрин стал одним из наиболее известных писателей-обличителей, которые живописали провинциальные порядки в России, насмехались над косностью и реакционностью, хищничеством и подхалимством, стремлением побольше говорить и поменьше делать. Салтыков-Щедрин стал яркой фигурой ещё и потому, что, несмотря на резкий тон и иногда очень неприятную откровенность, ему позволяли печататься, выселили не куда-нибудь на край света, а всего лишь в Вятку и ненадолго, а впоследствии позволяли даже занимать значительные посты на государственной службе. Критические высказывания Салтыкова-Щедрина о российской действительности и сегодня более чем актуальны: кажется, что многие из них напрямую относятся к нашим дням.

Настоящая фамилия писателя была Салтыков, «Щедрин» первоначально была взята им как псевдоним. Михаил Салтыков был родом из дворянской семьи и в возрасте десяти лет поступил в Московский дворянский институт. Уже через два года его признали одним из лучших учеников и перевели в Царскосельский лицей. Там будущий писатель и начал пробовать себя в литературе.


Сперва Салтыков пробовал себя в написании стихов, но вскоре понял, что у него нет поэтического таланта, и перешёл к прозе. Сперва он писал небольшие очерки, библиографические заметки, рассказы. В них сквозило неприятие некоторых сторон российской действительности, и потому писатель был выслан в Вятку, где и провёл семь лет. Это были семь чрезвычайно полезных лет, за которые, благодаря командировкам, он узнал очень много о провинциальной жизни и самых мрачных её сторонах. По возвращении из ссылки собранный писателем материал так и просится пойти в работу, и Салтыков-Щедрин начинает писать — активно, много и блестяще.

Его «Губернские очерки» стали справедливой и детальной картиной провинциального устройства жизни. Причём картиной настолько неблаговидной, что было невероятно, как это к автору не применяется никаких штрафных санкций. Напротив, Салтыков продвигается по службе: он становится вице-губернатором Рязани, впоследствии переходит на ту же должность в Тверь, позже становится управляющим казённой палаты — сначала пензенской, а впоследствии тульской и рязанской.

Но истинным своим призванием Михаил Салтыков всё-таки считает литературу. Причём ему нужно не просто писательство, как таковое, а активный двусторонний диалог с читателем. После того, как главным редактором журнала «Отечественные записки» стал Некрасов, Салтыков-Щедрин направил всю свою энергию на работу в журнале. После смерти Некрасова он занял его пост, на котором провёл 6 лет — вплоть до запрещения журнала. Последнее тяжело сказалось на настроении и здоровье писателя.

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин страдал от ревматизма и частых простуд, ездил на лечение за границу. Умер писатель в возрасте 63 лет.

Линия жизни

15 января (27 января по старому стилю) 1826 г. Дата рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
1836 г. Поступление в Московский дворянский институт.
1838 г. Перевод в Царскосельский лицей.
1844 г. Зачисление на службу в канцелярию военного министерства.
1847 г. Написание первой повести «Противоречия» и публикация её в «Отечественных записках».
1848 г. Высылка в Вятку.
1850 г. Назначение советником губернского правления.
1856 г. Женитьба на Елизавете Апполоновне Болтиной, возвращение из ссылки, начало публикаций «Губернских очерков».
1858 г. Назначение вице-губернатором Рязани.
1860 г. Назначение вице-губернатором Твери.
1862 г. Начало работы в журнале «Современник».
1863 г. Первое издание сборников «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
1864 г. Уход из «Современника».
1865 г. Назначение главой пензенской казённой палаты, затем перевод в тульскую и рязанскую.
1868 г. Уход со службы для работы в журнале «Отечественные записки».
1869 г. Создание «Истории одного города».
1875-1876 гг. Путешествие за границу, в том числе в Париж.
1878 г. Назначение редактором «Отечественных записок».
1880 г. Создание «Господ Головлёвых».
1889 г. Создание частично биографического романа «Пошехонская старина».
28 апреля (10 мая по старому стилю) 1889 г. Дата смерти Михаила Салтыкова-Щедрина.
2 мая (14 мая по старому стилю) 1889 г. Похороны Салтыкова-Щедрина на Волковском кладбище.
1936 г. Перенос останков Салтыкова-Щедрина на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Памятные места

1. Село Спас-Угол Московской области (ранее — Тверская губерния), где родился Салтыков-Щедрин.
2. Царскосельский лицей в Пушкине, где учился писатель.
3. Дом № 19 по улице Декабристов (ранее — Офицерской улице) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1844 г.
4. Дом № 8 по набережной Мойки (дом Жадимировского) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1845-1848 гг.
5. Дом № 93 по ул. Ленина в Кирове (ранее — ул. Сознесенская в Вятке), где жил Салтыков-Щедрин во время ссылки в 1848-1855 гг.
6. Дом № 42 по ул. Ленина (дом № 24 по ул. Николодворянской) в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1858-1860 гг.
7. Дом № 49 по ул. Свободы в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1867-1868 гг.
8. Дом № 41 по Фурштатской улице (дом Страхова) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1968-1873 гг.
9. Дом № 60 по Литейному проспекту (дом Скребицкой) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1876-1889 гг.
10. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Салтыков-Щедрин.

Эпизоды жизни

Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина началась со стихов, будущий писатель считался поэтом своего курса в лицее. Но вскоре Салтыков сам понял, что не обладает поэтическим дарованием и впоследствии не любил вспоминать свои юношеские поэтические опыты.

Особое место в творческом наследии Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Вряд ли можно назвать их предназначенными для детей: скорее это сатирические притчи с «говорящими» названиями — «Баран-непомнящий», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист».

За «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина называли вторым Гоголем. В то же время беспощадная сатира писателя вызывала бурное негодование у власть имеющих, и окончательно с государственной службы он был отозван по жалобе губернатора Рязани.

Заветы

«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».

«Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь».

«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

«Что такое свобода без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишённая огня самоотверженности и любви?»


«Салтыков-Щедрин. Биография и творчество», лекция Дмитрия Бака в рамках проекта «Русская литература»

Соболезнования

«Мне жаль Салтыкова. Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага».
Антон Чехов, писатель

«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Честно имя его между лучшими, и полезнейшими, и даровитейшими детьми нашей родины. Он найдёт себе многих панегиристов, и всех панегириков достоин он».
Николай Чернышевский, философ, литературный критик

«С появлением каждой новой вещи Щедрина валился целый угол старой жизни. Кто помнит впечатление от его «Помпадуров и помпадурш», его «глуповцев» и его «Балалайкина», знает это. Явление, за которое он брался, не могло выжить после его удара. Оно становилось смешно и позорно. Никто не мог отнестись к нему с уважением. И ему оставалось только умереть».
Поэт и переводчик Михаил Соловьёв

«Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нём говорят».
Максим Горький, писатель

Николай Щедрин – псевдоним, настоящее имя – Михаил Евграфович Салтыков; Российская империя, Тверская губерния, село Спас-Угол; 15.01.1826 – 28.04.1889

Книги Салтыкова-Щедрина известны далеко за пределами нашей страны. Михаила Евграфовича по праву относят к классикам русской литературы, а его вклад в мировую литературу сложно переоценить. Труды Салтыкова-Щедрина переведены на многие языки мира, а в нашей стране многие произведения писателя включены в школьную программу.

Биография Михаила Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 года в семье дворянина Евграфа Васильевича. Он был шестым ребенком в семье. Семья жила в имении Спас-Угол Колязинского уезда. Здесь-то мальчик и получил первое образование. Первоначально его учителем был крепостной отца, затем его воспитанием занималась старшая сестра, потом священник, затем гувернантка и наконец, студент духовной семинарии. Пока в 1836 году он не поступил в Московский дворянский институт. За прилежное обучение уже через два года он был переведен в Царскосельский лицей. Здесь-то Салтыков-Щедрин и сделал свои первые шаги в литературе. Писал он преимущественно стихи, причем зачастую «неодобрительного характера». Но впоследствии понял, что поэзия это не его. В 1844 году он окончил лицей чином второго класса. Причем из 22 двух учеников, которые начинали учиться вместе с ним, сделать это смогли только пятеро.

В августе 1945 года Михаил Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства. Но получить штатное место помощником секретаря он смог лишь через два года. Зато в литературе у него было все намного лучше. Его библиографические заметки печатает журнал «Современник», в 1847 году выходит первая повесть Салтыкова-Щедрина «Противоречия», а буквально через полгода «Запутанная история». Написанное под влиянием , повесть «Запутанная история» попала в немилость властей. В результате в 1848 году писатель был сослан в Вятку.

В Вятке Салтыков-Щедрин работал в канцелярии и даже несколько раз возглавлял ее. Ссылка окончилась только в 1855 году. А уже в 1856 году он был отправлен Министерством внутренних дел с проверкой делопроизводства в Тверскую и Владимирскую губернии. Примерно в это же время он начинает печататься в «Русском вестнике». Его «Губернские очерки» становятся очень популярны, и даже несколько раз переиздаются полным собранием сочинений. В 1858 году писателя назначают вице-губернатором в Рязань, а через два года в Тверь. В это время он печатается практически во всех известных журналах. Но, начиная с 1860 года, практически все произведения Михаила Салтыкова-Щедрина выходят в «Современнике». Сам же писатель, как и журнал начинает переживать притеснения. Поэтому Михаил Евргафович переводится на службу в казенную палату.

С переходом «Отечественных записок» под редакцию , Салтыков-Щедрин становится одним из самых активных сотрудников. В 1868 году он полностью переходит на работу в журнал. Сначала он был одним из сотрудников, а после смерти Некрасова занял его место редактора. Этот период по праву считают одним из наиболее плодотворных в творчестве писателя. Именно на него припадают выход книг Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы», а также большинства сказок писателя. Михаил Евграфович полностью отдавал себя работе. Отчасти из-за этого здоровье его пошатнулось еще в середине 70-х годов. Запрет же «Отечественных записок» в 1884 году стал для него поистине огромным ударом. По инерции он продолжал писать и эти поздние произведения нечем не уступали его более ранним работам, но без связи с читателем он угасал. Умер Салтыков-Щедрин в 1889 году. И по его собственному завещанию был похоронен рядом с могилой .

Книги Михаила Салтыкова-Щедрина на сайте Топ книг

Книги Салтыкова-Щедрина читать было популярно во все времена. Недаром многие из них представлены в нашем , и занимают там далеко не последние места. При этом отдельным элементом следует отметить сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, которые по сей день востребованы и актуальны. Недаром многие из них представлены в нашем , а также . И учитывая наличие произведений писателя в школьной программе мы еще не рах встретим произведения Салтыкова-Щедрина в рейтингах нашего сайта.

Михаил Салтыков-Щедрин список книг

Романы:

  1. Господа Головлёвы
  2. Пошехонская старина
  3. Убежище Монрепо

Очерки:

  1. Благонамеренные речи
  2. В больнице для умалишённых
  3. Господа Молчалины
  4. Господа ташкентцы
  5. Губернские очерки
  6. Дневник провинциала в Петербурге
  7. За рубежом
  8. Невинные рассказы
  9. Письма к тетеньке
  10. Помпадуры и помпадурши
  11. Сатиры в прозе
  12. Современная идиллия

Сказки:

  1. Баран-непомнящий
  2. Бедный волк
  3. Богатырь
  4. Верный Трезор
  5. Ворон-челобитчик
  6. Вяленая вобла
  7. Деревенский пожар
  8. Добродетели и Пороки
  9. Дурак
  10. Здравомысленный заяц
  11. Игрушечного дела людишки
  12. Карась-идеалист
  13. Кисель
  14. Коняга
  15. Либерал
  16. Медведь на воеводстве
  17. Недреманное око
  18. Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  19. Орел-меценат
  20. Праздный разговор
  21. Приключение с Крамольниковым
  22. Пропала совесть
  23. Путём-дорогою
  24. Рождественская сказка
  25. Самоотверженный заяц
  26. Сказка о ретивом начальнике
  27. Соседи
  28. Христова ночь

Рассказы:

  1. Годовщина
  2. Добрая душа
  3. Испорченные дети
  4. Смерть Пазухина
  5. Соседи
  6. Чижиково горе

Михаи́л Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н (настоящая фамилия Салтыков , псевдоним Николай Щедрин ; 15 января - 28 апреля [10 мая ] ) - русский писатель , журналист , редактор журнала «Отечественные записки », Рязанский и Тверской вице-губернатор .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ История одного ГОРОДА. Михаил Салтыков-Щедрин

    ✪ Михаил Салтыков-Щедрин. Передача 1. Основные вехи биографии и творчества

    ✪ Дикий ПОМЕЩИК. Михаил Салтыков-Щедрин

    ✪ Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин | Русская литература 7 класс #23 | Инфоурок

    ✪ Михаил Салтыков-Щедрин. Передача 5. Сказки

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Михаил Салтыков родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии . Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801-1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине » Салтыков и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Михаила Салтыкова позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии . Десяти лет от роду он поступил в , а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей . Именно там он и начал свою деятельность писателя.

Начало литературной деятельности

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников были исключены, потому что поведение их аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у Щедрина присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения » 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике » (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Михаила Салтыкова (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках » ), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март )

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву ; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести М. Е. Салтыкова, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Михаила Салтыкова.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели », может быть, и «Бедных людей », но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского  комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати .

Вятка

Здоровье Михаила Евграфовича, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым», который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»…

Редакционной работой М. Е. Салтыков занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил и которой посвятил в «Круглом годе» такой чудный хвалебный гимн (письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»).

Незаменимой утратой был для него поэтому разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Михаил Салтыков знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует - но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о «брошенности» удручает его всё больше и больше, обостряемая физическими страданиями и в свою очередь обостряющая их. «Болен я, - восклицает он в первой главе „Мелочей жизни“ . Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить». Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: «Пошехонская старина» ни в чём не уступает его лучшим произведениям. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, - сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, - ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище , рядом с И. С. Тургеневым .

Основные мотивы творчества

В интерпретации текстов М. Е. Салтыкова имеются две исследовательские линии. Одна, традиционная, восходящая к литературной критике XIX в., видит в его творчестве выражение обличительного пафоса и едва ли не хронологию важнейших событий истории российского общества. Вторая, сформировавшаяся не без влияния герменевтики и структурализма выявляет в текстах объективно данные семантические конструкты разных уровней, позволяющие говорить о сильном мировоззренческом напряжении прозы Щедрина, ставящем её в один ряд с Ф. М. Достоевским и А. П. Чеховым. Представителей традиционного подхода упрекают в социологизаторстве и эпифеноменализме, стремлении увидеть в тексте то, что из-за внешней ангажированности хочется увидеть, а не то, что в нём самом дано.

Традиционный критический подход акцентирует внимание на отношении Салтыкова к реформам (не замечая разницы между личной позицией и художественным текстом). Двадцать лет кряду все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в произведениях Михаила Салтыкова, иногда предугадывавшего их ещё в зародыше. Это - своего рода исторический документ, доходящий местами до полного сочетания реальной и художественной правды. Занимает свой пост М. Е. Салтыков в то время, когда завершился главный цикл «великих реформ» и, говоря словами Некрасова, «рановременные меры» (рановременные, конечно, только с точки зрения их противников) «теряли должные размеры и с треском пятились назад».

Осуществление реформ, за одним лишь исключением, попало в руки людей, им враждебных. В обществе всё резче заявляли себя обычные результаты реакции и застоя: мельчали учреждения, мельчали люди, усиливался дух хищения и наживы, всплывало наверх всё легковесное и пустое. При таких условиях для писателя с дарованием Салтыкова трудно было воздержаться от сатиры.

Орудием борьбы становится в его руках даже экскурсия в прошедшее: составляя «Историю одного города», он имеет в виду - как видно из письма его к А. Н. Пыпину , опубликованного в 1889 году , - исключительно настоящее. «Историческая форма рассказа, - говорит он, - была для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни… Критик должен сам угадать и другим внушить, что Парамоша - совсем не Магницкий только, но вместе с тем и NN. И даже не NN., а все вообще люди известной партии, и ныне не утратившие своей силы».

И действительно, Бородавкин («История одного города»), пишущий втихомолку «устав о нестеснении градоначальников законами», и помещик Поскудников («Дневник провинциала в Петербурге»), «признающий небесполезным подвергнуть расстрелянию всех несогласно мыслящих» - это одного поля ягоды; бичующая их сатира преследует одну и ту же цель, всё равно, идёт ли речь о прошедшем или о настоящем. Всё написанное Михаилом Салтыковым в первой половине семидесятых годов XIX века даёт отпор, главным образом, отчаянным усилиям побеждённых - побеждённых реформами предыдущего десятилетия - опять завоевать потерянные позиции или вознаградить себя, так или иначе, за понесённые утраты.

В «Письмах о провинции» историографы - то есть те, что издавна делали русскую историю - ведут борьбу с новыми сочинителями; в «Дневнике провинциала» сыплются, как из рога изобилия, прожекты, выдвигающие на первый план «благонадежных и знающих обстоятельства местных землевладельцев»; в «Помпадурах и Помпадуршах» крепкоголовые «экзаменуют» мировых посредников, признаваемых отщепенцами дворянского лагеря.

В «Господах ташкентцах» мы знакомимся с «просветителями, свободными от наук» и узнаем, что «Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем». «Помпадуры» - это руководители, прошедшие курс административных наук у Бореля или у Донона; «Ташкентцы» - это исполнители помпадурских приказаний. Не щадит М. Е. Салтыков и новые учреждения - земство , суд , адвокатуру , - не щадит их именно потому, что требует от них многого и возмущается каждой уступкой, сделанной ими «мелочам жизни».

Отсюда и строгость его к некоторым органам печати, занимавшимся, по его выражению, «пенкоснимательством». В пылу борьбы Салтыков мог быть несправедливым к отдельным лицам, корпорациям и учреждениям, но только потому, что перед ним всегда носилось высокое представление о задачах эпохи.

«Литература, например, может быть названа солью русской жизни: что будет, - думал Михаил Салтыков, - если соль перестанет быть солёною, если к ограничениям, не зависящим от литературы, она прибавит ещё добровольное самоограничение?..» С усложнением русской жизни, с появлением новых общественных сил и видоизменением старых, с умножением опасностей, грозящих мирному развитию народа, расширяются и рамки творчества Салтыкова.

Ко второй половине семидесятых годов относится создание им таких типов, как Дерунов и Стрелов, Разуваев и Колупаев. В их лице хищничество с небывалой до тех пор смелостью предъявляет свои права на роль «столпа», то есть опоры общества - и эти права признаются за ним с разных сторон как нечто должное (припомним станового пристава Грацианова и собирателя «материалов» в «Убежище Монрепо»). Мы видим победоносный поход «чумазого» на «дворянские усыпальницы», слышим допеваемые «дворянские мелодии», присутствуем при гонении против Анпетовых и Парначевых, заподозренных в «пущании революции промежду себя».

Ещё печальнее картины, представляемые разлагающейся семьей, непримиримым разладом между «отцами» и «детьми» - между кузиной Машенькой и «непочтительным Коронатом», между Молчалиным и его Павлом Алексеевичем, между Разумовым и его Стёпой. «Больное место» (напечатано в «Отечественных записках » , перепечатано в «Сборнике»), в котором этот разлад изображён с потрясающим драматизмом - один из кульминационных пунктов дарования М. Е. Салтыкова «Хандрящим людям», уставшим надеяться и изнывающим в своих углах, противопоставляются «люди торжествующей современности», консерваторы в образе либерала (Тебеньков) и консерваторы с национальным оттенком (Плешивцев), узкие государственники, стремящиеся, в сущности, к совершенно аналогичным результатам, хотя и отправляющиеся один - «с Офицерской в столичном городе Петербурге, другой - с Плющихи в столичном городе Москве».

С особенным негодованием обрушивается сатирик на «литературные клоповники», избравшие девизом: «мыслить не полагается», целью - порабощение народа, средством для достижении цели - оклеветание противников. «Торжествующая свинья», выведенная на сцену в одной из последних глав, «За рубежом», не только допрашивает «правду», но и издевается над ней, «сыскивает её своими средствами», гложет её с громким чавканьем, публично, нимало не стесняясь. В литературу, с другой стороны, вторгается улица, «с её бессвязным галденьем, низменной несложностью требований, дикостью идеалов» - улица, служащая главным очагом «шкурных инстинктов».

Несколько позже наступает пора «лганья» и тесно связанных с ним «извещений», «Властителем дум» является «негодяй, порождённый нравственною и умственною мутью, воспитанный и окрылённый шкурным малодушием».

Иногда (например в одном из «Писем к тётеньке») Салтыков надеется на будущее, выражая уверенность, что русское общество «не поддастся наплыву низкопробного озлобления на всё выходящее за пределы хлевной атмосферы»; иногда им овладевает уныние при мысли о тех «изолированных призывах стыда, которые прорывались среди масс бесстыжества - и канули в вечность» (конец «Современной идиллии»). Он вооружается против новой программы: «прочь фразы, пора за дело взяться», справедливо находя, что и она - только фраза и вдобавок «истлевшая под наслоениями пыли и плесени» («Пошехонские рассказы»). Удручаемый «мелочами жизни», он видит в увеличивающемся их господстве опасность тем более грозную, чем больше растут крупные вопросы: «забываемые, пренебрегаемые, заглушаемые шумом и треском будничной суеты, они напрасно стучатся в дверь, которая не может, однако, вечно оставаться для них закрытой». - Наблюдая с своей сторожевой башни изменчивые картины настоящего, Михаил Салтыков никогда не переставал вместе с тем глядеть в неясную даль будущего.

Сказочный элемент, своеобразный, мало похожий на то, что обыкновенно понимается под этим именем, никогда не был совершенно чужд произведениям М. Е. Салтыкова: в изображения реальной жизни у него часто врывалось то, что он сам называл волшебством. Это - одна из тех форм, которые принимала сильно звучавшая в нём поэтическая жилка. В его сказках, наоборот, большую роль играет действительность, не мешая лучшим из них быть настоящими «стихотворениями в прозе». Таковы «Премудрый пискарь », «Бедный волк», «Карась-идеалист», «Баран непомнящий» и в особенности «Коняга». Идея и образ сливаются здесь в одно нераздельное целое: сильнейший эффект достигается самыми простыми средствами.

Немного найдется в нашей литературе таких картин русской природы и русской жизни, какие раскинуты в «Коняге». После Некрасова ни у кого не слышалось таких стонов душевного голоса, вырываемых зрелищем нескончаемого труда над нескончаемой задачей.

Великим художником является Салтыков и в «Господах Головлёвых ». Члены Головлёвской семьи, этого странного продукта крепостной эпохи - не сумасшедшие в полном смысле слова, но повреждённые совокупным действием физиологических и общественных условий. Внутренняя жизнь этих несчастных, исковерканных людей изображена с такой рельефностью, какой редко достигает и наша, и западноевропейская литература.

Это особенно заметно при сравнении картин, аналогичных по сюжету, - например, картин пьянства у Михаила Салтыкова (Степан Головлёв) и у Золя (Купо, в «Западне»). Последняя написана наблюдателем-протоколистом, первая - психологом-художником. У М. Е. Салтыкова нет ни клинических терминов, ни стенографически записанного бреда, ни подробно воспроизведенных галлюцинаций; но с помощью нескольких лучей света, брошенных в глубокую тьму, перед нами восстает последняя, отчаянная вспышка бесплодно погибшей жизни. В пьянице, почти дошедшем до животного отупения, мы узнаем человека.

Ещё ярче обрисована Арина Петровна Головлёва - и в этой чёрствой, скаредной старухе Салтыков также нашёл человеческие черты, внушающие сострадание. Он открывает их даже в самом «Иудушке» (Порфирии Головлёве) - этом «лицемере чисто русского пошиба, лишённом всякого нравственного мерила и не знающем иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях». Никого не любя, ничего не уважая, заменяя отсутствующее содержание жизни массой мелочей, Иудушка мог быть спокоен и по-своему счастлив, пока вокруг него, не прерываясь ни на минуту, шла придуманная им самим суматоха. Внезапная её остановка должна была разбудить его от сна наяву, подобно тому, как просыпается мельник, когда перестают двигаться мельничные колеса. Однажды очнувшись, Порфирий Головлёв должен был почувствовать страшную пустоту, должен был услышать голоса, заглушавшиеся до тех пор шумом искусственного водоворота.

«Униженные и оскорблённые встали передо мной, осиянные светом, и громко вопияли против прирождённой несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков». В «поруганном образе раба» Салтыков признал образ человека. Протест против «крепостных цепей», воспитанный впечатлениями детства, с течением времени обратился у Михаила Салтыкова, как и у Некрасова, в протест против всяких «иных» цепей, «придуманных взамен крепостных»; заступничество за раба перешло в заступничество за человека и гражданина. Негодуя против «улицы» и «толпы», М. Е. Салтыков никогда не отождествлял их с народной массой и всегда стоял на стороне «человека, питающегося лебедою» и «мальчика без штанов». Основываясь на нескольких вкривь и вкось истолкованных отрывках из разных сочинений Салтыкова, его враги старались приписать ему высокомерное, презрительное отношение к народу; «Пошехонская старина» уничтожила возможность подобных обвинений.

Немного, вообще, найдётся писателей, которых ненавидели бы так сильно и так упорно, как Салтыкова. Эта ненависть пережила его самого; ею проникнуты были даже некрологи, посвящённые ему в некоторых органах печати. Союзником злобы являлось непонимание. Салтыкова называли «сказочником», его произведения - фантазиями, вырождающимися порою в «чудесный фарс» и не имеющими ничего общего с действительностью. Его низводили на степень фельетониста , забавника, карикатуриста , видели в его сатире «некоторого рода ноздрёвщину и хлестаковщину с большою прибавкою Собакевича».

М. Е. Салтыков как-то назвал свою манеру писать «рабьей»; это слово было подхвачено его противниками - и они уверяли, что благодаря «рабьему языку» сатирик мог болтать сколько угодно и о чём угодно, возбуждая не негодование, а смех, потешая даже тех, против кого направлены его удары. Идеалов, положительных стремлений у Михаила Салтыкова, по мнению его противников, не было: он занимался только «оплеванием», «перетасовывая и пережевывая» небольшое количество всем наскучивших тем.

В основании подобных взглядов лежит в лучшем случае ряд явных недоразумений. Элемент фантастичности, часто встречающийся у Салтыкова, нисколько не уничтожает реальности его сатиры. Сквозь преувеличения ясно виднеется правда - да и самые преувеличения оказываются иногда не чем другим, как предугадываньем будущего. Многое из того, о чём мечтают, например, прожектеры в «Дневнике провинциала», несколько лет спустя перешло в действительность.

Между тысячами страниц, написанных М. Е. Салтыковым, есть, конечно, и такие, к которым применимо название фельетона или карикатуры - но по небольшой и сравнительно неважной части нельзя судить о громадном целом. Встречаются у Салтыкова и резкие, грубые, даже бранные выражения, иногда, быть может, бьющие через край; но вежливости и сдержанности нельзя и требовать от сатиры.

Рабий язык, говоря собственными словами Михаила Салтыкова, «нимало не затемняет его намерений»; они совершенно ясны для всякого, кто желает понять их. Его темы бесконечно разнообразны, расширяясь и обновляясь сообразно с требованиями времени.

Есть у него, конечно, и повторения, зависящие отчасти от того, что он писал для журналов; но они оправдываются, в основном, важностью вопросов, к которым он возвращался. Соединительным звеном всех его сочинений служит стремление к идеалу, который он сам (в «Мелочах жизни») резюмирует тремя словами: «свобода, развитие, справедливость».

Под концом жизни эта формула кажется ему недостаточною. «Что такое свобода, - говорит он, - без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишённая огня самоотверженности и любви»?

На самом деле любовь никогда не была чужда М. Е. Салтыкову: он всегда проповедовал её «враждебным словом отрицанья». Беспощадно преследуя зло, он внушает снисходительность к людям, в которых оно находит выражение часто помимо их сознания и воли. Он протестует в «Больном месте» против жестокого девиза: «со всем порвать». Речь о судьбе русской крестьянской женщины, вложенная им в уста сельского учителя («Сон в летнюю ночь» в «Сборнике»), может быть поставлена по глубине лиризма наряду с лучшими страницами Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в нём они оживляют нравственное чувство и полагают в его серце первые семена добра».

Эта мысль, очевидно, давно овладела Салтыковым. В одной из самых ранних и самых лучших его сказок («Пропала совесть») совесть, которою все тяготятся и от которой все стараются отделаться, говорит своему последнему владельцу: «отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведёт да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается… По этому её слову так и сделалось.

Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть. Растёт маленькое дитя, и вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Михаилом Салтыковым русскому народу.

В высокой степени своеобразны слог и язык М. Е. Салтыкова. Каждое выводимое им лицо говорит именно так, как подобает его характеру и положению. Слова Дерунова, например, дышат самоуверенностью и важностью, сознанием силы, не привыкшей встречать ни противодействия, ни даже возражений. Его речь - смесь елейных фраз, почёрпнутых из церковного обихода, отголосков прежней почтительности перед господами и нестерпимо резких нот доморощенной политико-экономической доктрины.

Язык Разуваева относится к языку Дерунова, как первые каллиграфические упражнения школьника к прописям учителя. В словах Фединьки Неугодова можно различить и канцелярский формализм высшего полёта, и что-то салонное, и что-то Оффенбаховское.

Когда Салтыков говорит от собственного своего лица, оригинальность его манеры чувствуется в расстановке и сочетании слов, в неожиданных сближениях, в быстрых переходах из одного тона в другой. Замечательно умение Салтыкова подыскать подходящую кличку для типа, для общественной группы, для образа действий («Столп», «Кандидат в столпы», «внутренние Ташкентцы», «Ташкентцы приготовительного класса», «Убежище Монрепо», «Ожидание поступков» и т. п.).

Второй из упомянутых подходов, восходящий к идеям В. Б. Шкловского и формалистов, М. М. Бахтина указывает на то, что за узнаваемыми «реалистичными» сюжетными линиями и системой персонажей скрывается коллизия предельно абстрактных мировоззренческих концептов, в числе которых «жизнь» и «смерть». Их борьба в мире, исход которой писателю представлялся неочевидным и представлена с помощью разных средств в большей части текстов Щедрина. Следует отметить, что отдельное внимание писатель уделял мимикрии смерти, облекающейя во внешне жизненные формы. Отсюда мотив кукол и кукольности («Игрушечного дела людишки», Органчик и Прыщ в «Истории одного города»), зооморфные образы с разными видами переходов от человека к зверю (очеловеченные звери в «Сказках», звероподобные люди в «Господах Ташкентцах»). Экспансия смерти и формирует тотальную дегуманизацию жизненного пространства, которую отображает Щедрин. Неудивительна частота появления в текстах Щедрина мортальной темы. Эскалация мортальных образов, достигающая почти степени фантасмагории наблюдается в «Господах Головлёвых »: это не только многочисленные повторяющиеся физические смерти, но и угнетенное состояние природы, разрушение и тление вещей, разного рода видения и мечтания, расчёты Порфирия Владимирыча, когда «цифирь» не только теряет связь с реальностью, но переходит в своего рода фантастические видения, завершающиеся сдвигом временных пластов. Смерть и смертоносность в социальной реальности, где Щедрин болезненно остро видит отчуждение, ведущее к утрате человеком самого себя, оказывается только одним из случаев экспансии смертоносного, что заставляет отвлечь внимание только от «социального бытописательства». В таком случае реалистические внешние формы письма Михаила Салтыкова скрывают глубинную экзистенциальную направленность щедринского творчества, делают его сопоставимым с Э. Т. А. Гофманом, Ф. М. Достоевским и Ф. Кафкой.

Мало таких нот, мало таких красок, которых нельзя было бы найти у М. Е. Салтыкова. Сверкающий юмор, которым полна удивительная беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние страницы «Господ Головлёвых» и «Больного места». Описаний у Салтыкова немного, но и между ними попадаются такие перлы, как картина деревенской осени в «Господах Головлёвых» или засыпающего уездного городка в «Благонамеренных речах». Собрание сочинений М. Е. Салтыкова с приложением «Материалов для его биографии» вышло в первый раз (в 9 томах) в год его смерти () и выдержало с тех пор много изданий.

Сочинения Михаила Салтыкова существуют и в переводах на иностранные языки, хотя своеобразный стиль Салтыкова представляет для переводчика чрезвычайные трудности. На немецкий язык переведены «Мелочи жизни» и «Господа Головлёвы» (в Универсальной библиотеке Реклама), а на французский - «Господа Головлёвы» и «Пошехонская старина» (в «Bibliothèque des auteurs étrangers», изд. «Nouvelle Parisienne»).

Память

Файл:The Monument Saltykhov-Shchedrin.jpg

Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину на Николодворянской улице г. Рязани

В честь Михаил Салтыкова названы:

  • улица и переулок в Калуге ;
  • переулок в г. Шахты ;
  • и др.
    • Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург).
    • До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге.
    • Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в:
      • селе Спас-Угол Талдомского района Московской области .
    • Памятники писателю установлены в:
    • посёлке Лебяжье Ленинградской области ;
    • городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Михаил Салтыков был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860-1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлёвых » (1880) и других произведениях.
    • городе Талдоме Московской области ((открыт 6 августа 2016 года в связи с празднованием 190-летия со дня его рождения). Изображен сидящим в кресле, в правой руке - лист бумаги с цитатой «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего» (из «Пошехонской старины»). Кресло - точная копия настоящего салтыковского кресла, хранящегося в музее писателя в школе деревни Ермолино Талдомского района. Родина писателя - село Спас-Угол - находится на территории Талдомского муниципального района, центром которого является город Талдом. Скульптор Д. А. Стретович, архитектор А. А. Айрапетов.
    • Бюсты писателя установлены в:
      • Рязани . Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150 летием с момента назначения Михаила Салтыкова на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника - заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин;
      • Кирове. Каменное изваяние, автором которого выступил кировский художник Максим Наумов, расположено на стене здания бывшего Вятского губернского правления (Динамовский проезд, 4), где во время своего пребывания в Вятке Михаил Евграфович служил чиновником.
      • селе Спас-Угол Талдомского района Московской области.
    • Проект «Салтыкиада», задуманный и рожденный на Вятке, приуроченный к 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова Щедрина, объединяющий литературу и изобразительное искусство. В него вошли: процедура открытых защит дипломных проектов студентов кафедры Технологии и дизайна ВятГУ , на которых была осуществлена торжественная передача статуэтки символа Общероссийской премии М. Е. Салтыкова-Щедрина правительству Кировской области, а также церемония дарения скульптурного образа писателя и набор коллекционных монет Кировскому областному музею. Премия имени М. Е. Салтыкова-Щедрина вручена Евгению Гришковцу (14 сентября 2015 года). Выставка «М. Е. Салтыков-Щедрин. Образ времени» на которой был представлен проект скульптурного памятника писателю. Выставка произведений Максима Наумова «Салтыкиада» в Кировском областном художественном музее имени братьев Васнецовых (март - апрель 2016 год). В октябре 2016 года в рамках Салтыковских чтений прошла презентация мульти-информационного альбома «Салтыкиада».
    • В 2017 году написана пьеса «Как Салтыков Щедрина повстречал» Автор Максим Наумов. На выставке «Салтыкиада. История одной книги», прошедшей 16 марта 2017 года, были представлены 22 новые графические работы цикла, а также произведения из фондов Вятского художественного музея. В рамках выставки была презентована книга «Салтыкиада. Как Салтыков в Вятке Щедрина повстречал». Известные люди города приняли участие в читке пьесы.
    • В СССР были выпущены почтовые марки , посвящённые Михаилу Салтыкову.
    • В СССР и России были выпущены

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель, один из классиков русской литературы, вице-губернатор.

    Биография

    Михаил Салтыков-Щедрин появился на свет 27 января 1826 года в деревне Спас-Угол, что в Калязинском уезде Тверской губернии. Сейчас это Московская область, Талдомский район. Семья Михаила была весьма состоятельной. Отец, Евграф Васильевич Салтыков, служил коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна Забелина, была дочерью богатых купцов.

    Первоначальное образование Михаила было домашним: родители приставили к нему смышленого крепостного, художника Павла Соколова. После этого воспитанием будущего писателя занималась гувернантка, священник, студент семинарии и старшая сестра. Когда Салтыкову-Щедрину настало 10 лет, он поступает в Московский дворянский институт. Здесь он демонстрирует большие успехи в обучении (во многом благодаря домашнему образованию), и уже спустя два года направляется в Царскосельский лицей.

    Период обучения в Царскосельском, а затем в Александровском лицее становится и периодом начала творчества Салтыкова-Щедрина. Примечательно, что стихи, которые он писал в то время, характеризовались учителями как «неодобрительные». И касалось это не стиля, а содержания, ведь уже тогда Михаил начинал проявлять свою склонность к высмеиванию недостатков окружающего его мира. Эти стихи в сочетании с далеко не идеальным поведением заставили Михаила окончить Александровский лицей по второму разряду. Хотя с его знаниями он вполне мог получить и первый разряд.

    В 1844 году, вскоре после окончания лицея, Салтыков-Щедрин поступает на службу в канцелярию военного министерства. Ему пришлось проработать там два года, прежде сем получить штатное место. Казенная служба не мешает развиваться вольнодумным идеям Салтыкова-Щедрина, и реакция властей на его произведения не заставила себя долго ждать.

    Одно из первых произведений писателя – повесть «Запутанное дело», которая высмеивала некоторые порядки тогдашней России. В 1848 году за это сочинение Салтыкова-Щедрина отправляют на службу в Вятку. Официально это был служебный перевод, но на самом деле – ссылка подальше от столицы.

    Жизнь провинции давалась Михаилу Евграфовичу нелегко и долго, и вспоминать ее писатель потом не очень любил. Тем не менее, к нему очень хорошо относилось местное общество, он был желанным гостем в каждом доме. Репутация его как чиновника была безупречной: работал по справедливости и взяток не брал даже с тех, которые предлагали «подношения». Наблюдения за жизнью серой провинции дали богатый материал для будущих сочинений.

    Только в 1855 году Салтыков-Щедрин получает разрешение выехать из Вятки. Распрощавшись со своими знакомыми, он с радостью отправляется в Санкт-Петербург. Год спустя Михаил Евграфович становится чиновником особых поручений при министре внутренних дел. Затем чиновника отправляют с инспекцией в Тверскую и Владимирскую губернии. В ходе этой поездки чиновник выясняет, что в провинции множество мелких и крупных недостатков, причем они обретают все более угрожающий характер.

    В 1958 году следует новый виток карьеры Салтыкова-Щедрина. Его назначают рязанским вице-губернатором, а спустя два года переводят в Тверь на аналогичную должность. Служба отнимает много времени, но он активно занимается творчеством, начинает сотрудничать с несколькими отечественными журналами.

    В этот период Салтыков-Щедрин все больше и больше увлекается литературой. Его произведения публикуются в журналах «Московский вестник», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».

    В 1862 году Салтыков-Щедрин решает распрощаться с государственной службой. Он подает в отставку и перебирается в Петербург. В следующем году бывший чиновник становится штатным сотрудником «Современника». Этот период получился крайне плодотворным. Из-под пера писателя выходят обозрения, статьи, отзывы о литературных произведениях. Писал Салтыков-Щедрин действительно много, но не мог удовлетвориться тем мизерным вознаграждением, которое предоставлял за его труд журнал. Приходится вновь задуматься о том, чтобы вернуться на службу. Сотрудники редакции вспоминали, что Салтыков-Щедрин однажды устроил скандал, заявив о том, что труд литератора может привести только к голодной смерти.

    Он действительно вновь становится чиновником в 1864 году и получает назначение председателем Пензенской казенной палаты. Затем Салтыков-Щедрин работает на аналогичных должностях в Туле и Рязани.

    Тяга к литературе не покидает писателя, и в 1868 году он вновь подает в отставку. Начинается новый период творчества, во время которого были написаны одни из самых знаменитых произведений: «История одного город», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге» и другие. «История одного города» — это вершина творчества писателя как сатирика.

    Став в 1877 году главным редактором «Отечественных записок», Салтыков-Щедрин просто поражает сотрудников огромной работоспособностью. Ничто не могло заставить его хоть на некоторое время отказаться от работы. Создавалось впечатление, что он трудится всегда, не прерываясь даже на сон. В то же время Салтыков-Щедрин посещает Западную Европу, знакомится со многими известными современниками – Золя, Флобером и другими.

    В 1880-х годах сатира писателя находится на вершине своей остроты. Самые злободневные произведения («Господа Головлевы», «Современная идиллия», «Пошехонские рассказы») написаны именно в этот период.

    Очень болезненно писатель переживает закрытие журнала «Отечественные записки» в 1884 году. После этого его состояние здоровья ухудшается, физические страдания накладываются на моральные потрясения. Публикации Салтыкова-Щедрина теперь печатаются в «Вестнике Европы».

    В это время писатель чувствует себя все хуже и хуже, силы заметно оставляют его. Он часто болеет, но упорно трудится над своими произведениями.

    В мае 1889 года Салтыков-Щедрин в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм не смог сопротивляться болезни. 10 мая 1889 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер. Он завещал похоронить себя рядом с И. С.Тургеневым, что и было исполнено 14 мая. Тело Салтыкова-Щедрина покоится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

    Основные достижения Салтыкова-Щедрина

    • Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.
    • Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Образы его сатиры часто использовались Владимиром Лениным, а благодаря активной пропаганде Тургенева произведения хорошо известны и западному читателю.
    • Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.

    Основные даты биографии Салтыкова-Щедрина

    • 15 января 1826 года – рождение в деревне Спас-Угол.
    • 1836 – 1838 годы – обучение в Дворянском институте в Москве.
    • 1838 год – перевод в Царскосельский лицей. За успехи в учебе переводится на обучение за государственный счет.
    • 1841 год – начало стихотворных экспериментов. Публикация стихотворения «Лира».
    • 1844 год – завершения учебы в лицее. Работа в канцелярии Военного ведомства.
    • 1847 год – публикация первой повести, — «Противоречия».
    • 1848 год – публикация повести «Запутанное дело». Арест и ссылка во Вятку.
    • 1848 – 1855 годы – работа во Вятке.
    • 1855 год – возвращение в Петербург. Работа в Министерстве внутренних дел. Командировка в Тверскую и Владимирскую губернии.
    • 1856 год – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной, — дочери вице-губернатора Вятки. Начало публикации серии рассказов из сатирического цикла «Губернские очерки». Общественное признание.
    • 1858 год – назначение на должность рязанского вице-губернатора.
    • 1862 год – возвращение в Петербург. Начало работы с журналом «Современник».
    • 1864 год – возвращение на казенную службу. Частые смены мест службы из-за смелого высмеивания недостатков чиновничества.
    • 1868 год – отставка в чине действительного статского советника. Начало работы в штате «Отечественных записок».
    • 1869-1870 годы – публикация сказок «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», знаменитого романа «История одного города».
    • 1872 год – рождение сына Константина.
    • 1873 год – рождение дочери Елизаветы.
    • 1876 год – серьезное ухудшение здоровья.
    • 1880 год – в печать поступает роман «Господа Головлевы».
    • 1884 год – запрет журнала «Отечественные записки».
    • 1889 год – публикация романа «Пошехонская старина» и резкое ухудшение здоровья писателя.
    • 10 мая 1889 года – смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

    Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина

    • Слово «мягкотелость» было придумано Салтыковым-Щедриным.
    • Роман «Пошехонская старина» считается отчасти биографическим.
    • После первых попыток создания стихотворений Салтыков-Щедрин навсегда отказался от поэзии.
    • Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью».
    • Салтыков-Щедрин резко осуждал убийство Александра II.